УДК 231.7 (470) "13/14"
О. Ф. Лобазова
Концепт «Божьей защиты» в религиозной и общественной мысли России
В статье рассматривается значения идеи Божьей защиты для русского общества на разных этапах его развития. Утверждается, что этот концепт сформировался в XIV-XV веках, формализовавшись в сфере религиозной мысли в виде представлений об исключительной роли икон и молитв. Однако при дальнейшем развитии в условиях тесной связанности религиозной и общественной мысли идея Божьей защиты воплотилась в жизни всего общества, реализовавшись в политических установках концептуального и обыденного сознания и определив модель государственно-церковных отношений на длительный исторический период. Концепт Божьей защиты, возникнув в отдаленные исторические периоды, оказывает значительное влияние на современные представления о свободе и ответственности личности, о целях и способах личного и общественного потребления, об отношении к традициям и ценностям исторических общностей, проживающих на территории России.
The article considers the meanings of the idea of God's protection for Russian society at various stages of its development. It is asserted that this concept was formed in the fourteenth and fifteenth centuries, formalized in the sphere of religious thought in the form of ideas about the exclusive role of icons and prayers. However, with further development in the context of close cohesion of religious and social thought, the idea of God's protection was embodied in the life of the entire society, realized in the political attitudes of conceptual and everyday consciousness, and defined the model of state-church relations for a long historical period. The concept of God's protection, having arisen in remote historical periods, has a significant influence on contemporary ideas of the freedom and responsibility of the individual, of the purposes and methods of personal and public consumption, of the attitude to the traditions and values of historical communities living on the territory of Russia.
Ключевые слова: идея Божьей защиты, концепты общественного сознания, современное сознание, религиозные идеи, менталитет, религия.
Key words: idea of God's protection, concepts of public consciousness, modern consciousness, religious ideas, mentality, religion.
Исходными положениями методологического характера для дальнейшего изложения служат три тезиса.
Во-первых, утверждение о том, что главные идейные концепты, определяющие особенности российского менталитета, первоначально
© Лобазова О. Ф., 2017
сложились уже в русской средневековой религиозной и общественной мысли Х1У-ХУ вв. как представления: о силе русского народа и его властителей; о русском православии как единственно истинном христианстве; об особой миссии русского православного народа и его государя в сохранении чистоты христианской веры и достижении социальной справедливости; о высоком уровне нравственных требований, обращенных к личному миру верующего, выполнение которых ведет к спасению души.
Во-вторых, тезис о том, что все эти представления целостно отразились в идее Божьей защиты, которая первоначально формализовалась в сфере религиозной мысли, постепенно закрепляясь в идеях массового сознания. В религиозной сфере распространились представления об особой роли таких предметов культа как иконы, которые, приобретая исключительное символическое значение, становились участниками важнейших исторических событий; а также утверждается об особой роли молитвы, которая, выполняя охранительную функцию, присутствует во всех сферах и на всех уровнях жизни верующих. Идея Божьей защиты на уровне массового сознания воплощается в ожидании и лицезрении разнообразных чудес.
В-третьих, утверждение о том, что в условиях тесной связанности религиозной и общественной мысли идея Божьей защиты воплотилась не только в жизни церкви, создав основание для богословского творчества, но и в жизни всего общества, реализовавшись в политических установках концептуального и обыденного сознания и определив модель государственно-церковных отношений на длительный исторический период. Эта идея продолжает играть свою важную роль в сознании и деятельности современного общества.
Формирование идейных концептов сознания российского общества
В Х1У-ХУ вв. были сформированы и эксплицированы: во-первых, идеи необходимости государственной независимости и единства, приоритета интересов государства, задачи государства как защитника чистоты православия и церкви; во-вторых, идеи первоочередности идеологической и нравственной функции церкви; в-третьих, идея «самовластия» личного духа, религиозного индивидуализма; в-четвертых, универсальные идеи, объясняющие взаимосвязь событий вселенского масштаба - это идеи исторического провиденциализма, миссии православного государства и его государя, церкви и народа (отразившиеся, в том числе, в концепте «Москва - третий Рим»).
