Социология
УДКЭ2 (571.54/55)
Жуков
Артем Вадимович Artem Zhukov
Кондакова Наталья Сергеевна Natalia Kondakova
Шевченко Михаил Сергеевич Michail Shevchenko
СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
MODERN RELIGIOUS SITUATIONS ON THE TERRITORY OF ZABAIKALSKY KRAI (ON MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Отражены сведения о конфессиональном составе и предпочтениях забайкальцев. Рассмотрен состав структуры населения: (верующие, неверующие, колеблющиеся). Выявлены мировоззренческие особенности регионального религиозного сознания, специфика культового поведения. Дана оценка угроз и факторов, беспокоящих общественность, религиозные, административные и общественные организации, действующие на территории региона. Проведено моделирование современной религиозной ситуации. Дан научный прогноз ее развития
Ключевые слова: современная религиозная ситуация, религиозные представления, народная религиозность, религиозные объединения, организации, группы, межконфессиональные отношения, религиозный синкретизм, мифолого-ре-лигиозное пространство, мифосфера
In article text data on confessional structure and preferences inhabitants are reflected. The structure of structure of the population is considered and the division on believers, faithless and fluctuating is spent. World outlook features of regional religious consciousness are revealed. The attention is paid to the analysis of specificity of cult behavior. The considerable volume of the information, concerning the analysis interethnic relations in territory of Transbaikalian edge is collected
Key words: the Modem religious situation, religious representations, national religiousness, religious associations, the organizations, groups, interconfessional relations, religious синкретизм, mifologo-religious space
Социологические исследования призваны не только изучать религиозную действительность, проведение их помогает совершенствовать методы управления и взаимо-
действия с религиозной общественностью и организациями [6; 95-102]. Социологические исследования имеют широкие возможности в информационном обслуживании
органов государственного управления и общественности в такой сфере, как религиозность населения. Это придает им непреходящую значимость и актуальность. Целью социологического исследования современной религиозности населения Забайкальского края является получение качественно новых знаний о структуре, функциях и закономерностях данного объекта.
Социологическое исследование направлено на получение данных, которые помогли бы в выработке наиболее действенных путей формирования концепции взаимодействия исполнительной власти региона, территориальных подразделений федеральных органов власти, военных и правоохранительных ведомств с верующим населением и религиозными объединениями. Результаты, не претендуя на всесторонний охват проблематики, позволяют определить основные характерные черты современной религиозной ситуации на территории Забайкальского края.
Выбор и обоснование методов исследования в настоящей работе занимают особое место [11; 100]. В разработке методики исследования был использован опыт таких социологов, какВ.Г. Гречихин [3], В.А. Ядов [16], М.П. Мчедлов [10], Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко [7, 95-11], Е.С. Элбакян, С.В. Медведко [15; 103-111], A.A. Нурул-лаев [8], К. Каарнайнен, Д.Е. Фурман [5, 35-52], Т.И. Варназони [1; 2], И.В. Романова, Н.П. Романова, Т.В. Шарова [10, 100] , И.В. Цуканова [14], С.Б. Филатов и Р.Н. Лункин [13; 35-45] и др. На территории Забайкалья такие исследования проводили A.B. Жуков, А.Г. Янков [17; 15], А.О. Баринов, A.B. Дроботушенко [4; 75124].
В качестве основного метода сбора первичной эмпирической информации использовался метод анкетного опроса. Необходимость использования этого метода оказалась обусловлена массовым характером выборки и режимом мониторинга, в котором проводилось исследование. Первичная обработка анкетных данных была проведена методом компьютерного подсчета в программе «Microsoft Office Excel 97-2003». Полученные
сведения описаны, систематизированы и проанализированы с целью приведения их в единую систему и получения полной картины религиозных предпочтений населения Забайкальского края. Анкетный опрос населения Забайкальского края проведен авторами в течение июля-августа 2010 г. с использованием пропорционального стратифицированного отбора.
В основу формирования генеральной и выборочной совокупностей для исследования религиозности населения Забайкальского края положены материалы, приведенные в статистических сборниках «Численность постоянного населения Забайкальского края» [12] и «Распределение населения Забайкальского края по полу и возрасту» [9], изданные в 2009 г. территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю.
