Религиозное сознание в пандемическом обществе
Баев Павел Анатольевич,
кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры государственного и муниципального управления, Иркутский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматривается процесс изменения религиозного сознания в результате пандемия COVID-19. Обосновывается потребность веры в сверхъестественное в условиях пандемии. Выявляются индивидуальные и коллективные формы и черты адаптации к меняющимся условиям жизни в пандемическом обществе. Обозначаются основные проблемные зоны и смыслы «новой религиозности». Приводятся результаты авторского исследования изменений религиозного сознания россиян во время пандемии. Выявляются изменения произошедшие под влиянием пандемии в сознании россиян, которые касаются религиозного опыта, его субъективного переживания, религиозного мифотворчества и транс-символического осмысления новых символов и ориентиров религиозного сознания.
Ключевые слова: религия, религиозное сознание, пандемия, пандемическое общество, сверхъестественное, иррациональность, бриколаж, мифотворчество.
Пандемия COVID-19 изменила условия и качество жизни в разных странах и среди представителей различных социально-экономических групп. Она существенно повлияла на восприятие личного духовного и религиозного опыта отдельных людей и целых сообществ. Привычный, традиционный опыт приобщения к религиозному сознанию, к религиозным ценностям, представлениям и практикам разрушается на глазах. При этом, формируются альтернативные способы взаимодействия с религиозными институтами, тем самым меняется уровень религиозного сознаний.
Изменения, произошедшие в обществе, повлекли за собой трансформацию взаимодействия религиозных институтов с государственными структурами, с бизнесом, с общественностью. Это стало отправной точкой для изменения формата религиозного сознания россиян. Повышающие пессимистические и депрессивные взгляды населения на сложившуюся в обществе ситуацию меняют и отношение к религиозной ситуации в стране. Поэтому, актуально говорить о том, что благодаря пандемии религиозное сознание россиян меняется.
Публикации в СМИ и сети Интернет информации о том, что медицина не справляется с инфекцией, прививки не эффективны или том, что пандемия - это результат заговора способствуют нарастанию паники и общей социально-психологической напряженности в обществе, связанной со страхом смерти, потери работы, социальной неустроенности. Высокий стрессоген-ный уровень пандемии COVlD-19 влияет на смысложизненные цели и ценности людей, воздействует на их психологическое и физическое здоровье. В таких условиях опора на сверхесте-ственное становится одной из популярных сфер среди представителей разных социальных групп.
Следует предположить, что религиозное сознание на всех уровнях его
47
функционирования (индивидуальном и общественном, обыденном и концептуальном) оказалось высокочувствительным к воздействию условий пандемии COVID-19, и в его содержании наметились тенденции к трансформациям. Религиозное сознание - это система представлений и идей о трансцендентной реальности, совокупность чувственных форм, созданных воображением образов, характеризующихся символичностью, аллегоричностью, ди-алогичностью, сильной эмоциональной насыщенностью.
Вследствие волны психологического напряжения и апокалиптических страхов, поглотивших представителей различных религий и конфессий, активизировались процессы мифотворчества, появились «новые» пророчества и толкования священных книг, некоторые традиционные религиозные образы подверглись субъективным переработкам на фоне усиления религиозного бриколажа. Изменения затронули прежде всего индивидуальное религиозное сознание, обыденную форму его проявления. Как известно, процесс закрепления идей на уровне общественного сознания в его концептуальной форме требует достаточно продолжительного периода, в то время как пандемия COVID-19 длится недолго, на протяжении 2019-2022 гг. Однако такой временной диапазон достаточен для генезиса трансформаций народной религиозности, индивидуального и массового уровней религиозного сознания, отличающихся неустойчивостью к социальным изменениям.
