Научная статья на тему 'Религиозное сознание россиян в истории страны'

Религиозное сознание россиян в истории страны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ РОССИЯН / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN PEOPLE / MASS CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лобазова Ольга Федоровна

Религиозное сознание россиян на различных этапах жизни общества, церкви и государства обладает различными характеристиками и в соответствии с ними выполняет различные функции. Содержание религиозного сознания россиян неоднократно подвергалось внешнему влиянию, но сохранило свои особенные черты гуманизм, полифоничность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN PEOPLE IN THEIR COUNTRY'S HISTORY

Russian people's religious consciousness at various stages in the life of society as well as in the life of the church and the state is endowed with different features and, respectively, it performs different functions. The content of the Russian people's religious consciousness was on many occasions exposed to external influence but still preserved its particular features humanism and polyphony.

Текст научной работы на тему «Религиозное сознание россиян в истории страны»

О.Ф. Лобазова

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ РОССИЯН В ИСТОРИИ СТРАНЫ

ЛОБАЗОВА Ольга Федоровна - кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Российского государственного социального университета (e-mail: yashik_2.0@rambler.ru)

Аннотация. Религиозное сознание россиян на различных этапах жизни общества, церкви и государства обладает различными характеристиками и в соответствии с ними выполняет различные функции. Содержание религиозного сознания россиян неоднократно подвергалось внешнему влиянию, но сохранило свои особенные черты - гуманизм, полифоничность. Ключевые слова: религиозное сознание россиян, массовое сознание.

Сегодня религиозность российского общества развивается в сложных условиях, во многом обусловленных историей страны, которой свойственны многонациональность населения, многоконфессиональность, исторический опыт мирного сосуществования наций, народов и вероисповеданий, культурная доминанта православия, полифоничность светской культуры, мессианские социальные идеи и этико-эстетическое восприятие мира как черта массового сознания.

В первые столетия после принятия христианства образ мыслей, бытовые отношения и религиозные обряды в большой степени зависели от языческой культуры древних славян. При крещении Руси речь шла о создании культуры на конфессиональной основе. Но влияние православной церкви на формирование светских институтов власти было не столь существенно, как римской, отсутствовала борьба власти светской и духовной. Влияние классического наследия Византии было ограниченно.

Этим объясняются особенности духовного развития в период распространения христианства. Введение христианства князем поставило церковь в особое положение. Исключалась борьба между церковью и государством, что препятствовало обновлению православия вместе с обществом. Даже во времена самых умеренных реформ церковь выступала на стороне консервативных сил. Это снизило возможность социального влияния церкви на духовное развитие общества.

В Киевской Руси религия существовала в двух формах - славянском язычестве и христианстве восточного варианта. Содержанием религиозного сознания населения является уникальное образование - двоеверие. Христианство было принято мирно в связи с особым характером славян-

ского язычества (отражающим племенной характер ведущих общественных связей и особенности режима военной демократии). Религиозное сознание той эпохи характеризуется относительным единством элитарного и массового сознания. В элитарном сознании на первое место выдвигаются идеи и теории священности светской власти, в массовом - представления о единстве мира и обязанности власти поддерживать его. Христианство на Руси проникается идеей государственности и державности, а церковь становится помощником государства.

В период феодальной раздробленности православная церковь поначалу оказалась единственной организацией, сохранявшей ощущение народного единства, встав выше удельных границ. В киевский период Русского государства происходит принятие христианства, религии, на долгие века определившей мировоззрение, культурные и нравственные ценности наших предков.

Формирование содержания и форм религиозного сознания жителей страны в период Московского царства происходило под влиянием национально-освободительной борьбы с захватчиками, расширения земель и роста числа народов в составе государства, под влиянием обстановки государственного кризиса (Смуты) и иностранной интервенции. Все это привело, с одной стороны, к росту национального самосознания и патриотических настроений. С другой стороны, эти процессы породили снижение культурных потребностей в связи с объективными трудностями и практическими потребностями каждодневного хозяйствования; активизацию языческих элементов в религиозных представлениях в связи с ассимиляцией культуры присоединенных народов; снижение остроты непосредственных религиозных переживаний и чувств из-за непомерных нагрузок, выпавших на долю народа. Элита общества ведет себя противоречиво. Только отдельные яркие ее представители берут на себя груз исторической ответственности, что укрепляет в массовом сознании представления об исключительной роли личности в истории. Церковные деятели в основном подражают элите. Среди православных четко видны две группы - формально верующие и верующие истово. Это происходит на фоне появления в составе страны других вероисповедных групп, состоящих не из отдельных представителей чужих стран, а из целых народностей со своей исконной территорией и культурой.

