Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ'

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Махмутходжаева Л., Талипова Н.

В статье автором проводится исследование опыта Узбекистана в межрелигиозном обучении, межнационального согласия и воспитании толерантности в Республике. Анализируется деятельность учебных заведений, меры, принимаемые правительством страны для религиозного воспитания и формировании толерантного молодого поколения. Кроме того, описывается деятельность международной исламской академии и ее роль в религиозной образовании. Актуальность темы в том, что укрепление межэтнической и межконфессиональной толерантности является крайне важной проблемой для любого общества на современном этапе. Необходимо исследовать опыт развития Центральной Азии после распада бывшего Союза, на примере Узбекистана, наглядно показавшего возможность достижения межрелигиозного согласия в обществе. Целью работы является анализ мер, принимаемых в Республике Узбекистан относительно развития религиозного просвещения и изучения наследия исламской цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS EDUCATION AND TOLERANCE AS AN IMPORTANT FACTOR OF STABILITY IN MODERN UZBEKISTAN

The article deals with the experience of Uzbekistan in interreligious education, interethnic harmony and tolerance education in the Republic. The article analyzes the activities of educational institutions, measures taken by the government of the country for religious education and the formation of a tolerant young generation. In addition, article says about activities of the international Islamic Academy and its role in religious education. The relevance of the topic is that the strengthening of interethnic and interfaith tolerance is an extremely important problem for any society at the present stage. It is necessary to study the experience of the development of Central Asia after the collapse of the former Soviet Union, on the example of Uzbekistan, which clearly showed the possibility of achieving interreligious harmony in society. The aim of the work is to analyze the measures taken in the Republic of Uzbekistan regarding the development of religious education and the study of the heritage of Islamic civilization.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ»

Научная статья Политология

УДК 327

РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ

Л. Махмутходжаева, Н. Талипова

Ташкентский филиал Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова Ташкент, Республика Узбекистан food-system@yandex.ru

Аннотация. В статье автором проводится исследование опыта Узбекистана в межрелигиозном обучении, межнационального согласия и воспитании толерантности в Республике. Анализируется деятельность учебных заведений, меры, принимаемые правительством страны для религиозного воспитания и формировании толерантного молодого поколения. Кроме того, описывается деятельность международной исламской академии и ее роль в религиозной образовании. Актуальность темы в том, что укрепление межэтнической и межконфессиональной толерантности является крайне важной проблемой для любого общества на современном этапе. Необходимо исследовать опыт развития Центральной Азии после распада бывшего Союза, на примере Узбекистана, наглядно показавшего возможность достижения межрелигиозного согласия в обществе. Целью работы является анализ мер, принимаемых в Республике Узбекистан относительно развития религиозного просвещения и изучения наследия исламской цивилизации.

Ключевые слова: конфессия, религиозная толерантность, взаимообогащение, религиозная культура, ислам Для цитирования: Махмутходжаева Л., Талипова Н. Религиозное просвещение и толерантность как важный фактор стабильности в современном Узбекистане // Журнал Центрально-азиатских и Евразийских исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 82-94.

Original article Political Science

RELIGIOUS EDUCATION AND TOLERANCE AS AN IMPORTANT FACTOR OF STABILITY IN MODERN UZBEKISTAN

L. Makhmutkhodzhayeva, N. Talipova

Plekhanov Russian University of Economics in Tashkent Tashkent, Republic of Uzbekistan

Abstract. The article deals with the experience of Uzbekistan in interreligious education, interethnic harmony and tolerance education in the Republic. The article analyzes the activities of educational institutions, measures taken by the government of the country for religious education and the formation of a tolerant young generation. In addition, article says about activities of the international Islamic Academy and its role in religious education. The relevance of the topic is that the strengthening of interethnic and interfaith tolerance is an extremely important problem for any society at the present stage. It is necessary to study the experience of the development of Central Asia after the collapse of the former Soviet Union, on the example of Uzbekistan, which clearly showed the possibility of achieving interreligious harmony in society. The aim of the work is to analyze the measures taken in the Republic of Uzbekistan regarding the development of religious education and the study of the heritage of Islamic civilization.

Keywords: confession, religious tolerance, mutual enrichment, religious culture, islam

For citation: Makhmutkhodzhayeva L., Talipova N. Religious education and tolerance as an important factor of stability in modern Uzbekistan. Journal of Central Asian and Eurasian Studies. 2021;1(4):82-94. (In Russ.)

