Научная статья на тему 'Религиозное мировоззрение вчера и сегодня (философско-социологический аспект)'

Религиозное мировоззрение вчера и сегодня (философско-социологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5332
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозное мировоззрение вчера и сегодня (философско-социологический аспект)»

Цивилизация. Культура. Человек

Г.К.Божкова,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии ДВГАЭУ

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ (философско-социологический аспект)

Демократизация нашего общества привела к существенным изменениям в отношениях между государством и церковью, в отношении общества к религии, в положении верующих. Правовые элементы этих изменений определены законами, представляющими каждому не только право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но и право выражать и распространять свои убеждения.

Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, исторически они вырабатывались в разных формах общественного сознания, включая религиозную. Граница между нравственностью и безнравственностью не совпадает с границей между религиозным сознанием. Утверждения, согласно которым только верующий в бога человек может быть нравственным или, напротив только атеист является полноценным в нравственном отношении человек, одинаково несостоятельны и являются плодом идеологической предвзятости и нетерпимости.

Наука и религия не могут рассматриваться как полностью исключающие друг друга противоположности. Такое отношение, выработанное философией Просвещения, оказалось слишком упрощенным. Религия - иная по сравнению с наукой форма духовной деятельности человека. Само по себе научное знание автоматически не определяет мировоззренческую ориентацию. У людей с одинаковым образованием может быть различное мировоззрение. Среди ученых есть верующие и есть атеисты.

Мировоззрение человека, будь оно религиозным или научным, включает такие аспекты, как идеологический, психологический, философский, научный. Каждый из них имеет определенную силу при формировании убеждений, основу основ мировоззрения в целом.

Идеологический момент накладывает отпечаток - приверженность к какому-то социальному слою или классу в обществе, защиту его интересов, как направляющую силу в формировании убеждений.

Научный - дает объем естественнонаучных знаний, позволяющий убеждениям более точно отражать объективный мир.

Философский - отражает те знания, которые позволяют человеку ответить на главный вопрос, имеющийся в его сознании - в чем смысл жизни людей вообще и его в частности, для чего он живет.

Психологический аспект, куда включаются настроения, привычки, традиции, обычаи, нравы, - наиболее трудно поддающаяся часть мировоззрения, ибо опыт, практика предшествующего поколения довлеет над умами людей.

У каждого человека любой из этих аспектов может проявляться по-разному: у кого-то преобладает научный, у кого-то - идеологический аспект и т. д. Но главное - мировоззрение как совокупность взглядов человека становится убеждением. Их же формирует множество, окружающее человека: обществен-

ные отношения, бытовые условия, политический режим, вол* н характер самого человека, природные данные и т. д.

Так, в христианском мировоззрении существует 2 линии в понимании человека. И это не могло не сказаться на формировании психологических чувств, восприятии человеческого познания мира.

Первая линия (характерная для Восточной Византийской церкви, и в целом православия) - человек существо, соединяющее в себе свойства земные и божественные. В ней человек предстает как телесно-духовное существо.

Вторая линия - человек - существо исключительно земное, греховное (эта линия характерна для Запада). Здесь подчеркнутое презрение к человеческой плоти, смакование физических страданий; страшные, отталкивающие своей почти натуралистической схожестью картины распятия.

Христианство рассматривает человека как храм живущего в нем духа святого. И величие человека - не в телесной красоте, а в том, что его л>таа - престол для храма [2. С. 65].

Рубеж XX века явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя - и чем дальше, тем определенней - не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности, не существовавший еще 50 лет назад, и интерофинированная наука бессильна его заполнить... С полным правом упрек может быть брошен науке, а не религии. "Научные знания, - говорил Даниил Андреев [1. С. 11-12], - не способны дать ответа на самые коренные, самые элементарные вопросы'4. Существует ли Первопричина, Творец, Бог? Неизвестно. Существует ли душа или что-либо подобное ей, и бессмертна ли она? Этого наука не знает. Что такое время, пространство, материя, энергия? Об этом мнения резко расходятся. Вечен ли и бесконечен мир, или, напротив, ограничен во времени и пространстве? Ради чего я должен делать добро, а не зло, если зло мне нравится, а от наказания я могу уберечься? Ответы невразумительны совершенно. Как воспользоваться наукой, чтобы предотвратить возможность войн и тираний? - Молчание... [1. С. 11-12].

