Научная статья на тему 'Идея Божьей защиты в религиозном сознании и общественной мысли Руси второй половины XIV - начала XV веков'

Идея Божьей защиты в религиозном сознании и общественной мысли Руси второй половины XIV - начала XV веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕЯ БОЖЬЕЙ ЗАЩИТЫ / ВТОРОЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ / РОСТ ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ / ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ / ДРЕВНЕРУССКИЕ АВТОРЫ / РОСТ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдов Алексей Юрьевич

В период второй половины XIV начала XV веков особое внимание древнерусских летописцев и книжников сосредоточено на утверждении идеи Божьей защиты. Результатом второго византийского влияния становится рост личностного начала в духовной культуре Руси. Это существенно повлияло на развитие религиозного сознания и общественной мысли. В статье рассматриваются произведения древнерусских авторов, отражающих необходимость появления ярко выраженного нравственного аспекта идеи Божьей защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея Божьей защиты в религиозном сознании и общественной мысли Руси второй половины XIV - начала XV веков»

Давыдов Алексей Юрьевич - аспирант Российского государственного социального университета, г. Москва, тел.: 8-910-459-84-04, e-mail: [email protected]

Давыдов А. Ю.

ИДЕЯ БОЖЬЕЙ ЗАЩИТЫ В РЕЛИГИОЗНОМ СОЗНАНИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV - НАЧАЛА XV ВЕКОВ

Период, датируемый второй половиной XIV - началом XV веков, является очень важным для всей русской культуры. Как отмечает академик Д.С. Лихачев, «именно в этот период складывались своеобразные черты русской государственности, русской культуры, русского характера». Это время крутого подъема, разнообразного и напряженного творчества, интенсивного сложения русской национальной культуры. Подъем всех духовных сил русского общества происходит «под знаком возрождения традиций эпохи национальной независимости, под знаком собирания всего наследия Киевской Руси - наследия политического и культурного» [5, c.4].

С середины XIV в. происходит восстановление культурных связей с балканскими странами и, прерванная татаро-монгольским нашествием, культурная изоляция Руси заканчивает свое существование. Появление крупных центров «умственного общения», которыми являлись преимущественно монастыри Афона, Сербии и Болгарии, способствует тому, что на Руси появляется огромное количество переводов богословских, церковно-канонических и литературных произведений византийских писателей, философов и богословов, что в значительной степени обогащало культуру Руси, открывало доступ к новым идеям [6, c.6].

«Во второй половине XIV в. Русь восприняла второе в своей истории и последнее великое по своему значению влияние византийской культуры, главным объектом которого оказались «сознание и духовная жизнь отдельного, каждого человека» [13, с.4]. Основным направлением развития русской духовной культуры Руси становится рост личностного начала, существенно повлиявший на развитие идеи Божьей защиты в религиозном сознании и общественной мысли Руси второй половиной XIV - начала XV вв.

Идея Божьего покровительства Руси возникла с первых веков по принятии христианства. Божья защита и покровительство святых являлись мощным аргументом в подтверждении духовного и политического статуса, как отдельных княжеств, так и Руси в целом. Эта тема достаточно широко представлена в работах многих историков и политологов. Это, например, работы А.Л. Гольдберг «У истоков московских историко-политических идей XV века» [3], С.В. Перевезенцева «Русская святость и укрепление Московского княжества» [9], О.В. Вольтер «Православная идеология как объединяющий фактор духовной и национальной целостности Русского государства XШ-XV веков» [2].

В произведениях древнерусских летописцев и книжников второй половиной XIV - начала XV вв. наряду с политическим аспектом отчетливо прослеживается нравственный аспект идеи божьего покровительства - серьезные требования христианской морали и нравственности к личным качествам и деятельности каждого человека.

Религиозное сознание и общественная мысль Руси с первых веков по принятии христианства были теснейшим образом связаны с актуальными проблемами своего времени и выступали их выразителем. Исследование нравственного аспекта идеи божьей защиты позволяет выявить важную часть большой внутренней работой, результатом которой был мощный культурный подъем и рост духовных потребностей Руси второй половиной XIV - начала XV вв.

Обращение к историческому опыту средневековой Руси является актуальным для современной России, где первостепенными задачами является нравственное оздоровление общества, возрождение культуры и духовности. Подчеркивая важность использования древнерусского наследия для современности, Д.С. Лихачев пишет: «Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками» [7, с.405].