Для социологического исследования религиозности нами использована квотная выборка как наиболее распространенная из числа не строго случайных методик формирования выборочной совокупности. Она построена как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. Число единиц (элементов выборочной совокупности) с различным сочетанием изучаемых признаков выбрано с таким расчетом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. В соответствии с рекомендациями, приведенными в работе В.А. Ядова [16], при генеральной совокупности, превышающей 5 тыс. чел., объем выборки при фактической ошибке 4 % составляет 625 чел. Самым сложным моментом является территориальное соотнесение выборки, т.е. определение, какие конкретно населенные пункты следует включать в выборку. Нами для этой цели размер выборочной совокупности увеличен до 890 чел. Это сделано для обеспечения представительства всех административно-территориальных образований в выборочной совокупности и повышения ее репрезентативности. Все квотные определения количества опрашиваемых
лиц как по признаку пола, так и по возрастным группам произведены в соответствии с их представительством в генеральной совокупности [2].
Анкеты включают пять блоков вопросов, касающихся выявления отношения населения к религии и вере, религиозных предпочтений, отношения к религиозной традиции, воспитанию, источникам информации, межконфессиональным отношениям. Результаты исследования могут быть перенесены на всю совокупность населения Забайкальского края.
Линейное распределение показывает простое процентное распределение ответов. Это позволяет получить информацию относительно всех респондентов, принявших участие в опросе по основным направлениям исследования.
Данные ответов на первый блок вопросов свидетельствуют о большом количестве верующих — 52,4 %. Доля колеблющихся также велика 30,4 %. Ситуация мировоззренческого поиска, в которой они находятся, уже не предполагает твердого утверждения идеи атеизма. Кроме этого, многие могут испытывать колебания при выборе различных религиозных или псевдорели-гиозных доктрин. Относительно невелико количество респондентов, которые идентифицируют себя с неверующими — 17,2 %. Уточнить эти данные позволяют ответы на вопрос о принадлежности к определенной религии.
Сопоставление данных о вероисповедных идентификациях всех групп респондентов (верующих, колеблющихся и неверующих) показывает, что на территории Забайкальского края более всего распространены православие (70,9 %) и буддизм (7,8 %). Остальные религиозные направления представлены небольшим количеством верующих. С исламом идентифицирует себя 1,8 % респондентов, с католицизмом
— 0,9 %, с христианством (вне конфесси-ии) — 0,6 %, с иудаизмом — 0,5 %, с пя-тидесятничеством — 0,4 %, со старообрядчеством — 0,2 %, с шаманизмом — 0,1 %; с язычеством — 0,1 %, с иеговизмом — 0,1 %; со славянской религией — 0,1 %; с атеизмом — 2,1 %. Имеют смешанное вероисповедание — 0,2%.
Одним из существенных факторов, влияющих на религиозные идентификации, в исследованиях народной религиозности признается этническая принадлежность верующих. В этом случае многие утверждают возможность и даже необходимость взаимосвязи и зависимости между этничнос-тью и вероисповедной принадлежностью человека. Респонденты, проживающие на территории Забайкальского края, считают обозначенную связь в целом желательной и обязательной (54,3 % опрошенных). При этом значительная часть (39 %) отмечает ее необязательность. Таким образом, можно отметить, что, несмотря на то, что территория Забайкальского края по большей части — это сфера распространения традиционных религиозных ценностей и представлений о религии, связанных с эт-ничностью и этнической культурой, в то же время она отличается своим сложносоставным характером и толерантностью по отношению к религиозному инакомыслию даже в этнической среде.
Согласно данным проведенного опроса, механизмом воспроизводства религиозной культуры населения является семейное воспитание. Большинство верующих жителей края религиозны уже потому, что родились в религиозных семьях и выросли в религиозном окружении. На вопрос о том, верят ли в Бога ваши родители, утвердительно ответило 54,5 % респондентов. Не верили в Бога родители у 24,2 % респондентов. В соответствии со своим воспитанием, большинство желает воспитывать и образовывать и своих детей, что также говорит о традиционных предпочтениях верующих (35 %) и колеблющихся (17 %), желающих дать своим детям религиозное образование, а также неверующих, которые в большинстве высказались против религиозного воспитания (10,1 %). Традиционность является определяющим фактором и для такой важной сферы, как интерес к событиям религиозной сферы, зафиксированный в ответах на вопросы анкеты. Так, верующие активно интересуются событиями, имеющими отношение к религии (40,2 %). В меньшей степени этот интерес характерен для колеблющихся (14,2 %), и еще в меньшей — для неверующих (5,5 % ).