Даниил Андреев сравнивал религии мира. Старинные религии, считал он, видели меру ценности взглядов и поступков личности в нравственном кодексе. Иноческий или мученический подвиг совершился не в силу любви к людям или ко всему живому, а в силу жажды воссоединения с Богом и освобождения от наследных мук. Вечное возмездие за временное нарушение мировых законов оказалось справедливым актом Божества. Будда как свеча горел огнем сострадания, но и он учил только тому, как вырваться из круга железных законов мира, а не тому, как просветить и преобразить их. Творчеству же человека не придавалось значения, исключая религиозное творчество в узком смысле: духовное делание, богословие, проповедничество, храмовое строительство, культ.

Даниил Андреев, критикуя или находя слабые стороны религий, пытался увидеть в различии их сходство в главном. Так, он указывал на противоположность трактовки мировых религий о человеческой сущности бытия - идее перевоплощения буддизма в отношении христианства и ислама.

Путь перевоплощения не есть единственно возможный, единственно реальный путь становления индивидуального духа. Отшлифованное в направлении перевоплощений сознание индийского народа абсолютизировало свое открытие, стало глухо к восприятию других этапов становления. С еврейским и арабским народами произошло то же самое, но под противоположным знаком: воплощение в физическом слое совершается лишь один раз. Сознание этих народов столь же неправомерно абсолютировало этот второй путь. Этому противоречию способствовало и то, что в различных метакультурах может вообще преобладать тот

или иной тип. Андреев [1. С. 24] указывает на то, что кажутся непримиримыми противоречия двух религий, хотя на самом деле их идеи истинны в своей основе и фиксируют 2 из возможных этапов пути. Для снятия их противоречия не требуется ничего, кроме отказа каждой из них на универсальную исключительность своей идеи.

Еще один пример непротивоположности отрицаний одной религии другой. Ислам (суннизм) и протестантизм отрицают противоположность культа святых. Почти все остальные религии его принимают и в той или иной форме осуществляют. Возражения против этого культа сводятся к тому, что человек не нуждается ни в каких посредниках между собой и Божественным и что духовные почести и молитвы, будучи возносимы не к Богу, а к тем, кто были людьми, - греховны, ибо ведут к обожествлению человека.

Но что значит эта формула: "Человек не нуждается в посредниках?" Если в них не нуждается тот, кто эту мысль провозглашает, то откуда у него право говорить за других, даже за все человечество? Кто его уполномочил? Уж не те миллиарды людей, которые почти во всех странах мира, почти во всех религиях ощущают живую вседневную потребность в таких посредниках, что и ставит существование культа святых психологически возможным? Второй довод - неправомерность воздавания божеских почестей и молитв тем, кто были людьми. Но почестей божеских им не воздают, их не приравнивают к Богу. Перед святыми преклоняются как пред людьми, сумевшими преодолеть свое человеческое.

Протестантизм отрицает понятие святости вообще. Но здесь обнаруживается скорее спор о частности, чем о существе дела. Отвергая аскетический монашеский идеал Лютера, Кальвин не умолял значение мирской праведности, хотя и понимал ее. Мухаммед, умирая, запретил своим последователям обращаться к его духу молитвенно.

Мы именуем Христа Словом. Но ведь говорящий не воплощает, а именно выражает себя в слове. Бог не воплощается, а выражает Себя в Христе. "Именно поэтому Христос, - говорит Д. Андреев, - есть воистину Слово Божье, а значит отпадает еще одно препятствие христианства с другими религиозными течениями" [1. С. 27].

Не противореча по существу, не сталкиваясь друг с другом в духовном космосе, христианство и индуизм, буддизм и ислам, иуйдество и другие религии именно говорят о разном, о разных духовных странах. Человеческая ограниченность именует это как противоречия и объявляет одно из учений истинным, а остальные - ложными.

Известно, что многие японцы, исповедующие христианство, остаются в то же время верными синтоизму. В синтоизме не найти ответов на вопросы космического планетарного или общечеловеческого характера: о творце мира, происхождении зла и страдания, путях космического становления. Христианство дополняет, тем самым это и есть намек на гармонию различных религий друг к другу.

На Земле смысл жизни ищется только человеком. Жизнь каждого из нас имеет тот смысл, который мы сами в нее вкладываем. По религиозному учению смысл нашей жизни определяется не нами, а каким-то высшим, посторонним нам существом, богом. В таком случае, чем навязанный нам богом смысл нашей жизни отличается от смысла жизни разводимой нами живности: домашних животных, птиц, растений, цветов? Бог в нас вкладывает свой смысл, как мы свой смысл вкладываем в своих сельскохозяйственных клиентов.

