Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ ИНДИЙСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МАУЛАНЫ АБУЛ КАЛАМ АЗАДА'

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ ИНДИЙСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МАУЛАНЫ АБУЛ КАЛАМ АЗАДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАУЛАНА АБУЛ КАЛАМ АЗАД / РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / КОРАН / ИНДИЯ / MAULANA ABUL KALAM AZAD / RELIGION / ISLAM / KORAN / INDIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гепалов Александр Сергеевич

Первая половина XX века - это эпоха кризиса и крушения колониальной системы, становления национальных государств Азии и Африки. Во многих новообразованных государствах мусульмане составляли большинство или значительную часть населения, имели место тенденции отождествления этнической и религиозной идентичностей. Освободительное движение в Британской Индии, наряду с главным антиколониальным содержанием, дало один из примеров подобного тренда - всплеск мусульманского национализма под лозунгом признания уммы-общины отдельной нацией, увенчавшийся разделом страны и созданием двух новых государств. В этой связи значительный научный интерес представляют религиозно-философские взгляды индийских политиков, как сторонников единой секулярной страны, так и приверженцев идеи раздела. В настоящей статье автор ставит задачу дать анализ воззрений мусульманина по вере, выдающегося борца за независимость Индии Абул Калам Азада (1888-1958), крайне мало изученного в отечественной науке. Подлинный маулана - мусульманский ученый, один из лидеров ведущей политической партии страны Индийского национального конгресса (ИНК), соратник Ганди и Неру, какими религиозно-философскими мотивами руководствовался он? Статья основана на объективно-критическом анализе оригинальных источников. Азад родился в Мекке в 1888 г. В 1890 г. его семья переехала в Калькутту. В юности он получил традиционное мусульманское образование. В 1912 г. Азад вступил в крупнейшую партию Индии - Индийский национальный конгресс (ИНК). С 1920 г. непрерывно входил в состав высшего органа партии - Исполнительный комитет. Дважды избирался президентом Конгресса в 1923 и 1940 гг. С 1947 г. и до конца своих дней занимал пост министра просвещения Индии. Религиозное мировоззрение Азада являлось основой в его позиции по вопросам методов достижения Индией независимости, участия Индии во Второй мировой войне на стороне стран антигитлеровской коалиции, решения религиозно-общинной проблемы. Азад выступал за пересмотр исламского учения с опорой на Коран, призывал мусульман участвовать в национально-освободительной борьбе против метрополий, был сторонником секуляризации общественной жизни, призывал к терпимости в отношении других религий и признавал единство всего человечества. В статье, впервые в отечественной индологии, будет представлена позиция Азада по таким вопросам, как проблема толкования Корана, познание Бога, проявление Бога, отношение верующих к своим врагам, взгляд на христианство и другие религии, единство человечества, ислам и свобода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC VIEWS OF THE PROMINENT FIGURE OF THE INDIAN LIBERATION MOVEMENT MAULANA ABUL KALAM AZAD

The first half of the XX century is an era of crisis and collapse of the colonial system, the formation of national states in Asia and Africa. In many newly formed states, Muslims formed the majority or a significant part of the population, and there were tendencies to identify ethnic and religious identities. The liberation movement in British India, along with its main anti-colonial content, provided one example of such a trend - a surge of Muslim nationalism under the slogan of recognizing the Ummah community as a separate nation, culminating in the division of the country and the creation of two new states. In this regard, the religious and philosophical views of Indian politicians, both supporters of a single secular country and adherents of the idea of partition, are of considerable scientific interest. In this article, the author sets a task to analyze the views of a Muslim by faith, an outstanding fighter for the independence of India, Abul Kalam Azad (1888-1958), who is poorly studied in Russian science. A genuine Maulana Muslim scholar, one of the leaders of the country's leading political party, the Indian national Congress (INC), an associate of Gandhi and Nehru, what religious and philosophical motives guided him? The article is based on an objective and critical analysis of original sources. Azad was born in Mecca in 1888. In 1890, his family moved to Calcutta. In his youth, he received a traditional Muslim education. In 1912, Azad joined the largest party in India, the Indian national Congress (INC). Since 1920, he continuously was a member of the party's highest body, the Executive Committee. He was twice elected President of the Congress in 1923 and 1940. From 1947 to the end of his days, he served as the Minister of education of India. Azad's religious worldview was the basis for his position on the methods of achieving India's independence, India's participation in the Second World War on the side of the anti-Hitler coalition, and the solution of the religious and communal problems. Azad supported the revision of Islamic teachings based on the Koran, called on Muslims to participate in the national liberation struggle against the mother countries, was a proponent of secularization of public life, called for tolerance of other religions and recognized the unity of all humankind. Below, for the first time in Russian literature, Azad's position is be presented on such issues as the problem of interpretation of the Koran, the knowledge of God, the manifestation of God, the attitude of believers to their faiths, the view of Christianity and other religions, the unity of humanity, Islam and freedom.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ ИНДИЙСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МАУЛАНЫ АБУЛ КАЛАМ АЗАДА»

