потенциальными потребителями - это доступная возможность для любой другой компании при грамотном использовании Gamifi-cation. При этом главное не забывать про три основных элемента Gamification: конкуренция, виртуальная система поощрений и наслаждение от «игры».
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Официальный сайт L’Oreal. URL: www.loreal-finance.com
2. Чалдини, Р. Психология влияния. СПб: 2001.
3. Analysts Explore the Role of Enterprise Architects in Gamification at Gartner Enterprise Architecture Summit ,2011, May 9-10, London, and June
22-23 in San Diego. URL: http://www.gartner.com/it/page.jsp?id=1629214.
4. Deterding, S. Gamification Using Game Design Elements in Non-Gaming Contexts // CHI 2011 Workshop Gamification. Vancouver, Canada, 2011. -P. 2-5.
5. Gamification 101. An Introduction to the Use of Game Dynamics to Influence Behavio -Bunchball, 2010. - p.
6. Franke, N. How communities support innovative activities: an exploration of assistance and sharing among end-users / N. Franke, S. Shah // Research Policy. - 2003. - 32(1). -P. 157-178.
7. Schonfeld, E. SCVNGR's Secret Game Mechanics Playdeck. 2010. URL: http //
techcrunch.com/2010/08/25/scvngr-game-mechanics/.
УДК 82.09: 17
Дзевенис А.А., канд. филос. наук, доцент, ДальГАУ ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
В статье осмысливается феномен религии, личность Иисуса Христа, жизненность заключённой в религии философии - развитие личностного начала нового образа человека. Человеческая жизнь должна строиться на основе нравственности, этических принципов. Православие может сыграть объединяющую роль, может превратить современное российское общество в дееспособную нацию, стать опорной силой возрождения традиционной русской духовности. Роль религии в мире усиливается. Возрастает и роль философии религии с её множеством проблем.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, РЕЛИГИЯ, СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И СОЗНАНИЯ, ЛЮБОВЬ, ДЕЯТЕЛЬНОЕ ДОБРО, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, БОГ,
ИИСУС ХРИСТОС, БИБЛИЯ, ДУХОВНОСТЬ, ЭТИКА ДОЛГА
Dzevenis A.A., Cand. Philos. Sci., associate professor, FESAU PHILOSOPHY OF RELIGION
The article interpreted the phenomenon of religion, the person of Jesus Christ, the vitality, which is contained in the philosophy of religion - the development of personal begining as a new image of human. Human life should base on moral and ethical principles. Orthodoxy can play an integral role, can transform the modern Russian society as a functioning nation, can become a force of revival the traditional Russian spirituality. The role of religion in the world is increasing. At the same time the role of philosophy and religion are increasing too, with its many problems.
KEY WORDS: PHILOSOPHY OFRELIGION, RELIGION, RELATIONSHIP BETWEEN FAITHAND CONSCIENCE, LOVE, TO DO GOODS, MORAL, MORALITY, GOD, JESUSCHRIST, THE BIBLE, SPIRITUALITY, ETHICS OF DUTY
Великий писатель и мыслитель ЛЖ1Толстой был отлучён от православной церкви. Но именно он, осмысливая феномен религии, ставя во главу угла этику в её религиозной форме, выразил ту проблематику, которой должна заниматься философия религии. Формулируя свою позицию, Толстой указал на следующие три значения понятия религии.
1. Религия есть данное Богом истинное откровение и вытекающее отсюда богопочитание. Так определяют религию люди, которые веруют в какую-нибудь одну из существующих религий и считают именно её истинной, а другие - ложными.
2. Религия является сводом суверенных положений и вытекающим из них суеверным богопочитанием. Суеверие - непол-
59
ная, превратная вера. Оно исходит из веры в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, ибо эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Для суеверия реально существование магических, таинственных сил, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей идомашних животных, а также определяют некоторые явления природы (погоду, рождение, рост). В суеверии сохранились пережитки народных верований, например, ношение амулетов, татуировка. Проявление суеверия носит различный характер, в зависимости от различных способностей, поведения, условий жизни и воспитания. Вместе с тем, суеверие - факт, который устанавливается психологией, а также при изучении преданий всех времён и народов.
По Толстому, такое значение приписывают религии люди, не верующие вообще или не верующие в ту религию, которую они определяют. Так, буддизм может выглядеть суеверием с точки зрения православного верующего.
3. Религия - это свод философских положений и нравственных законов, созданных умными и властными людьми для управления невежественными народными массами, чтобы их утешить и обуздать. Так определяют религию люди безразличные к вере, но считающие религию полезным орудием государственности.
Согласно Толстому, все эти определения религии ограниченны. Первое определение подобно тому, которое мог бы дать человек музыке, сказав, что музыка - та самая известная ему любимая песня, которой желательно научить как можно больше людей.