Все же остальные религии являются, или - сплошным заблуждением и недоразумением, недостойным названия религии; или - в той или иной мере уклонением, затемнением подлинной сущности религии; или - более низкими ступенями развития религии. Без убеждения в истинности своей религии в пол-

ном превосходстве ее над всеми другими не было, нет и не будет искреннего верующего религиозного человека. Как же сталось так, что своя религия заняла верхнюю ступень развития, искренности и благочестия, а все другие очутились в положении ложных, недоразвитых, заблудшихся, отставших или деградированных - в каждом конкретном случае те или иные богословы дают различные от-

веты.

Цель и смысл жизни человека религия выносит за рамки реальной жизни: царство небесное, рай, царство теней, нирвану, загробное существование и тому подобное. В учении о смысле жизни религия, как обычно, начинает с обмана, обещая человеку дать то, чего в действительности нет и быть не может. Земную жизнь религия предлагает верующему потратить на то, чтобы заслужить ею вечную жизнь в потустороннем - вымышленном и нереальном мире. Для достижения "царства божьего" человек (по учению всех религий) должен с раннего детства и до глубокой староста молиться, вести богоугодную жизнь (угождать богу).

В настоящее время Иисус Христос принадлежит не только и не столько религии, является не только и не столько содержанием религиозное веровании христиан За почти два тысячелетия своего существования образ бога и основателя этой религии пропитал собой культуру так называемых христианских народов в том числе и славян. Архитектура, скульптура, литература, живопись, музыка сценическое искусство, философские концепции и учения, идеологические мотивы множества исторических деяний, обычаи и празднества этих народов органически сплетены с учением, миссией, жизнеописанием Христа. Образ Иисуса Христа при самом истовом желании нельзя изъять из культурного наследия. Более того, без знания всего того, что религиозным верованием вкладывается в образ Иисуса Христа невозможно понять, а отсюда и плодотворно воспринять значительные элементы культуры прошлого. А без условия культуры прошлого каждому из нас довелось бы начинать свою личную жизнь из жизни троглодита -пещерного человека, жившего 40 тысяч лет тому назад. В самом деле: что значит современный человек без трудовых навыков, письменности, родного языка, выработанных форм жизнедеятельности и общечеловеческой морали? Без величественного наследия Эйнштейна, Ньютона, Галилея и Архимеда? Без Достоевского Шевченко, Шекспира и Гомера? Без Королева, Эдисона. Кулибина и безымянного изобретателя колеса? Без Чайковского, Баха, Моцарта и Паганини? Без Репина, Гойи, Веласкеса и Фидия? В ряду перечисленных имен можно смело

писать и имя Иисуса Христа.

Религиозное мировоззрение, как и всякое другое, дает верующему систему обобщенных взглядов на мир и место человека в мире. И хотя все в религиозном мировоззрении просматривается сквозь призму сверхъестественного, в мировоззрении верующего человека, в религиозном вероучении наряду с собственно религиозными идеями и концепциями сосуществуют и нерелигиозные, даже - противорелигиозные элементы. Собственно же религиозные мировоззрения состоит из совокупности целого ряда ненаучных и антинаучных положении. К основным фундаментальным положениям религиозного мировоззрения относятся [31"

1 Признание существования сверхъестественных существ - богов, духов, чертей и других фантастических, иллюзорных сил и их верховенство над миром

реальным, естественным.

2. Креационизм - творение богом мира из ничего, творение живых существ, человека, души и т.п.

3 Чудеса - нарушение законов природы в результате вмешательства божества. Без веры в чудеса, без демонстрации чудес не существовала и не может существовать ни одна религия, ни одно вероисповедание, хотя в каждой религии, вероисповедании имеются свои специфические чудеса.

4. Геоцентризм и антропоцентризм - признание Земли центром Вселенной, а человека - центром мировых событий, центром забот бога.

5. Существование бессмертной души, а отсюда вера в загробную жизнь, потусторонний рай, переселение душ и т.п.

6. Предопределение - вера в предустановленность от вечности судьбы человека, исторических процессов, конечных судеб мира в виде Армаггедона. страшного суда, райского блаженства, адских мук...

Идея бога - это идея о том, чего в действительности нет. Представление о боге, о сверхъестественном существе является продуктом человеческого сознания. История развития религии свидетельствует о несостоятельности каких бы то ни было представлений верующих о боге.

