УДК 94(471.61 + 571) «1992/...»
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2010 г. Л.В. Табунщикова
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, B. Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, 344006,
decanat@hist. sfedu. ru decanat@hist. sfedu. ru
Рассматривается политика государства по отношению к Русской православной церкви и религии в целом в годы Великой Отечественной войны на территории Ростовской области. Привлекается широкий круг архивных материалов.
Ключевые слова: религия, церковь, Великая Отечественная война, Совет Русской православной церкви при правительстве СССР, культовые здания, священнослужители, церковно-патриотическая работа.
The article is devoted to the religious policy of the state during the Great Patriotic War on the territory of Rostov region. The author attracts a lot of archives materials.
Keywords: religion, church, Great Patriotic War, The Russian Churches Council in the Government, cults buildings, priests, religious patriotic activity.
Одной из важнейших проблем истории Великой Отечественной войны является нередко неоднозначно трактуемая проблема вынужденного примирения советского государства с церковью в годы тяжёлых испытаний. В данной статье будут рассмотрены проявления этого процесса в означенное время на территории Ростовской области.
Новые тенденции в государственной политике по отношению к церкви, которые наметились в 1930-х гг., стали особенно очевидны с началом Великой Отечественной войны. С первых дней церковь поддержала народ в его борьбе с фашистскими захватчиками. Она собирала и передавала деньги и вещи государству, армии, госпиталям, семьям советских воинов, ушедших на фронт, инвалидам и всем нуждающимся. С 1943 г. -времени окончательного перелома в ходе войны в советском руководстве вызревает намерение привлечь потенциал Русской церкви для упрочения позиций СССР в Восточной Европе и в общественном мнении союзников по антигитлеровской коалиции. Реализовать этот план было возможно, лишь наглядно показав миру, что Русская церковь в СССР свободна и пользуется расположением правительства. Это и было продемонстрировано самим фактом встречи в Кремле митрополитов Сергия, Алексия и Николая с И.В. Сталиным в сентябре 1943 г., последовавшими затем выборами патриарха и созданием Совета по делам Русской православной церкви. Эти события ознаменовали начало открытой реализации новой политики советской власти в отношении церкви, политики, предполагавшей отказ от уничтожения церкви и использование её потенциала для упрочения международного положения СССР. Эта политика в современной историографии получила наименование «нового курса» Сталина в отношении церкви. Уникальность 1940-х гг. в истории Русской церкви состоит в том, что советское государство, пытаясь использовать авторитет Русской церкви, понимало, что без уступок церкви внутри Советского Союза - восстановления её структуры, открытия новых храмов -невозможна реализация поставленных задач. Власть пусть нехотя, но шла навстречу требованиям церкви, а та получила возможность хотя бы косвенно влиять на государство и требовать от него тех или иных уступок [1, с. 293].
Указанные процессы на территории Ростовской области (РО) в период Великой Отечественной войны, хотя и развивались в общем русле, имели свои особенности. До Великой Отечественной войны в РО была всего одна действующая церковь в селе Обухов-ка Азовского района. До революции на территории области действовали 402 православных храма, 3 монастыря и духовное училище в г. Новочеркасске. В Ростове-на-Дону до октябрьских событий было 22 православных храма и один женский монастырь, 8 армянских, 2 старообрядческих церкви, 10 еврейских и 1 баптистский молельный дом. Перед Отечественной войной все храмы и дома были закрыты по
решению органов власти [2, л. 8]. В период оккупации немцами и в послевоенный период в городе вновь было открыто 10 православных церквей и 7 церквей и молитвенных домов других культов [2, л. 14].
Другие секты - до Октября в области было 16 армянских, 16 старообрядческих, 12 еврейских, два баптистских молитвенных дома и одна мечеть. За период Отечественной войны, немецкой оккупации и в первые послевоенные годы в городах и районах области было открыто 243 православных церкви (115 церквей и 128 молитвенных домов). По линии культов 30 церквей и молитвенных домов. Во многих случаях под церкви были заняты здания, принадлежащие до Отечественной войны культурно-просветительским и общественным организациям [2, л. 8].
Для осуществления контролирующей роли по постановлению СНК от 14 сентября был создан специальный орган - Совет Русской православной церкви при правительстве СССР во главе с полковником госбезопасности К.А. Карповым [3, с. 205]. На Совет возлагалась задача «осуществления связи между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР». Совет имел при СНК союзных и автономных республик, а также при край(обл)исполкомах своих уполномоченных, которые обеспечивали правильное и своевременное проведение в жизнь постановлений правительства, касающихся деятельности церкви; представляли необходимые заключения по заявлениям верующих о регистрации общин и иным вопросам, относящимся к компетенции Совета; вели общий учет молитвенных зданий. Более подробно права и обязанности уполномоченных Совета регламентировались в особой инструкции Совета, принятой в начале 1944 г.