Второе определение можно сравнить с тем, как оценил бы музыку тот, кто не понимает и не любит её. Такой человек сказал бы, что музыка - это воспроизведение звуков гортанью или извлечение их с помощью инструментов и что это занятие бесполезное, праздное и людей от него надо отучать.
В третьем определении неполнота и пристрастность. Такое понимание религии подобно тому, которое дал бы музыке человек, если бы заметил, что это дело полезное для обучения танцам или маршировки и что в связи с этим музыку надо всячески поддерживать.
У всех трёх определений религии общий недостаток. Если сравнить это с музыкой, то получается, что разговор идёт о внешних функциях, о еёполезности или ценности для того, кто музыку определяет. Ни одно из представленных определений религии не выражает её истинную природу. Здесь обнару-
живается различие и противоречивость в понимании религии, которые ведут к ожесточению людей верующих и неверию и нигилизму, людей неверующих.
Исследованием религии занимаются богословие, история и философия - каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к наиболее точному выражению фактов религиозного сознания, изложенных в Библии. История рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии, чтобы найти общие принципы их становления. Философия анализирует сущность религии, определяет её место в системе мировоззрения, выявляет её психологические и социальные аспекты, соотношение веры и сознания. Философию интересуют также проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии, её роль в жизни общества, в развитии духовности людей.
Религия (от лат. religio - набожность, святыня, благочестие, воссоединение, предмет культа) - мировоззрение, одушевлённое верой в Бога или богов, в сверхъестественное. П.С. Гуревич предлагает два предположения относительно происхождения слова «религия». Первое - от regelere (чтить, почитать) - означает «богопочитание, культ». Такое объяснение предложено Цицероном. В трактате «О природе Богов» он определяет религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом.
Другая версия принадлежит христианскому писателю IV в. Лактанцию: «религия» от regilare - связывать.
Эти предположения показывают, что религия есть определённая связь между человеком и Богом. Человек - конечное существо. Бог - бесконечное и абсолютное Начало мира. Из этой связи вытекает благоговение перед бесконечным, то есть богопочитание. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. С таким осмыслением религии не расходятся позиции и более современных мыслителей.
Относительно причин возникновения религии существует россыпь различающихся мнений философов и учёных. По слову Клеа-на из Ассоса, «есть четыре основания, в силу которых у людей образуются понятия о богах:
1. Вера в предсказание будущего.
2. Страх перед грозными явлениями природы.
3. Изобилие предметов, которые служат для нашего существования.
60
4. Наблюдения неизменного порядка в движении звёздного неба.
В древности, писал Юлиан Отступник,5 люди искали причины реальных вещей с помощью богов или сами по себе, - вероятно, лучше сказать, с помощью богов. Найдя их, они облекали эти причины в непонятные по смыслу мифы, дабы через парадокс и неясность раскрыть внутренний смысл и побудить нас к поискам истины.
М. Монтень считал, что религия людей есть не что иное, как их собственное измышление, необходимое для поддержания человеческого общества. Т. Гоббс видел единственной причиной религии «беспокойство о будущем». Согласно Ш. Монтескьё, сила религии покоится главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов - на страхе перед ними. «Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без неё?» (Бенджамин Франклин).6 7
Категоричен П. Гольбах: «Религия - это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие». А вот И. Кант: «Поскольку всякая религия состоит в том, что мы смотрим на Бога как на достойного всеобщего почитания законодателя всех наших обязанностей, то при определении религии в плане соответствия ей нашего поведения вопрос стоит так - как угодно Богу быть почитаемым и какого Он ждёт повиновения».
Ф. Шеллинг усматривал в религии систему провидения: «...Если рефлексия возвысится до абсолюта, который составляет общее основание гармонии между свободой и разумностью, то возникает система провидения, религии, в единственно истинном значении этого слова».
У К. Маркса религия - опиум для народа. «Мало кто согласится ныне с такой явно упрощённой трактовкой религии».'
5 Юлиан Отступник (331-363 гг.), римский император с 361 г. Получил христианское воспитание. Став императором, объявил себя сторонником языческой религии, реформировав её на базе неоплатонизма. Издал эдикты (извещения, предписания) против христиан. От христианской церкви получил прозвище Отступник.
6 Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790 гг.), американский правитель, государственный деятель, учёный, один из авторов Декларации независимости США (1776 г.) и Конституции 1787 г. Основал в Филадельфии первую публичную библиотеку, Пенсильванский университет, Американское философское общество. По философским воззрениям деист. Сформулировал за полвека до А. Смита трудовую теорию стоимости. Создал труды по электричеству. Один из пионеров исследования атмосферного электричества; предложил молниеотвод. Иностранный почётный член Петербургской АН.
7 Канке, В.А. Основы философии: учебник / В.А.Канке. - М.,
1999. - (С. 98).
