Научная статья на тему 'Особенности исламизации караханидов (IX - XI века)'

Особенности исламизации караханидов (IX - XI века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2832
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСЛАМИЗАЦИЯ / КАРЛУКИ / КАРАХАНИДЫ / КАШГАР / СЕМИРЕЧЬЕ / ВОСТОЧНЫЙ ТУРКЕСТАН / ХАЛИФАТ / DISTRIBUTION OF ISLAM / KARLUKS / QARAKHANIDS / KASHGAR / SEMIRECHIE / EASTERN TURKESTAN / CALIPHATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джамоли Самариддин Кудбиддинзаде

Рассматривается распространение ислама на землях карлуков на территории Семиречья и восточного Туркестана. После взятия Мавераннахра арабами указанные земли ими не были завоеваны, понадобилось двести лет для распространения ислама на эти территории. Карлуки как воинственное племя более двух веков противостояли армии арабо-мусульман. Мусульманские источники дают развернутые сведения о распространении ислама среди карлуков на востоке Сайхуна (Сирдаря), а также о противостоянии карлуков арабо-мусульманским войскам. Во второй половине XI в. земля карлуков была окончательно исламизирована. Этот процесс шел постепенно и разными путями: через миссионерскую деятельность купцов, политическую связь с саманидским государством, деятельность отдельных мусульманских проповедников. Он был сложным, противоречивым, часто сопровождался конфликтами, и это происходило до тех пор, пока не наступило преобладание исламской культуры над местными древними религиозными традициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ISLAMIZATION OF KARA-KHANID (IX - XI CENTURY)

The spread of Islam on the lands of the Karluks on the territory of the Semirechie and Eastern Turkestan is considered. After the capture of Maverannahr by the Arabs, these lands were not conquered by them, it took two hundred years for the spread of Islam to these territories. Karluks as a warlike tribe for more than two centuries confronted the army of Arab-Muslims. Muslim sources give detailed information about the spread of Islam among the Karluks in the east of Sayhoun (Sirdar), as well as the confrontation of the Karluks with the Arab-Muslim forces. In the second half of the XI century the land of the Karluks was finally islamized. This process proceeded gradually in various ways: through the missionary activity of merchants, political ties with the Samanid state, the activities of individual Muslim preachers. It was difficult, contradictory, often accompanied by conflicts, and it happened so long until it was the predominance of Islamic culture over local ancient religious traditions.

Текст научной работы на тему «Особенности исламизации караханидов (IX - XI века)»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 1

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

УДК 323:297 (575.3)

DOI 10.23683/0321-3056-2018-1-94-98

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМИЗАЦИИ КАРАХАНИДОВ

(IX - XI ВЕКА)

© 2018 г. С.К. Джамоли а

1 Курган-Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава, Курган-Тюбе, Таджикистан

FEATURES OF ISLAMIZATION OF KARA-KHANID (IX - XI CENTURY)

S.K. Jamoliа

а Khusraw Kurgan-Tube State University, Kurgan-Tube, Tajikistan

Джамоли Самариддин Кудбиддин-заде -аспирант,

кафедра истории таджикского народа, Курган-Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава, ул. Айни, 67, г. Курган-Тюбе, 735140, Таджикистан. Е-mail: Jamoli1@mail.ru

Samariddin K. Jamoli -Postgraduate,

Department of History of the Tajik People,

Khusraw Kurgan-Tube

State University,

Ayni St., 67, Kurgan-Tube,

735140, Tajikistan.

E-mail: Jamoli1@mail.ru

Рассматривается распространение ислама на землях карлуков на территории Семиречья и восточного Туркестана. После взятия Мавераннахра арабами указанные земли ими не были завоеваны, понадобилось двести лет для распространения ислама на эти территории. Карлуки как воинственное племя более двух веков противостояли армии арабо-мусульман. Мусульманские источники дают развернутые сведения о распространении ислама среди карлуков на востоке Сайхуна (Сирдаря), а также о противостоянии карлуков арабо -мусульманским войскам. Во второй половине XI в. земля карлуков была окончательно исламизирована. Этот процесс шел постепенно и разными путями: через миссионерскую деятельность купцов, политическую связь с са-манидским государством, деятельность отдельных мусульманских проповедников. Он был сложным, противоречивым, часто сопровождался конфликтами, и это происходило до тех пор, пока не наступило преобладание исламской культуры над местными древними религиозными традициями.