Важным показателем, характеризующим степень религиозности человека, является личностное отношение к религии, определяемой как «Своя». В группе верующих чувство гордости по отношению к «Своей» религии испытывают 38,2 % респондентов и связывает с ней чувства успокоения и комфорта. Среди колеблющихся также распространены положительные характеристики религии, с которой они самоиден-тифицируются. Однако доля испытывающих положительные эмоции в отношении ее — ниже (15, 9 %). Среди неверующих это количество является самым низким (3,5 %). Тем не менее, определенные негативные характеристики религии здесь дали только 1,9 % отвечавших. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом в народной среде не существует четко выраженного противопоставления религиозности / нерелигиозное™, и чаще всего индивиды занимают промежуточную позицию.
На территории Забайкальского края в целом распространены представления о «своей религии» как о социально важной, позитивной и желательной характеристике человека, принадлежащего своему культурному и этническому окружению. Поэтому определение религии, как социально обусловленной характеристики культуры, оказалось необходимо дополнить выявлением самых общих содержательных параметров вероисповедания населения этих территорий.
Существенно дополнили анализ состояния сферы религиозных предпочтений ответы на вопросы о содержании основной для многих вероисповедной доктрины о наличии и природе Бога (богов и духов). В целом данный блок ответов показал, что существование единого истинного Бога признают 57,9 % респондентов, участвующих в опросе, среди которых были те, кто причислял себя к верующим, колеблющимся и неверующим; 10,1 % респондентов верят в существование богов и духов; 14,6 % респондентов уверены в существовании мирового закона. Смешанные характеристики носят вероисповедные идентификации (4,9 % респондентов). Смешанность характерна как для названных вариантов ответов, так и для тех, кто определил себя как верующих, а также колеблющихся и
указал на веру в различные виды божеств, и неверующих, среди которых оказалось значительное количество людей, верящих в мировой закон.
Как показало исследование, народная религиозность является сферой, в которой распространены не только представления о существовании единого Бога. Этот образ дополняется многочисленными богами, духами и силами природы. Так, 27,2 % верующих, 13,37 % колеблющихся и 3,5 % неверующих подтверждают наличие домовых, чертей и леших. Отличием этих представлений от православной догматики, содержащей положения о существовании демонических сил, является то, что многими здесь признается наличие реального влияния этих сил на судьбу и здоровье человека, а также признается необходимость осуществления культового поведения по отношению к ним.
Поэтому встает вопрос о том, какая часть населения принимает реальное участие в деятельности церковной (храмовой) организации, с которой респондент себя идентифицирует. Необходимость такого участия подтверждают 28 % респондентов — верующих; 11,2 % колеблющихся; 4,5 % неверующих. Важность церковной организации лишь в некоторых случаях отмечена в 8,1 % ответах верующих; 6,3 % колеблющихся; 3,1 % неверующих. Считают, что верить в Бога можно и без участия церкви 14 % верующих; 11,2 % колеблющихся; 7,4% неверующих.
Вопрос об участии в осуществлении культового поведения в данном случае представляется важным, поэтому респонденты отвечали на два вопроса, в первом из которых указывали на степень необходимости участия в церковном богослужении, а во втором отмечали уровень своего реального участия. Оказалось, что 8,2 % верующих, 6,9 % колеблющихся и 6,5 % неверующих не считают нужным участие в богослужении. Подавляющая часть делает это нерегулярно или очень редко. Регулярно участвуют в отправлении религиозного культа 10,3 % верующих; 2,6 % колеблющихся; 0,4 % неверующих.
Помимо календарных церковных служб, отмечаемых в течение года, каждый
человек может прибегать к церковной церемонии в случаях необходимости проведения обрядов жизненного цикла, которые также составляют значительную часть религиозной обрядности. Так, церковные церемонии в случаях рождения ребенка оказываются важны для 27,3 % верующих; 10 % колеблющихся; 2,9% неверующих.
Церковные церемонии во время свадьбы необходимы с точки зрения 22,6 % верующих; 8,8 % колеблющихся; 2,2 % неверующих. Церковные церемонии, связанные с обрядами смерти, важны для 29,9 % верующих; 10,1 % колеблющихся; 3,1 % неверующих.
В целом, значительная часть населения тесно связывает церковные церемонии и обряды, связанные с годичным и жизненным циклом традиционной обрядности, что показывает смешанный характер представлений о религии на уровне народной религиозности.
