Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ ПЕТРА I КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА XVII ВЕКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ'

РЕФОРМЫ ПЕТРА I КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА XVII ВЕКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЁТР I / ИМПЕРИЯ / СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПАТРИАРХ НИКОН / СТАРОВЕРЫ / НИКОНИАНЕ / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Братищев Данил Анатольевич

В 2022 году - 350 лет со дня рождения Всероссийского императора Петра I. Его роль и значение для нашей страны нельзя полностью переоценить. Из государства, которое отставало в своём развитии от европейских держав, ему удалось создать мощную и сильную империю. Его правление затронуло изменения во всех сферах общественной жизни. Реформировались все государственные институты. Благодаря ему, Российское государство имело мощную армию, способную дать отпор любому противнику. Изменения затронули и церковь. Ведь совсем недавно Церковь пережила сложные события. Реформы патриарха Никона, а затем решения Большого Московского собора 1666-1667 гг., привели к масштабному разрыву отношений между «никонианами» и «староверами». А в правление Петра Великого, отношение к раскольникам, было крайне негативное. Говоря, в общем, о Петре, то нужно сказать, что его роль в истории России велика. Его преобразования, полностью изменили жизнь России, в том числе и Русской Церкви, которая итак была в сложном положении. Церковный раскол XVII века, сыграл в этом особую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORMS OF PETER I AS THE CONSEQUENCES OF THE CHURCH SCHISM OF THE XVII CENTURY FOR THE STATE AND THE CHURCH

2022 is the 350th anniversary of the birth of the All-Russian Emperor Peter I. Its role and importance for our country cannot be completely overestimated. From a state that lagged behind the European powers in its development, he managed to create a powerful and strong empire. His reign touched upon changes in all spheres of public life. All state institutions were reformed. Thanks to him, the Russian state had a powerful army capable of repulsing any enemy. The changes also affected the church. After all, quite recently, the Church has experienced difficult events. The reforms of Patriarch Nikon, and then the decisions of the Great Moscow Council of 1666-1667, led to a large-scale rupture of relations between «Nikonians» and «Old Believers». And during the reign of Peter the Great, the attitude towards schismatics was extremely negative. Speaking, in general, about Peter, it must be said that his role in the history of Russia is great. His transformations completely changed the life of Russia, including the Russian Church, which was in a difficult situation. The church schism of the XVII century played a special role in this.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ ПЕТРА I КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА XVII ВЕКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ»

Научные конференции

УДК 271.2-77.33.364.6.94.614.8.614.3.578.

Братищев Данил Анатольевич, магистрант 2 курса Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью),

Россия, г. Белгород

Реформы Петра I как последствия Церковного раскола XVII века

для государства и церкви

Аннотация: в 2022 году - 350 лет со дня рождения Всероссийского императора Петра I. Его роль и значение для нашей страны нельзя полностью переоценить. Из государства, которое отставало в своём развитии от европейских держав, ему удалось создать мощную и сильную империю. Его правление затронуло изменения во всех сферах общественной жизни. Реформировались все государственные институты. Благодаря ему, Российское государство имело мощную армию, способную дать отпор любому противнику. Изменения затронули и церковь. Ведь совсем недавно Церковь пережила сложные события. Реформы патриарха Никона, а затем решения Большого Московского собора 1666-1667 гг., привели к масштабному разрыву отношений между «никонианами» и «староверами». А в правление Петра Великого, отношение к раскольникам, было крайне негативное. Говоря, в общем, о Петре, то нужно сказать, что его роль в истории России велика. Его преобразования, полностью изменили жизнь России, в том числе и Русской Церкви, которая итак была в сложном положении. Церковный раскол XVII века, сыграл в этом особую роль.

Ключевые слова: Пётр I, империя, сферы общественной жизни, Российское государство, патриарх Никон, староверы, никониане, Церковный раскол XVII века.

