Научная статья на тему 'Религиозная конфликтология в системе духовного и светского гуманитарного образования'

Религиозная конфликтология в системе духовного и светского гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иринология / иренология / религиозная конфликтология / православное тюремное служение / религиозное тюремное служение / экстремизм / фанатизм / фундаментализм. / irinology / irenology / religious conflictology / Orthodox prison ministry / religious prison service / extremism / fanaticism / fundamentalism.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фёдоров Владимир Филиппович, Белов Пётр Юрьевич

Статья представляет собой описание результата сотрудничества Церковно-практического отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии и Кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного университета. Разработан пилотный проект учебного пособия «Введение в религиозную конфликтологию и иринологию», обоснована его структура, выросшая из курса «Психология этно-религиозных конфликтов». Утверждается необходимость разработки системы изучения миротворческих инициатив иринологии. Особого внимания заслуживает опыт включения описываемой проблематики в систему образования и духовного просвещения сотрудников Федеральной Службы Исполнения Наказаний, а также лиц из числа спецконтингента, в процессе их ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious conflictology in the system of spiritual and secular humanitarian education

The article is a description of the result of cooperation between the Church-Practical Department of the St Petersburg Theological Academy and the Chair of Psychology of Crisis and Extreme Situations – the Psychological Department of the St Petersburg State University. A pilot project of the teaching manual "Introduction to religious conflictology and irinology" has been developed, its structure has been substantiated, which has grown from the course "Psychology of Ethno-religious conflicts”. The need to develop a system for studying peacekeeping initiatives irinology is asserted. Particular attention should be paid to the including the problems described in the system of education and spiritual education of employees of the Federal Penitentiary Service, as well as persons from among the special contingent, in the process of their resocialization.

Текст научной работы на тему «Религиозная конфликтология в системе духовного и светского гуманитарного образования»

Теологический вестник УДК 261 7

Смоленской православной духовной Фёдоров Владимир Филиппович

семинарии. 2023. №2. С. 96-111 (протоиерей Владимир Фёдоров)

Санкт-Петербургская духовная академия

Белое Пётр Юрьевич (чтец Пётр Белов) Православный Свято-Тихоновский гуман итарн ый ун иверситет

Религиозная конфликтология в системе духовного и светского гуманитарного образования

Аннотация. Статья представляет собой описание результата сотрудничества Церковно-практического отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии и Кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного университета. Разработан пилотный проект учебного пособия «Введение в религиозную конфликтологию и иринологию», обоснована его структура, выросшая из курса «Психология этно-религиозных конфликтов». Утверждается необходимость разработки системы изучения миротворческих инициатив - иринологии. Особого внимания заслуживает опыт включения описываемой проблематики в систему образования и духовного просвещения сотрудников Федеральной Службы Исполнения Наказаний, а также лиц из числа спецконтингента, в процессе их ресоциализации.

Ключевые слова: иринология, иренология, религиозная конфликтология, православное тюремное служение, религиозное тюремное служение, экстремизм, фанатизм, фундаментализм.

Актуальность исследования: в последние полвека появилась образовательная дисциплина «Конфликтология» и возник целый спектр специальных «конфликтологии»: Общая конфликтология1, Социальная конфликтология2, Политическая конфликтология3, Этноконфликтология4, Педагогическая конфликтология5, Региональная конфликтология6, Экономическая конфликтология7, Трудовая конфликтология8, Конфликтология международных отношений9, Организационная конфликтология10,

1 Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология - М.:Дашков и К, 2018. - 240. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/512837 (Дата обращения: 01.04.2023)

: Зеленков, М.Ю. Социальная конфликтология (базовый курс). М.: Юридический институт МИИТа, 2011 - 272.

3 Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: 1ШФРА-М. —432 с. — (Высшее образование), 2008. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2087994/ (Дата обращения: 01.04.2023)

4 Пелевина О.В. Этноконфликтология: сборник учебно-методических материалов для направлений подготовки., Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017.

5 Мельник Н.Б. Осипована М. В. Педагогическая конфликтология Учебное пособие. Екатеринбург, 2007.

6 Калшдаша И.В., Доева А.Н. Региональная Конфликтология. Учебное пособие. Ярославль. 2009.

Кольцова A.A., Старобннская Н.М. Экономическая конфликтология: Рабочая тетрадь. Часть I. - СПб.: КультПнформПресс, 2018. - 71

s Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология вбнзнесе. Юстицинформ. 2014.

9 Дериглазова Л.В. Конфликты в международных отношениях. Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Томск: Изд-во Томского университета, 2013. — 312

Юридическая конфликтология11. Представляется необходимым в дополнение к этноконфликтологии разрабатывать и «Религиозную конфликтологию», возможная версия которой предлагается в данной статье. В связи с тем, что в современной России активно развивается религиозное тюремное служение, а пенитенциарная среда постоянно порождает внутри себя конфликты, часть которых возникает по религиозным мотивам, важно уделить особое внимание осмыслению значения религиозной конфликтологии и иринологии для людей, чья жизнь связанна с пенитенциарной системой.

Задачи исследования: - формулирование и научное обоснование структуры нового предмета «Религиозная конфликтология и иринология»; -оформление структуры нового предмета в виде примерного, «образцового» содержания учебного пособия, под названием «Введение в религиозную конфликтологию и иринологию»; - выявление и описание практического значения, которое имеет новый предмет «Религиозная конфликтология и иринология» для религиозных тюремных служителей, сотрудников пенитенцирной системы, заключенных.