Данные процессы исследуются через разнообразные подходы: взаимодействия социального и естественного (Гаврилова Ю.В., Жиронкина М.А. [3], Моторина И.Е. [4]) религиозного мифотворчества (Ардашев Р.Г. [1,2], Прилуцкий А.М. [8]), религиозного индивидуализма и бриколажа (Дансару-нова С.А. [5], Полюшкевич О.А. [7], Тре-скин П.А. [9,10]). Большинство авторов сходятся в том, что религия и религиозные институты могут смягчить социальную и индивидуальную адаптацию
людей к новым условиям, снять социальное напряжение в обществе и дать надежду на то, что все нормализируется. Именно этими вопросами мы стали заниматься для изучения особенностей религиозного сознания.
Особенности исследования
В исследовании, с использованием методики анкетирования, приняли участие 1200 человек в возрасте от 18 до 65 лет, 55% женщин и 45% мужчин, занимающих разный социально-профессиональный статус и проживающих в разных регионах РФ.
Также мы провели 4 фокус-группы с общим участием 35 человек (в возрасте от 18 до 65 лет, 50% женщин и 50% мужчин, все они проживают на территории Сибирского федерального округа), соответствующих основным выделенными социально-профессиональным группам. Длительность каждой 2,5-3 часа.
В процессе анализа полученных материалов мы применяли системный подход, анализ конфигурации языковых схем (TRAS), транс-символический анализ. Это осуществлялось в рамках концепций религиозного бриколажа (К. Леви-Стросс [6]) и религиозного мифотворчества (М. Элиаде [11]).
Результаты исследования
Религия важна для 45,7% опрошенных. При этом, верящими себя считают 67,5%. Воцерковленными или приобщенными к другой религиозной доктрине себя причисляют 78,2%. То есть, религия важный инструмент социального управления, она важна для многих членов общества, но для одних она остается данью традиции, для других формальным критерием, а для третьих - личным индивидуально-личностным выбором, позволяющим найти собственные жизненные приоритеты.
Без веры - нет смысла в жизни. Без понимания того, что есть что-то что выше тебя - нет принятия того, что у всего что с нами происходит - есть своя причина и свое следствие. И каждый из нас в этом мире творит лишь часть общей
48
истории - выполняя свою роль, свое предназначение в мировом балансе сил, где главным режиссером выступает Бог. Пандемия стала личным испытанием веры и то, как каждый проживет это время - определит то, кем он будет после ее завершения. (И.Н., писатель, 65 лет).
Значимость религии в культуре бесспорна. Насколько религия значима в жизни каждого человека, особенно в современном мире, требует всегда индивидуального ответа, так как она тотальна и всепоглощающа, но от индивидуального выбора каждого человека зависит то, открывает он свое сердце для Бога или нет. Особенно во времена потрясений и испытаний болезнями и войнами - мы очищаем свое сознание от всего наносного и остается только настоящее. (П.А., профессор, 60 лет).
Религия и религиозное сознание -это зеркало того времени, в котором мы живем. Чем больше веры в сверхъестественное, тем меньше уверенности в себе, в обществе, больше тревог и страхов. Чем больше опоры на рациональное и объективное, тем значимее воля и личный выбор, ответственность и здравый смысл. (Р.Г., юрист, 35 лет).
В результате анализа полученных данных мы выявили несколько сфер трансформации религиозного сознания, которые произошли под влиянием пандемии (это религиозный опыт, его субъективное переживание, религиозное мифотворчество.
Религиозный опыт и пандемия
Религиозный опыт складывается из чувств, восприятия событий, мыслей, которые свойственны человеку или продиктованы ему религиозным сообществом, в которое он включен. Благодаря этому взаимодействию происходит установление связи с миром сверхъестественного (Божественного).
Наши респонденты указывали, что до пандемии они были более рациональны (23,4%), больше опирались на себя, свой опыт (25,2%), были более уверенны в себе (24,7%) и в своем окружении (26,7%). То пандемия изменила
их мировосприятие. Появилось больше иррациональных вещей (об этом более подробно изложено в работах раскрывающих особенности конспирологиче-ских теорий в периоды кризисов и пандемий Р.Г. Ардашева и А.М. Прилуцко-го) 33,2%, менее уверены в своих знаниях и опыте (21,4%), меньше уверены в себе (22,1%) и не могут быть уверенны в своем окружении (23,3%). Таким образом, произошло изменение оценки воли, самосознания, эмоций и желаний.