Структурная смешанность религиозных представлений всех групп респондентов подтверждается ответами на вопрос анкеты о том, что в мире существует «один Бог, а вер — много». С этим положением согласилось подавляющее количество верующих, колеблющихся и неверующих, которые таким образом не только продемонстрировали свою толерантность, но и признали право иных религий на возможность связи с Богом и обеспечения спасения для своих верующих. Эта ситуация фиксируется ответами, где подавляющее количество респондентов продемонстрировали положительное либо безразличное отношение к факту того, что представители других религиозных убеждений становятся гражданами России.
Это положение подтверждается в ответах на вопрос: Допустимо ли обилие разнообразных вероисповеданий для культуры Забайкалья, на который большинство участников опроса (45,7 %) дало утвердительный ответ. Распространение религиозного многообразия на территории края, тем не менее, является объективностью. В связи с этим возникает проблема взаимодействия и мирного сосуществования населения, ассоциирующего себя с различными вероисповеданиями. В Забайкальском крае наибольшее доверие среди населения вызывает православие (73,2 %), буддизм (46,3 %) и ислам (34,1). Они же отнесены населением к традиционным религиям.
Наименьшим доверием и симпатией пользуются протестантские направления: пятидесятничество, баптизм, Свидетели Иеговы, лютеранство, Новоапостольская церковь, Адвентисты Седьмого Дня, а также Вера Бахай и кришнаиты. Эти религиозные объединения были отнесены к «нетрадиционным». Таким образом, «традиционные объединения» вызывают доверие у граждан. В свою очередь, «нетрадиционные» — это те, которые вызывают чувство недоверия либо незнакомы респондентам.
Объясняется данный факт тем, что многие респонденты убеждены в том, что такие характеристики, как этничность и вероисповедная принадлежность, могут повлиять на черты и характер человека, в том числе и отрицательно. Это подтверждают ответы многих респондентов, говорящих о том, что в обществе возможно распространение неприязненных проявлений по отношению к различным этническим или религиозным группам.
Межконфессиональные отношения на территории Забайкальского края, %
Варианты ответов Верующие Колеблющиеся Неверующие
Я разделяю мнение, что между различными национальностями и вероисповеданиями нет особой разницы 21,7 12,6 8,3
Я считаю, что национальность и вероисповедание человека может влиять на черты его характера, в том числе и отрицательно 27,6 16,3 7,3
Нет ответа 3 1,6 1,6
При этом необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на выраженное недоверие, проявленное по отношению к иным этническим культурам и конфессиям в целом, в сфере личностных отношений наблюдаются более толерантные определения.
Так, в отношения дружбы с представителем другого религиозного убеждения готовы вступить 48,3 % участников опроса, 40,7 % допускают такую возможность и лишь 8 % исключают ее. Как видно из данных, если по отношению к иным (чужим) религиям в целом распространены опасения и даже неприязнь, то на личностном уровне по отношению к их представителям существует толерантное либо безразличное отношение. Это указывает на возможность мирного сосуществования представителей различных религиозных традиций на единой территории.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что сфера народной религиозности в целом характеризуется как поликонфес-сиональная и толерантная. Среди населения Забайкальского края распространены, главным образом, православные и буддийские идентификации. Традиционными признаются такие религии, как православие, буддизм, ислам. Однако относительно толерантные проявления распространены по отношению к «нетрадиционным». К этим направлениям население относит протестантские религиозные организации и появившиеся недавно на территории России верования: бахаистов и кришнаитов. Факт, на который необходимо обратить внимание, отмечается в ответах, фиксирующих, что к нетрадиционным религиям население относит старообрядчество и шаманизм. Таким образом, именование «нетрадиционная религия» может подразумевать любое религиозное явление, которое на данный момент и в данном месте воспринимается как чужеродное.
Результаты исследования показали, что основные религиозные традиции, существующие на территории России, признаются равно распространенными, традиционными и приемлемыми и на территории
Забайкальского края. Отношение к другим религиозным направлениям также лояльно. Большая часть респондентов считает религиозное многообразие неотъемлемой частью культуры Забайкалья.
На личностном уровне отношение к представителям различных религиозных организаций характеризуется толерантностью либо безразличием, о чем свидетельствуют ответы на вопросы о браке, дружбе, соседстве и совместной работе с представителями разных конфессий.
В целом, положительный настрой населения округа к многоликости религиозных верований на территории округа и Забайкалья позволяет говорить о возможностях дальнейшего мирного сосуществования представителей различных религиозных традиций.
Небольшое количество людей, испытывающих неприязнь, по материалам опроса, на наш взгляд, вполне объяснимо и, возможно, необходимо для критического отношения к новым религиозным организациям в атмосфере господства традиционных этнических ценностей.