Danil Bratishchev, 2th year master's student Belgorod Orthodox Theological Seminary (with a missionary focus),

Russia, Belgorod

The reforms of Peter I as the consequences of the Church schism of the XVII century for the state and the church

Abstract: 2022 is the 350th anniversary of the birth of the All-Russian Emperor

Научные конференции

Peter I. Its role and importance for our country cannot be completely overestimated. From a state that lagged behind the European powers in its development, he managed to create a powerful and strong empire. His reign touched upon changes in all spheres of public life. All state institutions were reformed. Thanks to him, the Russian state had a powerful army capable of repulsing any enemy. The changes also affected the church. After all, quite recently, the Church has experienced difficult events. The reforms of Patriarch Nikon, and then the decisions of the Great Moscow Council of 1666-1667, led to a large-scale rupture of relations between «Nikonians» and «Old Believers». And during the reign of Peter the Great, the attitude towards schismatics was extremely negative. Speaking, in general, about Peter, it must be said that his role in the history of Russia is great. His transformations completely changed the life of Russia, including the Russian Church, which was in a difficult situation. The church schism of the XVII century played a special role in this.

Keywords: Peter I, empire, spheres of public life, Russian state, Patriarch Nikon, Old Believers, Nikonians, Church schism of the XVII century.

Всероссийский император Пётр I Великий, время правления которого затрагивает период больше 3-х десятилетий, является реформатором всех сфер русского общества. Его преобразования распространялись на все отрасли русского народа. Будь-то изменения в военной и научной сферах общества, развитие науки и торговли, а также реформирование государственного аппарата. Благодаря своим действиям ему удалось возвысить Русь и сделать из неё сильную и могущественную империю. Практически всё его правление было сфокусировано на расширении территорий и укрепления государственных границ. Также государь понимал, что Московское государство значительно отстаёт в развитии от прочих европейских держав, и поэтому в кратчайшие сроки необходимо сделать из России, сильной и могущественной империей.

Как мы знаем из исторических документов, в детстве будущий государь остался без отца. Это произошло в 1676 году. Преемником Алексея Михайловича стал его старший сын Фёдор, от первого брака, который был болезненным. Его правление продолжалось до 1682 году. В связи с его смертью в народе начались волнения, кто станет следующим российским монархом. По старшинству власть должна была передаться следующему брату Фёдора, Ивану Алексеевичу, но ввиду того, что он также не отличался крепким здоровьем, то возникло возражение, что сле-

Научные конференции

дующим государем должен стать десятилетний Пётр. В этом же году происходит Стрелецкий бунт, который приводит к двоецарствию на Руси. Государями объявлялись два брата: Иван Алексеевич и Пётр Алексеевич. Но, исходя, их того, что государственными делами они не могли заниматься, их старшая сестра, Софья Алексеевна, объявлялась регентом, которая, в свою очередь, опиралась на клан Милославских и на своих фаворитов — В.В. Голицына и Ф.Л. Шакловитого.

В июне 1682 года произошло венчание молодых правителей на царство. Причём «старший» царь венчался подлинной шапкой Мономаха и большим нарядом, а для «младшего» были сделаны копии [4, с. 648-649]. Для них был сооружён особый трон с двумя сиденьями, в настоящее время хранящийся в Оружейной палате.

В 1689 году Пётр становится фактически единоличным правителем. При поддержке стрельцов он отстраняет свою сестру Софью в Новодевичий монастырь, а старший брат Иван полностью отходит от государственных дел, хотя до своей смерти в 1696 году он номинально являлся царём.

В первые годы царствования Пётр старался усовершенствовать и модернизировать русскую армию. В 1695 году происходит первый Азовский поход, который для России, стал неудачным, из-за того, что Россия не имела собственного флота. В короткие сроки создаётся флотилия из разных судов во главе с 36-пушечным кораблём «Апостол Пётр». В мае 1696 года начинается новый Азовский поход, в результате которого крепость сдалась, а Россия получила право выхода в южные моря. В 1697 году в Западную Европу было отправлено Великое посольство, целью которого стало найти союзников против Османской империи. В результате в Россию было привлечено несколько сотен специалистов области кораблестроения и в военном деле. Основной цели Великое посольство так и не достигло. Союзников против Османской империи Россия так и не нашла, ввиду того, что многие европейские страны были задействованы в войне за испанское наследство.

Говоря о Северной войне, то результатом победы России в этой войне, приобретение новых земель, которые включали в себя: территорию Финляндии до Выборга; территории Эстляндии, Лифляндии и Ингерманландии.

Фактически Петр I этой победой закрепил право своей страны на выход в Балтийское море. Россия одержала выдающуюся победу, в результате которой были решены многие политические задачи государства, которые стояли перед Россией еще со времен правления Ивана III.

