Научная статья на тему 'Религиозная основа в совершении преступлений экстремистской направленности'

Религиозная основа в совершении преступлений экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРАН / СУННА ПРОРОКА МУХАММАДА / ДЖИХАД / EXTREMISM / EXTREMIST ACTIVITY / KORAN / SUNNAH OF THE PROPHET MUHAMMAD / JIHAD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мусалаева Р. Р.

В статье анализируется экстремистская деятельность с использованием религиозных установлений, негативные способы толкования вероисточников. Делаются выводы о возможных направлениях дальнейшего пресечения распространения такой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the extremist activity using religious precepts, negative ways of interpreting veroistochnikov. Conclusions about the possible directions of further prevent the spread of such activities

Текст научной работы на тему «Религиозная основа в совершении преступлений экстремистской направленности»

УДК 35.08

РЕЛИГИОЗНАЯ ОСНОВА В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

RELIGIOUS BASIS IN CRIMES OF AN EXTREMIST NATURE

Мусалаева Р.Р. студентка, ЮРИ РАНХиГС

Musalaeva R. R. student

Urey RANHiGS

В статье анализируется экстремистская деятельность с использованием религиозных установлений, негативные способы толкования верои-сточников. Делаются выводы о возможных направлениях дальнейшего пресечения распространения такой деятельности.

Ключевые слова: экстремизм; экстремистская деятельность; Коран; сунна Пророка Мухаммада; джихад

The article analyzes the extremist activity using religious precepts, negative ways of interpreting veroistochnikov. Conclusions about the possible directions of further prevent the spread of such activities.

Key words: extremism; extremist activity; Koran; Sunnah of the Prophet Muhammad; jihad

Экстремизм и терроризм не характерны только для какой-либо одной веры, государственной принадлежности или этнической группы. Однако в целом связь с ними является реальной.

К наиболее очевидным связанным с преступностью религиозным факторам относятся:

- межконфессиональные противоречия, переходящие в острую религиозную ненависть и вражду

- религиозный фундаментализм с наиболее воинственным его проявлением - экстремизмом.

Факты межконфессиональной вражды чаще всего поощряются СМИ, выступающими в роли подстрекателей, а иногда и организаторов такой вражды, в том числе предусмотренной статьей 282 УК РФ. Нетерпимость одной конфессии по отношению к другой может выступать как криминогенный фактор, если способствует обострению межрелигиозной ненависти и вражды, вызывающих намерение совершать уголовно наказуемые деяния. Такая нетерпимость свидетельствует и о псевдорелигиозной сущности соответствующего формирования, поскольку истинно верующие приверженцы мировых религий отвергают насилие.

Проблема религиозного экстремизма дискуссионна, с особой осторожностью может обсуждаться в аудиториях смешанной религиозной принадлежности. Готовность к такой полемике вырабатывается на фоне изучения и международного, и сравнительного, и российского уголовного права и ведется с использованием инновационных педагогических технологий51.

Комплексные социально-правовые исследования преступности на основе вероучения мировых традиционных религий рассмотрены в работах С.В. Бабкиной, А.И. Бойко, О. А. Мозгового, Л.Р. Сюкияйнен, К.В. Харабет.

Проблемы различной социальной и правовой оценки, разнообразия влияния религиозных основ, реализации степени личной свободы и степени государственного вмешательства рассматривались Е.А. Пащенко52.

51 Пащенко Е.А. Индивидуальный подход или современные педагогические технологии: эффективность применения в магистратуре. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2011. №4. С. 78-81.

52 Пащенко Е.А. Уголовная ответственность за незаконное производство аборта: соотношение биоэтики и права. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2013. № 4.

Религиозный фундаментализм, начавшийся в 19 веке в протестантизме (1895 год) с провозглашением пяти безобидных Основ христианской веры (богодухновенность и непогрешимость Библии; божественная природа И. Христа; непорочное зачатие Его; искупительная жертва Сына Божьего; Его физическое воскресение и грядущее второе пришествие), впоследствии приобрел экстремистские очертания у протестантских движений. Теперь же религиозный фундаментализм носит отрицательное значение и применяется чаще всего по отношению к исламским экстремистским организациям.

Предполагается, что исламский фундаментализм распространился благодаря появлению в 1928 году в Египте международной организации «Ассоциация братьев мусульман», провозгласившей следующие Основы веры: Бог - наш идеал, Пророк - наш вождь, Коран - наша Конституция, джихад - наше средство, смерть за религию и Бога - наша самая заветная мечта. Многим экстремистам понравились эти лозунги, пригодные для превращения в послушное орудие смерти неграмотных мусульман, готовых убивать и умирать за предложенную идею, не зная при этом уголовно-правовых запретов Корана и доже светско-религиозных установлений шариата.

В то же время исламские Основы веры, принятые в мусульманском богословии официальных конфессий, не содержат ничего экстремистского. Они включают пять принципов, называемых столпами ислама:

1) нет Бога, кроме Аллаха;

2) богопочитание, выражающееся в молитве (салят);

3) очищение (закят) - оказание материальной поддержки тем, кто в ней нуждается;

4) соблюдение поста в девятый месяц мусульманского календаря (рамадан);

5) паломничество в Мекку (хадж).

