УДК 93:
ДАВЫДОВ Алексей Юрьевич, аспирант
АСКЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV - НАЧАЛА XV ВВ.
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.126-129
DAVYDOV Alexey Yuryevich, Postgraduate student
ASCETIC VIEWS OF BASIL THE GREAT AND THEIR ROLE IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS AND SOCIAL THOUGHT IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XIV - EARLY
XV CENTURIES
Формирование и развитие религиозного сознания и общественной мысли Руси второй половины XIV -начала XV вв. обусловлено основными фактами истории и духовной жизни. Все духовные силы Руси второй половины XIV - начала XV вв. были подчинены решению практических задач создания единого государства. Вхождение в культуру Руси из Византии многочисленных переводов классиков святоотеческой письменности во многом определило развитие русской религиозно-общественной мысли. Обращение к творениям византийских мыслителей имело внутренние причины, где основными проблемами были вопросы нравственности и укрепления духовности. Одной из основных тем древнерусских книжников второй половины XIV - начала XV вв. становится аскетизм. Целью работы является анализ нравственно-аскетических воззрений византийского богослова, философа и церковного деятеля IV в. Василия Великого и отражение его взглядов в произведениях древнерусских авторов. Исследование творений Василия Великого позволяет выявить конкретные источники, определившие рост личностного начала и нравственно-аскетическую направленность религиозно-общественной мысли Руси. Деятельный аскетизм становится одним из источников добавочных духовных сил, необходимых для решения практических задач создания единого государства.
Ключевые слова: деятельный аскетизм, религиозное сознание, общественная мысль, византийское влияние, Василий Великий, древнерусские авторы, рост личностного начала, нравственно-аскетическая направленность, рост духовных потребностей, создание единого государства.
The formation and development of religious consciousness and social thought in Russia at the second half of XIV -early XV centuries was conditioned by the main facts of history and spiritual life of Russia. All the spiritual forces of Russia at the second half of XIV - early XV centuries were directed to solve practical problems of creating the united state. The development of religious-social thought in Russia was greatly influenced by the entry into the culture of Russia of numerous translations of the classics of patristic literature from Byzantium. An appeal to the creations of Byzantine thinkers had internal reasons, where the main problems were the issues of morality and strengthening of spirituality. One of the main themes of the ancient Russian scribes at the second half of XIV - early XV centuries was asceticism.
The aim of the article is to analyze the moral and ascetic views of the Byzantine theologian, philosopher and church leader of the 4th century Basil the Great and reflection of his views in the ancient Russian authors' works. Investigation of the works of St. Basil the Great allows to reveal the specific sources that determined the growth of personal principles, moral and ascetic orientation of religious and social thought in Russia. Active asceticism became one of the main sources of additional spiritual strength needed to solve the practical problems in creating a united state.
Keywords: active asceticism, religious consciousness, social thought, Byzantine influence, Basil the Great, ancient Russian authors, growth of personal principle, moral and ascetic orientation, growth of spiritual needs, creation of a single state.
Политический и культурный подъем Руси второй половины XIV - начала XV вв., рост ее духовных потребностей были результатом большой внутренней работы. Все духовные силы Руси были подчинены созданию русского национального государства. Процесс создания единого и сильного государства требовал добавочных духовных сил, одним из источников которых становится деятельный аскетизм.
Исследованию аскетического подвижничества на Руси посвящены многочисленные работы историков и философов. Если рассматривать современные работы, то эта тема наиболее широко представлена в диссертационном исследовании кандидата философских наук М.Ю. Нероновой «Феномен православного аскетического подвижничества в русской культуре» [5].
Вхождение в культуру Руси из Византии во второй половине XIV в. многочисленных переводов византийских философов и богословов во многом определяло формирование и развитие религиозного сознания и общественной мысли Руси. Появление в XIV в. многочисленных аскетических сборников свидетельствует о повышенном интересе русских людей к аскетической тематике [2, с. 182, 183].
Задачей данной работы является анализ творений византийского богослова и церковного деятеля IV в. Василия Великого с целью выявления конкретных источников, определивших нравственно-аскетическую направленность и рост личностного начала в религиозно-общественной мысли Руси второй половины XIV - начала XV вв.
Актуальность исследования обусловлена тем, что всесторонний анализ развития религиозно-общественного сознания позволяет выявить источники, обращение к которым способствовало укреплению духовно- нравственной основы государства, культурному подъему, росту
духовных потребностей. Исследование творений византийских философов является актуальным для современной России, где наиболее важными проблемами остаются вопросы укрепления нравственности и возрождения духовности.
Нравственно-аскетические творения архиепископа Кесарии Каппадокийской Василия Великого привлекали внимание русских людей уже с первых веков по принятии христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что беседа св. Василия «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений» послужила одним из источников для «Поучения» Владимира Мономаха, написанного в 1117 г.