Именно в этих универсальных идеях, по нашему мнению, в наибольшей степени реализовался общественно-политический и социальный смысл идеи Божьей защиты, который получил развитие в последующие исторические периоды и воплотился в трансформированном виде в идейных концептах мессианизма, универсального детерминизма и нравственного максимализма.
Непосредственным наследником достижений упорной духовной деятельности мыслителей Х1У-ХУ вв. стала русская религиозная и общественная мысль середины ХУ1 в. Исследователи называют ХУ1 в. «золотым веком» русской общественно-политической мысли.
т у 1 ' ^ о ^ ^
Идея Божьей защиты и связанный с ней религиозно-политический смысл концепта «Москва - третий Рим» актуализировались в период иностранной интервенции, когда отмечался рост национального самосознания. Эту же идею отражают официальная трактовка Смуты и объяснение причин воцарения новой династии, которая была выработана в окружении царя Михаила и его отца - патриарха Филарета. В целом результаты, с которыми Россия преодолела Смуту, - правовое оформление самобытной русской формы правления, соответствующей экономическому, политическому и культурному развитию народа, населявшего тогда Россию, - оценивается в настоящее время как высокое достижение на пути развития российского общества:
«Наш праздник 4 ноября - День народного единства, который некоторые поверхностно называют "днем победы над поляками", на самом деле - это "день победы над собой", над внутренней враждой и распрями, когда сословия, народности осознали себя единой общностью - одним народом. Мы по праву можем считать этот праздник днем рождения нашей гражданской нации» [23].
Воодушевляемые идей Божьей защиты, духовные силы русского народа, представляемые церковью, всецело были посвящены одному историческому делу - созданию и укреплению государственного единовластия. Вера в царское самодержавие, мистическое отношение к нему - один из элементов русского православия, которое сливалось с народом в самодержавном помазаннике. В результате сложилась знаменитая триада: православие, самодержавие, народность. Неоднократно раскритикованная, эта триада, тем не менее, длительное время определяла направления идейного воздействия на общественное сознание российского общества и служила обоснованием традиционных ценностей.
Идея Божьей защиты воплотилась как в религиозной, так и в социально-политической сферах жизни, выразившись в концепциях богословского и общественного звучания. Полагаем, что религиозная и общественная мысль Руси Х1У-ХУ вв. послужила прочной основой и своеобразной «стартовой площадкой» для последовавшего периода расцвета русской культуры. Можно утверждать, что именно в этот период формируются стойкие характеристики сознания и поведения русских людей, прочно закрепившиеся в практике на бессознательном уровне и до сих пор определяющие некоторые разнонаправленные черты русского менталитета - способность к длительному напряжению сил и жизни в перманентно тяжелых условиях, стремление к коллективной организации производства, тяга к рефлексии, предельная высота целей и идеалов, приверженность к большим пространствам, готовность к межкультурным контактам и многое другое (пренебрежение расчетом и планированием, готовность к неоправданному риску, лень и беспечность). Идея Божьей защиты в данном случае проявилась в уповании на «адресное» покровительство божественных сил, которое оказывается каждому православному человеку и всему православному народу в его каждодневных трудах.
Несомненно, современная жизнь проходит в других условиях и полное заимствование прежних идей, методов и способов их пропаганды и воплощения не только невозможно, но и вредно. Однако некоторые аспекты идей русских мыслителей Х1У-ХУ вв. являются актуальными до сих пор, поскольку их влияние обнаруживается в сознании и деятельности людей.