К концу периода существования Московского царства эти процессы приводят к образованию внутри только что родившейся великорусской нации двух культур и сущностей сознания: элита разделилась на «соглашателей» и «обновленцев» (обе группы признали западные по сути реформы, но сыграли в них разные по степени активности роли); массы разделились на группы «равнодушных» (спокойно принявших все религиозные новшества) и «ревнителей» (отстаивавших свое представление о вере). Москов-

ский период в жизни страны стал последним, в котором можно увидеть достаточное количество людей, заинтересованно относящихся к содержанию и формам религиозной жизни, причем некоторых активных деятелей такого типа можно было увидеть среди представителей высшего класса. Для «равнодушных» заменителем полноты переживания религиозного чувства (которого они лишились по причине дистанцирования от возможностей церковной практики) стало чувство национальной исключительности, вера во всемирную миссию православия и вера в божественность личности своего царя. К концу периода Московского царства церковь приобретает авторитет, набирая полицейские функции, но во многом теряет статус и перспективы развития.

В имперский период массовое сознание разделяется на независимые и не связанные части. Элитарное сознание окончательно отдаляется и противопоставляется народному. В элитарном сознании происходит противопоставление официальной идеологии и оппозиционных идейных течений, в нем разделяются и конфликтуют светское и религиозное мировоззрение. Последнее представлено церковными деятелями и философами вне рамок богословия. Церковное богословие теряет свою лидирующую роль в религиозной тематике, переживает застой; религиозные философы за рамками богословия все внимательнее присматриваются к опыту Запада. Элитарное сознание в целом оторвано от интересов народа, вольно трактует смыслы и формы народной жизни. Массовое сознание пропитано ненавистью к угнетению, стремлением к воле и жаждой мщения, до поры не проявленного из-за задавленности повседневным тяжелым трудом и непросвещенности.

Живое религиозное чувство находит способ проявиться в формах, которые не всегда одобряются церковным руководством - в поиске чудес и пророков, святых источников и целителей, характерном для предреволюционного времени. Представители элиты, неравнодушные к вопросам веры, также ищут удовлетворения своих потребностей вне православной церкви, в мистике, инославии (например, буддизме), сектантстве. Все это служит почвой для фанатиков, шарлатанов, провокаторов. В массовом сознании усиливаются языческие представления, растет интерес к магии, знахарству, ведовству. Тем не менее царистские идеи пронизывают сознание элиты и масс, являются стержнем для построения концепций, в которых осуждается личность конкретного самодержца, но идеализируется институт самодержавия.

Религиозно настроенная интеллигенция, часть дворян и чиновников в начале ХХ в. вступает на путь христианизации. Но переоценивать данное явление не стоит, так как интеллигенция в широком плане была атеистически настроена, охвачена нигилизмом, позитивизмом, материализмом. Православная церковь подвергалась критике (во многом справедливой)

со стороны практически всех сословий и идейных позиций. Обладая огромными материальными и административными ресурсами, церковь не была опорой масс, не пользовалась их полным доверием, действия большинства рядовых служителей вызывали насмешку и заслуженную критику.

В 1917 г. с установлением новых социальных отношений и созданием нового государства кардинально изменились государственно-церковные отношения, формы проявления религиозности сознания масс и деятельность религиозных организаций. В результате антицерковной и антирелигиозной политики Советского государства к 1939 г. организационная структура Русской православной церкви оказалась разгромленной. Возникла угроза существованию патриархии, под нажимом государства церковь начала уходить в подполье. Однако под влиянием внешних и внутриполитических обстоятельств с сентября 1939 г. государство приостановило антицерковную деятельность и начало создавать видимость религиозной терпимости. С конца 1940 г., обеспокоившись внезапным подъемом церковной жизни, режим возобновил преследование церкви. К началу Великой Отечественной войны советское общество подошло, сохраняя тенденции к внутреннему расколу.

На ранних этапах советского периода содержание элитарного сознания полностью сливается с официальной государственной идеологией за счет уничтожения старых и выращивания новых социальных слоев, генерирующих и репродуцирующих культуру. Новая элита постоянно обновляется в ходе репрессий и чисток, борьбы с «уклонами». Это снижает интеллектуальный уровень и сводит на нет оппозиционность режиму, характерную для интеллектуальных слоев. Старая элита вытесняется из активной общественной жизни, подвергается критике и уничтожается физически. В элитарном сознании устанавливается единомыслие. Массовое сознание как никогда приближается по содержанию к официальной идеологии, находится под влиянием элитарного сознания. Традиционалистское мышление сохраняется только в крестьянской среде и у той части населения, которая оказалась не включенной в актуальные сферы производства и не охвачена массированной пропагандой. Пролетарская часть населения покорена революционными идеями, возмещающими для них потребность в религиозном переживании. Впервые в общественном процессе в качестве самостоятельного субъекта участвует молодежь - продукт воспитательной работы пионерии и комсомола. Молодежь охвачена энтузиазмом, видит в советской власти возможность реализовать свои возможности.