В мае того же года Совнарком СССР принял решение о создании еще одного государственного органа -Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагалась задача осуществлять связи «между Правительством СССР и руководителями религиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующим разрешения Правительства СССР».
2 октября 1944 г. исполком облсовета депутатов трудящихся РО принял решение об утверждении А.Г. Байкова на должность управляющего Совета по делам религиозных культов. На должности уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по РО был утверждён Г. Амарантов, который занимал её до 1954 г. [4, л. 3]. Уже 2 октября 1944 г. Байков получил от Председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР Полянского предписание ознакомиться с составом и деятельностью религиозных культов на территории области и
необходимости представить в Совет по делам религий при СНК СССР информационное письмо, содержащее ответы на следующие вопросы:
1. Какие религиозные общества действуют на территории области (отдельно по культам)?
2. Были ли случаи закрытия или слома молитвенных зданий за последние полгода и по каким причинам?
3. Какие руководящие центры религиозных объединений имеются на территории области и установлена ли с ними связь?
4. Какие вопросы поставлены местным духовенством перед советскими органами, настроение и запросы духовенства?
5. Количество поступаемых заявлений от верующих граждан об открытии молитвенных зданий (отдельно по культам).
6. Представить сведения по прилагаемой форме о действующих молитвенных зданиях религиозных культов на территории области и цифровые данные о закрытых молитвенных зданиях.
7. Рассмотреть заявления верующих граждан об открытии молитвенных зданий, поступивших в адрес облисполкома. Если эти ходатайства оформлены в соответствии с постановлением СНК СССР «О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов», а также по вашему заключению облисполком признал целесообразным удовлетворить эти ходатайства (при обязательном наличии свободных молитвенных зданий), то заявления вместе с заключением облисполкома переслать на рассмотрение в совет по делам религиозных культов [4, л. 2].
В соответствии с Постановлением Совнаркома СССР № 1325 от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия церквей» и инструкцией Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР для уполномоченных Совета при Обл(край) исполкомах в течение мая - июня 1944 г. должен быть проведён учёт всех молитвенных зданий и молитвенных домов. Учёту подлежали все действующие молитвенные здания, как специально для этой цели приспособленные, так и дома, арендуемые верующими у местных коммунальных организаций и частных лиц (но зарегистрированные как церковь или молельный дом), а также храмы, закрытые по соответствующим решениям советских органов, и храмы, не функционирующие по другим причинам. Все религиозные общины (приходы) православного вероисповедания должны быть зарегистрированы уполномоченными совета при исполкоме облсовета по делам РПЦ. Регистрации подлежали фактически существующие общины. Вновь возникающие могли быть зарегистрированы только после получения уведомления от Уполномоченного по делам РПЦ о разрешении открыть церковь. Для регистрации религиозных общин (прихода) должно быть истребовано заявление от лиц, по ходатайству которых открывается церковь. Заявление должно быть подписано не менее чем 20 совершеннолетними (достигшими 18 возраста), не лишёнными по суду избирательных прав гражданами, из числа местных жителей. В заявлении должно быть
указано, что все подписавшие заявление, желая добровольно объединиться для совершения религиозных обрядов православного вероисповедания, ходатайствуют о регистрации религиозных обществ (прихода) и о передачи им в бессрочное бесплатное пользование молитвенного здания. К заявлению прилагался:
- именной список лиц, подписавших заявление, и других верующих православного вероисповедания по прилагаемой форме. В указанный список могут быть внесены только те верующие, которые изъявят на то своё согласие. Лиц, сообщивших о себе заведомо ложные сведения, привлекать к уголовной ответственности по ст. 187 УК РСФСР;
- экземпляр договора и инвентарной описи культового имущества на передачу религиозной общине в бесплатное пользование молитвенного здания и культового имущества (или копия договора об аренде, если богослужение происходит в арендованном частном доме или муниципализированном доме, то приложить справку). Договор на передачу верующим в бесплатное бессрочное пользование молитвенного дома составить в трёх экземплярах и подписать верующими. Если церковное здание состояло на учёте как исторический или архитектурный памятник, то при заключении договора и передаче молитвенного здания и культового имущества должен был присутствовать представитель органов Народного комиссариата просвещения и главный архитектор города;
- списки исполнительного органа и ревизионной комиссии.
