Научная статья на тему 'К вопросу о мирном взаимоотношении представителей различных мировоззренческих ориентаций'

К вопросу о мирном взаимоотношении представителей различных мировоззренческих ориентаций Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1209
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЕИЗМ / ДИАЛОГ / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / ATHEISM / DIALOGUE / ISLAM / RELIGION / TOLERANCE / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дорофеева Т. Г.

В статье рассматривается вопрос о путях мирного сосуществования представителей различных мировоззренческих ориентаций. Освещаются правовые основы, обеспечивающие свободу совести и вероисповедования в России. Поднимается вопрос об особенностях религиозной, атеистической и светской школ. Характеризуются формы проведения межрелигиозного диалога и особенности диалога между христианами и мусульманами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of peaceful mutual relations of representatives of various world outlook orientations

The article considers the question of peaceful coexistence of representatives of different ideological orientations. It covers the legal foundations, ensuring freedom of conscience and religion in Russia. The question about the peculiarities of religious, atheistic and secular schools is raised in the article. The article characterizes the forms of inter-religious dialogue, particularly the dialogue between Christians and Muslims.

Текст научной работы на тему «К вопросу о мирном взаимоотношении представителей различных мировоззренческих ориентаций»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 37:211+297

к ВОПРОСУ о МИРНОМ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ

© Т. Г. ДОРОФЕЕВА Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, кафедра философии и истории e-mail: dtg@list.ru

Дорофеева Т. Г. - К вопросу о мирном взаимоотношении представителей различных мировоззренческих ориентаций // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 29-36. - В статье рассматривается вопрос о путях мирного сосуществования представителей различных мировоззренческих ориентаций. Освещаются правовые основы, обеспечивающие свободу совести и вероисповедования в России. Поднимается вопрос об особенностях религиозной, атеистической и светской школ. Характеризуются формы проведения межрелигиозного диалога и особенности диалога между христианами и мусульманами.

Ключевые слова: атеизм, диалог, ислам, религия, толерантность, христианство.

Dorofeeva T. G. - On the question of peaceful mutual relations of representatives of various world outlook orientations / Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 29-36. - The article considers the question of peaceful coexistence of representatives of different ideological orientations. It covers the legal foundations, ensuring freedom of conscience and religion in Russia. The question about the peculiarities of religious, atheistic and secular schools is raised in the article. The article characterizes the forms of inter-religious dialogue, particularly the dialogue between Christians and Muslims.

Keywords: atheism, dialogue, Islam, religion, tolerance, Christianity.

ВВЕДЕНИЕ

В жизни различных обществ и государств религия играет различную роль. Одни страны полностью строят жизнь по законам религии, в других религиозные традиции не играют большой роли, граждане обладают полной свободой в вопросах веры и государство не вмешивается в их религиозные дела. В истории были случаи, когда в некоторых странах религии (все или какие-либо) вообще находились под запретом. Положение религии и ее роль в одной и той же стране может со временем меняться. Яркий пример - Россия. В недавний советский период, когда у власти находились коммунисты, считавшие религию пережитком прошлого, люди нередко боялись признаваться в своих религиозных чувствах и ходить в храмы.

В 90-х гг. XX в. нашей стране произошли огромные перемены. Религиозные люди перестали скрывать свои убеждения. Деятели православной церкви, ислама и других религий стали активно участвовать в делах страны. И хотя церковь у нас отделена от государства, она не может быть отделена от жизни людей, от общества. Сегодня в России роль религии неизмеримо выросла.

Актуальность работы определяется тем, что в наши дни остро встает вопрос об обеспечении межнациональной и межрелигиозной стабильности. Это

связано с тем, что религия может не только объединять людей, но и разъединять их, разжигая неприязнь к представителям чужеродных воззрений.

Цель работы - сформировать представления о путях мирного сосуществования, взаимопонимания представителей различных мировоззренческих ориентаций на современном этапе развития России.

Задачи исследования:

- ознакомить с «Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях»;

- дать обзор различных форм религиозности;

- охарактеризовать понятия «диалог» и «толерантность»;

- раскрыть психологию отношений к религии атеизму;

- описать особенности религиозной, атеистической и светской школ;

- показать пути диалога между христианством и исламом.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИИ

Россия подписала ряд международных документов в области прав человека и основных свобод, принятых Организацией Объединенных Наций, Советом

Европы, Организацией по безопасности и сотрудни-честв в Европе и Содружеством Независимых государств. Россия взяла на себя обязательство следовать принципам, изложенным в них.