Идея Божьей защиты на современном этапе
Наиболее зримо проявляются в современной жизни такие аспекты идей русских мыслителей древности, как, во-первых, проблема «самовластия» человека, звучащая в современной трактовке как проблема свободы и достоинства личности, и связанная с ней проблема аскетизма, что сегодня понимается как умеренность потребления; во-вторых, проблема иерархии интересов государства и личности, не теряющая своей злободневности с тех далеких времен, и связанная с
ней проблема источника власти; в-третьих, проблема полномочий
^ ^ ^ ^ 1 / церкви в политической, социальной, культурной и иной сферах (признание за церковью функций, присущих самостоятельному социальному институту, определяет уровень развития гражданского общества). И для всех этих аспектов идея Божьей защиты является стержневой, так как в одних случаях определяет границы дозволенной человеку инициативы, а в других - задает высоту идеальных требований к поведению человека.
Идея «самовластия» души и аскетизма в наше время. «Самовластие» души - это, согласно богословскому толкованию, свобода выбора способов деятельности, которая определяет вклад человека в исполнение Божественного замысла. Современное православное богословие утверждает:
«Свобода позволяет человеку преуспевать в восхождении к духовному совершенству, но вместе с тем включает в себя и опасность преслушания, выхода из подчинения Богу и через то - грехопадения, трагическим последствием которого является существование зла в мире» [7].
Свобода обязательно сочетается с ответственностью за результаты деятельности, которая должна быть активной, целенаправленной и нравственной. «Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности» [19], признающей равное достоинство каждой личности и предъявляющей высокие требования к собственной персоне.
Православные богословы утверждают, что всеобщее признание высокой ценности человеческой личности может быть предпосылкой более широкого сотрудничества в области миротворчества. В данном случае принцип свободы и достоинства «самовластной» личности имеет прямое отношение к нормам веротерпимости, мирного сотрудничества и социальной солидарности. Светские исследования по данным проблемам зачастую выражают такие же мысли, когда речь идет о целях и ценностях человеческого существования [3; 5; 9], о нормах толерантности и диалога культур, о свободе совести [11; 12; 15; 18]. «Православная Церковь исповедует, что любой человек, независимо от цвета кожи, религии, расы, пола, национальности, языка, создан по образу и по подобию Божию и является равноправным членом человеческого сообщества» [7]. Эта позиция, по мнению автора, полностью совпадает с трактовкой принципа равноправия, являющегося частью комплекса так называемых общечеловеческих ценностей.
Почти полное совпадение (кроме подходов в аргументации) наблюдается в светской и богословской трактовке современной практики потребительского и расточительного отношения к индивидуальным и коллективным ресурсам. Официальные документы церкви подтверждают, что «озабоченность Церкви вызывает усиливающееся навязывание человечеству потребительского образа жизни, лишенного опоры на христианские нравственные ценности» [7]. О необходимости пересмотра норм потребления и изменения уровня требовательности к самому себе говорят в современном обществе педагоги, психологи, социологи, философы [4; 10; 14]. Все это является
подтверждением актуальности идей «самовластия» души и аскетизма в потреблении материальных благ, онтологически связанных с идеей Божьей защиты.
Идеи этатизма и сакральности власти на современном этапе. Толкование смысла приоритета общих ценностей над индивидуальными претерпело наибольшие внешние изменения. В современном богословском понимании приоритет принадлежит не институциональным (государственным), а общественным (национальным) интересам. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное государство теперь носит светский характер. Это признано церковью как факт, и потому самому институту государства даны соответствующие пояснения:
«Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно» [19].
Но что касается такой общности как народ (нация), то в современном богословском толковании считается, что в ней сосредоточены все свойства, обусловленные Божьим промыслом.
«Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам» [19].
Версия сакральной сущности власти в настоящее время оказывается невостребованной на концептуальном уровне сознания. Однако представления о функциях государства и его главной задаче по поддержанию справедливости остаются темой богословия и являются общими для российского духовного пространства. Концепция социального государства, основные положения которой закреплены в Конституции страны, опосредованно, но отражает некоторые черты идеи православного царства, в котором власть стоит на страже целостности мировоззренческих и нравственных идеалов, устраивает жизнь подданных по нормам «правды» (справедливости). Действуя именно так, государство соответствует возложенным на него Церковью надеждам.