Развитие каждой страны, ее место в мировом сообществе в первую очередь определяет то, насколько прочны в ней мир и согласие, крепок дух толерантности. В этой связи политика Узбекистана, являющегося одним из центров исламской культуры, строится, прежде всего, на основах межрелигиозного и межнационального согласия, уважение к другим культурам,

языкам, верованиям и традициям на протяжении многих веков передается как духовная ценность от поколения к поколению.

Нужно отметить, что большинство народа Узбекистана на первое место ставит не своё личное благополучие, а заботу о здоровье и благосостоянии своей семьи, родственников, близких и соседей. Это высшая духовная ценность человека. Наш народ никогда не ставил себя выше других народов, проявлял по отношению к другим нациям, представителям других конфессий должное уважение. Данная черта менталитета узбекистанцев формировалась на протяжении многих веков, когда на древней и благодатной земле Узбекистана жили представители самобытных культур и цивилизаций, что способствовало формированию особого менталитета нашего народа, отличающегося добротой, миролюбием, открытостью, широтой и щедростью души. Важный источник мирного сосуществования наций и национальностей на земле Узбекистана основывается на особом менталитете узбекского народа. Следует отметить, что в основе специфических особенностей менталитета народа лежит прежде всего исторический опыт народа, сложившийся на протяжении веков, система обычаев и традиций. На территории современного Узбекистана пересекались представители различных этнических групп и конфессий. Народы региона унаследовали разнообразие культур, традиций, конфессий, что и сегодня образует уникальную культурную мозаику, сочетающую азиатские и европейские компоненты. Актуальность темы в том, что религиозное образование и укрепление межэтнической и межконфессиональной толерантности является крайне важной проблемой для любого общества на современном этапе.

Цель. «На протяжении тысячелетий Центральная Азия была центром встречи и сосуществования различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития [1, с.13]. Узбекистан находится в сердце Центральной Азии, на стыке многих культур - все это предопределило его роль в межцивилизационном многовековом диалоге, что нашло свое отражение в многообразии межэтнических и межконфессиональных процессов. Целью данной работы является анализ мер, принимаемых в Республике Узбекистан относительно развития религиозного просвещения и изучения наследия исламской цивилизации, в этой связи кране важна

деятельность по религиозному образованию и просвещению среди молодежи.

Материалы и методы. На тему религиозного образования известны труды многих ученых и религиозных деятелей, их можно разделить на две группы: литературу авторов из духовной религиозной среды и литературу светских авторов. Первая группа представлена работами, подготовленными преподавателями религиозных учреждений и религиозными деятелями республики Узбекистан. Ими создано много учебников и учебных пособий, предназначенных для этой категории учащихся. В их числе цикл сборников муфтия Узбекистана У. Алимова под общим названием «Вы спрашивали», охватывающий 2007-2013 гг., «Перевод Значений смыслов Корана», автор шейх А. Мансуров, зампредседателя Духовном управлении мусульман Узбекистана (ДУМУ), «Ислам и фундаменталистские течения», учебное пособие, 2013 г., принадлежащее перу зампредседателя ДУМУ А. Тулепова, а также книга «История общественно-политических и религиозных течение народов Центральной Азии», 2011 г., коллектив авторов.

Вторая группа литературы подготовлена светскими авторами. Так, например, известны труды таких ученых как Абдунабиев А., Мандральская Н., Саидова М. «Исторические корни толерантности в Узбекистане», 2003. Следует отметить работу Алимова Д. «Читай джадидов», 1996, Бурхониддин Маргинони «Хидоя: комментарии мусульманского права», 1994. На тему религиозного образования и важности воспитания толерантности выступал Каримов И.А. «По пути укрепления безопасности и сотрудничества», 2004, «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» 1997 и т.д. Кроме того, вопросы религиозного образования освещали Мирзаахмедова П., Рашидова Д. «Джадиды: кто они?», 1990, Адилов З.Ю. «Из истории религиозной толерантности в Республике Узбекистан», 2016. Тем не менее, вопрос религиозного просвещения требует тщательного исследования и его изучение является важным для современной картины стабильного и толерантного мира.