УДК 28

А. С. Гепалов

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДЕЯТЕЛЯ ИНДИИСКОГО ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ МАУЛАНЫ АБУЛ КАЛАМ АЗАДА

Первая половина XX века - это эпоха кризиса и крушения колониальной системы, становления национальных государств Азии и Африки. Во многих новообразованных государствах мусульмане составляли большинство или значительную часть населения, имели место тенденции отождествления этнической и религиозной идентичностей. Освободительное движение в Британской Индии, наряду с главным антиколониальным содержанием, дало один из примеров подобного тренда - всплеск мусульманского национализма под лозунгом признания уммы-общины отдельной нацией, увенчавшийся разделом страны и созданием двух новых государств. В этой связи значительный научный интерес представляют религиозно-философские взгляды индийских политиков, как сторонников единой се-кулярной страны, так и приверженцев идеи раздела. В настоящей статье автор ставит задачу дать анализ воззрений мусульманина по вере, выдающегося борца за независимость Индии Абул Калам Азада (1888-1958), крайне мало изученного в отечественной науке. Подлинный мау-лана - мусульманский ученый, один из лидеров ведущей политической партии страны Индийского национального конгресса (ИНК), соратник Ганди и Неру, какими религиозно-философскими мотивами руководствовался он? Статья основана на объективно-критическом анализе оригинальных источников.

Азад родился в Мекке в 1888 г. В 1890 г. его семья переехала в Калькутту. В юности он получил традиционное

мусульманское образование. В 1912 г. Азад вступил в крупнейшую партию Индии - Индийский национальный конгресс (ИНК). С 1920 г. непрерывно входил в состав высшего органа партии - Исполнительный комитет. Дважды избирался президентом Конгресса в 1923 и 1940 гг. С 1947 г. и до конца своих дней занимал пост министра просвещения Индии. Религиозное мировоззрение Азада являлось основой в его позиции по вопросам методов достижения Индией независимости, участия Индии во Второй мировой войне на стороне стран антигитлеровской коалиции, решения религиозно-общинной проблемы.

Азад выступал за пересмотр исламского учения с опорой на Коран, призывал мусульман участвовать в национально-освободительной борьбе против метрополий, был сторонником секуляризации общественной жизни, призывал к терпимости в отношении других религий и признавал единство всего человечества.

В статье, впервые в отечественной индологии, будет представлена позиция Азада по таким вопросам, как проблема толкования Корана, познание Бога, проявление Бога, отношение верующих к своим врагам, взгляд на христианство и другие религии, единство человечества, ислам и свобода.

Ключевые слова: маулана Абул Калам Азад, религия, ислам, Коран, Индия.

Alexander Gepalov

RELIGIOUS AND PHILOSOPHIC VIEWS OF THE PROMINENT FIGURE OF THE INDIAN LIBERATION MOVEMENT MAULANA ABUL KALAM AZAD

The first half of the XX century is an era of crisis and collapse of the colonial system, the formation of national states in Asia and Africa. In many newly formed states, Muslims formed the majority or a significant part of the population, and there were tendencies to identify ethnic and religious identities. The liberation movement in British India, along with its main anticolonial content, provided one example of such a trend - a surge of Muslim nationalism under the slogan of recognizing the Ummah community as a separate nation, culminating in the division of the country and the creation of two new states. In this regard, the religious and philosophical views of Indian politicians, both supporters of a single secular country and adherents of the idea of partition, are of considerable scientific interest. In this article, the author sets a task to analyze the views of a Muslim by faith, an outstanding fighter for the independence of India, Abul Kalam Azad (1888-1958), who is poorly studied in Russian science. A genuine Maulana Muslim scholar, one of the leaders of the country's leading political party, the Indian national Congress (INC), an associate of Gandhi and Nehru, what religious and philosophical motives guided him? The article is based on an objective and critical analysis of original sources.

Azad was born in Mecca in 1888. In 1890, his family moved to Calcutta. In his youth, he received a traditional Muslim

education. In 1912, Azad joined the largest party in India, the Indian national Congress (INC). Since 1920, he continuously was a member of the party's highest body, the Executive Committee. He was twice elected President of the Congress in 1923 and 1940. From 1947 to the end of his days, he served as the Minister of education of India. Azad's religious worldview was the basis for his position on the methods of achieving India's independence, India's participation in the Second World War on the side of the anti-Hitler coalition, and the solution of the religious and communal problems.

Azad supported the revision of Islamic teachings based on the Koran, called on Muslims to participate in the national liberation struggle against the mother countries, was a proponent of secularization of public life, called for tolerance of other religions and recognized the unity of all humankind.

Below, for the first time in Russian literature, Azad's position is be presented on such issues as the problem of interpretation of the Koran, the knowledge of God, the manifestation of God, the attitude of believers to their faiths, the view of Christianity and other religions, the unity of humanity, Islam and freedom.