Ключевые слова: ислам, исламизация, карлуки, Караханиды, Кашгар, Семиречье, Восточный Туркестан, халифат.

The spread of Islam on the lands of the Karluks on the territory of the Semirechie and Eastern Turkestan is considered. After the capture of Maverannahr by the Arabs, these lands were not conquered by them, it took two hundred years for the spread of Islam to these territories. Karluks as a warlike tribe for more than two centuries confronted the army of Arab-Muslims. Muslim sources give detailed information about the spread of Islam among the Karluks in the east of Sayhoun (Sirdar), as well as the confrontation of the Karluks with the Arab-Muslim forces. In the second half of the XI century the land of the Karluks was finally islamized. This process proceeded gradually in various ways: through the missionary activity of merchants, political ties with the Samanid state, the activities of individual Muslim preachers. It was difficult, contradictory, often accompanied by conflicts, and it happened so long until it was the predominance of Islamic culture over local ancient religious traditions.

Keywords: distribution of Islam, Karluks, Qarakhanids, Kashgar, Semirechie, Eastern Turkestan, caliphate.

Исследование политики Хорасана и Мавераннахра в IX - XI вв. и рассмотрение их социально-экономического формирования не имеет смысла без учета религиозного фактора во всей его многогранности, двойственности и динамичности. Сегодня сведения об истории изучаемого пери-

ода стали более доступными, наступило благоприятное время для обстоятельного научного изучения событий IX - XI вв., объективного установления функций и влияния религии на политику и общественную жизнь указанного региона. Ислам внес коррективы в традиции и нравы насе-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

ления, а также изменил культурную жизнь Хорасана и Мавераннахра. Данный регион в Х в. представляется как территория, которая населена правоверными мусульманами. Этот период характерен проявлением и распространением ислама среди тюркских племён и коренной модификацией социальной жизни, а также как эпоха максимального расцвета культуры и религии Хорасана и Мавераннахра.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать особенность распространение ислама среди карлуков (караханидов) в контексте религиозно-политической ситуации.

Ислам среди тюркских племен (Семиречье, Восточный Туркестан), исповедовавших шаманизм, стал проникать только с 900 г., это сопряжено с миссионерской деятельностью мусульманских учёных, сопровождавших караваны. Во время правления аббасидского халифа Ал-Мук-тадир Биллаха важнейшим направлением его религиозной политики было оказание воздействия на принятие ислама тюрками. Несколько позже болгарские тюрки, уйгурский хан, исповедовавшие манихейство, хазарский хан, исповедующий иудаизм, обратились к Ал-Муктадир Биллаху с просьбой оказать содействие им мусульманского духовенства в принятии ислама. Халифом была отправлена делегация во главе с Ибн Фадланом [1].

Важность военной и политической деятельности тюркских племён в Иране и арабских странах явилась причиной принятия их на военные должности при дворе халифа, в Месопотамии и других исламских государствах. Укрепив свои военно-политические позиции, тюрки постепенно входят в руководящий состав армии Аббасид-ского халифата. Они стали занимать и правительственные должности. Этот процесс был явно заметен при халифате Муътасиме [2].

Воздействия Саманидского государства на исламизацию Караханидов. В конце IX в. в государстве Саманидов происходят междоусобные войны за овладение престолом. Отдельные исторические источники упоминают о побеге Насра ибн Мансура Саманида через Семиречье в Кашгар к правительственному двору карлук-ского повелителя Огулчака, потерпевшего неудачу в междоусобных распрях в конце IX в. Сам Огулчак не исповедовал мусульманскую религию. Но он принял выдворенного вождя саманидов [3]. Бывший государь Мавераннахра прибыл со своей свитой: в страну карлуков иммигрировала большая группа бухарцев, исповедовавших

ислам - это были приверженцы и родственники эмира.

