Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ В СОВРЕМЕННЫХ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВАХ'

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ В СОВРЕМЕННЫХ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
516
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / КОРАН / ШАРИАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселева Ксения Олеговна, Нагорная Мария Сергеевна

В данной статье на основе анализа нормативно-правовых актов, религиозных постулатов и официальных статистических данных рассмотрено соотношение права и морали, особенности их взаимодействия в современном исламском мире. Исследуетсявлияние норм Шариата и предписаний Корана как эффективных социальных регуляторов на правомерное поведение индивида, акцентируется внимание на преобладании моральных норм в законодательстве государств религиозной правовой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGIOUS LEGAL TRADITION: THE RELATIONSHIP OF LAW AND MORALITY IN MODERN ISLAMIC STATES

In this article on the basis of the analysis of normative-legal acts, religious postulates and official statistical data the correlation of law and morality, features of their interaction in the modern Islamic world is considered. The influence of the norms of the Sharia and the Koran as effective social regulators on the lawful behavior of the individual is investigated, attention is focused on the predominance of moral norms in the legislation of the states of the religious legal family.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ В СОВРЕМЕННЫХ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВАХ»

Киселева К.О. Религиозная правовая традиция: соотношение права и морали в современных исламских государствах / К.О. Киселева, М.С. Нагорная // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2022. - Т. 2, №2 (37). - С. 57-62

УДК 34.01 ББК 67.99

РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ В СОВРЕМЕННЫХ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

КИСЕЛЕВА К.О., НАГОРНАЯ М.С. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия e-mail: kiseleva_ksenia235@mail. ru

Аннотация

В данной статье на основе анализа нормативно-правовых актов, религиозных постулатов и официальных статистических данных рассмотрено соотношение права и морали, особенности их взаимодействия в современном исламском мире. Исследуетсявлияние норм Шариата и предписаний Корана как эффективных социальных регуляторов на правомерное поведение индивида, акцентируется внимание на преобладании моральных норм в законодательстве государств религиозной правовой семьи.

Ключевые слова: право, мораль, нравственные принципы, ислам, религиозная правовая семья, Коран, Шариат.

Актуальность. Мировая монотеистическая религия ислам занимает второе место по численности приверженцев (24,1%) и обладает своей уникальностью и особой природой. Соотношение права и религии объективно является одним из ключевых факторовразвития государств в современных условиях, с одной стороны, религия и закон являютсясовершенно разными категориями, с другой, имеют колоссальную

взаимосвязь,обуславливающуюся объединением правосознания и религиозного мировоззрениявследствие возрастания значения религии в массовом сознании людей как мотивирующегопринципа социального

поведения.В современных реалиях в большинстве стран мира моральные ценности стоят на грани разрушения, данная тенденция не характерна для стран религиозной правовой семьи. В правовой политике, например Омана, зафиксирован перечень принципов,

декларированных статьей 12 конституции государства: справедливость, равенство, взаимопомощь, милосердие друг к другу и др. За их несоблюдение аналогичным образом будет предъявлена санкция, но уже иного типа -правовая. В силу всего вышеперечисленного вытекает идея того, что право и мораль сосуществуют. Хоть это особые, относительно самостоятельные области человеческих

ценностей, они объективно нуждаются в органической взаимообусловленности и взаимовлиянии, а их динамика, постоянное изменение отражают факторы развития или деградацию общества. Именно поэтому, мораль и право соотносят между собой, как идентичное, различное или взаимодействующее.

Объектом исследования являются право и мораль как социальные регуляторы в различных жизненных аспектах, а также общественные отношения, возникающие в социальном взаимодействии в современном исламском мире.

Цель работы. Рассмотреть соотношение права и морали, особенности их взаимодействия в современном исламском мире, исследовать влияние норм Шариата и предписаний Корана как эффективных социальных регуляторов на правомерное поведение индивида в государствах религиозной правовой семьи.

