УДК 39
DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43728
Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна
доктор политических наук, главный научный сотрудник отдела религиоведения, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа) [email protected]
Хабибуллина Зиля Рашитовна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела религиоведения, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа). [email protected]
Надыршин Тимур Маратович
младший научный сотрудник отдела религиоведения, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа). [email protected]
Кляшев Александр Николаевич
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела религиоведения, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа). [email protected]
Религиозное поле
республики башкортостан:
конфликтогенность
и толерантность (по данным полевых исследований)
Regina M. Mukhametzyanova-Duggal
Doctor of Political Science, Chief Researcher of Department of Religious Studies, Institute of Ethnological Research named after R.G. Kuzeev - separate structural division Federal State budgetary Scientific Institution the Ufa Federal Research center Russian Academy of Sciences (Ufa) [email protected]
Zilia R. Khabibullina
Candidate of Historical Sciences, Senior Research Associate Department of Religious Studies, Institute of Ethnological Research named after R.G. Kuzeev - separate structural division Federal State budgetary Scientific Institution the Ufa Federal Research center Russian Academy of Sciences (Ufa) [email protected]
Timur M. Nadyrshin
Junior Researcher of Department of Religious Studies Institute of Ethnological Research named after R.G. Kuzeev - separate structural division Federal State budgetary Scientific Institution the Ufa Federal Research center Russian Academy of Sciences (Ufa) [email protected]
Aleksander N. Klyashev
Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of Department of Religious Studies, Institute of Ethnological Research named after R.G. Kuzeev - separate structural division Federal State budgetary Scientific Institution the Ufa Federal Research center Russian Academy of Sciences (Ufa) [email protected]
Religious field of the republic
of bashkortostan: conflictness and tolerance (according to the field works)
Аннотация. В данной статье проводится сравнительный анализ отношения членов православных и мусульманских религиозных организаций Башкортостана к традиционным конфессиям и к новым религиозным движениям, функционирующих на территории Российской Федерации. У подавляющего большинства респондентов отношение к традиционным религиям не является негативным, в отношении представителей традиционных религий к российским НРД зафиксировано наличие конфликтного потенциала.
Ключевые слова: православие, ислам, Республика Башкортостан, новые религиозные движения, конфликтный потенциал.
Религиозный фактор приобретает все большее и большее значение в жизни, как мирового сообщества, так и современной России. Процесс трансформации, претерпеваемый современным российским обществом, привел к осознанию необходимости более фундаментального осмысления проблем сохранения национальной идентичности россиян, воспроизводства в дальнейших поколениях культурной и духовной самобытности России, защиты россиян от многократно умножившихся рисков и угроз духовному здоровью нации. Дифференциация общества по религиозному признаку может нести в себе конфликтный потенциал, выявление истоков которого является одной из важнейших прикладных задач российской гуманитарной науки.
Православие и ислам являются ведущими конфессиями, их объединения составляют 90 % от общего количества религиозных организаций: около 71 % - мусульманские, 19 % - православные. Протестантские формирования (баптисты, адвентисты, пятидесятники и др.) и прочие верования (старообрядцы, буддизм, языческие верования, а также новые религиозные движения) -около 10 %.
В Республике Башкортостан действуют 13 религиозных центров, 1978 религиозных объединений различных конфессий, из них зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по РБ 1568. На 1 января 2018 года на территории Республики Башкортостан находится 1392 мусульманских религиозных объединения.
Мусульманская умма представлена двумя духовными центрами:
Центральное духовное управление мусульман России, возглавляет Верховный муфтий, Шейх уль-ислам, Талгат Таджуддин. В структуру ЦДУМ входят 622 общины, расположенные в Республике Башкортостан (зарегистрировано 487 и 135 без регистрации) и объединённые в региональное ДУМ, которое возглавляет муфтий Мухам-мад Таджуддинов.