Проблема полномочий церкви в современном понимании. Теперь церковь считает, что «государство не должно вмешиваться в жизнь церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовни-ческую практику и так далее... Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям» [19]. Признавая наличие в руках государства и церкви разных средств для выполнения их задач и соглашаясь с принципиальной правильностью мировоззренческого нейтралитета государства, церковь выражает надежду на то, что у нее будет достаточно возможностей для выполнения своего долга:
«В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства». Самооценка положения Церкви в современном обществе основана на догматических положениях: «Церковь -не от мира сего, так же, как ее Господь, Христос - не от мира сего» [19].
Однако роль церкви в обществе имеет и «социологическое» измерение. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, он, прежде всего, «призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты» [8].
В том, как с богословской точки зрения описываются задачи современной православной церкви, обнаруживается явственное влияние идеи Божьей защиты, которую церковь своими усилиями разъясняет верующим: «Православная Церковь разделяет заботы и тревоги человека нашего времени в отношении насущных проблем, волнующих современный мир, и желает содействовать их разрешению, чтобы в мире воцарились мир Божий, "который превыше всякого ума" (Флп. 4:7), примирение и любовь» [7].
Идея Божьей защиты отражается и в том, как церковь видит свою главную миссию в современном обществе: «Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп» [19]. Социальная деятельность Русской православной церкви и других религиозных организаций признана современным обществом эффективной и востребованной.
Наконец, определим особенности влияния идеи Божьей защиты на традиции, ценности и идеалы современного общества. В некоторых источниках комплекс этих явлений обозначается как культурный
код [8] или цивилизационный код [2]. Чаще эти явления обозначаются термином «менталитет». Менталитет представляет собой фактор наиболее фундаментальный и глубинный, а потому и наименее изменяемый в общественной психологии большой социальной группы. Это присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, стереотипов и предрассудков [17].
В составе менталитета есть элементы динамические, а есть относительно статические - изменяемые очень медленно. К динамическим элементам менталитета можно отнести чувства, настроения, стереотипы, предрассудки. К относительно статическим элементам менталитета можно отнести традиции, идеалы и ценности. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о традициях народа говорил следующее:
«На самом деле традиция - это механизм и способ передачи ценностей, которые не могут исчезнуть из народной жизни... Почему важно сохранение этого культурного кода? Потому что на основе этого культурного кода и формируется матрица народной жизни, она не с неба сваливается, она вырастает из этой традиции, и в формировании этого культурного кода на протяжении тысячелетия участвовали все духовные силы» [8].
Для подчеркивания особого качества статической части менталитета ее можно назвать ментальными ресурсами [16]. Центральным ядром ментальных ресурсов нашего народа является мировоззрение и мироощущение, основанное на идеях мессианизма, универсального детерминизма и нравственного максимализма. Из этих идей исходит такое восприятие своего участия в развитии мира, когда все происходящее зависит от твоей деятельности и твоего состояния духа. Это оказывает влияние на отношение к истории человека и общества как процессу движения к истине, то есть на исторический оптимизм. Переживание единства окружающего мира и необходимости его движения к полноте этого единства рождает патриотизм, как чувство сопричастности к людям, состоящим в духовном родстве, выковывает стоицизм, как образец терпеливого, жертвенного поведения, образец выбора средств к жизни, основанных на дарении. «У нас есть ценности - нравственная ответственность, свобода, честность, достоинство, справедливость, правда. Не в силе Бог, а в правде» [8].
Ментальные ресурсы, таким образом, отражают традиции народной нравственности, стиля повседневного и экстремального поведения и переживания актуальных событий. Духовные ценности, которые составляют содержание ментальных ресурсов, сохраняют свое смыслообразующее значение в течение такого длительного срока, что могут быть отнесены к «ресурсам вечности».
«Народ, особенно Россия - многонациональный, многорелигиозный народ, который находится на таких огромных пространствах, не может жить без идеи, без объединяющей идеи. Вот этот наш культурный код, он и есть наша национальная идея, которая воспроизводит каждое последующее поколение людей с точки зрения формирования их системы ценностей» [8].
