Научная статья на тему 'Религиозная толерантность жителей г. Читы'

Религиозная толерантность жителей г. Читы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жуков Артем Вадимович, Зубакова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозная толерантность жителей г. Читы»

8 Харченко Л.Н. Православная церковь в культурном развитии Сибири: (вторая половина XIX - февраль 1917г.): очерк истории.- СПб., 2005; 510 с.

Жуков Артем Вадимович Зубакова Наталья Сергеевна Читинский государственный университет

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ г. ЧИТЫ

Одним из важнейших процессов происходящих в современном мире является глобализация, которая несет в себе как положительные тенденции, подобные интеграции мирового хозяйства, так и отрицательные, такие, к примеру, как дезинтеграция социально-культурной жизни. С одной стороны нашу жизнь охватывают глобальный технологии и достижения, а с другой стороны — мы видим, как в обществе происходит разделения — по стратам, по этническому и религиозному признакам. Человек старается защитить себя и чтобы не раствориться в глобальном старается найти более узкий круг взаимодействия. Одной из форм такого поиска самобытности в глобальном митре является обращение к религии. Религиозное многообразие сегодняшнего мира ставит множество проблем и задач не только перед учеными, но и перед самими верующими, поскольку свобода исповедания какой-либо религии влечет за собой такие отрицательные тенденции, как религиозная нетерпимость. Религиозная рознь, религиозный экстремизм, религиозные конфликты. На сегодняшнем этапе развития как России в целом, так и отдельных ее регионов важным выступает понятие толерантности в отношениях к представителям разных религиозных организаций, как традиционных для России, так и нетрадиционных.

На сегодняшний день можно выделить четыре способа понимания толерантности:

Первый — толерантность как безразличие — предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур и т.д.).

Второй — толерантность как невозможность взаимопонимания — ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать.

Третий — толерантность как снисхождение — подразумевает привилегированное положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать.

Четвертый — терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог, что позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в процессе критического диалога.

На наш взгляд обращаясь к термину толерантность в первую очередь нужно подчеркнуть, что это способность к диалогу, которая достигается в процессе познания мира и себя, что возможно лишь при наличии Другого. Толерантность есть способ видеть в другом себе подобного, в иной культуре — сущность, не форму, а это значит - - подобие своей культуры. Позиция толерантности — это позиция приобщения, не взгляд свысока, а взгляд сверху, взгляд внимающего, а не смотрящего, не видя. В этом смысле толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, обычае, традиций нашего мира.

Как подчеркивает В.И. Королев «толерантность» сама по себе — понятие чисто светское, и говорить о толерантности в религии крайне сложно, поскольку толерантность предполагает не только терпимость по отношению к другому, но и признание равных с ним прав. Принцип толерантности основан не только на уважении ко взглядам другого, но и на восприятии этого другого как равного себе. Но это ни в коей мере не может значить для религиозного человека признания и восприятия чужой веры как равноправной своей собственной. Для верующего его религия является единственно верной и истинной, и, естественно, другая религия ложна или, по крайней мере, не обладает всей полнотой истины». Основой толерантных отношений может быть лишь отказ от насилия для распространения своей веры и борьбы с другими исповеданиями.

В России регулярно проводятся исследования касающиеся религиозности населения под руководством М.П. Мчедлова. В рамках исследования предлагались вопросы, позволяющие полнее раскрыть взгляды опрашиваемых на роль религии в национальной жизни. Перечисляя причины, способствующие разобщению людей разных национальностей, лишь 2,7% назвали межрелигиозные противоречия. Остальные указали на ухудшение экономического положения — 46,7%, ошибки в национальной политике — 28,4%, низкую культуру национального общения— 17,5%. Состояние конфессиональных симпатий и антипатий, как известно, связано с отношением к той или иной нации. Наиболее толерантно население относится к православию (положительно — 76%, отрицательно — 2%) и буддизму (соответственно 34 и 3%). Наименее — к исламу (положительно

— 35%, отрицательно — 9%) и иудаизму (соответственно 24 и 7%). В регионах, где проводились опросы, высоким уровнем терпимости практически ко всем конфессиям характеризуются Татарстан, Нижегородская и Омская области, являющиеся довольно сложными по

этническому составу и многоконфессиональными. В вероисповедных группах самая большая степень негативного отношения к другим конфессиям присуща католикам: 87% — к исламу, 84% — к

протестантизму, 75% — к православию, 25% — к иудаизму. Среди профессиональных групп наибольшую нетерпимость демонстрируют служащие, военные, пенсионеры, студенты и школьники. А вот явную толерантность обнаружили бизнесмены, работники науки и культуры.

