Научная статья на тему 'Регламентация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права'

Регламентация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регламентация уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права»

Хутыз Руслан Асланбиевич

аспирант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета (тел.: 89184654210)

Регламентация уголовной ответственности за незаконный

оборот наркотиков в законодательстве государств мусульманской системы права

Аннотация

В статье рассмотрено влияние идеологии ислама на дифференциацию уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.

Annotation

In article influence of ideology of Islam on differentiation of the criminal liability for a drug trafficking is considered.

Ключевые слова: наркотизм, незаконный оборот наркотиков, уголов-ная ответственность, дифференциация ответственности, ислам, шариат, смертная казнь.

Key words: narcotism, a drug trafficking, the criminal liability, differentia-tion of responsibility, Islam, Sheriyat, the death penalty.

К

риминологическое значение христианства, ислама, буддизма прояв-ляется в нормах уголовного права современного государства, в деятельности, способствующей укреплению мира между народами, ослаблению межрелигиозной вражды и устранению существующих причин преступности [1, с. 62-64]. Стремительное распространение наркотизма создает угрозу для здоровья большинства народов, населяющих нашу планету. И если ранее наркотизм рассматривался как проблема высокоиндустриальных государств Европы и Северной Америки, то в настоящее время эта проблема приобрела масшта-бы транснационального бедствия. В утвержденной Указом президента РФ "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" подчеркнуто, что "противостояние региональным вызовам и угрозам во-енно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ" рас-сматривается в качестве важнейшей задачи Организации Договора о коллек-тивной безопасности и Евразийского экономического сообщества [2].

В этой связи поиск эффективных рычагов

уголовно-правового воздей-ствия на лиц, осуществляющих потребление и незаконный оборот наркоти-ческих средств и психотропных веществ, чрезвычайно актуален. На взгляд Е. В. Касторской: "Уровень наркопреступности положительно коррелирует с либерализмом уголовно-правовой политики по отношению к наркотизму. Поэтому в странах романо-германской правовой системы он наиболее высок (в сотни раз превышает соответствующий показатель по Китаю и по многим мусульманским странам)" [3, с. 19]. Обратимся к анализу опыта регламента-ции уголовной ответственности в отдельных странах мусульманской право-вой группы.

Ислам - религия закона. Если другие мировые религии подверглись существенной секуляризации и потеряли свое былое социальное могущество, то ислам сохраняет свое светское значение. Причины этого коренятся в са-мой природе этого религиозного учения. Аллах указал верующим истинный путь (шариат), в соответствии с которым каждый мусульманин обязан стро-ить свою жизнь. "В Законе этом кроется сохранность вашей жизни - о, вы, кто обладает разуменьем! Чтоб благочестие могли вы обрести" (Сура 2, аят 179). В полной мере сказанное относится и к области уголовно-

151

правовой превенции. С одной стороны, верность Аллаху означает бесспорность импе-ративов, изложенных в Коране и Сунне. С другой стороны, эти императивы, имеющие отношение к санкциям за преступления, вызывающе архаичны. Классификация преступлений, принятая в мусульманском праве, относит наркопреступления к группе наиболее тяжких (Hadd). Они считаются пре-ступлениями против Аллаха.

Однако следует иметь в виду, что структура и содержание современно-го мусульманского права в большой степени коррелируют с такими фактора-ми как геополитическое расположение государства (общая граница со стра-нами экспортерами наркосырья; произрастание наркотикосодержащих расте-ний на территории государства); влияние колониального прошлого (Англия, Франция); подверженность общества влияниям извне (в частности, США и Европа); степень сохранения целостности идеологии ислама. На основе при-веденных параметров все названные государства можно подразделить на 2 группы:

1. Мусульманские государства, строящие свою уголовную политику на основе только норм шариата. Так, в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Йемен, Судан, Мавритания) наказание определяется на основе ша-риата -своде норм, зафиксированных в Коране и сунне, т.к. они представля-ют собой идейно-теоретическую базу мусульманского права. Хотя в них со-держится немного конкретных уголовно-правовых норм, в Коране, например, не более десяти. Большинство таких норм - результат доктринальной разра-ботки на основе иджмы (согласованного мнения авторитетных знатоков ис-лама) и кияса (суждения по аналогии). Светского же уголовного закона в на-званных странах нет.