Методы исследования: каузальный метод, метод историзма, метод структурно-функционального анализа, метод включенного наблюдения.

Теоретическая база исследования: психологические, философские, религиоведческие, исторические, юридические, богословские монографии, а также священные тексты и внутренние нормативно-правовые акты православной церкви.

Практическая значимость исследования: в связи с формированием и развитием новой учебной дисциплины «Религиозная конфликтология и иринология» появилась насущная необходимость в повышении качества ее преподавания. Для этого необходимо описать структуру новой учебной дисциплины, ее содержание, и на примере пенитенциарной системы показать ее практическое значение для специалистов, трудящихся в условиях особого риска возникновения религиозно-мотивированных конфликтов.

Строго говоря, опыт разработки «Религиозной конфликтологии» как дополнение к этноконфликтологии - уже есть. Курсы «Религиозные конфликты» и «Конфликтология духовной сферы» читаются на кафедре конфликтологии Института философии СПбГУ. А в Казанском и Алтайском университетах читаются курсы «Религиозная конфликтология». Междисциплинарный характер этого направления обусловлен тем, что исследование проблематики этнорелигиозных конфликтов требует сотрудничества социологов, психологов, психиатров, культурологов, политологов, этнологов, юристов, религиоведов и теологов. Кроме того, психологи сегодня востребованы особо, поскольку они все чаще приглашаются

10Де Дреу К.К., Гельфанд В.Дж. (ред.) Оргашпащюнно-управленческая конфликтология. США: Нью—Йорк: Taylor & Francis Group, 2013. - 506 / De Dreu C.K.,Gelfand V.J. (eds.) The Psychology of Conflict and Conflict Management in Organizations . USA: New York; Taylor & Francis Group, 2013. — 506 Режим доступа: https:/A\^\'.twiipx.coni/files/science/conflictology/organizational/ (Дата обращения: 01.04.2022)

11 Кудрявцев В.H. Юридическая конфликтология. Российская академия наук, центр конфликтологических исследовании. Москва, 1995.

в качестве экспертов на процессы по обвинениям в экстремизме и в оскорблении религиозных чувств.

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых, межгосударственных и цивилизационных, а в последнее время проявилась тенденция усложнения, расширения и радикализации таких конфликтов на разных уровнях. Это связано в значительной мере с нарастающими глобализационными процессами. В этих условиях, в условиях ликвидации биполярной политической структуры мира, созревают новые угрозы для человечества. Как утверждал директор Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН, академик В.А. Тишков: «В последние полвека этнополитические и этноконфессиональные конфликты стали во всем мире главной формой групповых насильственных действий, которые в своем крайнем выражении могут приводить к этническим чисткам и геноциду. Наибольшее число жертв теперь связано именно с этими

конфликтами» ". При этом растет опасность конфликта, способного уничтожить весь мир. Нет ничего удивительного в том, что для человека, воспитанного на пропаганде насилия по телевидению, на ежедневных словесных баталиях политиков, нагнетающих страх утверждениями, что мы окружены кольцом врагов, насилие перестает восприниматься как недопустимое поведение.

Повышается удельный вес внутри государственных конфликтов на основе этнополитических и этно-территориальных противоречий. В современных конфликтах усиливается роль этнического и религиозного фактора. «Повседневной реальностью является то, что количество полномасштабных конфликтов, пожирающих миллионы человеческих жизней, не сократилось, а напротив, возросло, и моральные нормы, сопровождающие их, скатились до уровня самого мерзкого цинизма»13.

История последней четверти XX века показала, что этнополитические и этноконфессиональные конфликты ведут к политической нестабильности как внутри отдельных стран, так и на мировой арене, а также способствуют развалу крупных государств и изменению политической конфигурации в отдельных регионах мира.

Как справедливо утверждает Е.М. Травина, автор учебного пособия для студентов факультета международных отношений СПбГУ «Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире»: «для того, чтобы понять суть межэтнического или межконфессионального конфликта, необходимо не просто встать «над» конфликтом, анализируя поведение сторон и способы его разрешения. Следует обладать объемом знаний о природе человека, особенностях его психики, стереотипах и делать квалифицированные выводы и

Тишков В.А. Конфликт в сложных обществах// Этнополнтнческнн конфликт: пути трансформащш. Настольная книга Бергхофского центра. М., 2007. С. 16

13 Авдеев В.Б. Предисловне//к кн. Тату Ванханена. Этнические конфликты [Их биологические корни в этническом фаворитизме] М. Кучково поле. 2014. Режим доступа: 11Прз://Пнезр.ги/сЫ1а1/ш/В/уап11апеп-ТаШ/еИис11е5к1е-копА1кй?у5сМЧ6су0иуЬак907408960 (Дата обращения 01.04.2023)

давать прогнозы по поводу путей развития того или иного конфликта»14. Международник и социолог подчеркивает необходимость психологического анализа конфликтов.