Безразличие и толерантность населения Забайкалья по отношению к нетрадиционным религиозным концепциям является причиной понимания того, что успех на этих территориях будут иметь только наиболее агрессивные религиозные объединения. Поэтому важной является исследование того, какие границы имеет терпимость и безразличие населения края. Данные опроса показывают, что такие границы существуют как на уровне представлений о религиозных объединениях, так и на личностном уровне.
Так, ответы на вопросы о дружбе, соседстве, работе указывают на существование пространства в сфере межконфесси-онального взаимодействия, в котором, по мнению респондентов, могут существовать иноверцы. Эти данные показывают, что границы, где допускается бесконфликтное сосуществование представителей различных религий, весьма широки. Однако они не беспредельны.
Имеется область, которую некоторые
(но не все) пытаются закрыть для чужаков. Это сфера семейных и брачных отношений. Так к вступлению в брак с представителями инаковых религий отрицательно относятся 30,4 % респондентов, в то время как положительно только 6,6 %. Несмотря на то, что здесь так же высока степень безразличия (55,8 %), указанное респондентами относительное неприятие брачных контактов с представителями иных этнических групп и вероисповеданий является указанием на возникновение некоторой возможности неприязненного отношения, которая может проявиться к людям, представляющим религиозные нетрадиционные культуры, чуждые респондентам, особенно в случаях, когда их негативное воздействие затрагивает конкретные семьи, или близких.
Может ли неприязнь иметь опасные социальные последствия, показывают ответы на вопрос о готовности защищать свою религию с оружием в руках. Подавляющее большинство участников опроса не готовы к такому либо никогда не думали об этом. Большая часть респондентов не сталкивается и не участвует в конфликтах, происходящих на религиозной почве. Население Забайкальского края названные проблемы предпочитает разрешать мирным путем. Как показывают ответы, даже возникающие конфликты с иноверцами население не склонно объяснять религиозной принадлежностью, как и не склонно использовать религиозную отличительность как аргумент для начала конфликта.
Одним из наиболее значимых проблем, характеризующих современное состояние сферы народной религиозности, является вопрос о том, насколько свободным чувствует себя население в осуществлении своего вероисповедания. Абсолютно свободными определили себя 71,7 % респондентов, свободными отчасти 13,9 %. Таким образом, в целом сфера распространения народной религиозности Забайкальского края — это пространство свободы, толерантности, разнообразия и отсутствия системного конфессионального влияния либо подчиненности.
Можно заключить, что большая часть опрошенных относит себя к верующим или
колеблющимся, и лишь незначительную часть составляют неверующие. Как колеблющиеся, так и неверующие в большинстве идентифицируют себя с той или иной религией. При этом в случае с колеблющимися респондентами данное явление может рассматриваться как колебание между верой и неверием, так и различными видами религий. В случае с неверующими данный факт указывает на то, что религия из религиозной характеристики перерастает в культурную, и респонденты идентифицируют себя не с религиозной традицией, а с культурой, сформированной в обществе в процессе взаимодействия с неким вероисповедным направлением.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом в народной среде не существует четко выраженного противопоставления религиозности / нерелигиозное™, и чаще всего индивиды занимают промежуточную позицию. Не только верующие имеют несовпадение с идентифицируемой верой, в группе, идентифицирующей себя как колеблющиеся и неверующие, также отмечается факт сосуществования противоречивых и смешанных религиозных представлений. Поэтому можно утверждать, что современный Забайкальский край является территорией, на которой большинство населения хотя бы отчасти является носителем религиозности. Определение конфессиональных предпочтений свидетельствует о широком распространении на этом пространстве идентификаций, связывающих население главным образом с двумя конфессиями: русским православием и бурятским буддизмом. Вместе с этим, во многих случаях религиозные предпочтения являются выбором незначительных по численности, но активных групп населения.
На территории Забайкальского края в целом распространены представления о «своей религии» как о социально важной, позитивной и желательной характеристике человека, принадлежащего «своему» культурному и этническому окружению. Поэтому определение религии, как социально обусловленной характеристики культуры, оказалось необходимо дополнить выявле-
нием самых общих содержательных параметров вероисповедания населения этих территорий. В результате выяснилось, что значительная часть населения как верующего, так и неверующего имеет такие мировоззренческие ориентации и участвует в таких внецерковных культовых церемониях, которые могут не поддерживаться официальными нормами религии, с которой человек себя идентифицирует. Современное население отличается крайней размытостью, смешанностью и противоречивостью мировоззренческих представлений. К примеру, существует множество верующих, не участвующих в церковной обрядности, и неверующих — участвующих в ней.
