ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 49-56.
УДК 159.9+159.07+159.9.072.43
И. В. Шагарова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Р. Р. Ашрапова
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ,
ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ И АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ
Исследование направлено на изучение влияния религиозной ориентации на копинг-поведение, оценку ситуации и адаптацию осужденных к условиям исправительного учреждения. Объектом данного исследования является личность осужденного с различной религиозной ориентацией. Цель исследования - определение религиозной ориентации осужденных, изучение различий копинга, а также исследования уровня адаптации среди религиозных осужденных и атеистов.
Ключевые слова: копинг-поведение; адаптация; религиозная ориентация; ситуация лишения свободы.
I. V. Shagarova
Omsk F. M. Dostoevsky State University
R. R. Ashrapova
Corrective colony 7 of the city of Omsk
RELIGIOUS ORIENTATION AS A FACTOR IN COPING-BEHAVIOUR, SITUATION ASSESSMENT AND ADAPTATION TO THE CORRECTIONAL
INSTITUTION A CONVICT
Our research is aimed at the study of impact of religious orientation on coping - behavior, estimation of the situation and adaptation of the convicted to the conditions of correctional institution. The object of this research is personality of the condemned and the subject is religious orientation. The aims of the research are to define the religious orientation of the convicted, the study of coping differences as well as studies of the adaptation level among the religious convicted and atheists.
Keywords: coping behavior; adaptation; religious orientation; the situation of deprivation of liberty.
Отбывая наказание в исправительном учреждении, в условиях социальной изоляции человек испытывает определенный круг эмоций, переживаний, происходит перестройка личности. Согласно мнению А. А. Осиповой, на которое мы опираемся в своей работе, наиболее стрессогенным для осужденных является этап первичной адаптации (первые 5-6 месяцев с момента прибытия), который требует массу усилий для его успешного преодоления [1]. Здесь разрушаются жизненные
© Шагарова И. В., Ашрапова Р. Р., 2013
ценности, ограничивается удовлетворение привычных потребностей, осужденный остро переживает враждебность новой микросреды. Перед ним встает необходимость выработки новых стратегий поведения. Адаптация осужденного будет проходить успешнее, если воспитателям удастся снять его внутреннее сопротивление новым требованиям и направить его активность на достижение социально значимых целей. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что первоначальная фаза
адаптации отвечает за дальнейший процесс отбывания наказания.
Ситуация лишения свободы является для осужденных стрессовой в силу большого количества возникающих перед ними трудностей, которые, в свою очередь, требуют приспособления к новым условиям. О. Н. Первушина интерпретирует стресс как «...эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям» [2, с. 28]. Стресс можно рассматривать как положительно, так и отрицательно влияющий процесс в зависимости от того, успешно ли завершена адаптация к условиям исправительного учреждения.
Механизмом приспособления осужденных к условиям исправительного учреждения служит копинг-поведение (по определению С. К. Нартовой-Бочавер), на которое мы опираемся: «Копинг есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [3, с. 21]. Копинг-поведение -это реакция на стрессовую ситуацию, при этом осужденный использует определенные копинг-стратегии в борьбе со стрессом. На выбор стратегий влияют как личностные характеристики человека, так и контекст самих трудных ситуаций. По-нашему мнению, на выбор осужденными копинг-стратегий в том числе оказывает влияние такой фактор, как религиозная ориентация.
Известно, что религия обладает способностью оказывать на человека психотерапевтическое воздействие [4]. Но по этому поводу в психологической науке существуют противоречащие друг другу мнения ученых. Согласно позиции психологов, которые считают, что религия оказывает негативное воздействие на личность, мы можем предположить, что религиозные осужденные склонны испытывать трудности в процессе отбывания наказания. О негативном влиянии религии говорят такие ученые, как З. Фрейд [5; 6], Г. Кристалл [7] и т. д. В случае подтверждения негативного влияния религии на осужденных имеется возможность оказания психологической помощи, позволяющей справиться с трудностями в адаптации к условиям исправительного учреждения, исключая необходимость обращения к Богу. Психотера-
певтическое воздействие религии может заменить помощь специалиста и привести к более благоприятным результатам.
Положительное ее влияние отмечают К. Г. Юнг [8], Ф. Шлейермахер [9], С. Гроф [10], В. Франкл [11; 12] и т. д. В случае подтверждения психотерапевтического воздействия религии на осужденных нет необходимости препятствовать соблюдению религиозных предписаний. Возведение мест, где проводятся богослужения и где осужденный имеет возможность установить связь с божественным, может способствовать успешной адаптации к условиям изоляции и последующему процессу отбывания наказания. Ситуация лишения свободы в таком случае будет оцениваться осужденными более положительно.
