РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК [911.3:291](100) С.А. Горохов1
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Статья посвящена выявлению особенностей развития конфессиональных регионов современного мира, детально рассмотрено влияние религиозной идентичности на характер их формирования в рамках объективного процесса территориально-конфессиональной дифференциации. Особое внимание уделено анализу количественных показателей религиозной структуры человеческого общества.
Ключевые слова: конфессиональный регион, религиозная идентичность, этнический и культурно-цивилизационный принципы оценки уровня религиозности.
Введение. Религия — одна из древнейших форм социальной организации человеческой общности, не утерявшая своего значения до настоящего времени. На рубеже XX и XXI вв. большая часть населения мира принадлежит (по крайней мере формально) к той или иной конфессии. Однако степень вовлеченности в религиозную организацию может быть разной — от номинальной, когда человек фактически индифферентен к религиозной организации, до активного участия во всех формах деятельности религиозной общины.
Постановка проблемы. Отечественные и зарубежные религиоведы, такие, как П.И. Пучков, Н.А. Митрохин, Ф. Дженкинс, Д.Б. Барретт и др., существенно обогатили научные знания в области географии религий и конфессиональной демографии. Однако в настоящее время перед религиоведами встает проблема корректной оценки влияния различных конфессий на жизнь современного мира, его отдельных регионов и стран. Эта оценка в значительной мере базируется на эмпирических данных о числе верующих, их удельном весе в общей численности населения конкретной страны (либо региона мира), возрастном, половом составе и других демографических характеристиках религиозной общины, особенностях конфессиональной географии. К важным факторам научной актуальности проблем конфессиональной географии относится и усиление роли религии (прежде всего в форме фундаментализма) в современном обществе и связанный с этим кризис светского государства. Особенно ярко указанные процессы проявляются в современном исламском мире, однако их влияние прослеживается также в пределах ареалов традиционного проживания христиан, индуистов и адептов иных религий, что наряду с неравномерностью демографического развития регионов и разнонаправленностью миграционных про-
цессов служит стимулом территориальной трансформации глобального конфессионального пространства.
Материалы и методы исследования. Оценка численности адептов той или иной религии, в отличие от оценки числа сторонников политических партий, профсоюзов или общественных движений, гораздо менее однозначна. Проблема выбора метода учета верующих связана прежде всего с применением различных критериев принадлежности к конкретной конфессии. Из всех существующих методов наилучшие показатели численности религиозных общин могут быть получены на основе использования так называемого этнического принципа оценки уровня религиозности, наиболее популярного в среде религиозных деятелей.
Этот принцип обычно используется в том случае, если подавляющее большинство какого-либо этноса исторически исповедует одну религию. В этом случае, например, все русские рассматриваются как православные, турки — как мусульмане, испанцы — как католики и т.д. Однако полученные таким образом статистические данные нельзя считать абсолютно показательными, поскольку они не учитывают объективно существующих различий между этнической и религиозной общностями людей.
Действительно, религия, как и этнос, — специфический вид социального объединения людей; однако они далеко не всегда являются взаимно сопряженными. Действительно, и религия, и этнос качественно определены и отличаются по ряду параметров. Более того, в настоящее время, в эпоху мировых религий, относительно "безразличных" к этносу, последний в большинстве случаев не обнаруживает тесной связи с конкретной религией. Так, подавляющее большинство народов характеризуется общностью языка, в то время как почти все религии не имеют единого языка общения для своих адептов (хотя в ряде религий есть
1 Московский педагогический государственный университет, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии, доцент, канд. геогр. н.; e-mail: [email protected]
общий богослужебный язык, который часто не понимают верующие).
Несмотря на высказанные выше возражения о возможности отождествления конфессиональной и этнической общностей, этнический принцип широко используется в конфессиональной статистике, особенно в случаях, когда другая информация о числе исповедующих конкретную религию людей отсутствует.
