Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ОТ СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ К АБСОЛЮТИЗМУ'

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ОТ СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ К АБСОЛЮТИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I / "ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ" / ДУХОВНАЯ КОЛЛЕГИЯ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / ПАТРИАРХ АДРИАН / МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА МИТРОПОЛИТ С.ЯВОРСКИЙ / ЕПИСКОП Ф.ПРОКОПОВИЧ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назаров А.А.

В статье рассмотрены основные этапы религиозной политики Петра Великого. Государь отказался от традиционной для Руси системы управления, основанной на симфонии светской и духовной власти. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый патриарх избран не был. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит С. Яворский. Православная церковь была лишена финансовой и хозяйственной самостоятельности. В 1711 году церковь была подчинена Правительствующему сенату. Разногласия государя и местоблюстителя по вопросам церковной реформы привели к выдвижению нового духовного лидера - Ф. Прокоповича, которому поручили создать Духовную коллегию и разработать «Духовный регламент». В 1721 году светской и духовной власти удалось достичь компромисса: патриаршество было упразднено, но вместо Духовной коллегии был создан Святейший синод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS POLICY OF PETER THE GREAT: FROM THE SYMPHONY OF AUTHORITIES TO ABSOLUTISM

The article considers the main stages of the religious policy of Peter the Great. He abandoned the traditional system of government for Rus', based on a symphony of secular and spiritual power. After the death in 1700 of Patriarch Adrian, no new patriarch was elected. Metropolitan S. Yavorsky was appointed locum tenens of the patriarchal throne. The Orthodox Church was deprived of nancial and economic independence. In 1711 the church was subordinated to the Governing Senate. Disagreements between the sovereign and the locum tenens on issues of church reform led to the nomination of a new spiritual leader - F. Prokopovich, who was instructed to create the Spiritual College and develop the Spiritual Regulations. In 1721, a compromise was reached: the patriarchate was abolished, but the Holy Synod was created instead of the Theological College.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ОТ СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ К АБСОЛЮТИЗМУ»

УДК 322

А.А. НАЗАРОВ

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ОТ СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ К АБСОЛЮТИЗМУ

В статье рассмотрены основные этапы религиозной политики Петра Великого. Государь отказался от традиционной для Руси системы управления, основанной на симфонии светской и духовной власти. После смерти в 1700 году патриарха Адриана новый патриарх избран не был Местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит С. Яворский. Православная церковь была лишена финансовой и хозяйственной самостоятельности. В 1711 году церковь была подчинена Правительствующему сенату. Разногласия государя и местоблюстителя по вопросам церковной реформы привели к выдвижению нового духовного лидера - Ф. Прокоповича, которому поручили создать Духовную коллегию и разработать «Духовный регламент». В 1721 году светской и духовной власти удалось достичь компромисса: патриаршество было упразднено, но вместо Духовной коллегии был создан Святейший синод.

Ключевые слова: религиозная политика Петра I, «Духовный регламент», Духовная коллегия, Святейший синод, патриарх Адриан, местоблюститель патриаршего престола митрополит С. Яворский, епископ Ф. Прокопович.

The article considers the main stages of the religious policy of Peter the Great. He abandoned the traditional system of government for Rus', based on a symphony of secular and spiritual power. After the death in 1700 of Patriarch Adrian, no new patriarch was elected. Metropolitan S. Yavorsky was appointed locum tenens of the patriarchal throne. The Orthodox Church was deprived of financial and economic independence. In 1711 the church was subordinated to the Governing Senate. Disagreements between the sovereign and the locum tenens on issues of church reform led to the nomination of a new spiritual leader - F. Prokopovich, who was instructed to create the Spiritual College and develop the Spiritual Regulations. In 1721, a compromise was reached: the patriarchate was abolished, but the Holy Synod was created instead of the Theological College.

Keywords: Religious policy of Peter I, Spiritual Regulations, Spiritual College, Holy Synod, Patriarch Adrian, Locum Tenens of the Patriarchal Throne Metropolitan S. Yavorsky, Bishop F. Prokopovich.