Ограничение приобщения верующих к обычным ритуалам и практикам, приобщающих их к единству с объектом веры, приводит к повышению тревожности и стрессу. Самоизоляция обостряет чувство одиночества, всплывают глубинные страхи, актуализируются вопросы смысла жизни и экзистенцио-нальной тревоги. Об этом нам говорили участники фокус-групп.
Невозможность посещать храм стала для меня фатальной. Не то чтобы я каждый день туда ходила, но сам факт ограничения стал поворотным в том, что постоянная тревожность стала для меня постоянной. Не могу сказать точно почему - но постоянное беспокойство меня не покидает. Если раньше после посещения храма я успокаивалась хотя бы на какое-то время, то сейчас такой возможности нет. (М.Н., учитель начальных классов, 44 года).
С момента начала пандемии я стал себя чувствовать более одиноким. Друзья остались, но с ними все чаще по телефону или интернету общаемся, нет задушевности, посиделок на кухне. Есть страх, тревога и понимание того, что я один. Это страшно. И раньше мне казалось, что Бог со мной, сейчас нет такой уверенности, так как в церковь не сходишь, на ритуале не поприсутствуешь. Это также подчеркивает внутреннюю пустоту и надломленность. (Г.О., экономист, 38 лет).
Пандемия заставила меня задуматься, а для чего я живу, ради чего? Что по-настоящему важно лично я меня, а что пустое. У меня умер друг от ко-ронавируса, отец и я понял, что то, чтобы важно раньше для меня - сейчас
49
уже не имеет значения, важно то, ради чего я живу и какое место в моей жизни занимает Бог. (Т.Ю., юрист, 40 лет).
Субъективность религиозного опыта во время пандемии
Субъективность переживания религиозного опыта является таковой только потому, что сам человек его соотносит с этой сферой жизни. При ослаблении институциональной организации религиозного опыта происходит усиление индивидуальных интерпретаций (т.е. самостоятельное проведение отдельных практик и ритуалов). Из опрошенных, 42,4% стали проводить ритуалы и практики, молебны и другие религиозные процессы самостоятельно. Причем в ритуалах используют не специальные атрибуты и предметы, а домашнюю утварь, обыденные предметы обихода (32,3%), используют аудио и видеозаписи молитв и богослужений в сети Интернет (31,4%). Эти процессы ослабляют социальный контроль религиозных институтов над соблюдением доктрины осуществления ритуалов и обрядов, важных для разных конфессий.
Возможности социальных сетей и ютуб позволяют полностью закрыть информационную потребность приобщения к любым ритуалам и практикам. Я несколько раз в неделю включаю Сорокоуст, записанный на ритуале в Храме Христа спасителя. 20 минут и я полна сил и вдохновения. (Т.А., предприниматель, 37 лет).
Сегодня в интернете есть все ритуалы и практики. Находишь. Смотришь. Приобщаешься. Это технологически сейчас сделать в разы проще, чем когда-либо. (Н.К., строитель, 53 года).
Умение использовать сеть интернет для получения нового религиозного опыта бесценно. Это освобождает время, сохраняет здоровье, усиливать включенность в ритуалы и практики и в целом почувствовать свою близость с Богом. (А.А., машинист, 40 лет).
Переход в виртуальное пространство - это еще один инструмент изменения механизмов управления социальным поведением граждан. Цифровое
пространство создает новыми возможности взаимодействия со служителями различных религиозных конфессий. Это приводит к изменению функционирования самих религиозных организаций, а также и потребности, и возможностей россиян в приобщении к религиозным практикам как таковым.