По сравнению с двумя другими Каппадокийскими святителями - Иоанном Златоустом и Григорием Богословом - многие исследователи называют Василия «человеком дела». Однако и «слово у него не отставало от дела, являя глубину и масштабность богословского видения».
Как отмечает доктор церковной истории, профессор А.И. Сидоров, «светоч идеала подвижнической жизни», который уже с молодых лет воодушевлял святителя, не угасал на протяжении всей его жизни. Строгое соблюдение христианского аскетического идеала позволило Василию стать законодателем подвижничества для малоазийских иноков, что, помимо аскетических сочинений, отразилось и в ряде его писем.
Деятельный аскетизм Василия Великого выражался в его постоянной заботе о своем отечестве, о людях, о чем свидетельствуют его письма и беседы. Большое внимание св. Василий уделял не только нравственному состоянию клира, но и нравственности мирян, «постоянно окормляя и духовно назидая свою паству». И не случайно св. Григорий Богослов восхваляет «человеколюбие, питание нищих и вспомоществование человеческой немощи» своего друга [12, с. 40, 41].
Во время бедствий, постигших Каппадокию весной и летом 369 г., Василий без малейших сомнений продает свое собственное имущество, собирая средства для помощи страждущим во время страшного голода в Каппадокии. Призывая к милосердию и благотворительности, святитель «бичует обладающих большими средствами своим метким и ясным словом» [12, с. 29]. В Беседе, «Произнесенной во время голода и засухи» 369 г., Василий пишет: «Пусть покажут почитатели любостяжания,... какая сила или польза их сокровищ, если разгневанный Бог еще долее продлит наказание! Вскоре желтее золота сделаются те, которые копят его, если не будет у них хлеба.». Святитель подчеркивает, что скорби «изобличают душу, как огонь золото» и являются «испытанием души» для каждого христианина. Именно тогда выявляются истинные качества человека - «кто братолюбив и благодарен», а кто «злоречив.и меняет с переменами жизни образ мыслей» [8, с. 936, 937]. Основные мысли «Беседы» Василия нашли отражение в трех произведениях митрополита Киевского и всея Руси Фотия (1409-1431) - поучениях «О казнях Божиих», написанных по поводу народных бедствий. Критика любостяжания и призывы к милосердию звучат и у Епифания Премудрого. Так, в «Житии» Сергия Радонежского, повествуя о лихоимце, обирающем бедных, Епифаний приводит наставления Сергия: «Не перед глазами ли нашими случаи, когда делающие все это становятся нищими и дома их пустеют, и многие богатые забыты будут.» [4, с. 385].
Подвижник - это воин. «Многотрудна жизнь его в военное время, но светла во время мира», - пишет св. Василий [9, с. 122]. Доказательством мужества души является «жребий к скорбям и подвигам», что наиболее ярко отражено Епифанием Премудрым в «Житии» Сергия Радонежского: «Сергий. как некий храбрый воин, вооруженный и облеченный силой духа...все испытания с радостью терпел, за все Бога благодарил, а не протестовал, не унывал в трудностях» [4, с. 307].
«Упражнение в добродетели» согласно св. Василию - это не только «душевные подвиги», но и «труды телесные». Необходимо «употреблять тело на службу самым добрым делам» [9, с. 335, 338]. Эти мысли святителя находят свое отражение в «Повести о Благовещенской церкви», где особенно подчеркивается то, что строители церкви - братья Иоанн и Григорий -«добродетелями сияли» и «прославил их Бог ради добрых дел» [6, с. 463]. В «Житии» Сергия Радонежского говорится, что Сергий, наставляя братию, был немногословен, но гораздо больше подавал пример своими делами: «Без лености братии .служил: и дрова колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил,.одежду кроил и шил, воду носил, строил кельи» [4, с. 315, 325].
Наставления Василия Великого были руководством не только для монашествующих, но и для «подвижников, живущих в миру». Святитель подчеркивает, что никакое звание не препятствует быть благочестивым. Любовь к отечеству должна подтверждаться «благими делами» [11, с. 612].
Согласно «Слову» о житии Дмитрия Донского, князь Дмитрий «на страже Земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь». Воинская доблесть князя Дмитрия Донского, его постоянная забота о государственном самосохранении сочетались с благочестием и
добродетелями: «.нуждающимся руку помощи подавал, безвинных любил, а виновных прощал». Дмитрий был из тех, кого «.по Василию Великому, с Авраамом вводят в небесные чертоги, - не то, что люди мертвые, прежде смерти скончавшиеся» [14, с. 211, 225].
Псковский князь Довмонт (Тимофей), одержавший ряд крупных побед над Литвой, «не только одной храбростью отмечен был у Бога, но и отличался боголюбием,. был милостив к сиротам и вдовицам» [13, с. 63].