Более содержателен культурно-цивилизационный принцип, связанный с конфессиональной самоидентификацией индивидуума, его религиозной идентичностью [4]. Этот принцип исходит из того, что каждый человек вправе считать себя принадлежащим к определенной культурно-религиозной традиции, хотя при этом он, возможно, и не разделяет полностью ее вероучение. При этом он может не участвовать в обрядах и не входить в религиозную общину — в этом случае религиозность имеет лишь латентный характер. Однако факт принадлежности к определенному религиозному течению важен для мировоззрения человека, его нравственной, культурной и политической ориентации. Именно эта так называемая культурная религиозность определяет принадлежность человека к определенной цивилизационной системе. Для определения численности верующих при использовании этого принципа основными источниками служат многочисленные социологические опросы населения. Последние проводятся обычно по репрезентативным выборкам в разных странах мира при помощи анкетирования, касающегося важнейших ценностных ориентиров личности, отношения к вере в Бога, конфессиональной принадлежности и особенностей религиозной жизни. Так, по данным Н.А. Митрохина, в 2003 г. в России согласно опросу, проведенному службой РОМИР, 71% опрошенных объявили себя православными, при этом только 62% верили в Бога. Из числа православных 36% не посещали церковь или посещали реже, чем раз в год [2]. По данным всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в марте 2010 г., 75% населения России причисляют себя к православию [1].
Подобные "замеры" уровня религиозности проводятся в отдельных странах и регионах мира, а также во всем мире в целом. Например, служба Европейского союза, занимающаяся сбором статистической информации по странам — членам ЕС (Евростат), в 2005 г. провела исследования уровня религиозности европейцев, по результатам которых выяснилось, что только 52% европейцев верят в Бога [8]. Международный исследовательский центр "Gallup International" публикует данные об уровне религиозности в мире. Результаты этих исследований основаны на данных телефонных и личных интервью и опросов, проведенных в 2009 г. в 114 странах мира с выборкой 1000 человек взрослого населения в каждой стране; максимальная погрешность оценивается в интервале от ±5,3% для Литвы до 2,6% для Индии [5].
Большое значение при учете численности верующих играют материалы официальной статистики, как государственной, так и приводимой религиозными организациями. В этом случае основными источниками служат материалы переписей населения, содержащие сведения о его религиозной принадлежности. К сожалению, вопрос о вероисповедании включался в переписные листы далеко не во всех странах (и не всегда регулярно), в связи с чем нет полных сведений о распространении различных религий во всех странах мира. Достаточно полную информацию дают официальные государственные данные о религиозной структуре населения во многих странах Ближнего Востока (запись в графе "религия" на персональной идентификационной карте личности) и в Южной Азии. Крупнейшая по численности населения страна мира, регулярно учитывающая конфессиональный признак при проведении переписей своих граждан, — Индия. В России первая (и последняя) перепись населения с вопросами о конфессиональной принадлежности граждан проводилась в 1897 г., в СССР и Российской Федерации такой статистики никогда не было (есть лишь данные о числе зарегистрированных религиозных организаций в стране). На постсоветском пространстве лишь в Казахстане в 2009 г. проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос об их отношении к религии. В США полная конфессиональная статистика существует только на конец XIX в. и на 30-е гг. XX в. В Европе официальные статистические сведения об исповедании гражданами различных религий существуют далеко не во всех государствах; в некоторых странах региона (Германия, Австрия) существуют данные об уплате гражданами церковного налога (нем. Kirchensteuer). Что же касается данных конфессиональной статистики, то они, во-первых, не полны, так как не все религиозные организации ведут учет своих адептов, и, во-вторых, не всегда сопоставимы, поскольку различные религиозные организации при учете своих членов берут за основу различные критерии. Так, католическая церковь признает своими последователями всех родившихся в католических семьях и крещеных детей, а большинство протестантских церквей — только тех, кто достиг конфирмационного возраста и сознательно принял крещение; иудаистами считают всех евреев, не заявивших о своей принадлежности к иной религии. Данные конфессиональной статистики сводятся воедино и публикуются в разного рода справочных изданиях: например, статистика о католиках публикуется в папском ежегоднике "Annuario Pontificio".
