Научная статья на тему 'ТУРОВСКАЯ ЕПИСКОПИЯ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (XI–XIII вв.)'

ТУРОВСКАЯ ЕПИСКОПИЯ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (XI–XIII вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
еп. Кирилл Туровский / Средние века / Древняя Русь / Русская Православная Церковь / история / церковная иерархия / Туровская епископия / епископы / Middle Ages / medieval Russia / Russian Orthodox Church / history / church hierarchy / Diocese of Turov / bishops

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Юрьевна Фомина

В статье прослеживаются этапы развития Туровской епископии на протяжении XI–XIII в. Рассматриваются такие аспекты, как время и обстоятельства возникновения кафедры, восстанавливается перечень правящих архиереев, анализируются взаимоотношения епископата с представителями княжеской власти, участие их в общерусских политических и церковных событиях. О полноценном существовании Туровского диоцеза можно говорить не ранее начала XII в. До середины 40-х годов этого столетия епископию возглавляли церковные иерархи, о деятельности которых нам почти ничего не известно. Попытки княжеской власти и горожан в процессе обособления от Киева ввести традицию избрания архиереев из числа местного духовенства не имели успеха — епископ Иоаким арестован, святитель Георгий вынужден покинуть кафедру, Кирилл Туровский смещен. Приход печерского ставленника Лаврентия ознаменовал этап подчинения кафедры Киеву. С конца XIII в. Туров попадает под влияние Волыни, а затем входит в состав Русско-литовского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Diocese of Turov: Stages of its Establishment and Development (11th–13th Centuries)

In this article, the author traces the stages of the development of the Turov Diocese during the 11th–13th centuries. She considers such aspects as the time and circumstances of the establishment of the diocese, the problem of recovering the list of its ruling bishops, the relationship of the episcopate with representatives of the prince’s authority, and their participation in all-Russian political and ecclesiastical events. The establishment of the Turov Diocese can be dated to no earlier than the beginning of the 12th century. Until the mid-40’s of the 12th century, the episcopacy was led by church hierarchs of whose activities we know almost nothing. Attempts by the prince’s authority and by citizens to introduce a tradition of electing bishops from among the local clergy during the process of separation from Kiev did not succeed. Bishop Joachim was arrested, St. George was forced to leave the see, and St. Cyril of Turov was replaced. The arrival of Lawrence, who was ordained in the Kiev Caves, marked the stage of submission of the diocese to Kiev. Beginning with the end of the 13th century, Turov falls under the influence of Volhynia, and then becomes part of the PolishLithuanian Commonwealth.

Текст научной работы на тему «ТУРОВСКАЯ ЕПИСКОПИЯ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (XI–XIII вв.)»

DOI: 10.24411/1814-5574-2018-10047

Исторические науки

Т.Ю. Фомина

ТУРОВСКАЯ ЕПИСКОПИЯ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ (Х1-ХШ вв.)

В статье прослеживаются этапы развития Туровской епископии на протяжении Х1-ХШ в. Рассматриваются такие аспекты, как время и обстоятельства возникновения кафедры, восстанавливается перечень правящих архиереев, анализируются взаимоотношения епископата с представителями княжеской власти, участие их в общерусских политических и церковных событиях. О полноценном существовании Туровского диоцеза можно говорить не ранее начала XII в. До середины 40-х годов этого столетия епископию возглавляли церковные иерархи, о деятельности которых нам почти ничего не известно. Попытки княжеской власти и горожан в процессе обособления от Киева ввести традицию избрания архиереев из числа местного духовенства не имели успеха — епископ Иоаким арестован, святитель Георгий вынужден покинуть кафедру, Кирилл Туровский смещен. Приход печерского ставленника Лаврентия ознаменовал этап подчинения кафедры Киеву. С конца XIII в. Туров попадает под влияние Волыни, а затем входит в состав Русско-литовского государства.

Ключевые слова: еп. Кирилл Туровский, Средние века, Древняя Русь, Русская Православная Церковь, история, церковная иерархия, Туровская епископия, епископы.

Одним из политических центров домонгольской Руси, впервые упоминаемых в летописании под 980 г., был Туров (ПСРЛ, 1. Стб. 77)1. Подчиненные ему земли находились в Полесье, по среднему и нижнему течению реки Припять. Княжество охватывало главным образом земли племенного объединения дреговичей, частично территории, населенные древлянами. Небольшое по территории, оно не имело значительного веса и традиционно в политическом и экономическом плане находилось в орбите влияния Киева. При Владимире Святославиче Туровский стол занимал его сын Святополк [Росик, 2011], затем с середины XI в. источники фиксируют княжение Изяслава Ярославича. Его потомки и закрепились на Туровском престоле, который считался третьим по значимости после Киева и Великого Новгорода [Грушевский А., 1901, 38]. С начала XII в. правящая династия прервалась, и киевские князья распоряжались Туровским столом по своему усмотрению, из-за частой смены князей политическая власть в городе была крайне неустойчива. В период княжения в Турове Ярослав Святополчич в союзе с поляками выступил против Владимира Мономаха [Грушевский А., 1901, 38-40]. С конца 50-х гг. XII в., при князе Юрии Ярославиче, происходил процесс дробления на мелкие уделы. В первые десятилетия XIII в. Туровская земля втягивалась в орбиту влияния волынских князей, а затем вошла в состав Русско-литовского государства [Грушевский А., 1901, 52-69].

«Допуская частные, единичные случаи принятия христианства до Владимира, нужно признать, что только с конца X в. христианство упрочивается в Туровщине» [Грушевский А., 1901, 73]. Историки не однозначны в определении времени основания епископии в Турове. Церковный историк митрополит Мануил (Лемешевский) полагал, что Туровская кафедра была основана шестой из русских епископий в 1005 г.

Татьяна Юрьевна Фомина — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник МАУК «Историко-краеведческий музей», г. Набережные Челны (stal73@yandex.ru).