Материалы и методы. При написании работы использовались существующие научные исследования в данной области,положения религиозных постулатов, нормативно-правовых актов арабскихгосударств, официальные статистические данные, информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой практики. Методологическую основу исследования составляют методы анализа, сравнительного правоведения и

государствоведения, статистический и другие методы познания.

Результаты исследования. Мораль и право в политико-правовой мысли отражают социальный эффект, призванный

совершенствовать и упорядочивать

общественную жизнь, по-своему регулировать поведение людей, поддерживать порядок, согласовывать интересы личности и общества. Раскрывая сущность важнейших социальных регуляторов, мы можем выявить зависимость двух элементов друг от друга. Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженной большей частью в законодательстве и регулирующей

общественные отношения. Принципы данного элемента фиксируют исходные начала, положения, идеи, установки процесса его формирования, развития и функционирования, а функции права позволяют познать предназначение права в обществе, его динамику. Мораль - это совокупность представлений людей об их должном поведении в той или иной ситуации, которые реализуются в их же поведении и, соответственно, в отношениях между людьми. Принципы данного элемента означают исходные положения, на основе которых строится все моральное поведение человека, а функции обеспечивают обществу устойчивость его существования и стабильность развития. Несмотря на то, что эти области человеческих ценностей особые и относительно самостоятельные, они объективно нуждаются в органической взаимообусловленности и взаимовлиянии, а их динамика, постоянное изменение отражают источники развития или деградацию общества [1].

Изучая соотношение права и морали в современных зарубежных странах, особенно ярким примером являются мусульманские, для которых значительную роль играет религия. Известно, что социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизни людей. И хотя право играет значительную роль, оно, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические

регулятивные функции в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами, в данном случае, с моралью.

Рассмотрим соотношение права и морали в религиозной правовой семье на примере

Уголовно-процессуального закона Королевства Саудовская Аравия. Исследуя нормативно-правовой акт, первым можно отметить то, что форма судопроизводства является частью Шариата, т.е. совокупности религиозных предписаний мусульманам, касающихся практически всех сторон их жизни [2]. Данный аспект позволяет нам считать, что поведение людей базируется, в первую очередь, на моральных принципах. Саудовская Аравия -патриархальная страна, европеизация, касающаяся общественной жизни, в условиях глобализации и выполнения международно-правовых обязательств выражена локально. В современных условиях признания прав человека, демократических принципов развития государств, приоритета гражданского общества и правового государства Шариат Саудовской Аравии сложен для понимания представителей иных стран, поскольку санкциями за нарушение закона являются насильственные методы "воспитания", что кажется нравственно неприемлемым в 21 веке. В качестве примера можно привести статью 11 Уголовно-процессуального закона, которая гласит, что " Приговор к смерти, забиванию камнями, ампутации или кисас, в случаях иных, чем смерть, <...>, не должен быть окончательным, если только он не подтверждён постоянным составом Высшего судебного совета", однако, для большинства мусульман, Шариат - это право управлять собой так, как они считают нужным, исходя из воспитания и сложившегося в обществе " ярлыка поведения". Доказательством является статья 9 данного закона: "Приговоры могут оспариваться либо осужденным, либо обвинителем". Ещё одной особенностью нормативно-правового акта Саудовской Аравии является то, что в отличие от общего права, исламское право может включать такие аспекты, как "не лги", "не пей", "не воруй", что имеет моральные призывы, а не угрозы наказания.

Гипотеза, что благодаря моральным законам Шариата, уровень преступности минимален, подтверждается анализом статистических данных. В качестве доказательства, мы сравнили индекс преступности в государствах романо-германской, англо-саксонской и религиозной правовых семей (выборочно).

Анализируя данные таблицы, мы видим, что минимальный криминогенный уровень по международному рейтингу " Индекс

преступности" демонстрируют именно

мусульманские государства: Катар - 11,9, Объединенные Арабские Эмираты - 15,45, Оман - 20,62, Саудовская Аравия - 26,68, Бахрейн -26,86. Максимальный уровень - в Венесуэле -84,36, в Германии - 35,14, Великобритании -44,54, Франции - 47,37, США - 47,7, Российской Федерации - 40,6.