Мы уже знаем, что религия возникла 15-20 тысяч лет тому назад. В первобытной религии богами считались предметы и явления, окружающие человека. Люди тогда молились фетишам, тотемам и умершим предкам... Тысячелетняя практика "общения" с фетишами, тотемами, умершими предками убедила верующих, что это - не боги. Появляется пандемонизм, на смену которому пришел политеизм, а затем монеизм - высший этап развития религии. Но и сейчас только 30% современных верующих признает существование одного бога, а 70% до сих пор молятся многим богам, духам, предметам и явлениям природы.

Каждая религия в свою очередь распадается на множество (толков) церквей, расколов, сект. Так, почитая одного и того же бога, читая одну и ту же священную книгу - Библию, признавая основателем своей веры одного и того же Иисуса Христа, истинными христианами считают себя и католики, и православные, и адвентисты, и баптисты, и хлысты, и скопцы, и прыгуны и т.д.

На протяжении тысячелетий верующие представляли бога в неисчислимом множестве вариантов. Но ни один из этих вариантом не соответствовал действительности, находился с последней в вопиющем противоречии. Это заставляло верующих, как мы уже знаем, отказываться от этих богов и изобретать новых. Но и новое представление о боге не оказывалось лучше прежних. Возьмем представление о боге наиболее развитых современных монотеистических религий (христианство, ислам, иудаизм, сикхизм). Они описывают своего бога возвы-шейннейшими определениями, среди которых неизменно называют бога добрым и всемогущим. Если это в самом деле так, то, спрашивается, почему же в таком случае в мире сушеств\ет зло? Если бог не хочет уничтожить зло, допускает и терпит зло, то он не добрый. Если он не может уничтожить зло, то он не всемогущий. Но если он и не хочет и не может, то какой же он после этого бог?! А если и хочет и может, то начинаем опять с начала - почему он не уничтожает зло? Ведь очевидно для всех, что зло в мире существует. Следовательно, поскольку существует зло - нет ни доброго, ни всемогущего бога; нет бога вообще.

Таким образом, логика не категорична в отношении еще не познанных вещей, она допускает многовариантность возможного в исследуемой действительности. Какие же из допустимых логически безупречных конструкций (положений) истинны, а какие - нет - это уже задача конкретного научного исследования.

Религия - явление сложное, многообразное. Изучение ее связано с применением многих подходов, методов, точек зрения. Благодаря огромным усилиям ученых разных специальностей религия становится предметом научного изучения. Исследования показали, что религия является, прежде всего, элементом социальной среды, где живет человек. Она не оказывает прямого влияния на государство, правосудие, экономику, образование.

Однако это компенсируется тем, что человек имеет возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны. Это приводит к тому, что религия становится более значимой, возникают новые

формы ее проявления. Статистика указывает, что и к концу XX в. религиозное мировоззрение не покидает жителей планеты (табл. 1).

Таблица 1

Количественный состав последователей веры, млн. чел.

*

Виды религий Количество людей

Анимизм, шаманизм, трайбалистские африканские культы 112

Иудаизм -- 18

Буддизм 310

Джайтинизм 4

Индуизм - 656

Сикхизм —— 17

Конфуцианство, даосизм, китайские религии 194

Синтаизм 115

Католицизм 906

Православие 160

Протестантизм — 332

Англиканство - 70

7Тп\тие христианские исповедания 156

Ислам - 860

Бахаизм 5

Новые религии 111

Атеисты --- 225

Неверующие агностики 836

гу-—------ Всего ня Че.мпе 5240

* [4. С. 309}

Как показывают данные, на Земном шаре 4 млрд людей имеют религиозное мировоззрение. Примерно 15 разновидностей религий. А сколько еще видов религий под названием "новые религии"? Только каждый 5-ый на земле не верит в сверхъестественное. И это конец XX в., века, который, позволил человеку проникнуть вглубь и вширь Вселенной! Что же заставляет людей продолжать верить в чудеса, в силу, стоящую над ними? Человек сегодня резко отличается от первобытного, но присмотритесь, так ли уж он силен без веры? Огромные достижения наук не могут ответить на это и сегодня. Даже широко поставленная программа уничтожения религии в одной из держав мира, Советском Союзе, не смогла искоренить веру в сверхъестественное. Очевидно, все гораздо сложнее.