К историческим формам развития религии относятся племенные, национальногосударственные (этнические) и мировые религии - буддизм, христианство, ислам.
Сравнительное изучение религий началось в XIX веке. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы. «Я думаю, - писал Т. Гоббс, - что нельзя найти лучшего заклятия, чем различение правил религии, то есть правил, согласно которым следует чтить Бога и которые следует искать в законах, и правил философии, то есть учений частных лиц. Учения (догматы) религии должно доставлять Священное писание, а философские учения - естественный разум». Гегель полагал, что религия является наивысшей сферой человеческого сознания, а философия тождественна с религией.8 Вл. Соловьёв заметил: «Ведь и сама религия, поскольку она становится учением, или системою, тем самым неизбежно впадает в различные умствования, не только допускающие, но и вызывающие контроль философского мышления...» Несомненно, утверждал К. Поппер, исторически каждое этическое учение коренилось в религии... Мы, и только мы, несём ответственность за принятие или отрицание предложенных нам законов и что отличать пророков от лжепророков предстоит нам самим.
Высшей ценностью религиозной веры и основным понятием религиозного мировоззрения является Бог. Его понимание различно в зависимости от особенностей религиозного направления, но везде Он -сверхъестественное существо, то есть наделён необыкновенными свойствами и силами, всеми совершенствами. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. Современная философия называет божественное (Бога или богов) первичной данностью человеческого создания.
Древнейшей формой понимания Бога являются фетиши (от франц. fetiche - идол, талисман). Отсюда понятие «фетишизм» -культ неодушевлённых предметов (фетишей). Чаще всего ими были необработанные предметы природы, которым поклонялись все первобытные народы. Сохранившиеся черты фетишизма - вера в амулеты, обереги, талисманы.
К другой форме примитивной трактовки Бога относятся идолы или специально создаваемые объекты культа. В Древнем Египте
8 Гегель умер от холеры. Он был при смерти, когда супруга обратилась к нему с вопросом о Боге. Ослабевший от страданий, Гегель показал пальцем на Библию, лежавшую на столике у постели, и сказал: вот тут вся мудрость Божья.
61
божественными считались животные, особенно священный бык Апис - земное воплощение Пта (Птах), покровителя искусств и ремёсел (первоначально почитался в городе Мемфис как создатель всего сущего). Высшими божествами считались также бог солнца - Ра, луна - Ах, небо - Нут, земля - Кеб.
Для античности характерен политеизм (многобожие). Боги человекоподобны (антропоморфны). Они бессмертны, но рождены как люди. Ведут себя тоже не лучше людей («Илиада» Гомера): ссорятся даже на Олимпе, враждуют, строят козни, убивают. Боги находятся внутри мира существа и олицетворяют собой действующие в мире божественные силы и явления. В мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого.
Кто повинуется богам, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они милостивы. Божественные милости проявляются в дарах материальных и духовных. Верующим передаётся также доля проницательности и могущества богов и даже бессмертие в «потустороннем» мире. Всё это придаёт жизни высший смысл и помогает не только понять мир со всем его злом и страданиями, но и способствует объяснению загадки собственной души.
В религиях искупления, например в христианстве, предполагается освобождение человека от всяких зол. В буддизме или христианстве искупление может произойти совершенно своими силами. Это называется, соответственно, самоспасением или спасением Богом. Христианство говорит главным образом об искуплении от последствий первородного греха. Человеческий род унаследовал грех, совершённый первым человеком, и утратил первоначальную добродетель. Следствие этого - искажённость человеческой природы, людская склонность к греху. Однако человек не может выйти из этого состояния своими силами, как не может и са-мовоскреситься. Нужна помощь Бога. Он спасает человека.
Монотеистические религии - иудаизм, христианство, ислам - исповедуют одного Бога. Поздний универсальный монотеизм происходит в некоторой степени от «первобытного монотеизма», отчасти от смещения политеистических богов в определённое единство. Последнее часто связано с политической централизацией власти. Но изначально единственный Бог снова может превратиться во множество божеств путём обожествления его атрибутов. Такой процесс резко выделил два слоя религиозного созна-
ния: народное (профаническое, или экзотическое) и эзотерическое (жреческое), которое рассчитано на избранных, посвящённых, на мистов.
Представления народной религии, в основном, антропоморфичны. Здесь Бог - личность человекоподобная. Для избранных же Бог - индивидуальность, единая самосознающая и самодействующая духовная сила, находится превыше мира. Рядом с Богом нет ничего равного или близкого ему по божественности. Бог является творцом, хранителем и властелином мира. Ему принадлежит абсолютная власть над миром - «всемогущество».