1 (Лаврентьевская летопись.) О названии см. подр.: [Прохоров, 2006, 85-100; Лысенко, 2010, 278-285].

[Лемешевский, 2002, 3, 457]. В комментированных списках русских первоиерархов, подготовленных под руководством П. Н. Грюнберга, она помещена под № 7, время основания — 1005 (1072) г. [Грюнберг, 2006, 908]. В порядке возникновения архиерейских центров А. Поппе определяет Туров под №9 и датирует это событие временем ок. 1088 г. [Поппе, 1996, 443-445].

Иная ситуация складывается при анализе исторических источников. В списке Церквей Константинопольского патриархата Туровская кафедра помещена под № 8 [Бибиков, 2010, 248] В перечне русских епископий в Новгородской первой летописи туровский диоцез вовсе отсутствует (Н1Л, 2001, 164). Однако прямые указания на время основания кафедры содержатся в уставной грамоте «Туровской епископии завет блаженного Владимира», помещенной в Киевском патерике редакции архимандрита Иосифа (Тризны). Данный источник, известный в единственном списке XVII в., несмотря на многочисленные упоминания, был введен в научный оборот и обстоятельно изучен Я. Н. Щаповым [Щапов, 1965]. Возникновение Туровской епископии, согласно тексту документа, датируется 6513 (1005) г. [Щапов, 1965, 254] и определяется как третье, вероятно, после Киевской и Новгородской2. Данный документ позволяет реконструировать территорию сформированного округа, включающего «Пинск, Новгород, Городен, Слоним, Берестеи, Волковыеск, Здитов, Небле, Степан, Дубровица, Высочко, Случеск, Копыл, Ляхов, Городок, Смедянь» (Щапов, 1965: О поставлении, 271-272). Однако указанные границы епископии вряд ли отражали реалии начала XI в., т. к. по времени создания текст Устава можно отнести самое раннее к концу XIII в. [Щапов, 1965, 254].

Первым епископом Турова грамота называла святителя Фому [Щапов, 1965, 258] и одновременно сообщала об установлениях по материальному содержанию кафедры: «и придах села, винограды, земли бортные, волости со всеми придатки, озера, реки, тако и в мыте, и на торгу, и на перевозах десятую неделю, десятыи пеняз и от жита десятая копа святому Спасу и святеи Богородицы по всем городом, по всеи епископии, занеже се урядих и уставих в первых» (Щапов, 1965: О поставлении, 272). Установление десятины в пользу соборной церкви Турова во имя Успения Пресвятой Богородицы и церкви Спаса Преображения, известной нам по туровскому Евангелию XI в. [Щапов, 1965, 257], следует рассматривать как необходимость «письменно зафиксировать источники материального обеспечения Туровской епископии и права на них на основе установлений Владимира» [Щапов, 1965, 256]. А сама уставная грамота была ничем иным, как записью «местного обычая, сложившегося во взаимоотношениях княжеской и церковной власти» на протяжении веков, фиксирующей «конкретные формы обеспечения епископии» [Щапов, 1965, 262].

Следует констатировать активную роль княжеской власти в формировании церковной инфраструктуры. Так, в период княжения в Турове князя Святополка Изяс-лавича (1088-1093) им была построена церковь во имя своего ангела св. Михаила, которая стала родовой усыпальницей Изяславичей, вторая жена Святополка гречанка Варвара (^ ок. 1124), по преданию, основала женский монастырь во имя своей святой покровительницы [Грушевский А., 1901, 37].

К истории основания епископии в Турове также нередко относят и летописное известие в Лаврентьевском своде под 1114 г. «Том же лете поставиша Кирила епспмъ мсца нояб въ s днь» (ПСРЛ, 1. Стб. 290). Следует согласиться с мнением Е. Е. Голубин-ского о том, что данное сообщение никоим образом не указывает на принадлежность Кирилла к Туровской кафедре [Голубинский, 1901, 680].

2 В 1005 г. в Турове княжил Святополк Окаянный, который в источнике не упомянут. Причин для данного умолчания достаточно. Святополк был сыном Владимира от связи с женой брата Ярополка. Женатому на дочери польского короля Болеслава, князю приписываются попытки перехода под власть папы Римского и, наконец, убийство Бориса и Глеба. Поэтому помимо князя Владимира в Уставе указаны имена княгини Анны и их сыновей Изяслава и Мьстислава, Ярослава и Всеволода, Бориса и Глеба (Щапов, 1965: О поставлении, 271-273).

В труде архим. Николая (Трусковского), изданном в 1864 г., первым Туровским архиереем называется святитель Симеон. Перечень Туровских епископов в данном исследовании выглядит следующим образом: Симеон, Игнатий, Иоаким 1-й, Георгий, Кирилл 1-й с 1114 по 1120 г., Иоаким 2-й с 1144 г., Иоанн с 1146 г., Кирилл 2-й (проповедник), Лаврентий [Трусковский, 1864, 51]. Предложенная автором реконструкция находит подтверждение в исторических источниках. Имена святителей первой половины XII в.: Симона, Игнатия, Иоакима и Георгия, также восстанавливаются на основании сообщений «Слова о Мартине монахе, что пребывал в Турове»3, к сожалению, без точного указания времени святительства. Все это позволяет сделать вывод об устойчивости функционирования Туровской кафедры, обеспечении преемственности архиерейской власти в диоцезе, тем более археологические данные свидетельствуют, что к этому времени христианская обрядовая практика утверждается на территории княжества, в том числе в погребениях [Прав. Энц., 4, 457-503].

