УДК 35.08
РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
RELIGIOUS BASIS IN CRIMES OF AN EXTREMIST NATURE
Мусалаева Р.Р. студентка, ЮРИ РАНХиГС
Musalaeva R. R. student
Urey RANHiGS
В статье анализируется экстремистская деятельность с использованием религиозных установлений, негативные способы толкования верои-сточников. Делаются выводы о возможных направлениях дальнейшего пресечения распространения такой деятельности.
Ключевые слова: экстремизм; экстремистская деятельность; Коран; сунна Пророка Мухаммада; джихад
The article analyzes the extremist activity using religious precepts, negative ways of interpreting veroistochnikov. Conclusions about the possible directions of further prevent the spread of such activities.
Key words: extremism; extremist activity; Koran; Sunnah of the Prophet Muhammad; jihad
Экстремизм и терроризм не характерны только для какой-либо одной веры, государственной принадлежности или этнической группы. Однако в целом связь с ними является реальной.
К наиболее очевидным связанным с преступностью религиозным факторам относятся:
- межконфессиональные противоречия, переходящие в острую религиозную ненависть и вражду
- религиозный фундаментализм с наиболее воинственным его проявлением - экстремизмом.
Факты межконфессиональной вражды чаще всего поощряются СМИ, выступающими в роли подстрекателей, а иногда и организаторов такой вражды, в том числе предусмотренной статьей 282 УК РФ. Нетерпимость одной конфессии по отношению к другой может выступать как криминогенный фактор, если способствует обострению межрелигиозной ненависти и вражды, вызывающих намерение совершать уголовно наказуемые деяния. Такая нетерпимость свидетельствует и о псевдорелигиозной сущности соответствующего формирования, поскольку истинно верующие приверженцы мировых религий отвергают насилие.
Проблема религиозного экстремизма дискуссионна, с особой осторожностью может обсуждаться в аудиториях смешанной религиозной принадлежности. Готовность к такой полемике вырабатывается на фоне изучения и международного, и сравнительного, и российского уголовного права и ведется с использованием инновационных педагогических технологий51.
Комплексные социально-правовые исследования преступности на основе вероучения мировых традиционных религий рассмотрены в работах С.В. Бабкиной, А.И. Бойко, О. А. Мозгового, Л.Р. Сюкияйнен, К.В. Харабет.
Проблемы различной социальной и правовой оценки, разнообразия влияния религиозных основ, реализации степени личной свободы и степени государственного вмешательства рассматривались Е.А. Пащенко52.
51 Пащенко Е.А. Индивидуальный подход или современные педагогические технологии: эффективность применения в магистратуре. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2011. №4. С. 78-81.
52 Пащенко Е.А. Уголовная ответственность за незаконное производство аборта: соотношение биоэтики и права. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2013. № 4.
Религиозный фундаментализм, начавшийся в 19 веке в протестантизме (1895 год) с провозглашением пяти безобидных Основ христианской веры (богодухновенность и непогрешимость Библии; божественная природа И. Христа; непорочное зачатие Его; искупительная жертва Сына Божьего; Его физическое воскресение и грядущее второе пришествие), впоследствии приобрел экстремистские очертания у протестантских движений. Теперь же религиозный фундаментализм носит отрицательное значение и применяется чаще всего по отношению к исламским экстремистским организациям.
Предполагается, что исламский фундаментализм распространился благодаря появлению в 1928 году в Египте международной организации «Ассоциация братьев мусульман», провозгласившей следующие Основы веры: Бог - наш идеал, Пророк - наш вождь, Коран - наша Конституция, джихад - наше средство, смерть за религию и Бога - наша самая заветная мечта. Многим экстремистам понравились эти лозунги, пригодные для превращения в послушное орудие смерти неграмотных мусульман, готовых убивать и умирать за предложенную идею, не зная при этом уголовно-правовых запретов Корана и доже светско-религиозных установлений шариата.
В то же время исламские Основы веры, принятые в мусульманском богословии официальных конфессий, не содержат ничего экстремистского. Они включают пять принципов, называемых столпами ислама:
1) нет Бога, кроме Аллаха;
2) богопочитание, выражающееся в молитве (салят);
3) очищение (закят) - оказание материальной поддержки тем, кто в ней нуждается;
4) соблюдение поста в девятый месяц мусульманского календаря (рамадан);
5) паломничество в Мекку (хадж).
Подавляющее большинство мусульман живут по этим принципам, а экстремисты для оправдания своих преступных наклонностей изыскивают соответствующие лозунги, не имеющие ничего общего с истинным исламом.
Проводится избирательный подход к вероисточникам религии, когда отдельные положения используются для достижения вовсе не религиозных целей организации. Условиями реализации целей являются обычаи, а средствами достижения - псевдорелигиозные правила поведения.