Научные конференции

Характеризуя победу в Северной войне, российский историк С.М. Соловьёв утверждает: «Необходимость движения на новый путь была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился». Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была лишь средством к этому преобразованию [5, с. 115].

Теперь необходимо дать оценку внутренней политике Петра I. Если мы посмотрим на всю деятельность Петра Великого, внутри государства, то его преобразования имели положительный характер. Данные изменения не были резкими и мгновенными. Всё происходило постепенно. Одной из основных и насущных проблем, являлась проблема Боярской Думы, которая практически себя изжила как государственный орган. В аппарате государственного правления перемены шли медленно и плавно. Царь Пётр создает ближнюю канцелярию, состоящую из нескольких министров, которые заведовали приказами. В 1711 году происходит важное событие. Был создан Правительствующий Сенат, тем самым, заменивший приказную систему. Его цель была в передаче царских полномочий, в отсутствие государя, всех ветвей власти: исполнительной, административной и судебной. Каждый член Сената назначался лично Петром, который обязывался отчитываться и исполнять его распоряжения. Впоследствии, Сенат становится совещательным органом при императоре, во главе которого стоял обер-прокурор. В период с 1717 по 1721 год, полностью упраздняется система приказов. Вместо неё учреждаются коллегии, что послужило централизации государственного управления. Более того, в отличие от приказной системы, коллегии занимались конкретными проблемами в той или иной государственной структуре.

Не осталась без изменения государственно-территориальное устройство Российского государства. В 1708 году территория России была поделена на 8 частей (губерний): Московскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Ингерманд-ландскую, Сибирскую, Архангельскую и Казанскую. Причиной стало желание усилить вертикаль власти. Что же послужило причиной такого разделения? Необходимо было усилить систему оснащения армии и флота всеми необходимыми средствами. А для этого требовалось разграничение всех военных частей к определённой территории. На этом реформа не закончилась. Впоследствии, губерния делилась на провинции, которых в области насчитывалось 50. А провинции делились на дистрикты. Всё это способствовало укреплению вертикали государственного управления. Деятельность губернаторов была направлена

Научные конференции

на судебную и военную сферу губернии. Остальные полномочия, передавались управляющим провинций и дистриктов, которые именовались воеводами и земскими комиссарами.

Изменения не обошли стороной и судебную систему. Проблема заключилась, в разграничении полномочий судебных органов. Например, крестьянами заведовали провинциальные суды во главе с воеводой. Посадские горожане были подсудны магистранту. Помимо прочего, в каждом крупном населённом пункте находился апелляционный суд. Судом высшей инстанции являлся Правительствующий Сенат.

Острый вопрос стоял с военной реформой. Во время царствования Алексея Михайловича Тишайшего были некоторые изменения, связанные с армией, но во время Северной войны (1700-1721), они показали малую эффективность. Петр I проводит рекрутский набор, который был обучен военному делу. Создаются заводы, направленные на оснащение армии, в их число входит Тульский оружейный завод. Флот, который вообще отсутствовал у России к началу царствования Петра, уже к концу Северной войны показал свою эффективность и боеспособность. Упразднение Стрелецкого полка, после восстания 1698 года, способствует созданию потешных войск: Семёновского и Преображенского полков. Реформирование армии способствовало победе в Северной войне.

Все эти преобразования способствовали настоящему преображению России. Пётр I хотел искоренить всю прогнившую систему того времени, которая тянула страну только вниз, не давая надежды на толчок к развитию.

Все эти изменения, встречали как положительную окраску, так и отрицательную. С. Соловьёв назвал в своих трудах Петра I «величайшим историческим деятелем», наиболее полно воплотившем дух народа. Он считал, что все преобразования - результат активной, кипучей деятельности Петра I. Российский историк В.О. Ключевский считал, что реформы Петра «не направлялись задачей поставить русскую жизнь на непривычные западноевропейские основы, они, эти реформы, проводились в обстановке глухой и упорной внутренней борьбы, не раз выливавшейся в вооруженную конфронтацию и заговоры ревнителей старины» [2].