Но чаще ученые выделяют два типа религиозности. Религиозность - это относительно устойчивая система субординированных свойств и признаков, фиксируемых в содержании религиозного сознания, религиозного опыта, в мотивах и направленности религиозного поведения, включенности в религиозные отношения [13]. Первый тип религиозности (внутренний, или гуманистический) оказывает благоприятное влияние на личность, второй вид (внешний, или авторитарный) способен вызывать лишь зависимость и самоуничижение (У. Джеймс, Э. Фромм, Г. Олпорт и многие другие). В своей работе мы придерживаемся точки зрения этих ученых, которая заключается в том, что существует необходимость развивать внутреннюю веру, тогда человек самостоятельно может справляться с трудными жизненными ситуациями, ставить перед собой задачи, решать их при помощи собственных усилий. Человек, чья религия основывается на догматах, может в действительности столкнуться с тяжелыми препятствиями при достижении оптимального уровня адаптированности и эмоционального комфорта. Следовательно, исходя из приведенных выше противоречий, перед нами стоит задача изучения характера влияния религии на ситуацию адаптации к условиям исправительного учреждения.
В связи с тем, что на территории исправительного учреждения имеются церковные организации, предоставляется возможность их посещения, соблюдения религиозных обрядов, ритуалов, возникает необходимость изучения исследуемых нами явлений. Необходимость изучения психологических фено-
менов под влиянием религиозной ориентации также связана с увеличением количества верующих осужденных в исправительных учреждениях (ИУ), а также в связи с тем, что в пенитенциарной психологии тема религии является малоизученной.
Объект исследования - личность осужденного. Предмет - религиозная ориентация как фактор копинг-поведения, оценки ситуации и адаптации к условиям исправительного учреждения у осужденных.
Цель - изучить влияние религиозной ориентации на копинг-поведение, оценку ситуации лишения свободы и уровень адаптации у осужденных на этапе первичной адаптации.
Задачи:
1. Определить религиозную ориентацию у осужденных.
2. Изучить различия копинг-поведения у верующих осужденных и атеистов.
3. Изучить различия оценки ситуации лишения свободы у верующих осужденных и атеистов.
4. Изучить уровень адаптации у религиозно-ориентированных осужденных и атеистов.
5. Установить влияние религиозной ориентации на копинг-поведение, оценку ситуации лишения свободы, уровень адаптации у осужденных в период первичной адаптации.
Теоретическая гипотеза - религиозная ориентация является фактором, влияющим на копинг-поведение, оценку ситуации лишения свободы и адаптацию к условиям исправительного учреждения у осужденных.
Эмпирические гипотезы:
1. Религиозно-ориентированные осужденные по сравнению с атеистами оценивают ситуацию лишения свободы как более напряженную, но полезную.
2. Религиозно-ориентированные осужденные, по сравнению с атеистами, применяют такие копинг-стратегии, как обращение к религии, положительное истолкование и рост, принятие и активный копинг.
3. Религиозно-ориентированные осужденные, по сравнению с атеистами, характеризуются более высоким уровнем адаптации.
Выборка включает 50 осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима № 6, совершивших преступления различной степени тяжести, приговоренных к срокам отбывания
наказания от 3 до 18 лет. Выборка состоит из респондентов в возрасте от 20 до 40 лет, данный возрастной период ранней взрослости взят нами на основе периодизации Э. Эриксона. Из них 25 человек - религиозные, 25 -атеисты; осужденные, впервые отбывающие наказание. Разделение по типу религиозной ориентации осуществлялось при помощи методики Г. Олпорта, также в группу религиозных вошли осужденные, посещающие церковь на территории ИУ и считающие себя религиозными по результатам авторской анкеты, направленной на сбор информации. Осужденные являются вновь прибывшими в ИУ, т. е. находятся на первой стадии адаптации к условиям лишения свободы, которая, согласно мнению А. А. Осиповой, длится с момента лишения свободы первые 5-6 месяцев. В связи с тем, что данный период является наиболее стрессовым, осужденные изучаются нами в данный период.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики: 1) авторский вариант семантического дифференциала, направленный на оценку ситуации лишения свободы; 2) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, направленная на изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности [15]; 3) методика диагностики копинг-стратегий К. Карвера в адаптации Л. И. Дементий, направленная на изучение копинг-поведения [14]; 4) анкета религиозных ориентаций, разработанная И. М. Богдановской, которая направлена на выявление мотивов обращения к религии, отношения к требованиям культовой системы, усвоения основ вероучения и чтения догматической литературы [13]; 5) шкала религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса, предназначенная для выявления типа религиозной ориентации личности [13]; 6) авторская анкета для сбора информации об осужденном (возраст, статья, срок, дата рождения, уровень образования, семейное положение т. д.).
