Научная статья на тему 'Религиозная идентичность в структуре личности и ее связь с процессами социально-психологической адаптации'

Религиозная идентичность в структуре личности и ее связь с процессами социально-психологической адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
409
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / RELIGIOUS IDENTITY / AN ADAPTATION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколовская И. Э.

Описаны специфические черты личности религиозного человека. Показано влияние религиозной идентичности на процессы личностной адаптации в современном мире. Религиозное самосознание положительно влияет на развитие возможности применения поведенческих стратегий, помогающих успешно совладать с трудными ситуациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS IDENTITY IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY AND ITS RELATIONSHIP WITH PROCESSES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Describes the specific features of the personality of a religious man. Shows the influence of religious identity of the processes of personal adaptation to the modern world. Religious identity in a positive effect on the development of the possibility of using behavioral strategies to help successfully cope with difficult situations.

Текст научной работы на тему «Религиозная идентичность в структуре личности и ее связь с процессами социально-психологической адаптации»

Bibliography

1. Shaparj, V.B. Noveyjshiyj psikhologicheskiyj slovarj. - Rostov-na-Donu, 2005.

2. Freyjd, Z. Psikhoanalitichskie ehtyudih. - Minsk, 2О0З.

3. Nicshe, F. K genealogii morali // Nicshe F. Sochineniya: v 2 t. - M., 1990. - T. 2.

4. Iljin, I.A. O suthnosti pravosoznaniya // Obthee uchenie o prave i gosudarstve. - M., 2006.

5. Iljin, I.A. O soprotivlenii zlu siloyu [Eh/r]. - R/d: http: //ru:philosophynkievua/ library/il/01

6. Soboljnikov, V.V. Destruktivnaya transformaciya lichnosti i povedeniya migranta // Antropologiya destruktivnosti: monografiya. - Ekaterinburg, 2012.

7. Nissen, G. Depressive Syndrome Im Kindes- Und Jugendalter. - 2012.

8. Soboljnikov, V.V. Nekotorihe itogi issledovaniya usloviyj i faktorov formirovaniya destrukcii // Antropologiya destruktivnosti: monografiya. -Ekaterinburg, 2012.

9. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / red.-sost. L.A. Karpenko; pod obth. Red A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. - Rostov-na-Donu,1998.

10. Chesnokova, I.I. Psikhologicheskoe issledovanie samosoznaniya // Voprosih psikhologii, 1984. - № 5.

11. Soboljnikov, V.V. Kognitivnihe destrukcii studentov v sovremennom obrazovateljnom prostranstve // Professionaljnoe obrazovanie v sovremennom mire. -2013. - № 1.

12. Zlokazov K.V. Psikhologicheskiyj analiz destruktivnosti lichnosti // Antropologiya destruktivnosti: monografiya. - Ekaterinburg, 2012.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 159+101

Sokolovskaya I.E. RELIGIOUS IDENTITY IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY AND ITS RELATIONSHIP WITH PROCESSES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION. Describes the specific features of the personality of a religious man. Shows the influence of religious identity of the processes of personal adaptation to the modern world. Religious identity in a positive effect on the development of the possibility of using behavioral strategies to help successfully cope with difficult situations.

Key words: religious identity, religious identity, an adaptation of the individual.

И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики

и психологии МПГУ, г. Москва, Е-mail: [email protected]

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Описаны специфические черты личности религиозного человека. Показано влияние религиозной идентичности на процессы личностной адаптации в современном мире. Религиозное самосознание положительно влияет на развитие возможности применения поведенческих стратегий, помогающих успешно совладать с трудными ситуациями.

Ключевые слова: религиозная идентичность, религиозное самосознание, адаптация личности.

Религиозное чувство присуще каждому человеку, вне зависимости от того, считает ли он себя верующим, принадлежащим к той или иной религиозной конфессии, агностиком или атеистом. По мнению Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой [1], теоретический атеист, по существу, отрицает лишь известные ему образы Бога, которые считает ложными, но стремится к истинному Богу, не осознавая этого.

