Научная статья на тему 'Религиозное размежевание в современном русском этническом национализме'

Религиозное размежевание в современном русском этническом национализме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский этнический национализм / православие / неоязычество / светский национализм. / Russian ethnic nationalism / Orthodoxy / Neo-Paganism / secular nationalism.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозное размежевание в современном русском этническом национализме»

Митрофанова А.В.

д.полит.наук, зав. кафедрой политологии Российского православного университета, профессор кафедры

«Общая политология» Финансового университета

РЕЛИГИОЗНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЭТНИЧЕСКОМ

НАЦИОНАЛИЗМЕ

Ключевые слова: русский этнический национализм, православие, неоязычество, светский национализм.

Keywords: Russian ethnic nationalism, Orthodoxy, Neo-Paganism, secular nationalism.

Под русскими этническими националистами я имею в виду партии, движения и отдельных авторов, для которых политическое самоопределение русских как этнической группы является центральным элементом идеологии и политической программы. Националисты считают русских «безгосударственной нацией» и требуют создания Русской республики. Российская Федерация для них - государство, где доминирующее меньшинство угнетает этническое большинство (наподобие Южной Африки периода апартеида). Этнические националисты часто называют Россию «россиянией» или «эрэфией», подчеркивая, что не являются патриотами. Они отрицают возможность и необходимость формирования в России гражданской нации, объединяющей разные этнические и расовые группы.

1. Обособление русского этнического национализма в политическом пространстве

Националистическое движение представляет собой не столько набор организаций, сколько «среду», состоящую из отдельных людей и групп, связанных в единую сеть в виртуальном и реальном пространствах. Эту среду можно увидеть, например, на больших националистических мероприятиях, куда приходят люди разных идейных ориентаций. Отдельные элементы «среды» могут существовать независимо или свободно перемещаться между стабильными организациями. Создание националистических организаций затруднено сложностями с набором сторонников и нежеланием государственных органов такие организации регистрировать. Националисты, которые были чересчур заметны в реальной жизни, как правило, получали столь же реальные сроки заключения. По этим причинам националистическое движение предпочитает опираться на базы данных, рассылки и форумы, позволяющие быстро обмениваться информацией в среде сторонников без необходимости собирать людей вместе физически. Многие националистические сайты размещены вне пределов России (например, личный сайт Константина Крылова размещен на домене Кокосовых островов - krylov.cc). Все больше используются социальные сети Фейсбук и ВКонтакте.

В последние годы существования СССР и сразу после его распада сформировались политические конгломераты, объединявшие людей разных идеологических ориентаций. К таким конгломератам относились общество «Память», возникшее еще в конце 1980-х годов, и Русское национальное единство (РНЕ). Почти все давние участники современных националистических организаций начинали свою деятельность либо в «Памяти», либо в РНЕ. Например, основатель РНЕ Александр Баркашов и основатели Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) братья По-ткины начинали в обществе «Память». Из РНЕ, в свою очередь, вышли как один из лидеров этнического национализма Дмитрий Демушкин, так и руководитель православной организации «Народный собор» Олег Кассин.

Конгломераты переживали многочисленные расколы, в результате которых сформировались новые организации с разной идейной ориентацией, а сами конгломераты прекратили существование. C начала 2000 годов конгломераты больше не появлялись и, вероятно, появляться не будут. Внутри массива политических движений и отдельных активистов, пользующихся националистической риторикой, произошло размежевание между истинными этническими националистами и теми, кого следует называть «государственниками» или «патриотами». Истинные этнонационали-сты стремятся к этнически однородному государству русского народа и не желают сохранять Российскую Федерацию, а тем более - восстанавливать Советский Союз или Российскую империю. «Патриоты», напротив, готовы пожертвовать особыми правами русского этнического большинства во имя сохранения и увеличения территории государства.