Международная норма-принцип, содержащаяся во Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), гласит, что отношение человека к религии не может служить основанием для какой-либо дискриминации личности. Приверженность человека к той или иной религии, равно как и его свобода от религиозных верований, никак не должны отражаться на его правах. Принцип свободы совести и вероисповедания предполагает право свободно выражать свои убеждения.

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Принципы, касающиеся свободы совести закреплены в Конституции Российской Федерации, в которой записано: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавли-

ваться в качестве государственной и обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (Статья 14) [1].

Главный закон России, регулирующий о ношения между людьми, возникающих в сфере религии

- «Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях» (принят Государственной Думой 19 сентября 1997 г.). В законе говорится, что религиозная деятельность людей является их частным делом, а государство не вмешивается в нее, если она не противоречит конституции и другим законам. Если религиозное объединение желает участвовать в гражданско-правовых отношениях, то оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. В случае нарушения российских законов объединение может быть ликвидировано или его деятельность может быть запрещена. Это возможно, если оно призывало к насильственным действиям, пропагандировало религиозную рознь, толкало людей к кровопролитию, незаконно лишало кого-либо собственности, наносило очевидный вред здоровью людей.

Нижеприведенная таблица знакомит с основными положениями «Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях» с позиций обеспечения прав граждан в области вероисповедания (табл. 1).

Таблица 1

Действие «Федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях»

Закон Обеспечивает Право на свободу совести: гражданина России, иностранного гражданина, лица без гражданства.

Равенство перед законом независимо от отношения к религии

Мир и согласие между религиозными конфессиями

Право на получение религиозного образования

Право создавать и вступать в религиозные организации

Тайну исповеди

Право основывать и содержать культовые здания

Право проводить религиозные обряды в государственных и общественных учреждениях

Право производить, приобретать, экспортировать, импортировать религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения

Право на осуществление благотворительной деятельности

Право на создание религиозными организациями духовных образовательных учреждений для подготовки служителей и религиозного персонала

Право на установление международных связей

Закон Запрещает Пропаганду религиозного превосходства

Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания

Вовлечение малолетних в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих

Создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Три мировые религии - буддизм, христианство и ислам - охватывают почти 2/3 человечества. Вместе с тем в наше время немалая часть человечества - примерно - 1/7 часть - люди неверующие.

Свободомыслие, критическое отношение к религии встречались среди людей и в прошлые времена, но были достаточно редкими. Склонные к ним люди подвергались гонениям и преследованиям, поэтому многие из них предпочитали не афишировать свои взгляды. Лишь в современную эпоху атеизм стал массовым

явлением. Это отличает современный этап истории человечества от всех предшествующих и составляет его примечательную особенность.

По последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд. христиан, 1,3 млрд. мусульман, 376 млн. буддистов, 1,1 млрд. атеистов [6].

В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 г., население страны причисляет себя к следующим конфессиям: православие - 75 %, ислам - 5 %, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм - по 1 %, другие конфессии - около 1 %, неверующие - 8 %.

В России на 1 января 2011 г. всего зарегистрировано 23848 религиозных организаций. В их числе: православных - 13265, мусульманских - 4201; буддистских - 217 [4]. Общее число зарегистрированных организаций включает число централизованных религиозных организаций, местных религиозных организаций, духовных образовательных учреждений, монастырей и подворий, религиозных учреждений.

ДИАЛОГ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Путь к миру между народами - это диалог и толерантность между различными вероисповеданиями.

Законодательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования такого типа общественного устройства, при котором каждый человек имел бы возможность реализовать свои права на свободу мыслить, иметь убеждения и реализовать их в практической деятельности. Однако законодательство создает лишь правовые предпосылки для реализации этих прав, осуществления принципа свободы совести, формирования светского государства. Практическое осуществление этих положений возможно лишь в ходе мирного диалога между представителями различных мировоззренческих ориентаций, религиозных организаций и государства.