Религиозное мифотворчество
Религиозное мифотворчество во время пандемии строится на том, что люди начинают искать в священных текстах пророчества и объяснения возникновения пандемии (39,4%). Появляются новые пророки (23,5%), которые интерпретируют послания и тексты, давая новые смыслы и интерпретации (от того, что пандемия - это искупление за грехи (37,9%), до того, что это начало конца света (42,2%).
Пандемия нам послана за грехи наши, чтобы мы искупили их, переоценили свою жизнь и обратились лицом к Богу, приняли и поняли его, а также простили за те испытания, что он нам посылает. (О.Р., врач, 49 лет).
Начало конца света пришлось на пандемию. Задача каждого - сохранить жизнь. (М.А., художник, 44 года).
Пророки разных времен указывали на то, что приход пандемии в мир - это способ убрать тех, кто уже не сможет что-то изменить в мире. И пандемия -это способность трансформировать мир. Пандемия - это результат плохой кармы и поэтому, мы должны принять то, что происходит сейчас вокруг и стараться не отягчать ее еще больше. (Р.Ю., студентка, 22 года).
Мифотворчество стало пониматься как способ интерпретации социальной реальности и воспроизводства социальных практик, позволяющих подключиться к религиозному опыту и духовно-нравственным ориентирам социального развития. Уход от рационально-осмысленного восприятия к иррационально-чувственному указывает на разрыв социальных смыслов и индивидуальной ответственности за свою жизнь и переживание духовного опыта и религиозного приобще-
50
ния к тем или иным институциональным практикам различных религиозных доктрин.
Религиозность строится через индивидуальный опыт соединения традиционных религиозных доктрин и эзотерических учений (48,7%), позволяющих абсолютизировать и консолидировать полученный ранее опыт двух и более людей, через такие же ритуалы и практики.
Сегодня нет возможности соблюдать чистоту веры или точность исполнения ритуалов. Сегодня важен индивидуальный опыт получения осознанности и благодати, а он значительно чаще получается через приобщение к эзотерическим нетрадиционным культурам, альтернативным моделям поведения, мышления и чувствования себя и мира. (С.С., медсестра, 26 лет).
Значимость мистического, религиозного опыта открывается не сразу. Это как слоенный пирог, где важно, что за чем идет, какой продукт получается в итоге. Это всегда личный процесс переосмысления и интерпретации реальности. (А.П., студентка, 23 года).
Индивидуальный опыт приобщения к религиозной системе дает возможность формирования личного опыта, личного восприятия и оценки социальной системы. (В.С., программист, 27 лет).
Бриколаж выступает следствием индивидуального сознания, но именно благодаря ему строится новая модель религиозного сознания. Построение последней - дело не одного года, даже десятилетия. Но начавшиеся моменты трансформации мы фиксируем уже сейчас, что позволит в будущем определить лицо нашей страны, а возможно и мира. Религии основываются на социальных событиях, их отражении в индивидуальном и массовом сознании, на интерпретациях событий, в которые помещен индивид.
Транс-символический анализ позволил выделить основные элементы религиозного сознания современников в условиях пандемии. Для этого мы просили участников исследования назвать
три слова, раскрывающих их понимание и видение религиозного сознания россиян в современной России (таблицу 1).
Таблица 1. Транс-символический анализ высказываний россиян, раскрывающих их понимание и видение религиозного сознания россиян в современной России (в %)
Категория До пандемии Во время пандемии
высказы-
ваний Характери- Про- Характери- Про-
стика цент стика цент
Аффектив- Чувствен- 62,2 Тревожное 78,5
ная ное Сложное 75,4
Личное 60,3 Разрушаю- 72,3
Открытое 59,9 щее
Когнитив- Знание 63,4 Пустота 75,6
ная Опыт 61,2 Одиноче- 72,7
Молитва 59,8 ство
Тоска 71,9
Деятель- Служит 58,8 Обнадежи- 77,5
ностная Молится 57,3 вает
Спасает 55,1 Виртуали- 73,3
зирует
Цифрови- 72,2
зирует
Как видно из таблицы, во время пандемии все категории высказываний стали более тревожными и депрессивными, до ее были или нейтральными или позитивными. Это субъективное восприятие тех процессов что происходят в обществе и оценки религиозного опыта и религиозного сознания в условиях пандемии.
