УДК 270:129(09)(471.23-89)
DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17825
Диакон Валерий Васильев, преподаватель Костромской духовной семинарии
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ В ПЕТЕРБУРГЕ 1901-1903 гг.
В данной статье повествуется о диалоге между философами, светскими общественными деятелями Серебряного века Русской культуры с одной стороны и представителями Русской Православной Церкви с другой; предпосылках и причинах проведения религиозно-философских собраний.
Ключевые слова: Религиозно-философские собрания, Серебряный век Русской культуры, журнал «Новый путь».
«Надломленная в сознании своей достаточности для себя, интеллигенция находится теперь в состоянии духовного обнищания и чувствует, что просвещение её тщетно, что она перестаёт быть силою и обществом.
Люди эти впадают в то страшное одиночество, из которого не может извлечь никакая «идея», никакая просто человеческая сила. А так как ко Христу и Церкви можно прийти лишь, обнищавши духом, - «блаженны нищие духом», - то теперь больше, чем когда-либо, сердце русской интеллигенции готово раскрыться на призыв к вере во Христа Спасителя и, уверовав, возродиться и принять от Него новые одарения».
В. А. Тернавцев
С ноября 1901 по апрель 1903 года в Петербурге состоялся ряд беспрецедентных для истории русской религиозно-философской мысли встреч представителей интеллигенции с духовенством и профессорско-преподавательской корпорацией столичных духовных школ рубежа веков. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), с разрешения обер-прокурора Святейшего правительствующего Синода, К. П. Победоносцева, и благодаря инициативе русских философов начала XX века: Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанова и др., - в зале Русского Географического общества Петербурга проходит 22 встречи, построенных в форме диалога.
Диакон
Валерий Васильев
«В особом отделе журнала «Новый путь» будут помещаться записки петербургских Религиозно-философских собраний под редакцией их ближайших участников и руководителей. Собрания эти возникли в среде лиц светского и духовного образования в целях живого обмена мыслями по вопросам веры в историческом, философском и общественном освещении. Необходимость подобных собраний объяснялась возрастающим вниманием нашего общества к религиозным темам. Но препятствием к желательной работе в этом направлении являлась, между прочим, давняя исторически-установив-шаяся разобщенность духовенства и светских людей, а также разобщенность духовной и светской печати. Смягчение и возможное устранение этого отчуждения представляет одну из главных целей собраний»1, - такими словами в журнале «Новый Путь» открывается повествование о работе религиозно-философских собраний. Начало ХХ века было временем, когда общество переживало серьезный мировоззренческий кризис: среди студенческой молодежи и творческой интеллигенции Российской империи было много тех, кто переживал состояние внутреннего сомнения, конфликта, впадал в состояние безверия. Как впоследствии выразится Н. Бердяев: «Этот духовный кризис был связан с разложением целостности революционного интеллигентского миросозерцания»2. Для разрешения разногласий требовались широкие общественные дискуссии, обсуждение сложившегося положения дел. В это время перед Церковью также стояла сложная задача, ей было необходимо стать доступнее для общества. Доступность не должна была стать обновленческой реформацией, как показал опыт последующих лет: «...попытка реформации Православия, приспособления его к реалиям XX века, при крайне экстремальных внешних обстоятельствах закончилась неудачей»3. Первый доклад, призванный задать тон последующим прениям сторон, прочитанный В. А. Тернавцевым на собраниях, именовался «Русская Церковь пред великою задачей».
Важнейшая цель организующихся встреч представлялась их инициаторам в виде грядущего религиозного, духовного, нравственного становления России. Такому возрождению должно было предшествовать «открытие дверей» Русской православной церкви, ее готовность к рассмотрению и решению насущных вопросов жизни общества.
Компетентность сторон - первое по важности условие сближения тех, кто собрался дискутировать в малом зале Географического общества на Фонтанке. «В собраниях участвуют лица духовные, светские, без преобладания той или другой стороны. Беседы ведутся в условиях совершенной терпимости, и все высказанные взгляды, независимо от их религиозного и фило-
1 Предисловие. Записки Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге // Новый путь. -СПб., 1903. - №1. - С. 213.
2 Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути») // «Путь», №49 октябрь-декабрь, 1935. - С.4.
3 Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. - СПб.: изд. Нестор, 1999. - С.3.
Костромская духовная семинария
Ипатьевский вестник. № 1-2 (7-8), 2019
софского содержания, пользуются одинаковыми правами обсуждения»1. Со стороны Русской Православной Церкви в собраниях приняли участие представители богословской науки начала XX века во главе с ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, архиепископом Ямбургским Сергием (Страгородским).
К этому времени в Российской империи созрел тип светского мыслителя, рассуждающего на религиозные темы, и определились формы так называемого свободного богословствования. Философам Серебряного века предстояло словесно выразить ту меру необходимой дистанции от догмата и канона, с которой можно говорить о творчестве в их пределах.
Позже этот новый тип практического диалога (или практической полифонии) получил свое название — «философская критика». По свидетельству Н. А. Бердяева: «Появился тип критики философской и даже религиозно-философской, наряду с критикой эстетической и импрессионистической»2. Стало возможным общественно-религиозную проблематику ставить в терминах эстетики, а эстетическую — в богословских. Независимо от дальнейшей судьбы этого жанра, следует признать его кардинальное значение для всей русской культуры: он оказался тем единственным полем взаимопонимания, в котором проблемы не только ставятся и обсуждаются, но и решаются. Само появление такого диалога ещё полвека назад мыслилось с трудом: «Во вторую половину XIX века в России формируется душевный тип интеллигенции, в котором вся религиозная энергия, присущая русскому народу, была направлена на социальность («Социальность, социальность или смерть» - восклицал Белинский) и на дело революции, а духовность должна быть целиком растворена в социальной борьбе, в служении освобождению и благу народа»3. Представители интеллигенции начала ХХ века стали готовы не только обсуждать церковные догматы, но предлагать свои концепции развития религиозного мировоззрения.
Исследование протоколов религиозно-философских собраний представляет интерес по ряду причин: оно позволит раскрыть особенности философских исканий или «нового религиозного сознания» — идеологии интеллигенции, обратившейся на рубеже XIX-XX веков к религии; понять причины этого обращения; выявить те проблемы, которые волновали русское общество и получили отражение в дискуссиях на собраниях; показать отношение общества к такого рода прениям. Вопрос о диалоге между церковью и миром светского сознания и теперь, спустя более 100 лет после собраний, является актуальным.
Оценку этим встречам можно дать только после анализа докладов и протоколов словесных прений, опубликованных в журнале «Новый Путь». Всякое новое явление общественной жизни является многогранным, особенно, если
1 Предисловие. Записки Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге., цит. соч. - С. 213.
2 Бердяев Н.А. Русский духовный ренессанс начала ХХ века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути»), цит. соч. - С.8.
3 Бердяев Н. А. Русский духовный ренессанс начала ХХ века и журнал «Путь» (К десятилетию «Пути»), цит. соч. - С.4.
оно непосредственно связано с полемикой разных социальных групп. Религиозно-философские собрания породили живой общественный интерес к поставленным на них вопросам. После запрета на проведение заседаний в Петербурге, Москве, Киеве организуются религиозно-философские общества, продолжающие всестороннюю разработку вопросов религии и философии.
Deacon Valery Vasiliev, Kostroma Theological Seminary, teacher
RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL MEETINGS IN ST. PETERSBURG IN 1901-1903
This article informs of the dialogue between philosophers, Russian Culture Silver Age secular public figures on the one hand and Russian Orthodox Church representatives on the other. It also involves prerequisites and reasons for Religious-philosophical meetings.