М. Д. Приселковым относительно личности первого из названных в «Слове о монахе Мартине» епископов — Симеона, была высказана крайне любопытная точка зрения. Сличение списков русских архиереев 20-х гг. XII в. привело исследователя к предположению, что Симеон не был самостоятельным Туровским епископом: Туров в это время, по его мнению, перешел под управление Симеона Владимирского, поставленного «по смерти Амфилохия в 1123 г. на Владимирскую епископию» [Приселков, 1913, 349], т. к. произошел «передел епархий, стянувший все земли Мономаха (кроме Киева и Новгорода) в две епископии» — Владимирскую и Переяславскую. [Приселков, 1913, 334, 337]. Это привело к утрате Туровской кафедры на карте Киевской митрополии. Следовательно, Симеон был первым Владимирским епископом, в подчинении которого находился Туров. Согласно гипотезе М. Д. Приселкова, лишь после смерти в 1136 г. Симеона Владимирского кафедра вновь обрела самостоятельность и во главе ее митрополитом Михаилом был поставлен святитель Игнатий [Приселков, 1913, 348-350]. Данная точка зрения имеет под собой определенные основания, но признать ее безусловно верной источниковая база не позволяет.

На период служения епископа Игнатия, вероятно, приходится разорение Турова монгольскими войсками, судьба архиерея при этом неизвестна. К 1142 г. относится запись о посажении на Туровский стол князя Святослава Всеволодовича (ПСРЛ, 1. Стб. 311), затем на нем закрепляется Вячеслав Владимирович, благодаря усилиям которого два года спустя, в 1144 г., сообщается о поставлении городу епископа Иоакима (Акима/Якима) (ПСРЛ, 2. Стб. 315). Это первое упоминание архиереев Турова в летописании. Рукоположение Иоакима имело особое значение для Туровской кафедры, так как, насколько позволяет судить содержание исторических источников, это первая известная нам попытка политической элиты Турова ввести традицию избрания архиереев из числа местного духовенства. Однако служение еп. Иоакима было недолгим. В 1146 г. он вместе со знатью Турова и посадником был взят в плен киевским князем Изяславом Мстиславичем, который «исковавъ приведе» их в Киев (ПСРЛ, 1. Стб. 315). Как верно отметил П. И. Гайденко, «история ещё не знала подобного обращения с местным епископом со стороны светских лиц и Рюриковичей» [Гайденко, 2014б, 130131]. Сложившаяся ситуация связана с позицией, которую занял еп. Иоаким в споре за Киевский стол между Изяславом Мстиславичем и его дядей Вячеславом Владимировичем, княжившим в Турове [Гайденко, 2014б, 130]. Епископ был убежденным сторонником старейшинства Вячеслава Владимировича и его прав на великокняжеский престол, что и стоило ему кафедры. Сложившиеся обстоятельства свидетельствуют о все возрастающем значении епископской кафедры для политического статуса Туровского княжества [Тихомиров, 1956, 230].

3 «Жил некий старец именем Мартин, бывший прежде поваром у епископов туровских Симеона, Игнатия и Иоакима, которого епископ Георгий отпустил по старости» (БЛДР, 12: Слово

о Мартине монахе). Данный источник описывает явление страдающему от грыжи Мартину «мниху» святых заступников Бориса и Глеба.

Так, согласно археологическим данным, к XII в. относится строительство в Турове каменного храма, возможно — кафедрального, по своим размерам уступавшего в Древней Руси лишь Софии Киевской и Софии Новгородской [Прав. Энц., 4, 457503], что позволяет говорить о значительном материальном положении кафедры. Туровский епископ «обладал правом получать мыто, собираемое во время городской ярмарки на Петров день» и «иные доходы от купцов», в том числе пошлины от использования мер и весов, зафиксированные, в том числе, в Великом Новгороде, также письменно закреплено особое право архиерея на изготовление и продажу меда [Щапов, 1965, 260-262].

Возникает вопрос и о месте пребывания правящих Туровских архиереев. В упоминаемом выше источнике «Слово о Мартине мнисе, иже б£ в ТуровЪ...», говорится о том, что больной монах пребывает в «въ епискупли манастыри» (БЛДР, 12: Слово о Мартине монахе). М. С. Грушевский полагал, что имеется в виду Борисоглебский монастырь, основанный, вероятно, «во времена Ярослава» [Грушевский М., 1905, 2, 305]. Данное указание может быть расценено по-разному — Туровский архиерей мог быть как основателем, одновременно игуменом данной обители, так и использовать ее в качестве резиденции4. Последней точки зрения придерживался Е. Е. Голубинский [Голубинский, 1901, 680-681].

После ареста в 1146 г. еп. Иоакима Туровская кафедра, вероятно, пустовала. Со второй половины 50-х гг. XII в. происходит обособление Турова под властью князя Юрия Ярославича, в Турове закрепляются и его потомки. К периоду их княжения относится святительство епископа Георгия. Имя этого архиерея известно нам благодаря сочинению монаха Мартина, которого он отправил на покой с должности епископского повара (БЛДР, 12: Слово о Мартине монахе). Годы служения еп. Георгия Туровского в источниках не обозначены. Со ссылкой на авторитет Н. Н. Дурново, в историографии принято считать, что архиерей вступил на кафедру в 1167 г. и по непонятным причинам покинул ее в 1169 г. [Дурново, 1888, 29]. Анализ ситуации 30-60 гг. XII в. позволил П. И. Гайденко сделать вывод о том, что в этот период наблюдается тенденция к установлению «контроля над епископскими кафедрами со стороны городских общин». Таким образом, есть основания полагать, что уход еп. Георгия с кафедры был связан с существенными разногласиями с местной знатью «по каким-то церковным или церковно-политическим вопросам» [Гайденко, 2014б, 135].

Так или иначе, предполагается, что около 1169 г. еп. Георгий оставил кафедру, т. к. к этому времени относится принятие архиерейского сана одной из ключевых в истории Туровской епископии фигур — святителем Кириллом [Грушевский А., 1901, 75]. Избран он был из среды местного духовенства «молением» князя и горожан, происходил из богатого и уважаемого в Турове рода (Житие Кирилла Туровского, 1907, 62-64).