На первом этапе исследования мы изучили религиозную ориентацию осужденных при помощи методики Г. Олпорта и Д. Росса (см. рис. 1). В результате было выявлено, что 50 % выборки являются религиозно-ориентированными, 44 % - нерелигиозно-ориентированными и 3 % характеризуются неопределенной религиозной ориентацией.
3 %
44 %
50 %
Ш религиозные
■ нерелигиозные
I неопределенная религиозная ориентация
Рис. 1. Процентное соотношение уровня религиозности
При изучении особенностей копинг-пове-дения (см. рис. 2) выявлено, что религиозноориентированные осужденные и атеисты часто используют такие копинг-стратегии, как положительное истолкование и рост, поиск активной общественной поддержки, планирование и активный копинг.
Верующие осужденные используют идентичные атеистам копинг-стратегии, но значимо чаще, чем неверующие религиозноориентированные осужденные, применяют стратегии принятия (V = 194,500 при
р < 0,05), активного копинга (V = 173,500 при р < 0,01), обращения к религии (V = 203 при р < 0,05), поиска активной общественной поддержки (V = 200 при р < 0,05), положительного истолкования и роста (V = 194,500 при р < 0,05). Верующие осужденные чаще используют активные копинг-стратегии, стараются принять ситуацию лишения свободы, возможно, потому что изоляцию они воспринимают как испытание, которое дано человеку свыше. Полученные результаты говорят
о том, что религия оказывает влияние на использование определенных копинг-стратегий и может служить фактором, усиливающим использование благоприятных стратегий.
При изучении оценок ситуации лишения свободы (см. рис. 3) было выявлено, что и религиозно-ориентированные осужденные, и атеисты оценивают ситуацию лишения свободы как напряженную, дискомфортную, вызывающую негативные эмоции.
При сравнении двух групп выявлено, что религиозно-ориентированные осужденные
оценивают ситуацию отбывания наказания как более жестокую (г = 2,5 при р < 0,05), медленную (г = 2,3 при р < 0,05) и новую (г = 2,2 прир < 0,05). На наш взгляд, это можно объяснить тем, что у верующих осужденных, которые вошли в выборку, срок изоляции больше, чем у осужденных атеистов. Следовательно, в связи с тем что перспектива освобождения далека, ситуация отбывания наказания верующими может восприниматься как более жестокая и медлительная.
Стратегии копинг-поведения
—•—Религиозно-ориентированные осужденные —Л—Атеисты
Рис. 2. Средние значения копинг-стратегий религиозно-ориентированных осужденных и атеистов:
1 - активный копинг; 2 - планирование; 3 - поиск активной общественной поддержки;
4 - поиск эмоциональной общественной поддержки; 5 - подавление конкурирующей деятельности;
6 - обращение к религии; 7 - положительное истолкование и рост; 8 - сдерживание; 9 - принятие;
10 - фокус на эмоциях и их выражении; 11 - отрицание; 12 - ментальное отстранение;
13 - поведенческое отстранение; 14 - использование алкоголя и наркотиков; 15 - юмор
Параметры оценки ситуации
•Религиозно-ориентированные
■Атеисты
Рис. 3. Оценка ситуации лишения свободы по различным характеристикам осужденными в зависимости от религиозной ориентации:
1 - опасная; 2 - болезненная; 3 - сложная; 4 - новая; 5 - изменчивая;
6 - медлительная; 7 - жестокая; 8 - напряженная; 9 - полезная; 10 - тревожная;
11 - дискомфортная; 12 - грустная; 13 - негативная; 14 - стрессовая
Также это может быть связано с тем, что религиозные осужденные не осознают свою вину за совершенное преступление, так как таким людям чаще всего не везло и за стенами исправительного учреждения, они могут не понимать, почему это произошло именно с ними, ведь вокруг и так много зла и несправедливости. Если данная категория осужденных всю жизнь жила согласно предписаниям авторитарной религии, то и искушение совершить преступление у них сильнее, отсюда непонимание того, как он, человек, всю жизнь живший под запретами, оступившись, должен поплатиться ценой лишения свободы. Такие люди могут всю жизнь испытывать обиду за то, что они живут согласно предписаниям, когда окружающие позволяют себе совершать грехи. Отсюда и оценка ситуации как более жестокой, по сравнению с атеистами, которые, будучи на свободе, вели свободную от религии жизнь.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что верующие осужденные совершают более тяжкие преступления, по сравнению с осужденными атеистических взглядов. Это говорит о том, что на свободе преступники, входящие в эту группу, не следовали предписаниям религии. Следовательно, и сроки изоляции у осужденных религиозно-ориентированных более длительные.
