Научная статья на тему 'Религиозная идентичность как фактор формирования конфессиональных регионов современного мира'

Религиозная идентичность как фактор формирования конфессиональных регионов современного мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
392
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ / CONFESSIONAL REGION / RELIGIOUS IDENTITY / ETHNIC AND CULTURAL-CIVILIZATION PRINCIPLES OF EVALUATION OF RELIGIOSITY LEVELS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горохов С. А.

Статья посвящена выявлению особенностей развития конфессиональных регионов современного мира, детально рассмотрено влияние религиозной идентичности на характер их формирования в рамках объективного процесса территориально-конфессиональной дифференциации. Особое внимание уделено анализу количественных показателей религиозной структуры человеческого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious identity as a factor of confessional regions formation in the present-day world

The article deals with specific features of confessional regions development in the present-day world. Influence of religious identity on their formation within the framework of the process of territorial-confessional differentiation is discussed. The analysis of quantitative parameters of the religious structure of human society was of particular importance for the study.

Текст научной работы на тему «Религиозная идентичность как фактор формирования конфессиональных регионов современного мира»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК [911.3:291](100) С.А. Горохов1

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Статья посвящена выявлению особенностей развития конфессиональных регионов современного мира, детально рассмотрено влияние религиозной идентичности на характер их формирования в рамках объективного процесса территориально-конфессиональной дифференциации. Особое внимание уделено анализу количественных показателей религиозной структуры человеческого общества.

Ключевые слова: конфессиональный регион, религиозная идентичность, этнический и культурно-цивилизационный принципы оценки уровня религиозности.

Введение. Религия — одна из древнейших форм социальной организации человеческой общности, не утерявшая своего значения до настоящего времени. На рубеже XX и XXI вв. большая часть населения мира принадлежит (по крайней мере формально) к той или иной конфессии. Однако степень вовлеченности в религиозную организацию может быть разной — от номинальной, когда человек фактически индифферентен к религиозной организации, до активного участия во всех формах деятельности религиозной общины.

Постановка проблемы. Отечественные и зарубежные религиоведы, такие, как П.И. Пучков, Н.А. Митрохин, Ф. Дженкинс, Д.Б. Барретт и др., существенно обогатили научные знания в области географии религий и конфессиональной демографии. Однако в настоящее время перед религиоведами встает проблема корректной оценки влияния различных конфессий на жизнь современного мира, его отдельных регионов и стран. Эта оценка в значительной мере базируется на эмпирических данных о числе верующих, их удельном весе в общей численности населения конкретной страны (либо региона мира), возрастном, половом составе и других демографических характеристиках религиозной общины, особенностях конфессиональной географии. К важным факторам научной актуальности проблем конфессиональной географии относится и усиление роли религии (прежде всего в форме фундаментализма) в современном обществе и связанный с этим кризис светского государства. Особенно ярко указанные процессы проявляются в современном исламском мире, однако их влияние прослеживается также в пределах ареалов традиционного проживания христиан, индуистов и адептов иных религий, что наряду с неравномерностью демографического развития регионов и разнонаправленностью миграционных про-

цессов служит стимулом территориальной трансформации глобального конфессионального пространства.

Материалы и методы исследования. Оценка численности адептов той или иной религии, в отличие от оценки числа сторонников политических партий, профсоюзов или общественных движений, гораздо менее однозначна. Проблема выбора метода учета верующих связана прежде всего с применением различных критериев принадлежности к конкретной конфессии. Из всех существующих методов наилучшие показатели численности религиозных общин могут быть получены на основе использования так называемого этнического принципа оценки уровня религиозности, наиболее популярного в среде религиозных деятелей.

Этот принцип обычно используется в том случае, если подавляющее большинство какого-либо этноса исторически исповедует одну религию. В этом случае, например, все русские рассматриваются как православные, турки — как мусульмане, испанцы — как католики и т.д. Однако полученные таким образом статистические данные нельзя считать абсолютно показательными, поскольку они не учитывают объективно существующих различий между этнической и религиозной общностями людей.