Сегодня, по-видимому, нет необходимости убеждать кого-нибудь в актуальности анализируемой проблематики. Достаточно назвать многочисленные теракты: в Нью-Йорке 11. 09. 2001 г., через десять лет, 22. 07. 2011 г. чудовищный теракт в Осло совершил гражданин Норвегии Анд ере Брейвик, 7 января 2015 г. на офис редакции еженедельника Charlie Hebdo в Париже совершено вооружённое нападение, когда были убиты 12 человек. Среди погибших известные рисовальщики-карикатуристы. По сообщениям СМИ, нападение произошло спустя несколько часов после появления в «Твиттере» издания карикатуры на одного из лидеров группировки ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади. ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта, запрещенное в РФ) — террористическая организация, в свое время совершавшая зверские убийства в Сирии и в Ираке, убийства шиитских туркменов, христиан и езидов, варварски разрушавшая памятники древней культуры. Они казнят заложников и размещают видеозаписи казней в интернете. ИГИЛ представляет себя как организацию, основывающуюся на идеологии радикального исламизма. Мировое сообщество однозначно восприняло убийство карикатуристов как месть за оскорбление религиозных чувств. Важно, однако, помнить, что еще в конце 2005 г. разразился «карикатурный скандал» - конфликт между арабским миром и современной западной культурной традицией, базирующейся на свободе слова. Причиной конфликта послужили карикатуры на пророка Мухаммеда, напечатанные в 2005 году в одной из датских газет. Тема «оскорбление религиозных чувств» одна из важнейших, разрабатываемых в рамках новой научной и учебной дисциплины. Далеко не только в исламской культуре созревают нарывы ненависти и насилия. Пример тому - казус Брейвика. Эта тема заслуживает подробного исследования, здесь следует только упомянуть, что этот гражданин Норвегии, лютеранин, хотя скорее номинальный, возмущался политикой мультикультурализма, о чем мы знаем из его дневников.

Профилактика и практика разрешения конфликтов - деятельность комплексная. Это и анализ ситуации, поиск факторов конфликта и барьеров, мешающих примирению, это и устранение этих барьеров, создание соответствующих условий примирения, поиск эффективного способа общения конфликтующих сторон и, разумеется, выявление психологических механизмов, обусловливающих соответствующее конфликтное поведение или состояние.

О необходимости анализа социальных конфликтов с точки зрения психологии религии напоминает проф. P.M. Грановская, автор монографии «Психология веры»: «Глубинные изменения в обществе приводят к необходимости пересмотреть свои представления о смысле жизни, осознать свою ответственность за будущее близких людей и всей страны. Обращая свои

14 Травина E.M. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. - СПб., 2007. С. 23-24

99

взоры к тем благополучным странам, где восхваляются достижения цивилизации, мы замечаем, что и у них процветают расовые предрассудки и то и дело вспыхивают религиозные разногласия. Отсюда становится понятным, что до тех пор, пока мы не воспитаем взаимное доверие и терпимость, не будет сделан решающий шаг к достижению душевного равновесия ни внутри страны, ни мира между народами»15.

Название дисциплины «Религиозная конфликтология» может быть неправильно понято, например, как книга, написанная религиозным автором. Но, как и все прочие наименования различных направлений конфликтологии, определяющий эпитет обозначает здесь специфику предмета, сферу в которой изучаются конфликты. Так, в частности, речь в данном курсе вдет о межрелигиозных, межконфессиональных (внутри христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма), внутриконфессиональных (ересь, раскол, фундаменталистское неприятие творчества и др.), а также о тех конфликтах, которые имеют нерелигиозные причины, но облеченных в этнические или религиозные «одежды».

Выделение особого направления «религиозная конфликтология» обусловлено не только тем, что предмет исследования - часть религиозной культуры, но и тем, что для верующего человека возможна опора на религиозный ресурс. Этот ресурс, как показывает жизнь, трудно реализуем, но его нужно иметь ввиду.

Известный психолог Эдвард Де Боно напоминает: «Христиане - дети примирения; это люди мира, они просто призваны быть посредниками. Каким бы ни был конфликт - внутренним, межличностным или международным - у христиан есть средство его уладить. Почему же с ростом Церкви не прибавляется мира на нашей многострадальной планете? Помимо множества ответов - социологических, духовных, пророческих - есть один, от которого нельзя уйти. Причина того, что мир не становится спокойнее, - в том, что христиане утратили видение путей к миру и навыки миротворчества»16.

В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в частности, подчеркивается: «В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп, должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии»17.

Грановская P.M. Психология веры, 2-е изд. «ППТЕР», 2010. 576. Режим доступа: https://www.universalintemetlibrary.ru/book/52915/chita^ (Дата

обращения 01.04.2023)

16 Де Боно, Эдвард. Конфликт и примирение. Режим доступа: https://bookap.mfo/sociopsy/de_boiw_koiifhkt_ijriniirenie/?ysclidHfi\j0inwjfj478044495 (Дата обращения: 01.04.2023)

1 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Режим доступа: http:/A\^\'.pattiarcliia.iTi/data/781/526/l234,/Koiizepzia.docp.info (Дата обращения: 01.04.2023)

Что касается людей, далеких от религиозной культуры и свободных от религиозных убеждений, то знакомство с позицией и психологией религиозных сограждан не оскорбляет, но укрепляет единство тех, кто стремится к миру. Миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия, в соответствии с апостольским призывом: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14).

Конфликтология как наука появилась недавно, хотя о конфликтах размышляли всегда. В 50-е годы XX в. на стыке социологии и психологии сложилась «социология конфликта». Немецкого социолога Ральфа Густава Дарендорфа (1929-2009) и немецко-американского социолога Льюиса Козера

1 о

(1913-2003) считают пионерами науки конфликтологии .

Р. Дарендорф рассматривал конфликт в качестве главной категории и называл свою концепцию теорией конфликта. По его мнению, наличие конфликтов - естественное состояние общества. Отсутствие же конфликтов является ненормальным состоянием. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений. В 1956 году Козер дал обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. В результате исследований целого ряда ученых психология конфликта выделяется в самостоятельное направление. В 70-е годы XX столетия Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Осгуд разработал методику ПО ИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотг; Ш. и Г. Боуэр и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70-80-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В это время всемирную известность приобретает Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри19.