Религии монотеизма разработали сложное и всестороннее учение о Боге. Богу присваиваются высшие духовные совершенства: вечность, независимость, самобытность и неизменность, вездеприсутствие, всеведение, благость, премудрость (в христианстве София), любовь и милость, праведность и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и неприступная слава. Бог противопоставлен посюстороннему миру, с его ограниченностью и несовершенством. В отличие от мира земного, где преобладают заблуждения, пороки, злодеяния и бедствия, Бог олицетворяет высшую нравственность. Однако земной мир не покинут Богом, от которого человек получил свободу самостоятельного выбора между добром и злом. Человек может приобщиться к Богу через молитву, соблюдение религиозных обрядов, таинств и через практичное стремление к праведному образу жизни.
В монотеистических религиях, исходящих из сверхприродности (надмирности) Бога, разработано специальное учение о путях его познания - богопознание. Бог несопоставим с предметами чувственно воспринимаемого мира. Отсюда следует невозможность прямого и исчерпывающего познания Бога. Основной путь познания Бога - апофатиче-ский (от греч. apophatikos - отрицательный), негативный.9 Это означает, что можно после-
9 Апофатический путь познания Бога разработан в апофати-ческой теологии. Она стремится выразить сущность потустороннего Бога путём последовательного отбрасывания («отрицания») всех относящихся к нему определений как несоизмеримых с его природой. Разрабатывалась Григорием Нисским и в «Ареопагитиках»; позднее - Николаем Кузан-ским. Часто дополнялась катафатической теологией, однако считалась более совершенным путём познания Бога.
Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394 гг.), церковный писатель, теолог и философ-платоник, представитель патристики; епископ гор. Ниса (Малая Азия). Брат Василия Великого. Разрабатывал теоретические основы христианской экзегетики (то же, что герменевтика). В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.
62
довательно указать на то, чем Бог не является, постепенно суживая круг значений. Непосредственным источником богопознания являются священные тексты Тора и Талмуд в иудаизме, Библия - в христианстве, Коран -в исламе. Для правильного истолкования и понимания священных текстов разрабатываются специальные методы.
Апофатическому познанию Бога противостоит позиция ряда философов. Эпихарм, например, рассуждал: «Что есть Бог? - Бог -это разум. - Что есть разум? - Здравый смысл». Анаксагор: «Разум - Бог, и Бог - разум». Согласно Цицерону, вопрос о природе богов хорош для познания души. И противоречивы мнения даже учёнейших мужей, продолжает Цицерон, что тем более служит аргументом в пользу того, что начало философии есть наука. По Аль-Газали,10 * прежде чем познать Бога, нужно познать себя. «Если только мир сотворён, - писал М. Маймонид, - есть Бог, но если мир вечен, то Бога нет». Чтобы познать Бога, сказано Вольтером, надо быть им самим; люди легко верят тому, чего страстно желают. «Понятие о Боге, - это понятие о человеке, увеличенное до фантастических размеров» (Жан Робине).
Другие мыслители (Мелисс) считали, что о богах не должно учить, ибо познание их невозможно. По Фалесу, Бог древнее всех, так как не сотворен; всё полно богов. Вместе с тем, тот же Фалес думал, что всё существует благодаря воде, Гераклит - огню, Левкипп и Демокрит - атомам и так далее. Объективно, весь материализм ведёт к отрицанию Бога. Однако для многих философов, включая и материалистов, тема Бога и божественного не чужда. Это можно сказать о Платоне, Аристотеле, Канте и других. Кант, в частности, писал: «Мне пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере»; «Понятие о Боге первоначально лучше всего можно выяснить по аналогии с понятием об отце, под опекой которого мы находимся, а при этом
«Ареопагитики», религиозно-философские сочинения, якобы принадлежащие Дионисию Ареопагиту (I в.). Созданные не ранее 2-й половины V века обнаруживают зависимость от неоплатонизма, особенно от Прокла. Учение «Ареопагитики» о Боге как сверхразумном тождестве бытия и небытия и об иерархическом устройстве универсума и церкви оказало большое влияние на философскую мысль Византии и Западной Европы (Эриугена, Николай Кузан-ский).
Катафатическая теология (от греч. Kataphatikos -утвердительный) (положительная теология), описывает Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений (в отличие от апофатической теологии).
10 Аль-Газали или Альгазен, он же Ибн аль-Хайсам (965-1039 гг.), арабский учёный. Труды по физиологии и геометрической оптике «Сокровище оптики», а также по математике и астрономии. Комментатор Аристотеля, Евклида, Галена.
очень удобно указать на единое, как бы из одного семейства происхождение людей». Веру в Бога Кант рассматривал как универсальную мысль о добре.
Библия (от греч. biblia, буквально - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания или Слова Божия. Состоит из двух частей - Ветхого и Нового За-ветов.11 Ветхий Завет признаётся обеими религиями. По христианским представлениям, «завет» (мистический договор, союз) заключён в древние времена Богом с одним народом, евреями. С явлением Иисуса Христа этот завет заменён Новым Заветом, второй частью Библии. Заключён со всеми народами на условиях духовного служения. Признаётся только христианами.
Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (араб. Таурат - Тора), ни Нового Завета (араб. Инджиль - Евангелие), в принципе признаёт их святость. Важную роль в исламе играют и персонажи обеих частей Библии. Например: Ибрахим, то есть Авраам; Иусуф, то есть Иосиф; Иса, то есть Иисус.
В составлении Священного Писания почти за полторы тысячи лет принимали участие около 40 авторов. Ветхий Завет писался на древнееврейском и отчасти арамейском языках до Рождества Христова, а Новый (в основном на греческом языке) - в течение I в. и начале II в. н.э. И по тиражу, и по читаемо-
“Христос (Иисус Христос) (4 г. до н.э.? - ок. 30 г. н.э.), согласно христианскому вероучению, Богочеловек. В нём соединены божественная (как Бог-сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природы. Добровольно принял страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершённого Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса: Христос (с греч.Помазанник, то есть Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и др. Проповедуя своё учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса (воскрешение мёртвых, хождение по воде, насыщение тысяч людей пятью хлебами, исцеление душевнобольных и др.). Перед Пасхой Христос торжественно въехал на ослике в Иерусалим, приветствуемый толпой как мессианский царь. Иудейские старейшины выдали его на казнь римским властям. Христос в кругу апостолов справлял обряд пасхального ужина (Тайная вечеря). Схваченный помощниками старейшин по знаку Иуды Искариота («поцелуй Иуды»), Христос был отведён на суд Синедриона, который вынес ему смертный приговор, подтверждённый затем римским прокуратором Понтием Пилатом. После смерти и последовавшего воскресения Христос в течение 40 дней вёл беседы с учениками и затем вознёсся на небо. С именем Христа связано возникновение новой религии - христианства.
Мессия (от древнееврейск. Машиах, букв. - помазанник). В некоторых религиях, главным образом в иудаизме и христианстве, ниспосланный Богом на землю спаситель. Он должен навечно установить своё царство. В древности и средние века предводители народных движений иногда объявляли себя Мессией. У мусульман Мессия наз. Махди.
63
сти Библия занимает первое место в мире среди всех читаемых книг.
Первая книга Ветхого Завета - Бытие -говорит о великой тайне сотворения мира и человека и о грехопадении человека. Грехопаденьем ответил человек на священный дар жизни. Поэтому последовали многие бедствия с тяжёлыми последствиями: убийство Каином родного брата Авеля; исполины развратили цивилизацию и зло, вопиющее к небесам, вызвало всемирный потоп; Всевышнему брошен вызов строительством Вавилонской башни. Всё это - драма человеческой свободы, направленная против Творца.
Сердцевину и смысл всего христианства представляют Евангелия (от греч. euangelion
- благая, радостная весть). В исторически четырёх книгах Евангелия - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна - провозвестие о Христе, божественном идеале человечности и духовном совершенстве. Евангелисты возвещают, что Иисус, сын Божий, умер за нас и отец воскресил его из мёртвых. Иисус снова придёт. Евангелисты передают благую весть о спасении и призывают людей к решению: принять или нет воскресшего Иисуса Христа.
Апостол (от греч. apostolos - посол) Павел, превратившийся после встречи с Христом из его врага в последователя и великого учителя христианства, несёт радостную весть всем людям. Апостол Павел величайшим образом оценивал все три главные ценности христианства - веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Христианская любовь
- дар Бога - не знает исключений, призывая любить даже врагов.
Сам И. Христос12 тоже оставил заповеди, но их перечисление и выполнение не является для него первостепенным. Он настаивает на принятии каждым человеком главного решения - любить Бога и следовать Его заповедям. Любовь к Богу - это богопочитание через любовь сердца. «Сердцем мыслить» может только по-настоящему верующий че-
12Ветхий Завет состоит из памятников древнееврейской литературы XII-Пвв. до н.э. Делится на три больших цикла: 1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею; 2) Пророки - несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам УП-Увв. до н.э. - Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам», а также книга Даниила (II в. до н.э.); 3) Писания или Агиографы, - собрание текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборники афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.).
Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й пол. I в. и нач.11 в. н.э. (четыре Евангелия, то есть «благовестия» о жизни и учении Христа. Деяния апостолов, 21 послание апостолов - Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота) - и, наконец, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).
ловек. Но человек слаб. Однако если он и совершит проступок или даже преступление, то должен покаяться. Покаяние истинного христианина означает, что человек никогда больше не совершит подобного.