В XIV - XV вв. происходит объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы и утверждение московских князей как правящей династии. Объединительная политика московских князей способствовала началу успешной борьбы против татаро-монгольского ига, решающим моментом в которой была победа войск московского князя Дмитрия Ивановича Донского в Куликовской битве 1380 года. Эта победа имела не только историческое и

политическое значение для древнерусского государства, но и дала мощный импульс росту национального самосознания, укреплению духовности и возрождению Руси.

Русское возрождение было не только политическим и экономическим, но и духовным - преимущественно религиозным и церковным. Культурное возрождение в церковных рамках, православное возрождение определило духовный облик России - лик «святой Руси» Х1У-ХУ11 вв. «Икона и звучащие перед нею молитва и гимн - вот живая клетка этой культурной ткани» [12, ^120].

А. Л. Гольдберг, рассматривая афоризм В. О. Ключевского, что «чувства народа в момент образования национального великорусского государства «выразили тогдашние органы московской публицистики - летопись и юродивый» подчеркивает, что «именно на страницах летописи в наиболее четком виде кристаллизовались нарождавшиеся и получавшие распространение ис-торико - политические идеи своего времени» [3, с.147].

Летописные источники свидетельствуют о том, что современниками не менее важным событием, чем военная победа на Куликовом поле, был воспринят акт перенесения из Владимира в Москву государственной святыни -иконы Владимирской Божией матери, которая считалась покровительницей царствующего града и царской фамилии еще со времен Киевской Руси. Это событие подтверждало статус Москвы как политического центра в противопоставлении Киеву и Владимиру.

Насколько значимо было это событие для большинства населения древнерусского государства, наиболее ярко отразилось в «Повести о Темир Асаке», созданной в период между 1402 и 1418 гг. во время правления старшего сына великого князя Дмитрия Ивановича - московского князя Василия Дмитриевича. Историческим фактом является то, что в августе 1395 года знаменитый завоеватель Тимур - по прозвищу Темир Асак (Железный Хромец), по характеристике летописца - «немилостивъ и хишникъ, и ябедникъ, и грабежникъ», неожиданно напал на Елец, разграбил его и, простояв у Дона около двух недель, по неизвестным причинам повернул обратно, направляясь в Крым. По мнению многих исследователей, выход Тимура на Русь был просто разведкой, подобной той, которую осуществил военачальник Чингисхана Сабудай в 1223 г., дав бой русским и половецким князьям на Калке [10, с.550]. Однако уход Тимура был воспринят на Руси как Божье заступничест-

во. Православное понимание детерминант исторического развития, прочно вошедшее в сознание русских людей, не оставляло никаких сомнений в том, что уход Тимура - это свершение чуда иконой Владимирской Божией Матери. Необходимо отметить, что среди списков XV века древней иконы Владимирской Богоматери икона из Успенского собора Владимира отличалась «особой интенсивностью мотива молитвенного предстояния Богородицы Своему Сыну за христиан, просящих о помощи» [8, с.173-174].

Избавление земли Русской иконой Владимирской Богоматери «от нашествия иноплеменных враг» вошло в религиозное сознание русских людей, как чудо, «превышающее слово и разум». Однако, по глубокому убеждению древнерусских летописцев и книжников, божье покровительство возлагало серьезные требования христианской морали и нравственности к личным качествам и деятельности каждого человека. Особенно отчетливо эта позиция древнерусских авторов прослеживается в исторических повестях, включенных в летописные своды. Как отмечает А.Л.Гольдберг, при посредстве этих повестей проникли в летопись новые взгляды о месте Московского княжества в ряду русских земель и об исторической роли великокняжеской столицы — Москвы [3, с.147]. В летописном сказании о нашествии Едигея на Москву в 1408 -1409 гг., основной темой которого является противоборство зарождающегося Русского централизованного государства и еще сильной Золотой Орды, отчетливо прослеживается как политический, так и нравственный аспект идеи божьего покровительства. Согласно «Сказанию» только покровительство Богоматери и святого Петра спасает Москву от нашествия войск Едигея. Автор «Сказания», включенного в Симеоновскую летопись, подчеркивает: «Когда же Заступница-Воевода наша избавляет нас, тогда мы обещаем отказаться от многих дурных греховных обычаев, а потом, забывшись, вновь от правды отходим, оказываемся под властью наших прегрешений» [14, с.245]. Эта мысль особенно отчетливо прослеживается в переписке Кирилла Белозерского с сыновьями великого князя Дмитрия Донского.