Среди перечисленных видов религий есть религии гиганты: ислам - 860 млн- христианство (православие, католицизм, протестантизм, другие христианские вероисповедания) - 1,5 млрд чел.; индуизм - 656 млн. И есть карлики-религии как бахай - 5 млн. Есть зарождающиеся направления новых религии. Например, церковь Единой Религии Виссариона (под Минусинском в России) начала свое развитие с 18 августа 1991 г. И то, что 19 августа начался известный переворот в Москве, дает повод руководителям этого направления говорить о Новом Пути человечества, выдвинуть 3-ий Завет, Последний завет христианской религии. Этот Завет, по словам Виссариона, завершит формирование Христианства в Единую Религию [5. С. 25].

На фоне роста общего числа верующих происходят качественные изменения к видам религий. И если прежде, в эпоху Союза, христианские организации занимали по численности ведущее место среди верующих (например, в Приморском крае), то теперь можно увидеть там как зарегистрированных, так и незарегистрированных различного рода верующих нехристиан. Так, каждое воскресенье в 40 клубах, домах пионеров, конференц-залах Приморского края читают

проповеди как общественные, так и зарубежные проповедники миссионеры. Из 138 зарегистрированных религиозных организаций края - более 40 в г. Владивостоке, остальные - расположены по другим городам и селам края [6. С. 25]. Среди них такие центры, как буддийский, мусульманский, кришнаитский, бахай-ский, старообрядческий и т.д., в том числе и квазирелигиозные секты как сатанинская и т.д. Среди верующих меняется численность и рост их подразделений.

Таблица 2

Динамика роста религиозных организаций в Приморском крае за 1991-98 гг. *

Год Зарегистрировано Православные Протестантские Прочие

1991 8 7 1 0

1992 26 9 13 4

1993 26 9 16 1

1994 26 6 17 3

1995 25 11 9 5

1996 20 4 10 6

1997 7 3 3 1

Всего 01.04.98 138 49 69 20

* [6. С. 25]

Из данной таблицы видно, что за 7 лет заметно усилился рост религиозных организаций в Приморском крае (в 3 раза). Обращает внимание тенденция роста протестантских организаций: к 1998 г. их рост опередил православных на 20 подразделений, а также рост нехристианских (прочих) видов религий (с 0 до 20).

В целом, по краю, верующие составляют примерно третью часть населения.

Таблица 3

Соотношение верующих и неверующих в Приморском крае*, %

Православные 17

Протестанты 6

Старообрядцы 1,7

Католики 1,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Буддисты 1,1

Мусульмане 0,7

Другие вероучения, секты, культы 2,1

В Бога не верят, но уважают чувства верующих 52

Категорически не верят в Бога 9

Не хотят обсуждать этот вопрос, считая его личным 9

Всего 100

* [6. С. 27]

Как видно, неверующих в крае - 70%. Среди них есть либералы и консерваторы в отношении веры (больше либералов - 52%), 9% - не считают нужным рассматривать этот вопрос.

Среди верующих (30% населения края) более половины - православные. Меньшая половина верующих (13%) приходится на остальные виды религиозных вероисповеданий. Россия - центр православной веры на земном шаре. И это не может не отражаться и на Приморском крае.

Таблица 4

Отношение населения к религии по социальному положению, возрасту, образованию в Приморском крае (на октябрь 1994 г.)*

Общие вопросы:

1. Сами не верите в Бога, но терпимы к верующим (1)

2. Полностью отрицаете (2)

З.К верующим относитесь с большим уважением, сами не исповедуете христианство (3)

4.К верующим относитесь с большим уважением, сами исповедуете ислам (4)

5.К верующим относитесь с большим уважением, сами исповедуете буддизм (5)

6.К верующим относитесь с большим уважением, сами исповедуете другую религию (6)

7. Мне бы не хотелось обсуждать здесь эту очень личную тему (7)