Централизованная религиозная организация -Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, возглавляет муфтий Айнур Бер-галин. В структуре ДУМ РБ - 773 мусульманские
Annotation. This article provides a comparative analysis of the attitude of members of Orthodox and Muslim religious organizations of Bashkortostan towards traditional faiths and new religious movements operating on the territory of the Russian Federation. The overwhelming majority of respondents have a negative attitude to traditional religions; there is a conflict potential in relation to representatives of traditional religions to Russian NSDs.
Keywords: orthodoxy, Islam, the Republic of Bashkortostan, new religious movements, conflict potential, tolerance.
общины, действующие в республике (621 зарегистрирована и 152 без регистрации).
На территории Башкортостана расположено 1005 типовых мечетей и 168 приспособленных под мечети зданий [1].
Общая численность лиц, исповедующих протестантизм на территории РБ, по результатам проведенных НИР, составляет примерно 6000 чел. Функционируют религиозные организации классического (лютеранство немецкой и шведско-финской традиций), позднего (баптисты и христиане-адвентисты седьмого дня) и пятидесят-нического направлений [2].
В рамках государственного задания по теме «Роль духовных факторов в предотвращении конфликтов и осуществлении безопасной жизнедеятельности общества» (регистрационный номер: АААА-А18-118041290050-7) Институтом этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева -обособленным структурным подразделением Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН) проводится анализ результатов полевых исследований, осуществляемых с 2014 г. в религиозных организациях, функционирующих на территории Республики Башкортостан.
Цель данной статьи - сравнительный анализ характеристик регулярных членов православных и мусульманских общин Республики Башкортостан, связанных с межэтническими отношениями.
Задачи исследования - выявление отношения респондентов к традиционным конфессиям (православию, исламу, иудаизму, буддизму) и новым религиозным движения (оккультным, восточным мистическим и неоязыческим группам - НРД), функционирующих на территории Российской Федерации.
Объект исследования - члены православных и мусульманских религиозных организаций, функционирующих на территории Республики Башкортостан; предмет - некоторые их конфессиональные установки.
Методы и методология.
Сбор эмпирического материала осуществлялся различными методами. Факторы, касающиеся функционирования протестантских религиозных объединений, были выявлены с использованием метода полевой этнографии - включенного наблюдения, а также методом социологии - интервьюированием. Информация о социально-демографических характеристиках членов религиозных объединений была получена методами социологии: опросами посредством интервьюирования и анкетирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. На эмпирическом уровне исследования применялись также общенаучные методы измерения и сравнения.
Принципиальным планом исследования была выбрана индуктивная стратегия, предполагающая обобщение эмпирического материала как модели объяснения исследуемого феномена; в целях теоретического обобщения эмпирических данных применялись методы анализа и синтеза.
Респондентами РПЦ (как и мусульманских объединений) являлись регулярные члены общин -согласно определению Ю.Ю. Синелиной, представители так называемого «ядра» верующего и религиозного населения с высокими показателями религиозного поведения и участия в религиозной жизни (в т.ч., посещением храмов и мечетей не реже одного раза в неделю, регуляр-
Отношение к
ным чтением молитв и текстов Библии и Корана) [3].
Общая генеральная совокупность по трем православным религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 650 чел., общая выборочная совокупность составляет 52 респондента (8,0 %).
Общая генеральная совокупность по трем мусульманским религиозным организациям г. Уфы Республики Башкортостан составляет 700 чел., общая выборочная совокупность составляет 76 респондентов (10,8 %).
Результаты.
Отношение к традиционным для России религиям.
Результаты исследований демонстрируют, что отношение более чем у половины респондентов -православных (56,3 %), так и респондентов -мусульман (55,6 %) к традиционным для России религиям нейтральное. На втором месте - респонденты с положительным отношением к традиционным религиям (также православные и мусульмане) - 37 % православных и 22,2 % мусульман. Таким образом, у 93,8 % православных и 77,8 % мусульман отношение к традиционным религиям не является негативным, отрицательное отношение из обеих выборок демонстрируют только 11,1% респондентов-мусульман (табл. 1).
