УДК 21: 316 (571.54/55)
Жуков Артем Вадимович
Artem Zhukov
РЕЛИГИОЗНОСТЬ, ЭТНИЧНОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
RELIGIOSITY, ETHNICITY AND PATRIOTISM OF THE ZABAIKALSKY KRAY MILITARY
Проведена попытка осмыслить особенности религиозной культуры Российской Армии и меж-культурного взаимодействия между армией и на -селением Забайкалья. Исследование направлено на выявление структуры конфессионального по -ля, участниками которого являются военнослужащие, их религиозные предпочтения, зависи-мость от этнического или социального происхо-ждения
According to the data of social poll held in December, 2008 - February, 2009 among the forces of the Siberian Military Okrug (District) located in Transbaikal region, the servicemen show religious preferences to traditional confessions, mostly to The Orthodox Church. At the time there are some other confessions in the Army, both traditional and non-traditional. On the one hand, it is an important mark of religious tolerance, on the other hand, it inevitably threatens with possible problems and conflicts between the military
Ключевые слова: современная религиозная ситуация, Key words: Religious identifications, the military, the Zabai-религиозные идентификации, военнослужащие, Забай- kalsky kray кальский край, конфессиональное поле, этничность, религиозность, патриотизм
Забайкальский край - это важнейшая в стратегическом отношении террито-рия России, на которой совместно проживают представители различных культур и религий. Поэтому изучение современной религиозной ситуации в крае является актуальной и насущной задачей. Кроме традиционно распространенных в крае конфессий, как правило, связанных с этническими традициями, интенсивные усилия для распространения прикладывают религиозные организации, прибывшие в край относительно недавно. Однако на религиозную ситуацию могут существенно повлиять организации, подразделения и службы разно -образных ведомств и учреждений, задействованных на территории края, с целями обеспе-
чения функционирования общества и государ -ства. Важную роль в духовной, культурной и религиозной жизни населения играет армия. Интерес к этому обусловлен тем, что, с одной стороны, армия выступает как основной инструмент защиты наших территорий и населения от разнообразных внешних и внутренних угроз. С другой стороны, зачастую вместе с вооруженными силами на территории края появляются люди, несущие с собой нетрадиционные идеи и религии.
Целью нашей работы стало выявление особенностей религиозной культуры Российской Армии и межкультурного взаимодействия между армией и населением Забайкалья. Своими задачами мы считаем исследование
конфессиональной структуры Российской Армии на территории Забайкальского края, сравнение основных характеристик религиозной культуры населения Забайкалья с субкультурами российского общества, представляющими государственную идеологию и вместе с этим несущими элементы глобализирующейся культуры. Кроме этого, исследование религиозной ситуации в Российской Армии способствовало бы выявлению структуры конфессио-нального поля, участниками которого являются военнослужащие, их религиозные предпочте-ния, их зависимость от этнического или социального происхождения.
В современной России теорию социоло -гии религии разрабатывают И.Н. Яблоков [7; С. 168-181], В.И. Гараджа [2; С. 245]. Методологии проведения подобных исследований по -священы работы Д.М. Угриновича [6; С. 143144], М.П. Мчедлова [4; С. 95-111]. На террито -рии Забайкалья подобные исследования проводились довольно редко [3; С. 120-150; 8; С. 152-157]. В социокультурном пространстве ар -мии на территории Забайкальского края они не проводились. В настоящей статье впервые обсуждаются проблемы религиозной культуры военнослужащих и религиозного взаимодействия ее в регионе.