Достаточно объективным показателем межконфессионального климата служит отношение к вступлению в брак с лицом другого вероисповедания. В результате опросов выяснилось, что добрая половина респондентов благоволит таким бракам, около 1/4 противится им и примерно столько же выражает безразличие. Среди верующих процент отрицательно оценивающих подобные акции (37%) значительно выше, чем в группах колеблющихся (15%), неверующих (6%) и атеистов (3%). Всех терпимее в этом смысле католики — 91%, затем буддисты — 75%. Негативное восприятие брака между людьми разных вероисповеданий, проявляемое большинством мусульман. (55%), во многом объясняется вероучительными установками, запрещающими женщине-мусульманке выходить замуж за иноверца.

В декабре 2006 года Лабораторией этнографических и этнологических исследований ЧитГУ проводилось исследование религиозной ситуации в г. Чите. Исследование носило разведывательный характер. Выборка осуществлена методом случайного отбора. Выборка составила 250 человек. В Чите представлены организации, относящиеся к следующим направлениям православие, пятидесятничество, баптизм, старообрядчество, иудаизм, ислам, буддизм, Свидетели Иеговы, лютеранство, католицизм, Новоапостольская церковь, адвентизм, Веры Бахай, вайшнавизм, шаманизм

Целью исследования является изучение конфессионального поля г.Читы, с последующим сравнительным анализом с исследованиями проводимыми в 2003 и 2005 годах по всей территории Читинской области. Необходимо подчеркнуть, что часть инструментария исследования была использована из опросника составленного Мчедловым М.П., который проводит исследования религиозной ситуации по России и авторами работы «Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье», проводивших исследование по Читинской области. Часть же вопросов была включена в опросник впервые Лабораторией этнологических исследований.

Для градирования респондентов по их отношению к какой-либо вере был задан следующий вопрос: «К какому разряду людей Вы себя можете отнести». Как видно из приведенной таблицы полученные данные по г. Чите радикально не отличаются от ситуации по области. Процент верующих в

г.Чите как и в целом по области держится в интервале от 45% до 55%, что является показателем того, что как в области, так и в областном центре доля верующих составляет некий стабильный фон, несмотря на то, что по области к 2005 году произошло снижение доли верующего населения. Наряду с увеличением числа верующих происходит уменьшение доли колеблющихся по сравнению с 2005 годом, хотя и незначительно. Необходимо отметить, что число верующих также как и число колеблющихся изменяется в разные годы, однако мы видим определенную тенденцию к снижению доли неверующих примерно на 2% в год.

На вопрос о принадлежности к определенной религии ответы распределились следующим образом:

Отношение к вере 2003 г., данные по Читинской области 2005 г., данные по Читинской области 2006 г., данные по г.Чите

Верующие 52.2% Л6.8% 53.2%

Колеблющиеся 26% 33,3% 32.8%

Неверующие 20.4% 16% 14%

Определение конфессиональной принадлежности свидетельствует о широком распространении в Читинской области и г.Чите двух мировых религий православия и буддизма. Однако необходимо отметить, что процент православных верующих по г.Чите гораздо выше (на 10%), чем по области, а процент буддистов ниже по сравнению с данными 2003 года на 2,5%, а с данными 2005 года на 4,2%. На наш взгляд такой разброс данных о буддистах связан с тем, что при изучении конфессионального поля в области в 2003 году, опрос охватил 4 района (Агинский, Борзя, Дульдургинский и Хилок) компактного проживания бурят в области.

Необходимо отметить, что остальные религии представлены небольшим количеством верующих, процентное соотношение которых как по области, так и по г.Чите не достигает и 5%. Но

2003, данные по Читинской области 2005, данные по Читинской области 2006, данные по г.Чите

Православию 53,1% 58,5% 68,8%

Буддизму 9.3% 11% 6,8%

Католичеству 0.8% 1,4% 3,2%

Исламу 1.1% 1,6% 0,8%

Иудаизму 0.3% 1,4% 1,2%

Баптизму 0.7% 0,5% 0%

Пятидесятникам 0.2% 0,5% 0,4%

Шаманизм 0% 0,8% 0,4%

Свидетели Иеговы 0% 0,3% 0%

Другое 1,7% 0% 0%

Не указано 32.8% 24% 18,4%

при этом к 7 названным вероисповеданиям и к графе «Другое» себя отнесли: в 2003 году - 4,8%, в 2005 году — уже 6,5%, что говорит об увеличении в области доли других религиозных течений, которые представлены достаточно большим количеством религиозных организаций как по области, так и в городе. В г. Чите в 2006 году себя отнесли к другим вероисповеданиям — 6%. Необходимо также подчеркнуть, что в г.Чите по сравнению с областью процент верующих католиков почти в 2 раза выше чем в области, на наш: взгляд это обусловлено существованием в г. Чите официально зарегистрированной Римско-католической церкви.