Кирилл Туровский известен как проповедник, публицист, одним из ключевых его сочинений является «Притча о человеческой душе и теле», более известная как «Повесть о слепце и хромце». Посредством аллегорий еп. Кирилл рассуждает о взаимоотношениях церковной и светской власти, в своем повествовании подразумевая конкретных современных ему персонажей, а именно обличает ересь самозванного епископа Федорца и поддерживавшего его Андрея Боголюбского [Мильков, 2016, 38]. Образ князя Андрея Юрьевича крайне нелицеприятен: «„Хром я и не могу войти внутрь", — и так перехитрим мы нашего господина и сами получим плату за свою работу». И сел хромец на слепца, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все бывшее там добро господина своего» (БЛДР, 4: Притча Кирилла-монаха). Для архиерея подобные образы в отношении представителя княжеской династии были, несомненно, дерзостью, но это не сказалось на статусе и положении еп. Кирилла. Кроме того, сочинения архиерея были адресными, и то, что «Андрей Юрьевич проявлял интерес

4 На территории бывшего погоста Борисоглебского монастыря в Турове был найден сарко-

фаг, который предположительно считается местом захоронения местных архиереев [Лысенко,

1974, 40].

к посланиям туровского епископа, указывает не только на высокий духовный авторитет святителя, но и на существование неких общих интересов или взглядов между епископом и владимирским князем» [Гайденко, 2014б, 135; Гайденко, Филиппов, 2011, 106-116; Гайденко, 2014а, 93-114].

Глубокое осуждение в притче дается действиям Феодорца: «никто, страх Божий имея, плотским не прельстится, никто из искренне верующих незаконно не пытается получить сана — никто... Но так же вошел, как и этот церковник, недостойный священства и утаивший грех свой, пренебрег Божьим заветом, но ради высокого сана и славы земной взошел на епископский стол. высокомерная заносчивая хвастливость в захвате сана не по-Божьи» (БЛДР, 4: Притча Кирилла-монаха). Однако, обличая Андрея Боголюбского и Феодорца в разграблении богатств Церкви, небрежении к церковным канонам и ненадлежащем по христианским меркам поведении, Кирилл Туровский в первую очередь заботился о сохранении целостности русской митрополии, которая, по его мнению, разрушалась адресатами притчи, стремился к защите «законных прав Киевского митрополита с позиций единства всей Православной Церкви» [Мильков, 2016, 39]. При этом, как верно отметил П.И. Гайденко, «Кирилл считал поступки Феодорца и Андрея подсудными лишь Богу» [Гайденко, 2014б, 142].

В современной историографии, посвященной Кириллу Туровскому, прослеживается целый ряд противоречий. В частности, создание им произведений, адресованных Андрею Боголюбскому, большинство исследователей относит к периоду 1167-1169 гг., характеризующемуся наибольшим противостоянием князя с Киевом и митрополичьей кафедрой, но традиционно считается, что в данный период Туровской еписко-пией управлял святитель Георгий. Тогда получается, что сочинения, отразившие всю остроту полемики, были написаны до вступления еп. Кирилла на кафедру, т. к. годом вступления его в архиерейский сан принято считать 1169 г. В этом же году, согласно летописным известиям, произошла расправа митрополита Константина с Феодор-цом (ПСРЛ, 1. Стб. 356-358). Если Кирилл к этому времени был только рукоположен, то полемика уже потеряла свою актуальность. Данная ситуация вряд ли может быть разрешена при имеющемся состоянии исторических источников. Причина подобной коллизии кроется в условности восстанавливаемой историками датировки времени служения Туровских архиереев.

С точки зрения идей церковного устройства, необходимо упомянуть еще одно сочинение еп. Кирилла Туровского — «Слово о бельцах и монашестве» (БЛДР, 4: Слово о бельцах). Оно посвящено характеристике современного ему монашеского устройства. По мнению архипастыря, основная задача монастырской церкви — «это служба Богу со славословием, немолчная аллилуйя псаломскими стихами.». В основу монастырского уклада должен быть положен «устав, апостольские заветы келейной жизни, где никому нет своеволия, но всем все общее, ибо все под игуменом, как члены тела под одной головой, связаны духовными жилами». Весь чернеческий чин должен пребывать «в последней нищете» и «безмолвном отшельничестве», «а что в худое одет рубище — тут речь без иносказания, ибо здесь рядно и власяница, и суконные одежды, и облаченья из козьих шкур. Ибо всякие богатые ризы и плотские украшения чужды игуменам и всему монашескому укладу» (БЛДР, 4: Слово о бельцах). Таким образом, в современной ему действительности еп. Кирилл осуждает отступления от канонических требований к монашескому бытию. В то же время образ монаха для него «выступает символом, через который раскрывается идеальная форма христианства» [Вдовина, 2016, 81], а идеалом игумена в русской традиции признается св. Феодосий Печерский, что «без лицемерия иночествовал, возлюбивши Бога и свою братию как самого себя» (БЛДР, 4: Слово о бельцах).

Труды еп. Кирилла Туровского сыграли значительную роль в формировании взглядов просвещенных представителей церковной и светской знати изучаемого периода, что позволяет говорить о высочайшем авторитете архипастыря, но это не может быть применимо к положению Туровской кафедры в рамках Киевской митрополии. Попытка Турова обрести самостоятельную кафедру во главе с представителями

местного духовенства [Тихомиров, 1956, 231; Грушевский М., 1891, 163-224; Клеванов, 2001, 61-143; Цветков, 2009, 237-419], так же как желание еп. Кирилла оказать влияние на церковно-политическую ситуацию Руси, оказались тщетными. Святитель в период до 1182 г. был смещен с кафедры, а в Туров был рукоположен ставленник Киево-Пе-черского монастыря Лаврентий (КПП, 2012, 395).