Выявленную закономерность, на наш взгляд, можно объяснить тем, что преступление, совершенное религиозным осужденным, могло восприниматься им как совершенное во благо чего-либо, под воздействием одер-
жимости. А также, согласно теоретическим данным, влияние авторитарной религии может вызывать у человека сильный внутри-личностный конфликт в связи с необходимостью соблюдения множественных религиозных запретов, не разрешив его, осужденные в состоянии сильного гнева могут «взрываться» и совершать тяжкие преступления, несмотря на религиозные предписания.
Ситуация оценивается верующими осужденными как новая - условия, в которых они пребывают, являются для них совершенно отличающимися от привычных. Для неверующих, в свою очередь, данный показатель может являться менее значимым. Таким образом, полученные результаты говорят о том, что религиозная ориентация оказывает влияние на оценку ситуации лишения свободы.
При изучении социально-психологической адаптации (см. табл.) в целом и у верующих осужденных, и у атеистов отмечается средний уровень социально-психологической адаптации.
При сравнении двух групп выявлены значимые различия в уровне адаптации (и = 155 при р < 0,01), внутреннего контроля (и = 170,500 при р < 0,01), приятия других (и = 178 при р < 0,01), приятия себя (и = 180 при р < 0,05) и ведомости (и = 188,500 при р < 0,05). Религиозно-ориентированные осужденные характеризуются более высоким уровнем этих показателей. Следовательно, верующие осужденные, по сравнению с атеистами, характеризуются более высоким уровнем адаптации. Они имеют больше возможностей
Показатели социально-психологической адаптации осужденных
Показатели социальной адаптации Религиозно-ориентированные осужденные (в баллах) Осужденные атеисты (в баллах)
Адаптивность 130,6 100,2
Дезадаптивность 68,7 15,3
Приятие себя 41,8 32,3
Неприятие себя 10,5 8,8
Приятие других 23,8 18,4
Неприятие других 15,8 12,0
Эмоциональный комфорт 21,6 18,1
Эмоциональный дискомфорт 13,2 10,2
Внутренний комфорт 52,8 40,5
Внешний комфорт 15,4 10,1
Доминирование 7,6 5,8
Ведомость 15,4 10,2
Эскапизм 12,8 10,0
ускорить процесс приспособления к условиям исправительного учреждения, обладают большей силой внутреннего контроля, а также в большей степени склонны устанавливать контакты с окружающими людьми. Религиозноориентированные осужденные живут в большей гармонии с собой, принимают себя такими, какие они есть, со всеми недостатками и достоинствами. Верующие осужденные легче поддаются влиянию окружающих, склонны к подчинению. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что они привыкли жить, опираясь на священные книги, следуя религиозным обрядам, поклоняясь Богу. Без осознания существования чего-то возвышенного их жизнь потеряет смысл. Верующие осужденные, со-
гласно З. Фрейду, ищут любви и поддержки от окружающих, не находя ее, обращаются к религии.
На последнем этапе исследования нами был использован однофакторный дисперсионный анализ (см. рис. 4, 5, 6), показавший, что религиозная ориентация оказывает положительное влияние на использование стратегий активного копинга, на характеристику оценки ситуации лишения свободы как жестокой, вызывающей грусть, и на такие показатели социально-психологической адаптации, как адаптивность, приятие других, внутренний контроль и ведомость. Отрицательное влияние религия оказывает на оценку ситуации как негативной.
С Активный копинг
Религиозная ориентация
Рис. 4. Влияние религиозной ориентации на копинг-стратегии осужденных Примечание:------------------------► - положительное влияние
С
Приятие других
і к
Религиозная ориентация
і г
С
Уровень адаптации
Внутренний
контроль
Ведомость
Рис. 5. Влияние религиозной ориентации на показатели социально-психологической адаптации
у осужденных
Примечание:------► - положительное влияние
^^^егативнаЯ~^^
Рис. 6. Влияние религиозной ориентации на показатели оценки ситуации лишения свободы
у осужденных
Примечание:------► - положительное влияние;------► - отрицательное влияние
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что религиозная ориентация является фактором оценки ситуации, копинг-поведения и уровня адаптации у осужденных. Религию можно рассматривать как ресурс преодоления стресса и адаптации к условиям ИУ.