Религиозное чувство трудно вербализуется, трудно анализируется, поэтому описать его достаточно сложно. Его ощущение лежит в бессознательной плоскости. По мнению R. Otto, это «совершенно своеобразное и невыводимое из других чувств переживание, его нельзя точно определить или рассказать. Его можно только вызвать, спровоцировать его появление, разбудить в сознании» [1]. Оно включает одновременно ощущение ничтожества, по сравнению с созидающей силой, и, временами, единства с ней, но так или иначе, стимулирует формирование ощущения смысла жизни как таковой.

Виктор Франкл называл любого человека, задумавшегося о смысле жизни, религиозным. По мнению Франкла, необязательно ощущать себя принадлежащим какой-либо конфессии, чтобы иметь представление о высшем смысле, о смысле жизни. Более того, «даже понятие о боге не обязательно должно быть теистичным» [2, с. 42]. Бог в понимании В. Франкла -это тот, к кому человек обращается в моменты наибольшей искренности и откровенности в разговорах с самим собой — даже если это делает неверующий. Но позже, когда человек начинает задумываться об этом своем «собеседнике» - именно тогда и появляются различия. Нерелигиозный человек настаивает, что он просто говорит сам с собой. Религиозный действительно признает, что он обращается к кому-то иному, кому-то реальному, кто может его слышать в эти моменты и отвечать ему. Таким образом, бог воспринимается как опора, незримый со-

беседник, способный помочь, наставить на истинный путь или просто выслушать.

В. Франкл отмечает, что постичь сверхсмысл и сверхмир для человека очень трудно: «...как животное, находясь в своей среде, не в состоянии понять человека и его мир, так и человек не может иметь представление о сверхмире» [2, с. 167]. Помочь в этом понимании, приблизить человека может именно религия. Сама же по себе вера в высший смысл «имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение» [2, с. 78]. Такой человек более жизнеспособен, в жизни у него есть прочная опора, к которой он может прибегнуть в стрессовых ситуациях, каждый прожитый им момент имеет смысл и не остается незамеченным. Особая ценность данной опоры в ее трансцендентности и абсолютности, и лишь осознание человеком своей причастности, возможности прикосновения к чему-то столь великому, наполняет его жизнь смыслом.

Виктор Франкл придавал столь великое значение способности религии наполнить человеческую жизнь смыслом, потому что все основанное им направление психотерапии основывалось на помощи человеку в постижении этого смысла. Он считал, что, зная этот смысл, человек обретает в себе способность противостоять практически любым жизненным трудностям и в отличие от 3. Фрейда, писавшего Марии Бонапарт, что «если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен», Франкл полагал, что именно утрата смысла - причина нездоровья и человеческих бед вообще.

Проблема влияния религиозного мышления и религиозного сознания на адаптацию личности до сих пор является мало изученной. Потребность в принадлежности к определенной религиозной группе мы рассматриваем в качестве базовой потребности личности, одно из средств приспособления, лучшей ориентации в мире и достижения определенных социальных целей

в процессе взаимодействия со средой. Принадлежность к определенной религии - это также способ повысить свою ценность, приобрести поддержку «свыше», стать членом определенной группы.

Нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 46 человек, в возрасте 19-42 лет, разделенных на две равные группы. Критерием разделения стала выраженность стремления к соблюдению религиозных ритуалов и предписаний, причем определяющим была частота посещения церкви. Все участники эксперимента ознакомились с его условиями и дали свое согласие на обследование.

Для изучения влияния степени включенности церкви в жизнь прихожанина на уровень его тревожности, как маркера социально-психологической адаптации, в экспериментальную группу вошли люди, посещающие церковь раз в неделю или чаще (то есть, уделяющие церкви значительную часть своей жизни). Часть группы, посещающая церковь раз в неделю и чаще формировалась из прихожан Русской Православной Церкви (16 человек) и прихожан Католической Церкви (7 человек). В контрольную группу вошли 23 человека, сопоставимые по полу и возрасту, практически не посещающих церковь.