Действительно, религия, как и этнос, — специфический вид социального объединения людей; однако они далеко не всегда являются взаимно сопряженными. Действительно, и религия, и этнос качественно определены и отличаются по ряду параметров. Более того, в настоящее время, в эпоху мировых религий, относительно "безразличных" к этносу, последний в большинстве случаев не обнаруживает тесной связи с конкретной религией. Так, подавляющее большинство народов характеризуется общностью языка, в то время как почти все религии не имеют единого языка общения для своих адептов (хотя в ряде религий есть

1 Московский педагогический государственный университет, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии, доцент, канд. геогр. н.; e-mail: [email protected]

общий богослужебный язык, который часто не понимают верующие).

Несмотря на высказанные выше возражения о возможности отождествления конфессиональной и этнической общностей, этнический принцип широко используется в конфессиональной статистике, особенно в случаях, когда другая информация о числе исповедующих конкретную религию людей отсутствует.

Более содержателен культурно-цивилизационный принцип, связанный с конфессиональной самоидентификацией индивидуума, его религиозной идентичностью [4]. Этот принцип исходит из того, что каждый человек вправе считать себя принадлежащим к определенной культурно-религиозной традиции, хотя при этом он, возможно, и не разделяет полностью ее вероучение. При этом он может не участвовать в обрядах и не входить в религиозную общину — в этом случае религиозность имеет лишь латентный характер. Однако факт принадлежности к определенному религиозному течению важен для мировоззрения человека, его нравственной, культурной и политической ориентации. Именно эта так называемая культурная религиозность определяет принадлежность человека к определенной цивилизационной системе. Для определения численности верующих при использовании этого принципа основными источниками служат многочисленные социологические опросы населения. Последние проводятся обычно по репрезентативным выборкам в разных странах мира при помощи анкетирования, касающегося важнейших ценностных ориентиров личности, отношения к вере в Бога, конфессиональной принадлежности и особенностей религиозной жизни. Так, по данным Н.А. Митрохина, в 2003 г. в России согласно опросу, проведенному службой РОМИР, 71% опрошенных объявили себя православными, при этом только 62% верили в Бога. Из числа православных 36% не посещали церковь или посещали реже, чем раз в год [2]. По данным всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в марте 2010 г., 75% населения России причисляют себя к православию [1].

Подобные "замеры" уровня религиозности проводятся в отдельных странах и регионах мира, а также во всем мире в целом. Например, служба Европейского союза, занимающаяся сбором статистической информации по странам — членам ЕС (Евростат), в 2005 г. провела исследования уровня религиозности европейцев, по результатам которых выяснилось, что только 52% европейцев верят в Бога [8]. Международный исследовательский центр "Gallup International" публикует данные об уровне религиозности в мире. Результаты этих исследований основаны на данных телефонных и личных интервью и опросов, проведенных в 2009 г. в 114 странах мира с выборкой 1000 человек взрослого населения в каждой стране; максимальная погрешность оценивается в интервале от ±5,3% для Литвы до 2,6% для Индии [5].

Большое значение при учете численности верующих играют материалы официальной статистики, как государственной, так и приводимой религиозными организациями. В этом случае основными источниками служат материалы переписей населения, содержащие сведения о его религиозной принадлежности. К сожалению, вопрос о вероисповедании включался в переписные листы далеко не во всех странах (и не всегда регулярно), в связи с чем нет полных сведений о распространении различных религий во всех странах мира. Достаточно полную информацию дают официальные государственные данные о религиозной структуре населения во многих странах Ближнего Востока (запись в графе "религия" на персональной идентификационной карте личности) и в Южной Азии. Крупнейшая по численности населения страна мира, регулярно учитывающая конфессиональный признак при проведении переписей своих граждан, — Индия. В России первая (и последняя) перепись населения с вопросами о конфессиональной принадлежности граждан проводилась в 1897 г., в СССР и Российской Федерации такой статистики никогда не было (есть лишь данные о числе зарегистрированных религиозных организаций в стране). На постсоветском пространстве лишь в Казахстане в 2009 г. проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об их отношении к религии. В США полная конфессиональная статистика существует только на конец XIX в. и на 30-е гг. XX в. В Европе официальные статистические сведения об исповедании гражданами различных религий существуют далеко не во всех государствах; в некоторых странах региона (Германия, Австрия) существуют данные об уплате гражданами церковного налога (нем. Kirchensteuer). Что же касается данных конфессиональной статистики, то они, во-первых, не полны, так как не все религиозные организации ведут учет своих адептов, и, во-вторых, не всегда сопоставимы, поскольку различные религиозные организации при учете своих членов берут за основу различные критерии. Так, католическая церковь признает своими последователями всех родившихся в католических семьях и крещеных детей, а большинство протестантских церквей — только тех, кто достиг конфирмационного возраста и сознательно принял крещение; иудаистами считают всех евреев, не заявивших о своей принадлежности к иной религии. Данные конфессиональной статистики сводятся воедино и публикуются в разного рода справочных изданиях: например, статистика о католиках публикуется в папском ежегоднике "Annuario Pontificio".