Людей с несовместимыми идеологическими установками ранее объединяла враждебность к российской власти и желание смены режима. Отсюда, собственно, и пошло распространенное выражение «национал-патриоты». И националисты, и патриоты одинаково считали вражеским режим Бориса Ельцина и ранний режим Путина - хотя, как выяснилось впоследствии, по разным причинам. Трансформация риторики, а частично и природы самого режима в 2000-е годы привела к тому, что патриоты заняли естественную для них позицию поддержки правительства, которое в их глазах теперь выглядело достаточно (хотя и не совсем) русским и национальным. Отношение государственников к Путину стало меняться на противоположное и стало максимально положительным в момент присоединения Крыма (март 2014 г.).

Истинные этнонационалисты, напротив, усилили враждебность режиму, который раньше считали слабым и недостойным серьезного противостояния. Разрыв националистов с патриотами-государственниками отразился в интервью Константина Крылова, где он отказывает патриотизму в праве называться национализмом: «Россия для русских, а не русские для России. Русским не нужна даже самая процветающая Россия, если они в ней будут угнетены, лишены прав, подчинены другим народам»1. Ничего нового для этнического национализма в этих высказываниях нет. Националисты всегда воспринимали российскую государственность как чуждую русскому народу и радовались ее ослаблению.

Укрепление государственности, которое обрадовали патриотов, вызвало у истинных националистов крайнюю враждебность к режиму Путина. Отрицательно отношение националистов к российскому государству особенно ярко проявилось зимой 2013 - весной 2014 года. Многие известные этнические националисты выступили в поддержку украинского «майдана» и затем отрицательно оценили присоединение Крыма. Например, Владимир Истархов на своей странице в Фейсбуке постоянно публикует рисунки, высмеивающие Игоря Стрелкова и Владимира Путина, а присоединение Крыма называет оккупацией. Поддержка «майдана» объясняется тем, что националисты считают его идейно близким, особенно близки для них украинские правые, но речь не только и не столько о правых. Присоединение Крыма должно было бы обрадовать этнических националистов, так как гражданами России за один раз стали около двух миллионов славян. Однако националисты восприняли данное событие прежде всего как усиление ненавистного для них режима.

Другие националисты пытаются сочетать неприязнь к режиму Путина с поддержкой присоединения Крыма и самопровозглашенных республик Донбасса. Национально-демократическая партия (НДП) собирает гуманитарную помощь для Донбасса и провела 2 августа 2014 г. митинг в его поддержку. В то же время, материалы на сайте партии свидетельствуют, что сложившаяся ситуация для нее двусмысленна и поддержка ополченцев не является безоговорочной. Например, Константин Крылов стремится представить конфликт на Юго-Востоке Украины как совместную операцию российских и украинских властей, а беженцев подозревает в том, что они могут в будущем подрывать Россию изнутри2. Некоторые националисты были растеряны происходящими событиями, и не сразу выработали четкое отношение к ситуации на Донбассе. Егор Просвирнин (сайт «Спутник и погром») даже опубликовал нечто вроде покаянного письма за свою первоначальную поддержку происходящего на «евромайдане» .

2. Религиозное размежевание в русском этническом национализме

Политическое размежевание между этнонационалистами и патриотами сопровождалось религиозным. Патриоты-государственники сохранили традиционную ориентацию на православие. Этнические националисты разделились на три основные группы:

(1) Секуляристы, то есть те, кто считает религиозные вопросы маловажными и не афиширует свою религиозную принадлежность (если она имеется).

(2) Современные славянские язычники (неоязычники).

(3) Православные националисты, которые могут принадлежать к Русской Православной Церкви или к неканоническим религиозным организациям.

2.1. Секуляристы (светские националисты)

До середины 2000-х годов в России практически не было светских националистов. Национализм предполагал религиозность - либо православие (по традиции), либо язычество, т.е. анти-православие. Религиозные споры в националистических организациях часто приводили к расколам. Заметив это, лидеры националистов перестали привлекать внимание к вопросам религии и публично говорить о собственной религиозной принадлежности. Обозначение данного сегмента националистического движения как секуляристов не означает, что его приверженцы не имеют личной религиозной веры и/или не практикуют никакую религию. Религия не является для секулярных националистов вопросом, достойным упоминания в идеологических и политических документах, при этом лично каждый из них может быть практикующим или непрактикующим приверженцем религии (как правило - православного христианства или родноверия).