Прежде чем обсуждать религиозную ситуацию в вооруженных силах, кратко охаракте -ризуем современную религиозную ситуацию в Забайкальском крае. Согласно мнению регио -нальных исследователей [1; С. 205], современная религиозная ситуация в Забайкальском крае развивается в соответствии с общими тенденциями общероссийского конфессио -нального поля. На территории региона действуют 104 зарегистрированные религиозные организации, представляющие 16 конфессий, в том числе христианство, буддизм, ислам. Большинство населения края связывает себя с русской культурой, цивилизацией, языком и православием. Значительным влиянием в крае пользуется Буддийская сангха, которая имеет поддержку среди этнической группы бурят. Рост религиозного и этнического самосознания
переживают группы населения, которые связывают себя с такими религиями, как ислам, иудаизм, буддизм и католицизм. Мы являемся свидетелями присутствия протестантских церквей, которые все активнее включаются в общественную жизнь региона. Протестантизм, не имея этнической поддержки, пользуется растущим влиянием среди молодежи. Не прекращаются попытки проникновения на конфессиональное поле Забайкалья новых религиозных движений, которые используют самые разнообразные возможности, включая ведомственные и организационные.
Объектом нашего исследования является конфессиональное поле Забайкальского края. Предметом - современная религиозная ситуация, конфессиональная структура и религиозная личность в частях Российской Армии на территории Забайкальского края.
Для выяснения религиозных предпочте -ний и конфессиональной структуры предмета исследования был проведен социо - психологический опрос военнослужащих Российской Армии на территории Забайкальского края. Исследование проходило в течение декабря 2008 - февраля 2009 гг. Оно носило целевой характер. Общее число участников опроса составило 185 военнослужащих на территории Читы, Читинского и Улетовского районов Забайкальского края в возрасте 18...39 лет.
В качестве постоянного места проживания респонденты отмечали: Приморский край (5,4 %), Забайкальский край (56,2 %), Республику Бурятия (0,5 %), Иркутскую область (3,3 %), Тыву (0,5 %), Алтай (7 %), Хакасию (1,1 %), Сибирь: включая Красноярский край, Западную Сибирь, Кемеровскую область, Омск, Новосибирск, Томск (18,9 %), Башкирию (0,5 %), По -волжье (0,5 %), Чечню (0,5 %), Центральная Россия: включая Ярославль (1 %), Краснодар -ский край (1 %). Респонденты, представленные в исследовании, подразделяются по трем основным образовательным категориям: имеющие высшие образование (21 %); имеющие среднее образование (21,5 %); имеющие среднее профессиональное, техническое и юриди-
ческое образование (51,8 %).
По отношению к религии респонденты отнесли себя к группам:
- верующие - 61,1 %, или 113 чел., из которых 39 чел. определили себя как православных (21,1 %), 48 - как христиан (25,9 %); 13 -как буддистов (7 %), 5 - как мусульман (2,7 %),
4 - как католиков (2,2 %). Не указали своего вероисповедания - 4 (2,2 %);
- колеблющиеся - 25,4 %, или 47 чел., из которых 10 чел. (5,4 %) имеют православные идентификации. К христианам себя отнесли 24 (13 %), к буддистам - 2 (1,1 %), к мусульманам - 2 (1,1 %). Не указали своего вероисповедания - 9 чел. (4,9 %);
- неверующие - 13,5 %, или 25 чел., сре -ди которых 4 (2,2 %) определили себя как христиан и 21 чел. (11,4 %) никак не отразили своих идентификаций. Таким образом, доля православных составила 26,5 %, христиан - 41,1 %, буддистов - 8,1 %, мусульман - 3,8 %, католиков - 2,2 %.
Первый блок - вопрос посвящен выявле -нию представлений участников опроса о сущности и целях религии. В целом, религию как откровение Бога воспринимает 32,4 % опрошенных, куда входят как верующие (24,9 %), так колеблющиеся (4,6 %) и неверующие (3,2 %). В качестве продукта социальных отношений ее понимают 16,8 % респондентов, куда входят верующие (11,9 %), колеблющиеся (9,7 %), неверующие (2,7 %). Как плод человеческого ума религия понимается 27, 5 % респондентов, куда входят 11,9 % верующих, 9,7 % колеблющихся, 5,9 % неверующих. Остальные 21,2 % имеют собственное мнение, отраженное в открытых ответах, которые могут включать утверждения всех трех перечисленных категорий.