Так в оправдании своих действий исламские экстремисты обращаются к айятам Корана и приводят высказывания пророка Мухаммада, которые якобы открывают путь насилию над неверными: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - Его Посланник, а также не станут совершать молитву и вносить закят. Если же они сделают это, то их жизнь и имущество окажутся под моей защитой; в противном случае с ними надлежит поступать по праву ислама, а суд над ними - в руках Всевышнего Аллаха».
Исламские экстремисты убеждены, что они вправе творить насилие по отношению к тем, кто не подчиняется воле Аллаха, в том числе и к мусульманам, не разделяющим их взгляды. Всех побуждать следовать тому, что установлено шариатом в качестве обязательного или поощряемого, и предотвращать совершение запрещенного им. Порядок выполнения таких обязанностей усматривают в следующих словах Пророка Мухаммада: «если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то - хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры». Естественно для обоснования своих действий экстремисты делают акцент на первой части данного высказывания - предотвращении отклонений от шариата «рукой», т.е. насильственным путем.
Наряду с постулатами, которые служат экстремистам, заметное место в ней занимают противоположные начала, отвергающие радикализм. Этим ценностям можно найти более убедительное обоснование, нежели экстремистским взглядам, т.к. идейной базой терроризма под именем ислама, идут в разрез с общим смыслом шариата. Главное в нем - акцент не на слепом следовании букве его предписаний, а на постижении его главных целей, сопоставление урона и пользы, которое может принести практическое претворение положений Корана и Сунны Пророка Мухаммада. Речь идет о джихаде, призывающим встать на путь Аллаха. Он включает пропаганду исламских истин, направленного на самосовершенствование и построение истинного исламского общества, на претворение его ведущих начал, ценностей и целей. Причем джихад исключает любое насилие по отношению к не мусульманам, о чем прямо говорится в Коране: «Нет принуждения в религии», «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди речь с мно-гобожниками наилучшим способом». Джихад не сводится к войне, хотя может выступать в виде вооруженных действий, только в том случае если необходимо отражение агрессии и защиты мусульман, но ни как для борьбы с неверием и распространением ислама с помощью оружия.
Невозможно следовать исламским принципам, зная лишь общие положения, руководствуясь отдельными предписаниями Корана избирательно, не связывая их с другими его положениями. При таком подходе человек или организация попадает в плен определенных догматов, теряют социальную ориентацию, а иногда приобретают антисоциальную направленность.
53
По мнению В.А. Ярошенко , на современном этапе развития страны религиозные элиты уже должны не просто контролировать ситуацию в регионах, но и возглавить процесс их модернизации, предложив соответствующие
53 Ярошенко В.А. Публичная политика и антитеррористический дискурс в современной России. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 40.
стратегии, взяв на себя роль межрегиональных инновационных политических центров, в том числе и в вопросах формирования новой политики противодействия терроризму.
Безусловно, не следует демонизировать ислам как источник многих конфликтов современности. Если сегодня на первый план по своей масштабности и активности вышел терроризм, окрашенный в цвета ислама, на мой взгляд, это может означать лишь одно, а именно то, что в странах с преобладанием населения, исповедующего ислам, далеко не все в порядке, что они сталкиваются с такими большими трудностями, которые уже не в состоянии разрешить за счет внутренних материальных, духовных и других ресурсов. И в этих условиях экстремистские силы, не способные на открытую конкуренцию с более преуспевающей частью человечества, с развитыми странами и их союзниками — ни в экономике, ни в социальной, информационной и других сферах, тем более в военно-силовой, — стремятся компенсировать свои слабости доступными им средствами, путем создания различных экстремистских движений и используя методы террора, причем террора международного.
Проблема заключается и в том, что трудно обнаружить негативный религиозный фактор, связанный с преступностью по причине нелегальности и законспирированности соответствующих движений, из-за использования верооснов религии, которые хотя, и искажены ими, но очень завуалировано. Поэтому выявление подобных организационных преступных формирований возможно при глубоком анализе их верооснов, сопоставляемых с характером деятельности религиозного объединения или движения.
Список литературы: 1. Бабкина С.В., Бойко А.И., Мозговой О.А., Сюкияйнен Л.Р, Тер-Акопов А.А., Толкаченко А.А., Харабет К.В. (автор идеи и руководитель авторского коллектива), Шанхаев С.В. Мировые религии о преступлении и наказании. / Научные редакторы: Толкаченко А. А., Харабет К.В. М., 2013.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
2. Сорокина М.В., Криминология: вчера, сегодня, завтра. / Научные редакторы: Гилинский Я.И., Дикаев С.У., Майрова А.А. М., 2010.
3. Алексеенко С.В., Запорожец Е.В. Понятие и сущность экстремистской деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России 2013 № 4 (22).
4. Пащенко Е.А. Уголовная ответственность за незаконное производство аборта: соотношение биоэтики и права. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2013. № 4.