В качестве промежуточного вывода автор считает необходимым отметить, что при оценке численности адептов той или иной религии обычно используют оба вышеизложенных принципа. При этом сведения о конфессиональной структуре разных стран приводятся с неравной полнотой и точностью и не всегда единообразно. Тем не менее преимущество отдается
прежде всего официальным статистическим данным. Пример такого рода подхода к конфессиональной статистике — данные, публикуемые в ежегоднике ЦРУ США [9], содержание которого, как правило, опирается на официальные национальные статистические сведения.
Обсуждение результатов. Учитывая упоминаемые выше принципы определения религиозности населения, сложную историю религий, а также интенсификацию международных миграций, можно с уверенностью говорить о том, что к настоящему времени в мире сформировалось несколько крупных конфессиональных регионов. Известный отечественный исследователь, быв. руководитель Центра изучения религий и этно-конфессионального картографирования Института этнологии и антропологии РАН П.И. Пучков выделял девять конфессиональных регионов мира (рисунок): 1) Европейско-Североазиатский, 2) Американский (христианский), 3) Австралийско-Океанийский, 4) За-падноазиатско-Североафриканский, 5) Малайско-Ин-донезийский (Австронезийский), 6) Индокитайско-Центральноазиатский, 7) Южноазиатский, 8) Восточ-ноазиатский, 9) Черноафриканский (Субсахарский).
Каждый из упомянутых конфессиональных регионов отличается относительно однородной религиозной структурой и уровнем религиозности населения (табл. 1).
Очевидно, что из девяти конфессиональных регионов мира в трех превалирует христианство, в двух — ислам, еще в одном христианство и ислам делят лидерство между собой. Индуизм, буддизм и китайская национальная религия образуют лишь по одному конфессиональному региону. Это обусловлено тем, что в настоящее время христианство доминирует или является крупнейшей по численности конфессией в 168 странах и территориях мира, ислам подобные позиции занимает в 49 государствах и территориях, индуизм, как и китайская национальная религия, — только в 3, буддизм — в 7 [6].
По прогнозам автора, в течение первой половины XXI в. будет происходить постепенное размывание внутренней структуры конфессиональных регионов, что связано с увеличением в каждом из них доли мусульман (кроме Субсахарского). Этот процесс — следствие разницы в уровне прироста населения в мусульманских странах и в остальном мире, приведшей к интенсификации международных миграций, которые затронули прежде всего мусульманское население мира. В результате в последние десятилетия произошло распространение ислама за пределами его традиционного ареала. Так, в 2010 г. христиане составляли 32,1% населения мира, в то время как совокупная доля населения христианских конфессиональных регионов в населении Земли не превышала 30,8%; те же самые па-
Конфессиональные регионы мира.
Составлен по данным [3], с изменениями и дополнениями
Таблица 1
Конфессиональные регионы мира в 2010 г.*
Конфессиональный регион Преобладающая религия Доля региона в площади мира, % Доля региона в населении мира, % Уровень религиозности населения, %
I. Европейско-Североазиатский христианство 21,3 10,8 35—50
II. Американский то же 27,8 13,5 60—80
III. Австралийско-Океанийский ---- 6,2 0,5 30—40
IV. Западноазиатско-Североафриканский ислам 15,3 9,2 более 90
V. Австронезийский (Малайско-Индонезийский) то же 1,8 5,3 более 90
VI. Индокитайско-Центральноазиатский буддизм 4,9 4,6 60—80
VII. Южноазиатский индуизм 3,4 23,1 более 90
VII. Восточноазиатский поликонфессиональный (китайская национальная религия — сань-цзяо) 3,4 21,2 10—25
IX. Субсахарский (Черноафриканский) христианство, ислам 15,9 11,8 более 90
* Составлено по [3, 9], с изменениями и дополнениями автора.