Второй вопрос о возможных целях религии вызвал широкий спектр ответов. Анализируя содержание ответов на вопрос о целях религии, мы пришли к выводу, что подавляющее большинство участников опроса (77,2 %) определяет религию как утилитарное и вполне светское явление, ожидая от нее разрешения
вполне земных проблем (редко в совокупности с трансцендентными целями). В то же время, опрос показал возможность наличия на общем фоне мнения меньшинства (9,1 %), ориентирующегося на религию как на божественное откровение, и, кроме этого, возможность существования личностных точек зрения (8,1 %), которые в силу своей субъективности не поддаются никакой систематизации.
Третий вопрос касался сущности религиозного обращения, которое, согласно мнению подавляющего количества военнослужащих (73 %), является событием добровольным и ничем не провоцируемым. Влиянию традиции и воспитания отдают должное только 16,8 % респондентов. Еще меньшее количество считает, что причиной обращения должны быть соображения выгоды (3,8 %). Самое меньшее количество респондентов указывает на возможность непосредственного воздействия Бога (4,3 %). Преобладающая точка зрения указывает на необходимость свободы в противоположность влиянию традиции и воспитанию в осуществлении своего религиозного выбора, что может служить дополнительным указанием на особенности характеристик конфессио -нального поля Российской Армии, имеющего некоторые отличия от традиционных религиозных предпочтений забайкальцев.
Ответы на четвертый вопрос о том, как в действительности передается религия, показывают, что, по мнению респондентов, требование о свободном, не провоцируемом и не воспитуемом обращении, на необходимость которого многие указывали в ответах на предыдущий вопрос, не соблюдается. Обращение в большинстве случаев происходит согласно традиции (36,7 %), в несколько меньшей сте -пени по механизму «от человека к человеку» -
31,4 %, гораздо менее распространено обращение посредством проповеди и миссионерства - 24,3 %.
Пятый, шестой, седьмой и восьмой вопросы были открытыми. Мы предлагали респондентам дать определение следующих религиозных организаций: «церковь», «культ»,
«секта», «деноминация».
В целом, и верующие, и колеблющиеся, и неверующие характеризуют такой термин, как «церковь» в основном с двух позиций: сущно -стной и описательной. Те, кто характеризует церковь с сущностной позиции, подразделяются на следующие направления: верующих в то, что функция церкви состоит в связывании человека с Богом, и верующих в то, что церковь является местом, где человек находит душевное, психологическое исцеление или облегчение . Эти веры являются равнонедоказуемыми эмпирически и основываются только на априорном убеждении того или иного респондента. Сосуществуют с ними описания церкви как ар -хитектурного объекта, как места собрания верующих и как социокультурного института. Указанные подходы в силу своей описательно -сти не могут противостоять ни друг другу, ни одному из сущностных подходов, а наоборот, существенно дополняют их.
Шестой вопрос исследования касался определения сущности термина «культ», который определяется с позиций верующих, колеблющихся и неверующих, во-первых, сущностно, т. е. религиозно-атеистически, ибо обе позиции дают отрицательные характеристики, совпадающие друг с другом дословно; во-вторых, описывающие функции культа в качестве социо-культурного института, образа или символа.
Седьмой вопрос исследования имел целью собрать мнения респондентов, описывающие значение термина «секта». Оно двойственно . Первой точкой зрения на секту является сущностный взгляд, отражающий убеждение в антиобщественном, антирелигиозном и даже богоборческом характере секты. Вторая точка зрения отражает попытки обозначить организационные параметры этого явления без априорно - негативного контекста. Если рассматривать сущностные определения терминов «культ» и «секта», то согласно им эти «явления» противостоят церкви, т.к. понимаются как связанные с почитанием чего-либо богопротивного. Если рассматривать описательные определения, то они существенно допол-
няют высказывания о церкви и религии, т.к. включают понимания «культа» как элемента религиозной культуры, а «секту» - как организационное объединение верующих.