Складываются три типа сознания - атеистическое, религиозное про-тестное и религиозное компромиссное. Им соответствуют три типа поведения - принявшие новый строй (социальные слои, наиболее претерпевшие во время самодержавия), затаившиеся (те, кто сознательно не принимал новый строй и в глубокой конспирации ждал удобного момента для высту-

пления против него), замершие (те, кто не вписался в новый строй, но не строил планов относительно возможной борьбы с ним). Противоречия между разными типами массового сознания не могли найти разрешения, поскольку началась Великая Отечественная война, но каждый из названных типов сыграл свою роль в народной борьбе против захватчиков.

С июня 1941-го по сентябрь 1943 г. государственно-церковные отношения претерпевают эволюцию - от невмешательства и осторожного наблюдения до сотрудничества и взаимных уступок. В 1943 г. в стране начинается некоторый религиозный подъем, связанный с победами на фронте и изменением политики государства. На переломе войны полностью изменилось положение церкви в государстве - от нелегального к полулегальному. В обмен на доселе невиданные привилегии правительство Сталина стало активно использовать церковь в своих интересах, прежде всего внешнеполитических. Произошедшие изменения привели к стихийному подъему религиозности населения, что вынудило контролирующие государственные органы принимать контрмеры. К концу войны в рядах партийной номенклатуры начало формироваться резко враждебное церкви движение, оппозиционное проводимой Кремлем политике сотрудничества с Московской патриархией. Церковная структура продолжала активно развиваться и набирать силу.

В ходе войны Московская патриархия благодаря патриотической позиции получила новый статус в государстве. Была возрождена церковная структура, ликвидированы многие расколы. После войны Коммунистическая партия в отношениях с религией не возвращалась к методам 19201930-х гг. Но самым важным для церкви было создание условий для религиозного возрождения в СССР. Страшные испытания, обрушившиеся на наш народ, не просто подтолкнули людей к вере; они оживили религиозные представления об индивидуальной и народной судьбе, дали церкви возможность для дальнейшего существования в рамках существующей идеологической системы.

Кроме названных характеристик государственно-церковных отношений можно назвать ряд итогов войны, сказавшихся на последующем содержании общественного сознания.

Во-первых, религиозная вера отдельных людей под влиянием тяжелых испытаний как возрождалась, так и угасала. Причем она могла угаснуть вовсе (когда человек, переживший потери и утраты, приходил к полному отрицанию религии), так и угаснуть как привязанность к православию (поворот в сторону нетрадиционных для населения религиозных организаций), что породило послевоенный бум протестантских организаций и различных религиозных сект.

Во-вторых, православная вера на личном уровне подверглась огромным испытаниям не только войной, но и тем, что Русская православная

церковь, пытаясь выжить, попустительствовала нарушениям общечеловеческих принципов в победившем государстве. Так, принцип равноправия наций, характерный и для христианства, и социализма, подвергся большим коррективам в реальной политике страны - выселение и ссылка целых народов в связи с наличием некоторого числа предателей вынудила многих людей пересмотреть свое отношение к жизни. Достижение определенного «понимания ситуации» было связано с воцарением равнодушия к основным моральным проблемам как в православном сознании, так и в официальной идеологии.

В-третьих, общая дегуманизация жизненных обстоятельств в условиях фронта и военизированного тыла породила обстановку, в которой почти нормой стали выплески агрессии, проявления ненависти по социальному и национальному признакам. Если в начале войны народ приходилось убеждать, что ненавидеть и убивать врага - это правильно и достойно, то к концу войны приходилось принимать меры для снижения проявлений жестокости (особенно в действующей армии). С фронта возвращались люди с частично травмированной психикой. В тылу подросло молодое поколение, воспитанное в условиях постоянной нехватки внимания, заботы, материального обеспечения и духовного развития. Моральные нормы мирного времени им казались изжитыми и косными. В этих условиях начинался тяжелейший период восстановления народного хозяйства.