А как мы знаем, Церковь была противницей нововведений. Здесь мы можем вспомнить события 50-60-х гг. XVII столетия, которые существенно повлияли на отношения государства к церкви. Московский патриарх Никон (1652-1658), развернул открытую ненависть в отношении представителей старообрядческого движения. Никон был сторонником греческих канонов и хотел их воплотить на практике

Научные конференции

и в Русской Церкви. Об этих изменениях можно говорить, но сама их суть приводит к расхождениям. Поэтому, что раньше считалось нормой в церкви, теперь это объявлялось отступлением. Негативная реакция Никона и его последователей, привела к конфронтации со «староверами», последствия которой мы ощущаем и по сей день. Уже начиная с правления царя Алексея Михайловича, старообрядцы подвергались исключительным по своей жесткости репрессиям, их положение в течение следующих исторических периодов только ухудшалось. Конечно, это создало внутри страны напряженную обстановку, приводило к существованию целых групп населения, весьма сплоченных в своем образе жизни и при этом имевших антигосударственный настрой. Это, безусловно, внесло свой серьезный вклад в происходившие потом восстания и бунты, способствовало нестабильности общества, приводило к недоверию простого народа к верховной власти.

Даже Поместный собор 1671 года, хотя и снял «клятвы на старые обряды», это не привело к решительным действиям для общения со Старообрядческой церковью. Результаты Церковного Раскола плохо отразились и на будущих взаимоотношениях Московского государства и Русской Церкви. Что началось с личного противостояния патриарху Никону, впоследствии обернулось отменой и самого патриаршества. Являясь некогда другом Алексея Михайловича, Никон из-за своего самолюбия утратил эту доверительную связь и, тем самым, разделил историю возникшей симфонии церковной и светской властей на «до» и «после». Решением Московского собора патриарх Никон был лишён первосвятительского достоинства и отправлен в ссылку за самовольное оставление своей кафедры, случившееся раннее.

Ещё одной из причин, которая повлияла на негативное отношение Петра к Церкви, является стремление русских патриархов казаться выше светских правителей. Как мы знаем, в период правления государя Михаила Фёдоровича Романова фактическим правителем Московского государства являлся его отец -патриарх Филарет. Никон, который в первое время своего патриаршества, также был наделён титулом «Великий государь», стремился возвысить свою власть над царём. Историк С.В. Платонов в своей книге «Сокращённый курс русской истории», отмечает рассуждения Никона о духовной власти «Священство выше царства», говорит он: «священство от Бога, помазание же на царство от священства». «Господь Бог, когда сотворил землю, повелел двум светилам светить ей, солнцу и месяцу, и через них показал нам власть архиерейскую и царскую, солнцем власть архиерейскую, месяцем царскую» [3, с. 164].

Научные конференции

Все эти притязания Церкви усугубили её положение в период правления Петра I. В 1700 году умирает патриарх Адриан. И Пётр вместо того, чтобы назначать выборы нового предстоятеля, решил на некоторое время, избрать местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). Назначение местоблюстителя Пётр обуславливал войной со Швецией, принятой в истории называть «Северной войной (1700-1721).

Период местоблюстительства Стефана продолжался 21 год. К этому времени, Пётр полностью разочаровался в патриаршестве, и поэтому решил заменить его на более лояльный к императору орган церковного управления. Ещё в 1718 году Пётр поручил епископу Псковскому Феофану (Прокопивичу) составление Духовного Регламента, который должен стать уставом для нового учреждения. Государь считал, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии» [1]. Для того, чтобы такая структура казалось канонически легитимной, Пётр провёл переговоры с Константинопольским патриархом Иеремией III, который признал данную структуру ««во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством. Впоследствии все восточные патриархи: Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, подобно Константинополю, признали Синод как орган, заменяющий патриарха. Конечно, решение восточных патриархов по поводу признания Святейшего Правительствующего Синода органом, заменяющим Предстоятеля Церкви, не являются каноническими. Ведь даже в 34 Апостольском правиле говорится о первом епископе, который должен заведовать делами Церкви с остальными епископами. Здесь это полностью отрицается. Возможно, признание Синода предстоятелями восточных Православных Церквей было сделано под давлением российского монарха, ведь именно в правителе России они видели единственного защитника от османского пленения.