Наравне с принятием ислама болгарскими тюрками основным событием в те времена считается принятие ислама в 960 г. многочисленными тюркскими племенами (более 20 000 шатров) во главе с Сатук Абдулкарим Богра-ханом. Впоследствии он стал нарекаться мусульманским именем Абдулкарем по прозвищу Харун Шахабудавла [4, 5]. Он основал первую мусуль-манско-тюркскую державу в Мавераннахре и стал первым караханидским государем, принявшим ислам. Этот процесс мирного перехода в ислам проходил главным образом через пропаганду и культурно-цивилизованное воздействие Саманидского государства.

Однако имело место и то, что хан Огулчак оказывал сопротивление исламизации своего народа, поэтому карлуки-мусульмане обращались за помощью к Саманидам. Источник сообщает: «Они призвали своих новых друзей по вере против неверующего великого кагана» [6].

Согласно преданию Алхаками Нишапури, о котором писал Самъани, мусульманские миссионеры прибывали к карлукам [7]. Факты позволяют признать, что огромная масса тюрков приняла исламскую религию в Караханидском государстве. И в этом деле главную роль сыграли среднеазиатские и иранские проповедники, отличавшиеся активностью и последовательностью в своей миссионерской деятельности. Они воспользовались и помощью со стороны тюркских правителей. Одним из них был Абу-л-Хасан Му-хаммад ибн Суфайн ал-Калимати - коренной житель Нишапура (северо-восточный Иран). Однако ал-Калимати оставил Иран в 951-952 гг. Некоторое время он живет в Бухаре, затем по приглашению переходит на службу к «хану ханов» (Сатуку), где впоследствии и умирает (примерно в 961 г.) [8]. По мнению В.В. Бартольда, а также отдельных современных исследователей, именно благодаря его влиянию караханиды приняли ислам [8, с. 316].

В трактате «Тазкираи Бугрохони» сообщается и о другом мусульманском ученом Абунасре Са-мани, он был направлен на распространение ислама среди карлуков в Кашгаре. Прибыв туда в качестве купца, Абунасре долгие 7 лет распространял ислам, умер он в 972 г. [9]. Абунаср ас-Самани был глубоко верующим мусульманином, утверждается, что однажды ему во сне является пророк Мухаммед, сообщивший о благоприятном известии: на него возложена почетная мис-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

сия воззвания в ислам Сатука в Туркестане - будущего борца за вероисповедание, но «пока в образе неверного». Пророк Мухаммед велел: «Восстань. Он родился. Иди и ищи». После этого обращения Абунаср Самани-ходжа направляется в Туркестан и встречает в Кашгаре Сатука [10].

Вполне допустимо, что наравне с саманид-ским принцем на убеждения Сатука значительное воздействие оказал и Калимати, живший при дворе тюркского кагана. По этому поводу Ибн Забир заявляет о присутствии другого религиозного мужа среди карлуков, что происходило до 949 г. По-видимому, его усердие и труд также способствовали принятию ислама карлуками [11].

Таким образом, именно стараниями потомков Сатука Бограхана исламская религия еще крепче укореняется среди тюрков. Во времена Мусы, сына Сатука, который унаследовал престол в 955 г., государственной религией каганата официально был провозглашен ислам. В период его правления жители Жетысу полностью приняли религию ислам. Сын Сатука Муса Арслан-хан имел почетный титул «Шихаб ад-дауля ва захир ад-да'ва» (Свет державы и опора призыва к вере). Исследователь О. Прицак указывает, что Муса постоянно вел религиозную борьбу с язычниками. Отзвуки об этом нашли свое отражение в песнях, которые собраны в «Диван-и лугат ат-турк» Махмуда Кашгари.

Шиитское духовенство и Караханиды. Наряду с суннитскими духовными миссионерами к карлукам присоединилось и шиитское духовенство. Шииты были настроены решительно к халифату и по этой причины преследовались властями и были вынуждены бежать в дальние края. Восток Мавераннахра считался более безопасным для шиитов, поэтому здесь, избегая преследования халифа, они могли заниматься распространением шиизма и вести соответствующие войны среди карлуков. Карлуки предоставили пристанище противникам халифата, а потому шииты, как радикально настроенные к халифу, также были приняты у карлуков. Пиком присутствия шиитов у карлуков можно считать приход Яхья ибн Абдуллы с 170 шиитами [12].