Сведения на нефункционирующие церковные здания необходимо было представить по форме: 1) № по порядку; 2) название населённого пункта; 3) название и адрес церкви; 4) когда и решением какого советского органа закрыта церковь или с какого времени и по каким причинам не действует; 5) как используется в данное время.
Служители культа, выполняющие свои культовые обязанности, представляли анкеты с указанием названия населённого пункта и района, названия церкви, духовного сана, подробного перечня прежней службы или работы и места жительства. Отдельной графой выносился вопрос, находился ли священник на оккупированной территории, где, чем и сколько времени там занимался [5, л. 5 - 7].
По наблюдению за проведением в жизнь законов и постановлений Правительства СССР, относящихся к РПЦ, исполкомы должны были руководствоваться определёнными правилами. Так, деятельность религиозной общины и служителей культа строго ограничивалась культовыми целями, как-то: совершением богослужений в культовом здании, отправлением религиозных обрядов и треб, управлением культового имущества. Ввиду того, что религиозные общины не пользовались правом юридического лица, им воспрещалась:
- какая-либо производственная, торговая, воспитательная или иная деятельность, как-то: создавать кассы взаимопомощи, богадельни, приюты, общежития, похоронные кассы и т.д., организовывать кооперати-
вы, с/х , кустарные и другие производственные объединения и пользоваться культовым имуществом для каких-либо иных целей, кроме как удовлетворения религиозных потребностей;
- организовывать литературные, рукодельные, трудовые, по обучению религии и подобные курсы, кружки, собрания, группы и т.д.;
- открывать библиотеки, читальни, организовывать санатории, устраивать экскурсии, детские площадки, проводить специальные детские, юношеские, женские и другие собрания.
Отдельные граждане, состоящие членами исполнительных органов религиозных общин, могли от своего имени заключать сделки, связанные с управлением и пользованием имуществом, - договоры о найме служителей культа, технических служащих, сторожей, о ремонте молитвенных зданий и т.д. Вопросы об изготовлении культовых предметов (печатание богослужебных книг, венчиков, изготовление религиозных изображений (икон), штамповка крестиков) решались в каждом отдельном случае по ходатайству патриарха только Советом по делам РПЦ при СНК СССР.
Религиозным общинам предоставлялось право: собирать добровольные пожертвования, как в молитвенном здании, так и вне его, среди членов данной общины и только на цели, связанные с содержанием молитвенного здания, культового имущества, наймом служителей культа и содержанием управляющих и исполнительных органов церкви, а также на государственно-общественные цели. Денежные добровольные пожертвования учитывались путём ведения при-ходно-кассовых книг. Обязательные членские взносы, а равно и выдача членских билетов запрещались. Принудительное взимание сборов в пользу религиозных общин влекло за собой ответственность по статье 24 УК РСФСР.
Разрешено также совершать вокруг храмов религиозные шествия, являющиеся необходимой частью богослужений как в городах, так и в сельской местности, при том условии, что эти шествия не нарушали нормального уличного движения, а также производить звон внутри молитвенных зданий. Религиозные шествия, а также совершения религиозных обрядов и церемоний под открытым небом (кроме указанных выше) допускались с особого каждый раз разрешения исполкома комитета городского или районного Совета депутатов трудящихся.
Разрешалось совершать зарегистрированному священнику в пределах его прихода отдельные религиозные обряды и требы в домах верующих, проводить молитвенные собрания (богослужения) в зданиях культа, а также заседания исполнительного органа и ревизионной комиссии без особого на то разрешения. Проводить с предварительного разрешения исполнительного комитета в молитвенном здании собрания верующих общины, исключительно по вопросам, относящимся к отправлению культа. Созывать съезды духовенства и верующих в районе (городе) с предварительного разрешения облисполкома.
Исполнительные и управляющие органы религиозных объединений могли пользоваться штампами, печатями и бланками с обозначением своего наименования, исключительно только по вопросам церковного характера. Эти штампы, печати и бланки не могли включать в себя эмблемы и лозунги, установленные для советских органов и учреждений.
Во всех государственных, общественных, кооперативных и частных учреждениях и предприятиях не допускалось совершения каких-либо религиозных обрядов, а также помещение каких-либо предметов культа.
Это запрещение не распространялось на отправление по просьбе умирающего или тяжело больного, находящегося в больнице или в заключении, религиозного обряда в особо изолированном помещении, а равно и на отправление религиозных обрядов на кладбищах.
