Научная статья на тему 'Религиозная толерантность в Бурятии'

Религиозная толерантность в Бурятии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1178
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / БУРЯТИЯ / БУДДИЗМ / ШАМАНИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / RELIGION / BURYATIA / BUDDHISM / SHAMANISM / ORTHODOXY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самеева Валерия Сергеевна

В статье рассматриваются религиозная ситуация в Республике Бурятия, сосуществование различных конфессий (шаманизм, буддизм, православие, старообрядчество, ислам, иудаизм, католицизм); история формирования взаимоотношений разных религиозных доктрин и их сторонников; синкретичность взглядов местных жителей, когда они могут одновременно исповедовать несколько религий; появление различных сект как результат сложившейся религиозной толерантности в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious tolerance in Buryatia

The article is devoted to the religion situation in the Republic of Buryatia, more or less peaceful coexistence different confession (buddhism, shamanism, orthodoxy, old belief, islam, judaism, catholicism). History of forming relationship between various religious doctrine and its believers. Local have syncretisity view, it is then they can profess several religion. Appearance of different sects because of such religious tolerance in the republic.

Текст научной работы на тему «Религиозная толерантность в Бурятии»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. №2 (10)

УДК 2-335

В.С. Самеева РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В БУРЯТИИ

В статье рассматриваются религиозная ситуация в Республике Бурятия, сосуществование различных конфессий (шаманизм, буддизм, православие, старообрядчество, ислам, иудаизм, католицизм); история формирования взаимоотношений разных религиозных доктрин и их сторонников; синкретичность взглядов местных жителей, когда они могут одновременно исповедовать несколько религий; появление различных сект как результат сложившейся религиозной толерантности в республике.

Ключевые слова: религия, Бурятия, буддизм, шаманизм, православие, толерантность.

История формирования современной этноконфессиональной ситуации в Бурятии - это яркий пример развития религиозного синкретизма, который привел к тому, что на территории республики не только мирно сосуществуют различные конфессии (шаманизм, буддизм, православие, старообрядчество, ислам, иудаизм, католицизм), но и в бытовой культуре в рамках конкретной семьи могут смешиваться различные обрядовые традиции.

Возникновение такой ситуации связано с историей взаимоотношений народов на данной территории и в немалой степени религиозной толерантностью, свойственной буддизму как основной религии региона.

Этноконфессиональная ситуация в Республике Бурятия достаточно стабильна; администрация ведет гибкую религиозную политику, явные конфликты между представителями различных конфессий отсутствуют. Но это открывает и широкие возможности к проникновению в республику других религиозных объединений, ранее не существовавших на этой территории, что может разрушить сложившийся статус-кво.

В настоящий момент в регионе существует система своеобразного трое-верия. Исторически господствующим мировоззрением бурят был шаманизм. Это одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий мир, и в особого посредника - шамана. Большую роль в шаманизме играют и дошаманистские верования, в частности анимизм и культ природы.

С проникновением буддизма и христианства шаманизм был смещен с основных социальных позиций. Но вместе с тем некоторые элементы шаманизма перешли в буддизм, порождая двоеверие. «Верующие все чаще стали отправлять свои духовные потребности, не только посещая дацаны, но и обращаясь к шаманам и гадателям» [1. C. 47].

В настоящее время есть проявления как «чистого» шаманизма (в Тунке, Байкал-Кударе, Баргузине), так и смешанного с буддизмом (в других районах). Верующие все чаще отправляют свои духовные потребности, не только посещая дацаны либо приглашая домой буддийских лам, но и обращаясь к

шаманам и гадателям. Восстанавливается практика посвящения в шаманы молодых людей. В Бурятии создана Всебурятская ассоциация шаманов.

Современный шаманизм не связан с прежним мистицизмом и безотчетным страхом перед духами, которые могут наслать болезни и смерть. По ряду функциональных свойств, в частности врачевательных, психоэнергетических, нравственных, он служит положительным фактором для многих людей, его роль в единении определенных групп становится все более значительной. Ежегодно проводится Международная конференция «Ольхон - сакральное сердце Сибири» на острове Ольхон.

Во многом проявляется прагматический подход к религии, заложенный ещё в шаманских традициях. Шаман и лама в глазах людей выступают связующим звеном между человеком и миром божеств и духов. К ним обращаются тогда, когда нет полной уверенности в возможности самостоятельного решения проблемы.

В процессе утраты значения отдельных ритуалов сложилась ситуация, когда достижение результата связывается не с конкретным божеством, а со сверхъестественным вообще. Например, в июне 2008 г. во время сильной жары жители села Гарга пригласили лам из Баргузинского дацана для проведения обряда дождя. С той же целью позвали местного шамана, и представители обоих религиозных культов неподалёку друг от друга обращались каждый к своим божествам. Эта ситуация не вызывала какого-либо затруднения ни у шамана, ни у лам, ни у пригласивших их жителей. Подобным образом люди одновременно следуют древней традиции, сохраняя этническую культуру, и страхуются от возможных неудач.