Националистические лидеры также обратили внимание, что чрезмерное внимание к православию больше отпугивает, чем привлекает новых участников. Александр Жучковский, например, пишет, что «русское большинство в своей массе не является религиозным и тем более церковным», ссылаясь на 2% церковных людей по «оценке социологов», но не уточняя, каких именно4. Ту же мысль проводят профессор МГИМО Валерий Соловей и его жена Татьяна в книге «Несостоявшаяся революция» (2009): «Идеологема православной монархии, упования на воцерковление

1 Константин Крылов: Лучшие демократы получаются из бывших фашистов... // №1211ет.т1». 10 мая 2010 года находилось в Интернет по адресу: Шр://пщ(1ет.т1Ъ/1ех18/110

2 Крылов К. АТО: кое-что о возможных целях / Национально-демократическая партия. 6 августа 2014 года находилось в Интернет по адресу: http://rosndp.org/ato-koe-chto-o-vozmozhnih-celyah.h1m

3 Самобичевание и погром: Егор Просвирнин о скандальном интервью «Громадске ТВ» // Спутник и погром. 10 июня 2014 года находилось в Интернет по адресу: http://sputnikipogrom.eom/politics/13946/repentance-and-pogrom/#.VMPiCUuzTDN

4 Жучковский А. «Первая пятилетка» Патриарха Кирилла. Проблемы и вызовы русской Православной Церкви // Вопросы национализма. 2014. - № 1. - С. 41.

русского общества и реанимацию традиционных ценностей суть vox clamantis in deserto. По крайней мере, для нужд массовой политической мобилизации эти идеи совершенно непригодны»1.

Секуляристы часто проходили через период личных религиозных исканий, но не находили удовлетворительных для себя традиций и вырабатывали индивидуальные религиозные практики. Например, один из старейших националистических лидеров Александр Севастьянов пишет о себе следующее: «я бываю в церкви, выполняю ряд обрядов, которые считаю истинными, действенными. Поклоняюсь многим святым, в особенности - моему покровителю Александру Невскому, великому русскому воину, защитнику нашего народа. Возжигаю свечи в память умерших представителей своей семьи, всех, кого знаю и помню»2. Период религиозных исканий описывает в своем блоге поэтесса-националистка Марина Струкова: «христианство мне всегда было чуждо, даже не знаю, почему. С 2001-го по 2007-й год я считала себя родновером. Потом взялась за иудаику»3.

Еще один источник религиозной индифферентности секуляристов - их антимигрантские настроения. Националисты выступают против любой инокультурной миграции в русские регионы России - как из бывших советских республик (Азербайджана, Киргизии и Таджикистана), так и с российского Северного Кавказа. Они являются противниками не только мигрантов-мусульман, но и христиан (грузин, армян, осетин, абхазов). Однако тот факт, что большая часть мигрантов действительно является мусульманами (хотя бы по культуре), предопределяет антиисламскую ориентацию секулярного русского национализма.

Михаил Пожарский4 в статье, посвященный террористическому нападению на Бостонский марафон 15 апреля 2013 г., подвергает критике не только ислам, но и религию вообще5. По его мнению, бездна пролегает между сознанием «цивилизованного человека» и сознанием «условного Царнаева - порождения традиционного, религиозного общества». Ислам для Пожарского - квинтэссенция всего отрицательного, что есть в каждой религии. «Из всех мировых религий ислам - самая воинственная и агрессивная», полагает автор, но другие не лучше. Религиозность в понимании этого представителя секулярного национализма - признак «интеллектуальной деградации», «дремучей архаики» и «психоза». Безрелигиозность - часть подчеркнутой приверженности секуляристов европейским ценностям.