Key words: Maulana Abul Kalam Azad, religion, Islam, Koran, India.

Сегодня всё чаще звучат голоса политиков и журналистов о грядущем противостоянии Запада и Востока, христианского и мусульманского миров. Связано это с событиями, происходящими на Ближнем Востоке: «Арабской весной», ростом влияния радикальных фундаменталистских организаций, миграцией населения в Западную и Центральную Европу.

В России свежи воспоминания Первой и Второй чеченских компаний, террористических актов, которые ассоциируются у большинства населения нашей страны с воинствующим исламом. Достаточно остро стоит проблема мигрантов из бывших Советских республик, большинство из которых являются носите-

лями мусульманской культуры. В этой ситуации политические элиты разных государств используют религиозные противоречия для достижения своих целей.

В наше время во избежание этнических и религиозных столкновений важно демонстрировать примеры терпимости людей одной конфессии по отношению к людям других религиозных взглядов. Таким примером может служить жизнь глубоко верующего мусульманина мауланы Абул Калам Азада (1888-1958 гг.). Данная статья посвящена религиозно-философскому учению Азада, его восприятию главных идей, изложенных в Коране, влиянию мусульманского реформаторства и иных идеологий на его религиозную концепцию.

Абул Калам Азад был одним из лидеров национально-освободительного движения в Индии (19151947 гг.). Его имя вспоминается потомками «как одного из великих борцов за свободу Индии» и «борца за интеллектуальное освобождение человека, ... борющегося против интеллектуального и религиозного мракобесия» [15, р. ix]. Современники отмечают, что Азад «был ученый, который оказался втянут в политику силой обстоятельств» [13, p. viii]. Выдающийся деятель освободительного движения Индии - Мо-хандас Карамчанд Ганди во вступлении к биографическим мемуарам, посвящённых Азаду, писал: «В знании ислама его никто не превзойдет. Он большой арабский ученый. Его национализм столь же крепок, как и его вера в ислам» [12, p. м]. Доктор философских наук, востоковед М. Т. Степанянц отмечает, что до сих пор российские ученые изображали Азада прежде всего, как политического деятеля, а его философские и социальные взгляды не получили должного изучения [16, р. 201]. Политические взгляды Азада логически вытекали из его религиозно-философских представлений. Религия была фундаментом, на котором строилось его мнение по таким ключевым вопросам истории Индии как методы достижения независимости, вопрос участия во Второй мировой войне, пути решения религиозно-общинной проблемы.

Азад происходил из старинного рода делийских исламских правоведов [8, с. 48]. В юности Абул Калам получил мусульманское образование «в духе старых традиций» [1, а 34]. Его отец - маулана Му-хаммад Хайрудин, не верил в западное образование и сначала обучал сына сам [1, с. 34-35]. Впоследствии маулана Хайрудин выбрал отдельных учителей - «самых известных учёных в каждой области знаний» [1, с. 35]. Абул Калам изучал персидский и арабский языки, философию, логику, геометрию, алгебру, географию, историю и исламское богословие. Курс, рассчитанный до 20-25 летнего возраста, он освоил к 16 годам.

Примерно в это время Азад «впервые столкнулся с произведениями» главного вдохновителя мусульманского национального движения в Индии Са-ида Ахмада-хана (1817-1898). Ахмад-хан выступал за необходимость получения мусульманами европейского типа образования. Познакомившись с его трудами Азад понял, что «в современном мире человек не может считаться образованным, если он не изучит современные науки, философию и литературу». Азад овладел английским языком и стал уделять много внимания дополнительному изучению истории и философии [1, а 35].

Саид Ахмад-хан был одним из главных идеологов религиозного реформаторства в исламе в XIX веке. З. И. Левин выделяет ряд признаков мусульманского реформаторства: 1) в центре внимания находился вопрос места человека в сотворённом Богом мире; 2) светское право признавалось наряду с божественным; 3) ислам становился религией разума; 4) у человека появлялась свободная воля в рамках божественного предопределения; 5) люди были равны перед Богом и законом [6, c. 98-100]. Сочинения Ахмад-хана заставили Азада переосмыслить религиозное учение: «старая ортодоксия начала казаться ему ограниченной, и даже вера в Бога и общепринятые догматы претерпели грубое потрясение». С этого времени в нём «рождается радикальный дух реформ и революции» [12, p. 17].

В возрасте около двадцати лет Азад совершил поездку по Ближнему Востоку, посетил Ирак, Сирию, Египет, Турцию. Позже побывал в Европе, во Франции. Познакомившись с арабскими и турецкими революционерами, он ещё раз убедился в необходимости участия индийских мусульман в национальной борьбе за свободу.