Буддизм проник на территорию Бурятии из Монголии и Тибета в начале XVII в., во многом ассимилируясь и вбирая в себя традиционные шаманист-ские и дошаманистские верования. Буддизм во все времена старался сохранять весьма толерантную позицию в отношении других конфессий. По словам ламы из Иволгинского дацана: «Если та или иная религия приносит человеку радость и душевное спокойствие, то пусть так и будет. Мы все равны в круге сансары, главное, чтобы был мир на земле» [2. С. 342]. Нередки случаи, когда шаманы рекомендуют обращаться за помощью к ламам, и наоборот. В целом взаимоотношения между буддизмом и шаманизмом можно назвать бесконфликтными, однако этот вопрос представляется наиболее противоречивым.

Сейчас в России действует более 200 буддийских общин (за пределами регионов, где буддизм распространен исторически, действует около 30 общин в 14 регионах РФ). На территории России помимо классического тибетского буддизма стали развиваться другие направления буддизма, такие как Дхарма - Тхеравада, китайский, вьетнамский и японский Чань/Дзен-буддизм, японский Орден Лотосовой сутры. Школа Гелуг постепенно теряла свое влияние с появлением тибетских школ, таких как Ньингма и Кагью. Тибетское направление «Великое совершенство» пользуется особой популярностью как наиболее эзотерическое.

С русскими казаками-землепроходцами в Забайкалье пришло христианство в форме православия и старообрядчества. Христианство, несомненно, наложило определенный отпечаток на религиозную жизнь местного населе-

ния. Причины падения шаманства в Бурятии были достаточно глубокими и коренились в общих процессах, происходивших в социально-экономической жизни Сибири. Жестокие гонения шаманов и их преследование, сжигание атрибутики шаманских культов не прошли бесследно, но и не оправдали ожидания. «Истины христианства медленно проникают в сознание бурят, и они неохотно расстаются с особенностями своего языческого мировоззрения. Бурят по-прежнему продолжает верить, хотя и слабее, в ламу и шамана», -говорил миссионер И. Косыгин [3. С. 25]. Такое же состояние было и в эвенкийских стойбищах. Натуралист Радде отмечал, что верующие тунгусы одинаково относятся к своим языческим культам и святому Евангелию. Христианство не разрушало религиозного миропонимания бурят, связанные с ним обряды и традиции. Рядом с Иисусом Христом и другими христианскими божествами в фантазии местных жителей продолжали жить тэнгрие, духи. Происходило своего рода слияние языческих и христианских представлений, истории из Библии трансформировались и искажались под влиянием шаманизма. В общесоциальном плане христианизация способствовала усилению национального гнёта, русификации бурят. Она все равно задела систему национальных традиций и обычаев бурят. Она внесла лепту в разделении бурят на западных и восточных. В то же время, как об этом писали бурятские просветители, внутренние, прогрессивные новации, происходившие до революции в лоне православной церкви, имели определенное благотворное влияние на общество в целом, в том числе и на жизнь бурят. Из числа бурят вышло много христианских миссионеров, которые оставили заметный след в области этнографии, истории бурятского народа.

Нельзя не заметить, что представители православной церкви вполне доброжелательно относятся, к буддизму и шаманизму, об этом свидетельствуют случаи, когда крещение принимают представители бурятского этноса, которые при этом являются буддистами и также могут быть шаманистами. В последние десятилетия в республике резко увеличилось количество верующих, вместе с тем многие жители Бурятии придерживаются атеистических взглядов. Хотя точные цифры привести в данном случае невозможно и степень религиозности разных категорий населения неодинакова, можно сказать, что в целом различные конфессии начинают оказывать всё возрастающее влияние на социально-политические процессы в Бурятии. Это касается, прежде всего, традиционных, исторически сложившихся религий, к которым относятся шаманизм, буддизм, русское православие и старообрядчество.

Взаимоотношения буддизма и шаманизма можно назвать бесконфликтными, но этот вопрос остается все-таки достаточно противоречивым. По словам опрошенных «баргузинских бурят, наибольшим уважением и популярностью у них пользуются шаманы белой кости, которые общаются с добрыми духами и божествами. К шаманам чёрной кости обращаются реже, т.к. те связаны с силами, влияющими на возникновение болезней, природных катаклизмов, вызывающими смерть и неудачи» [4. С. 187]. В Бурятии действительно происходит полноценное возрождение миропонимания шаманизма. Он не конфликтует с буддизмом и христианством - двумя другими основными религиями Бурятии - и является для народа подлинным возвращением к своим традициям и корням.

Отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят ярко выраженного характера, поскольку общебуддийские основы превалируют над частными особенностями, которые формируются из-за исторического отсутствия четких вероучительных установлений - отсутствия догматики. Идеология буддистской традиции принципиально лишена оснований, порождающих этно-национальный, культурный и религиозный шовинизм и экстремизм, поскольку, как и философско-вероучительная доктрина, не имеет претензий на монополию Истины, проповедуя отказ от миссионерской деятельности. Взаимоотношения религий в разные времена имели разный характер, но в целом можно сказать, что буддизм всегда старался сохранять весьма толерантную позицию в отношении других конфессий.

В настоящий момент приоритет в религиозной сфере принадлежит буддизму. Постепенно он переходит границы тех регионов, где распространен традиционно, играя все большую роль в общественной и культурной жизни России в целом. Популярность буддизма во многом обусловлена толерантным отношением к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствием претензий на исключительность, открытостью межконфессиональному диалогу, ориентированностью духовенства прежде всего на духовные ценности. «Гуманизм, высокие этические нормы буддийской культуры, что в теории свойственно всем классическим религиям, предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав» [5. С. 430].

Сейчас в Бурятии Управлением юстиции РФ по РБ зарегистрировано 173 религиозные организации, из них 65 православных, 38 буддийских, 7 старообрядческих, 2 шаманистских, 3 исламских, 1 католический приход, 1 европейская религиозная община, 30 пятидесятнических, 4 баптистских и 23 другие религиозные организации [6]. Таким образом, одной из важнейших проблем становится проблема воспитания религиозной толерантности в новых условиях.

Бурятия, как было отмечено, республика многоконфессиональная, толерантно относится к любой вере и верованиям, но появление многочисленных новых религиозных движений может нарушить толерантные взаимоотношения конфессий в Бурятии. На это равновесие может повлиять и активная деятельность представителей различных тоталитарных течений христианства и буддизма, с которыми в регион входят зарубежные проповедники. Это вызывает беспокойство как у руководства православной церкви в Бурятии, так и у буддийской традиционной сангхи.

Например, увеличение числа новообращенных буддистов приводит к непониманию и даже столкновениям с традиционными буддистами. Появляются общины, основанные на принципах Дхарма-центров, имеющих учителя -гуру, чаще западного происхождения. Они, как правило, не проводят церковные службы, многие из них занимаются далеко не изучением философии буддизма, а различными коммерческими операциями.

Возникают тревожные ситуации, которые требуют применения административных мер по анализу стремительного роста религиозных организаций в Бурятии, где уже был принят ряд правовых нормативных актов, регламентирующих деятельность религиозных объединений. Но эти законодательные акты, основанные на принципах толерантности и веротерпимости, способст-

вовали и резкому увеличению религиозных объединений. Если ранее на территории республики в одном районе действовали один православный храм и один буддийский дацан, то за последнее время их стало значительно больше.

Толерантность, как любое социальное явление, имеет две стороны. Поэтому необходимо совершенствовать законодательство и правовое регулирование сферы свободы совести и религиозных взаимоотношений. Совету национальностей необходимо обратить внимание на граждан, сомневающихся в стабильности межнациональных отношений, и влиять положительно на перемену их мнения; необходимо проводить круглые столы, вырабатывать механизмы распространения норм толерантного поведения.

Отмечая общую толерантность, особенно буддийской и православной конфессий, отсутствие серьезных межконфессиональных конфликтов в Бурятии, все же необходимо обратить внимание на некоторые внутриконфессио-нальные проблемы. Так, нельзя не сказать о внутренних разногласиях в Буддийской церкви. Как и во всей России, в республике есть сложности во взаимоотношениях православных и католиков. Усиливается конкурентная борьба между религиозными конфессиями за неофитов, наблюдается политизация религиозной сферы.

Одна из особенностей современной религиозной ситуации - появление и распространение новых, нетрадиционных для данного региона конфессий. Практика показывает, что законы и постулаты этих религий имеют успех среди разных слоев населения. О полном понимании сущности и специфики современных религиозных новаций говорить пока рано, можно лишь искать правильные формы взаимоотношений общества и государства с новыми религиозными организациями на основе реализации конституционного права человека на свободу совести и свободу выбора вероисповедания.

Литература

1. Банзаров Д.Б. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 240 с.

2. Абаева Л.Л. Буряты. М.: Наука, 2004. 633 с.

3. Лебедева А.А. Некоторые итоги изучения семьи и семейного быта у русских Забайкалья // Этнограф. сб. М., 1962. Вып. 3. С. 27-37.

4. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. Новосибирск: Наука, 1987. 290 с.

5. Уланов М.С. Традиционный и «глобализированный» буддизм в современной России: проблема взаимоотношений // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы IV Межре-гион. науч.-практ. конф., Новосибирск, 2009. Новосибирск, 2009. С. 432-435.

6. Основные религиозные конфессии. Официальный сервер органов государственной власти РБ. иЯЬ: http://egov-buryatia.ru/index.pgh?id=722 (дата обращения: 30.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.