Бог есть чувство любви к Нему. Религиозная вера всецело поглощает человеческую духовность. По Библии, если люди озарены божественным светом истины, они передают себя и весь мир в руки Бога Предвечного. Они обретают спокойствие духа и свободу, ибо избавлены от страха перед чистилищем и адом, равно как и от надежды на райскую награду. «Когда человек искренне полагает, созерцая себя, что он скверен, слаб и недостоин, то его самоуничижение так глубоко, что ему кажется естественным, что все твари земные и небесные восстают на него».
Отдельно следует сказать и о личности Иисуса Христа, которая притягательна не только его совестью, но и умом. Некоторые исследователи, особенно в XIX веке, отрицали само существование Христа. Большинство современных учёных признают его историчность. В Средневековье, при господстве религиозного мировоззрения, философия выдвинула плеяду выдающихся мыслителей: Августин Блаженный Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский. Но этим именам предшествовала и выделяется на их фоне величественная фигура Христа. Многими он считается великим философом. Величие его в том, что им выдвинута философия не для избранных мудрецов, а для всех людей, включая и детей.
Личность Иисуса Христа показывает, что жизненность заключённой в христианстве философии состоит в развитии личностного начала. Она представила новый образ человека, который превосходил античные представления. Личность - это прежде всего нравственность. Человеческая жизнь и отношения людей должны строиться на этической, нравственной основе. В Нагорной проповеди - ядре Слова Божия - Христос говорит: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец Небесный». Это значило: «Возлюби ближнего своего и врага»; «Не убивай»; «Не прелюбодействуй»; «Не кради»; «Итак во всём. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
Сущность таких явлений как Бог, Библия, личность Иисуса Христа свидетельствует, что религия является мощным пластом мировой культуры. В древности (особенно на Востоке) философия и религия не разделялись. В Средние века философские идеи чаще всего облачались в религиозные одежды.
64
Общественное развитие, а с ним развитие философии и науки, привели к разделению философии и религии. В то же время в них нельзя не видеть определённого сходства. Тема Бога, как уже говорилось, не чужда философии, а в религиях всегда содержатся философские идеи. У философии и религии общая идея - непрерывность движения.
К основным библейским идеям философской значимости можно отнести монотеизм, теоцентризм, креационизм, а также веру, совесть, любовь и добрую волю, этику долга, духовность человека и другое. В чём, скажем, заключён философский смысл монотеизма, каковы его жизненные корни? Они - в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Аристотель называли божественным неличностное, например, космос. В Библии божественное есть сам Бог. Следовательно, монотеизм понимает субъективное глубже, чем в античности.
Согласно теоцентризму, источником бытия, блага и красоты выступает Бог. Теоцен-тризм, в сравнении с космоцентризмом древних эллинов, усиливает личностное начало.
Креационизм (от лат. creation - сотворение) учит: мир сотворён Богом из ничто. Философия: из Ничто невозможно сделать Нечто. Но в креационизме философия выделяет развитие идеи творения, творчества. У Аристотеля Бог созерцает себя, но не творит.
Библия ставит веру над интеллектом. Античные мыслители уравнивали разум с интеллектом, он считался враждебным вере. Веры бывают и несоответствующими истине, но важен факт их наличия и философского осмысления. Вера органична внутреннему миру личности. Философия Средних веков разработала проблематику веры.
Суть нравственности человека составляет совесть, через неё он связан с Богом. Слово «совесть» отсутствует в Ветхом Завете, встречается только в Новом Завете. Значит, понятие совести, благодаря которой человек открывает свою духовность, исповедуется, вошло в обиход через Библию.
Бог есть любовь. Познаёт Бога только любящий. Вера, надежда и любовь - главные ценности религии. Центральная среди них -любовь. В Библии символ любви - сердце -упоминается около тысячи раз. Дар Божий, любовь - это реализация совести, она имеет абсолютный характер: «любите врагов ваших». В религии, писал JI. Фейербах, нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению к человеку, особенно к чувству любви.
Христианство открыло и горизонт воли. Сократ полагал, что добро совершается по-
средством интеллекта. В христианстве же лишь тот человек соблюдает божественные заветы, который обладает доброй волей и за счёт собственных усилий исполняет желания и веления Бога.
В Древней Элладе считалось, что моральный закон или этика долга даны самой природой. Это добродетель, выступающая на стороне богов и человека. У христиан моральный закон даёт Бог. Христианская этика - долг перед Богом, человек ответственен перед Ним.
По античной философии, человек двухмерен, то есть обладает телом и душой. В соответствии со Священным Писанием, к телу и душе добавляется дух, духовность. Она свидетельствует о причастности к божественному посредством веры, надежды и любви.
Таким образом, жизненность заключённой в религии философии состоит в развитии личностного начала нового образа человека.
Человеческая жизнь должна строиться на основе нравственности, на основе этических принципов.