Результаты. Узбекистан является одной из древнейших стран, где возникли самые ранние религиозные представления. Для Узбекистана религия всегда имела особенное значение. Ислам рассматривает свободу вероисповедания как

неотъемлемое право человека, обладающего сознанием и волей. Республика Узбекистан является суверенным демократическим государством светского характера. Данное понимание закреплено в основном законе государства - Конституции Республики Узбекистан, где сказано: «Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений» (ст. 61). Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», принятый 1 мая 1998 г., является основным нормативно-правовым документом регулирования взаимоотношений с религиозными организациями в Республике Узбекистан, он развивает и уточняет конституционные нормы о свободе совести и религиозных организациях [2, http://uza.uz/ru/politics/prezident-uzbekistana-shavkat-mirziyeev-vystupil-na-72-y-ses-20-09-20i7, 20.09.2017/09/20].

Сегодня религиозная жизнь Узбекистана духовно насыщенна. На территории республики свою религиозную деятельность проводят 2238 религиозных организаций, относящиеся к 16 различным конфессиям. Исходя из того, что более 94% населения страны придерживается ислама, соответственно большинство организаций — 2064 являются исламскими, 157 — христианскими, имеются 8 еврейских общин, 6 общин бахаи, 1 буддийский храм, 1 общество кришнаитов, функционирует также межконфессиональное Библейское общество Узбекистана [3, www.gazeta.uz/ru, 20i5/ii/i7].

Религиозная жизнь в Узбекистане характеризуется такими понятиями, достижение которых являются одними из приоритетных задач государства как религиозный плюрализм; межконфессиональный диалог; религиозная толерантность. Понимание гражданами нашей страны этих трех принципов свидетельствует о возрождении достойного места религии и доказано мирным сосуществованием 16 различных конфессий в свободном, демократическом обществе. Представителям всех религиозных конфессий созданы все условия, позволяющие свободно и беспрепятственно исповедовать свою религию. Свобода вероисповедания, гарантированная национальным законодательством, создала все необходимые условия для удовлетворения религиозных нужд всем гражданам -представителям 136 национальных и этнических групп.

Ощутимый прогресс стал заметен в последние годы, важной инициативой президента РУз Шавката Мирзиёева стало превращение страны в интернациональный исламский образовательный центр. Так, в Узбекистане принимаются целенаправленные меры по поднятию уровня общей подготовки служителей культа, для гармонизации взаимоотношений государства и религий при правительстве республики функционирует специальный орган - Комитет по делам религий.

Ярким выражением изменений в сфере религиозного образования является внимание, уделяемое подготовке в достаточном количестве компетентных религиозных кадров. В этом плане особое место занимает Постановление №364 Кабинета Министров РУз от 22 августа 2003 г. [4]. Согласно этому Постановлению, дипломы, выдаваемые выпускникам Ташкентского исламского института и средних специальных религиозных учебных заведений, где даются параллельно и религиозные и светские предметы, были приравнены к государственным документам об образовании.

Позитивные изменения, произошедшие в государственной политике за годы независимого развития страны в сфере религии, обусловили также коренные перемены в образовательной сфере, позволившие решение широкого спектра вопросов, связанных с совершенствованием системы религиозного образования в Узбекистане. Наиболее важным шагом в этом направлении стало принятие Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» (новая редакция была принята парламентом страны 1 мая 1998 г.).

На сегодняшний день учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах не базируется на религиозном обучении, так как согласно закону «Об образовании» основными принципами государственной политики в этой области являются гуманистический, демократический характер обучения и воспитания, а также светский характер системы образования. Тем не менее, в учебных программах 8-11 классов существует предмет «История мировых религий», в его рамках идет преподавание от простого к сложному таких понятий, как религия и общество, религия и просвещение, отношение к религии в независимом Узбекистане, угрозы спокойствию и процветанию, интернет и религия, религиозная толерантность и религиозное образование в Узбекистане. При этом основы знаний о религии учащиеся получают практически с первого

класса. Так, в школах с 1 по 7 класс в содержании таких предметов, как «Чувство родины», «Азбука этики», «Идея национальной независимости и основы духовности», «История» включены темы, в которых содержатся основные понятия о возникновении религии и распространении ее по миру, роли религии в государстве и обществе, а также информация о нравственных принципах, религиозной и национальной толерантности и многонациональном Узбекистане. Что касается колледжей и лицеев, то в них изучаются такие предметы, как «Национальная идеология: основные понятия и принципы», «Религиоведение», «Основы духовности», проводится спецкурс «Борьба с религиозным экстремизмом и фундаментализмом», в которых освещаются вопросы религиозных отношений, толерантности, формирования гражданственности на основе богатства национальной истории и культуры, а также общечеловеческих ценностей. Государственная система образования включает в учебные программы преподавание таких дисциплин как «Основы религиоведения» и «Духовно-просветительские основы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом» в форме специальных курсов - для академических лицеев и колледжей [6,

https://carnegieendowment.org/2014/03/07/ru-pub-54815].