В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов. Не было периода в истории человечества, свободного от конфликтов, что, впрочем, справедливо и для животного мира. Эти конфликты заставляли людей задумываться как их избегать и преодолевать. Однако как систематическая и

и Льюис Козер. Функции социального конфликта. М. «Идея-Пресс». 2000.

19 Фуракова Ю., Сырых О. Переговоры. Гарвардский метод. Портал B-SEMINAR.RU Режим доступа: 1тр5:/А\^\'.Ь-зеттаг.ги/а1Т1с1е/зЬо\у/815.Ыт (Дата обращения: 01.04.2023)

академическая наука конфликтология сложилась в виде научной и образовательной дисциплины лишь во второй половине XX в. Этому способствовали многочисленные и глубокие изменения, которые сегодня называют глобализацией. Независимо от того, как мы относимся к глобализации, следует признать ее реальность. Многое изменилось в мире. В частности, усилились миграционные процессы. Правда они существовали всегда, а некоторые периоды истории даже называются эпохой переселения народов. Но сегодняшние миграционные процессы породили множество новых проблем, в частности, какую стратегию выбрать в современном демократическом обществе - поликультурном, полиэтническом, поликонфессиональном. Мультикультурализм, «плавильный тигель» или «салатница», такие модели организации общества рассматривают политики и ожесточенно спорят. В связи с миграцией резко возросло количество конфликтов, внешне облеченных в этнические или конфессиональные одежды. Поэтому не случайно двадцать лет назад вновь образованная кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций по инициативе ее заведующей проф. Н.С. Хрусталевой ввела в программу курс «Психология миграционных процессов и этнорелигиозных конфликтов». Через несколько лет «Психология этнорелигиозных конфликтов» выделилась в самостоятельную дисциплину. Поскольку в эту дисциплину был включен религиоведческий ресурс, соответствующие главы появились в курсах «Психология экстремизма», «Социально-культуральные факторы терроризма». Постепенно сложилось новое направление исследований и соответственно особая программа образования, близкая к конфликтологии, которую можно было бы назвать религиозной конфликтологией. На факультете психологии нет кафедры конфликтологии. Такая кафедра входит в состав Института философии СПбГУ. Однако психология этнических конфликтов изучается и преподается на кафедре социальной психологии факультета психологии. Упомянутый выше курс «психология этнорелигиозных конфликтов» читается сегодня в рамках программы направления «Клиническая психология».

Конфликты существовали всегда, и древние мыслители говорили, что «жизнь - борьба»2021. Понятно, что эта борьба является разрешением конфликтов, разрешением противоречий между имеющимися желаниями. Что касается этнических конфликтов, то ими психологи занимаются давно и

~>~> ?з ?4

основательно " .

20

Книга Нова 7Л.

21 Сенека. «Письма». XCVI, 5: Vivere, mi Lucili, militare est. «Жить, мой Луцишш, значит воевать».

~~ Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - M.: Институт психолопш РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с. Режим доступа: http://ipkfp.nspu.rU/file.php/l/Stefanenko_EHtnopsikhologija.pdf. (Дата обращения: 01.04.2023)

23 Этнопсихология. Учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведешш / Сост. Я. С. Сунцова, С.А. Вьюжагаша. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. - 182 Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/13295/2015223 .pdf?sequence=l (Дата обращения: 01.04.2023)

24 Лебедева И. M. Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. M. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 491. Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/413042 (Дата обращения: 01.04.2023)

Так, в частности, кафедра социальной психологии подготовила монографии: С. Д. Гуриевой, заведующей этой кафедрой «Психология межэтнических конфликтов» и её же «Межэтнические отношения и конфликт», Л.Г. Почебут «Кросс-культурная и этническая психология». Однако рассмотрение религиозных факторов, религиозной компоненты в этнических конфликтах существенно важно и нуждается в дополнительном внимании и дополнительных знаниях. Поскольку существующие межконфессиональные и межрелигиозные конфликты требуют основательного изучения и анализа психологических факторов, новообразованная кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций дополнила деятельность кафедры социальной психологии в новом направлении. Важно также заметить, что существуют и внутриконфессиональные конфликты, в которых психологическая их природа очевидна. В последних главах предлагаемого вниманию читателей пособия, посвященных религиозному экстремизму, фундаментализму и фанатизму, есть этому свидетельства и подтверждения. Очевидно, что не только анализ причин и хода развития конфликтов должны быть целью настоящего курса, но и предложения эффективных миротворческих стратегий, тактик и практик. Поэтому, разрабатываемое «Введение в религиозную конфликтологию» включает в себя и главу «Религиозная иринология».

Иринология"" (от греч. Ирини - мир) - наука о мирном, бесконфликтном существовании человеческого сообщества. Это ветвь политологии, возникшая в 60-70-е годы XX века в Европе, в период «холодной войны». Иринология состоит из трех относительно автономных частей: историческое и теоретическое изучение проблем мира; разработка педагогики воспитания в духе мира, т.е. миролюбия; миротворчество, как действия по реализации мира. Это междисциплинарная наука, интегрирующая знания из социологии, социальной философии, истории, культурологии, психологии, педагогики и религиоведения.