Другой класс ресурсов, безусловно, также пригодный для выбора жизненных целей, содержит такие ценности, которые сохраняют актуальность на протяжении обозримой длительности, и могут быть названы идеологическими «ресурсами времени». К ним можно отнести такие концепции, которые ставят цели и провозглашают соответствующие им ценности, исходя из потребностей текущего существования. Отсюда ориентация на экономическую эффективность и политическую целесообразность, на выгоду, на диктат в той или иной форме, гедонизм и потребительство - базой для построения отношений между людьми становятся категории товарного обмена [16].
В реальной жизни обществом и человеком востребованы и те, и другие ресурсы, но в разном соотношении. Если баланс между ними нарушен, то общество теряет благоприятные альтернативы своего развития:
«Сегодня формируется цивилизация инстинкта. Она сформирована во многих странах. Что отличает эту цивилизацию? Идея потребления - иметь больше и тратить больше. Здесь есть некое историческое объяснение, почему это произошло. Но когда это становится чем-то похожим на жизненный идеал, на основное целеполагание человека, это является опасным для жизни народа» [8].
Об опасности утраты ментальных ресурсов (культурного кода) предупреждают не только иерархи церкви, но и деятели науки, которые анализируют данную проблему в ракурсе трансформации личностных ценностей [21; 24], в аспекте возможностей позитивного влияния религии на современное общество [6; 20; 25] и с учетом изменения основных характеристик национального сознания [1; 13; 22].
Опасность утраты основных ценностей осознается и российским политическим руководством, действия которого, прежде всего, нацелены на сохранение единства и государственной целостности, основой которой является особого рода идентичность. Об этой особой идентичности говорил В. В. Путин в своей программной статье «Россия: национальный вопрос» [23]:
«Уверенность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опирается на нашу культуру, историю, тип идентичности. Потому что в нашей идентичности - другой культурный код. Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Такая цивили-зационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности».
Такое созвучие понимания задач национального и государственного единства, которое сейчас проявляют официальные власти и общество, действительно укрепляют в уверенности, что кризисные явления в общественном сознании будут преодолены.
Выводы
Результатом проведенного анализа прежде всего является вывод о том, что некоторые идейные концепты, сформированные в эпоху расцвета русской религиозной мысли, являются актуальными и востребованными в современном российском обществе, поскольку созвучны некоторым базовым чертам российского менталитета и могут помочь ответить на злободневные вопросы сегодняшнего дня.
Универсальные идеи, объясняющие взаимосвязь событий вселенского масштаба (идеи исторического провиденциализма, миссии православного государства и его государя, церкви и народа) в наибольшей степени реализовали общественно-политический и социальный смысл идеи Божьей защиты, которая получила развитие в последующие исторические периоды и воплотилась в трансформированном виде в идейных концептах мессианизма, универсального детерминизма и нравственного максимализма.
Современная жизнь проходит в других условиях, и полное заимствование идей, методов и способов их пропаганды и воплощения не только невозможно, но и вредно. Однако автор полагает, что некоторые аспекты идей русских мыслителей Х1У-ХУ вв. являются актуальными до сих пор, поскольку их влияние обнаруживается в сознании и деятельности современных людей.
Список литературы
1. Андреев А. Л. Особенности русского исторического самосознания // Eu-rop. Social science j. = Европейский журнал соц. наук. - М., 2012. - № 8 (24). -С. 15-20.
2. Антипенко Л. Г. О цивилизационном коде русского народа // Теория и история. - Красноярск, 2012. - № 2. - С. 61-67.
3. Бабич В. В. Поиск оснований этической парадигмы в современном со-цикультурном пространстве // Обсерватория культуры. - М., 2012. - № 6. -С. 26-34.
4. Бородовская М. А. Массовая культура: псевдопотребности и удовольствие // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2012. - № 6. - С. 37-40.