Термин «диалог», прежде всего, предполагает обмен мнениями между различными сторонами. Диалог может происходить в форме конкретных формальных мероприятий: встреч, переговоров, собеседований, дискуссий, консультаций, конференций и т.д. Они имеют большое значение для решения насущных практических проблем.

Однако в общественной жизни, вследствие существования множества культур, идеологий, мировоззренческих и иных ценностных установок, постоянно идет более широкий диалог, который осуществляется на основе циркуляции в общественном сознании различных идей, распространяемых через специальную литературу, средствами массовой информации и коммуникации, деятельностью различных организаций и т.д. В ходе этого диалога происходят филиа-

ция идей, их столкновение, взаимопроникновение и взаимовлияние.

Чтобы диалог приносил полезные результаты независимо от формы протекания диалога, его участники должны руководствоваться определенными принципами. Прежде всего, это признание равноправия сторон. каждая из сторон диалога должна обладать той мерой свободы, которая исключает возможность диктата, отношений господства и подчинения. Диалог требует от каждой из сторон признания права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, взаимное уважение взглядов и позиций друг друга, отказ от силового давления и иных форм воздействия. Одно из обязательных условий диалога - каждый его участник отстаивает свои взгляды, а это предполагает признание того, что он не обязан отказываться от них. Вместе с тем, диалог - это форма общественного взаимодействия, которая требует отношений взаимопонимания, т.е. усилий понять позиции другого и, поняв, постараться, по возможности, их принять. Следовательно, в диалоге важна психологическая установка на взаимность, т.е. взаимопонимание и взаимоуступчивость. Диалог направлен как на сближение, так и на взаимное обогащение позиций и представляющих их людей - субъектов диалога.

Таким образом, можно дать обобщающую характеристику диалога: диалог - это специфическая форма социального взаимодействия, основанного на равенстве и свободе участвующих в нем сторон, направленное на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций.

Участниками диалога по религиозному вопросу являются: представители различных религиозных вероисповеданий, организаций, конфессий; государство в лице его законодательных и властных структур и различные религиозные организации; государство в лице его законодательных и властных структур и неверующие; верующие, в лице религиозных организаций и их сторонников и неверующие.

Представители различных религиозных организаций могут вести диалог по многим, в том числе и по вероисповедальным вопросам, в духе экуменизма, направленных на богословско-теологическое сближение конфессий. каждая из религиозных организаций должна преодолеть претензии на монопольное положение в государстве, регионе, отказаться от своей исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями, найти общую ценностную основу, стремиться решать конкретные практические проблемы их сосуществования и взаимодействия на основе принципов равенства, уважения друг другу, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс.

Диалог религиозных организаций с государством в лице его законодательных и властных структур, имеет своей целью законодательное и практическое обеспечение равенства всех религиозных организаций и вероисповеданий, создание условий для возможности отправления ими религиозных обрядов, обучения основам своего вероучения и т.д.

Религиозные организации располагают многовековым опытом, соответствующими кадрами и навыками, которые могут быть и уже практически направлены на духовное оздоровление общества. Одним из составных путей в этом направлении является внедрение в общественное сознание определенных идей, ценностей, идеалов, базирующихся на концепции трансцендентного. Благодаря этому в обществе может быть создана атмосфера потребности в духовном. Религиозные организации и верующие могут способствовать переориентации общества и личности в плане перестановки приоритетов с материальных потребностей на духовные, разоблачать идеологию потребительства, стимулировать стремление людей к духовному росту, возвышению духовных потребностей личности. В этом состоит главное предназначение религии.

Религиозные организации, духовенство и верующие способны внести позитивный вклад и в культурный процесс. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Важным направлением участия религиозных организаций в общественной жизни является благотворительная деятельность. Эта деятельность имеет практическое значение в плане оказания конкретной помощи в борьбе за мир, в восстановлении памятников культуры, поддержке бедных, оказании помощи больными и престарелым. Она улучшает и духовнонравственный климат, способствует гуманизации общественных отношений, так как люди видят, как можно осуществлять на практике гуманистические принципы сострадания, любви к людям.