Его главным литературным трудом, в котором раскрывается взгляд на ислам, являются три тома, посвящённые толкованию Корана: «Введение» («Muqaddama-i-TafsTr»), «Комментарии» («TafsTr-al-Bayan»), «Толкование Корана» («The Tarjuman al-Qur'an»). Первым по «приоритету важности» Азад считал работу «Толкование Корана». По его собственному признанию этот труд «образует основу, на которой покоятся две другие работы» [10, p. xxxix] и представляет универсальность мусульманского учения [10, p. xi]. «Введение» подробнее излагало главные цели и идеи Корана. «Комментарии» были рассчитаны на ученых и предназначались для более детального изучения [10, p. xxvi].

Первое издание «Толкование Корана» увидело свет в 1930 г. Оно сразу привлекло внимание учёных Индии и за рубежом. Сам Азад рассматривал свою работу «как яркую веху в области исламской мысли» [15, p. ix]. Второе издание с изменениями было опубликовано в феврале 1945 г. Оба издания печатались на урду и были рассчитаны на мусульманское население Индии. На момент второго издания Азад находился в заключении в Ахмаднагарской крепости. Он понимал, что близится окончание Второй мировой войны и скоро предстоит заключительный этап борьбы за независимость Индии.

Основная политическая борьба должна была развернуться между партиями Мусульманская Лига (МЛ) и Индийский Национальный Конгресс. Конгресс -крупнейшая политическая партия, которая выступала за создание единой и независимой Индии. Лига пыталась позиционировать себя как единственную политическую силу, представляющую интересы всех мусульман Индии. Борьба за свободу осложнялась отсутствием единства между индусской и мусульманской общинами. Лидер МЛ Мухаммад Али Джинна, являлся сторонником «мусульманского национализма» [2, с. 188] и выступал за раздел Индии с образованием независимого государства Пакистан. Абул Калам Азад с 1940 по 1946 г. являлся президентом ИНК и был убеждённым сторонником единой Индии. Несомненно, Азад понимал, что его рели-

гиозно-философская концепция, изложенная в «Толкование Корана», должна способствовать установлению мирных связей среди различных конфессий и сохранению единой Индии. В 1958 г., уже после обретения Индией независимости, этот источник был переведён на английский язык.

Свою цель Азад видел в попытке представить Коран современному миру. Он обращал внимание на трудности, возникающие при изучении священной книги мусульман [10, р. ххх]. Им выделялось четырнадцать «препятствий на пути правильного понимания» Корана [10, р. ххх^:

1. Смысл Священной книги был передан языком, хорошо понятным первому поколению мусульман. Они получили простую мысль в доступной форме. Влияние римской и иранской цивилизаций породило интерес к «новизне и изобретательности», в результате чего «простота Корана постепенно теряла свое очарование». Попытки усложнить трактовку приводили ко всё большим заблуждениям. В последующие века подход к толкованию неизменно ухудшался. Комментаторы не в состоянии подняться до высот мысли Корана, «попытались низвести его до уровня своего собственного ума» [10, р. хххнхххп];

2. Первое поколение мусульман, общавшееся непосредственно с пророком Мухаммедом, понимало смысл учения лучше последующих поколений. Поэтому необходимо отдавать «предпочтение их толкованию, перед толкованием тех, кто пришёл после них и не имел преимущества тесного общения с пророком» [10, р. хххм];

3. Ислам обрастал преданиями и легендами, которые стали оказывать сильное влияние на умы мусульман и использовались при написании комментариев [10, р. xxxv];

4. Для пояснения смысла священных текстов, толкователи всё чаще стали обращаться к преданиям, собранным в более позднее время [10, р. xxxv];

5. Под влиянием греческой философии и логики «красота и привлекательность коранического метода аргументации и демонстрации его истинности были потеряны в сетях диалектических исследований» [10, р. xxxvi];

6. «Применение философии к Корану привело к появлению многочисленных диалектических терминов, в результате чего простые слова арабского языка стали наполняться новыми коннотациями» [10, р. xxxvi];

7. Как следствие такого отношения, появилась идея, что Священная книга мусульман должна поддерживать и одобрять каждое новое научное открытие [10, р. хх^^;

8. Коран имеет центральную тему и цели. Неправильное их понимание привело к появлению ложной трактовки и комментариев [10, р. xxxvii];

9. Первичным условием правильного понимания смысла священных текстов является наличие у комментатора правильного литературного вкуса, который со временем неуклонно ослабевал. Это приводило к неправильному пониманию терминов и идиом [10, р. xxxvii];

10. Толкование Корана мусульманами изменялось под воздействием исторической эпохи [10, р. xxxvii];

11. Период изысканий и исследований в области исламского учения завершился в IV веке хиджры. После этого практически каждый учёный, пытавшийся написать толкование, слепо следовал трактовке предшественников несмотря на то, что в них могли быть допущены ошибки [10, p. xxxvii—xxxviii];

12. Некомпетентность ученых в последующие периоды мусульманской истории позволяла процветать любой форме интерпретации Корана. Распространялись и были популярны те комментарии, которые не имели никакого отношения к трактовке текстов первыми толкователями [10, p. xxxviii];

13. Новые толкователи использовали компиляции исследований предшествующих учёных. Там, где предыдущие учёные предлагали различные интерпретации, составители новых неизменно выбирали «самую слабую», «не останавливаясь на подходящих или правильных толкованиях, с целью потворствовать господствующему вкусу» [10, p. xxxviii];

14. Лидеры различных течений ислама использовали стихи Корана для поддержания их раскольнических идей. Не желая довольствоваться ясным смыслом, они интерпретировали текст в соответствии со своими взглядами [10, p. xxxix].