Восьмой вопрос направлен на выявление суждений респондентов в отношении термина «деноминация», являющегося четвертым термином, используемым в отечественном религиоведении для описания религиозных организаций [5; С. 78]. В целом, необходимо констатировать, что все группы опрашиваемых даже приблизительно не могут определить значения термина «деноминация». Вероятно, названный термин как обозначение современного религиозного движения, в этих кругах не существует. Таким образом, для определения религиозной организации в данной среде существуют только такие определения, как «культ», «секта» и «церковь». «Церковь» респондентами рассматривается расширительно, по сравнению с научными и православно-церковными взглядами, как распространенная в обществе и приемлемая им религиозная организация. В это понятие, таким образом, могут быть включены протестантские и нетрадиционные религиозные объединения, не противопоставляющие себя социуму.
Третий блок вопросов касался выяснения содержания мнений респондентов о роли религиозного культа в жизни человека. Мы выделили три группы обрядов жизненного цикла: обряды рождения, заключения брака и смерти и задали вопросы о том, обязательным или необязательным является их проведение для человека. Всего 54,6 % из 61,1 % верующих признают значение обрядов в жизни человека. Значительная часть колеблющихся - 22 % из
25,4 % признают значение обрядов в жизни человека На важность обрядов указывает 10,2 % из 13,5 % респондентов - неверующих. В целом 73,4 % участников опроса указали на то, что считают обряды важными в жизни человека. На религиозном характере обрядов жизненного цикла настаивает 71,9 % респондентов, включая верующих, колеблющихся и не -верующих, 17, 2 % - на светском.
На выявление сущностного для каждого человека ощущения в его жизни был направлен вопрос: «Присутствует ли в Вашей жизни ощущение внешней силы, намного превосходящей Вашу собственную, но в то же время осуществляющую опеку, контроль и помощь в Вашей жизни»? Признают ощущение существования Высшей силы и заботы о себе 45,8 % участников опроса, не признают 27,5 %, не ответили на этот вопрос 26,7 % респондентов. Постоянное ощущение запредельного, трансцендентного, не доказуемого эмпирически участия в своей жизни является одной из значимых составляющих религиозного чувства и религии в целом.
В следующем вопросе мы просили описать свое отношение к одному из явлений, которое часто связывается с возможностью воздействия Высших сил - к снам. Верят снам, придают значение их содержанию и руководствуются ими в своих действиях 32 % опрошенных военнослужащих, что указывает на определенную распространенность мистических настроений в этой среде.
Данные опроса показывают, что эти ощущения в той или иной степени доступны как верующим, так неверующим и колеблющимся. С другой стороны, значительными остаются группы, не испытывающие этого ощущения и в то же время принадлежащие к той или иной религии. В совокупности данные указывают на религию как социокультурный институт, выполняющий социальные функции, нежели на ее трансцендентный характер. В то же время необходимо отметить, что до тех пор, пока люди будут продолжать испытывать подобные ощущения, религия останется важнейшим социокультурным институтом общества.
Выявляя содержание мнений наших респондентов относительно связи религии и эт-ничности, мы зафиксировали, что в необходимости данной связи убеждены 22,7 % участников опроса. В том, что не должно быть связи между этничностью и религией, убеждены 61,1 % от всех респондентов. Большая часть военно -служащих не считает религию этноконфессио -
нальным явлением, указывая на ее личностное, суперсубъективное содержание.
Далее респондентам заданы вопросы о национальных, этнических и религиозных предпочтениях респондентов, в результате которых получены ответы, содержащие утверждения, которые возможно обобщить следующим образом. Для военнослужащих интересно , выгодно и приемлемо принадлежать к той этнической группе, в которой они рождены. Такая же тенденция наблюдается и в отношении религиозных предпочтений. Большинство респондентов либо являются русскими и принадлежат к православию, либо хотели бы исповедовать православие. В целом, можно указать на вполне ощутимую тенденцию взаимосвязи русской идентификации, православной веры и патриотических убеждений респондентов. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что большинство (53,3 %) респондентов отметило в качестве наиболее предпочтительного места проживания Россию, на Забайкальский край, как место, в котором им было бы интересно, выгодно и приемлемо проживать, указало всего 4,5 % участников опроса. Считаем возможным предположить, что на фоне выраженных общероссийских идентификаций и патриотических убеждений отношение к Забайкальскому краю у военнослужащих является негативным и большинство военнослужащих респондентов в будущем себя с ним не связывает.