Диалог неверующих с государством в лице его законодательных и властных структур направлен, прежде всего, на обеспечение конституционного права неверующих придерживаться своих мировоззренческих позиций. Государство через законодательные и властные структуры должно создавать условия для реализации неверующими своих нравственных установок, обучения и воспитания их детей без давления различных организаций. В свою очередь, неверующие не должны стремиться использовать властные структуры для борьбы с религией, как это было в период «государственного атеизма». Вместе с тем, в ходе диалога должен быть задействован тот богатый духовнонравственный потенциал секулярного сознания, носителями которого являются неверующие.

Наиболее значительными сторонами диалога являются верующие, входящие или не входящие в религиозные организации, и неверующие. Их усилия, прежде всего, должны быть направлены на изменение укоренившихся в сознании оценок противоположных мировоззренческих ориентаций. Со стороны неверующих необходимо преодолеть имеющую широкое распространение оскорбительную для верующих одностороннюю антиисторическую оценку религии, как неадекватной истинному бытию человека формы

его самореализации, «продукт и форма отчуждения», «опиума для народа», которая носит временный характер и должна быть преодолена на более высоком этапе его развития.

Со стороны верующих должна быть пересмотрена оценка атеизма. Верующие должны проводить различие между атеизмом как идеологией и атеизмом как мировоззренческой позицией, не включающей в свою систему взглядов влияние сверхъестественных сил, а строящей картину мира на научных основах.

Особое значение в диалоге верующих и неверующих занимает оценка нравственных основ сознания и поведения неверующих. Верующие должны отказаться от предубеждений, что без веры в Бога не возможна человеческая нравственность, и признать возможность иных нерелигиозных оснований нравственности: общественный договор, исторические условия, общественное благо и т.д. Практика показывает, что неверующие люди в своем большинстве не отвергают духовные ценности и не ставят над ними приоритет материальных благ. Все зависит от характера образования и воспитания индивида. Хорошо воспитанный, высокообразованный человек независимо от своей мировоззренческой ориентации, как правило, отдает приоритет духовным ценностям. Базисной основой диалога верующих и неверующих могут быть ценности гуманизма.

Толерантность (от лат. to1eгantia - терпение) трактуется, как готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. Декларация принципов толерантности принята резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Толерантность в новом тысячелетии способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Толерантности способствует знание особенностей психологии отношений к религии и свободомыслию.

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ К РЕЛИГИИ И АТЕИЗМУ

На границе между религиоведением и экспериментальной психологии формируется психология религии, в которой накоплены ценнейшие данные, позволяющие проникнуть в сокровенные глубины отношения человека к религии. Эти данные помогают верующему и неверующему лучше понять как самих себя, так и друг друга, а значит способствовать преодолению отчужденности, установлению взаимопонимания между людьми различных конфессий и атеистов.

Религиозная вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формальнологических доказательств. Именно такова по своей психологической природе вера в сверхъестественное. Сверхъестественное для религиозного человека такая же очевидность, как существование природного мира или собственное бытие.

Таблица 2

Сопоставление мировоззренческих установок верующего и атеиста

Категории Мировоззренческая установка

Бог - защитник, советчик

Вера и культ - компенсация общения

Верующий Надежда на бессмертие

Храм - пространство богообщения и человекообщения

Религиозное утешение при утрате близкого человека

Эстетические переживания, рождаемые в культе

Ощущение независимости и свободы

Человек понимается как высшее произведение природы и высшая ценность мироздания, не нуждающаяся в небесной санкции

Атеист Идею небесного покровителя и защитника воспринимает как стеснение своей воли, веры в собственные силы и возможности, как ущемления достоинства личности

Не приемля идеи Бога и веры в сверхъестественное, неверующий освобождается от стесняющих человека культовых установлений, запретов и повелений, ориентированных на служение Богу и церковной дисциплине

Бог, ангелы, загробный мир, бессмертия душа, чудеса - вот все то сверхъестественное, что для нерелигиозного человека кажется продуктом воображения, а для верующего является реалией, органической частью его картины мира. Причем не дополнительной деталью, а ее композиционной основой.

Человеку, далекому от религии, трудно представить состояние психики верующего. Оно весьма специфично и обозреваемо только «изнутри» самим верующим, а в том числе и тем, кто по каким-то обстоятельствам отошел от религиозной веры. Впрочем, и для верующего это состояние по-своему таинственно, трудно выразимо.