Признавая, что любой «автор произведения является продуктом своего интеллектуального окружения», Азад пытался передать смысл Корана так, как его понимало первое поколение мусульман [10, p. xxxi]. Он пишет: «Я не могу сказать, насколько мне это удалось. Но я могу сказать с уверенностью, что я открыл новый путь для разумного» подхода к Корану» [10, p. xxxix].

«Толкование Корана» состоит из семи разделов: «Главное» («Sdrat-ul-Fätihä: Importance»), «Хвала Господу» («Praise of God: Hamd»), «Божественное провидение» («Divine Providence: Rububiyat»), «Божественное милосердие» («Divine Benevolence: Rahmat»), «Божественная справедливость» («Divine Justice: 'Adalat»), «Понятие Бога» («The Concept of God: Tawhïd»), «Божественное руководство» («Divine Guidance: Hidayat»). В рамках данной статьи не представляется возможным подробно рассмотреть каждый из разделов. Поэтому ниже будут представлены идеи, которые, по мнению автора статьи, являются наиболее важными.

Коран провозглашал единство Бога. Величайшая ошибка, по мнению Азада, которую совершил человек в трактовке понятия Бога, состояла в том, что он «рассматривал Бога как Бога не любви, а ужаса» [11, p. 8]. Цель человеческой жизни заключается в добродетельных мыслях и поступках, которые являются отражениями сущности Бога [11, p. 77].

Азад считал, что высший призыв Корана, это призыв к разуму человека и его способности размышлять [11, p. 139]. Познать Бога возможно через познание мира: «Изучение изобретения приводит ученика, ... непосредственно к самому изобретателю [11, p. 10]. Но полное познание Бога невозможно. Говоря о высшем знании, о Боге «самое большее, что человек может сказать . это просто признать глубину своего невежества о нём» [11, p. 16].

Маулана выделяет три основных «атрибута» Бога: провидение, милосердие и справедливость. Божественное провидение устроило мир таким образом, что главной его целью является поддержание и развитие жизни на Земле [11, p. 24].

Второй атрибут Бога - милосердие: «милость Божья требует, чтобы всё, что появляется на свет, было добрым и прекрасным» [11, р. 49]. Милосердие проявляется и в том, что Бог не сразу карает за совершённый злой поступок, он даёт время человеку исправиться и «загладить свою вину» [11, р. 68]. В Коране провозглашался принцип, согласно которому зло во всех его проявлениях обречено на неудачу, а добро - на успех [11, р. 71]. Возможность исправиться распространяется не только на отдельных людей, но и на целые нации [11, р. 72].

Бог не жесток, награда или наказание в этой жизни не зависят от «Божьего удовольствия или неудовольствия» [11, р. 92]. Всякое действие в этой жизни производит свойственный ему результат [11, р. 91]. Конечное воздаяние или конечный результат наших действий будет явным только в загробной жизни, а до тех пор действует закон милосердия: «жизненные возможности для комфорта и счастья предоставляются одинаково праведным и нечестивым [11, р. 72]. Награда или наказание при жизни не зависят от Божьего удовольствия или неудовольствия, «всякое воздаяние, награда или наказание - это прямая реакция на действие человека», «Бог доволен добрым поступком и недоволен злым» [11, р. 93].

Путь к спасению человека - это путь любви и милосердия [11, р. 81]. Но Коран не призывает человека любить своих врагов, он не «препятствует полному возмездию» за совершённое зло [11, р. 77] и допускает применение силы к тем, «кто умышленно преследовал последователей Корана и проявлял к ним жестокую враждебность» [11, р. 83]. При этом лучше и полезнее для человека «научиться прощать своих врагов», это позволит ему освободить ум «от ненависти и злобы» [11, р. 77].

Учение об отношении к врагу найдет своё применение в вопросе борьбы за независимость Индии и её участия во Второй мировой войне. В обоих случаях Азад допускал возможность применения силы. Он считал, что противопоставление насилия насилию полностью согласуется с естественными законами и обстоятельствами, при которых ислам допускает его применение. Абул Калам долгое время был сторонником ненасильственного метода достижения Индией независимости. До 1942 г. он был «убежден, что Индия не может добиться успеха с помощью оружия» [12, р. 56].