Симпатии карлуков к шиитам [13, с. 441-442], уважение к алавидским эмиссарам на земле кар-луков [14, с. 95-97], формирование шиизма в областях восточного Мавераннахра, а именно в Фергане [15, с. 2-3], расширенная деятельность исмаилитов в восточных областях [16, 17], нарекание именами шиитских имамов со стороны

карлукских ханов своих детей [18], а также невнимательность карлукских ханов к Аббасид-скому халифату, даже после образования государства, свидетельствует о том, что распространению исламской религии среди карлуков огромную роль могли сыграть шииты [8, 19, 20].

Территория карлуков на востоке Сайхуна в связи с его географическим расположением была недосягаема для арабов, что определяло распространение ислама ненасильственными средствами. Другая особенность - земля карлуков находилась на торговом пути между Ираном, Индией и Китаем, поэтому многие мусульманские купцы вынуждены были останавливаться здесь. Через взаимодействие с мусульманскими купцами карлукская степь ознакомилась с культурой ислама. Политические, дипломатические связи с мусульманскими правителями перемирие, предоставление убежища мусульманским оппозиционерам также способствовали распространению ислама среди карлуков. Наравне с суннитским течением ислама шииты как группа настроенная оппозиционно к Аббасидскому халифату преследовались и были вынуждены перемещаться к дальним областям, а у карлуков они нашли своих последователей и убежище для более спокойной жизни.

В итоге религиозные и торгово-экономические факторы привели к распространению ислама среди карлуков. Этому процессу способствовало принятие ислама Сатуком Абдулкари-мом Богра-ханом, а также целенаправленная религиозная политика его сыновей. Таким образом, Саманидское государство внесло огромный вклад в исламизацию тюркских племен, что стало основой для исламизации будущих тюркских государств.

Литература

1. Ихтияри Маъсума. Вступительный процесс тюрков в Иран (Преобразование и его итог) с начала и до конца Селджукидов. Исламский ун-т Азад, 1385. С. 41 (на персидском).

2. Байхаки Абуфадль. Таърихи Байхаки // Саид Нафиси. Санои. Тегеран, 1995. С. 3 (на персидском).

3. Материалы по истории Средней и Центральной Азии X - XIX вв. Ташкент: Изд-во ФАН Узбекской ССР, 1988. 413 с.

4. Ибн Асир Иззудд^н Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазири. Аль-камиль фи т-тарих / пер. Хамидреза Ожир. Асотир. Тегеран, 1383. С. 35-36 (на персидском).

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

5. История Казахстана в арабских источниках. Извлечения из сочинений XII - XVI веков. Т. 3. Ал-маты: Дайк-Пресс, 2006. 272 с.

6. Pritsak O. Von den Karluk zu den Karakhaniden // Studies in Medieval Euroasian History by O. Pritsak. London, 1981.

7. Самъани Абдулкарим ибни Мухаммад. Ал-ни-саб. Изучение Абдулла Умар Алборуди. Дор-ал-джа-нон. Бейрут, 1409. Т. 5. С. 89.

8. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Собр. соч. : в 9 т. М.: Наука, 1963. Т. 1. 763 с.

9. Тазкираи Бугрохони. С поправкой Мухаммад Мунири Олим. Центр исследование Ирана и Пакистана, Исламабад, 1374. Т. 1. С. 86-91 (на персидском).

10. Валиханов Ч.Ч. Самани // Собр. соч. : в 5 т. Т. 4. Алма-Ата : Гл. редакция Казахской сов. энциклопедии, 1985. 461 с.

11. Ибни Забир Кази Рашид. Захоир вал-тахаф. Хакака Мухаммад Хамидаллах. Матбаъа. Ал-хамка-муя. Кувейт, 1984. С. 140 (на персидском).

12. Хасани Ахмед ибн Ибрагим. Ал-масобех. Ах-бор ал-аъмат ал-зайдия. Исследование Вилфард Мод-лунаг. Дор-ал-нашр. Бейрут, 1987. С. 170 (на персидском).