Естественное чувство преданности у верующего в его отношении к Богу не просто послушание и верность, но и возвышающее самоотречение, насыщенное мистическим смыслом. Глубоко верующие люди избегают показной демонстрации такой преданности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неверующий человек питается реалиями и переживаниями индивидуального жизненного пути. Как правило, именно личный опыт особенно влияет на миропонимание и мироощущение личности. Практический опыт неверующего, усвоенные им знания, житейские впечатления несовместимы для него с верой в сверхъестественное, с идеей Бога. Недоверие и даже предвзятость к религиозной информации - примечательная деталь мировоззренческой установки неверующего. Отсюда и настороженность к религиозным источникам информации.

личностный смысл приверженности к религии и атеизму раскрыт в нижеприведенной таблице (табл. 2).

РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Сегодня в лицеях, колледжах и вузах России введен предмет «Религиоведение», а в школах -«Основы религиозных культур и светской этики». Эти предметы показывают культурно-этический потенциал различных религий, и помогают исключить факты мировоззренческой нетерпимости.

Длительное время в советский период школа и вузы (вместе с детским садом и даже яслями) являлись важнейшим звеном партийногосударственной системы атеизма. Весь процесс обучения и воспитания был направлен на формирование у выпускников непримиримого отношения к религии. Многочисленные атеистические методические пособия для учителей обществоведения и литературы, биологии и химии, физики и математики, разнообразные хрестоматии и популярные брошюры издательства «Просвещение» способствовали формированию «образа врага» из религии.

Антирелигиозная школа навязывала одностороннее представление о религии. Дети, выросшие в религиозной семье зачастую скрывали свою религиозность, стыдились неверующих одноклассников и однокурсников, опасаясь их насмешек, а то и издевок. учитель же, как правило, старался выявить и «перевоспитать» таких учеников. И лишь немногие осознавали, что атеизация школы лишает учащегося права на самостоятельный выбор мировоззрения и убеждений. Исключением были верующие педагоги. Они ощущали себя «белыми воронами» в учительской среде. Открыто или замаскировано их старались отлучить от образовательного процесса, что считалось нормальным в стране, где провозглашалась свобода совести, но политический курс еще со второй половины 20-х гг. был выражен броской формулой «Борьба с религией

- это борьба за социализм».

Курс гонения на Церковь и ориентации на антирелигиозную школу, определенный в 20-х гг. прошлого столетия Сталиным, жестко и последовательно проводился в последующие десятилетия. Некоторое послабление наступило в годы Второй мировой войны. Атеизация школы особенно усилилась с 1961 г., когда ХХ11 съездом КПСС была принята программа построения коммунизма, ориентированная на полное вытеснение религии из духовной жизни советского народа. Курс на обязательный атеизм школы находился

Таблица 3

Виды школ и их особенности

виды школ общие установки

Религиозная школа Воспитание чисто религиозного характера, исключающее свободу мировоззрения

Церковные дисциплины

Цензура на учебники

Пресекаются любые проявления свободомыслия

Отсутствие мировоззренческой терпимости

Атеистическая школа Формирует непримиримое отношение к религии

Отрицает связанную с верой высокую духовность

Проводит антирелигиозные мероприятия (лекции, беседы, вечера вопросов и ответов и т.п.)

Создает клубы и кружки атеистов, выпускает стенгазеты, высмеивающие религию, духовенство и верующих

Светская школа Учебное заведение, нейтральное как к религии, так и к атеизму

Гарантирует защиту учащихся от давления, как религии, так и атеизма

Дает возможность мировоззренческого самоопределения

Обеспечивает формирование у обучающихся гармоничной картины мира, соответствующей современным достижениям науки, исключающей суеверия и предрассудки

в резком противоречии с принципом светского образования в демократическом обществе.

Понятие «светская школа» в идеологизированный атмосфере советского общества толковалось как атеистическая школа. Но со времен В. Даля слово «светское» в русском языке означало гражданское, «мирское». Словарь С. Ожегова дополняет смысл этого термина значением «нецерковное», т.е. свободное от обязательного религиозного воздействия.