Повествуя о жизни Тверского князя Михаила Ярославича, духовник князя игумен Александр особенно подчеркивает стремление князя «положить душу свою за отечество и за други своя», тем самым обозначая основную идею деятельного аскетизма - идею служения отечеству, борьбы с врагами, как борьбы за каждого христианина и за весь христианский род [3, с. 79].
Деятельный аскетизм, основой которого было выполнение этических норм христианства, по глубокому убеждению древнерусских летописцев и книжников, являлся необходимым условием любой деятельности - государственной, общественной, духовной. Произведения древнерусских авторов, отражающих религиозно-общественную мысль XIV—XV вв., свидетельствуют о том, что именно этим путем прошли Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Стефан Пермский, Кирилл Белозерский, Михаил Тверской и многие другие государственные и духовные деятели. Сами же древнерусские книжники, жившие в основном при монастырях, старались следовать этому высоконравственному и добродетельному пути [1, с. 184].
Творения Василия Великого были подчинены решению практических задач, основными из которых были сохранение чистоты православного учения, нравственное оздоровление общества. Активная деятельность святителя на благо отечества, интерес к духовной жизни каждого человека, поиск путей преодоления страстей, отраженные в его творениях, во многом определили рост личностного начала и нравственно-аскетическую направленность религиозно-общественной мысли Руси второй половины XIV- начала XV вв.
Исследователь Федевик назвал «Нравственные правила» св. Василия «руководством для подвижников, живущих в миру», но доктор церковной истории А.И. Сидоров считает это произведение «руководством вообще для всех христиан» [12, с. 71].
Обращение к творениям византийских Отцов Церкви диктовалось внутренними потребностями страны. На Руси существовала общественная потребность в том, что Византия могла ей дать и общественная среда, способная быть проводником этого влияния [7, с. 3]. Результатом огромной внутренней работы, направленной на укрепление духовно-нравственной сферы, был рост духовных потребностей, культурный подъем.
Обращение к историческому опыту Средневековой Руси актуально для современного российского общества, где наблюдается повышенный интерес к Православию, но остаются нерешенными проблемы нравственного оздоровления общества и возрождения духовности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика Х1-ХУ11 века. - М.: Мысль, 1995. - 637с.
2. Егорова М.С. Русские аскетические сборники XIV—XVI вв. как тип сборника. ТОДРЛ. АН СССР. ИРЛИ. Отв. ред. О.В. Творогов. - СПб.: Наука, 2004. Т.56. - 692 с.
3. Житие Михаила Ярославича Тверского. Подг. текста В.И. Охотниковой и С.А. Семячко. // БЛДР. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д.С. Лихачева и др. - СПб.: Наука, 1999. Т. 6. - 583 с.
4. Житие Сергия Радонежского. Подг. текста и ком. Д. М. Буланина. // БЛДР. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева. - СПб.: Наука, 1999. Т. 6. - 583 с.
5. Неронова М.Ю. Феномен православного аскетического подвижничества в русской культуре: автореф. дисс. -СПб., 2011: [Электронный ресурс]. URL:http://philhist.spbu.ru/index.php/dissertatsii/195-neronova-marina-vurevna-fenomen-pravoslavnoao-asketicheskoao-podvizhnichestva-v-russko¡-kulture(дата обращения 25. 03. 2015)
6. Повесть о Благовещенской церкви. Подг. текста, пер. и ком. Л.А. Дмитриева. // БЛДР. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. - СПб.: Наука, 1999. Т. 6. - 583 с.
7. Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ. АН СССР. ИРЛИ. - Л.: Наука, 1979. Т. 34. - 413 с.
8. Святитель Василий Великий. Беседа 8 «Произнесенная во время голода и засухи». // Творения в двух томах. -М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Т.1. - 1135 с.
9. Святитель Василий Великий. О подвижничестве. // Творения в двух томах. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т.2. - 1230 с.
10. Святитель Василий Великий. Подвижнические уставы. // Творения в двух томах. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т.2. - 1230 с.
11. Святитель Василий Великий. Письмо 106 «К воину». // Творения в двух томах. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т.2. - 1230 с.
12. Сидоров А.И. Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное служение и творения. // Святитель Василий Великий Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения в двух томах. - М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Т.1. -1135 с
13. Сказание о Довмонте. Подг. текста, пер. и ком. В.И. Охотниковой. // БЛДР. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. - СПб.: Наука, 1999. Т. 6. - 583 с.
14. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича. Подг. текста, пер. и ком. М.А. Салминой // БЛДР. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д.С. Лихачева и др. - СПб.: Наука, 1999. Т. 6. - 583 с.