Необходимо отметить, что основатель монастыря Успения Богородицы в Белозерской земле, Кирилл Белозерский (1337—1427), за тридцать лет трудов в своей обители сумел создать из нее один из наиболее мощных духовных и книжно-культурных центров Руси. Он был владельцем личной библиотеки, из которой 12 книг сохранились до наших дней [15].

Кирилл Белозерский в своем послании к князю Андрею Дмитриевичу пишет о том, что всем «видевшим Божию к нам милость и Пречистой Богородицы помощь, поминать бы свои грехи... и просить у Бога милости и у Пречистой Его Матери помощи на благие дела». Божье покровительство, по мнению Кирилла Белозерского, возлагало особую ответственность на тех, кому принадлежала власть. Князь - «глава и властитель, поставленный от Бога» должен быть «внимателен к самому себе» и «смирять людей дурные обычаи» - бороться с поборами и ростовщичеством, разбоем и воровством. Необходимо следить, чтобы «судьи взяток не брали. и судили бы праведно, потому что говорит Господь: «Не сотвори неправду на суде, ибо суд должен быть истинным.». Считая пьянство страшным пороком, Кирилл наставляет князя Андрея «следить внимательно, чтобы корчмы в твоей отчизне не было, потому что великая от нее пагуба душам: христиане пропиваются. и души гибнут». И самому князю надо «от упивания воздерживаться», не лениться молиться и в церковь ходить [17, с.433, 435].

В послании к великому князю Василию Дмитриевичу Кирилл Белозерский в ответ на просьбу князя «умолити Бога» о его грехах - призывает «хранить святые заповеди, уклоняясь от всякого пути, ведущего в пагубу» и «со многой твердостью хранить себя в добрых делах». Кирилл пишет: «Возненавидь, господин, всякую власть, влекущую тебя ко греху, непреложным имей благочестивый помысел и не величайся, господин, временной славой в суетном высокомерии». Особым злом для Руси были княжеские междоусобицы. Призывая князя Василия прекратить «несогласие великое» с Суздальскими князьями, Кирилл наставляет Василия помнить главную христианскую заповедь и быть справедливым - «выказать им свою любовь и милость,. утешить души скорбящие и озлобленные».

Те, кто надеются на Божью защиту, но «не отступают от неподобных дел» и дурных помыслов «никакую пользу себе не приносят» - Бог не благоволит к их молитвам [17, с. 429], Эта мысль Кирилла Белозерского, выражающая основной смысл нравственного аспекта идеи Божьей защиты, отчетливо прослеживается во многих произведениях рассматриваемого периода. Так, согласно «Слову о житии Дмитрия Донского» Божье покровительство войскам князя Дмитрия в сражении на Куликовом поле во многом зависело от благочестия самого полководца. Бог «благоволил» к молитвам «решительного в добродетельных деяниях» и «смиренного в помыслах» князя Дмитрия,

который «к свету направляя подданных,... всякое заблужденье в людях исправлял» [16, а221, 225].

В религиозном сознании русских людей Божья защита обозначала не только покровительство в военных сражениях и «общих напастех», но и помощь в «благих делах». Об этом свидетельствует «Повесть о Благовещенской церкви», связанная с именами первого новгородского архиепископа - Иоанна и его брата Григория. Строительство Благовещенской церкви «благочестивыми и благородными» братьями, Иоанном и Григорием, производилось на их собственные средства и сопровождалось трудностями. Но стремление «создать монастырь во имя Пречистой Богородицы» и их молитвы о помощи в возведении церкви были искренними и подтверждались многими добродетелями. «И, милостью Божьей и Пречистой Богоматери, была построена та церковь и украшена всяческой красотой: и иконами, и фресками, и книгами»» [11, с.463].

Нравственный аспект идеи Божьей защиты, нашедший отражение в произведениях древнерусских книжников XIV-XV вв., имел непосредственное отношение и к тем, кто создавал эти произведения. Ни один древнерусский книжник не приступал к работе, не помолившись об очищении души и даровании разума. Древнерусские авторы обычно начинали свои произведения со слов «Господи, Благослови Отче!». Так, Епифаний Премудрый, прежде чем начать повествование о Сергии Радонежском, молился о том, чтобы Бог «вразумил и помиловал» его, чтобы дал «дар слова, который раскроет ему уста». Епифаний пишет: «И самого этого Сергия я призываю на помощь, и осеняющую его духовную благодать, чтобы он был мне помощником и поддержкой в рассказе» [4, с.259].