Важным этапом в процессе религиозного просвещения является религиозное образование, которое преподается в светских вузах Узбекистана. В предыдущие годах в учебных планах вузов Узбекистана фигурировала дисциплина «Основы духовности. Религиоведение», однако, начиная с 2017-2018 уч.г. было принято решение выделить религиоведение в отдельный предмет со своей программой и расширенным объемом часов.

Система религиозного обучения в Узбекистане включает в себя Ташкентский исламский институт, 9 медресе, православную и протестантскую семинарии. Все эти учебные заведения воспитывают духовно богатое поколение в духе межрелигиозного и национального согласия,

межконфессиональной толерантности. На базе Исламской академии Узбекистана и Ташкентского исламского университета создана Международная исламская академия Узбекистана. В Самарканде функционирует Международный центр Имама Бухари. За годы независимости были построены и отреставрированы не только мусульманские святыни, но и десятки церквей, синагог и молельных домов. К их числу

88

относятся православные храмы в Ташкенте, Самарканде, Навои, католический костел и буддийский храм в Ташкенте и армяно-апостольская церковь в Самарканде и в Ташкенте.

В 1999 г. указом первого президента Узбекистана И.А. Каримовым был основан Ташкентский исламский университет, в 2018 г. существовавшие ранее Ташкентский исламский университет и Исламская академия Узбекистана были объединены в Международную исламскую академию Узбекистана - новое высшее учебное мусульманское заведение в Республике Узбекистан [7], которое занимает особое место в системе подготовки соответствующих кадров для системы образования, в том числе духовной сферы, а также формирования у молодежи адекватного отношения к религиозному фактору. Языками учебного процесса выбраны русский и узбекский [8], освоение исламского права проходит в соответствии с традиционной методологией богословско-правовой школой имама Абу Ханифы [9]. Ожидается, что филиалы Академии вскоре откроются в Республике Каракалпакстан, Самаркандской, Наманганской и Сурхандарьинской областях Узбекистана.

Результаты. На пространстве Узбекистана Запад и Восток выступали и выступают как субъекты сотрудничающих, взаимодополняющих цивилизаций. Узбекистан дает модель перспективного сотрудничества сообщества культур, этносов, конфессий, основанной на ценностях межконфессиональной и межэтнической толерантности [10]. Республика Узбекистан уверенно и динамично движется к достижению своей главной цели - вхождение в число развитых демократических государств [11], в современных условиях востребован именно такой взгляд на национальные истории, их совместное прочтение профессиональными сообществами специалистов различных общественных наук, выявление в них предпосылок позитивного сосуществования народов, их совместного движения к диалогу и добрососедству.

Обсуждение. В условиях ухудшения эпидемиологической ситуации в связи с распространением COVID-19 в настоящее время обращается внимание на усиление религиозного фона во многих странах мира. Возможно, что пандемия коронавируса будет иметь «глубокие и эпохальные» последствия для религии. В этой связи крайне важно совместное сотрудничество государственных и духовных организаций. Так, например,

религиозные лидеры в Узбекистане проявили солидарность и инициировали принятие ограничительных мер в рамках медицинских рекомендаций в период самоизоляции. Наблюдения показали, что религия не просто реагирует на эпидемиологический кризис, но и перестраивается в рамках данного процесса. Вместе с тем, нельзя недооценивать духовные потребности населения, поскольку религиозные ценности помогают обеспечить социальную стабильность и сплочённость. При этом, пандемия не должна выступать поводом и временем для разрыва доверия между правительствами и религиозными группами. Жизненно важно укреплять консолидацию государственных и духовных институтов в кризисный период.

Выводы. Анализируя меры, принимаемые в Республике Узбекистан по духовному просвещению мы приходим к таким выводам:

- швременный Узбекистан, оставаясь верным своим восточным традициям, твердо идет по пути построения демократического, цивилизованного общества;

- гарантированная действующим законодательством свобода вероисповедания создала все необходимые условия для удовлетворения религиозных нужд граждан;

- опыт развития Центральной Азии после распада бывшего Союза, на примере Узбекистана, решительно доказал возможность не только достижения межрелигиозного согласия в полиэтническом обществе, но и то, что поликонфессионализм может послужить мощным рычагом ускорения утверждения духа религиозной толерантности;

- политика руководства Узбекистана, проводимая в национальной и религиозной сферах, полностью соответствует Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и другим международными актам, связанным с обеспечением прав и свобод человека.

