Bibliography
1. Shaparj, V.B. Noveyjshiyj psikhologicheskiyj slovarj. - Rostov-na-Donu, 2005.
2. Freyjd, Z. Psikhoanalitichskie ehtyudih. - Minsk, 2О0З.
3. Nicshe, F. K genealogii morali // Nicshe F. Sochineniya: v 2 t. - M., 1990. - T. 2.
4. Iljin, I.A. O suthnosti pravosoznaniya // Obthee uchenie o prave i gosudarstve. - M., 2006.
5. Iljin, I.A. O soprotivlenii zlu siloyu [Eh/r]. - R/d: http: //ru:philosophynkievua/ library/il/01
6. Soboljnikov, V.V. Destruktivnaya transformaciya lichnosti i povedeniya migranta // Antropologiya destruktivnosti: monografiya. - Ekaterinburg, 2012.
7. Nissen, G. Depressive Syndrome Im Kindes- Und Jugendalter. - 2012.
8. Soboljnikov, V.V. Nekotorihe itogi issledovaniya usloviyj i faktorov formirovaniya destrukcii // Antropologiya destruktivnosti: monografiya. -Ekaterinburg, 2012.
9. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / red.-sost. L.A. Karpenko; pod obth. Red A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. - Rostov-na-Donu,1998.
10. Chesnokova, I.I. Psikhologicheskoe issledovanie samosoznaniya // Voprosih psikhologii, 1984. - № 5.
11. Soboljnikov, V.V. Kognitivnihe destrukcii studentov v sovremennom obrazovateljnom prostranstve // Professionaljnoe obrazovanie v sovremennom mire. -2013. - № 1.
12. Zlokazov K.V. Psikhologicheskiyj analiz destruktivnosti lichnosti // Antropologiya destruktivnosti: monografiya. - Ekaterinburg, 2012.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 159+101
Sokolovskaya I.E. RELIGIOUS IDENTITY IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY AND ITS RELATIONSHIP WITH PROCESSES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION. Describes the specific features of the personality of a religious man. Shows the influence of religious identity of the processes of personal adaptation to the modern world. Religious identity in a positive effect on the development of the possibility of using behavioral strategies to help successfully cope with difficult situations.
Key words: religious identity, religious identity, an adaptation of the individual.
И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики
и психологии МПГУ, г. Москва, Е-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ПРОЦЕССАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Описаны специфические черты личности религиозного человека. Показано влияние религиозной идентичности на процессы личностной адаптации в современном мире. Религиозное самосознание положительно влияет на развитие возможности применения поведенческих стратегий, помогающих успешно совладать с трудными ситуациями.
Ключевые слова: религиозная идентичность, религиозное самосознание, адаптация личности.
Религиозное чувство присуще каждому человеку, вне зависимости от того, считает ли он себя верующим, принадлежащим к той или иной религиозной конфессии, агностиком или атеистом. По мнению Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой [1], теоретический атеист, по существу, отрицает лишь известные ему образы Бога, которые считает ложными, но стремится к истинному Богу, не осознавая этого.
Религиозное чувство трудно вербализуется, трудно анализируется, поэтому описать его достаточно сложно. Его ощущение лежит в бессознательной плоскости. По мнению R. Otto, это «совершенно своеобразное и невыводимое из других чувств переживание, его нельзя точно определить или рассказать. Его можно только вызвать, спровоцировать его появление, разбудить в сознании» [1]. Оно включает одновременно ощущение ничтожества, по сравнению с созидающей силой, и, временами, единства с ней, но так или иначе, стимулирует формирование ощущения смысла жизни как таковой.
Виктор Франкл называл любого человека, задумавшегося о смысле жизни, религиозным. По мнению Франкла, необязательно ощущать себя принадлежащим какой-либо конфессии, чтобы иметь представление о высшем смысле, о смысле жизни. Более того, «даже понятие о боге не обязательно должно быть теистичным» [2, с. 42]. Бог в понимании В. Франкла -это тот, к кому человек обращается в моменты наибольшей искренности и откровенности в разговорах с самим собой — даже если это делает неверующий. Но позже, когда человек начинает задумываться об этом своем «собеседнике» - именно тогда и появляются различия. Нерелигиозный человек настаивает, что он просто говорит сам с собой. Религиозный действительно признает, что он обращается к кому-то иному, кому-то реальному, кто может его слышать в эти моменты и отвечать ему. Таким образом, бог воспринимается как опора, незримый со-
беседник, способный помочь, наставить на истинный путь или просто выслушать.