14 июля 1942 г. Рабочий комитет ИНК принял резолюцию «Прочь из Индии!». Конгресс призывал начать массовое движение неповиновения с целью заставить англичан уйти из Индии. Азад считал, что в складывавшихся обстоятельствах военного времени развернуть движение, основанное на принципе ненасилия, было невозможно [1, с. 129]. Движение могло достигнуть цели лишь в случае отказа от принципа ненасилия. По его мнению, только всеобщий саботаж мог «поставить англичан в безвыходное положение и вынудить их пойти на соглашение» [1, с. 130]. С 14 июля по 5 августа Азад встречался с руководителями провинциальных организаций Конгресса. Он разъяснял им, что в случае ареста лидеров ИНК «народ волен прибегнуть к любому методу - насилия или ненасилия - и всеми возможными средствами вести борьбу против правительственного гнёта» [1, с.136].

В период между двумя мировыми войнами в Индии остро стоял вопрос решения религиозно-общинной проблемы. В своём учении Азад пытался примирить отличия и противоречия, которые существовали между различными религиями. Он пытался найти и подчеркнуть то, что объединяло разные религиозные течения. Абул Калам отмечает, что в человеческой истории заметен эволюционный процесс всех религий: от антропоморфизма к свободе от него; от политеизма к монотеизму; от благоговения и ужаса перед Богом до понятия любви [11, р. 104]. При этом корень всех религий един. У каждой расы, страны и эпохи есть свой учитель и пророк, а основные принципы, которым они учат, одни и те же [11, р. 67-68]. Суть религии заключается в поклонении Единому Богу и правильном поведении [11, р. 70]. Цель всех религий привить человеку чувство неприязни к греху, а не к человеку, совершающему грех: «они повелевали нам ненавидеть грех; они не просили нас ненавидеть грешника» [11, р. 82]. «Терпимость - это единственный путь» [11, р. 71]. «Коран говорит, что долг каждого, кто желает идти по пути Божьему, не делать различия между разными пророками и между писаниями, верить в них одинаково и не отрицать ни одного» [11, р. 75].

Любопытно мнение Азада относительно христианства. Между учениями Корана и учением Христа нет никакого противоречия - считает он. Предписания Корана и Библии одинаковы. Христос пришёл в общество, в котором уже был установлен закон Моисея. Он принёс послание о любви, прощении и чистоте жизни, которое противопоставил «религиозному лицемерию», «внешнему соблюдению ритуалов и отсутствию морали» [11, р. 78-79]. Коран же представлял этику и закон одновременно [11, р. 82].

В своём учении Христос подчеркивал важность внутренней жизни по сравнению с внешней и пытался возродить для человека забытое, но вечное послание гуманности и любви [11, р. 79]. «Цель Христа состояла в том, чтобы привить человеку чувство любви, а вовсе не в том, чтобы установить закон против наказания за преступление». Она состояла в том, «чтобы позволить человеку основывать свои действия на любви и прибегать к наказанию или возмездию только в самом крайнем случае и только для исправления» [11, р. 81].

Азад выделяет три главные идеи, изложенные в Коране:

1. Единственное средство к спасению - это вера в единого Бога и добрые дела. Принадлежность человека к какой-либо определённой группе или религии не является определяющим фактором [11, р. 163]. «Спасение является результатом приверженности Богу и праведной жизни, и не зависит от расовой или групповой принадлежности, от соблюдения обычаев, ритуалов или церемоний [11, р. 181];

2. Коран «провозглашал единство религий» [11, р. 180]. «Главная цель религии состояла в том, чтобы сохранить единство человечества и никогда не способствовать его разъединению» [11, р. 182]. Открытая Богом истина едина для всего человечества [11, р. 163-164], все религии «богооткровенные» [11, р. 182]. «Существует духовный закон жизни, который регулирует и управляет жизнью человека, и этот закон один и тот же для всех» [11, р. 182];

3. Истинная религия - это поклонение «единому Богу без какого-либо посредничества» [11, р. 164].

Написанные Азадом комментарии Корана, высоко ценились даже теми, кто расходился с ним в социальных и политических взглядах. Глубокая ученость и критический ум мауланы были бесспорны не только среди мусульманских ученых и богословов в Индии, но и в других исламских странах [12, р. 6768]. Доктор Саид Абдул Латиф отмечает, что труды мауланы Абул Калам Азада «занимают прочное место в области исламского образования» [14, р. Сам Абул Калам Азад рассматривал свое достижение в толковании Корана «как отчетливую веху в области исламской мысли» [14, р. х].

Религиозно-философскую концепцию Азада органично дополняет его взгляд на понятия свободы и единства человечества. Они подробно описаны в его биографических мемуарах [12]. В представлении Азада ислам представляет собой совершенную систему свободы и демократии. Коран был послан Богом, чтобы вернуть человечеству свободу, которую у него отняли «монархи, чужеземные владычества, эгоистичные религиозные понтифики и могущественные секты». Ислам провозгласил, что никто, кроме Бога, не имеет права делать божьих созданий крепостными и рабами. Все люди равны, и их основные права одинаковы. Суверенитет Пророка ислама и Халифа был совершенной концепцией демократического равенства, и он мог сформироваться только при наличии свободной воли всего народа, единства, избирательного права и выборов. Вот почему суверен или президент республики подобен назначенному Халифу. Хилафат означает не что иное, как представительство, вся власть, которой обладает Халиф, состоит в его представительном характере, и он не имеет никакого господства за пределами этой представительной власти [12, р. 52].