Одной из задач исследования проводимого в декабре 2006 года в г. Чите была необходимость выяснить насколько толерантно и лояльно население к различным религиозным организациям на территории города.

Симпатии населения г. Читы к тем или иным организациям градировались следующим образом: «полное доверие и симпатия», «частичное доверие и симпатия», «не доверие». Полное доверие и симпатия к православию составляет — 66,8 %; пятидесятничество — 0,8%; баптизм — 0,4%; старообрядчество — 6,8%; Свидетели Иеговы — 0,4%; лютеранство - 1,6%; католичество — 5,2%; новоапостольская церковь — 0,4%; адвентизм — 0,4%; бахай — 0,4%; вайшнавизм — 2%; буддизм — 26,4%; ислам — 12,4%; иудаизм — 7,6%; шаманизм — 7,6%. В графе частично доверяю и симпатизирую православие получило 20 %; пятидесятничество — 4%; баптизм — 4,8%; старообрядчество — 35,6%; Свидетели Иеговы — 4,8%; лютеранство — 9,2%; католичество — 34,8%; новоапостольская церковь — 6,8%; адвентизм — 0,8%; бахай — 2,8%; вайшнавизм — 12%; буддизм — 38,4%; ислам — 33,2%; иудаизм — 24,4%; шаманизм — 27,6%. Не доверие составляет следующий процент православию 3,6%; пятидесятничество — 51,2%; баптизм — 60%; старообрядчество — 29,6%; Свидетели Иеговы — 53,6%; лютеранство — 40%; католичество — 34%; новоапостольская церковь

— 38%; адвентизм — 45,2%; бахай — 34%; вайшнавизм — 47,2%; буддизм — 19,2%; ислам — 37,6%; иудаизм — 47,2%; шаманизм — 41,6%.

Как видно большим доверием и симпатией пользуются православие и буддизм. Кроме того, процент доверяющих и симпатизирующих этим направлениям в г.Чите гораздо выше, чем по области (почти в 2 раза), в области же по данным 2003 и 2005 года эти направления приобретают все большее доверие. Отношение к старообрядчеству и католичеству, которые

241

были примерно одинаково представлены в обеих категориях и здесь попадают в две графы «частично доверяю» и «не доверяю».

Отнесенные же к традиционным иудаизм и ислам не имеют полного доверия и симпатии и находятся практически на од ном уровне со старообрядчеством и католицизмом. Но все же все эти четыре направления в большей степени попадают в графу «не доверяю».

Интересен и тот факт, что протестантские организации попадают в разряд организаций, не вызывающих доверие (Свидетели Иеговы — 53,6%; Лютеране — 40%; Новоапостольская церковь — 38%; адвентисты— 45,2%; пятидесятничество — 51,2%; баптизм — 60%).

Несмотря на то, что высказываются мнения о недоверии многим организациям, индивидуальное отношение к представителям той или иной организации достаточно лояльно как в области профессиональных («Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы Вашим коллегой по работе/учёбе стал представитель другой религии?» — 70% нейтрально и 22% положительно, в то время как отрицательно высказались 3,6%), личностных («Считаете ли Вы для себя возможным вхождение в круг Ваших друзей представителей других религиозных убеждений?» — 55,2% утверждают, что при выборе друзей религия не имеет принципиального значения, 30,8% — допускают такую возможность и 6,4% отрицают такую возможность), семейные («Считаете ли Вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой религии?» — 25,2% — отметили «нет», выбирая ту или иную

причину, 3,6% высказались «да» и большая часть 47,6% отметили, что религия супруга не имеет никакого значения). Таким образом, большинство населения не обращают внимание на религиозную принадлежность.

Кроме того, в исследовании были вопросы, касающиеся религиозных конфликтов и путей их разрешения, данные этих вопросов тоже подтверждают толерантность населения к религиозным организациям. («Приходилось ли Вам участвовать в конфликтах на религиозной почве?»

— 7,2% ответили «да» и 89,2% ответили «нет»/ Хотя на вопрос «Наблюдали ли Вы в течение последнего года столкновения на религиозной почве?» были получены ответы — «да» — 34% и «нет» — 48%, процент ответивших «да» является достаточно большим, на наш взгляд это связано с тем, что в вопросе не было уточнено где именно и возможно это были конфликты наблюдаемые в СМИ, поскольку большая часть респондентов интересуется тем, что происходит в области религии и информацию эту получает из СМИ. На вопрос о методах решения религиозных конфликтов мнения распределились следующим образом: «Разрешимы только

военным путём» — 1,2%; «Применение военной силы возможно, если

другие средства исчерпаны» — 8,4%; «Нужно решать мирно и только путём мирных переговоров» — 76%.