Применялись следующие психодиагностические тесты: тест Ж. Тейлор для диагностики тревожности как индикатора эмоционального напряжения и нарушения социально-психологической адаптации, методика диагностики уровня социальной фрус-трированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко), самоактуализационный тест Э. Шострома и методика межличностных отношений Т. Лири. Вопросы, касающиеся отношения к религии, частоты посещения церкви, соблюдения церковных обрядов и пр., выяснялись в процессе психологического интервью по специально разработанной схеме.

Результаты тестирования были обработаны при помощи методов математической статистики ^критерий Стьюдента и и-критерий Манна-Уитни.

Данная работа проводилась с целью выявления личностных особенностей религиозных людей, для того, чтобы определить, каким образом посещение церкви и приобщение к религиозным ценностям влияет на восприятие человеком себя, других, окружающего мира и на его отношение к этим реалиям, на выяснение влияния религиозности на адаптацию человека в обществе, на выявление составляющих компонентов религиозной идентичности.

Результаты данного исследования позволили определить следующие специфические черты личности религиозного человека.

Для религиозной личности характерна более выраженная ориентация лишь на один из отрезков временной шкалы и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Религиозный человек более склонен к тщательному обдумыванию и взвешиванию собственных поступков, нежели к спонтанному выражению чувств. Он характеризуется большей степенью зависимости, конформности, несамостоятельности, внешним локусом контроля. Выявлена более выраженная ригидность его поведения при взаимодействии с людьми, склонность реагировать на изменяющуюся ситуацию привычным, отработанным способом. Также религиозный человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, нежели нерелигиозный, хуже ощущает и рефлексирует их.

Еще одна особенность религиозной личности заключается в более придирчивом отношении к собственным достижениям, положительным свойствам характера. Религиозный человек в большей степени склонен принимать себя лишь в том случае, если его достоинства перевешивают его недостатки и, соответственно, отвергать себя, если этого не происходит. Кроме этого, религиозный человек в большей мере склонен воспринимать природу человека в целом как положительную и руководствуется принципом «люди в массе своей скорее добры». Дихотомии мужественность-женственность, рациональность-эмоциональность представляются ему преодолимыми и неантагонистическими.

Религиозный человек, воспринимающий весь мир как Божественное творение, соответствующее его замыслу, в большей степени оказывается способен к целостному восприятию мира и людей, пониманию связанности противоположностей.

Еще одна особенность религиозной личности заключается в том, что для установления глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми ему требуется больше времени.

И, наконец, прихожанин склонен не воспринимать собственные гнев, раздражение и агрессию как свойственные человеческой природе, но считать их вызванными внешним влиянием (дьяволом).

Что касается тревожности, то различия среди посещающих церковь и не посещающих церковь, достоверные: 11,35+2,07 против 17,34+3,1 (при р < 0,05). Церковь, церковные службы, поведенческие активности на лоне религии обладают выраженным гармонизирующим потенциалом.

Таким образом, религиозная личность отличается более выраженным конформизмом в социуме, ригидностью, экстер-нальным локусом контроля, склонностью к снижению самооценки, более низкой тревожностью. Довольно неожиданным явился тот факт, что религиозный человек склонен воспринимать человеческую природу в целом как позитивную, а весь мир и людей - целостно. Однако это характерно для личностей, склонных преимущественно к чувственно-образному восприятию. Также любопытным стало то, что религиозная личность характеризуется такими особенностями, как: склонность к дискретному восприятию своего жизненного пути, меньшей склонностью к рефлексии и спонтанному выражению своих чувств и потребностей, необходимостью большего времени для установления близких эмоциональных контактов.

Полученные эмпирические данные позволяют предположить, что человек обращается к религии как к одному из путей самоактуализации, что соответствует исследованиям психологов экзистенциально-гуманистического направления. Осознание своей религиозной идентичности включает перемену взгляда на себя, на свои социальные активности, отношения с людьми, становится одним из жизненных смыслов, облегчающих адаптацию в мире.