Пятая группа вопросов исследования посвящена выявлению отношения к официальным воинским ритуалам и неуставным ритуалам посвящения среди военнослужащих. Эти ритуалы не связаны с какой-либо традиционной религией. Однако они являются одним из ценностных звеньев, объединяющих армию в единое целое и придающих специфику всей армейской, в том числе и религиозной культуре.
На вопрос исследования: «Как Вы понимаете значение таких ритуалов, как присяга, почитание знамени части, отдача чести» верующие респонденты давали ответы, которые показывают, что большинство военнослужа-
щих объясняют существующую воинскую обрядность положительно, видя в ней подлинное выражение любви к Родине, гордость за нее, воинскую вежливость и исполнение долга. Только один из ответов фиксирует критическое отношение к официальной воинской обрядно -сти, видя в ней выражение идеологии СССР. Функциональные объяснения описывают воинские обряды с точки зрения их ощущаемого значения и роли, под которыми чаще всего понимается культурообразующая функция. Существенно дополняет наше знание об отношениях военнослужащих - участников опроса, к воинской обрядности тридцать третий вопрос исследования о значении неформальных ритуалов перехода и других ритуалов, распространенных в воинской среде, но не признаваемых уставом. Значительная часть участников опроса выразила свое отношение в по этому поводу в сущностных объяснениях, подразделяющихся на приветствующее эти традиции как повышение боеспособности, и только некоторые негативно описывали эти ритуалы как уголовную традицию, которой не место в армии.
Анализ ответов на вопросы о воинских ритуалах, официальных и неофициальных, показывает определенную структурную схожесть этих ответов с теми ответами, которые давались в случаях описания религиозных явлений, в результате чего у нас появилось основание предположить, что на религиозную ситуацию в армии также влияет армейская и государственная идеология и связанная с ней культовая и ритуальная жизнь армии. Можно предположить, что основным функциям этой системы не противоречит, а наоборот, дополняет их неформальная система ритуалов и идеологии, существующая в армии, несмотря на меры, направленные на борьбу с ней.
Вопросы шестого блока, завершающего наше исследование, направлены на выявление социально-культурного и религиозного контекста, окружающего военнослужащих в их повседневной жизни, а также на выявление степени терпимости, открытости к межконфес-
сиональному диалогу, отношению своей и иным религиозным организациям. Ответы на вопрос, целью которого было перечислить известные респондентам религии, показали, что участники опроса в основном указывают на такие религии как христианство, православие, католицизм, протестантизм, буддизм и ислам. Чаще всего эти же религии существуют в тех регионах, где проживают респонденты.
Подведем некоторые итоги.
1. Военнослужащие частей Российской Армии в Забайкалье представляют собой граждан, прибывших на территорию региона из различных областей и краев Российской Федерации. Подавляющее большинство участников опроса определяет религию как утилитар-ное и вполне светское явление. В то же время, наш опрос показал возможность наличия мнения меньшинства, ориентирующегося на религию как на божественное откровение, и, кроме того, возможность существования личностных точек зрения, которые в силу своей субъективности не поддаются никакой систематизации, но могут включать спектр отношений от полного принятия до тотального отвержения религии.
2. Исследование показало, что всякие по -пытки систематизации религиозных явлений являются умозрительными. Однако, как нам кажется, в целом они отражают более или менее общую идеологию, позволяющую делать некоторые замечания, главное из которых заключается в том, что культурное пространство Российский Армии не может быть отделено «железным занавесом», находящимся под наблюдением контрольно-пропускных пунктов, от культурного пространства гражданского сообщества. Религии, которые объясняют сущность процессов и потребностей, общих для громадного большинства населения, будут присутствовать в жизни военнослужащих.