В качестве промежуточного вывода автор считает необходимым отметить, что при оценке численности адептов той или иной религии обычно используют оба вышеизложенных принципа. При этом сведения о конфессиональной структуре разных стран приводятся с неравной полнотой и точностью и не всегда единообразно. Тем не менее преимущество отдается

прежде всего официальным статистическим данным. Пример такого рода подхода к конфессиональной статистике — данные, публикуемые в ежегоднике ЦРУ США [9], содержание которого, как правило, опирается на официальные национальные статистические сведения.

Обсуждение результатов. Учитывая упоминаемые выше принципы определения религиозности населения, сложную историю религий, а также интенсификацию международных миграций, можно с уверенностью говорить о том, что к настоящему времени в мире сформировалось несколько крупных конфессиональных регионов. Известный отечественный исследователь, быв. руководитель Центра изучения религий и этно-конфессионального картографирования Института этнологии и антропологии РАН П.И. Пучков выделял девять конфессиональных регионов мира (рисунок): 1) Европейско-Североазиатский, 2) Американский (христианский), 3) Австралийско-Океанийский, 4) За-падноазиатско-Североафриканский, 5) Малайско-Ин-донезийский (Австронезийский), 6) Индокитайско-Центральноазиатский, 7) Южноазиатский, 8) Восточ-ноазиатский, 9) Черноафриканский (Субсахарский).

Каждый из упомянутых конфессиональных регионов отличается относительно однородной религиозной структурой и уровнем религиозности населения (табл. 1).

Очевидно, что из девяти конфессиональных регионов мира в трех превалирует христианство, в двух — ислам, еще в одном христианство и ислам делят лидерство между собой. Индуизм, буддизм и китайская национальная религия образуют лишь по одному конфессиональному региону. Это обусловлено тем, что в настоящее время христианство доминирует или является крупнейшей по численности конфессией в 168 странах и территориях мира, ислам подобные позиции занимает в 49 государствах и территориях, индуизм, как и китайская национальная религия, — только в 3, буддизм — в 7 [6].

По прогнозам автора, в течение первой половины XXI в. будет происходить постепенное размывание внутренней структуры конфессиональных регионов, что связано с увеличением в каждом из них доли мусульман (кроме Субсахарского). Этот процесс — следствие разницы в уровне прироста населения в мусульманских странах и в остальном мире, приведшей к интенсификации международных миграций, которые затронули прежде всего мусульманское население мира. В результате в последние десятилетия произошло распространение ислама за пределами его традиционного ареала. Так, в 2010 г. христиане составляли 32,1% населения мира, в то время как совокупная доля населения христианских конфессиональных регионов в населении Земли не превышала 30,8%; те же самые па-

Конфессиональные регионы мира.

Составлен по данным [3], с изменениями и дополнениями

Таблица 1

Конфессиональные регионы мира в 2010 г.*

Конфессиональный регион Преобладающая религия Доля региона в площади мира, % Доля региона в населении мира, % Уровень религиозности населения, %

I. Европейско-Североазиатский христианство 21,3 10,8 35—50

II. Американский то же 27,8 13,5 60—80

III. Австралийско-Океанийский ---- 6,2 0,5 30—40

IV. Западноазиатско-Североафриканский ислам 15,3 9,2 более 90

V. Австронезийский (Малайско-Индонезийский) то же 1,8 5,3 более 90

VI. Индокитайско-Центральноазиатский буддизм 4,9 4,6 60—80

VII. Южноазиатский индуизм 3,4 23,1 более 90

VII. Восточноазиатский поликонфессиональный (китайская национальная религия — сань-цзяо) 3,4 21,2 10—25

IX. Субсахарский (Черноафриканский) христианство, ислам 15,9 11,8 более 90

* Составлено по [3, 9], с изменениями и дополнениями автора.