Однако опрометчиво было бы пытаться усмотреть в религиозном сознании панацею от дезадаптационных состояний. Религиозное сознание вряд может охватывать сколько-нибудь большую часть активных и энергичных элементов общества. По мнению ряда авторов [3; 4; 5], носителями религиозного сознания прежде всего являются люди пассивные, замкнутые и нуждающиеся в социальной и психологической поддержке, лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Религиозность определяет, с нашей точки зрения, не только специфику ситуаций, в которых разворачивается жизнь человека. Принадлежность к какой-либо конфессии формирует установки, стереотипы, определенные формы переживаний и поведения, которые несут в себе отпечаток той конфессии, в которой формируется личность. Значение религии как части культуры для формирования личности опосредованно доказано в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского [6].

По нашему мнению, влияние религии на совладание со стрессом и копинг-поведение лежит так поверхностно, что его трудно не заметить. Копинг-поведение включает в себя когнитивную, оценочную и деятельностную фазы, и в каждой из этих фаз религиозное сознание позволяет усмотреть присутствие Высшей силы, что добавляет сил собственных. Высшая сила, таким образом, является потенциальным и всегда имеющимся в наличии ресурсом, доступным к использованию в случае необходимости для достижения позитивных результатов (реализации целей, удовлетворения потребностей, снижения риска дезадаптации, обеспечения эффективности жизнедеятельности). В качестве ресурсов могут выступать как индивидуальные особенности, то есть внутренние возможности, так и внешние условия, факторы среды и отношений. Однако при таком понимании ресурсов их перечень становится фактически неисчерпаемым, к классу ресурсов могут быть отнесены как свойства личности, и свойства среды, а также те объекты и действия, к которым человек обращается для поддержания благоприятного эмоционального состояния (природа, книги, хобби, сон и т. д.).

Мы считаем религиозное сознание собственно ресурсом субъектности, которым субъект приписывает ресурсную роль в определенных ситуациях, наделяет их ресурсным значением, то есть наделяет их смыслом, ценностью, важностью и связывает именно с ними появление позитивных результатов и состояний. Мы исходим из положения С.Л. Рубинштейна о преломляющем действии внутренних условий по отношению к внешним факторам и рассматриваем религиозные ресурсы как внутренние условия. Наделенный ресурсным значением, внешний объект и отношения также, в определенном смысле, становится внутренним условием.

У человека есть представление (знание) не только о собственных свойствах, но и об их ценности. Таким образом, свойство, объект, принесшее положительный эффект в одной ситуации, должно быть концептуализировано (категоризировано) как ресурс для данного класса ситуаций, а затем шире - как ресурс субъектности вообще. И в этом смысле не сам объект (религия) есть ресурс, а представления субъекта о нем как ресурсе. Представление о Боге как высшей силе, способной помочь в трудной ситуации, осознавание себя как части бога и конфессии является мощным ресурсом достижения позитивного результата и преодоления неблагоприятной ситуации.

Таким образом, религиозный ресурс - это представления субъекта, которые устойчиво связываются в его ментальном опыте с позитивным эффектом, наличием ощутимого преимущества и могут быть использованы для повышения эффективности жизнедеятельности. Религиозное самосознание, религиозность, религиозная идентичность могут быть признаны личностным ресурсом, предназначением которого становится поддержание и развитие субъектности. Таким образом, мы исходим из понимания ресурса как внутреннего условия эффективности деятельности, достижения позитивных результатов с точки зрения как самого субъекта, так и социума.

Религия может влиять на стресс и процессы копинга четырьмя способами. Первый - религиозный контекст формирует типы стрессоров, которые индивид, вероятно, испытывает. Второй -религия может влиять на оценку силы стресса в данном событии. Третье - религия влияет на выбор стратегий копинга, которые индивид использует в данной ситуации. И наконец, религия предлагает различные способы и механизмы, при помощи которых индивид может справиться со стрессом (молитва, исповедь, причащение и пр.).

Библиографический список

1. Короленко, Ц.П. Психоанализ и психиатрия: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2003.

2. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

3. Пронин, И.П. Работа психолога с членами новых религиозных движений (НРД) // Вопросы психологии. - 2004. - № 4.

4. Алишев, Б.С. Вера как психологический феномен // Современная психология: многообразие научного поиска / под ред. РА. Ахмерова,

С.П. Дырина, A.JI. Журавлева. М., 2007.

5. Белорусов, С.А. Психология духовности, веры и религии // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия / сост. К.В. Сельчо-нок. - Минск; М., 2001.

6. Антоненко, С.Т. Религиозная составляющая этнокультурной идентификации россиян столетие мутационных трансформаций // Религия и идентичность в России. - М., 2003.

Bibliography

1. Korolenko, C.P Psikhoanaliz i psikhiatriya: monografiya / C.P Korolenko, N.V. Dmitrieva. - Novosibirsk, 2003.

2. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smihsla. - M., 1990.

3. Pronin, I.P Rabota psikhologa s chlenami novihkh religioznihkh dvizheniyj (NRD) // Voprosih psikhologii. - 2004. - № 4.

4. Alishev, B.S. Vera kak psikhologicheskiyj fenomen // Sovremennaya psikhologiya: mnogoobrazie nauchnogo poiska / pod red. R.A. Akhmerova, S.P. Dihrina, A.JI. Zhuravleva. M., 2007.

5. Belorusov, S.A. Psikhologiya dukhovnosti, verih i religii // Psikhologiya religioznosti i misticizma: khrestomatiya / sost. K.V. Seljchonok. - Minsk; M., 2001.

6. Antonenko, S.T. Religioznaya sostavlyayuthaya ehtnokuljturnoyj identifikacii rossiyan stoletie mutacionnihkh transformaciyj // Religiya i identichnostj v Rossii. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 159.923

Strelenko, A.A. CHILDREN AND YOUTH VICTIMIZATION AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON.

Children and adolescent victimization is defined as a socio-psychological phenomenon related to the child's predisposition to become a victim of unfavorable conditions of socialization, the occurrence of which is the result of objective and subjective psychological factors. Discusses the challenges facing victimology.

Key words: victimology, children's and adolescent victimization, victimization support person.

А.А. Стреленко, канд. психол. наук, доц. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, E-mail: [email protected]

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ ВИКТИМНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Детско-подростковая виктимность определяется как социально-психологическое явление, связанное с предрасположенностью ребенка стать жертвой неблагоприятных условий социализации, появление которых является следствием объективных и субъективных психологических факторов. Рассматриваются задачи, стоящие перед детско-подростковой виктимологий.

Ключевые слова: виктимология, детско-подростковая виктимность, сопровождение виктимной личности.

Религиозные требования влияют и на ситуационные действия, и на индивидуальные ресурсы, оба из которых оказывают влияние на оценку стресса. В дополнение, религиозные убеждения и ценности влияют не только на индивидуальные убеждения и ценности, но и на реакции других в конкретной ситуации, которые, в свою очередь также влияют на оценку стресса. На то, как индивид справляется с ситуацией, влияют четыре фактора: оценка стресса, копинговые ресурсы индивида, ресурсы предоставленные религией, и реакции других. Таким образом, религия дает определенный дополнительный ресурс личности в борьбе со стрессом, что проявляется не только на психологическом и физическом уровне, но также влияет на социальные и культурные процессы. То, какие методы копинга использует индивид, влияет не только на него самого, но также на его непосредственное социальное окружение. Опыт, полученный человеком в процессе преодоления жизненных трудностей, служит хорошим примером для других людей, столкнувшихся с похожими проблемами. Также позитивные примеры использования людьми определенных стратегий копинга дают позитивный импульс в обучении этим стратегиям общества в целом.

В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что религиозное самосознание положительно влияет на развитие возможности применения поведенческих стратегий, помогающих успешно совладать с трудными ситуациями. При изначально определенном личностном складе религиозное самосознание способствует формированию самодостаточных, уверенных в себе и развитых личностей, способных конструктивно разрешать проблемные ситуации в личностной сфере и адаптированных в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.