Тем не менее, необходимо обратить внимание на такие вопросы как:

- в Узбекистане успешно реализуются задачи, в области реформирования науки и образования, указанные в Стратегии действий на 2017-2021 годы и сотрудничество с Российской Федерацией по этим направлениям оказывают значительное содействие в их реализации [12, c. 72];

- проблемы безопасности в Центрально-азиатском регионе неразрывно связаны с проникновением экстремизма и важная

90

роль в противоборстве отведена роли просвещения как крайне необходимой роли в координации совместных усилий борьбы с терроризмом, экстремизмом, особенно радикализации в молодежной среде [13, c. 237];

- важно дальнейшее изучение мирового опыта развития и взаимодействия культур, религий, особенностей государственной политики различных полиэтнических и поликонфессиональных государств по укреплению межконфессионального согласия и межэтнического единства на постоянной основе, что будет является залогом успеха для каждого государства;

- необходимо создание новых международных центров, дискуссионных площадок межкультурного и межконфессионального диалога.

Список источников

1. Мирзаахмедова П., Рашидова Д. Джадиды: кто они? // Звезда Востока. 1990, №9, с.13.

2. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выступил на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 20.09.2017. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/prezident-uzbekistana-shavkat-mirziyeev-vystupil-na-72-y-ses-20-09-20i7

3. В Узбекистане действуют 2238 религиозных организаций. Узбекистан служит примером в области межрелигиозного согласия, заявил глава Комитета по делам религий. 17 ноября 2015. Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/20i5/ii/i7/tolerance

4. Узбекистан и исламская цивилизация. Сайт Министерства иностранных дел РУз. Режим доступа: https://mfa.uz/ru/islamic-cooperation/islamic-civil/8i26/?sphrase_id=i0320842

5. В вузах Узбекистана появился предмет «Религиоведение». 05.10.2017. Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/society/20i7i005/6463078/Religioveden ie-Uzbekistan-vuzy.html

6. Акмалов Ш. Религиозное образование в Республике Узбекистан 7.03.2014. Режим доступа: https://carnegieendowment.org/20i4/03/07/ru-pub-548i5

7. Указ Президента РУз Мирзиеева Ш.М. от 16 апреля 2018 года №5416 «О мерах по коренному совершенствованию

деятельности религиозно-просветительской сферы».

Законодательство Республики Узбекистан. Информационно -

правовой портал. Режим

доступа:https://www.norma.uz/search?mode=з&search=l6+%Do%

B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F+2018https://www

.norma.uz/search?mode=3&search=16+%D0%B0%D0%BF%D1%80

%D0%B5%D0%BB%D1%8F+2018

8. Ёвкочев Ш. Сайт Международной исламской академии. Режим доступа: https://iiau.uz/index.php?option= com_content&view=article&id=137&Itemid=311&lang=ru

9. Международная исламская академия Узбекистана. Сайт «Медина». Режим доступа: https://medinaschool.org/ world/mezhdunarodnaya-islamskaya-akademiya-uzbekistana

10. Межэтническая и межконфессиональная толерантность в Узбекистане: исторические традиции и современность. 15.08.2017. Режим доступа: http://uza.uz/ru/ science/ mezhetnicheskaya-i-mezhkonfessionalnaya-tolerantnost-v-uzbek-15-08-2017

11. Abdurakhmanov K.Kh., Khakimov N.Kh., Makhmutkhodjaeva L.S. and etc., Higher education as an important factor of sustainable development of the country. Международный научный журнал «Revista ESPACIOS», Венесуэла, Vol. 40 (N° 9) Year 2019. Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/ a19v40n09/19400915.html

12. Талипова Н.Т., Махмутходжаева Л.С. Сотрудничество в области науки и образования как важное направление стратегического взаимодействия Республики Узбекистан и Российской Федерации. //Актуальные вопросы новейшей истории Узбекистана, №2, 2018, с.60-74.