раметры для мусульман составляли 23,1 и 18,5% соответственно, т.е. 96% христиан и только 81% мусульман проживали в "своих" конфессиональных регионах. Что касается адептов индуизма, буддизма, китайской национальной религии, то более 99% их числа проживают в своих традиционных ареалах [6, 7, 9].

Причины разного уровня религиозности в странах мира. Несмотря на то что подавляющее большинство населения мира принадлежит к определенной конфессиональной традиции (табл. 2), в последние десятилетия все больше людей стали заявлять о своем отходе от религии. Если в 1900 г. к неверующим (агностикам и атеистам) относили себя лишь 0,3% населения Земли, то в начале нашего века они составляли уже более 20% жителей планеты [7].

В настоящее время упадок религиозности затронул прежде всего Восточную Азию, Европу, страны СНГ (в том числе Россию), т.е. те страны, которые относятся к западной, православной, китайской и японской цивилизациям. В это же время в цивилизациях Индии, ислама, Африки не только не наблюдается снижение уровня религиозности, но скорее, наоборот, набирает обороты религиозный экстремизм. Чем объясняется подобная ситуация и в чем вообще причины религиозности населения?

Можно объяснить причину отхода населения от религии политикой государственного атеизма, проводимой в бывших социалистических странах в течение значительной части XX в. Однако, на взгляд автора,

такая точка зрения верна лишь отчасти, так как она не может объяснить разницу в уровне религиозности, существующую в странах быв. социалистического блока. Так, на разных полюсах по степени религиозности населения оказались православная Румыния (уровень религиозности 84%)2, католическая Польша (75%) и католическая Чехия (21%) с протестантской Эстонией (16%). Все эти страны пережили 45 лет господства политики государственного атеизма, тем не менее результаты этой политики оказались в них различными.

Часто, особенно в конфессиональных источниках, выдвигается тезис о том, что снижение уровня религиозности населения есть следствие потребительского характера современного западного общества и разлагающего влияния массовой культуры. Это положение сложно оспаривать, но в США, где общество подверглось массовой "макдоналдизации" (выражение введено впервые Дж. Ритцером), уровень религиозности населения в целом достаточно высок — 65%. В то же время во Франции и Великобритании — странах, где трепетно относятся к национальным традициям и языку, он более чем в два раза меньше — 30 и 27% соответственно.

Безусловно, к важным факторам, влияющим на религиозность населения, относится цивилизационная принадлежность последнего. Многие авторы помещают религиозные представления в центр цивилизаци-онного "ядра", да и само возникновение и становление цивилизации связано с крупнейшими религиями.

2 Здесь и далее, если не указано иное, статистические данные приводятся по [5].

Таблица 2

Уровень религиозности населения некоторых стран мира*

Страна Уровень религиозности населения, % Преобладающая религия; доля в населении страны, % Страна Уровень религиозности населения, % Преобладающая религия; доля в населении страны, %