2. Мусульманские государства, осуществляющие в целом светскую уго-ловную политику, но при этом сохраняющие отдельные "вкрапления" норм шариата (Египет, Ливан, Сирия, Турция). В этих государствах преступность и наказуемость деяния закреплены в уголовном законе.

На взгляд И. М. Клейменова, "исламизация уголовной политики, при-шедшая в ряде государств (Пакистане, Ливии, Иране и др.) на смену периоду вестернизации мусульманского права, характеризуясь неприятием западных ценностей и стремлением сохранить свой духовный и политический сувере-нитет, в то же время объективно содержит разрушительный потенциал. Ар-хаизация уголовного права в

условиях тотального невежества населения закономерно приводит к проявлениям экстремизма в международных отноше-ниях" [3, с. 16].

Несмотря на попытки некоторых представителей радикальных сект ис-ламистов доказать терпимое отношение Корана к наркотикам, в действитель-ности же, такая категория как хамр, отчетливо фиксирует полный запрет для мусульман на употребление не только алкоголя, но и наркотикосодержащих веществ. В этой связи вполне объясним крайне жесткий подход мусульман-ских государств в отношении вопроса об уголовной ответственности лиц потребляющих либо распространяющих наркотики. Уже за торговлю алкоголем предусмотрены жесткие меры, вплоть до смертной казни. За подобные дей-ствия, связанные с героином, марихуаной, ЛСД, кокаином и другими нелегальными наркотиками - только смертная казнь. Курение табака карается плетьми или ударами палок по пяткам. Кроме того, закон трезвости действу-ет в ряде стран и на государственном уровне. Среди этих государств: Алба-ния, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бруней, Бутан, Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Малайзия, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция.

Обратимся к анализу норм об уголовной ответственности за наркопре-ступления в некоторых странах мусульманской группы. Безотносительно к проводимой в государстве уголовной политике, названные страны отличаются весьма суровым отношением к наркопреступлениям. Это, прежде всего, проявляется в широком применении за их совершение смертной казни. На-пример, с 1985 г. смертная казнь стала применяться за контрабанду наркоти-ков в Египте (эта мера и ранее предусматривалась законом, но не применя-л ась суд ами). Но все же пальму первенства здесь сохраняют государства, отнесенные нами ко второй группе. Много смертных приговоров выносят и много казнят в странах, где действует шариатское уголовное право. Так, в Саудовской Аравии в 2000 г. было 113 таких приговоров, в основном за нар-копреступления [4, с. 19], в 2003 г. казнено 26 осужденных из 50 пригово-ренных к этому наказанию, а в 2004 г. Имели место 33 казни [5]. В Малайзии (июль 2004 - июль 2005 г.) за наркотики казнено 36 человек из 52 всех приго-воренных к этому наказанию [5].

В 2005 г. 94 % всех известных казней проводились в Китае, Иране, Саудовской Аравии и США и были назначены за наркопреступления

_152

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

[5]. Так, например, в Иране в ст. 4 Закона "О борьбе с употреблением наркотиков" указывается на то, что казнь целесообразно совершать в общественных мес-тах. В арабских странах казнь проводится, как правило, путем отрубания головы, в бывших французских колониях -расстрелом, в британских - через повешение.

Объем криминализации деяний в сфере незаконного оборота наркоти-ческих средств в государствах мусульманской правовой группы различен. Например, законодатель Ирана устанавливает наказание в виде смертной казни за выращивание, производство, торговлю, импорт, экспорт и владение наркотическими средствами. В Судане это же наказание устанавливается и для владельцев кафе и ресторанов, где происходит употребление наркотиков или торговля ими. В государствах с преобладанием светского начала уголов-ного закона смертная казнь установлена для наркодельца или потребителя, если он является государственным должностным лицом или государствен-ным служащим (Иордания, Египет и Сирия). Кроме того, УК Египта уста-навливает уголовное наказание в виде смертного приговора в отношении лиц, которые любыми средствами, в том числе и с применением силы или обмана, побуждают любое другое лицо принимать какие-либо наркотические вещества. По УК Сирии смертная казнь предусмотрена и за торговлю нарко-тиками.