Таким образом, нужно отметить толерантность среди респондентов по отношению к представителям других религиозных организаций. Население города осознает, что мир религиозных культур сложен, противоречив и насыщен конфликтами, но важно отметить, что только небольшая часть читинцев готова к разрешению конфликтов вооруженным путем (1,2%), предпочтение отдается иным мирным средствам, этот факт доказывает, что конфессиональное поле г. Читы отличается терпимостью, что обусловлено и политикой конфессий на мирное сосуществование.

По мнению экспертов, сохранению напряженности в общении конфессий будут способствовать такие факторы как: влияние

межнациональных конфликтов, деструктивных этнических движений, развертывающихся под религиозным знаменем; стремление политиков использовать ту или иную конфессию в своих интересах; нарушение государственными органами и должностными лицами конституционного принципа равенства религий перед законом; тенденция к превращению православия в государственную религию; деятельность зарубежных миссионеров. Для того чтобы правильно судить о настоящей и будущей деятельности религиозных объединений, и, естественно, иметь возможность проводить научно обоснованную политику, представляется целесообразным осуществление ряда практических мер как государством, так и религиозными организациями, общественностью, исследовательскими учреждениями: существует потребность воспитания граждан в духе терпимости к разным мировоззрениям, национальным и религиозным традициям, уважительного отношения к различным деноминациям и их последователям.

Хотелось бы закончить словами С.И.Иваненко: «Россия как

государство генетически существует как многонациональное и многоконфессиональное образование... Ответственность государства и конфессий в том, чтобы сохранить то положение, в котором сегодня существует Россия. В ней гарантируется свобода совести, отсутствует преследование по религиозному признаку и даже, наоборот, существуют преференции по признаку принадлежности к той или иной вере. Сохранить их — высокая ответственность государства».

Примечания

1 Жуков А.В., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко А.В. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. — Чита, 2003.

2 Королев В.И. Свобода совести в современном российском обществе и ее законодательное закрепление [Электронный ресурс] / В.И. Королев. — М, 2001. — Режим доступа: http://www.rusoir.ru/print/01/11/index.html

3 Мчедлов М.П. О социальном портрете современного верующего [Электронный ресурс] / М.П. Мчедлов Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко. — М, 2000. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/soc_relig.php

4 Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России [Электронный ресурс]/М.П. Мчедлов. — М, 2001. — Режим доступа: http://www.rusoir.ru/print/01/24/index.html

Кардашевский В.В. Старцев Е.Н.

Иркутский государственный университет

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ ВИДЕНИЯ КАК ПРЕДЕЛЬНОЙ ФОРМЕ

ДУХОВНОЙ СВОБОДЫ

Духовная свобода есть, прежде всего, свободомыслие. Истинная свобода начинается только там, где личность трансцендирует, т.е. в своем индивидуальном опыте выходит за границы того, что поддается выражению на вербальном уровне. Из переживания такого опыта и рождается Слово.

Приватизация мысли и уяснения посредством Слова не только своего индивидуального бытия, но и бытия вообще дает возможность лично и личностно свободно мыслить, создавая свой оригинальный строй мысли и инвариантный метод познания истины.

Но жизнь бытия начинается в свободе и именно в ней бытие получает свою количественную определенность, т.е. становиться нечто или оставаться ничто, т.к. сама свобода обладает качественной неопределенностью и является актуализацией потенции бытия, к самотрансцендированию.

Под бытием будем понимать следующее:

* БЫТИЕ — суть того, что есть (с одной стороны). Комментарий: чем бы эта чтойность ни была, даже если это «нечто» — есть «ничто», оно должно быть в качестве этого «ничто» или в качестве предмета мысли об этом «ничто».

* БЫТИЕ есть предел логических определений всего (с другой стороны).

Дополнение. Так в религии предельно-всеобщим понятием является слово

«Бог». Это тоже своеобразная «суть» того, «что» есть, «Творец»

посюстороннего и потустороннего мира, мира видимого и невидимого. Откройте Библию, и Вы прочтете: «В начале сотворил Бог небо и землю... И сказал Бог: да будет свет... И отделил Бог свет от тьмы.., И сотворил Бог человека по образу своему...» (См.: Библия. Ветхий завет. Книга «Бытие». Глава 1). Таково начало библейской онтологии — креационизма (от глагола Ш creatе — творить, создавать, созидать).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.