До пандемии доминировал когнитивный уровень восприятия религиозного сознания, т.е. то, что знали, во что верили - то и было важно и определяло уклад и смысл жизни. Чувства и переживания были значимы лишь в той, мере, что позволяли принять и осознать новый опыт. А действия оставались лишь в рамках той религиозной доктрины, к которой принадлежал человек.
Во время пандемии доминируют аффективные смыслы в восприятии религиозного сознания россиян, то есть то, что чувствуют и ощущают респонденты. На втором месте, то, что они делают (перенос реальных практик в виртуальное пространство позволил существен-
51
но повысить количество тех, кто приобщается и изучает религиозный опыт и самостоятельно пытается проводить ритуалы и обряды). И менее всего проявлен когнитивный уровень (уровень знаний). В нем меньше всего уверенности, так как основная сфера знаний, представлений и суждений респондентов разрушена, новая еще не сформирована, поэтому сфера когнитивного опыта наполнятся альтернативными религиозными доктринами эзотерического характера, мистическим опытом, построенным вне рамок одного религиозного учения, а зачастую сочетает в себе элементы разных учений.
Выводы
Проведенное исследование показало трансформацию религиозного сознания через разные процессы осмысления и восприятия реальности.
Религиозное сознание на уровне религиозного опыта меняется на уровне ощущений и становится более иррациональным и мифологизированным; на уровне восприятия опирается на мистические откровения, а не логичное и рациональное осмысление ситуации; на уровне представлений изменяется восприятие того, как может строится взаимодействие с высшими силами (без участия в ритуалах и обрядах в религиозных учреждениях).
Все больше россиян прибегают не к институциональным религиозным практикам, а в силу ограничений на нахождение в закрытых помещениях, проводят ритуалы и обряды самостоятельно, применяя подручные средства для формирования религиозного опыта (религиозный бриколаж), используя видео и аудио записи ритуалов из сети Интернет.
Также религиозное мифотворчество и бриколаж выступают основными атрибутами религиозного сознания в условиях пандемии, где соединяются как традиционные религиозные ритуалы и практики, так и эзотерические и философские учения и подходы, которые через бриколаж встраиваются с общую систему социальных представлений россиян.
Транс-символический анализ позволил выявить увеличение пессимистических и депрессивных настроений среди россиян. Также оценка восприятия религиозного сознания перешла от четкого когнитивного восприятия на аффективное эмоционально-чувственное восприятие себя и религиозного опыта. Де-ятельностный уровень во многом переключился на виртуальное пространство реализации. Все вместе это указывает на смещение смыслов и значений религиозного сознания в современном пандемическом обществе.
Таким образом, пандемия COVID-19 запустила изменения в религиозном сознании россиян. Какие будут последствия данных трансформаций - вопрос открытый, но уже сейчас очевидно, что духовно-мистический и религиозный опыт наших соотечественников станет совершенно иным. Чтобы это лучше понимать - необходимо проводить больше исследований и апробаций материалов по вопросам религиозного сознания в условиях пандемии, а также использовать актуальные прогностические модели социального моделирования развития религиозного сознания, мировоззренческого опыта и смысло-жизненных ориентаций современников.
Литература
1. Ардашев Р.Г. Конспирологические теории в период пандемии: эффекты сознания // Социология. 2021. № 5. С. 74-81.
2. Ардашев Р.Г. Религиозность виртуального пространства в пандемическом обществе: особенности сознания // Социология. 2021. № 4. С. 2026.
3. Гаврилова Ю.В., Жиронкина М.А. Религии в условиях пандемии COV-Ю-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6(74). С. 36-40.
4. Гаврилова Ю.В., Моторина И.Е. Особенности трансформации религиозного сознания в условиях пандемии COVID-19: философский аспект // Гуманитарный вестник. 2021. № 3. С. 1-14.