В Печерском патерике еп. Лаврентий характеризуется как ревностный христианин, который, будучи монахом, принял обет затворничества (КПП, 2012, 220, 395), а под 1182 г., уже в сане Туровского епископа, он указан в числе участников избрания попа Василия игуменом Киево-Печерского монастыря (ПСРЛ, 2. Стб. 628). Безусловно, и Кирилл и Лаврентий были заложниками происходивших в южной Руси политических процессов. Но вступление Лаврентия на архиерейскую кафедру, в замещение легитимно находившегося там еп. Кирилла, прямо нарушало церковные каноны. Сам Лаврентий в сане епископа показал себя слабым и безвольным, фактически он стал «марионеткой в интригах греческих митрополитов по подчинению туровской кафедры» [Галимов, 2012, 109-110], которая переходит под управление киевских архиереев. После святительства Лаврентия «в наших источниках является пробел, и новые сведения о туровской епископской кафедре относятся лишь к XIV в.» [Грушевский А., 1901, 78].

Подводя итог изучению Туровской епископии, необходимо отметить сложность восстановления ее истории, что связано с тем, что «наши летописи мало интересуются жизнью этого удела» [Грушевский А., 1901, 73-74], в них «мы находим лишь случайные замечания о Турове, сделанные в связи с какими-либо политическими событиями» [Тихомиров, 1956, 306]. Привлечение иных исторических источников также не позволяет однозначно ответить на вопрос о времени основания кафедры. В качестве дискуссионных остаются проблемы восстановления последовательного перечня туровских архиереев и времени их пребывания на кафедре, нельзя исключать и длительных периодов вакантности святительского престола5.

Периоды в истории Туровской епископии выделить крайне сложно. Основание кафедры в 1005 г. под руководством епископа Фомы сомнительно, и если это так, то далее почти век святительский престол, вероятно, пустовал. О полноценном существовании Туровского диоцеза вряд ли можно говорить ранее начала XII в. До середины 40-х годов этого столетия епископию возглавляли церковные иерархи, о деятельности которых нам почти ничего не известно. Попытки княжеской власти и горожан в процессе обособления от Киева ввести традицию избрания архиереев из числа местного духовенства не имели успеха: епископ Иоаким арестован, свт. Георгий вынужден покинуть кафедру, свт. Кирилл Туровский смещен. Приход печерского ставленника Лаврентия ознаменовал этап подчинения кафедры Киеву. С конца XIII в. Туров попадает под влияние Волыни, а затем входит в состав Русско-литовского государства.

Источники и литература

Источники

1. БЛДР, 4: Притча Кирилла-монаха — Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении / Подг. текста, пер. и комм. В. В. Колесова и Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / ИРЛИ РАН. Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб., 1997. Т. 4: XII век. 687 с. URL: http://lib.pushkinskijdom. ru/Default.aspx?tabid=4936 (дата обращения 25.02.2017).

5 «Вследствие отсутствия прямых указаний возникало сомнение, не нарушалась ли преемственность епископов и не оставалась ли Туровская кафедра подолгу вакантною» [Грушевский А., 1901, 73-74].

2. БЛДР, 4: Слово о бельцах — Слово о бельцах и монашестве. Рассказ многогрешного инока Кирилла Печерскому игумену Василию о человеке бельце и чернечестве, и о душе, и о покаянии / Подг. текста, пер. и комм. В. В. Колесова и Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / ИРЛИ РАН. Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб., 1997. Т. 4: XII век. 687 с. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default. aspx?tabid=4936 (дата обращения: 25.02.2017).

3. БЛДР, 12: Слово о Мартине монахе — Слово о Мартине монахе, что пребывал в Турове. / Подг. текста, пер. и комм. Е. Г. Водолазкина // Библиотека литературы Древней Руси / ИРЛИ РАН. Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб., 2003. Т. 12: XVI век. 624 с. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10110 (дата обращения: 25.02.2017).

4. Житие Кирилла Туровского (1907) — Житие Кирилла Туровского // Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб., 1907. С. 62-64.

5. КПП (2012) — Киево-Печерский патерик. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 432 с.

6. Н1Л (2001) — Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Рязань, 2001. 586 с.

7. ПСРЛ, 1 — Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Л., 1926-1928. 379 с.

8. ПСРЛ, 2 — Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. СПб., 1908. 638 с.

9. Щапов: О поставлении (1965) — О поставлении Туровской епископии // Туровские уставы XIV в. о десятине // Археографический ежегодник за 1964 г. М., 1965. С. 271-273.

Литература

10. Бибиков (2010) — Список епископий Константинопольского патриархата // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. II: Византийские источники. Хрестоматия / сост., пер и комм. М. В. Бибиков. М., 2010. С. 248-251.

11. Вдовина (2016) — Вдовина О.Я. Символико-аллегорическая интерпретация монашества у Кирилла Туровского // Древняя Русь: о времени, в личностях, в идеях. Вып. 6. 2016. С. 83-115.

12. Гайденко (2014а) — Гайденко П.И. Кирилл Туровский и его время: наблюдения и замечания // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014. № 1 (7). С. 93-114.

13. Гайденко (2014б) — ГайденкоП.И. Священная иерархия Древней Руси (XI-XIII вв.): зарисовки власти и повседневности. М.: Университетская книга, 2014. 212 с.

14. Гайденко, Филиппов (2011) — Гайденко П.И., Филиппов В.Г. Церковные суды в Древней Руси (XI — середина XIII века): несколько наблюдений // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2011. № 12. С. 106-116.

15. Галимов (2012) — Галимов Т.Р. Русская церковная иерархия в княжеских междоусобицах середины XII — первой трети XIII вв. // Вестник Челябинского государственного университета: История. Вып. 52. 2012. № 25 (279). С. 104-114.

16. Голубинский (1901) — ГолубинскийЕ.Е. История Русской Церкви. Т.1: Период первый, киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1901. 968 с.

17. Грушевский А. (1901) — Грушевский А. С. Очерк истории Турово-Пинского княжества XI-XIII вв. Киев, 1901. 480 с.

18. Грушевский М. (1891) — Грушевский М. С. Очерки истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. Киев, 1891. 520 с.

19. Грушевский М. (1905) — Грушевський М. С. Iсторiя Украши-Руси. Львiв, 1905. Т. 2. 634 с.

20. Грюнберг (2006) — История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года / под ред. П. Н. Грюнберг. М., 2006. 926 с.