В. Франкл отмечает, что постичь сверхсмысл и сверхмир для человека очень трудно: «...как животное, находясь в своей среде, не в состоянии понять человека и его мир, так и человек не может иметь представление о сверхмире» [2, с. 167]. Помочь в этом понимании, приблизить человека может именно религия. Сама же по себе вера в высший смысл «имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение» [2, с. 78]. Такой человек более жизнеспособен, в жизни у него есть прочная опора, к которой он может прибегнуть в стрессовых ситуациях, каждый прожитый им момент имеет смысл и не остается незамеченным. Особая ценность данной опоры в ее трансцендентности и абсолютности, и лишь осознание человеком своей причастности, возможности прикосновения к чему-то столь великому, наполняет его жизнь смыслом.
Виктор Франкл придавал столь великое значение способности религии наполнить человеческую жизнь смыслом, потому что все основанное им направление психотерапии основывалось на помощи человеку в постижении этого смысла. Он считал, что, зная этот смысл, человек обретает в себе способность противостоять практически любым жизненным трудностям и в отличие от 3. Фрейда, писавшего Марии Бонапарт, что «если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен», Франкл полагал, что именно утрата смысла - причина нездоровья и человеческих бед вообще.
Проблема влияния религиозного мышления и религиозного сознания на адаптацию личности до сих пор является мало изученной. Потребность в принадлежности к определенной религиозной группе мы рассматриваем в качестве базовой потребности личности, одно из средств приспособления, лучшей ориентации в мире и достижения определенных социальных целей
в процессе взаимодействия со средой. Принадлежность к определенной религии - это также способ повысить свою ценность, приобрести поддержку «свыше», стать членом определенной группы.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 46 человек, в возрасте 19-42 лет, разделенных на две равные группы. Критерием разделения стала выраженность стремления к соблюдению религиозных ритуалов и предписаний, причем определяющим была частота посещения церкви. Все участники эксперимента ознакомились с его условиями и дали свое согласие на обследование.
Для изучения влияния степени включенности церкви в жизнь прихожанина на уровень его тревожности, как маркера социально-психологической адаптации, в экспериментальную группу вошли люди, посещающие церковь раз в неделю или чаще (то есть, уделяющие церкви значительную часть своей жизни). Часть группы, посещающая церковь раз в неделю и чаще формировалась из прихожан Русской Православной Церкви (16 человек) и прихожан Католической Церкви (7 человек). В контрольную группу вошли 23 человека, сопоставимые по полу и возрасту, практически не посещающих церковь.
Применялись следующие психодиагностические тесты: тест Ж. Тейлор для диагностики тревожности как индикатора эмоционального напряжения и нарушения социально-психологической адаптации, методика диагностики уровня социальной фрус-трированности Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко), самоактуализационный тест Э. Шострома и методика межличностных отношений Т. Лири. Вопросы, касающиеся отношения к религии, частоты посещения церкви, соблюдения церковных обрядов и пр., выяснялись в процессе психологического интервью по специально разработанной схеме.
Результаты тестирования были обработаны при помощи методов математической статистики ^критерий Стьюдента и и-критерий Манна-Уитни.
Данная работа проводилась с целью выявления личностных особенностей религиозных людей, для того, чтобы определить, каким образом посещение церкви и приобщение к религиозным ценностям влияет на восприятие человеком себя, других, окружающего мира и на его отношение к этим реалиям, на выяснение влияния религиозности на адаптацию человека в обществе, на выявление составляющих компонентов религиозной идентичности.
Результаты данного исследования позволили определить следующие специфические черты личности религиозного человека.
Для религиозной личности характерна более выраженная ориентация лишь на один из отрезков временной шкалы и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Религиозный человек более склонен к тщательному обдумыванию и взвешиванию собственных поступков, нежели к спонтанному выражению чувств. Он характеризуется большей степенью зависимости, конформности, несамостоятельности, внешним локусом контроля. Выявлена более выраженная ригидность его поведения при взаимодействии с людьми, склонность реагировать на изменяющуюся ситуацию привычным, отработанным способом. Также религиозный человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, нежели нерелигиозный, хуже ощущает и рефлексирует их.
Еще одна особенность религиозной личности заключается в более придирчивом отношении к собственным достижениям, положительным свойствам характера. Религиозный человек в большей степени склонен принимать себя лишь в том случае, если его достоинства перевешивают его недостатки и, соответственно, отвергать себя, если этого не происходит. Кроме этого, религиозный человек в большей мере склонен воспринимать природу человека в целом как положительную и руководствуется принципом «люди в массе своей скорее добры». Дихотомии мужественность-женственность, рациональность-эмоциональность представляются ему преодолимыми и неантагонистическими.
Религиозный человек, воспринимающий весь мир как Божественное творение, соответствующее его замыслу, в большей степени оказывается способен к целостному восприятию мира и людей, пониманию связанности противоположностей.
Еще одна особенность религиозной личности заключается в том, что для установления глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми ему требуется больше времени.