Как же выглядела новая структура? Аппарат Синода состоял из 11 человек, во главе которого был президент в архиерейском сане. Первым и последним президентом Синода был митрополит Стефан (Яворский), который практически ни разу не присутствовал на его заседаниях. Также в состав Синода входили: 2 вице-президента, (архиепископы Феодосий (Яновский) и Феофан (Прокопович)). А также членами данного совещательного органа являлись 4 асессора и 4 советника в архиерейском и священническом сане.

По сути, главой Русской Церкви являлся император Всероссийский, подобно как в Англии главой Церкви является король. Чтобы регулировать действия Синода, Пётр в 1722 году вводит должность обер-прокурора, который следил за

Научные конференции

делами в Синоде и был подотчётен императору. В разное время там были всякие люди, начиная от верующих и заканчивая воинствующими атеистами и противниками Церкви. Как писал Н.М. Никольский, «организация синода, как вскоре была наименована духовная коллегия, передает управление церковью всецело в руки государства».

Заменив собою патриарха, Святейший Синод принял на себя и дела патриаршего управления. Его главные задачи были:

- Наблюдение за чистотой учения и благочиния в богослужении,

- Избрание и поставление достойных архипастырей и пастырей,

- Надсмотр за духовно-учебными заведениями,

- Цензура духовных книг,

- Бракоразводные дела и прочее.

Изучая вопрос о том, что выше духовная или светская власть, то Пётр своими реформами поставил над этим точку. Церковь, которая постоянно противостояла государству, становится одним из его отдельных организаций, находящимся в подчинении государю. Давая краткую характеристику Синодальному периоду в России, необходимо отметить следующий факт. По свидетельству протоиерея Владислава Цыпина, автора труда «История Русской Церкви (Синодальный период)», отмечаются следующие сведения. Он пишет «во время царствования Петра, население Российской империи составляло 15 миллионов человек, из которых 10 миллионов были православными христианами, а к закату Российской империи, в 1915 году население составляло 180 миллионов человек, 115 миллионов из которых являлись православными христианами» [6].

Не стоит исключать, и то, что в Синодальный период возросла миссионерская деятельность, что способствовало христианизации жителей непросвещённых народов.

Говоря о Церковной реформе Петра Великого, стоит сказать, что она впоследствии не оправдала себя. В период страшных потрясений XX столетия она не могла защитить и оказать духовную поддержку императору. Отрекаясь от престола, Николай II встретил только предательство со стороны высших иерархов Церкви, оказавшихся на стороне того глобального катаклизма нашего государства, впоследствии лишив её имперского статуса.

Роль Петра велика. Благодаря ему, Россия стала сильным государством, способным отстаивать свои интересы на суше и на море. Благодаря его правлению, Россия смогла получить опыт европейских стран в разных сферах жизни. Он

Научные конференции

основал великое государство, которое было способно нанести сокрушительный удар любому сопернику. Это великое государство, существовало на протяжении двух столетий. Несмотря, на все проблемы, которые были внутри, оно поистине, считалось сильной империей.

Но и Церковный раскол XVII столетия, также оставил свой след в реформах первого российского императора. Данные события привели к утрачиванию патриаршества в Русской Церкви, что превратило церковь в государственный институт, который находился под полным контролем государственной власти, что и сократило существенную роль церкви в обществе. Его проблема в петровскую эпоху, так и не была решена. Что и способствовало таким событиям и действиям, со стороны государственной власти.

Библиография

1. Барсов Т.В. Святейший синод в его прошлом. [Электронный ресурс].- URL: https://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov/syjatejshij-sinod-v-ego-proshlom/10 (дата обращения: 01.05.2022).

2. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. Ч.3. [Электронный ресурс].-URL: https://vk.com/doc12780981_576395956?hash=Y07Vrd8NRpZhSHd5izMDsp 2PJuqD1ucdv5AQ815TfS0&dl=s8thnrMLGitqAybIA0pKZjXS3MzgwKcCAkfpNxr Th2k (дата обращения: 01.05.2022)

3. Платонов С. Ф. Сокращённый курс русской истории. - М.: Высш. шк, 2001. -443 с.

4. Православная Энциклопедия. Т. 23: Иоанн V Алексеевич / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. — 752 с.

5. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом - М. Наука 1984 - 231с.

6. Цыпин В. А., прот. История Русской Церкви (Синодальный период). [Электронный ресурс].- URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-sinodalnyj-period/1 (дата обращения: 01.05.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.