5. Бусов С. В. Способ социальной самоорганизации и дефекты организации в условиях кризиса // Толерантность и интолерантность в современном обществе в условиях кризиса. - СПб., 2012. - С. 233-240.
6. Вендина Т. И. Русская традиционная духовная культура: наследие в слове // Метафизика. - М., 2012. - № 4 (6). - С. 49-64.
7. Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций. Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. [Электронный ресурс] - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4360988.html (дата обращения: 25.02.2016).
8. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече председателя Правительства РФ В. В. Путина с лидерами традиционных религиозных общин России. 08.02.2012. [Электронный ресурс] - URL: http://www.sedmitza.ru/patriarch/ (дата обращения: 12.03.2012).
9. Гасанова П. Г. Проблемы морально-нравственных ценностей в философии и психологии // Современные гуманитарные исследования. - М., 2013. -№ 1 (50). - С. 25-28.
10. Демидова О. Р. Культура потребления как пространство симулякров: музей восковых фигур // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2012. -Т. 2. - № 2. - С. 27-34.
11. Диалог цивилизаций в эпоху становления глобальной культуры / отв. ред. Н. А. Хренов. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 2013.
12. Евреева О. А. Гуманистическое «измерение» социальной реальности // Социальная политика и социология. - М., 2011. - № 5. - С.103-108.
13. Караваева Е. В., Волкова Л. Д. Некоторые особенности русского национального мировосприятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2012. - Вып. 6. -С. 17-23.
14. Лавриненко В. М. Духовная жизнь общества: социально-философское измерение // Знание. Понимание. Умение. - М., 2012. - № 3. - С. 193-198.
15. Литвин Т. С. Проблематика мульткультурализма: контуры социально-философского анализа // Актуальные проблемы современного общества. Вопросы социологии, политологии, философии, истории. - Новосибирск, 2012. -С. 59-64.
16. Лобазова О. Ф. Религиозность: ментальные ресурсы и идеологические предпочтения студенческой молодёжи // Религиозный фактор в жизни современного общества. Материалы Рождественских чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в ХХ1 веке». - М.: Изд-во РГСУ, 2007. - С. 87-91.
17. Менталитет. Большой толковый словарь по культурологии / Кононен-ко Б. И. М., 2003. [Электронный ресурс] - URL: Ьйр://д1с.асадет1с.га/д1с.ш#епс_си1Шге/1911/Менталитет. (дата обращения: 20.10.2015).
18. Минченко Т. П. Проблема мировоззренческой идентичности и принцип свободы совести в постсекулярном мире // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2011. -№ 345. - С. 47-51.
19. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Приняты Архиерейским собором 2000 года. [Электронный ресурс] - URL: ИИр://,^^^ра1пагсЫа.га/дЬ/1ех1/141422.Ь1т1 (дата обращения: 12.09.2015).
20. Пахомов О. А. Философско-мировоззренческие основы русского менталитета // Проблемы теории и истории культуры. - СПб., 2011. - Вып. 4. - С. 59-60.
21. Погорская В. А. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор субъективного благополучия личности // Europ. Soria1 8с1епсе j. = Европейский журнал социальных наук. - М., 2011. - № 13 (16). - С. 46-53.
22. Просветов С. Ю. Русское мировоззрение как основа современной российской идеологии // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. - Краснодар, 2012. - С. 220-223.
23. Путин В. В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс] -URL: http://www.ng.ru/po1itics/2012-01-23/1_nationa1.htm1# (дата обращения: 23.02.2013).
24. Тихонов О. В. Динамика идентичности и кризиса идентичности в контексте глобальных социокультурных трансформаций // Ученые записки Казанского гос. ун-та. -Казань, 2012. - Т. 154. - Кн.1. - С. 208-213.
25. Урютова Ю. А. Взаимодействие информационной и православной культуры как способ обретения русской национально-культурной идентичности на пути к обществу знаний // Историческая и социально-образовательная мысль. = His. and socia1-educationa1 idea. - Краснодар, 2012. - № 2. - С. 240-242.