Создание всех произведений искусства, по глубокому убеждению древнерусского человека, требовало большой нравственности и душевной чистоты [1, а 231]. Возможно, поэтому произведения древнерусских летописцев и книжников, живописцев и зодчих на протяжении многих веков не теряют своего духовного потенциала и являются неисчерпаемым источником нравственных ценностей в современном мире.

Активный процесс «собирания земель», успешная борьба с внешними врагами Руси XIV-XV вв. были результатом огромной внутренней работы, направленной на укрепление нравственности и духовности.

Д.С.Лихачев пишет: «Все силы русского народа были собраны для разрешения практических, насущных задач создания русского национального государства. Этот величественный труд властно подчинил себе все духовные силы русского народа» [5, с. 29].

По глубокому убеждению древнерусских летописцев и книжников, создание единого и сильного государства заключалось не только в укреплении политических, экономических и военных позиций, но, в первую очередь, в укреплении духовно - нравственной сферы.

Рост личностного начала в духовной культуре Руси, явившийся результатом второго византийского влияния, во многом определил нравственную ориентацию идеи Божьей защиты, предъявляя требования христианской морали в оценке личных качеств и деятельности каждого человека. Идея Божьего покровительства второй половины XIV-начала XV вв. в религиозно - общественном сознании русских людей обозначала не пассивное ожидание помощи, а активную деятельность - «благие дела», истребление пороков, стремление к выполнению христианских заповедей, что в свою очередь способствовало нравственному оздоровлению общества, росту духовных потребностей, способствовало укреплению духовной основы Руси - Православия.

& & &

1. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Мысль, 1995. 637с.

2. Вольтер О.В. «Православная идеология как объединяющий фактор духовной и национальной целостности Русского государства XIII-XV веков». 2011: [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2019463.html (дата обращения 10. 03. 2015)

3. Гольдберг А.Л. У истоков московских историко-политических идей XV века. // ТОДРЛ. АН СССР. ИРЛИ. Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1969. Т. 24: Литература и общественная мысль Древней Руси. 415 с.

4. Житие Сергия Радонежского. Подг. текста и ком. Д. М. Буланина, пер. М. Ф. Антоновой и Д. М. Буланина. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV - середина XV века. 583 с.

5. ЛихачевД.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. МЛ.: Изд-во АН СССР, 1962. 171 с.

6. Лихачев Д.С. Литература времени национального подъема. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV - середина XV века. 583 с.

7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1971. C.405 Цит. по: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Мысль, 1995. С. 7

8. Маркина Н.Д. Две иконы «Богоматерь Владимирская» начала XV века. // Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: Сборник. М., 1983. С.173-174. Цит.

по: Башкиров Д.Л. Шпаковский ИИ. Лекции по истории литературы Древней Руси. Минск: БГУ, 2008. С.209.

9. Перевезенцев С.В. «Русская святость и укрепление Московского княжества»: [Электронный ресурс]. URL:http://www.portal-slovo.ru/history/35151.php (дата обращения 20. 03. 2015)

10. Повесть о Темир Асаке. Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV - середина XV века. 583 с.

11. Повесть о Благовещенской церкви. Подг. текста, пер. и ком. Л. А. Дмитриева. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV - середина XV века. 583 с.

12. Прохоров Г.М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Фи-лофея Коккина. // ТОДРЛ. АН СССР. ИРЛИ. Отв. ред. А. М. Панченко. Л.: Наука, 1972. Т. 27: История жанров в русской литературе X- XVII вв. 467 с.

13. Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы. // ТОДРЛ. АН СССР. ИРЛИ. Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1979. Т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания. 413 с.

14. Сказание о нашествии Едигея. Подг. текста, пер. и ком. Н.Ф. Дробленковой. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV - середина XV века. 583 с.

15. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV -XVI). Ч. 1: А-К / АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1988. 516 с.: [Электронный ресурс]. URL:

http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4018 (дата обращения 10. 03. 2015).

16. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича. Подг. текста, пер. и ком. М.А. Салминой.// Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6. 583 с.

17. Три послания и духовная грамота Кирилла Белозерского. Подг. текста, пер. и ком. Г. М. Прохорова.// Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV - середина XV века. 583 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.