Таблица 1

Индекс преступности по международному

На наш взгляд, показательны данныемеждународного рейтинга "Уровень умышленных убийств на 100 тыс. населения", они также характеризуют уровень правомерного поведения и правового воспитания граждан.

Таблица 2

Уровень умышленных убийств по

К минимуму сводится количество случаев самых тяжких преступлений против жизни также в религиозных странах: Оман - 0,27, Катар - 0,38, Объединенные Арабские Эмираты - 0,5, Бахрейн - 0,52, Саудовская Аравия - 1,3. Среди государств, принадлежащих англосаксонской и романо-германской правовым семьям, с наименьшим показателем выступает

Германия - 0,95, остальные превосходят единицу: Великобритания - 1,2, Франция - 1,2, США - 4,96 (106 место в рейтинге из 175 возможных), Российская Федерация - 8,21 (135 место), Венесуэла - 36,69 (170 место).

На наш взгляд, необходимо затронуть вопрос о различии правовой культуры мусульманина и человека, который не придерживается норм Шариата, по крайней мере, с малых лет. Наряду с Шариатом, значительную роль играет Коран -священная книга, на которую идёт опора при воспитании человека в исламском мире с самого детства [3]. С ранних лет индивид слышит постулаты, формирующие его мировоззрение, например по Корану в суре "ан Наджм" аят 39 гласит "Человек получит только то, к чему он стремился". Такое правило побуждает к самоанализу своих намерений и стремлений. В суре "Аль-Худжурат" в аяте 11 рекомендовано: "...Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них.... Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами.". Данное положение содержит такие моральные ценности, как добро, мудрость и совесть, получается, верующий мусульманин растет в нравственных рамках, поэтому совершать противоречащие этому деяния он не может.

Рассмотрим соотношение права и морали в государствах религиозной правовой семьи на основе анализа нормативно-правовых актов и религиозных догм.

Катар - одна из самых безопасных стран в мире, обращаясь к Конституции данного государства, мы можем увидеть приоритет моральных ценностей в следующих нормах: статья 18: "Общество Катара основано на принципах справедливости,

благожелательности, свободы, равенства и высокой морали", статья 50: "Каждому гарантируется свобода вероисповедания для поддержания общественного порядка и морального облика страны", а в статьях 53: "Защита страны является долгом каждого гражданина" и 54: "Государственная служба -долг каждого гражданина. Исполнение служебных обязанностей должно стать его главной целью", в них зафиксированы такие моральные принципы, как долг, патриотизм и честь.

Объединенные Арабские Эмираты - страна с высоким уровнем жизни, стабильной политической и экономической обстановкой. По

рейтингу, 2020 г.

Место в рейтинге Государство Индекс преступности

1 Катар 11,9

3 Объединенные Арабские Эмираты 15,45

5 Оман 20,62

19 Саудовская Аравия 26,68

20 Бахрейн 26,86

34 Германия 35,14

42 Российская Федерация 40,6

58 Великобритания 44,54

69 Франция 47,37

71 США 47,7

127 Венесуэла 84,36

международному рейтингу, 2020 г.

Число

Место в рейтинге Государство умышленных убийств на 100 тыс. населения

3 Оман 0,27

5 Катар 0,38

10 Объединенные Арабские Эмираты 0,5

11 Бахрейн 0,52

29 Германия 0,95

39 Великобритания 1,2

39 Франция 1,2

43 Саудовская Аравия 1,3

106 США 4,96

135 Российская Федерация 8,21

170 Венесуэла 36,69

причине огромного туристического оборота в государстве, граждане считают крайне важным показать себя безопасной территорией, а также приучить приезжих уважать местные законы и нравственные ценности.Существуют жёсткие, с точки зрения приезжих, религиозные табу: запрет на "откровенные" наряды, запрет на заносчивое, шумное поведение, запрет на публичное проявление чувств, запрет на фотографирование арабских женщин, молящихся людей, интерьеры мечетей [4]. Свою роль играют наказания за нарушение прав другого человека: за оскорбление индивида грозит срок тюремного заключения на 2 месяца в первый раз, на полгода - во второй. За "шутки" в адрес женщины по поводу её телосложения налагается штраф в размере около 18 000 дирхам (в руб. около 315 тыс.), при попытке дотронуться до ее фигуры, сумма взыскания увеличивается в 3 раза. Данные правила отражены в религиозных постулатах, санкции -в нормативно-правовых актах, таким образом мы видим чёткое соотношение права и морали.