Секулярный сегмент этнического национализма, еще недавно (в середине 2000-х годов) маргинальный, в настоящее время является самой динамичной частью движения. Только в этом сегменте возникают новые (по отношению к 1990-м годам) идеи, новые организации и лидеры. Секуляристы ведут широкую международную деятельность, осваивают новые способы пропаганды - например, через социальные сети (православные националисты чаще ведут блоги, чем работают в Фейсбук и Вконтакте). К этому направлению относится, вероятно, самый молодой - и по возрасту (1986 г.р.), и по времени прихода в движение, политический публицист Егор Просвирнин, создавший сайт «Спутник и Погром» (http://sputnikipogrom.com) в 2012 г., но уже ставший заметной фигурой русского национализма. Просвирнин также активно работает в социальных сетях. Следует отметить высокое качество работы художника сайта «Спутник и погром», не имеющее аналогов не только в националистических, но и в обычных Интернет-изданиях России.

2.2. Язычники

Длительное время язычество открыто исповедовали только отдельные маргинальные фигуры, такие как Алексей Широпаев. Сейчас существует обширная языческая «среда», включающая как отдельных людей, так и целые политические движения - например, издательская группа «Русская правда», Союз славянских общин под руководством Вадима Казакова. Многие язычники предпочитают обозначать свою религию как родную веру, а себя - как роднове-ров. Некоторые неоязычники утверждают, что «язычество - это всего лишь национальная разновидность общей для всех арийцев религии - Ведизма»6. Это позволяет отрицать собственно языческий (политеистический) характер русского родноверия. «Русская вера» предстает в виде никогда не прерывавшейся традиции, а переход русских в христианство лишается исторического смысла.

Языческая община определяется родноверами (например, ССО В. Казакова) как группа не менее чем из семи членов, носящих славянские имена, имеющая жреца, место для праздников и проводящая около четырех праздников в год. Главным каналом установления связей между языческими организациями является Интернет. Невиртуальные организации неоязычников иногда носят военизированный характер, давая молодежи возможность бесплатно научиться боевым искусствам, владению оружием, получить спортивную подготовку. Многие из них созданы на основе клубов славяно-горицкой борьбы. Националистические организации соединяют изучение единоборств, огневой подготовки и выживания с внушением принципов своей религиозной идеологии (в официальных документах это может быть сформулировано как «изучение славянской философии и обычаев»).

Неоязычество представляет собой не только политическое движение, но и относительно замкнутую субкультуру, обладающую собственным языком, дресс-кодом, правилами поведения. Например, родноверы стремятся пользо-

1 Соловей В., Соловей Т. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. 2009 // Plam.ru, Онлайн библиотека. 20 сентября 2014 года находилось в Интернет по адресу: http://www.plam.ru/hist/nesostojavshajasja_revolyucija/ pLphp

2

НДПР - партия русского народа. - М.: Национальная газета, 2005. - С. 10.

3 Струкова М. «Чертополох». Родины нет, кроме песни о Родине. Запись от 7 мая 2013 г. - http://strukova-mv.livejournal. com/244461.html

4 Сопредседатель Национально-демократического альянса (возможно, это псевдоним).

5 Пожарский М. В ответе (о вреде религии) // Natzdem.info. 23 апреля 2013 года находилось в Интернет по адресу: http:// nazdem.info/texts/369

6 Истархов В.А. Удар русских богов. - Калуга: Облиздат, 1999. - С. 10.

ваться «славянскими» обозначениями месяцев вместо латинских заимствований (стужень, лютень вместо январь, февраль) или заменять иностранные слова «славянскими» эквивалентами (светописи вместо фотографии, изведы вместо интервью). Использование некоторых слов (вполне безобидных) выполняет роль маркера и лакмусовой бумажки неоязыческой идентичности. Например, вместо «русский» (в смысле, этнически русский) язычник скорее всего использует архаическое «росс» или «русич».

Как правило, родноверы проходят своеобразный обряд посвящения и принимают «языческие имена» (например, А. Аратов - Огневед). Радикалы настаивают, что родновер обязан всегда носить особую одежду: славянскую рубаху и головную повязку. Однако большинство неоязычников носит особую одежду только на религиозных праздниках. Чем более политизированы неоязычники, тем менее они склонны одеваться в родноверческую одежду. Лидеры политических движений, озабоченные проблемой «респектабельности», носят рубашки и галстуки. Следует также иметь в виду, что не у всех людей достаточно денег, чтобы одеваться в соответствии с требованиями субкультуры.