21. Дурново (1888) — Н.Д. [ДурновоН.Н.] Девятисотлетие русской иерархии. 988-1888: Епархии и архиереи / сост. по офиц. и ист. данным Н. Д. М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1888. 104 с.

22. Клеванов (2001) — Клеванов А. С. История Юго-Западной Руси от её начала до половины XIV века. М., 2001. 226 с.

23. Лемешевский (2002) — Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992-1892. М., 2002. Т. 3. 488 с.

24. Лысенко (1974) — Лысенко П. Ф. Города Туровской земли. Минск, 1974. 199 с.

25. Лысенко (2010) — Лысенко П. Ф. Туровская земля (итоги и перспективы изучения) // Археолопя i давня iсторiя Украши: Зб. наук. пр. К.: 1А НАН Украши, 2010. Вип. 1. С. 278-285.

26. Мильков (2016) — МильковВ.В. Идейное своеобразие религиозных и нравственных воззрений Кирилла Туровского // Древняя Русь: о времени, в личностях, в идеях. Вып. 6. 2016. С. 36-65.

27. Пономарев (1894) — Пономарев А.И. Св Кирилл еп. Туровский и его церковно-учи-тельные произведения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1894. Вып. 1. С. 46-51.

28. Поппе (1996) — Поппе А.В. Карта Киевской митрополии и список ее епархий // Под-скальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 443-445.

29. Прав. Энц., 4 — Беларусь. Православная церковь. // Православная энциклопедия. Т. 4. С. 457-503. URL: http://www.pravenc.ru/text/77856.html (дата обращения: 25.02.2017).

30. Приселков (1913) — Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. // Записки Историко-филологического факультета С.-Петербургского университета. Ч. 116. СПб.,1913. 430 с.

31. Прохоров (2006) — Прохоров A.A. О туровских преданиях // Працы пстарычнага фа-культэта: навук. зб. Вып. 1 / рэдкал.: У. К. Коршук (адк. рэд.) [i шш.]. Мшск, 2006. С. 85-100.

32. Росик (2011) — Росик С. Святополк I, князь Турова и Киева, в свете «Хроники» Тит-мара. Из источников о происхождении Беларуси // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2011. №2 (10). С. 3-10.

33. Сон Джонг Со (2004) — Сон Джонг Со. Житие Кирилла Туровского в составе Пролога // Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН. СПб., 2004. Т. 55. С. 228-239.

34. Творогов — ТвороговО.В. Кирилл, епископ Туровский // Электронная библиотека ИРЛИ РАН. URL: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4016 (дата обращения 26.02.2018).

35. Тихомиров (1956) — Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 306.

36. Трусковский (1864) — Николай (Трусковский), архим. Историко-статистическое описание Минской епархии. СПб., 1864. 328 с.

37. Цветков (2009) — ЦветковС.Э. Древняя Русь. Эпоха междоусобиц. 1054-1212. М., 2009. 527 с.

38. Щапов (1965) — ЩаповЯ.Н. Туровские уставы XIV в. о десятине // Археографический ежегодник за 1964 г. М., 1965. С. 252-273.

Tatyana Fomina. The Diocese of Turov: Stages of its Establishment and Development (11th-13th Centuries).

Abstract: In this article, the author traces the stages of the development of the Turov Diocese during the 11th-13th centuries. She considers such aspects as the time and circumstances of the establishment of the diocese, the problem of recovering the list of its ruling bishops, the relationship of the episcopate with representatives of the prince's authority, and their participation in all-Russian political and ecclesiastical events. The establishment of the Turov Diocese can be dated to no earlier than the beginning of the 12th century. Until the mid-40's of the 12th century, the episcopacy was led by church hierarchs of whose activities we know almost nothing. Attempts by the prince's authority and by citizens to introduce a tradition of electing bishops from among the local clergy during the process of separation from Kiev

did not succeed. Bishop Joachim was arrested, St. George was forced to leave the see, and St. Cyril of Turov was replaced. The arrival of Lawrence, who was ordained in the Kiev Caves, marked the stage of submission of the diocese to Kiev. Beginning with the end of the 13th century, Turov falls under the influence of Volhynia, and then becomes part of the Polish-Lithuanian Commonwealth.

Keywords: Middle Ages, medieval Russia, Russian Orthodox Church, history, church hierarchy, Diocese of Turov, bishops.

Tatyana Yuriyevna Fomina — Candidate of History, Associate professor at the Department of History and its methodic of teaching at Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (stal73@yandex.ru).

Sources and References

Sources

1. BLDR, 4: Pritcha Kirilla-monakha — Kirilla-monakha pritcha o chelovecheskoy dushe, i o tele, i o narushenii bozh'ey zapovedi, i o voskresenii tela chelovecheskogo, i o strashnom sude, i o muchenii [A Cyril-monk's parable about the human soul, and about the body, and the violation of God's commandment, and the resurrection of the human body, and the Last Judgment, and the anguish in Hell]. Prep., transl. and comm. by V.V. Kolesov and N.V. Ponyrko. Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Ancient Rus' literature]. Institute of Russian Literature at the Russian Academy of Sciences. Ed. by D. S. Likhachev, L. A. Dmitriev, A. A. Alekseev, N.V. Ponyrko. Saint-Petersburg, 1997, vol. 4: Xllth century. Avaliable at: http://lib.pushkinskijdom. ru/Default.aspx?tabid=4936 (accessed: 25.02.2017). (In Russian).

2. BLDR, 4: Slovo o bel'tsakh — Slovo o bel'tsakh i monashestve. Rasskaz mnogogreshnogo inoka Kirilla Pecherskomu igumenu Vasiliyu o cheloveke bel'tse i chernechestve, i o dushe, i o pokayanii [The word about the married clergy and monkhood. The story of the very sinful Monk Kirill to the Pechersk hegumen Basil about the man of married clergy and monkhood, and about the soul and repentance].Prep., transl. and comm. by V.V. Kolesov and N.V. Ponyrko. Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Ancient Rus' literature]. Institute of Russian Literature at the Russian Academy of Sciences. Ed. by D. S. Likhachev, L. A. Dmitriev, A. A. Alekseev, N.V. Ponyrko. Saint-Petersburg, 1997, vol. 4: Xllth century. Avaliable at: http://lib.pushkinskijdom. ru/Default.aspx?tabid=4936 (accessed: 25.02.2017). (In Russian).