Бангладеш 99 мусульмане; 89 Эстония 16 лютеране; 15

Нигер 99 мусульмане; 80 Швеция 17 лютеране; 87

Йемен 99 мусульмане; 99 Дания 19 лютеране; 95

Индонезия 99 мусульмане; 86 Чехия 21 католики; 27

Малави 99 христиане; 83 Сянган 24 сань-цзяо; 90

Шри-Ланка 99 буддисты (хинаяна); 69 Япония 24 синтоисты; 84; буддисты; 71

Сомали 99 мусульмане; 99 Великобритания 27 христиане (англикане); 72

Джибути 98 мусульмане; 94 Вьетнам 30 буддисты (махаяна); 10

Мавритания 98 мусульмане; 99 Франция 30 католики; 85

Бурунди 98 христиане; 67 Россия 34 православные; 70

Таиланд 97 буддисты (хинаяна); 95 Белоруссия 34 православные; 80

Египет 97 мусульмане; 90 Албания 39 мусульмане; 70

Марокко 97 мусульмане; 99 Люксембург 39 католики; 87

Камбоджа 96 буддисты (хинаяна); 96 Венгрия 39 католики; 55

Филиппины 96 католики; 81 Германия 40 протестанты; 34; католики; 34

Конго (ДРК) 94 католики; 50 Уругвай 41 католики; 47

Непал 93 индуисты; 81 Канада 42 католики; 43

Пакистан 92 мусульмане; 95 Республика Корея 43 христиане; 26

Парагвай 92 католики; 90 Казахстан 43 мусульмане; 47

ОАЭ 91 мусульмане; 96 Украина 46 православные; 84

Индия 90 индуисты; 80 Словения 47 католики; 58

Сирия 89 мусульмане; 90 Испания 49 католики; 94

Боливия 89 католики; 95 Азербайджан 50 мусульмане; 93

Гватемала 88 католики; 90 Узбекистан 51 мусульмане; 88

Ливан 87 мусульмане; 60; христиане; 40 Израиль 51 иудаисты; 77

Бразилия 87 католики; 77 Сербия 54 православные; 85

Мальта 86 католики; 98 Ирландия 54 католики; 87

Румыния 84 православные; 87 США 65 протестанты; 51; католики; 24

* Составлено по [5, 9].

Однако с течением времени зависимость общества от религиозных постулатов становится менее существенной: это видно на примере истории западной цивилизации, христианское наследие которой сейчас подвергается серьезному переосмыслению. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что наиболее жестко с религией связан мусульманский мир,

в котором структурообразующая роль ислама очевидна. В меньшей степени религия влияет на страны индуистской, буддистской (хинаянистской) и латиноамериканской цивилизаций. Во многом именно высокий уровень религиозности африканского христианского населения (гораздо более высокий, чем у их единоверцев в других регионах мира) может свидетельствовать

о формировании в Субсахарской Африке отдельной цивилизации.

В Китае и странах, в значительной степени воспринявших его культурную модель (Вьетнам, Республика Корея и КНДР, Япония), религиозность населения очень низка. Это связано с тем, что в китайской цивилизации религия оказалась на ее "периферии". Фактически религии Китая — конфуцианство и даосизм — это, по сути, не конфессии, а скорее фило-софско-этические школы. С этим связано утилитарное отношение к религии китайского населения, выраженное в его поликонфессиональности.

Анализируя данные табл. 2, можно сделать заключение, что уровень религиозности населения в ряде случаев обратно пропорционален уровню экономического развития страны и качеству жизни ее населения. Несмотря на то что в число религиозных стран попали нефтедобывающие страны Персидского залива, США, Кипр и ряд других, в богатых и экономически развитых странах с ВВП на душу населения более $ 25 000 важным аспектом жизни религию назвали 47% взрослых жителей, в то время как в бедных и развивающихся (менее $ 2000 на душу населения) — 95%. Однако не вполне ясно, что представляет зависимую переменную в соотношении "религия — экономика". Становятся ли люди менее религиозными по мере повышения уровня их образованности и благосостояния, либо бедным и нуждающимся людям религия нужна больше, так как она обеспечивает им моральное утешение и социальную поддержку? Наконец, существует марксистский взгляд на религию, согласно которому религия способствует консервации в стране отсталых форм экономики, а также тормозит экономическое и социальное развитие страны. В настоящее время многие исследователи полагают, что всплеск религиозного фундаментализма на Востоке — это реакция традиционных цивилизаций (прежде всего мусульманской) на вызов модернизации со стороны Запада.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов индивидуальную историческую судьбу конкретной страны или народа, в которой религия может играть весьма значительную (если не определяющую) роль. В начале статьи было упомянуто о процессе "этнизации" религии, приводящем к тесному сопряжению народа и религии, в результате чего может образоваться этно-конфессиональная группа. Тем не менее для многих народов религия в процессе этнического становления составляла основу их идентичности, и в этом случае уровень их религиозности до настоящего времени остается высоким. Конкретными примерами могут служить Кипр (греческая часть острова), Мальта, Греция, с трудом выжившие в результате острого конфликта с мусульманским миром; или США, сформировавшиеся как страна обетованная для религиозных диссидентов со всей Европы. Можно продолжить приводить

примеры: Польша и Ирландия, в которых католицизм стал знаменем борьбы с чуждыми в религиозном плане захватчиками, или современные Восточный Тимор и Южный Судан, где религия стала основой их государственной легитимизации уже в XXI в.