И, наконец, прихожанин склонен не воспринимать собственные гнев, раздражение и агрессию как свойственные человеческой природе, но считать их вызванными внешним влиянием (дьяволом).
Что касается тревожности, то различия среди посещающих церковь и не посещающих церковь, достоверные: 11,35+2,07 против 17,34+3,1 (при р < 0,05). Церковь, церковные службы, поведенческие активности на лоне религии обладают выраженным гармонизирующим потенциалом.
Таким образом, религиозная личность отличается более выраженным конформизмом в социуме, ригидностью, экстер-нальным локусом контроля, склонностью к снижению самооценки, более низкой тревожностью. Довольно неожиданным явился тот факт, что религиозный человек склонен воспринимать человеческую природу в целом как позитивную, а весь мир и людей - целостно. Однако это характерно для личностей, склонных преимущественно к чувственно-образному восприятию. Также любопытным стало то, что религиозная личность характеризуется такими особенностями, как: склонность к дискретному восприятию своего жизненного пути, меньшей склонностью к рефлексии и спонтанному выражению своих чувств и потребностей, необходимостью большего времени для установления близких эмоциональных контактов.
Полученные эмпирические данные позволяют предположить, что человек обращается к религии как к одному из путей самоактуализации, что соответствует исследованиям психологов экзистенциально-гуманистического направления. Осознание своей религиозной идентичности включает перемену взгляда на себя, на свои социальные активности, отношения с людьми, становится одним из жизненных смыслов, облегчающих адаптацию в мире.
Однако опрометчиво было бы пытаться усмотреть в религиозном сознании панацею от дезадаптационных состояний. Религиозное сознание вряд может охватывать сколько-нибудь большую часть активных и энергичных элементов общества. По мнению ряда авторов [3; 4; 5], носителями религиозного сознания прежде всего являются люди пассивные, замкнутые и нуждающиеся в социальной и психологической поддержке, лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Религиозность определяет, с нашей точки зрения, не только специфику ситуаций, в которых разворачивается жизнь человека. Принадлежность к какой-либо конфессии формирует установки, стереотипы, определенные формы переживаний и поведения, которые несут в себе отпечаток той конфессии, в которой формируется личность. Значение религии как части культуры для формирования личности опосредованно доказано в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского [6].
По нашему мнению, влияние религии на совладание со стрессом и копинг-поведение лежит так поверхностно, что его трудно не заметить. Копинг-поведение включает в себя когнитивную, оценочную и деятельностную фазы, и в каждой из этих фаз религиозное сознание позволяет усмотреть присутствие Высшей силы, что добавляет сил собственных. Высшая сила, таким образом, является потенциальным и всегда имеющимся в наличии ресурсом, доступным к использованию в случае необходимости для достижения позитивных результатов (реализации целей, удовлетворения потребностей, снижения риска дезадаптации, обеспечения эффективности жизнедеятельности). В качестве ресурсов могут выступать как индивидуальные особенности, то есть внутренние возможности, так и внешние условия, факторы среды и отношений. Однако при таком понимании ресурсов их перечень становится фактически неисчерпаемым, к классу ресурсов могут быть отнесены как свойства личности, и свойства среды, а также те объекты и действия, к которым человек обращается для поддержания благоприятного эмоционального состояния (природа, книги, хобби, сон и т. д.).
Мы считаем религиозное сознание собственно ресурсом субъектности, которым субъект приписывает ресурсную роль в определенных ситуациях, наделяет их ресурсным значением, то есть наделяет их смыслом, ценностью, важностью и связывает именно с ними появление позитивных результатов и состояний. Мы исходим из положения С.Л. Рубинштейна о преломляющем действии внутренних условий по отношению к внешним факторам и рассматриваем религиозные ресурсы как внутренние условия. Наделенный ресурсным значением, внешний объект и отношения также, в определенном смысле, становится внутренним условием.
У человека есть представление (знание) не только о собственных свойствах, но и об их ценности. Таким образом, свойство, объект, принесшее положительный эффект в одной ситуации, должно быть концептуализировано (категоризировано) как ресурс для данного класса ситуаций, а затем шире - как ресурс субъектности вообще. И в этом смысле не сам объект (религия) есть ресурс, а представления субъекта о нем как ресурсе. Представление о Боге как высшей силе, способной помочь в трудной ситуации, осознавание себя как части бога и конфессии является мощным ресурсом достижения позитивного результата и преодоления неблагоприятной ситуации.
Таким образом, религиозный ресурс - это представления субъекта, которые устойчиво связываются в его ментальном опыте с позитивным эффектом, наличием ощутимого преимущества и могут быть использованы для повышения эффективности жизнедеятельности. Религиозное самосознание, религиозность, религиозная идентичность могут быть признаны личностным ресурсом, предназначением которого становится поддержание и развитие субъектности. Таким образом, мы исходим из понимания ресурса как внутреннего условия эффективности деятельности, достижения позитивных результатов с точки зрения как самого субъекта, так и социума.