3. BLDR, 12: Slovo o Martine monakhe — Slovo o Martine monakhe, chto prebyval v Turove... [A Word about Martin the monk who lived in Turov.]. Prep., transl. and comm. by E. G. Vodolazkin. Biblioteka literatury Drevney Rusi [Library of Ancient Rus' literature]. Institute of Russian Literature at the Russian Academy of Sciences. Ed. by D. S. Likhachev, L. A. Dmitriev, A. A. Alekseev, N.V. Ponyrko. Saint-Petersburg, 2003, vol. 12: XVIth century. Avaliable at: http:// lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10110 (accessed: 25.02.2017). (In Russian).

4. KPP (2012) — Kievo-Pecherskiy paterik [Patericon of Kievo-Pechersky monastery]. Moscow: Sretenskiy monastery Publ., 2012, 432 p. (In Russian).

5. NIL (2001) — Novgorodskaya pervaya letopis' starshego i mladshego izvodov [First Novgorod chronicle of senior and junior versions]. Ryazan', 2001, 586p. (In Russian).

6. PSRL, 1 — Polnoe sobranie russkikh letopisey, vol. 1: Lavrent'evskaya letopis' [Complete collection of Russian annals. Vol.1: The Laurentian Chronicle]. Leningrad, 1926-1928, 379p. (In Russian).

7. PSRL, 2 — Polnoe sobranie russkikh letopisey, vol. 2: Ipat'evskaya letopis' [Complete collection of Russian annals. Vol. 2: The Ipatiev Chronicle]. Saint-Petersburg, 1908, 638p. (In Russian).

8. Shchapov: O postavlenii (1965) — O postavlenii Turovskoy episkopii. Turovskie ustavy XIV v. o desyatine [On the foundation of the Turov diocese. Turovsky Charters of the XIVth century on tithes]. Arkheograficheskiy ezhegodnik za 1964 g. Moscow, 1965, pp. 271-273. (In Russian).

9. Zhitie Kirilla Turovskogo (1907) — Zhitie Kirilla Turovskogo [The Life of Kirill Turovsky]. Nikol'skiy N. K. Materialy dlya istorii drevnerusskoy dukhovnoy pis'mennosti [Materials for the History of Ancient Rus' literature]. Saint-Petersburg, 1907, pp. 62-64. (In Russian).

References

10. Prav. Ents., 4 — Belarus'. Pravoslavnaya tserkov'. Pravoslavnaya entsiklopediya [Belarus'. Orthodox Church. Orthodox Encyclopedia], vol. 4, pp. 457-503. Avaliable at: http://www.pravenc. ru/text/77856.html (accessed: 25.02.2017). (In Russian).

11. Bibikov (2010) — Spisok episkopiy Konstantinopol'skogo patriarkhata. Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnykh istochnikov, vol. II: Vizantiyskie istochniki. Khrestomatiya [List of the Dioceses of the Patriarchate of Constantinople. Ancient Rus in the light of foreign sources, vol. II: Byzantine sources. Reader]. Compl., transl. and comm. by M.V. Bibikov. Moscow, 2010, pp. 248251. (In Russian).

12. Durnovo (1888) — N.D. [DurnovoN.N.] Devyatisotletie russkoy ierarkhii. 988-1888: Eparkhii i arkhierei [Nine centuries of the Russian hierarchy. 988-1888: Dioceses and Bishops]. Compl. by N. D. Moscow, 1888, 104p. (In Russian).

13. Gaydenko (2014a) — Gaydenko P. I. Kirill Turovskiy i ego vremya: nablyudeniya i zamechaniya [Kirill Turovsky and his time: observations and remarks]. Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii. 2014, no. 1 (7), pp. 93-114. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Gaydenko (20 1 46) — Gaydenko P. I. Svyashchennaya ierarkhiya Drevney Rusi (XI-XIII vv.): zarisovki vlasti i povsednevnosti [The Sacred Hierarchy of Ancient Rus' (XI-XIII centuries): sketches of power and everyday life]. Moscow: Universitetskaya kniga, 2014, 212p. (In Russian).

15. Gaydenko, Filippov (2011) — GaydenkoP.I., Filippov V. G. Tserkovnye sudy v Drevney Rusi (XI — seredina XIII veka): neskol'ko nablyudeniy [Church Courts in Ancient Rus' (XI — mid-XIII century): several observations]. Magistra Vitae: elektronnyy zhurnalpo istoricheskim naukam i arkheologii. 2011, no. 12, pp. 106-116. (In Russian).

16. Galimov (2012) — Galimov T.R.Russkaya tserkovnaya ierarkhiya v knyazheskikh mezhdousobitsakh serediny XII — pervoy treti XIII vv. [Russian ecclesiastical hierarchy in princely feuds of the mid-XIIth — first third of the XIIIth centuries]. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogo universiteta: Istoriya. Is. 52. 2012, no. 25 (279), pp. 104-114. (In Russian).

17. Golubinskiy (1901) — Golubinskiy E. E. Istoriya Russkoy Tserkvi. T. 1: Period pervyy, kievskiy ili domongol'skiy. Pervaya polovina toma [History of the Russian Church, vol. 1: Period one, Kiev or pre-Mongol. The first half of the volume]. Moscow, 1901, 968p. (In Russian).

18. Grunberg (2006) — Istoriya ierarkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Kommentirovannye spiski ierarkhov po episkopskim kafedram s 862 goda [History of the hierarchy of the Russian Orthodox Church. Commented lists ofhierarchs according to episcopal sees since 862]. Ed. by P.N. Grunberg. Moscow, 2006, 926 p. (In Russian).