Как мировоззренческие системы, философия и религия самостоятельны. Но объективно они взаимосвязаны и взаимозависимы. Такое положение (с учётом научности философии) даёт возможность представления целостной картины мира, бытия. Кроме того, «в связке философия-религия обе стороны в одних случаях усиливают друг друга (например, в развитии обострённого этического отношения к миру), а в других - ослабляют (например, в различном понимании принципа абсолютной личности)». 13
Ценность религии особо значима в том, что через божественное она «высвечивает» этическую, нравственную суть человеческой личности, существеннейшей части бытия. Поэтому даже в обстановке сегодняшнего падения нравственности, религия, по мнению известного немецкого теолога Г. Кюнга, «имеет будущее».
В Древнем мире, на время Олимпийских игр, прекращались войны. А XXVIII Олимпиада прошла при непрекращающейся агрессии США в Ираке и разгуле терроризма во всём мире. С нравственной точки зрения человек деградирует. Но дело в том, что только человек может спасти цивилизацию. В недавнем времени главный раввин Израиля А.Штейнзальц (разрабатывал тему «социологического невежества») подчёркивал: «Чело-
13 Канке В.А. Философия. Исторический и систематический
курс: учебник для вузов / В.А. Канке. - М., 1998. -.с. (С.
289).
65
век - единственный носитель творческой воли в мироздании... Человек должен расти ... непрерывно. Он противостоит тенденции всего мира исчезнуть».14
Однако чтобы противостоять такой тенденции, философии и религии нужно найти почву для единения: религиозное учение следует оценивать как явление философское, актуальность которого очевидна. «Философия - это сверкающее облако, на которое ступил Христос, возносясь на небо» (А. Дю-ма-отец).
Религия и философия имеют актив тысячелетий в своём развитии. В их богатой истории найдётся немало взаимных обвинений, обид, «грубых споров, неоправданных крайностей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за философию, от имени религии и от имени философии. Вспомните хотя бы так называемые крестовые походы. Исповедующие насилие никогда, берём на себя смелость утверждать это, не были по-настоящему сведущими в религии и философии. Они всегда были невеждами. Невежество15 рядится в различные одежды. Его излюбленным приёмом является простое, упрощённое: «Да или нет? Отвечай! Третьего не дано».16-
Заметим, до казней и войн доводило тоже невежество. Ибо религия есть мировоззрение, одушевлённое верой в Бога. «...Не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам», - написал Н.В. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Религия способствует единению людей через любовь и добро. Действительная любовь к Богу, настоящая вера требует сообразовать жизнь человека с его верой и с тем, что он почитает. Религиозная вера обязывает к деятельному добру.
В нашей стране сейчас возводятся сотни храмов, многие люди повсюду берут в руки свечи, родители выстаивают многочасовые очереди, чтобы крестить чадо. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи и митрополитом Смоленским и Калининград-
14Начала разработки темы «социологического невежества» были положены Адином Штейнзальцем вместе с профессором Амосом Функенштейном (г. Беркли, США).Штейнзальц считает, что «социологическое невежество» создаётся обществом осознанно. Тем не менее, по Штейнзальцу, человеку предназначено предотвратить нравственную, а с ней и фактическую гибель человечества. Французский этнограф и социолог К. Леви-Строс видит спасение человечества в его гуманизации: «XXI век будет веком гуманитарных наук - или его не будет». А. Штейнзальцем был принят пост духовного наставника евреев России.
15 «Невежество не есть аргумент» (М.В. Ломоносов).
16Канке, В.А. Основы философии: учебник / В.А. Кенке. - М.,
1999. - с. (С.50 - 51).
ским, только в своей епархии открыл сто церквей и монастырей.
Когда видишь перед алтарём со свечой в руке вчерашнего атеиста, невольно думается: это, скорее, дань обрядности, чем признак подлинного религиозного возрождения в обществе. Ведь десятилетиями тоталитаризм сокрушал основы человеческого бытия, стремился задушить все конфессии, вытравить религиозное сознание, изменить саму природу человека, личности. 17Религиозность человека не заканчивается воскресным богослужением, она полностью захватывает его сердце, совесть, душу истановится делом служения людям. Процесс поиска Бога должен быть сопряжён с глубинным духовным опытом.
России внутренняя ценность
не в реставрации церквей,
Но чтобы в нравственность,
как в церковь, водили мы своих детей.
И всё же думается, сегодня можно говорить о востребованности христианства в российском обществе, как о тенденции. Это подтверждает, к примеру, издание 12-томной «Истории русской церкви». Ведь выдернув Церковь из истории Отечества, у нас саму историю рассыпали так, что она перестала складываться у человека во что-то единое, понятное. Скажем, по советскому учебнику истории, Дмитрий Донской, мальчишка, сидит на московском престоле, а все князья вокруг ждут и никто его не трогает. Кто же управлял страной, пока он был отроком? Или: без митрополита Макария («фигура умолчания») непонятен Иван Грозный. То есть вернуть Церковь в историю, означает вернуть саму историю, настоящую. Для этого надо было привлечь к работе над церковной тематикой светских учёных. Союз церковной науки и светской показал, что наука едина, потому что истина одна. Наука и религия становятся как бы дополняющими друг друга сторонами человеческой жизни. Но во что бы ни верил человек, он не может нормально жить в обществе, не соблюдая законов морали.