Законодатель Ирана устанавливает смертную казнь в отношении лиц, совершивших неоднократное вовлечение в потребление наркотиков, если это повлекло заболевание наркоманией. Турецкий уголовный кодекс предусмат-ривает высшую меру наказания за организацию производства героина, ко-каина, морфия или гашиша (руководство преступными организациями). Это же наказание предусмотрено и за организацию контрабанды героина, кокаи-на, морфия или гашиша, вовлечение несовершеннолетних в наркобизнес, ру-ководство преступными организациями (ст. 403 п. п. 5, 6, 7). В Объединен-ных Арабских Эмиратах за контрабанду наркотиков и дилерскую деятель-ность предусмотрены суровые наказания, включая смертную казнь. Однако в отношении дилеров применяется дифференцированный подход. В частно-сти, в случае, если преступление совершено впервые - предусмотрены нака-зания в виде лишения свободы, порки или финансового штрафа или все од-новременно. Для рецидивистов наказание устанавливается более строгое, лицо может быть приговорено к смертной казни.

В Саудовской Аравии, Йемене, Судане, Мавритании, наряду с указан-ным наказанием за наркопреступления, широко применяется предусмотрен-ное шариатом бичевание. При этом за совершение преступления впервые наказывают 100 ударами плетью, вторично - 80, а в третий раз - 40-80 ударами пальмовой ветви.

В странах, где наряду с нормами шариата действует светский уголов-ный закон, в нем закрепляется целая система преступлений в сфере незакон-ного оборота наркотических средств. Так, в соответствии с УК Турции производство некоторых видов наркотиков наказывается лишением свободы на срок от 10 до 24 лет и штрафом в сумме 10 лир за каждый грамм наркотика, но не менее 3000 турецких лир (ст. 403, п. 2). Однако за производство герои-на, кокаина, морфия и гашиша назначается пожизненное заключение и штраф в размере 10 лир за каждый грамм наркотика, но не менее 3000 лир (ст. 403 п. 2). В Законе предусматривается ответственность за незаконный сбыт нарко-тиков. Эта ответственность усиливается, если осуществляется незаконный сбыт кокаина, морфина, героина или гашиша или организованный сбыт нар-котиков на профессиональном уровне. За незаконную торговлю наркотиками назначается наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 24 лет и штраф в сумме 10 лир за каждый грамм, но не менее 3000 лир (ст. 403 п. 3). За незаконную торговлю кокаином, морфием, героином или гашишем назна-чается лишение свободы на срок от 10 до 24 лет, а сумма штрафа возрастает до 10000 лир. Хранение наркотиков карается только лишением свободы. В том случае, если это преступление совершается при наличии квалифици-рующего признака: хранение наркотиков с целью сбыта - лишение свободы достигает 24-летнего срока.

Влияние шариата на регламентацию уголовной ответственности за наркопреступления проявляется также и в установлении уголовной ответст-венности за хранение и потребление наркотических средств. Однако жест-кость санкций здесь во многом определяется той уголовной политикой, кото-рую осуществляет государство. Так, государства, относящиеся к группе стран, придерживающихся незыблемых норм шариата, рассматривают ука-занные деяния наравне с другими наркопреступлениями. Поэтому в них пре-дусматриваются строгие наказания, вплоть до смертной казни (Сингапур, Йемен, Малайзия и др.). Напротив, в странах, осуществляющих курс на свет-ское уголовное законодательство, отмечается более гуманный

153

подход к по-требителям наркотиков. В частности, по уголовному законодательству Сирии и Ливана в качестве альтернативной меры воздействия предусмотрено поме-щение в специальное заведение алкоголиков, наркоманов и других лиц. На-пример, большинство экспертов отмечают, что Саудовская Аравия имеет достаточно гуманный закон. Рассматривая наркомана как пациента, нуж-дающегося в медицинской помощи, закон предоставляет широкие возможно-сти для их лечения и освобождения от наказания. Однако по решению судьи потребитель наркотиков может быть приговорен к тюремному заключению сроком на два года. В стране создана сеть реабилитационных центров, рас-считанных на лечение коренных жителей от наркотической зависимости. Всего в Объединенных Арабских Эмиратах сейчас насчитывается пять по-добных медицинских учреждений: по одному в эмиратах Абу-даби, Аджман и Шарджа и еще два в Дубае. При этом следует отметить, что одним из основополагающих принципов антинаркотической пропаганды в этой стране служит утверждение, что исламская мораль и наркомания несовместимы. Большое внимание уделяется образовательным программам. В стране ежегодно проводятся мероприятия под лозунгом "Неделя без наркотиков". В 2005 году в эмиратах вышла в свет почтовая марка с предупреждением об опасности употребления наркотиков. Кроме того, власти эмиратов законода-тельно стимулируют своих граждан, подверженных этому заболеванию, самостоятельно обращаться за получением необходимой медицинской помощи. В соответствии с действующим законодательством, граждане ОАЭ, которые добровольно пришли в полицию или реабилитационный центр и заявили о своих проблемах с наркотиками, освобождаются от уголовного преследова-ния и направляются для прохождения соответствующего курса лечения. Как правило, этот курс рассчитан на два года, включая возможность нахождения в своей семье [6].