19. Grushevskiy A. (1901) — Grushevskiy A. S. Ocherk istorii Turovo-Pinskogo knyazhestva XI-

XIII vv. [An outline of the history of the Turovo-Pinsk principality of the 11th-13th centuries]. Kiev, 1901, 480 p. (In Russian).

20. Grushevskiy M. (1891) — Grushevskiy M. S. Ocherki istorii Kievskoy zemli ot smerti Yaroslava do kontsa XIV stoletiya [Essays on the history of the Kiev Land from the death of Yaroslav to the end of the XIVth century]. Kiev, 1891, 520 p. (In Russian).

21. Grushevskiy M. (1905) — Grushevs'kiy M. S. Istoriya Ukraini-Rusi [History of Ukraine-Rus7]. Lviv, 1905, vol. 2, 634 p. (In Ukrainian).

22. Klevanov (2001) — Klevanov A. S. Istoriya Yugo-Zapadnoy Rusi ot ee nachala do poloviny

XIV veka [The history of South-Western Rus' from its inception to the mid-14th century]. Moscow, 2001, 226 p. (In Russian).

23. Lemeshevskiy (2002) — Manuil (Lemeshevskiy), mitr. Russkie pravoslavnye ierarkhi. 9921892 [Russian Orthodox dioceses. 992-1892]. Moscow, 2002, vol. 3, 488p. (In Russian).

24. Lysenko (1974) — Lysenko P.F. Goroda Turovskoy zemli [The Cities of Turov Land]. Minsk, 1974, 199 p. (In Russian).

252

XpucmuaHCKoe umeHue № 2, 2018

25. Lysenko (2010) — Lysenko P. F. Turovskaya zemlya (itogi i perspektivy izucheniya) [Land of Turov: results and perspectives of studying]. Arkheologiya i davnya istoriya Ukraïni. Kiev: IA NAN Ukraini, 2010, is. 1, pp. 278-285. (In Russian).

26. Mil'kov (2016) — Mil'kov V.V. Ideynoe svoeobrazie religioznykh i nravstvennykh vozzreniy Kirilla Turovskogo. Drevnyaya Rus': o vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh [Ancient Rus': on time, in persons, in ideas]. 2016, is. 6, pp. 36-65. (In Russian).

27. Ponomarev (1894) — Ponomarev A. I. Sv Kirill ep. Turovskiy i ego tserkovno-uchitel'nye proizvedeniya. Pamyatniki drevnerusskoy tserkovno-uchitel'noy literatury [Monuments of Ancient Rus' literature of Church Preaching]. Saint-Petersburg, 1894, is. 1, pp. 46-51. (In Russian).

28. Poppe (1996) — Poppe A.V. Karta Kievskoy mitropolii i spisok ee eparkhiy [The Map of Metropolis of Kiev and the List of its dioceses]. Podskal'ski G. Khristianstvo i bogoslovskaya literatura v Kievskoy Rusi (988-1237) [Christianity and theological literature in Kievan Rus' (9881237)]. Saint-Petersburg, 1996, pp. 443-445. (In Russian).

29. Priselkov (1913) — PriselkovM.D. Ocherki po tserkovno-politicheskoy istorii Kievskoy Rusi X-XII vv. [Essays on Church and Politic History of Kiev Rus' of the Xth-XIIth century]. Zapiski Istoriko-filologicheskogo fakul'teta S.-Peterburgskogo universiteta. Saint-Petersburg, 1913, part 116, 430 p. (In Russian).

30. Prokhorov (2006) — ProkhorovA.A. O turovskikh predaniyakh [On Turovsky Legends]. Pratsy gistarychnaga fakul'teta: navuk. zb. Ed. by U. Korshuk et al. Minsk, 2006, is. 1, pp. 85-100. (In Belorussian).

31. Rosik (2011) — Rosik S. Svyatopolk I, knyaz' Turova i Kieva, v svete «Khroniki» Titmara. Iz istochnikov o proiskhozhdenii Belarusi [Svyatopolk I, Prince of Turov and Kiev, in the light of Titmar's "Chronicle." From sources about the origin of Belarus]. Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2011, no. 2 (10), pp. 3-10. (In Russian).

32. Son Dzhong So (2004) — Son Dzhong So. Zhitie Kirilla Turovskogo v sostave Prologa [The Life of Kirill bishop Turovsky in the content of Prolog]. Trudy otdela drevnerusskoy literatury IRLI RAN. Saint-Petersburg, 2004, vol. 55, pp. 228-239. (In Russian).

33. Tikhomirov (1956) — Tikhomirov M.N. Drevnerusskie goroda [The Cities of Ancient Rus]. Moscow, 1956. (In Russian).

34. Truskovskiy (1864) — Nikolay (Truskovskiy), arkhim. Istoriko-statisticheskoe opisanie Minskoy eparkhii [Historical and statistical description of the Minsk diocese]. Saint-Petersburg, 1864, 328 p. (In Russian).

35. Tsvetkov (2009) — Tsvetkov S. E. Drevnyaya Rus'. Epokha mezhdousobits. 1054-1212 [Ancient Rus'. Time of Civil strives. 1054-1212]. Moscow, 2009, 527p. (In Russian).

36. Tvorogov — Tvorogov O. V. Kirill, episkop Turovskiy [Kirill, bishop Turovsky]. Elektronnaya biblioteka IRLI RAN. Avaliable at: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4016 (accessed: 26.02.2018). (In Russian).

37. Shchapov (1965) — Shchapov Ya. N. Turovskie ustavy XIV v. o desyatine [Turovsky Charters of the XIVth century on tithes]. Arkheograficheskiy ezhegodnik za 1964 g. Moscow, 1965, pp. 252-273. (In Russian).

38. Vdovina (2016) — Vdovina O. Ya. Simvoliko-allegoricheskaya interpretatsiya monashestva u Kirilla Turovskogo. Drevnyaya Rus': o vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh [Ancient Rus': on time, in persons, in ideas]. 2016, is. 6, pp. 83-115. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.