Группы респондентов Альтернативы

1 2 3 4 5 6 7

Пол: мужчины женщины 56 39 9 1 16 25 0 0 0 1 1 1 13 23

Возраст: до 20 лет 36 11 24 0 0 1 24

20-29 47 7 12 1 1 0 21

30-39 46 5 21 0 0 0 17

40-49 54 3 28 0 1 3 16

50-59 47 3 25 0 2 0 16

60 лет и старше 51 5 25 0 0 2 7

Образование: среднее и н/с 36 7 25 0 0 0 19

среднее спец. 44 6 17 1 1 1 18

высшее и н/в 55 3 21 0 1 1 17

Материальная обеспеченность: малообеспеченные 45 5 20 1 2 1 24

средние слои 49 5 20 0 0 1 28

высокообеспечен. 56 0 22 0 0 0 16

Соц. профиль: студенты 39 4 16 0 1 2 9

рабочие города 46 10 41 0 0 0 14

рабочие с/х 31 6 20 0 0 3 17

ИТР и служащие 52 3 18 1 1 1 17

непроизв. интел. 56 1 19 0 0 1 8

работники н.э.с. 47 10 24 1 1 0 19

руководители 50 5 14 0 0 0 12

военнослужащие 55 12 28 0 0 0 36

пенсионеры 42 7 25 0 2 2 12

домохозяйки 17 6 15 0 3 0 12

эксперты 77 0 15 0 0 0 36

* [6. С. 36]

По полу. Женщины меньше склонны обсуждать эту тему: просто больше верят. Очевидно, сказывается большая чувствительность, желание надеяться на что-то.

По возрасту. Менее терпимы к верующим молодежь до 20 лет. Надо отметить, что кроме христианской, остальные религии не получают большого процента. Терпимость к религии выражают респонденты 60 лет и старше.

По образованию. Чем выше образование, тем большая терпимость. Эта же тенденция и у высокообеспеченных.

По образованию. Чем выше образование, тем большая терпимость. Эта же тенденция и у высокообеспеченных.

По социальному составу. Затрудняются обсуждать эту тему домохозяйки, студенты, учащиеся. Остальные представители социальной жизни относятся вполне терпимо к верующим. Среди верующих христиан по социальному положению выделяются: рабочие села, пенсионеры, домохозяйки.

Другие виды исповедания, кроме христианской, пока не находят преимущества. Молодое поколение до 20 лет одинаково и верит, и вполне лояльно относится к верующим. С получением образования и практического опыта начинает меняться подход к вере. Представители высшего образования (более половины) терпимы к вере. Очевидно, вера к религиозному вероисповеданию приходит с практическим опытом.

Однако, учитывая, что Приморье является пограничной зоной, краем России, с возрастанием экономической напряженности в крае усиливается приток зарубежных миссионеров, священников.

Их цель не только раскрыть сущность другой веры, неизвестной россиянам, но научить, как жить, что делать в сегодняшней обстановке. Это привлекает молодежь. Для нее характеры: поиск, борьба. Но в этом таюке опасность, т. к. происходит размывание русских, российских традиций, обычаев.

Как показали социологические исследования молодежи г. Владивостока, студенты от 18 до 25 лет не однозначно относятся к действиям религиозных организаций. Примерно в равной степени им известно о православии, кришнаитах и церкви Иисуса Христа. Православие исторически значимо для России и края. Известно о экзотической деятельности кришнаитов, и она не вызывает глубины чувств у молодежи; церковь Иисуса Христа известна своей активной пропагандистской деятельностью, где только можно: на улице, в транспорте и т.д. Религиозные организации на разных уровнях продолжают и сегодня идеологическую борьбу за умы людей.

Как показали социологические исследования, в Приморском крае 2/3 -неверующих. По мировым данным, на Земном шаре 1 /5 часть населения - неверующие. Приморье на сегодня остается одним из самых атеистических районов на Земле. Поэтому неслучайно в последние годы (1991-1997 гг.) значительно усиливается миссионерский приток, что приводит к увеличению как различных видов религий в крае, так и самих верующих.

Главный стержень мировоззрения - нравственность. Она должна формироваться на общечеловеческих ценностях, на принципах толерантности. Возможно, прав Даниил Андреев в "Розе мира", когда говорит, что религии найдут родство объединения. Несмотря на многочисленность, вероисповедания сольются в "интеррелигию" и помогут человечеству в его развитии. Ведь одним отрицанием религиозного мировоззрения общество не сможет развиваться. Практика жизни подтвердила это.

Литература

1. Андреев Д. Роза мира (Метафилософия истории). М.: Прометей, 1991.

2. Антонова O.A. Искусство и православие. М.: Наука, 1983. С. 65.

3. Библия. Книги священного писания (Ветхий и Новый Завет). США-Швеция. Изд-е Русского христианского вещания, 1991.

4. Гарадша В.И. Религоведение. М., Аспект Прогресс, 1995.

5. Малая крупица Слова Виссариона (Являющего Последний Завет от Пославшего его отца Небесного). СПб., 1994. С. 25.

6. Тек. арх. лаборатории общественного мнения Ин-та истории ДВО РАН. Материалы по религии. Анкеты, 1994-1998 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.