Ислам устанавливает, как обязанность мусульман отказываться признавать власть даже Исламского правительства, если в нем не дается полная свобода воле и волеизъявлению нации. Истинный мусульманин должен либо сохранить свою свободу, либо принести себя в жертву. Никакой другой путь невозможен для него в соответствии с его религией [12, р. 54].

Многие проблемы понимания Корана, описанные Азадом, подтверждаются современными исследователями. Отечественный исламовед А. А. Игна-тенко в своей статье «Божественное» и человеческое в исламе» пишет о влиянии «греко-римского наследия», которое привело к ««европеизации» «исламского» мира». В VIII веке «из-за недоступности широко понимаемого социального и культурного контекста» Корана, «который оказался безвозвратно утраченным» его перестали понимать даже арабы. Изменение исторических условий и новое «углубленное» изучение придавало Корану новый смысл [4, с. 70-71].

В другой статье А. А. Игнатенко «Ислам в XXI веке: главные направления исследований» говорит о проблеме «исламостроительства» - создания идеологических, организационных и вероучительных конструкций, подстроенных под современные политические, социальные и экономические условия [5, с. 12]. В результате «исламостроительства» появляются

секты. Подобные секты могут заниматься террористической деятельностью, провоцировать межэтнические и межконфессиональные конфликты, создавать незаконные вооружённые формирования, внедрять «квази-государственных образований в зонах ослабленного государственного контроля за национальной территорией» [5, с. 24].

М. И. Билалов пишет о специфике исламской философии. По его мнению, её особенностями являются: «многовариантность, отказ от навязывания верующим единого мнения, от претензии на абсолютную истинность» [3, с. 29]. М. М. Марданшин считает, что «исламская цивилизация» предлагает правила поведения для всех людей, основанные «на вере в Единого Бога и Его заветы, взаимном уважении и гуманизме, взаимопомощи между людьми» [7, с. 196].

В конце Х1Х-ХХ вв. в исламском мире были популярны теории панисламизма и «мусульманского национализма». Сторонники панисламизма призывали к объединению мусульман всего мира. Теория «мусульманского национализма», предполагала создание суверенного мусульманского государства с мусульманским большинством населения. В Индии «мусульманскому национализму» противопоставлялся «индусский коммунализм». Обе теории утверждали правомерность существования двух самобытных наций, индусов и мусульман. При этом, ни одна из теорий не гарантировала права иноверцам и людям равнодушным к вере. В своём религиозно-философском учении маулана Абул Калам Азад предлагал путь решения этой проблемы - путь терпимости. Он говорил о возможности для мусульман жить в светском государстве, в котором будут сосуществовать представители разных религий (мусульмане, индусы, сикхи, христиане). Возможно, здесь сыграло роль объединительное начало панисламистской теории, сторонником которой Азад был в молодости. Азад демонстрирует что ислам - это религия свободы. Его учение открывало путь мусульманам Индии и всех стран для мирной жизни в любом государстве. Л.А. Черешнева в своей статье «Южноазиатский урок» отмечает, что в наше время значительно возрос уровень межконфессиональных противоречий. Наше время бросает вызов южноазиатам и всему человечеству в целом. В связи с чем «требуется прагматическая идеология и технология сохранения единства в многообразии» [9, с. 55]. Такой теорией может служить религиозно-философская концепция мауланы Абул Калам Азада.

Учение Абул Калам Азада вобрало в себя лучшие идеи своего времени: от коранитов он взял идею необходимости критического пересмотра исламского учения с опорой на главный источник - Коран; от мусульманского национализма идею необходимости участия индийских мусульман в борьбе за независимость Индии; от мусульманского реформаторства необходимость секуляризации общества; от панисламизма объединительную тенденцию, выходящую за рамки единства людей по национальному или религиозному признаку. Главными факторами единства человечества должны были служить вера в Единого Бога, необходимость праведной жизни и терпимость к другим конфессиям. Религиозно-философская концепция мауланы Абул Калам Азада может помочь при разрешении глобальных проблем, требующих усилия всего международного сообщества.

Источники и литература

1. Азад А. К. Индия добивается свободы. М.: Иностранная литература, 1961. 348 с.

2. Алиев А. А. Ислам и национализм (исламская парадигма в концепциях современной мусульманской государственности) // Россия и современный мир. №2. 2009. С.187-204.

3. Билалов М. И. Философия ислама о специфике исламской философии // Исламоведение. 2019. Т.10. №3. С.20-30.

4. Игнатенко А. А. «Божественное» и человеческое в исламе» // Исламоведение. 2009. №1. С.57-77.

5. Игнатенко А. А. Ислам в XXI веке: главные направления исследований // Исламоведение. 2010. №3. С.4-29.