Заключение. Таким образом, можно сказать, что религиозность в каждой стране индивидуальна, как индивидуален генетический код каждого человека, и формируется под воздействием следующих факторов (или скорее групп факторов), ни один из которых нельзя охарактеризовать как абсолютно преобладающий:

1) цивилизационный — более религиозны жители стран исламской, африканской, буддийско-хинаянист-ской, индуистской и латиноамериканской цивилизаций, наименее — западной, православной и восточноази-атской (конфуцианско-буддийско-синтоистской). При этом важно отметить, что уровень религиозности населения в стране, принадлежащей географическому ареалу конкретной цивилизации, един как для представителей основной ее религии, так и для религиозных меньшинств. В качестве примера можно привести высокий уровень религиозности населения Филиппин, Восточного Тимора или Ливана;

2) социально-экономический — для стран с более высоким уровнем развития экономики и уровнем жизни населения в целом характерен более низкий уровень религиозности;

3) исторический — уровень религиозности народов, населявших страны, в истории которых религия играла ключевую роль в их государственном развитии либо в этногенезе, обычно выше. И, наоборот, в тех странах, где религиозные институты были в свое время разрушены или подверглись деградации и были заменены на альтернативные (как это произошло в бывших социалистических странах), религиозность населения обычно ниже.

При этом наибольшее совокупное действие указанных факторов имело место в государствах, где преобладают христианство и ислам. В соответствии с данными современной конфессиональной статистики мира уже к 2050 г. может сложиться ситуация, когда суммарная доля адептов этих двух крупнейших по численности верующих религий в населении мира составит около 2/3 (в 1900 г. — 47%, в 2000 г. — 52%, в 2010 г. — уже почти 55%) [6, 7]. Только за первую половину XXI в. ислам и христианство прибавят по миллиарду новых адептов, причем лидером по темпу прироста и распространения станет ислам. В связи с этим можно прогнозировать увеличение степени радикализации и христианства, и ислама; это связано с тем, что большую часть их адептов будут составлять выходцы из стран третьего мира, для которых характерна более высокая степень религиозности, чем для их единоверцев из Европы и Америки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верим ли мы в Бога? // База данных исследований ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1461. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=268&uid=13365 (дата обращения: 29.11.2011).

2. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004.

3. Пучков П.И. Современная география религий. М.: Наука, 1975.

4. Религиоведение: Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.

5. Crabtree S. Religiosity Highest in World's Poorest Nations. URL: http://www.gallup.com/poll/142727/Religiosity-Highest-World-Poorest-Nations.aspx#1 (дата обращения: 11.09.2011).

6. Fastest Growing Religion. URL: http://fastestgrowing-religion.com/background.html#tfr

7. National & World Religion Statistics — Church Statistics — World Religions. URL: http://www.adherents.com/

8. Social values, Science and Technology European Commission. Special Eurobarometer 225 / Wave 63.1. TNS Opinion & Social, 2005.

9. The World Factbook. Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ fields/2122.html#xx

Поступила в редакцию 18.01.2012

S.A. Gorokhov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RELIGIOUS IDENTITY AS A FACTOR OF CONFESSIONAL REGIONS FORMATION IN THE

PRESENT-DAY WORLD

The article deals with specific features of confessional regions development in the present-day world. Influence of religious identity on their formation within the framework of the process of territorial-confessional differentiation is discussed. The analysis of quantitative parameters of the religious structure of human society was of particular importance for the study.

Key words: confessional region, religious identity, ethnic and cultural-civilization principles of evaluation of religiosity levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.