Основная проблема русских родноверов заключается в том, что они не могут опереться ни на какую живую языческую традицию. Лидеры родноверов признают, что русская национальная религия за тысячу лет христианства серьезно пострадала, поэтому большей частью ее приходится «реконструировать» или создавать заново. Теоретики ссылаются на проснувшуюся память предков-волхвов как на источник знаний об исконно русской религии. Например, старейшина русского язычества Доброслав (Алексей Добровольский) назвал в качестве источников «откровения самой Матери-Природы и наследственную память»1. Многое в практике язычников взято из православия, но с обратным знаком. Например, православные издания обычно выходят по благословению архиереев, а газета «Русская правда» -«по благословению волхва Святорусского Ратебора». Теория единой ведической религии также напоминает о православии, где автокефальные церкви составляют Церковь Вселенскую.

Языческий сегмент в русском национализме в настоящее время не столько маргинализировался, сколько замкнулся в себе. Скорее всего, количество потенциальных новообращенных уже почти исчерпано, и существенного роста неоязыческих организаций не произойдет. Родноверческая субкультура (костюмы, языческие имена, жертвоприношения и т.д.) может, скорее, отпугнуть новых участников националистических движений, поэтому лидеры националистов, ориентирующиеся на массовость, предпочитают не афишировать принадлежность к родноверию. Многие язычники также стремятся подчеркнуть, что они не против светского государства и что именно язычество - пишет журнал «Вопросы национализма» - «может прекрасно существовать и развиваться в светском обществе»2. Можно сделать вывод, что между язычниками и секуляристами, речь о которых пойдет ниже, нет непроходимой стены.

2.3. Православные националисты

Сочетание православия с национализмом представляет собой сложную задачу, и большинство националистов давно перестали ставить ее перед собой, определившись в качестве секуляристов или неоязычников. Наибольшую сложность представляет не православная доктрина, которую националисты умеют гибко менять в зависимости от своих целей, а необходимость принадлежать к Церкви, участвовать в ее литургической жизни. Эта необходимость содержится в Символе Веры и Священном Писании, поэтому православные националисты не могут избежать «церковного вопроса». Средний человек может называть себя православным, не участвуя в таинствах Церкви, но православный националист изучает свою идеологию, он читает и размышляет, осознавая в итоге, что самоидентификация в качестве православного христианина предполагает практическую церковную жизнь. Самой важной проблемой русских националистов является их критическое и даже враждебное отношение к поместной Церкви, окормляющей территорию их проживания.

Причиной негативного восприятия Русской православной церкви националистами являются ее ровные отношения и сотрудничество с правящим режимом. Светские власти России православные националисты - как и все националисты - считают направленными против русского народа и против православия («безбожными», «властью не от Бога»). Следует учитывать, что на православных националистов огромное влияние оказала в начале 1990-х годов и продолжает оказывать до сих пор катакомбная среда с ее абсолютным неприятием любой светской власти (катакомб-ники не брали советские паспорта, не участвовали в переписях, даже не называли своих имен на допросах в органах внутренних дел) и общим упадком литургической жизни (катакомбники считали, что «настоящих» священников уже нет, а «советских попов» слушать не надо). Ничего необычного нет в том, что православные националисты часто изначально не хотят быть членами Русской православной церкви или порывают с ней на каком-то этапе своей жизни.

Элементы национализма присутствовали в 1990-е годы и до начала 2000-х в идеологии многих православных политических организаций и авторов-активистов. Однако после двух знаменательных событий - лишения сана епископа Диомида (2008 г.) и осуждения по статье 282, ч. 2 Константина Душенова (2010 г.) - национализм в православной среде сократился до маргинального идейного течения. Большинство православных верующих осознали, что национализм - путь, одновременно ведущий к противопоставлению себя Церкви и конфронтации с властями. До настоящего времени дожило мало православных националистических организаций, а большинство видных православных националистов либо перешли в лагерь «патриотов» (например, Егор Холмогоров, Константин Душенов), либо перестали быть православными (Алексей Широпаев). Православные националисты - устаревший, архаичный элемент национа-

1 Доброслав. Материалы интервью // «Русь языческая»: этническая религиозность в России и Украине XX-XXI вв. Indigenous Religions. Вып. 1. Сост. и общ. ред. Р.В. Шиженский. - Н.Новгород: НГПУ, 2010. - С. 78.