раметры для мусульман составляли 23,1 и 18,5% соответственно, т.е. 96% христиан и только 81% мусульман проживали в "своих" конфессиональных регионах. Что касается адептов индуизма, буддизма, китайской национальной религии, то более 99% их числа проживают в своих традиционных ареалах [6, 7, 9].
Причины разного уровня религиозности в странах мира. Несмотря на то что подавляющее большинство населения мира принадлежит к определенной конфессиональной традиции (табл. 2), в последние десятилетия все больше людей стали заявлять о своем отходе от религии. Если в 1900 г. к неверующим (агностикам и атеистам) относили себя лишь 0,3% населения Земли, то в начале нашего века они составляли уже более 20% жителей планеты [7].
В настоящее время упадок религиозности затронул прежде всего Восточную Азию, Европу, страны СНГ (в том числе Россию), т.е. те страны, которые относятся к западной, православной, китайской и японской цивилизациям. В это же время в цивилизациях Индии, ислама, Африки не только не наблюдается снижение уровня религиозности, но скорее, наоборот, набирает обороты религиозный экстремизм. Чем объясняется подобная ситуация и в чем вообще причины религиозности населения?
Можно объяснить причину отхода населения от религии политикой государственного атеизма, проводимой в бывших социалистических странах в течение значительной части XX в. Однако, на взгляд автора,
такая точка зрения верна лишь отчасти, так как она не может объяснить разницу в уровне религиозности, существующую в странах быв. социалистического блока. Так, на разных полюсах по степени религиозности населения оказались православная Румыния (уровень религиозности 84%)2, католическая Польша (75%) и католическая Чехия (21%) с протестантской Эстонией (16%). Все эти страны пережили 45 лет господства политики государственного атеизма, тем не менее результаты этой политики оказались в них различными.
Часто, особенно в конфессиональных источниках, выдвигается тезис о том, что снижение уровня религиозности населения есть следствие потребительского характера современного западного общества и разлагающего влияния массовой культуры. Это положение сложно оспаривать, но в США, где общество подверглось массовой "макдоналдизации" (выражение введено впервые Дж. Ритцером), уровень религиозности населения в целом достаточно высок — 65%. В то же время во Франции и Великобритании — странах, где трепетно относятся к национальным традициям и языку, он более чем в два раза меньше — 30 и 27% соответственно.
Безусловно, к важным факторам, влияющим на религиозность населения, относится цивилизационная принадлежность последнего. Многие авторы помещают религиозные представления в центр цивилизаци-онного "ядра", да и само возникновение и становление цивилизации связано с крупнейшими религиями.
2 Здесь и далее, если не указано иное, статистические данные приводятся по [5].
Таблица 2
Уровень религиозности населения некоторых стран мира*
Страна Уровень религиозности населения, % Преобладающая религия; доля в населении страны, % Страна Уровень религиозности населения, % Преобладающая религия; доля в населении страны, %
Бангладеш 99 мусульмане; 89 Эстония 16 лютеране; 15
Нигер 99 мусульмане; 80 Швеция 17 лютеране; 87
Йемен 99 мусульмане; 99 Дания 19 лютеране; 95
Индонезия 99 мусульмане; 86 Чехия 21 католики; 27
Малави 99 христиане; 83 Сянган 24 сань-цзяо; 90
Шри-Ланка 99 буддисты (хинаяна); 69 Япония 24 синтоисты; 84; буддисты; 71
Сомали 99 мусульмане; 99 Великобритания 27 христиане (англикане); 72
Джибути 98 мусульмане; 94 Вьетнам 30 буддисты (махаяна); 10
Мавритания 98 мусульмане; 99 Франция 30 католики; 85
Бурунди 98 христиане; 67 Россия 34 православные; 70
Таиланд 97 буддисты (хинаяна); 95 Белоруссия 34 православные; 80
Египет 97 мусульмане; 90 Албания 39 мусульмане; 70
Марокко 97 мусульмане; 99 Люксембург 39 католики; 87
Камбоджа 96 буддисты (хинаяна); 96 Венгрия 39 католики; 55
Филиппины 96 католики; 81 Германия 40 протестанты; 34; католики; 34
Конго (ДРК) 94 католики; 50 Уругвай 41 католики; 47
Непал 93 индуисты; 81 Канада 42 католики; 43
Пакистан 92 мусульмане; 95 Республика Корея 43 христиане; 26