Таблица 1
для России религиям
РПЦ (РБ, 2017, % от числа опрошенных, N = 52) ДУМ (РБ, 2017, % от числа опрошенных, N = 76)
положительно 37,5 22,2
нейтрально 56,3 55,6
отрицательно - 11,1
затрудняюсь ответить 6,3 11,1
Источник: ПМА (Полевые материалы авторов) - опросы в мусульманских и православных религиозных организациях, г. Уфа, РБ, август 2017 г.;
Отношение к новым религиозным движениям.
Материалы исследований свидетельствуют о том, что отношение более чем у половины респондентов - православных (62,5 %), так и респондентов - мусульман (68,1 %) к новым рели-
гиозным движениям отрицательное. 25,0 % православных и 13,9 % мусульман затруднились определить свое отношение к новым религиозным движениям; нейтрально относится 15,3 % респондентов - мусульман, положительно - 12,5 % православных и 2,8 % мусульман (табл. 2).
Таблица 2
Отношение к новым религиозным движениям
РПЦ (РБ, 2017, % от числа опрошенных, N = 52) ДУМ (РБ, 2017, % от числа опрошенных, N = 76)
положительно 12,5 2,8
нейтрально - 15,3
отрицательно 62,5 68,1
затрудняюсь ответить 25,0 13,9
Источник: ПМА (Полевые материалы авторов) - опросы г. Уфа, РБ, август 2017 г.;
Выводы.
Приведенные в статье результаты обработки материалов полевых исследований, на наш
в мусульманских и православных религиозных организациях,
взгляд, наглядно демонстрируют, что у подавляющего количества респондентов - православных (93,8 %) и у 77,8 % респондентов - мусульман отношение к традиционным религиям не
является негативным, наличие конфликтного потенциала зафиксировано лишь у 11,1 % респондентов - мусульман. Более чем у половины респондентов - представителей обеих конфессий выявлено негативное отношение к новым религиозным движениям (62,5 % православных респондентов и 68,1 % респондентов - мусульман). Таким образом, можно отметить, что в отношении представителей традиционных религий к российским НРД конфликтогенный потенциал имеет место.
Необходимо отметить, что данные по мусульманам и православным РБ основаны на результа-
Литература:
1. Информация о религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношениях на территории Республики Башкортостан на 01.01.2018г. Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан. Официальный сайт. Ш1. : https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogo sudarstvenno-konfessionalnimotnosheniyampripre zidenterb/ (дата обращения: 20.11.2019).
2. ПМА - полевые материалы авторов - экспедиции в протестантские церкви Республики Башкортостан, Оренбургской области, Удмуртской Республики, Республики Коми. 2013-2015 годы.
3. Синелина Ю.Ю. «Новые тенденции в религиозном сознании и поведении россиян» / Вестн. моск. ун-та. сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1. С. 81-82.
тах пилотажного исследования, носят предварительный характер и, по мнению авторов, требуют дальнейших широкомасштабных исследований.
Статья подготовлена в рамках проекта ИЭИ УФИЦ РАН «Роль духовных факторов в предотвращении конфликтов и осуществлении безопасной жизнедеятельности общества» (Программа Президиума РАН «Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России» подпрограмма «Культурно-сложные общества: понимание и управление»).
Literature:
1. Information on the religious situation and state-confessional relations on the territory of the Republic of Bashkortostan as of 01.01.2018. Council on state-confessional relations under the Head of the Republic of Bashkortostan. Official site URL : https://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogosudar stvenno-konfessionalnimotnosheniyampriprezi denterb/ (accessed 20.11.2019).
2. PMA-field materials of the authors-expeditions to Protestant churches of the Republic of Bashkortostan, Orenburg region, Udmurt Republic, Komi Republic. 2013-2015.
3. Sinelina Yu.Yu. «New trends in religious consciousness and behavior of Russians» / Vestn. Mosk. UN-TA. ser. 18. Sociology and political science. 2013. № 1. P. 81-82.