2 Валькович М. Язычество и национал-демократия // Вопросы национализма. 2014. - № 1. - С. 106.

листического движения, оставшийся от начала 1990-х годов, когда идейное размежевание националистов и патриотов еще не произошло.

Тем не менее, существует пласт националистов, для которых принадлежность к православию важна по личным причинам. Эти люди вырабатывают различные стратегии, позволяющие соединять два, казалось бы, несовместимых взгляда на мир. Самой простой стратегией можно назвать присоединение к различным неканоническим православных юрисдикциям (или даже создание таких юрисдикций), где проще исповедовать нестандартную идеологию. Сложные стратегии предполагают выживание отдельных националистов и даже целых групп в качестве членов Русской Православной Церкви.

2.3.1. Православные националисты альтернативных юрисдикций

До воссоединения Русской Православной Церкви с РПЦЗ в 2007 г. православные националисты чаще всего присоединялись к общинам «зарубежников». После воссоединения церквей популярными среди националистов стали отколовшиеся от РПЦЗ неканонические структуры, которые не пожелали примириться с «сергианской» церковью. Например, в 2001 г. в результате раскола сформировалась так называемая РПЦЗ в юрисдикции митрополита Виталия (РПЦЗ-В). Эта неканоническая юрисдикция пережила серию расколов, и в 2006 г. архиепископ Антоний (Орлов) основал «Российскую православную церковь» (РосПЦ).

К этой юрисдикции примкнул около 1998 года политик-националист из Сыктывкара Юрий Екишев, который ранее был прихожанином РПЦ и даже построил храм в родной деревне Вотча Сысольского района. При храме образовался Свято-Афанасьевский монастырь, который возглавил иеромонах Стефан (Руслан Латифович Бабаев), православный националист по убеждениям, как и Екишев. В 1998 году монастырь перешел сначала в юрисдикцию РПЦЗ, затем РПЦЗ-В, а потом и Российской православной церкви. Иеромонах Стефан (Бабаев) стал именоваться архиепископом Усть-Сысольским и Северо-Российским, заместителем первоиерарха РосПЦ Антония (Орлова). Причиной ухода Ю.Екишева и иеромонаха Стефана из РПЦ стало ее сотрудничество с «безбожными» властями и нежелание призвать к вооруженному восстанию против них. В средствах массовой информации также появлялись сведения (проверить которые в настоящее время возможности нет)1, что к РосПЦ принадлежит полковник Владимир Квачков. «Я перешел в юрисдикцию РосПЦ и у них причащался», заявил Квачков в тюрьме по информации издания The New Times2.

В результате расколов РПЦЗ образовалась также юрисдикция под руководством епископа Агафангела (Паш-ковского) - РПЦЗ-А, с центром в Одессе. Членом этой юрисдикции одно время был православный националист Михаил Назаров. Помимо осколков РПЦЗ, националисты могут присоединяться к русским старообрядцам и старостильным юрисдикциям других поместных церквей, тоже отказывающимся от сотрудничества с властями. В крайнем случае остается возможность самостоятельного создания неканонических структур. В 2008 г. Русской Православной Церковью был лишен сана епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), автор нескольких открытых писем, в которых он обвинял иерархов Церкви и самого Патриарха в ереси и сотрудничестве с антинародным режимом. После отлучения Диомид создал виртуальную структуру - «Святейший правительствующий Синод», к которой присоединилась часть православных националистов.