В 60-70-е годы XX века в православных духовных школах разрабатывались соответствующие разделы нравственного богословия, которые тоже назывались иринологией26.

В политологическом пространстве в рамках этой дисциплины изучаются международные конфликты, способы их разрешения, действия по предотвращению войн, проблемы повышения безопасности, меры по контролю за вооружением. Разумеется, изучаются не только международные военные конфликты, но и крупные конфликты внутри одной страны, в том числе этнические, религиозные, экономические, политические и др. Однако, как в части конфликтология, так и в части иринология существенным фундаментом этой дисциплины являются главы психологические. В частности, необходимо понять, как зарождается и нарастает агрессия, приводящая к радикализму и далее к экстремизму и даже к терроризму. Феномен религиозного

25 Допустима п орфография Иренолопм.

26 См. Настольная книга священнослужителя т. 8. Отметим, что в светской науке чаще встречается написание «иренолопм».

фундаментализма - фактора религиозной активности и одновременно, как это ни парадоксально, протестно ведет к секуляризации современного общества. Эта проблема - психологическая, как и проблема толерантности и интолерантности в современной социально-политической полемике. Нетерпимость и ксенофобия - психологические характеристики.

Наиболее доступные иллюстрации к этой теме - проявления антисемитизма. Феномен религиозного фанатизма - это не только психология, но и психиатрия. Понятно, что психология религии - это то пространство, где возможно и необходимо развивать религиозную конфликтологию. Что касается религиозной психологии, то под ней понимается опора на религиозный ресурс в психологическом исследовании и психологической практике миротворчества.

Очевидно, что обсуждаемый предмет в духовных школах будет представлен более основательно, с привлечением культурно-конфессионального ресурса. Так, например, Русская Православная Церковь имеет возможность опираться на Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви 2007 г., где утверждается, что миссия примирения - это одна из пяти форм миссионерской деятельности Церкви. Миссия примирения развивается как «диалог жизни», когда христиане живут и общаются в бытовой и социальной сферах с людьми других вероисповеданий и идеологий. Так люди узнают друг друга, уважают друг друга, учатся друг у друга, потому что, по слову св. Иоанна Златоуста, «у нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего». Миссия примирения включает в себя «диалог общественной деятельности», посредством которого люди различных вероисповеданий трудятся вместе ради достижения гражданского мира, предотвращения конфликтов и экстремистских угроз. Действуя совместно ради созидательных традиционных духовно-нравственных ценностей и более справедливых законов, защищая священный дар жизни и противостоя опасностям глобализации, можно достичь мира между конфликтующими народами, национальностями и культурами, социальными группами и странами. Одним из важных аспектов миссии примирения является «миссия примирения в памяти», когда примирение происходит в социально-политическом сознании людей, снимая конфликты, разделения и отчуждения, вызванные гражданскими войнами и резкой мировоззренческой поляризацией общества. В мире, раздираемом политическими, социальными и религиозными конфликтами, миссионеры должны осознавать, что служение примирения и мира дано нам, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения»2'.

Полезно знать, что в Европе и в России существуют гражданские инициативы для предупреждения и дерадикализации социальных конфликтов. Они привлекают внимание к проблеме снижения радикальности конфликтов в своих регионах и в сообществе НКО работают формальными и неформальными переговорщиками и медиаторами, поддерживают публичные консультации

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/data/781/526/1234,'Konzepzia.doc (Дата обращения 01.04.2023)

сторон социальных конфликтов, создают и поддерживают площадки для дискуссий и переговоров, развивают профессиональные технологии и объединения медиаторов, собирают успешный российский и мировой опыт снижения радикальности, изучают поводы для развития агрессии и пытаются их купировать, активно работают в сфере противодействия языку вражды и развития языка сотрудничества. Аналогичные инициативы должны возникать и в религиозных общинах, и при научно- психологической поддержке междисциплинарного опыта психологов и конфликтологов интенсивно развиваться.

Создаваемое авторами данной статьи пособие и разрабатываемый курс лекций предназначены, разумеется, не только для будущих психологов, педагогов, пастырей, но и для студентов самых разных гуманитарных специальностей. А поскольку конфликты присутствуют в жизни всех людей, может оказаться полезным и вовсе не студентам. Дело в том, что в предлагаемом курсе обсуждаются темы и проблемы, которые затрагивают всех: мультикультурализм. национализм, патриотизм, шовинизм, антисемитизм, фашизм и неофашизм, фанатизм, фундаментализм, экстремизм, терроризм, толерантность и нетерпимость конфликт веры и знания и др. Что особенно важно - завершается первая часть предлагаемого пособия размышлениями и поисками стратегий профилактики и разрешения конфликтов, обсуждением миротворческих стратегий, то есть иринологией. Будущим педагогам, воспитателям, духовным лидерам, как нам представляется, пока не предлагается учебный материал такого объема и содержания. То есть не только предметники историки, обществоведы, литераторы, но и педагоги всех специальностей могут быть заинтересованы в развитии обсуждаемой дисциплины. Что касается «дерзкой» попытки предложить пособие как студентам светских учебных заведений, так и духовных, то авторы сознают, что этот эксперимент рискованный. Однако верят и надеются, что текст не оскорбит ни верующих, ни неверующих читателей и расширит кругозор как тех, так и других.

Следует особо отметить два петербургских научных и образовательных центра, уделяющих внимание исследованию различных аспектов религиозной конфликтологии: - Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ (руководители Н.С. Хрусталева, М.С. Бриль) и Кафедра церковно-практических дисциплин СПбДА (прот. Владимир Хулап).