6. Левин З. И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX-XX вв. М.: Восточная литература, 1993. 245 с.

7. Марданшин М. М. История ислама (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учебное пособие. Казань: ЯЗ, 2012. 225 с.

8. Степанянц М. Т. Опровергая стереотипы: Абул Калам Азад (1888-1958) // Ислам в современном мире. Том 14. 2018. №3. C.47-56.

9. Черешнева Л. А. Южноазиатский урок // Гуманитарные исследования центральной России. 2016. Вып. 1. С. 54-59.

10. Azad A. K. Preface to the First Edition of the Tarjuman Al-Qur'an // A.K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981. xxv-xliii p.

11. Azad A. K. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981. 254 p.

12. Desai M. Maulana Abul Kalam Azad. The President of the Indian National Congress. Agra: Shiva Lal Agarwala and Co., LTD. 1946. 146 p.

13. Kabir H. Introduction / Maulana Abul Kalam Azad. A Memorial Volume. Indian Council for Cultural Relations, New Delhi. 1959.

vii-viii p.

14. Latif S. A. Foreword to the translation / A.K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road. 1981. xiii-xxi p.

15. Mahmud S. Foreword / A.K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981, ix-xi p.

16. Stepanyants M. The Philosophical and Socio-Political Views of Maulana Abul Kalam Azad // Russia Looks at India. A Spectrum of Philosophical Views. New Delhi: Indian Council of Philosophical Research, 2010. 201 p.

References

1. Azad A. K. Indiya dobivaetsya svobody (India seeks freedom). Moscow: Foreign Literature publ., 1961. 348 p. (In Russian).

2. Aliev A. A. Islam i natsionalizm (islamskaya paradigma v kontseptsiyakh sovremennoi musul'manskoi gosudarstvennosti) (Islam and nationalism (Islamic paradigm in the concepts of modern Muslim statehood)) // Rossiya i sovremennyi mir. No. 2. 2009. P. 187-204. (In Russian).

3. Bilalov M. I. Filosofiya islama o spetsifike islamskoi filosofii (Philosophy of Islam about the specifics of Islamic philosophy) // Islamovedenie. 2019. Vol. 10. No. 3. P. 20-30. (In Russian).

4. Ignatenko A. A. «Bozhestvennoe» i chelovecheskoe v islame» («The «divine» and the human in Islam») // Islamo-vedenie. 2009. No. 1. P. 57-77. (In Russian).

5. Ignatenko A. A. Islam v XXI veke: glavnye napravleniya issledovanii (Islam in the twenty-first century: main research areas) // Islamovedenie. 2010. No. 3. P. 4-29. (In Russian).

6. Levin Z. I. Razvitie obshchestvennoi mysli na Vostoke. Kolonial'nyi period. XIX-XX vv. (Development of social thought in the East. Colonial period. XIX-XX centuries). M.: Oriental Literature publ., 1993. 245 p. (In Russian).

7. Mardanshin M. M. Istoriya islama (s uglublennym izucheniem isto-rii i kul'tury islama): Uchebnoe posobie (History of Islam (with an in-depth study of the history and culture of Islam): Textbook). Kazan': YaZ publ., 2012. 225 p. (In Russian).

8. Stepanyants M. T. Oprovergaya stereotipy: Abul Kalam Azad (1888-1958) (Refuting stereotypes: Abul Kalam Azad (18881958)) // Islam v sovremennom mire. 2018. Vol. 14. No. 3. P. 47-56. (In Russian).

9. Chereshneva L. A. Yuzhnoaziatskii urok (South Asian lesson) // Gumanitarnye issledovaniya tsentral'noi Rossii. 2016. Issue. 1. P. 54-59. (In Russian).

10. Azad A. K. Preface to the First Edition of the Tarjuman Al-Qur'an // A. K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981. xxv-xliii p.

11. Azad A. K. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981. 254 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Desai M. Maulana Abul Kalam Azad. The President of the Indian National Congress. Agra: Shiva Lal Agarwala and Co., LTD. 1946. 146 p.

13. Kabir H. Introduction / Maulana Abul Kalam Azad. A Memorial Volume. Indian Council for Cultural Relations, New Delhi. 1959.

vii-viii p.

14. Latif S. A. Foreword to the translation / A. K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road. 1981. xiii-xxi p.

15. Mahmud S. Foreword / A. K. Azad. The Tarjuman al-Koran. Vol. I. Edited and rendered into English by Dr. Syed Abdul, Latif., Hyderabad: Shadi Khana, King Kothi Road, 1981, ix-xi p.

16. Stepanyants M. The Philosophical and Socio-Political Views of Maulana Abul Kalam Azad // Russia Looks at India. A Spectrum of Philosophical Views. New Delhi: Indian Council of Philosophical Research, 2010. 201 p.

Сведения об авторе

Гепалов Александр Сергеевич - аспирант института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк) / museum48@mail.ru

Alexander Gepalov - postgraduate student of the Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan (Lipetsk) / museum48@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.