Научная статья на тему 'Религиозная ситуация и проблемы организации процесса физического и духовно-нравственного воспитания молодежи'

Религиозная ситуация и проблемы организации процесса физического и духовно-нравственного воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
148
52
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЛИГИЯ / ЦЕННОСТИ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Хомушку Ольга Матпаевна, Дубровский Николай Григорьевич

В статье рассматриваются проблемы физического и духовного воспитания молодежи на фоне происходящих кризисных процессов. Анализируется роль религиозного фактора в процессах духовно-нравственного и физического развития формирующейся личности.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Хомушку Ольга Матпаевна, Дубровский Николай Григорьевич,

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация и проблемы организации процесса физического и духовно-нравственного воспитания молодежи»

УДК 378.01

Хомушку Ольга Матпаевна

Доктор философских наук, профессор, прорктор, проректор по науке международным связям Тувинского государственного университета (ТувГУ), tgu@tuva.ru, Кызыл

Дубровский Николай Григорьевич

Доктор биологических наук, профессор, декан естественно-географического факультета Тувинского государственного университета, herel-oll@mail.ru, Кызыл

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Homushku Olga Matpaevna

Doctor of philosophy, professor, Tuvan state university, tgu@tuva.ru, Kyzyl

Dubrovsky Nikolai Grigoryevich

Doctor of biological sciences, professor, dean of the faculty of naturalgeographical faculty of the Tuva state university, herel-oll@mail.ru, Kyzyl

THE RELIGIOUS SITUATION AND THE PROBLEMS OF PHYSICAL, SPIRITUAL AND Moral EDUCATION PEOPLES

Современный этап развития Республики Тыва характеризуется радикальными изменениями во всех областях общественной жизни, происходящими на фоне тех кризисных явлений, которые поразили не только экономическую и политическую сферы, но и распространилась на духовную область, на внутренний мир каждого члена общества, вызвав тем самым глубокие потрясения всех сфер жизни человека.

Рассматривая причины кризиса в духовной жизни, нельзя ограничиться общими положениями об отставании общественного бытия или ссылкой на возможность гигантских скачков назад в общественном развитии. Разразившийся кризис - вовсе не случайное явление, не исключение из правил, нарушившее неуклонный подъем нашего общества, но закономерный результат, ставший итогом всего предшествующего развития.

Однако кризис духовной жизни связан не только с этими процессами. Более пагубное влияние на развитие духовной культуры в Туве было оказано гораздо раньше, когда после народной революции в 1921 году произошло разрушение старых ценностей и традиций, кристаллизация которых происходила на протяжении длительной истории. Разрушение системы традиций в целом привело к такой ситуации, когда человек не только не знает, что ему нужно и что он может делать, но и что он хочет в духовной жизни. К чувству

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА... неполноценности добавляется ощущение утраты смысла жизни и духовной опустошенности. Причем в условиях духовного кризиса это чувство охватывает не только самых обездоленных, его испытывают и вполне обеспеченные люди, внешне благополучные и счастливые семьи.

Ценность человеческой жизни, гуманное отношение к другим есть нравственное ядро духовности, т. е. духовность - это образ жизни человека и общества по законам нравственного мира на основе неукоснительного соблюдения общечеловеческих норм морали и нравственности. Поэтому центральным ядром духовного возрождения народа являются следующие моменты:

- распространение общечеловеческих норм морали и нравственности,

- формирование позитивного отношения к природе и окружающему миру,

- воспитание молодежи на лучших примерах традиционной культуры,

- возрождение традиционных форм религии как части духовной культуры.

Традиционная тувинская семья ориентировалась на сохранение и воспроизводство таких духовных ценностей, как преемственность поколений (передача навыков поведения, морально-нравственных норм, хозяйственных навыков от отца к сыну, от матери к дочери), уважительное отношение к труду и т. д. Именно поэтому наибольшее внимание всегда уделялось детям. Особым почетом окружались женщины, родившие и воспитавшие достойных членов рода. Сама система воспитания в тувинском традиционном обществе обеспечивала своевременное, постепенное вхождение человека в круговорот мира как еще одного необходимого звена. Тем не менее в настоящее время семья не является главным фактором приобщения индивида к традиционным ценностным ориентациям. Корни этого явления уходят к тому периоду времени, когда происходила ломка старых понятий и представлений; вследствие чего утратилась генетическая связь поколений, поскольку родители современной молодежи сами не получили информации о семейных религиозно-этических нормах и традициях, входящих в религиозную систему ценностей.

Современная религиозная картина в Туве определяется ее поликонфес-сиональностью, характеризующейся двумя тенденциями: возрождением и развитием традиционных религиозных верований (на территории Тувы это - шаманизм, буддизм и православие) и возрастающим влиянием протестантских образований. Причины этого заключается в следующем: финансовые проблемы, низкий уровень благосостояния населения, что затрудняет возможность материальной поддержки, благотворительности, тогда как многие протестантские общины могут финансироваться зарубежными религиозными организациями (оказание гуманитарной помощи, рождественские подарки, финансирование обучения своих последователей и т. д.).

К числу традиционных религиозных верований, сохранившихся до настоящего времени, относится шаманизм, не вытесненный буддизмом, ставший официальной религией в Туве в 18 веке. Репрессии, коснувшиеся в 30-е годы служителей культа, привели к разрушению существовавшей системы религиозного образования. К 90-м годам в Туве практически не осталось

лам, имеющих полное буддийское образование. Поэтому в настоящее время первоочередной задачей для буддийских общин является воспитание образованного ламства из числа молодых учеников.

В настоящее время в Туве продолжается процесс формирования новых религиозных общин, причем достаточно интенсивно этот процесс происходит как в традиционных конфессиях (буддизм), так и в протестантских. Возрастает влияние новых религиозных движений (Трансцендентальная медитация, Церковь Объединения и др.).

В целом подобная картина соотносится с общей религиозной ситуацией в России, когда ранее неизвестные в стране религиозные движения оказывают все более ощутимое влияние, что стало создавать определенные проблемы в различных социокультурных областях. Причина подобного явления заключается, в частности, в возможности широкой деятельности, гарантированной российским законодательством о свободе совести, а также соответствующим финансовым обеспечением.

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Вместе с тем, воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которые мало способствуют улучшению социокультурной жизни молодых людей. Негативные процессы в социальной жизни сопровождаются разрушением нравственно-этических норм; традиций семейного уклада, ухудшением здоровья детей и молодежи, снижением уровня их физической подготовленности; распространением болезней, имеющих социальную обусловленность; ростом депрессий, стрессов, неврозов, агрессивности. На этом социальном фоне высокие духовные и нравственности ценности бытия, такие как любовь к Отечеству, забота о ближних, самоценность личности, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, культура поведения утрачивают свое значение.

Выбор человеком того или иного типа духовности зависит от множества условий. В настоящее время он все больше становится осознанным индивидуальным выбором. Тем не менее сложившаяся общая ситуация характеризуется острым противоречием между богатством духовного потенциала и уровня его реализации в различных сферах духовной культуры.

Острота существующих проблем делает актуальной задачу сохранения генофонда нации и разработку системы мер по обеспечению ее духовного возрождения. Молодые люди испытывают потребность в определенных нравственных ориентирах. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, религия зачастую выступает хранительницей нравственных норм. Духовная культура Тувы обладает значительным потенциалом и может служить фундаментом для обновления жизни народов Тувы, это касается самой традиционной системы хозяйства, традиционных промыслов, всего уклада жизни.