13. Makhmutkhodjaeva L.S., Talipova N.T., Isoxojaeva M.Y. Interaction between the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation in the field of science and education in the context of the innovative culture formation. Revista espacios, №41 (44) 2020, Art.18, p/ 237. https://www.revistaespacios.com/ a20v41n44/a20v41n44p18.pdf

References

1. Mirzaakhmedova P., Rashidova D. Dzhadidy: kto oni? // Zvezda Vostoka. 1990, №9, s.13.

2. Prezident Uzbekistana Shavkat Mirzieev vystupil na 72-i sessii General'noi Assamblei OON, 20.09.2017. Rezhim dostupa:

http://uza.uz/ru/politics/prezident-uzbekistana-shavkat-mirziyeev-vystupil-na-72-y-ses-20-09-20i7

3. V Uzbekistane deistvuyut 2238 religioznykh organizatsii. Uzbekistan sluzhit primerom v oblasti mezhreligioznogo soglasiya, zayavil glava Komiteta po delam religii. 17 noyabrya 2015. Rezhim dostupa: https://www.gazeta.uz/ru/2015/11/17/tolerance

4. Uzbekistan i islamskaya tsivilizatsiya. Sait Ministerstva inostrannykh del RUz. Rezhim dostupa: https://mfa.uz/ru/islamic-cooperation/islamic-civil/8126/?sphrase_id=10320842

5. V vuzakh Uzbekistana poyavilsya predmet «Religiovedenie». 05.10.2017. Rezhim dostupa: https://uz.sputniknews.ru/society/ 20171005/6463078/Religiovedenie-Uzbekistan-vuzy.html

6. Akmalov Sh. Religioznoe obrazovanie v Respublike Uzbekistan 7.03.2014. Rezhim dostupa: https://carnegieendowment.org/2014/03/07/ru-pub-54815

7. Ukaz Prezidenta RUz Mirzieeva Sh.M. ot 16 aprelya 2018 goda №5416 «O merakh po korennomu sovershenstvovaniyu deyatel'nosti religiozno-prosvetitel'skoi sfery». Zakonodatel'stvo Respubliki Uzbekistan. Informatsionno - pravovoi portal. Rezhim dostupa:https://www.norma.uz/search?mode=3&search=16+%D0% B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F+2018https://www .norma.uz/search?mode=3&search=16+%D0%B0%D0%BF%D1%80 %D0%B5%D0%BB%D1%8F+2018

8. Evkochev Sh. Sait Mezhdunarodnoi islamskoi akademii. Rezhim dostupa: https://iiau.uz/index.php?option=com_content&view= article&id=137&Itemid=311&lang=ru

9. Mezhdunarodnaya islamskaya akademiya Uzbekistana. Sait «Medina». Rezhim dostupa: https://medinaschool.org/world/mezhdunarodnaya-islamskaya-akademiya-uzbekistana

10. Mezhetnicheskaya i mezhkonfessional'naya tolerantnost' v Uzbekistane: istoricheskie traditsii i sovremennost'. 15.08.2017. Rezhim dostupa: http://uza.uz/ru/science/mezhetnicheskaya-i-mezhkonfessionalnaya-tolerantnost-v-uzbek-15-08-2017

11. Abdurakhmanov K.Kh., Khakimov N.Kh., Makhmutkhodjaeva L. S. and etc., Higher education as an important factor of sustainable development of the country. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Revista ESPACIOS», Venesuela, Vol. 40 (N° 9) Year 2019. Rezhim dostupa: http://www.revistaespacios.com/ a19v40n09/19400915.html

12. Talipova N.T., Makhmutkhodzhaeva L.S. Sotrudnichestvo v oblasti nauki i obrazovaniya kak vazhnoe napravlenie strategicheskogo vzaimodeistviya Respubliki Uzbekistan i Rossiiskoi Federatsii. //Aktual'nye voprosy noveishei istorii Uzbekistana, №2, 2018, s.60-74.

13. Makhmutkhodjaeva L.S., Talipova N.T., Isoxojaeva M.Y. Interaction between the Republic of Uzbekistan and the Russian Federation in the field of science and education in the context of the innovative culture formation. REVISTA ESPACIOS, №41 (44) 2020, Art.18, p/237. https://www.revistaespacios.com/a20v41n44/ a20v41n44p18.pdf

Авторы публикации

Махмутджаева Луиза, к.и.н., и.о.доц ,Ташкентский филиал Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова, Республика

Узбекистан.

Authors of the publication

Luisa Makhmutkhodzhayeva, Candidate of Historical Sciences, Docent, Plekhanov Russian University of Economics in Tashkent, Republic of Uzbekistan.

Талипова Нигора, к.э.н., доц., Nigora Talipova, Candidate of Ташкентский филиал Economic Sciences, Docent,

Российского Экономического Plekhanov Russian University of Университета имени Г.В. Economics in Tashkent, Плеханова, Республика Republic of Uzbekistan.

Узбекистан.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.