13. Шихабуддин Абу Абдуллах Якут ибн Абдуллах аль-Хамави. Муджам аль-булдан. С поправкой Фердинанд Вастанфулд. Дор ас-содот. Бейрут, 1409. Т. 5. С. 441-442 (на персидском).

14. Паритсак Омелиян. Падение империи Огуз-Ябгу // Исторический исследовательский журнал / пер. Мухсен Рахмати. Изд. 4. Исламский университет Азад, 1385. С. 95-97 (на персидском).

15. Ибни Бобуя Абу Джафар Мухаммад ибн Али ас-Садук аль-Кумми. «Ман ла йахдуруху-ль-факих». Исследование Ал-саид Адмусави Алхуросон. Дор саъаб ва дор-ал-таъориф. Бейрут, 1410. Т. 1 (на персидском).

16. Абу Мансур Абдул-Кахир ибн Тс/хир аль-Багдади аль-Фарк бейна аль-фирак. Исследование и поправка Мухаммадзахид ибн Ал-Хасан ал- Кусари. Бито. Каир, 1367-1948 (на персидском).

17. Наджмуддин Абу Хафс Умар ибн Мухаммад ан-Насафи. ал-Канд фи тарих улама Самарканд. Исле-дование Юсуф Алхади. Письменное наследие. Тегеран, 1378. С. 47, 84, 533 (на персидском).

18. Davidovich E.A. The Karakhanids // History of civilizations of Central Asia. Vol 4. Part one / ed. by Asimov and Bosworth. UNESCO Publishing, 1998.

19. Абуль-Хусейн Хилал ибн аль-Мухассин ибн Абу Исхак Ибрахим ибн Хилал ибн Захрун ас-Саби аль-

Харрани. Китаб ал-вузара. Матба ал-бои ал-суйин. Бейрут, 1904 (на персидском).

20. Lane Poole Stanley, Catalogue of oriental Coins in the british Museum Printed By Order of Trustee. London, 1881 -1889. Vol. 2. P. 120.

References

1. Ikhtiyari Ma"suma. Vstupitel'nyi protsess tyurkov v Iran (Preobrazovanie i ego itog) s nachala i do kontsa Seldzhukidov [The Entrance Process of Turks in Iran (Transformation and its outcome) from the Beginning to the End of the Seljuks]. Islamskii un-t Azad, 1385, p. 41 (in Persian).

2. Baikhaki Abufadl'. [Tarihi of Baykhaki]. Said Nafisi. Sanoi [Sayid Nafisi. Sanoi]. Tegeran, 1995, p. 3 (in Persian).

3. Materialy po istorii Srednei i Tsentral'noi Azii X -XIX vv. [Materials on the History of Central Asia from the 10th to the 19th Centuries]. Tashkent: Izd-vo FAN Uzbek-skoi SSR, 1988, 413 p.

4. Ibn Asir Izzuddin Abul'-Khasan Ali ibn Mukhammad al'-Dzhaziri. Al'-kamil'fi t-tarikh [Ibn Asher Izzuddin Abul-Hasan Ali ibn Muhammad al-Jazeera. Al-Camille Fit T-Tar]. Tr. Khamidrez Ozhir. Asotir. Tegeran, 1383, pp. 35-36 (In Persian).

5. Istoriya Kazakhstana v arabskikh istochnikakh. Izvlecheniya iz sochinenii XII - XVI vekov [History of Kazakhstan in Arab Sources. Extracts from the Works of the XII - XVI Centuries]. Vol. 3. Almaty: Daik-Press, 2006, 272 p.

6. Pritsak O. Von den Karluk zu den Karakhaniden. Studies in Medieval Euroasian History / O. Pritsak. London, 1981.

7. Sam"ani Abdulkarim ibni Mukhammad. Al-nisab. Izuchenie Abdulla Umar Alborudi. Dor-al-dzhanon [Al-Nisab. The study of Abdullah Umar Alborudi. Dor al-janon]. Beirut, 1409, vol. 5, p. 89.