REFERENCES
1. Bychkov V. V. Russian medieval aesthetics of the XI-XVII century. [Russkaja srednevekovaja jestetika XI-XVII veka]. Moscow: Mysl, 1995. 637p. (in Russ.).
2. Egorova M. S. Russian ascetic collections of XIV—XVI centuries as a type of collection. [Russkie asketicheskie sborniki XIV—XVI vv. kak tip sbornika]. TOTL. THE USSR ACADEMY OF SCIENCES. IRLI. Resp. edited by O. V. Tvorogov. St. Petersburg: Nauka, 2004. T. 56. 692 p. (in Russ.).
3. The Life Of Mikhail Yaroslavich Of Tver. [Zhitie Mihaila Jaroslavicha Tverskogo]. GE. text VI Kotnikova and S. A. Se-mashko. BLDR. RAS. IRLI. Ed. by D. S. Likhachev et al. St. Petersburg: Nauka, 1999. T. 6. 583 p. (in Russ.).
4. The Life Of St. Sergius Of Radonezh. [Zhitie Sergija Radonezhskogo]. GE. text and com. D. M. Bulanin. BLDR. RAS. IRLI. Ed. by D. S. Likhachev. St. Petersburg: Nauka, 1999. T. 6. 583 p. (in Russ.).
5. Neronova M. Yu. The phenomenon of Orthodox ascetic asceticism in Russian culture. [Fenomen pravoslavnogo asket-icheskogo podvizhnichestva v russkoj kul'ture]. Abstract of thesis. St. Petersburg, 2011.URL:http://philhist.spbu.EN/index.php/dissertatsii/195-neronova-marina yurevna-fenomen-pravoslavnogo-asketicheskogo-podvizhnichestva-v-russkoj-kulture(accessed 25. 03. 2015)
6. The story of the Annunciation Church. [Povest' o Blagoveshhenskoj cerkvi]. GE. text, transl. and com. L. A. Dmitrieva. BLDR. RAS. IRLI. Ed. by D. S. Likhachev et al. St. Petersburg: Nauka, 1999. T. 6. 583 p. (in Russ.).
7. G. M. Prokhorov Cultural identity of the epoch of the battle of Kulikovo. [Kul'turnoe svoeobrazie jepohi Kulikovskoj bitvy]. TOTL. THE USSR ACADEMY OF SCIENCES. IRLI. Leningrad: Nauka, 1979. T. 34. 413 p. (in Russ.).
8. St. Basil The Great. Lecture 8 "Uttered during a time of famine and drought". [Beseda 8 «Proiznesennaja vo vremja go-loda i zasuhi»]. Creations in two volumes. Moscow: Siberian Blagoslovite, 2008. Vol. 1. 1135 p. (in Russ.).
9. St. Basil The Great. About asceticism. [O podvizhnichestve]. Creations in two volumes. Moscow: Siberian Blagoslovite, 2009. Vol. 2. 1230 p. (in Russ.).
10. St. Basil The Great. Ascetic statutes. [Podvizhnicheskie ustavy]. Creations in two volumes. Moscow: Siberian Blagoslovite, 2009. Vol. 2. 1230p. (in Russ.).
11. St. Basil The Great. Letter 106 "the warrior". [Pis'mo 106 «K voinu»]. Creations in two volumes. Moscow: Siberian Blagoslovite, 2009. Vol. 2. 1230 p. (in Russ.).
12. Sidorov A. I. St. Basil The Great. Life, Church Ministry and creation. St. Basil The Great, Archbishop Of Caesarea In Cappadocia. [Svjatitel' Vasilij Velikij. Zhizn', cerkovnoe sluzhenie i tvorenija. Svjatitel' Vasilij Velikij Arhiepiskop Kesarii Kappadokijskoj]. Creations in two volumes. Moscow: Siberian Blagoslovite, 2008. Vol. 1. 1135 with. (in Russ.).
13. The story of Dovmont. [Skazanie o Dovmonte]. GE. text, transl. and com. VI Kotnikova. BLDR. RAS. IRLI. Ed. by D. S. Likhachev et al. St. Petersburg: Nauka, 1999. T. 6. 583 p. (in Russ.).
14. An account of the life of Grand Prince Dmitry Ivanovich. [Slovo o zhitii velikogo knjazja Dmitrija Ivanovicha]. GE. text, transl. and com. M. A. Salmina. BLDR. RAS. IRLI. Ed. by D. S. Likhachev et al. St. Petersburg: Nauka, 1999. T. 6. 583 p. (in Russ.).
Информация об авторе
Давыдов Алексей Юрьевич, аспирант, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия nick [email protected]
Получена: 07.05.2015
Information about the author
Davydov Alexey Yuryevich, Postgraduate student, Russian State Social University, Moscow city, Russia nick [email protected]
Received: 07.05.2015