Для знакомства со структурой обсуждаемого предмета, предлагается следующее содержание учебного пособия «Введение в религиозную конфликтологию и иринологию»:

Оглавление.

Введение.

Глава 1.

Становление науки конфликтология и новый раздел в ней - религиозная конфликтология.

Глава 2.

Поиски принципа организации полиэтничного бесконфликтного общества (модели: мультикультурализм, плавильный тигель, салатница).

105

Глава 3.

Что такое конфликт? Типы конфликтов. Внутриличностный конфликт. Межличностный конфликт. Семейный конфликт. Межгрупповой конфликт. Конфликт региональный. Международный конфликт. Духовный конфликт. Конфликт веры и знания.

Глава 4.

Этнические, религиозные и этнорелигиозные конфликты. Религиозные войны. Религия и насилие.

Глава 5.

Этнос и этничностъ. Основные сведения из этнопсихологии. Нация и национальная культура.

Глава 6.

Этноцентризм. Этнополитический миф. Этногенетический миф. Национализм. Патриотизм и конфессионализм. Мессианство и мессианизм. Шовинизм и конфессиональный шовинизм. Ксенофобия и религиозная ксенофобия. Расизм. Геноцид. Фашизм. Неофашизм.

Глава 7.

Антисемитизм как ксенофобия и как этнорелигиозный конфликт. История антисемитизма. Холокост. Конспирология как аддикция. Масонофобия. Психология и психоанализ антисемитизма.

Глава 8.

Религиозный экстремизм. «Новые религиозные движения» и религиозный экстремизм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава 9.

Религиозный фундаментализм как психологическая установка, порождающая конфликты. История термина и христианский фундаментализм. Фундаментализм в иудаизме. Фундаментализм в мусульманстве. Фундаментализм в других религиях. Психологический анализ фундаментализма.

Глава 10.

Религиозная толерантность и интолерантность. Диаметрально противоположные стратегии политкорректности и толерантности.

Глава 11.

Религиозный терроризм.

Глава 12.

Психология религиозного фанатизма.

Глава 13.

От конфликта к миру. Примирение. Принология, мирология.

Глава 14.

Экуменическое движение как стратегия межконфессионального примирения.

Глава 15.

Межрелигиозные миротворческие инициативы.

Глава 16.

(Примечание. Это так называемая «специальная» глава, с переменным содержанием в зависимости от особенностей аудитории: психологи, педагоги, религиоведы, богословы, военнослужащие, сотрудники пенитенциарной системы и т. д. Эта глава носит факультативный характер, т. е. может быть включена в учебное пособие по желанию издателя).

Заключение. *

*Примечание: Содержание Заключения будет переменным, в зависимости от наличия или отсутствия в учебном пособии Главы 16).

Важное не только теоретическое, но и практическое значение имеет вопрос о роли и месте религиозной конфликтологии и иринологии в процессе профессионального образования сотрудников пенитенциарной системы, а также в деле ресоциализации осужденных преступников. Социальная среда пенитенциарных учреждений «пронизана» конфликтами, часть которых имеет под собой религиозную основу. В Санкт-Петербурге в последнее десятилетие активно развивается межрелигиозное и межконфессиональное пенитенциарное сотрудничество. В рамках этого сотрудничества реализуются образовательные, духовно-просветительские, научно-исследовательские проекты, направленные на профилактику религиозно-мотивированных конфликтов в социальном пространстве пенитенциарных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Участниками этого сотрудничества стали: Отдел по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви; -религиозные структуры, участвующие в процессе религиозного тюремного служения, представляющие ислам, буддизм, иудаизм, католицизм; правозащитники, члены Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействию лицам, находящимся в местах принудительного содержания; - представители научно-исследовательской некоммерческой организации AHO «Институт изучения религиозных ресурсов миротворчества», основанной в 1994 г. (сокращенно, AHO «ПИМЭН»), которые как специалисты в области религиоведения, религиозной конфликтологии и иринологии не только участвуют в духовно-просветительских проектах, но и ведут научные исследования самого процесса сотрудничества, используя метод «включенного наблюдения».

Деятельность по профилактике религиозно мотивированных конфликтов, связанных с пенитенциарной системой, на практике не ограничивается территорией пенитенциарных учреждений. Перспективным направлением в профилактике преступного поведения, и в частности, конфликтов, порождающих противоправное поведение по религиозным мотивам, является духовно-просветительская работа с лицами, еще не совершившими преступлений, но представляющими «группу риска» (так называемые «трудные подростки», «брошенная молодежь» и т. д.). В Санкт-Петербурге имеется как исторический, так и современный положительный опыт такой профилактики. Например, еще в начале ХХ-го века в Санкт-Петербурге - Петрограде молодые люди различной религиозной и национальной принадлежности, с разрешения своих духовных пастырей, в свободное от учебы и работы время совместно занимались на курсах духовного, нравственного и физического развития. В официально православном государстве, молодые люди разной конфессиональной и религиозной принадлежности вместе играли в новые на тот исторический момент командные игры волейбол, баскетбол, бейсбол, футбол. Эти занятия были организованы при административной и материальной поддержке российской императорской семьи, впоследствии

причисленной православной церковью к лику святых. Такая организация досуга молодых людей не только уберегала их от «дурного влияния улицы», но и на всю жизнь формировала у них уважительное отношение к людям иных вер и убеждений. Отметим, что популярная командная ¡игра волейбол появилась в России благодаря деятельности христианских религиозных активистов в рамках межконфессионального сотрудничества. Этому историческому событию посвящена монография П.Ю. Белова" .