Религия может влиять на стресс и процессы копинга четырьмя способами. Первый - религиозный контекст формирует типы стрессоров, которые индивид, вероятно, испытывает. Второй -религия может влиять на оценку силы стресса в данном событии. Третье - религия влияет на выбор стратегий копинга, которые индивид использует в данной ситуации. И наконец, религия предлагает различные способы и механизмы, при помощи которых индивид может справиться со стрессом (молитва, исповедь, причащение и пр.).
Библиографический список
1. Короленко, Ц.П. Психоанализ и психиатрия: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2003.
2. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
3. Пронин, И.П. Работа психолога с членами новых религиозных движений (НРД) // Вопросы психологии. - 2004. - № 4.
4. Алишев, Б.С. Вера как психологический феномен // Современная психология: многообразие научного поиска / под ред. РА. Ахмерова,
С.П. Дырина, A.JI. Журавлева. М., 2007.
5. Белорусов, С.А. Психология духовности, веры и религии // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия / сост. К.В. Сельчо-нок. - Минск; М., 2001.
6. Антоненко, С.Т. Религиозная составляющая этнокультурной идентификации россиян столетие мутационных трансформаций // Религия и идентичность в России. - М., 2003.
Bibliography
1. Korolenko, C.P Psikhoanaliz i psikhiatriya: monografiya / C.P Korolenko, N.V. Dmitrieva. - Novosibirsk, 2003.
2. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smihsla. - M., 1990.
3. Pronin, I.P Rabota psikhologa s chlenami novihkh religioznihkh dvizheniyj (NRD) // Voprosih psikhologii. - 2004. - № 4.
4. Alishev, B.S. Vera kak psikhologicheskiyj fenomen // Sovremennaya psikhologiya: mnogoobrazie nauchnogo poiska / pod red. R.A. Akhmerova, S.P. Dihrina, A.JI. Zhuravleva. M., 2007.
5. Belorusov, S.A. Psikhologiya dukhovnosti, verih i religii // Psikhologiya religioznosti i misticizma: khrestomatiya / sost. K.V. Seljchonok. - Minsk; M., 2001.
6. Antonenko, S.T. Religioznaya sostavlyayuthaya ehtnokuljturnoyj identifikacii rossiyan stoletie mutacionnihkh transformaciyj // Religiya i identichnostj v Rossii. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 159.923
Strelenko, A.A. CHILDREN AND YOUTH VICTIMIZATION AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON.
Children and adolescent victimization is defined as a socio-psychological phenomenon related to the child's predisposition to become a victim of unfavorable conditions of socialization, the occurrence of which is the result of objective and subjective psychological factors. Discusses the challenges facing victimology.
Key words: victimology, children's and adolescent victimization, victimization support person.
А.А. Стреленко, канд. психол. наук, доц. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, E-mail: [email protected]
ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ ВИКТИМНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Детско-подростковая виктимность определяется как социально-психологическое явление, связанное с предрасположенностью ребенка стать жертвой неблагоприятных условий социализации, появление которых является следствием объективных и субъективных психологических факторов. Рассматриваются задачи, стоящие перед детско-подростковой виктимологий.
Ключевые слова: виктимология, детско-подростковая виктимность, сопровождение виктимной личности.
Религиозные требования влияют и на ситуационные действия, и на индивидуальные ресурсы, оба из которых оказывают влияние на оценку стресса. В дополнение, религиозные убеждения и ценности влияют не только на индивидуальные убеждения и ценности, но и на реакции других в конкретной ситуации, которые, в свою очередь также влияют на оценку стресса. На то, как индивид справляется с ситуацией, влияют четыре фактора: оценка стресса, копинговые ресурсы индивида, ресурсы предоставленные религией, и реакции других. Таким образом, религия дает определенный дополнительный ресурс личности в борьбе со стрессом, что проявляется не только на психологическом и физическом уровне, но также влияет на социальные и культурные процессы. То, какие методы копинга использует индивид, влияет не только на него самого, но также на его непосредственное социальное окружение. Опыт, полученный человеком в процессе преодоления жизненных трудностей, служит хорошим примером для других людей, столкнувшихся с похожими проблемами. Также позитивные примеры использования людьми определенных стратегий копинга дают позитивный импульс в обучении этим стратегиям общества в целом.
В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что религиозное самосознание положительно влияет на развитие возможности применения поведенческих стратегий, помогающих успешно совладать с трудными ситуациями. При изначально определенном личностном складе религиозное самосознание способствует формированию самодостаточных, уверенных в себе и развитых личностей, способных конструктивно разрешать проблемные ситуации в личностной сфере и адаптированных в современном мире.