Министерство иностранных дел и по делам содружества (FCO) описывает ситуацию с правопорядком в Омане как "в целом хорошую". По международному рейтингу страна занимает 5 место по индексу преступности и 3 место по количеству умышленных убийств на 100 тыс. населения. Оман -государство, несколько отличающееся от своих соседей более либеральной правовой культурой, однако жёсткость наказаний до сих пор шокирует обывателей европейских стран. В уголовном кодексе Омана в главе 1 " Основные наказания" содержится перечень санкций: смертная казнь, лишение свободы, штраф, лишение некоторых или всех прав, конфискация, депортация иностранцев, запрет на проживание в определённом месте или частное его посещение и другое. Отдельно прописаны социально значимые работы, которые обязан выполнить осужденный: чтение наизусть сур Корана, обучение грамотности, уборка и обслуживание мечетей, уход за людьми с особыми потребностями и другое. Целью принуждения, приговоренного к работам, является ресоциализация, привитие таких нравственных ценностей как дисциплина, благоразумие, альтруизм.

В отчёте Интерпола зафиксировано, что практически безупречной системой обеспечения общественной безопасности обладает Бахрейн. Исследование статистических данных,

представленных на платформе мировой и региональной статистики,показало:

прецедентов умышленного причинения смерти человеку в данной стране приходится 0,52 случая на 100 тыс. населения. Низкие показатели, на наш взгляд, объясняются значительным вниманием государства и обществак "поддержанию нравственности населения". В преамбуле Конституции Бахрейна прописаны условия поправок: " Поправка была сделана с учётом всех высших ценностей и человеческих моральных норм, изложенных в Национальной Хартии... Поправки к Конституции исходят из следующей предпосылки: благородные люди Бахрейна полагают, что ислам приносит спасение в этой жизни и следующей... он постулирует, что мудрость - цель верующего человека", данное утверждение акцентирует внимание на значительности внутренних убеждений индивида.

По статистическим данным самый высокий уровень преступности среди государств религиозной правовой семьи зарегистрирован в Афганистане - 76,97. Можно предположить, что причиной этого являются военные действия, однако, обращаясь к Конституции данной страны, мы также можем выделить моральные принципы, зафиксированные в законе: статья 39 "Защита родины является священной обязанностью всех подданных Афганистана. Все подданные Афганистана обязаны в соответствии с предписанием Закона проходить военную службу"; статья 26 "... Свобода и достоинство человека гарантированы от всяких посягательств и неотделимы друг от друга... Государство обязано уважать и защищать свободу и достоинство человека"; статья 31 "Гарантируется свобода мысли и слова...". Данные нормы несут в себе такие моральные ценности, как долг, свобода, ответственность, честь, ограждают подданных от мыслей, противоречащих постулатам Корана, и побуждают считать исповедующих Ислам нравственно-воспитанными, не способными пойти против воли Аллаха, нарушить моральную идиллию страны.

Безусловно, не каждый представитель религиозного государства обладает в полной мере правомерным поведением и является " благоразумным к закону своей страны", однако их преобладающее количество. Основной причиной преступлений, по мнению аналитиков, является отсутствие или низкий

уровень образования, зачастую родители для поддержания благосостояния семьи вынуждены отправлять своего ребёнка на заработки вместо получения образования, отсюда появляются различные преступления: эксплуатация детского труда, торговля наркотическими веществами, секс-торговля, преступления против фауны. Относительномусульманских стран Саудовской Аравии, Катара, Омана, Бахрейна, ОАЭ, показатель личной безопасности жителей находится на самом высоком уровне в мире, что подтверждается международным рейтингом ИоЬаШтапсе 2021 года. Случаи серьёзных преступлений в данных странах редки, их наличие, в целом, можно объяснить тем, что идеально " чистого" государства не существует, поскольку общество всегда дифференцированно по уровню правомерного поведения [5]. Анализ официальной статистики убеждает нас в правильности гипотезы, что благодаря моральным принципам, согласованно отраженным в религиозных и правовых нормах, нравственному воспитанию с малых лет, уровень преступности демонстрирует низкие показатели.