До Петра Великого в Древней и Московской Руси в течение семи веков существовала система управления, основанная на симфонии светской и духовной власти. Светские органы власти были представлены царем Московским и великими князьями Киевским и Владимирским, боярской думой и земским собором, приказами и наместниками. Духовная власть была пред-

© Назаров А.А., 2022

ставлена митрополитом Киевским и патриархом Московским, церковными соборами, патриаршими приказами, епископами и архиепископами. Духовная власть занимала особое положение и была независима от светской власти. В стране существовала особая церковная юрисдикция. Но при этом светская и церковная власти взаимодействовали и дополняли друг друга.

Однако Петр I полагал, что симфония властей ведет к снижению уровня

управляемости как в центре, так и на местах. Он был против любых ограничений царской власти. В патриаршей власти он видел препятствие на пути социально-политических, экономических и религиозных реформ. К тому же патриарх Адриан критиковал прозападную политику Петра I. Он осудил указы о брадобритии и о ношении немецкого платья, насильственное пострижение в монахини первой супруги царя Е.Ф. Лопухиной.

Кончина патриарха в октябре 1700 года подтолкнула государя к началу религиозных реформ. От избрания нового патриарха государь решил отказаться. Но он не решился сразу упразднить патриаршество и действовал постепенно. В декабре 1700 года Петр I издал указ о закрытии Патриаршего разряда и передаче его дел в различные приказы. Дела Патриаршего Духовного приказа передали в ведение митрополита Рязанского Стефана Яворского. По настоянию царя он стал местоблюстителем патриаршего престола [1].

В связи с этим возникает вопрос: почему выбор царя пал на недавно приехавшего из Киева игумена монастыря, только что назначенного митрополитом Рязанским и Муромским? Петр I, по всей видимости, рассчитывал, что воспитанник католических колледжей, перешедший из греко-католической церкви в православие, будет лояльнее относиться к намеченным реформам, чем русский православный епископ.

В рамках первого этапа реформы Петр Великий лишил православную церковь финансовой самостоятельности и традиционных источников доходов. В январе 1701 года государь восстановил упраздненный в 1677 году Монастырский приказ, который воз-

главил И.А. Мусин-Пушкин. Расположился Монастырский приказ в Патриарших палатах. В ведение Монастырского приказа были переданы патриаршие, владычные и монастырские вотчины [2].

Следующим этапом реформирования стало подчинение в 1711 году церквей и религиозных общин Правительствующему сенату. Сенат был задуман как высший государственный институт, власть которого была распространена как на мирян, так и на духовенство, как на светские, так и на религиозные организации вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Это было закреплено в законе: «Повелеваем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным, так и мирским... что Мы, для всегдашних наших в сих войнах, отлучках, определили управительный Сенат, которому всяк их указам да будет послушен, так как Нам Самому, под жестким наказанием или смер-тию, по вине смотря» [3].

Сенат решал вопросы о назначении настоятелей монастырей, введении обязательной ежегодной исповеди, двойных податей для старообрядцев [4], принимал решения о ликвидации языческих святилищ [5], отмене податей для лиц, перешедших в христианство [6], регламентировал хозяйственную деятельность монастырей, денежное и материальное содержание монашеского духовенства [7].

Усиление государственного контроля и противоречия в планах церковного реформирования обострили противоречия между государем и митрополитом. В марте 1712 года С. Яворский в проповеди «О соблюдении заповедей Божьих» осудил проводимую политику и противопоставил государю на-

следника престола. За это государь запретил местоблюстителю произносить проповеди в течение трех лет.

Петр I стремился реформировать церковь по лютеранскому образцу. Он обсуждал этот вопрос со знаменитым германским ученым Г. Лейбницем. Реформу православной церкви хотели провести в процессе реформ органов государственного управления. Для управления церковью государь хотел создать религиозную коллегию. В 1717 году были установлены штаты коллегий. По штату в Духовной коллегии должны были состоять президент, вице-президент, коллежские советники и коллежские асессоры. Президент коллегии должен был быть назначен из митрополитов, а вице-президент - из архиепископов. Коллежские советники должны были быть назначены из архимандритов, а коллежские асессоры -из протопопов и греческих черных священников. Президентам коллегий было поручено составить регламенты ведомств «на основании шведского устава» [8].