Идея светской школы - завоевание демократического и культурного развития человечества, давно утвердившееся в странах, где церковь отделена от государства, а государственные учебные заведения выведены из ее подчинения, а также из-под опеки религиозных конфессий. Светская школа - непременное условие обеспечения свободы совести граждан в демократическом обществе. Особенно эта структура необходима в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, где и поныне значительную часть населения составляют не верующие люди, индифферентные к религии или последовательные атеисты. В ней недопустимо навязывание религиозного или атеистического миропонимания, каких-либо догм и ритуалов. учащимся гарантируется возможность мировоззренческого самоопределения, необходимого для свободного становления личности.

Значительные демократические перемены последних лет, ликвидация гонений на Церковь, утверждение законодательных гарантий свободы совести позволили подготовить почву для реализации в структуре государственного образования реформируемой России принципа светской школы, раздельности светского и религиозного образования.

Обобщающие сведения по специфике религиозной, атеистической и светской школы приводятся в следующей таблице (табл. 3).

ПУТИ ДИАЛОГА МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ИСЛАМОМ

Формирование культуры диалога можно назвать одним из основных ценностных ориентиров в эпоху глобализации. Об этом говорят программные документы и решения многих международных форумов и конференций, проводимых в разных уголках мира под эгидой ООН.

Представители различных религий и религиозно-ориентированной интеллигенции стремятся выработать общее интеллектуальное поле для диалога. С одной стороны, они преследуют цель погасить рецидивы острых взаимных претензий в духовнобогословской сфере. В то же время наблюдается стремление понять логику оппонирующей стороны. На этом пути всегда было много «подводных камней», однако уроки новейшей истории ХХ1 в. вынуждают представителей различных религий идти не вспять - к конфронтации, а навстречу - к взаимопониманию.

По данным ООН, более 80 % населения планеты составляют люди, так или иначе связанные с культурными или религиозными ценностями монотеистических религий. Это - иудеи, христиане и мусульмане. Монотеизм этих религий дает их представителям большие возможности в ведении диалога по религиозному вопросу.

Остановимся на путях диалога между христианами и мусульманами. Богословы этих религий определили круг обсуждаемых проблем, по которым дискуссия может быть плодотворной и результативной.

Примером могут служить следующие работы: «Каждому провозвестию - свой черед. Диалог религий глазами мусульман» [5]; «Краткий путеводитель по мировым религиям» [2]. Первая раскрывает особенности диалога между христианством и исламом с точки зрения мусульман, а вторая - с точки зрения христиан.

В первом источнике подчеркивается, что в исламском вероучении содержится все необходимое для формирования культуры диалога. В исламе возможность существования разных религий предначертана Всевышним. Согласно Корану, человечество первоначально составляло единую расу и духовную общину, но потом Богу было угодно их разделить как на племена и народы, так и религии (Сура 2:213, 49:13). Это многообразие призвано стать источником не конфронтации и тем более распрей, а соревновательности в служении общему благу.

В исламе отстаивается идея коранического плюрализма, и нет никаких притязаний на монополию в области религиозной истины. В нем проповедуется верность всем духовным миссиям, которые несли людям прежние посланники Божии, отмечая, что нет различия между пророками, т. е. Авраамом, Измаилом, Исааком, Иаковом, Моисеем и Иисусом (Сура 2:136).

Для мусульман Коран самодостаточен и не нуждается в дополнительных комментариях, однако во время специальных богословских дискуссий его можно рассматривать как своего рода «Третий Завет». Священная триада: Ветхий Завет - Новый Завет - Третий Завет (т. е. Коран) позволит подчеркнуть общую богооткровенную природу божественных писаний и повлияет на адекватное восприятие метафизики Корана - «Третьего Завета» среди немусульман.

Сложным остается вопрос о признании христианами подлинности пророчества Мухаммеда. Первым, кто снял этот догматический предрассудок, был православный богослов А. Мень, который пришел к признанию «пророческой харизмы» Мухаммеда. К тому же и в новом Завете нет никаких указаний на то, что после Христа пророческие миссии невозможны. Это еще один аргумент в пользу признания пророчества Мухаммеда подлинным.

Мусульмане не признают Иисуса Христа Богом. Однако и в этом вопросе открываются перспективы диалога, так как в исламе Иисус почитается как величайший пророк (Сура 4:171), рожденной Девой Марией, творивший чудеса. В исламе поклоняются и деве Марии.