Парагвай 92 католики; 90 Казахстан 43 мусульмане; 47
ОАЭ 91 мусульмане; 96 Украина 46 православные; 84
Индия 90 индуисты; 80 Словения 47 католики; 58
Сирия 89 мусульмане; 90 Испания 49 католики; 94
Боливия 89 католики; 95 Азербайджан 50 мусульмане; 93
Гватемала 88 католики; 90 Узбекистан 51 мусульмане; 88
Ливан 87 мусульмане; 60; христиане; 40 Израиль 51 иудаисты; 77
Бразилия 87 католики; 77 Сербия 54 православные; 85
Мальта 86 католики; 98 Ирландия 54 католики; 87
Румыния 84 православные; 87 США 65 протестанты; 51; католики; 24
* Составлено по [5, 9].
Однако с течением времени зависимость общества от религиозных постулатов становится менее существенной: это видно на примере истории западной цивилизации, христианское наследие которой сейчас подвергается серьезному переосмыслению. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что наиболее жестко с религией связан мусульманский мир,
в котором структурообразующая роль ислама очевидна. В меньшей степени религия влияет на страны индуистской, буддистской (хинаянистской) и латиноамериканской цивилизаций. Во многом именно высокий уровень религиозности африканского христианского населения (гораздо более высокий, чем у их единоверцев в других регионах мира) может свидетельствовать
о формировании в Субсахарской Африке отдельной цивилизации.
В Китае и странах, в значительной степени воспринявших его культурную модель (Вьетнам, Республика Корея и КНДР, Япония), религиозность населения очень низка. Это связано с тем, что в китайской цивилизации религия оказалась на ее "периферии". Фактически религии Китая — конфуцианство и даосизм — это, по сути, не конфессии, а скорее фило-софско-этические школы. С этим связано утилитарное отношение к религии китайского населения, выраженное в его поликонфессиональности.
Анализируя данные табл. 2, можно сделать заключение, что уровень религиозности населения в ряде случаев обратно пропорционален уровню экономического развития страны и качеству жизни ее населения. Несмотря на то что в число религиозных стран попали нефтедобывающие страны Персидского залива, США, Кипр и ряд других, в богатых и экономически развитых странах с ВВП на душу населения более $ 25 000 важным аспектом жизни религию назвали 47% взрослых жителей, в то время как в бедных и развивающихся (менее $ 2000 на душу населения) — 95%. Однако не вполне ясно, что представляет зависимую переменную в соотношении "религия — экономика". Становятся ли люди менее религиозными по мере повышения уровня их образованности и благосостояния, либо бедным и нуждающимся людям религия нужна больше, так как она обеспечивает им моральное утешение и социальную поддержку? Наконец, существует марксистский взгляд на религию, согласно которому религия способствует консервации в стране отсталых форм экономики, а также тормозит экономическое и социальное развитие страны. В настоящее время многие исследователи полагают, что всплеск религиозного фундаментализма на Востоке — это реакция традиционных цивилизаций (прежде всего мусульманской) на вызов модернизации со стороны Запада.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов индивидуальную историческую судьбу конкретной страны или народа, в которой религия может играть весьма значительную (если не определяющую) роль. В начале статьи было упомянуто о процессе "этнизации" религии, приводящем к тесному сопряжению народа и религии, в результате чего может образоваться этно-конфессиональная группа. Тем не менее для многих народов религия в процессе этнического становления составляла основу их идентичности, и в этом случае уровень их религиозности до настоящего времени остается высоким. Конкретными примерами могут служить Кипр (греческая часть острова), Мальта, Греция, с трудом выжившие в результате острого конфликта с мусульманским миром; или США, сформировавшиеся как страна обетованная для религиозных диссидентов со всей Европы. Можно продолжить приводить
примеры: Польша и Ирландия, в которых католицизм стал знаменем борьбы с чуждыми в религиозном плане захватчиками, или современные Восточный Тимор и Южный Судан, где религия стала основой их государственной легитимизации уже в XXI в.