3. Необходимо учитывать, что описанные нами переживания всегда касаются сугубо личностных переживаний каждого человека, в которые не все готовы посвящать посторонних. Эти ощущения делают религию человека настолько субъективной и не поддающейся
контролю и систематизации, что и для самих религий это конфессиональное поле является не полем контроля и распространения, а полем борьбы за конфессиональное влияние.
4. Эта часть составляет подавляющее большинство респондентов, что служит для нас основанием возможности реконструировать конфессиональное поле российской ар -мии как отдельный пространственно-культурный локус среди конфессионального поля Забайкальского края. Этот локус не имеет четко обозначенных границ в силу тесной связи армии с общественными группами забайкальского населения. В то же время он имеет собственные ценности, являющиеся специфически армейскими, и отдельное пространство функционирования культуры, которое, несмотря на общность, существенно отличается от гражданского, культурного и конфессионально -го пространства Забайкалья.
5. На одно из отличий мы можем указать уже сейчас - это своеобразная интерсубъективность российских граждан, объединенных
1. Баринов, А.О. Религии [Текст] / А.О. Баринов, М.Н. Фомина, Н. Н. Константинова // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. - Новосибирск, 2000. - Т. 1. - С. 200-215.
2. Гараджа, В.И. Социология религии: учебное пособие для вузов: рекомендовано УМО по образованию ... [Текст] / В.И. Гараджа; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 344 с.
3. Жуков, А.В. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье [Текст] / А.В. Жуков, А.Г. Янков, А.О. Баринов, А.В. Дроботушенко. -Чита: Полиграф-Сервис, 2003. - 150с.
4. Мчедлов, М.П. Мировоззренческие предпочтения и национальные различия [Текст] / М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко // СОЦИС. -
Коротко об авторе_______________________________
общей идеей служения государству, которая становится такой основой армейского культу-рообразования, которая, несмотря на все возможные этнические и конфессиональные различия внутри самой армии, все же придает особенность армейскому менталитету, ощущающему свою отчужденность от всего регио -нального. Вторым отличием является то, что среди военнослужащих довольно высоким является процент респондентов, которой в перспективе вполне может стать почвой для распространения внеконфессиональной религиозности, не признающей догматических и организационных рамок традиционных религий.
6. Все это важно учитывать не только представителям религиозных течений, рассматривающих население региона как своих потенциальных либо реальных приверженцев, но и руководству частей российской армии, которым не избежать проблем, связанных с необходимостью разрешения религиозной по -требности военнослужащих.
__________________________________Литература
2004. - № 9. - С. 95-111.
5. Основы религиоведения: учебник / Ю.Ф. Бо-рунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов [и др.]; Под ред. И.Н. Яблокова. - 4.-е изд. перерераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - С. 78.
6. Угринович, Д.М. Введение в религиоведение [Текст]/ДМ. Угринович. - М.: Мысль, 1985. - С. 143144.
7. Яблоков, И.Н. Социология религии [Текст] // И.Н. Яблоков. - М.: Мысль, 1979. - С. 168-181.
8. Янков, А.Г. Религиозная ситуация в Восточном Забайкалье (по результатам социологических исследований) [Текст] // Сибирь на перекрестке мировых религий: материалы третьей межрегиональной конференции. - Новосибирск: НГУ, 2006. -С. 152-157.
___________________________Briefly about author
Жуков А.В., канд. филос. наук, доцент кафедры соци- A. Zhukov, candidate of science (philosophy), associate
альной антропологии, религиоведения и философии, professor, department of Social Anthropology, Religion and
Читинский государственный университет (ЧитГУ) Philosophy, Chita State University
Научные интересы: религиоведение, этнология, крае- Research interests: Religion study, ethnology, regional study
ведение___________________________________________________________________________________________________________