Таким образом, мусульманские страны достаточно безопасны с точки зрения рисков стать жертвой нарушителей закона; индивидов, которые способны действовать наперекор

совести и нарушать моральные ценности в них гораздо меньше, чем в государствах романо-германской и англо-саксонской правовых систем. Это означает, что правомерное поведение жителей религиозных стран соответствует нормам Шариата и нормам морали, прописанных в нем.

Выводы. Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются основными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию и взаимно дополняют друг друга. Мы проследили актуальность взаимодействия права и морали в современных реалиях, исследуя мусульманский мир. Страны религиозной правовой системы управляются исламскими законами, законодатели

руководствуются прецедентом и тем, что считается основной справедливостью и моралью. Данное положение доказано путем анализа норм Шариата, постулатов Корана, роли их влияния на представителей мусульманских государств, подтверждения данными официальной статистикии конкретными примерами закрепления нравственных ценностей в предписаниях законов данных стран.

Список литературы

1. Бялт В. С. К вопросу о соотношении права и морали в системе социального регулирования /В. С. Бялт, С.Ю. Чимаров // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №33. - С. 212-217.

2. Ильин А. Мудрость исламской культуры в информационном мире / А. Ильин //Вестник Казахского национального университета. Серия религиоведение. - 2021. - №4. - С. 84-91.

3. Михайлова О.Д. Мусульманское право, как разновидность религиозной правовой системы и его влияние на светскую правовую традицию западноевропейских стран в условиях глобализации / О.Д. Михайлова, А.В. Молодчик, М.С. Нагорная // Управление в современных системах. - 2020. - №1 (25). - С. 65-75.

4. Шадиярова Г.Б. Жизненные стратегии верующих мусульман: теоретический обзор /Г.Б. Шадиярова // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2022. - №1 (43). - С. 312-319.

THE RELIGIOUS LEGAL TRADITION: THE RELATIONSHIP OF LAW AND MORALITY

IN MODERN ISLAMIC STATES

KISELEVA K.O., NAGORNAYA M.S. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: kiseleva_ksenia235@mail.ru

Abstract

In this article on the basis of the analysis of normative-legal acts, religious postulates and official statistical data the correlation of law and morality, features of their interaction in the modern Islamic world is considered. The influence of the norms of the Sharia and the Koran as effective social regulators on the lawful behavior of the individual is investigated, attention is focused on the predominance of moral norms in the legislation of the states of the religious legal family.

Keywords: law, morality, moral principles, Islam, religious legal family, Quran, Shariah.

Сведения об авторах

Киселева Ксения Олеговна,

kiseleva_ksenia235@mail.ru, образовательное

учреждение высшего образования "Южно-Уральский технологический университет", кафедра

юриспруденции, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, Комсомольский пр., 113а.

Нагорная Мария Сергеевна, к.и.н., marya.nagornaya@mail.ru, Образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский

технологический университет", доцент кафедры юриспруденции, кандидат исторических наук, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, Комсомольский пр., 113а.

Author Information

Kiseleva Ksenia Olegovna,

kiseleva_ksenia235@mail.ru, Educational Institution of Higher Education "The South Ural University of Technology", Department of Jurisprudence, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky ave., 113a

Nagornaya Mariya Sergeevna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

marya.nagornaya@mail.ru, educational institution of Higher Education "South Ural University of Technology", associate Professor of the Department of Jurisprudence, candidate of historical sciences, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky ave., 113a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.