Заключение. Таким образом, можно сказать, что религиозность в каждой стране индивидуальна, как индивидуален генетический код каждого человека, и формируется под воздействием следующих факторов (или скорее групп факторов), ни один из которых нельзя охарактеризовать как абсолютно преобладающий:
1) цивилизационный — более религиозны жители стран исламской, африканской, буддийско-хинаянист-ской, индуистской и латиноамериканской цивилизаций, наименее — западной, православной и восточноази-атской (конфуцианско-буддийско-синтоистской). При этом важно отметить, что уровень религиозности населения в стране, принадлежащей географическому ареалу конкретной цивилизации, един как для представителей основной ее религии, так и для религиозных меньшинств. В качестве примера можно привести высокий уровень религиозности населения Филиппин, Восточного Тимора или Ливана;
2) социально-экономический — для стран с более высоким уровнем развития экономики и уровнем жизни населения в целом характерен более низкий уровень религиозности;
3) исторический — уровень религиозности народов, населявших страны, в истории которых религия играла ключевую роль в их государственном развитии либо в этногенезе, обычно выше. И, наоборот, в тех странах, где религиозные институты были в свое время разрушены или подверглись деградации и были заменены на альтернативные (как это произошло в бывших социалистических странах), религиозность населения обычно ниже.
При этом наибольшее совокупное действие указанных факторов имело место в государствах, где преобладают христианство и ислам. В соответствии с данными современной конфессиональной статистики мира уже к 2050 г. может сложиться ситуация, когда суммарная доля адептов этих двух крупнейших по численности верующих религий в населении мира составит около 2/3 (в 1900 г. — 47%, в 2000 г. — 52%, в 2010 г. — уже почти 55%) [6, 7]. Только за первую половину XXI в. ислам и христианство прибавят по миллиарду новых адептов, причем лидером по темпу прироста и распространения станет ислам. В связи с этим можно прогнозировать увеличение степени радикализации и христианства, и ислама; это связано с тем, что большую часть их адептов будут составлять выходцы из стран третьего мира, для которых характерна более высокая степень религиозности, чем для их единоверцев из Европы и Америки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Верим ли мы в Бога? // База данных исследований ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1461. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=268&uid=13365 (дата обращения: 29.11.2011).
2. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004.
3. Пучков П.И. Современная география религий. М.: Наука, 1975.
4. Религиоведение: Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.
5. Crabtree S. Religiosity Highest in World's Poorest Nations. URL: http://www.gallup.com/poll/142727/Religiosity-Highest-World-Poorest-Nations.aspx#1 (дата обращения: 11.09.2011).
6. Fastest Growing Religion. URL: http://fastestgrowing-religion.com/background.html#tfr
7. National & World Religion Statistics — Church Statistics — World Religions. URL: http://www.adherents.com/
8. Social values, Science and Technology European Commission. Special Eurobarometer 225 / Wave 63.1. TNS Opinion & Social, 2005.
9. The World Factbook. Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ fields/2122.html#xx
Поступила в редакцию 18.01.2012
S.A. Gorokhov
RELIGIOUS IDENTITY AS A FACTOR OF CONFESSIONAL REGIONS FORMATION IN THE
PRESENT-DAY WORLD
The article deals with specific features of confessional regions development in the present-day world. Influence of religious identity on their formation within the framework of the process of territorial-confessional differentiation is discussed. The analysis of quantitative parameters of the religious structure of human society was of particular importance for the study.
Key words: confessional region, religious identity, ethnic and cultural-civilization principles of evaluation of religiosity levels.