Послевоенный период отмечен нарастанием противоречий социально-экономического развития, неразрешенных первоначально по причине отсутствия профессионализма и компетентности у представителей правящей элиты, а затем - вследствие прямого отказа от социалистических устремлений. Результатом стало нарастание социальной напряженности в обществе, выразившееся прежде всего в национальном и религиозном противостоянии. Общий темп социально-экономических и политических изменений был настолько высок, что в течение жизни одного поколения происходили кардинальные перемены, требовавшие неоднократной адаптации к новым явлениям. Традиционные психологические механизмы приспособления и защиты личности оказывались мало эффективными в такой ситуации. Большинство людей находило выход в отстранении от действительности, в погружении в мир внутренних переживаний, в поиске индивидуального источника положительных эмоций.

Массовое и элитарное сознание в поздний советский период подвергаются испытаниям, с одной стороны, мирной жизнью и достатком (пользоваться которыми можно только при определенных условиях), с другой - реальной социальной бесправностью и ростом могущества криминалитета. Нарастает кризис в моральной сфере, отражающий расхождение официального морализаторства и действующих нравов. В этой ситуации массовое и элитарное сознание вновь распадаются. Массовое сознание пере-

живает упадок нравов и отказ от любой официальной идеологии, в том числе идеологии Русской православной церкви. В массовое сознание активно проникают идеи протестантских религиозных организаций, сект, называющих себя православными, различных религиозных обществ и объединений. До определенного времени эти организации вели свою деятельность нелегально, что придало участию в них ореол «борьбы с режимом».

Элитарное сознание разделилось на официальное и неофициальное (впервые в советское время). Атеистическое элитарное сознание, претендуя на отражение официальной идеологии, представляет два течения -атеизм непримиримого (советского) типа, ориентированный на борьбу с религией и любыми религиозными организациями, и атеизм компромиссного (западного) типа, предпочитающий нейтралитет в отношении религии и сотрудничество с традиционными организациями.

Религиозное элитарное сознание, представленное в идеях литературы, публицистики, драматургии, разделилось на три течения. Религиозность протестантского типа («западники» советской культуры) ориентирована на либеральные ценности индивидуализма. Религиозность православного типа («почвенники») направлена на усиление роли традиционных ценностей русского народа - общинности, коллективизма, государственной целостности. Представители обоих течений заинтересованы в решении вопросов государственного устройства, национальной политики и международного влияния. Представители третьего течения в неофициальной составляющей элитарного сознания - религиозности экзотического типа -заняты поисками путей расширения сознания методами психологического экспериментирования, мало интересуются проблемами социального строительства.

Религиозное оживление конца 1970-х гг. связано с деятельностью интеллектуального слоя творческих и научных работников. Оно происходит за счет обращения к истории государства. Главным мотивом является привлечение внимания общества к необходимости покаяния за годы репрессий. Русская православная церковь приходит в этот процесс религиозного оживления первоначально как один из участников, не пытаясь его возглавить. Это обусловлено тем, что РПЦ всеми событиями предшествующего времени была втянута в политическую жизнь без права голоса, всего лишь как орудие, и боролась за выживание и самосохранение доступными средствами. При этом она неизбежно теряла свой авторитет, навыки и социальную базу. Новый период в развитии страны позволил церкви включиться в течение реальной жизни с позиций активного участника, обладающего несомненным достоинством - репутацией, не омраченной участием в репрессиях, жестокостях и несправедливых решениях власти.

Конец ХХ - начало XXI в. расценивается представителями религиозных организаций как период духовного смущения, принятия главных реше-

ний, когда не только отдельные люди выбирают свой мировоззренческий путь, но и религиозные организации, стоящие на страже чистоты вероучения, испытывают давление перемен и ищут новые способы освоения потенциала вероучения. Подобные черты характерны для религиозного сознания на всем постсоветском пространстве, исторически связанном с Россией.

Изменения в религиозности россиян обусловлены социально-экономическими процессами, происходившими в стране. Приход к власти патриотически ориентированных управленцев стимулировал распространение идей национального и государственного достоинства, обращение к культурно-историческому наследию, к содержанию которого, несомненно, относится религия. Произошло изменение содержания и правовых форм государственно-церковных отношений. В конце ХХ - начале XXI в. в России наблюдается бурный рост числа официально зарегистрированных религиозных организаций. Растет число религиозных общин, официально входящих в состав ранее действовавших религиозных организаций.

Результаты социологических опросов показывают устойчивое увеличение числа людей, относящих себя к тому или иному вероисповеданию на основе этнической и культурной самоидентификации. Одновременно с этим происходит значительное распространение нетрадиционных для России религиозных организаций, имеющих центры и значительные материальные ресурсы за рубежом. Социологические опросы показывают, что уменьшается число тех, кто твердо относит себя к атеистам, но с увеличением числа колеблющихся или заявляющих о полном равнодушии к религии численная основа секулярности убывает не столь значительными темпами, как хотелось бы членам религиозных организаций. Парадоксально то, что вера в астрологию, магию, НЛО и прочие фантастические символы захватывает и верующих (определивших свой вероисповедный выбор) и неверующих (находящихся вне религиозных организаций и вероисповедания) людей.