17В вопросах веры и религии большевики - «воинствующие безбожники». То есть они были не только атеистами, но и гонителями всякой веры в Бога. «Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам поэтому расстрелять, тем лучше» (Секретное письмо В.И. Ленина членам ЦК РКП(б) 19 марта 1922 г. // Известия ЦК КПСС. -1990. - №4. - С.192).
Продолжатели «ленинского дела» в нашей стране репрессировали 90% священнослужителей, уничтожили тысячи храмов. В церковь ходить было опасно.
66
В начале 2000-х стало очевидно, что требуется новый прорыв. Практический смысл обрела идея П. Флоренского, что в основе любой культуры лежит культ и чем дальше культура отходит от культа, тем больше теряет в своём внутреннем содержании. На телевидении прошёл и повторяется многосерийный фильм «Земное и небесное». В нём имеются кадры, наталкивающие на мысль, что вера может вернуться не просто в храмы, но и в общественное сознание народа.
Сегодня много говорится про объединяющую роль православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию. Более того, русская православная церковь (РПЦ) как общественный институт в последнее время демонстрирует активность, которой могут позавидовать другие институты нашего общества. Трудно переоценить её роль в поддержании единства национальной идентичности русских. РПЦ уже многие годы занята формированием общего ценностного базиса российской цивилизации. Это - «Русский мир», разделяющий общее ценностное пространство. Вот некоторые из этих ценностей: «религиозная вера и межрелигиозный мир, свобода и нравственность, самопожертвование ради других, крепкая семья, уважение старших, соборный совет и действие, творчество, трудолюбие, справедливость, любовь к Отечеству, забота об окружающем мире». Патриарх Кирилл считает, что преимущественная миссия России могла бы определяться как отстаивание правды в мире. При этом даётся расширенное понимание слова «правда», включающее в себя понятие истины, справедливости, праведности (Вопросы философии. - 2012. - №1. - С.4 - 5).
Всё это позволяет предположить, что православие может стать опорной силой возрождения традиционной русской духовности.
Роль религии в мире усиливается. Возрастает и роль философии религии с её множеством проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов, С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности / С.Ф. Ани-
симов // Вестник Моск. ун-та. Серия 7, философия. - 2002. - №1.
2. Бердяев, Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики/ Н.А. Бердяев. -
3. Гусейнов, А.А. Этика и мораль в современном мире / А.А. Гусейнов // Вестник Моск. ун-та. - 2001. - № 1.
4. Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 1996. - №2.
5. Ионов, И.Н. Парадоксы российской цивилизации / И.Н. Ионов// Общественные наукии современность. - 1997. - № 6. - С.
6. Маркова,Л.А. Наука и религия: проблемы границы / Л.А. Маркова. - СПб., 2000. -
7. Меликов, И.М. Творчество и духовный мир человека / И.М. Меликов // Вестник Моск. ун-та. - 2002. - №2.
8. Мотрошилова, Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов / Н.В. Мот-рошилова. - М.: ИФ РАН, «Канон», 2010.
9. Платонов, Г.В. Проблемы духовности личности / Г.В. Платонов, А.Ю. Косичев// Вестник Моск. ун-та. - 1998. - №4.
10. Разин, А.В. Ценностная ориентация и благо человека / А.В. Разин // Вестник Моск. унта. - 1996. - №1.
11. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М., 1992.
12. Степанянц, М.Т. Культура как гарант российской безопасности / М.Т. Степанянц// Вопросы философии. - 2012. - №1.
13. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина/ Л.Н. Столович. - М.,1994. -
14. Толстой, Л.Н. Извлечения из статьи «Царствие Божие внутри вас» / Л.Н. Толстой. -Хабаровск, 1991.
15. Трофимов, В.К. Душа русского народа: народно-историческая обусловленность и сущностные силы / В.К. Трофимов. - Екатеринбург, 1998.
16. Туган-Барановский, М.И.К лучшему будущему: сборник социально-философских произведений. - М., 1996.
17. Фрейд,З. Психоанализ.Религия. Культура / З. Фрейд. - М., 1993.
18. Фромм, Э. Догмат о Христе / Э. Фромм. -М., 1998
19. Шеманов, А.Ю. Самоиндентификация человека и культура. - А.Ю. Шеманов. - М., 2007.
20. Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В. Яковец. - М., 1997.
67