Мусульмане, как и христиане, ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям.

«Краткий путеводитель по мировым религиям» содержит специальный свод правил, который указывает как должен вести себя христианин по отношению к мусульманину, чтобы не вызывать в нем отчуждение. « Что нужно делать: любите и уважайте вашего друга-мусульманина; если он не против, молитесь вместе с ним и молитесь за него; как можно чаще обращайтесь к Библии, чтобы объяснить, во что и почему вы верите...; как можно чаще указывайте на Иисуса, но старайтесь не быть назойливым.; прочтите хотя бы выдержки из Корана, если не весь его целиком, чтобы познакомиться с мусульманским понимаем Бога.Чего делать нельзя: никогда не критикуйте ислам, Коран или Мухаммеда; не берите своего друга - мусульманина с собой в церковь, пока не будете абсолютно уверены, что он к этому готов.» [3].

Христиан и мусульман могут так же объединять высокие нравственные требования к верующим и осуждение терроризма.

Таким образом, достижению единомыслия среди христиан и мусульман могут служить следующие положения: единство Бога, вера в незыблемость

Божественных установлений, определение Корана как «Третьего Завета», признание Мухаммеда пророком, поклонение Иисусу Христу, почитание Девы Марии, Судный День, общие пророки, идея спасения, высокие нравственные требования к верующим и осуждение терроризма.

ВЫВОДЫ

Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации. Отсюда богатство и многообразие религиозных проявлений.

Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между представителями различных религий.

В России благодаря сбалансированной политике руководства страны соблюдаются международные принципы толерантности к другим народам (их обычаям и традициям), Конституцией и «Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях» обеспечивается подлинная свобода вероисповедания. Законы вводят ограничения, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод граждан.

Целью общественного диалога по религиозному вопросу является объединение усилий всех людей для создания общественного климата уважения, терпимости к различным мировоззренческим позициям, к реализации прав человека на свои собственные духовнонравственные ориентации.

Представители различных религиозных организаций могут вести диалог по многим, в том числе и по вероисповедальным вопросам. Каждая из религиозных организаций должна: преодолеть претензии на монопольное положение в государстве, регионе; отказаться от своей исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями; найти для точек соприкосновения общую ценностную основу; стремиться решать конкретные практические проблемы на основе принципов равенства, уважения друг другу, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс.

Монотеистические религиозные системы, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой, что предопределяет возможность ведения конструктивного диалога, направленного на погашение острых взаимных претензий в духовно-богословской сфере.

Непременное условие обеспечения свободы совести граждан в демократическом обществе - светская

школа, в которой недопустимо навязывание религиозного или атеистического миропонимания, каких-либо догм и ритуалов. Именно в светской школе учащимся гарантируется возможность мировоззренческого самоопределения, необходимого для свободного становления личности

Знание психологии верующего и неверующего помогают проникнуть в сокровенные глубины человека, которые порождают его потребности, интересы, позволяют лучше понять как самих себя, так и друг друга, а значит способствовать взаимопониманию между людьми разных религий и атеистов.

Таким образом, мирному взаимоотношению представителей различных мировоззренческих ориентаций способствуют: законодательство, политика, свобода совести, светское образование, знание особенностей психологии отношений к религии и атеизму, диалог и толерантность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2010. С. 6.

2. Краткий путеводитель по мировым религиям / Под ред. Дина Халверзона. Санкт-Петербург: Наука, 2000. 303 с.

3. Краткий путеводитель по мировым религиям / Под ред. Дина Халверзона. Санкт-Петербург: Наука, 2000. С. 145-146.

4. Россия в цифрах. 2011. М.: Новости, 2011. С. 64-65.

5. Каждому провозвестию - свой черед [Электронный ресурс]: Независимая газета - религии. 2005. 21 декабря. Режим доступа: http://religion.ng.ru/ proЫems/2005-12-21/6_dialog.htmL

6. Религия в цифрах и фактах [Электронный ресурс]: Статистика.ги: государственная статистика России. 2007. 5 декабря. Режим доступа: http://statistika.ru/ naselen/2007/12/05/naselen_9686.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.