52
5. Дансарунова С.А. Религиозная ситуация в Бурятии в условиях пандемии COVID-19 // Власть. 2021. № 2. С. 123-128.
6. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Москва, Республика, 1994, 384 с.
7. Полюшкевич О.А. Идентичность и солидарность: религиозность виртуального пространства // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации. Материалы Всероссийского научного семинара. Под общей редакцией А.П. Романовой, Д.А. Черничкина. 2020. С. 165-171.
8. Прилуцкий А.М. Коронавирусная инфекция и религиозные дискурсы медицинской конспирологии // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 33. С. 108-114.
9. Трескин П.А. Взрыв «новой религиозности» среди молодежи: причины и следствия // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе. Материалы всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, ИГУ, 2009. С.139-144.
10. Трескин П.А. Иррационализация духовности: ресурсы региональных религиозных организаций // В поисках социальной истины. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. 2020. С. 263269.
11. Элиаде М. Аспекты мифа. Москва, Академический проспект, 2010, 256 с.
RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN A
PANDEMIC SOCIETY
Baev P.A.
Irkutsk State University
The article discusses the process of changing
religious consciousness as a result of the COV-
ID-19 pandemic. The need for belief in the supernatural in a pandemic is substantiated. Indi-
vidual and collective forms and features of adaptation to changing living conditions in a pandemic society are revealed. The main problem areas and meanings of the «new religiosity» are indicated. The results of the author's study of changes in the religious consciousness of Russians during the pandemic are presented. The changes that occurred under the influence of the pandemic in the minds of Russians are revealed, which relate to religious experience, its subjective experience, religious myth-making and trans-symbolic understanding of new symbols and landmarks of religious consciousness.
Keywords: religion, religious consciousness, pandemic, pandemic society, supernatural, irrationality, bricolage, myth-making.
References
1. Ardashev R.G. Conspiracy theories during a pandemic: the effects of consciousness // Sociology. 2021. № 5. pp. 74-81.
2. Ardashev R.G. Religiosity of virtual space in a pandemic society: features of consciousness // Sociology. 2021. № 4. pp. 20-26.
3. Gavrilova Yu.V., Zhironkina M.A. Religions in the context of the COVID-19 pandemic: Russian experience // Society: philosophy, history, culture. 2020. No. 6(74). pp. 36-40.
4. Gavrilova Yu.V., Motorina I.E. Features of the transformation of religious consciousness in the context of the COVID-19 pandemic: a philosophical aspect // Humanitarian Bulletin. 2021. No. 3. S. 1-14.
5. Dansarunova S.A. The religious situation in Buryatia during the COVID-19 pandemic // Power. 2021. № 2. pp. 123-128.
6. Levi-Strauss K. Primitive thinking. Moscow, Respublika, 1994, 384 p.
7. Polyushkevich O.A. Identity and solidarity: religiosity of virtual space // Religious identity and intercultural communications. Materials of the All-Russian Scientific Seminar. Under the general editorship of A.P. Romanova, D.A. Chernichkin. 2020. S. 165171.
8. Prilutsky A.M. Coronavirus infection and religious discourses of medical conspiracy // Bulletin of the Irkutsk State University. Political science series. Religious studies. 2020. V. 33. S. 108-114.
9. Treskin P.A. Explosion of "new religiosity" among young people: causes and consequences // Culture and explosion: social meanings in a transforming society. Proceedings of the All-Russian Scientific and
53
Practical Conference, Irkutsk, ISU, 2009. P. 139-144. 10. Treskin P.A. Irrationalization of Spirituality: Resources of Regional Religious Organizations // In Search of Social Truth. Materials of the II International Scientific and Practical
11
Conference. Under the general editorship of O.A. Polyushkevich, G.V. Druzhinin. 2020. S. 263-269.
Eliade M. Aspects of myth. Moscow, Academic prospectus, 2010, 256 p.
54