Не допускалось преподавание каких-либо религиозных учений как в государственных, так и в частных учебных воспитательных заведениях. Район деятельности приходского причта ограничивался местожительством верующих данного прихода. Деятельность епископа, зарегистрированного в качестве управляющего епархией, распространялась на все приходы его епархий. Всякое культовое имущество, как пожертвованное, так и приобретённое на добровольные пожертвования, подлежало обязательному занесению в инвентарную опись.
Упразднение (ликвидация) религиозных общин православной церкви могло иметь место в следующих случаях:
а) при наличии заявления от двух третей или большего числа учредителей религиозного объединения, подписанное ходатайство об открытии церкви, о снятии их подписей на указанном ходатайстве, при условии, что если в течение двух недель со времени поступления заявления не поступит протест со стороны остальных членов указанной общины в количестве не менее 20 человек;
б) при существующем и неоднократном нарушении религиозной общиной действующего законодательства о РПЦ, несоблюдении подписавшими договор о принятии в пользование церковного здания и культового имущества условий этого договора, а также неисполнения религиозной общиной каких-либо распоряжений центральной или местной власти по поводу пользования указанным имуществом;
в) если церковное здание ввиду его ветхости или в порядке планировки города признано специальной комиссией подлежащим сносу, и нет возможности предоставить религиозной общине другое здание.
Во всех указанных случаях ликвидация производится после соответствующего разрешения вопроса Советом по делам РПЦ.
Если в период немецкой оккупации под молитвенные дома были заняты государственные или общественные здания (школы, клубы, театры), то они как необходимые для государственных и общественных целей подлежали изъятию из пользования церковных общин, а последние, если они в месячный срок не
арендовали других помещений для культовых целей, подлежали роспуску.
Исполком районного (городского) Совета один раз в три месяца, т.е. 25 июня, 25 сентября и 25 декабря и 25 марта (первый раз к 25 июня 1944 г.) должен был информировать специальным письмом облисполком (Уполномоченного Совета по делам РПЦ) по соответствующим вопросам:
а) выявленные за отчётный период факты нарушения закона об отделении церкви от государства и школы от церкви - совершение духовенством религиозных обрядов в государственных и общественных учреждениях и предприятиях, преподавание вероучений лицам, не достигшим совершеннолетия, использование религиозных предрассудков верующих, самовольное открытие церквей без соответствующего разрешения, религиозные требы на дому незарегистрированными священниками, случаи подстрекательства и провокаций на антисоветские выступления;
б) факты незаконных притязаний и антисоветских выпадов, содержащихся в заявлениях от духовенства или верующих и в анонимных письмах;
в) о состоянии и формах церковно-патриотической работы за отчётный период.
Данные указания направлялись для ознакомления секретарям исполкомов, райкомов, горкомов, начальникам рай(гор)отделов НКВД, НКГБ, милиции, прокурора, и зав.райфо [5, л. 5 - 7].
В описываемое время на территории РО работала разветвлённая сеть восстановленных культовых зданий. Их количество и конфессиональная принадлежность хорошо видны в таблице, которая прилагалась к отчёту облисполкома: «Сведения о действующих и недействующих церковных зданиях Русской право-
славной церкви в Ростовской области на 1 января 1945 г.» [6, с. 376]. Так, из действующих церквей и молитвенных домов на патриаршую церковь приходилось 207, из которых Уполномоченным было зарегистрировано 84; церквей обновленцев - соответственно 4 и 2; недействующих церквей - всего 72, из них занято под хозяйственно-культурные цели - 67.
Там же прилагалась таблица, наглядно показывающая численный состав священнослужителей на 1 января 1945 г.: «Сведения о численном составе священнослужителей, зарегистрированных при действующих церквях Ростовской области» [6, с. 376]. На РПЦ (патриаршую) приходилось: 1 епископ, 184 священника, из которых на рассматриваемый момент было зарегистрировано Уполномоченным 93, дьяконов - 15, из них зарегистрировано - 9, псаломщиков -61 и 39 соответственно.
Таким образом, на территории РО в годы ВОВ активно шёл процесс возрождения религиозной жизни, однако это делалось под жёстким контролем государства, что не повлияло на патриотический настрой священнослужителей и верующих.
Литература
1. Русская православная церковь. ХХ век. М., 2008. 800 с.
2. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп.5. Д. 39.
3. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2000. 400 с.
4. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп. 5. Д.1.
5. Там же. Оп. 3. Д.1.
6. Ростовской области - 70 лет (1937 - 2007 гг.): сб. док. Ростов н/Д, 2008. 560 с.
Поступила в редакцию 26 февраля 2010 г.