В результате реализации исследования на заявленную тему мы открыли для себя множество перспектив дальнейшего изучения роли религиозной ориентации в процессе отбывания наказания. Проведенное исследование по изучению влияния религиозной ориентации на копинг-поведение, оценку ситуации лишения свободы и адаптацию позволяет сделать вывод о том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, а в частности, психологи совместно со священнослужителями имеют возможность оказания помощи вновь прибывшим осужденным путем создания психокоррекционных программ, направленных на повышение уровня адаптации, используя религию как ресурс для преодоления эмоционального напряжения, внутреннего дискомфорта и т. д. Нами установлено, что религия способна оказывать благоприятное влияние, но в то же время существует необходимость контролировать данный процесс, в чем заключается деятельность указанных специалистов.
У осужденных, которые совершили преступление, будучи религиозными людьми, могут присутствовать внутриличностные конфликты, требующие своего разрешения. Психотерапевтическое воздействие позволит «исцелить душу», сформировать правильное отношение к миру, представление о необходимых социальных функциях, развить у осужденных такие качества, как терпимость,
уважение, принятие, ответственность, выработать мотивацию на исправление поведения и т. д. Эффективнее добиться законопослушного поведения не путем жесткой регламентации, выдвигая требования по соблюдению норм, которые могут вызывать у осужденных противостояние, а путем формирования на ранних этапах отбывания наказания трепетного отношения к окружающему миру. Оказывая помощь вновь прибывшим осужденным в адаптации, сотрудники уголовноисполнительной системы влияют на весь последующий процесс отбывания наказания, имея возможность сформировать позитивное отношение к нормам и ценностям.
С нашей точки зрения авторитарность таких религий, как христианство и ислам, необходимо заменять на гуманистически направленные верования или смягчить жесткий характер религиозных постулатов главенствующих религий. Рекомендуем в процессе отбывания наказания заменять религиозность на развитие духовности (как более высший уровень), что может выражаться в искусстве, чтении определенной литературы, в познании себя и своего внутреннего мира, в повышении уровня морального сознания и многое другое.
При создании психокоррекционных программ рекомендуем опираться на индивидуальные потребности, склонности и интересы осужденных, также одним из требований должно являться изучение истории преступления каждого из них. То есть если это религиозно-ориентированные осужденные, то может возникнуть необходимость коррекции влияния авторитарных религий. Если же это осужденные атеистических взглядов, мы видим необходимость (с их согласия) выработ-
ки религиозных взглядов, изначально построенных на развитии внутренней религии гуманистического характера.
В дальнейшем мы видим необходимость изучения эффективности используемых ко-пинг-стратегий религиозно-ориентированными осужденными, что позволит создавать мероприятия, направленные на выработку необходимых действий для преодоления стресса.
Совместная работа психолога и священнослужителя позволит усовершенствовать программы, направленные на коррекцию поведения осужденных и выработку адаптационных ресурсов. Опыт данных специалистов дополнит знания в соответствующих областях, позволит создать эффективные мероприятия, отследить динамику изменений осужденных.
1. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - 2-е изд. -Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 315 с.
2. Первушина О. Н. Общая психология : методические указания. - Новосибирск : Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. -53 с.
3. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. -№ 5.- С. 20-30.
4. Фромм Э. Психоанализ и религия / пер. с англ. Алексея Дванова. - М. : АСТ Москва, 2010 г. - 153 с.
5. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. - 11к1_: http:Wwww.koob.ru (дата обращения:
11.12.2011).
6. Фрейд З. Навязчивость, паранойя и перверсия. - М. : Фирма СТД, 2006. - 319 с.
7. Аринин Е. И., Нефедова И. Д. Психология религии : учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение» / Владим. гос. ун-т. - Владимир : Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005. - 108 с.
8. Юнг К. Г. Психология и религия. - 11к1_: www.koob.ru (дата обращения: 15.01.2012).
9. Шлейермахер Ф. Лекции по философии религии. - 1^1.: http://ido.tsu.ru/other_res/
hischool/filreliggii/index.htm (дата обращения: 16.01.2012).
10. Гроф С. Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания. - 1^1.: http:Wwww.koob.ru (дата обращения: 22.01.2012).
11. Франкл В. Основные понятия логотерапии. - СПб. : Ювента, 1997. - 22 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 196 с.
13. Посохова С. Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика. - М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2005. - 671 с.
14. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004.- № 3.- С. 20-25.
15. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие. - Самара : БАХРАХ-М, 2002. - 672 с.