2.3.2. Православные националисты в Русской Православной Церкви

Православные националисты, остающиеся в Церкви, обречены на сложное сочетание принадлежности к ней и постоянной критики ее действий, граничащей с расколом. Например, автор журнала «Вопросы национализма» Александр Жучковский подчеркивает: «я исповедую православие, являюсь членом РПЦ»3. В то же время, позиция Церкви по «русскому вопросу» его не устраивает: «Члены РПЦ должны быть в первых рядах русского марша, а церковное руководство в переговорах с властями - жесткими лоббистами введения визового режима со странами - донорами инокультурных и инорелигиозных мигрантов. Вместо этого, к сожалению, мы наблюдаем обратное»4. Позиция Константина Душенова до ареста была особенно двусмысленной: оставаясь членом Церкви, он распространял откровенно антицерковные материалы.

Быть приверженцем национализма и одновременно членом РПЦ возможно благодаря специфике административного устройства Церкви, позволяющей большую самостоятельность отдельных приходов. Националистически настроенный православный верующий вполне может найти приход, где его взгляды будут считаться догматически верными, а группа православных националистов способна такой приход сформировать. В частности, те, кого противники называют «царебожниками» (то есть, молящимися царю вместо Бога), составили приход вокруг священника Романа Зеленского, который до увольнения за штат в 2008 году служил священником в Ленинградской области и окормлял несколько организаций, таких как «Общество ревнителей прославления Святых Царственных Мучеников». Прихожанами отца Романа были (и, возможно, остаются) заметные фигуры православного национализма - певица Жанна Би-

1 Челноков А. 150 дней до захвата Кремля // Совершенно секретно. - М., 2011. - № 3\262. - http://www.sovsekretno.ru/magazi nes/article/2725

2 Почему полковник Квачков сидит в тюрьме? Автор публикации: v_samarin // Newsland.com. 30 марта 2011 находилось в Интернет по адресу: http://newsland.com/news/detail/id/666212

3

Жучковский А. «Первая пятилетка» Патриарха Кирилла... С. 33.

4 Там же. С. 42.

чевская и ее муж, поэт и композитор Геннадий Пономарев. До увольнения за штат священник Роман Зелинский служил Литургию по дореволюционному Служебнику, включая молитву за Императора, и вынимал за царя частицу на проскомидии - в современной Русской Православной Церкви эти практики, разумеется, не применяются.

Нетерриториальные приходы могут носить и более абстрактный характер, когда люди «духовно окормляются» у какого-то клирика на расстоянии, читая его публикации в Интернете или посещая массовые встречи (не богослужения). Существует определенный процент политически активных «блуждающих клириков», не приписанных к какому-либо храму или монастырю, а иногда и не имеющих четкой юрисдикции. Они пишут книги и статьи, устраивают встречи со своей виртуальной паствой. Это тоже дает возможность православным националистам оставаться в Русской православной церкви, не доверяя ее иерархии и придерживаясь собственных, нецерковных, догматических представлений.

Заключение

Секуляризм является самым перспективным религиозно-идеологическим сегментом русского национализма. Преимущество секуляристов перед язычниками заключается в практически неограниченных возможностях привлечь в националистическое движение новых участников и сочувствующих. Преимущество перед православными националистами - в отсутствии внутренних противоречий и специфических сложностей, связанных с церковной жизнью. Не удивительно, что секулярный национализм является единственным процветающим идейно-религиозным сегментом в современном русском национализме. Именно здесь возникают новые идейные концепции, новые кластеры и новые лидеры.

Руководящий состав языческого и православного сегментов национализма, фактически, не обновлялся с начала 1990-х годов. Православный национализм является реликтовым, количество его приверженцев не только не растет, но и сокращается, так как многие православные националисты начала 1990-х годов уже перешли в разряд «патриотов-государственников» (даже Константин Душенов, который до ареста был непримиримым противником властей и призывал к вооруженному восстанию). Языческое крыло национализма, скорее всего, полностью исчерпало свою возможную социальную базу и больше расти не будет. Следует также отметить, что идеологическое основы как неоязычества, так и православного национализма полностью сложились и вероятность появления в этих сегментах каких-либо новых идей очень мала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.