Сегодня, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах, имеются положительные примеры духовно-просветительской работы религиозных служителей традиционных для России религий с детьми, подростками и лицами из числа молодежи, находящимися в конфликте с законом.

Положительный исторический и современный опыт организации процесса воспитания молодежи, направленного на предотвращение межрелигиозных конфликтов в российском обществе, несомненно заслуживает внимания исследователей - религиозных конфликтологов, иринологов, религиоведов, юристов, богословов. Полагаем, что ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что лучше воспитать молодого человека толерантным, чем потом, в будущем перевоспитывать религиозно мотивированного закоренелого преступника, учитывая, что последствия некоторых видов совершенных преступлений могут наносить непоправимый вред человеку, обществу, государству.

В научной статье П. Ю. Белова, посвященной вопросам православного служения в местах лишения свободы, социально-педагогическая деятельность православной церкви, направленная на профилактику преступности в пространстве российской пенитенциарной системы, определяется как одно из приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений29. Представляется, что эта педагогическая деятельность православной церкви должна вестись, в частности, «с опорой» на результаты современных исследований в области религиозной конфликтологии и иринологии. В связи с тем, что в российских пенитенциарных учреждениях периодически совершаются религиозно-мотивированные преступления, распространяется псевдорелигиозный экстремизм, появилась необходимость не только в духовном просвещении осужденных преступников, но и в обучении сотрудников пенитенциарной системы основам религиозной конфликтологии и иринологии.

Выводы. Назрела насущная необходимость в качественной учебной литературе для тех, кто занимается изучением религиозной конфликтологии и иринологии, как в светских, так и в духовных учебных заведениях. Предлагаемое пособие по религиозной конфликтологии и иринологии может

2S Белов П.Ю. Рождение росашского волейбола в Петрограде 27 декабря 1916 г. С-Пб.: издатель П.Ю. Белов, 2021-56 с.

~9 Белов П.Ю. Определение приоритетных направлен™ развития церковно-государственных отношешш в пенитенциарной сфере современной Poccrai / П. Ю. Белов // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - 2021. - № 3(12). - С. 59-69. - EDN KMSROK.

дополняться специальными учебными материалами, в зависимости от особенностей контингента обучающихся.

В связи с интенсификацией церковно-государственного пенитенциарного сотрудничества, в условиях распространения религиозно-мотивированных преступлений и религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы, особо важной становится церковно-государственная задача по организации обучения сотрудников пенитенциарной системы методикам предотвращения и преодоления религиозно-мотивированных конфликтов. Эту задачу возможно решить используя результаты научных достижений в области религиозной конфликтологии и иринологии.

Литература

1. Авдеев В.Б. Предисловие//к кн. Тату Ванханена. Этнические конфликты [Их биологические корни в этническом фаворитизме] М. Кучково поле. 2014

2. Белов П.Ю. Рождение российского волейбола в Петрограде 27 декабря 1916 г. С-Пб.: издатель П.Ю. Белов, 2021 - 56 с.

3. Белов П.Ю. Определение приоритетных направлений развития церковно-государственных отношений в пенитенциарной сфере современной России / П. Ю. Белов // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. - 2021. - № 3(12). -С. 59-69. - EDN KMSROK.

4. Грановская Р.М. Психология веры, 2-е изд. «ПИТЕР», 2010. 576 с.

5. Де Дреу К.К., Гельфанд В.Дж. (ред.) Организационно-управленческая конфликтология. США: Нью-Йорк; Taylor & Francis Group, 2013. - 506 / De Dreu C.K.,GelfandV.J. (eds.) The Psychology of Conflict and Conflict Management in Organizations . USA: New York; Taylor & Francis Group, 2013. — 506

6. Де Боно, Эдвард. Конфликт и примирение. Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/de_bono_konflikt_i jprimirenie/?ysclid=lñvj0mwjfj478044495 (Дата обращения: 01.04.2023)

7. Дериглазова J1.B. Конфликты в международных отношениях. Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Томск: Изд-во Томского университета, 2013. — 312 с

8. Зеленков, М.Ю. Социальная конфликтология (базовый курс). М. : Юридический институт МИИТа, 2011 - 272 с.

9. Калинкина ИВ., Доева А.Н. Региональная Конфликтология. Учебное пособие. Ярославль. 2009.

10. Кольцова А.А., Старобинская Н.М. Экономическая конфликтология: Рабочая тетрадь. Часть I. - СПб.: КультИнформПресс, 2018. - 71 с

11. Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. — 432 с. — (Высшее образование), 2008.

12. Кудрявцев В.Н. Юридическая конфликтология. Российская академия наук, центр конфликтологических исследований. Москва, 1995.

13. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

14. Льюпс Козер. Функции социального конфликта. М. «Идея-Пресс». 2000.

15. Лебедева, Н.М. Этнопсихология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 491 с.

16. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе. Юстицинформ. 2014.

17. Мельник Н.Б. Осипована М. В. Педагогическая конфликтология Учебное пособие. Екатеринбург, 2007.

18. Пелевина О.В. Этноконфликтология: сборник учебно-методических материалов для направлений подготовки., Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017.

19. Сенека. «Письма». XCVI, 5: Vivere, mi Lucili, militare est. «Жить, мой Луцилий, значит воевать».

20. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.-320 с.

21. Травина Е.М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире. -СПб., 2007.