Наряду с этим в ряде мусульманских государств приняты законы, при-званные урегулировать вопросы медицинского потребления наркотиков и их законный оборот. В частности, в 1933 г. в Саудовской Аравии был принят за-кон "О запрещении торговли наркотиками и их использовании" № 3318. Положения данного закона регулируют порядок обращения с наркотиками в медицинских и научно-исследовательских целях, а также предусматривают уголовную ответственность за нарушении действующего порядка. Подобный

закон был принят в 1993 г. в Йеменской Республике - закон " О борьбе с не-законными торговлей и использованием наркотических средств и психотроп-ных веществ" [7, с. 17].

Подводя итог анализу правовых основ регламентации уголовной ответ-ственности за наркопреступления в некоторых мусульманских государствах, остановимся на следующих ключевых выводах:

- несмотря на сложные процессы становления мусульманского уголов-ного законодательства, его большую подверженность влиянию законодатель-ства бывших преторий (Франции, Великобритании), его самобытность, осно-ванная на вероучении Ислама, создает предпосылки для сдерживания массо-вого распространения наркотизма;

- влияние исламского вероучения проявляется в государствах мусуль-манской системы права в категорическом неприятии наркотизма и установ-лении жестких санкций за наркопреступления, вплоть до смертной казни;

- в качестве устойчивой тенденции следует указать явно карательный уклон уголовной политики в странах, не имеющих уголовные законы, а от-талкивающихся от постулатов шариата (наркопреступления здесь оценива-ются как наиболее тяжкие, так как посягают на Аллаха);

- в странах с приоритетом к формированию светской системы уголов-ного законодательства, напротив, явно прослеживается влияние гуманисти-ческих идей, которые находят отражение в осуществлении различных реабилитационных программ для лиц, потребляющих наркотики, пропаганды здо-рового образа жизни, развития институтов международного сотрудничества по линии противодействия наркомафии. Важно подчеркнуть, что указанные государства являются участницами Конвенции ООН 1988 г.

Опыт мусульманских государств представляет несомненный интерес для отечественной уголовно-правовой и криминологической доктрины. По-учителен он и для правоприменительной практики. Вполне приемлем и для учета в процессе законотворчества. В обобщенном виде, на наш взгляд, ука-занный опыт дает основание усомниться в необходимости слепо следовать концепции гуманизма. И играть в игру под названием "права человека". В данном случае реальность и губительность для современного общества нар-котической угрозы вынуждает общество и государство проводить беспощадную войну в отношении представителей наркобизнеса, вплоть до их фи-зического

_154

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • № 4(26)

уничтожения. Наряду с этим необходимо осуществлять монито-ринг и контроль за лицами, допускающими потребление наркотических средств, вплоть до их принудительного лечения и реабилитации. И, конечно, нельзя сбрасывать о счетов большой профилактический потенциал обще со-циальной профилактики, в частности формирование духовных начал непри-ятия наркотизма и его субкультурных атрибутов, на основе религиозной и национальной самоидентификации человека.

Литература

1. Касторская Е. В. Непреходящее значение библейских заповедей и уголовный закон Рос-сии // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс: Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. О. М. Латышева, В. П. Сальникова. СПб., 1998. Ч. 2.

2. Указ Президента Российской Федерации "О

стратегии национальной безопасности Российской Федерации"от 12 мая 2009 года № 537 //Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Клейменов, И. М. Борьба с преступностью в государствах различных правовых

систем (сравнительное исследование). автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Омск, 2002.

4. Рамез А. Э. Наказание по уголовному праву арабских стран: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М.,2002.

5. Amost serious crime # 25A82E//www.ihra.net/ Assets / 540/1/ Linesamost seriouscrime -may07.pdf.

6. Хасянов А. Ж. ОАЭ: борьба с международным наркотрафиком//Консультант Плюс. 2009.

7. Масаб Али Саид. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с наркотиз-мом в Йеменской Республике и Саудовской Аравии. Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000.

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.