8. Bartol'd V.V. [Turkestan in the Era of the Mongol Invasion]. Sobr. soch. [Col. of works]: in 9 vol. Moscow: Nauka, 1963, vol. 1, 763 p.

9. Tazkirai Bugrokhoni. S popravkoi Mukhammad Muniri Olim [With the Amendment of Muhammad Muniri Olim]. Center for the Study of Iran and Pakistan, Islamabad, 1374, vol. 1, pp. 86-91 (in Persian).

10. Valikhanov Ch.Ch. [Samani]. Sobr. soch. [Col. of works]: in 5 vol. Vol. 4. Alma-Ata: Gl. redaktsiya Kazakh-skoi sov. entsiklopedii, 1985, 461 p.

11. Ibni Zabir Kazi Rashid. Zakhoir val-takhaf. Khakaka Mukhammad Khamidallakh. Matba"a. Al-khamkamuya [Zahoir val-tahaf. Hakakah Muhammad Hamidal Lah. Mat-baa. Al-hamkamuya]. Kuwait, 1984, p. 140 (in Persian).

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

12. Khasani Akhmed ibn Ibragim. Al-masobekh. Akh-bor al-a"mat al-zaidiya. Issledovanie Vilfard Modlunag. Dor-al-nashr [Al-Masobeh. Ahbor al-aamat al-Zaydiya. Research Wilfard Modlunag. Dor al-Nashir]. Beirut, 1987, p. 170 (in Persian).

13. Shikhabuddin Abu Abdullakh Yakut ibn Ab-dullakh al'-Khamavi. Mudzham al'-buldan. S popravkoi Ferdinand Vastanfuld. Dor as-sodot [Mujam al-Buldan. With the amendment Ferdinand Vastanfeld. Dor As Sodot]. Beirut, 1409, vol. 5, pp. 441-442 (in Persian).

14. Paritsak Omeliyan. Padenie imperii Oguz-Yabgu [Collapse of Empire of Oguz-Yabgu]. Istoricheskii issle-dovatel'skii zhurnal / tr. Mukhsen Rakhmati. Ed. 4. Is-lamskii universitet Azad, 1385, pp. 95-97 (in Persian).

15. Ibni Bobuya Abu Dzhafar Mukhammad ibn Ali as-Saduk al'-Kummi. «Man la iakhdurukhu-l'-fakikh». Research Al-said Admusavi Alkhuroson. Dor sa"ab va dor-al-ta"orif ["Man la yahduruhu-l-faqih." The study of Al-Said Admusavi Alhuroson. Dor sa'ab wa Dor-al-taorif]. Beirut, 1410, vol. 1 (in Persian).

2018. No. 1

16. Abu Mansür Abdul-Kakhir ibn Takhir al'-Bagdadi al'-Fark beina al'-firak. Issledovanie i popravka Mukham-madzakhid ibn Al-Khasan al-Kusari [Research and amendment Muhammadzhahid ibn al-Hasan al-Kusari]. Bito. Kair, 1367-1948 (in Persian).

17. Nadzhmuddin Abu Khafs Umar ibn Mukhammad an-Nasafi. al-Kand fi tarikh ulama Samarkand. Isledo-vanie Yusuf Alkhadi. Pis'mennoe nasledie [al-Kand fi tari Ulama Samarkand. Exploration of Yusuf Alhadi. Written heritage]. Tegeran, 1378, pp. 47, 84, 533 (in Persian).

18. Davidovich E.A. The Karakhanids. History of civilizations of Central Asia. Vol. 4. Part one / ed. by Asimov and Bosworth. UNESCO Publishing, 1998.

19. Abul'-Khusein Khilal ibn al'-Mukhassin ibn Abu Iskhak Ibrakhim ibn Khilal ibn Zakhrun as-Sabi al'-Khar-rani. Kitab al-vuzara. Matba al-boi al-suiin [Kitab al-Husar. Matba al-bobi al-suiyin]. Beirut, 1904 (in Persian).

20. Lane Poole Stanley. Catalogue of oriental Coins in the british Museum Printed By Order of Trustee. London, 1881-1889, vol. 2, p. 120.

Поступила в редакцию / Received 20 января 2018 г. / January 20, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.