При проведении религиозной реформы использовалась шведская система религиозного управления. С 1686 года эта система действовала в Евангелическо-лютеранской церкви Лифляндии и Эстляндии. Шведский церковный устав действовал в прибалтийских губерниях до 1830 года. Включение в состав России лютеранских регионов подтолкнуло царя к унификации управления христианских церквей России.

Вследствие разногласий со Стефаном Яворским разработку «Духовного регламента» царь поручил Феофану Прокоповичу. Так же как и местоблюститель, для получения европейского образования Ф. Прокопович перехо-

дил в греко-католическую церковь. Однако, несмотря на обучение в католических колледжах, Ф. Прокопович испытывал симпатии не к католицизму, а к протестантизму. В 1718 году Петр I принял решение о его назначении епископом Псковским. Работа над «Духовным регламентом» была завершена к 1720 году. Православное духовенство было вынуждено подписать этот документ, несмотря на его несоответствие многим православным канонам. В частности, вместо патриарха «Духовный регламент» выдвинул на первый план царя, который был провозглашен хранителем догматов христианской веры, блюстителем «правоверия и вся-каго в Церкви Святой благочиния» [9]. По замыслу реформаторов, Духовная коллегия должна была стать институтом, управляющим всеми религиозными объединениями.

«Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное правительство, которое по следующим зде Регламенте, имеет всякия Духовные дела во Всероссийской Церкви управлять. И повелеваем всем, верным подданным Нашим, всякого чина, Духовным и мирским, имети сие за важное и сильное Правительство, и у него крайния дел Духовным управы, решения и вершения просить» [10].

«Духовными управами» назывались органы религиозного управления различных конфессий. В регламенте реформаторы обращались не только к русским подданным, но и к подданным всех вошедших в состав империи стран. В ходе реформы предполагалось подчинить все инославные церкви и религиозные общины Духовной коллегии и провести реформу управления всех религиозных объединений: «Между многими, по долгу Богоданныя Нам

власти, попеченьми о исправлении народа Нашего и прочих подданных Нам Государств, посмотря и на Духовный чин и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести Нашей возымели Мы страх, да не явимся неблагодарни Вышнему, аще толикая от его получив благопоспешества во исправлении как Воинского так и Гражданского чина, пренебрежем исправление и чина Духовного» [11].

Создание Духовной коллегии предполагало отмену патриаршества и упразднение поста местоблюстителя. Петр Великий стремился получить абсолютную власть. «Духовный регламент» имел целью не допустить возникновения оппозиции в церковной среде: «Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от Самодержавной; но великою Вы-сочайшаго Пастыря честию и славой удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь, Самодержцу равносильный, или и боль-ши его, и что духовный чин есть другое и лучшее Государство, и се сам собою народ тако умствовати обыкл. Что же егда еще и плевелныя властолюбивых духовных разговоры приложатся, и сухому хврастию огонь подложат. Тако простыя сердца мнением сим развращаются, что не так на Самодержца своего, яко на Верховного Пастыря, в коем либо деле смотрят. А когда услышится некая между оными распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно согласуют и на него поборствовати и бунтова-тися дерзают, и льстят себе окаянныя, что они по самом Бозе поборствуют, и руки своя не оскверняют, но освящают, аще бы и на кровопролитие устремили-ся» [12].

Власти патриарха реформаторы противопоставили коллективный орган управления - Духовную коллегию. Они считали, что в результате создания Духовной коллегии будут предотвращены противоречия между светской и церковной властью: «Таковому злу в Соборном духовном Правительстве несть места. Ибо несть зде и на самом Президенте великия, и народ удивляющая славы, несть лишния светлости и позора, несть высокого о нем мнения, не могут ласкатели безмерными похвалами возносити его. Понеже что либо таковым Правительством доброе делается, невозможно единому Президенту воспистоватися. Самое имя Президент не гордое есть, не иное бо что значит, только Председателя; не может убо ниже сам о себе ниже кто иный о нем высоко помыш-ляти. А когда еще видит народ, что Соборное сие Правительство Монаршим указом и Сенатским приговором установлено есть; то и паче пребудут в кротости своей, и весьма отложить надежду имети помощь к бунтам своим от чина духовного» [13].