Особенностью российского массового сознания является способность ассимилировать различные представления, откликаться на новые предложения информационного рынка. Это проявилось во внезапно активизировавшемся в 1990-е гг. интересе к вероучениям протестантских деноминаций, ранее не представленных в нашей стране или чья деятельность велась до того времени скрыто. Эти организации применили для завоевания адептов отточенные и эффективные методы, оптимизация которых наблюдается до сих пор.

В современном обществе действуют силы, имеющие институциональный характер и способные оказать значительное влияние на состояние общественного сознания, на сочетание и взаимоотношение религиозного и светского компонентов в культуре - органы власти, система образова-

ния, информации и пропаганды (СМИ), учреждения культуры, творческие организации и союзы, а также сами религиозные организации (или их актив).

Тенденции в развитии религиозности на современном этапе проявляются в следующих процессах. Рост числа людей, считающих себя последователями вероучений, сопровождается снижением степени влияния атеизма как мировоззрения, обеспечивающего светский характер власти и научный характер прикладных и теоретических исследований природы и общества. Повышение роли религиозных организаций в политических и культурных процессах сопровождается снижением авторитета науки и светского свободомыслия в сфере образования. Возможность свободного выбора типа мировоззрения в условиях снижения роли естественнонаучного атеизма приводит к выбору нетрадиционных для России вероучений протестантского типа или к приверженности эзотерическим, мистическим и языческим учениям и организациям. Приоритет православной традиции сказывается на состоянии межконфессиональных отношений.

Распространение политического влияния иерархов Русской православной церкви сопровождается повышением требований общества в целом и отдельных верующих к качеству всех звеньев религиозной организации. Число священнослужителей не удовлетворяет потребности верующих, меры по стимулированию прироста кадров священнослужителей оборачиваются снижением их качества. Повышение роли правовых методов регулирования государственно-церковных отношений сопровождается снижением степени удовлетворенности достигнутым состоянием равноправия со стороны различных религиозных организаций.

Все это дает основание сделать определенные выводы. Среди черт, присущих религиозному сознанию православных россиян на протяжении всего периода существования русского варианта христианства, можно назвать следующие.

1. Отношение к церкви, как институту, выражающему вероучение в цельности и истинности, имеет характер отклоняющегося маятника - в периоды системных социальных кризисов доверие к церкви значительно падало вплоть до полного необоснованного отрицания значимости церкви (но не веры), а в периоды начинавшегося преодоления кризисов все надежды и чаяния масс концентрировались вокруг института церкви, возлагая на нее подчас нереальные задачи.

2. Состояние церковного народа, его способность показывать примеры нравственного и человеколюбивого поведения, его способность генерировать философские идеи и пропагандировать вероучение, всегда зависели от того, насколько точно церковная иерархическая верхушка отражала действительные интересы развития страны, нуждающейся в единстве

и эффективном управлении, и народа, нуждающегося в справедливости и свободе.

3. На протяжении всей истории русского православного христианства центральными интересами, вокруг которых объединялись элитарные и массовые слои верующих, а также священнослужители всех уровней, являлись интересы державы - оплота справедливости и нравственности в православном понимании.

4. В массе верующих на протяжении долгого времени интересы личностного развития и индивидуального материального благополучия всегда увязывались с интересами непосредственного окружения, делая центральными понятия совести, стыда, прощения и взаимопомощи.

Все силы общества, занимающие гуманистические позиции, должны стать сторонниками и союзниками церкви в нравственном возрождении народа, утверждении гражданского согласия, нравственной чистоты, творческого труда. Для этого необходимы знания и умения, позволяющие преобразовывать окружающий мир; нравственные убеждения и способность их реализовать и отстаивать, чтобы все преобразования мира шли только на пользу людям; нужна способность слушать и слышать другие мнения, необходима веротерпимость, чтобы ничьи представления об истине не заменили нам саму истину.

Список литературы

Аксютин, Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 годах. - М., 2004.

Алексеев, В.И. Роль церкви в создании Русского государства: период централизации. - СПб., 2004.

Одинцов, М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. - М., 1995.

Фурман, Д.., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е годы XX - начале XXI века. - М., 2006.

Цыпин Владислав, протоирей. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. - М., 2006.

© Лобазова О.Ф., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.