Подавляющее большинство мусульман живут по этим принципам, а экстремисты для оправдания своих преступных наклонностей изыскивают соответствующие лозунги, не имеющие ничего общего с истинным исламом.

Проводится избирательный подход к вероисточникам религии, когда отдельные положения используются для достижения вовсе не религиозных целей организации. Условиями реализации целей являются обычаи, а средствами достижения - псевдорелигиозные правила поведения.

Так в оправдании своих действий исламские экстремисты обращаются к айятам Корана и приводят высказывания пророка Мухаммада, которые якобы открывают путь насилию над неверными: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - Его Посланник, а также не станут совершать молитву и вносить закят. Если же они сделают это, то их жизнь и имущество окажутся под моей защитой; в противном случае с ними надлежит поступать по праву ислама, а суд над ними - в руках Всевышнего Аллаха».

Исламские экстремисты убеждены, что они вправе творить насилие по отношению к тем, кто не подчиняется воле Аллаха, в том числе и к мусульманам, не разделяющим их взгляды. Всех побуждать следовать тому, что установлено шариатом в качестве обязательного или поощряемого, и предотвращать совершение запрещенного им. Порядок выполнения таких обязанностей усматривают в следующих словах Пророка Мухаммада: «если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то - хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры». Естественно для обоснования своих действий экстремисты делают акцент на первой части данного высказывания - предотвращении отклонений от шариата «рукой», т.е. насильственным путем.

Наряду с постулатами, которые служат экстремистам, заметное место в ней занимают противоположные начала, отвергающие радикализм. Этим ценностям можно найти более убедительное обоснование, нежели экстремистским взглядам, т.к. идейной базой терроризма под именем ислама, идут в разрез с общим смыслом шариата. Главное в нем - акцент не на слепом следовании букве его предписаний, а на постижении его главных целей, сопоставление урона и пользы, которое может принести практическое претворение положений Корана и Сунны Пророка Мухаммада. Речь идет о джихаде, призывающим встать на путь Аллаха. Он включает пропаганду исламских истин, направленного на самосовершенствование и построение истинного исламского общества, на претворение его ведущих начал, ценностей и целей. Причем джихад исключает любое насилие по отношению к не мусульманам, о чем прямо говорится в Коране: «Нет принуждения в религии», «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди речь с мно-гобожниками наилучшим способом». Джихад не сводится к войне, хотя может выступать в виде вооруженных действий, только в том случае если необходимо отражение агрессии и защиты мусульман, но ни как для борьбы с неверием и распространением ислама с помощью оружия.

Невозможно следовать исламским принципам, зная лишь общие положения, руководствуясь отдельными предписаниями Корана избирательно, не связывая их с другими его положениями. При таком подходе человек или организация попадает в плен определенных догматов, теряют социальную ориентацию, а иногда приобретают антисоциальную направленность.

53

По мнению В.А. Ярошенко , на современном этапе развития страны религиозные элиты уже должны не просто контролировать ситуацию в регионах, но и возглавить процесс их модернизации, предложив соответствующие

53 Ярошенко В.А. Публичная политика и антитеррористический дискурс в современной России. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 40.

стратегии, взяв на себя роль межрегиональных инновационных политических центров, в том числе и в вопросах формирования новой политики противодействия терроризму.

Безусловно, не следует демонизировать ислам как источник многих конфликтов современности. Если сегодня на первый план по своей масштабности и активности вышел терроризм, окрашенный в цвета ислама, на мой взгляд, это может означать лишь одно, а именно то, что в странах с преобладанием населения, исповедующего ислам, далеко не все в порядке, что они сталкиваются с такими большими трудностями, которые уже не в состоянии разрешить за счет внутренних материальных, духовных и других ресурсов. И в этих условиях экстремистские силы, не способные на открытую конкуренцию с более преуспевающей частью человечества, с развитыми странами и их союзниками — ни в экономике, ни в социальной, информационной и других сферах, тем более в военно-силовой, — стремятся компенсировать свои слабости доступными им средствами, путем создания различных экстремистских движений и используя методы террора, причем террора международного.

Проблема заключается и в том, что трудно обнаружить негативный религиозный фактор, связанный с преступностью по причине нелегальности и законспирированности соответствующих движений, из-за использования верооснов религии, которые хотя, и искажены ими, но очень завуалировано. Поэтому выявление подобных организационных преступных формирований возможно при глубоком анализе их верооснов, сопоставляемых с характером деятельности религиозного объединения или движения.

Список литературы: 1. Бабкина С.В., Бойко А.И., Мозговой О.А., Сюкияйнен Л.Р, Тер-Акопов А.А., Толкаченко А.А., Харабет К.В. (автор идеи и руководитель авторского коллектива), Шанхаев С.В. Мировые религии о преступлении и наказании. / Научные редакторы: Толкаченко А. А., Харабет К.В. М., 2013.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014

2. Сорокина М.В., Криминология: вчера, сегодня, завтра. / Научные редакторы: Гилинский Я.И., Дикаев С.У., Майрова А.А. М., 2010.

3. Алексеенко С.В., Запорожец Е.В. Понятие и сущность экстремистской деятельности // Вестник Краснодарского университета МВД России 2013 № 4 (22).

4. Пащенко Е.А. Уголовная ответственность за незаконное производство аборта: соотношение биоэтики и права. Северо-Кавказский юридический вестник. Научно-практический журнал. 2013. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.