Уже на первом заседании Духовной коллегии духовенство попыталось изменить протестантский дух реформы. Оно обратилось к государю с просьбой о переименовании коллегии в Святейший правительствующий синод. С точки зрения иерархов название «Духовная коллегия» неизбежно должно было вызывать недоумение во время молитвы. Новое название должно было выделить Синод из числа других коллегий. Наименование «правительствующий» должно было приравнять высший орган религиозного управления (Святейший правительствующий синод) и высший орган государственной власти (Правительствующий сенат). Святей-

ший синод получил систему управления, аналогичную Сенату. Так же как и в Сенате, в Синоде был создан институт духовных фискалов. На Инквизиторский приказ был возложен надзор за духовными делами в стране.

В 1722 году после учреждения должности генерал-прокурора Сената был принят указ о введении должности обер-прокурора Святейшего синода: «В Синод выбрать из Офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление Синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции Генерал-Прокурора» [14]. Полномочия «ока государева» в обоих ведомствах были аналогичными. Инструкция обер-прокурора Синода была аналогична инструкции генерал-прокурора Сената: «Обер-прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которыя к Синодскому разсмотрению и решению подлежат истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времяни, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой журнал. Так же должен накрепко смотреть, дабы Синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели что увидит противное сему: тогда в тот же час повинен предлагать Синоду явно с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот же час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть нам, если весьма нужное; а о прочих - в бытность Нашу в Синоде, или помесячно, или понедельно, как указ иметь будет» [15].

После завершения церковной реформы полномочия Сената в области религиозного управления были переданы Святейшему синоду, который начал работу со сбора сведений о числе религиозных объединений и численности духовенства в Российской империи. Большое внимание Синод уделил Евангелическо-люте-ранской церкви, предоставил протестантским общинам самоуправление и право выбора священнослужителей (за Синодом было сохранено право утверждения избранных общинами пасторов). Формирование приходского духовенства Римско-католической церкви так же проходило с его согласия. Синод принял решение об удалении из католических приходов монахов ордена капуцинов - вместо них назначили францисканцев. Кроме того, Синод принимал решения об открытии и закрытии храмов и школ всех вероисповеданий, а также нормативно-правовые акты, регулирующие духовную и финансовую деятельность религиозных учреждений. Синод представлял императору для утверждения кандидатов на должности епархиальных архиереев и викариев, назначал и смещал руководителей монастырей, духовных управлений и консисторий, лишал сана священников, решал вопросы о возведении в архимандриты, игумены и протоиереи. Синод выполнял и функции высшего духовного суда: здесь решались вопросы о расторжении брака, нарушении благочиния, отпадении от православной веры, о возвращении в православие, о богохульстве, о ереси и колдовстве. Синод вводил религиозные праздники, канонизировал святых, издавал и цензурировал сочинения духовного характера.

В эпоху дворцовых переворотов система государственного и религиозного управления претерпела значительные изменения. После учреждения в 1726 году Верховного тайного совета Сенат и Синод были подчинены ему как высшему органу государственной власти и потеряли титул «правительствующий». При Анне Иоанновне место Верховного тайного совета занял Кабинет ми-

нистров [16]. Руководителем Синода после упразднения постов президента и вице-президента стал первоприсутствующий член Синода из числа митрополитов. В этот период Синод перестал быть надконфессиональным органом религиозного управления. Государство пошло по пути создания центральных и региональных органов религиозного управления основных конфессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 2. М.: Терра, 1997. С. 327-330.

2. Полное собрание законов Российской империи. Т. 4. № 1818. СПб.: Тип. II Отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830. С. 133.

3. Там же. Т. 4. № 2328. С. 642-643.

4. Там же. Т. 4. № 2991. С. 166.

5. Там же. Т. 4. № 2863. С. 133.

6. Там же. Т. 4. № 3637. С. 234-235.

7. Там же. Т. 4. № 2394. С. 712-713.

8. Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. № 3197. С. 564.

9. Полное собрание законов Российской империи. Т. 6. № 3718. С. 316.

10. Там же. С. 314.

11. Там же. С. 314.

12. Там же. С. 317-318.

13. Там же. С. 318.

14. Там же. № 4001. С. 676.

15. Там же. № 4036. С. 721.

16. Карташев А.В. Указ. соч. С. 379-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.