22. Тишков В А. Конфликт в сложных обществах// Этнополитический конфликт: пути трансформации. Настольная книга Бергхофского центра. М., 2007.

23. Фуракова Ю., Сырых О. Переговоры. Гарвардский метод. Портал B-SEMINAR.RU Режим доступа: https://www.b-seminar.ru/article/show/815.htm (Дата обращения: 01.04.2023)

24. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология - М.:Дашков и К, 2018. - 240 с.

25. Этнопсихология. Учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений / Сост. Я.С. Сунцова, С А. Вьюжанина. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. — 182 с.

Feodorov Vladimir Philippovich (Arhpriest Vladimir Feodorov) St. Petersburg Theological Academy

Belov Pvotr Jurjevich (Reader Pyotr Belov) Orthodox St. Tikhon University for the Humanities

Religious conflictology in the system of spiritual and secular humanitarian education

Abstract. Hie article is a description of the result of cooperation between the Church-Practical Department of the St Petersburg Theological Academy and the Chair of Psychology of Crisis and Extreme Situations - the Psychological Department of the St Petersburg State University. A pilot project of the teaching manual "Introduction to religious conflictology and irinology" has been developed, its structure has been substantiated, which has grown from the cour se "Psychology of Ethno-religious conflicts". The need to develop a system for studying peacekeeping initiatives -irinology is asserted. Particular attention should be paid to the including the problems described in the system of education and spiritual education of employees of the Federal Penitentiary Service, as well as persons from among the special contingent, in the process of their resocialization.

Keywords: irinology, irenology, religious conflictology, Orthodox prison ministry, religious prison service, extremism, fanaticism, fundamentalism.

References

• Avdeev V.B. Preface//to the book. Vanhanen's tattoo. Ethnic conflicts [Their biological roots in ethnic favoritism] M. Kuchkovo field. 2014

• Belov P.Yu. The birth of Russian volleyball in Petrograd December 27, 1916 St. Petersburg: publisher P. Yu. Belov, 2021 - 56 p.

• Belov P.Yu. Determination of priority directions for the development of church-state relations in the penitentiary sphere of modem Russia / P. Yu. Belov // Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary. - 2021. - No. 3(12). - S. 59-69. - EDN KMSROK.

• Granovskaya R.M. The Psychology of Faith, 2nd ed. "PITER", 2010. 576 p.

• De Dreu K.K., Gelfand V.J. (ed.) Organizational and managerial conflictology. USA: New York; Taylor & Francis Group, 2013. - 506 / De Dreu C.K., Gelfand V.J. (eds.) The Psychology of Conflict and Conflict Management in Organizations. USA: New York; Taylor & Francis Group, 2013.-506

• De Bono, Edward. conflict and reconciliation. Access mode: https://bookap.info/sociopsy/de_bono_konflikt_i jprimirenie/?ysclid=lf\vj0mwjfi478044495 (Date of access: 04/01/2023)

• Deriglazova L.V. Conflicts in international relations. Tutorial. — 2nd ed., collected, and additional - Tomsk: Publishing House of Tomsk University, 2013. - 312 p.

• Zelenkov, M.Yu. Social conflictology (basic course). M. : Law Institute of MIIT, 2011 - 272 p.

• Kalinkina I.V., Doeva A.N. Regional Conflictology. Tutorial. Yaroslavl. 2009.

• Koltsova A.A., Starobinskaya N.M. Economic conflictology: Workbook. Part I. - St. Petersburg: KultlnfonnPress, 2018. - 71 p.

• Kozyrev G.I. Political conflictology: textbook. - M .: ID "FORUM": INFRA-M. — 432 p. — (Higher education), 2008.

• Kudiyavtsev V.N. Legal conflictology. Russian Academy of Sciences, Center for Conflict Studies. Moscow, 1995.

• The concept of missionary activity of the Russian Orthodox Church.

• Lewis Coser. Functions of social conflict. M. "Idea-Press". 2000.

• Lebedeva, N.M. Etlmopsychology: textbook and workshop for academic undergraduate students / N. M. Lebedeva. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2018.-491 p.

• Lukash Yu.A. Intra-company conflicts, or labor conflictology in business. Yustitsinfoim. 2014.

• Melnik N.B. Osipovana MV Pedagogical Conflictology Textbook. Yekaterinburg, 2007.

• Pelevina O.V. Etlmoconflictology: a collection of teaching materials for training areas. Blagoveshchensk: Amur State, un-t, 2017.

• Seneca. "Letters". XCVI, 5: Vivere, mi Lucili, militare est. "To live, my Lucilius, is to fight."

• Stefanenko T. G. Etlmopsychology. - M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, "Academic Project", 1999. - 320 p.

• Travina E.M. Ethnocultural and confessional conflicts in the modem world. - St. Petersburg, 2007.

• Tishkov V.A. Conflict in complex societies// Etlmopolitical conflict: ways of transformation. Handbook of the Berghof Center. M., 2007.

• Furakova Yu., Syrykh O. Negotiations. Harvard method. Portal B-SEMINAR.RU Access mode: https://www.b-seminar.iu/article/sliow/815.htm (Date of access: 04/01/2023)

• Sharkov F.I., Speransky V.I. General conflictology - M.: Dashkov and K, 2018. - 240 p.

25. Etlmopsychology. Teaching aid for students of higher education, institutions / Comp. I'M WITH. Suntsova, S.A. Vyuzhanma. - Izhevsk: Publishing House "Udmurt University", 2015. - 182 P-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.