Становится очевидным, что среди населения Забайкальского края распространены отношения толерантности и добрососедства по отношению к непосредственному окружению. Поэтому, если по отношению к иным (чужим) религиям в целом могут распространяться фобии, опасения и даже неприязнь, на личностном уровне по отношению к их конкретным представителям существует толерантное либо безразличное отношение. Данное противоречие создает условия для мирного сосуществования представителей различных религиозных
традиций на единой территории, несмотря на порой довольно жесткие заявления религиозных лидеров либо СМИ об угрозах со стороны неких религиозных объединений.
Отмеченные особенности количественного, качественного и структурного состояния народной религиозности Забайкальского края позволяют отметить, что на данной территории неэффективным является осуществление политики, основанной на прямом давлении, связанном с попытками распространить некие единые религиозные стандарты. Однако эта сфера, являющаяся территорией религиозной свободы и толерантности, демонстрирует, что существуют более тонкие, гибкие и приспособленные к региональным условиям системы манипуляции сознанием. В условиях современного либерализма политики российского государства и Правительства Забайкальского края, которые предпочитают не вмешиваться в дела религиозных объединений, за исключением случаев их активного противостояния государственной власти либо нанесения ущерба жизни, имуществу и здоровью граждан таким средством становится продуцирование и распространение современных видов религиозного мифотворчества и фольклора.
Литература
1. Варзанони Т.И. Во что верят россияне // НГ-Религии. — 1991. — №2. — С.2.
2. Гмурман В.Г. Теория вероятностей и математическая статистика. — М., 2001. — 326 с.
3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: учеб. пособ. -М., 1988.-232 с.
4. Жуков A.B., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко A.B. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. — Чита, 2003. — С. 75-124.
5. Каарнайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии, 1997. —№6, — С. 35-52.
6. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М.П. Мчедлов. — М., 2008. — 415 с.
7. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования, 2002. — №7. — С. 95-102.
8. Нуруллаев A.A. Религия и политика: учеб. пособ. — М., 2006. — 330 с.
9. Распределение населения Забайкальского края по полу и возрасту. Стат. сб. / Забайкалк-райстат. — Чита, 2009. — 72 с.
10. Романова И.В., Романова Н.П., Шарова Т.В. Адаптационные ресурсы женщин. — Чита: ЧитГУ, 2008. - С. 100.
11. Численность постоянного населения Забайкальского края на 1 января 2009 года. Статис-
тический сборник / Забайкалкрайстат. — Чита, 2009. — 19 с.
12. Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. — 2005. — №4, — С. 35-45.
13. Цуканова И.В. Философско-культурологический анализ феномена народной религиозности: дис. ... канд. филос. наук. — Белгород, 2006. — 179 с.
14. ЭлбакянЕ.С., МедведкоС.В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения россиян // Социологические исследования. — 2001. — №8, — С. 103, 111.
15. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995. — 332 с.
16. Янков А.Г. Религиозная ситуация в Восточном Забайкалье (по результатам социологических исследований) // Сибирь на перекрестке мировых религий: мат. межрег. науч. -практконф.
- Новосибирск, 2006. - С. 15.
Коротко об авторах
Briefly about the authors
Жуков A.B., канд. филос. наук, доцент кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ)
artemjukov68@maiI.ru
A. Zhukov, Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor of Social Anthropology, Religion and Philosophy Department), Chita State University
Научные интересы: религиоведение, фия, краеведение, музееведение
этногра- Scientific interests: Religion, ethnology, regional history
Кондакова H.C., ст. преподаватель кафедры социальной антропологии, религиоведения и философии, Читинский государственный университет (ЧитГУ) ntlz@list.ru
N. Kondakova, senior teacher of Social Anthropology, Religious Studies and Philosophy department, Chita State University
Научные интересы: религия, конфессиональное Scientific interests: religion, religion area, Protes-
поле, протестантизм
tantism
Шевченко M.C., аспирант, Читинский госсударс- M. Shevchenko, Postgraduate of Social Anthropol-
венныйуниверситет (ЧитГУ) m.s.shevchenko@mail.ru
ogy, Religious Studies and Philosophy department, Chita State University
Научные интересы: религиоведение, философия Scientific interests: study of religion, philosophy