Научная статья на тему 'Конфессиональный портрет современной России'

Конфессиональный портрет современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2124
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Слобожникова Валентина Сергеевна

В статье используется обширный фактический материал. На основе подсчета количества верующих по различным методикам анализируется состояние религиозности российского общества в начале XXI века. Выявлены ведущие тенденции изменения религиозной составляющей мировоззрения россиян за последние 15 лет. Сделан вывод о высокой степени религиозной самоидентификации населения в современной России. Представлена динамика роста численности религиозных организаций в СССР и Российской Федерации за 1985 2005 гг. Рассмотрены основные тенденции организационного оформления ведущих конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональный портрет современной России»

Конфлнкч ь чаиты-мансииской «Справедливой России» http://\vA\-\v.ura!po!it.ru/rcg¡ons/hanty/07-l2'20üó''p.:gc 47270. html 07. Î2.06.

Воробеи и Рогоза не поделили «<Справе.пин>¡о Россию» ■■ hî!p://\\\v\v chelyabin.sk.ru/eIection/99 hîml. 30.10 2006.

Например, особ\н> роль в качестве фактора формирована я таком дпучпартийной модели играет реализация tau с одного кремлевского ироекіа, тесно связанною е партийным. rio который в рамках данной статьи «>c¡aj¡сн без ¡¡оа-

росною рассмотрения • ли проем -<)]рсе%пгик>> ¡¡речи-лен; а ¡ЧчСлиской Федерации. Проце дура •чнерсдачн» нла-с;и преемнику и ко; нм о\ ieг в конце копни;; определен !(0 МНОГОМ ЬКСЛ i ОТ рСДЛЪДГГОК пар 'ЛИНЫ \ выборов

а t seimyio д\ му 200 7 ¡. Но и дальнейшая чводю-

Iül> он системы. Ü СВОЮ очепед». б) дет ОПрСле-

ля Ты.ч vee 10М А РОЛЬЮ üpe'UUCiüa i ‘оссмискиН Федерации после J0U8 г. Чч) ни выборы ю судьбоносное

решение1

УДК 21/29(470+571)

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

B.C. Слсбсжнихова

Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail; svs1954@mail.ru

В статье используется обширный фактический материал. На основе подсчета количества верующих по различным методикам анализируется состояние религиозности российского общества в начале XXI века. Выявлены ведущие тенденции изменения религиозной составляющей мировоззрения россиян зэ последние 15 лет. Сделан вывод о высокой степени религиозной самоидентификации населения в современной России. Представлена динамика роста численности религиозных организаций в СССР и Российской Федерации за 1985-2005 гг. Рассмотрены основные тенденции организационного оформления ведущих конфессий.

A Confessional Portrait of Modern Russia

V.S. Siobozhnikova

Vast factual material is presented in the paper. On the basis of counting believers according to various techniques, the confessional status of the Russian society in the early 21 century is analyzed. Chief trends in the religious component of the world outlook of Russians for the past 15 years have been revealed. A conclusion of a nigh degree of religious self-identification of the modem Russian population has been made. The abundance dynamics of religious organizations in the USSR and Russian Federation in 1985-2005 is presented. Main trends in the organizational legalization of some principal confessions are considered.

В научной среде широко распространено мнение о «религиозном ренессансе в современной России», однако ряд исследователей высказывает скептическое отношение к данному утверждению1. Тем не менее факты упрямая вещь. Последнее время религиозность россиян является предметом пристального внимания ученых. Научное сообщество, особенно в лице социологов, занимается проблемой определения степени религиозности

населения России. На страницах научных журналов часто появляются данные опросов, проводимых по различным методикам"'

Во что же вериг современная Россия? Каким религиям отдает предпочтение? Как-глубоко верш?

Самый высокий показатель дает этнический критерии подсчета, складывающийся из численности народов, для которых та и:¡и иная религия является этнической принадлежностью. При такой методике подсчета православие объявляется этнической религией русских, украинцев, белорусов, чувашей, мордвы, карел, осетин, части удмуртов и марийцев и др. Аварцы, адыгейцы, азербайджанцы, балкарцы, башкиры, даргинцы, ингуши, кабардинцы, казахи, карачаевцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасараны, таджики, татары, турки, туркмены, узбеки, черкесы и чеченцы считаются мусульманами. К этническим католикам относят испанцев, итальянцев. кубинцев, литовцев, поляков, французов и др. К числу этнических буддистов причисляют бурятов, калмыков и тувинцев’.

На основе этнического критерия, по данным Всероссийской переписи 2002 г., православных в России - 120 млн, католиков - около 500 тыс. человек, 14 млн мусульман. не более 900 тыс. буддистов. 230 тыс. иудаистов\

© B.C. Спобожникова, ZOO?

Ученые указывают на слабые стороны этнического принципа подсчета религиозности, состоящие в том, что эта методика не учитывает многие факторы, такие как, например, наличие атеистов, людей безразличных к религии и неопределившихся в своих верованиях, исповедующих другую религию, а не ту, к которой принадлежит большинство нации, этноса5. Этот принцип подсчета особенно распространен среди религиозных деятелей, но с научной точки зрения малопродуктивен, хотя в споре с теми, кто недооценивает степень религиозности России, может стать важным контраргументом. В целом же такая методика симптоматична с позиции развивающихся тенденций в деятельности религиозных организаций, стремящихся превратить религию в определяющий критерий принадлежности к той или иной этно-национальной общности.

Более точные данные религиозности дает критерии «культурной религиозности». когда человек сам себя объявляет принадлежащим к определенной религиозной традиции. В ходе таких подсчетов выясняется не столько религиозность, сколько мировоззренческая, политическая, нравственная, культурная ориентация человека.

Христианство в нашей стране занимает первое место по влиянию. Так, к православным себя относят 55-59% граждан России (70-85 млн чел.), к староверам - менее 1.5 млн. В современной России, по мироощущению, до 1 млн католиков и около 1.5 млн протестантов. Всего христианами себя называют 85-95 млн человек5.

На втором месте по критерию культурной религиозности находится ислам. По данным Всероссийской переписи 2002 г.. численность мусульман колеблется от 4 до 6%. что составляет 6-9 млн человек. Ученые отмечают различную самоидентификацию у традиционно мусульманских народов. I ак, в Татарии мусульманами являются 89% татар. Доисламские верования продолжают оказывать влияние на образ жизни кабардинцев, черкесов и адыгов. По данным опросов 1999-2000 гг., только 35% адыгов считают себя приверженцами ислама. Народы же Дагестана, чеченцы и ингуши демонстрируют почти всеобщую приверженность исламу'.

Серьезную разницу между показателями по критериям этнической религиозности и культурной дают социологические опросы численности иудаистов в России. До 25%) евреев относят себя к различным христианским конфессиям. Среди евреев больше всего атеистов - 23%о, и даже до 2% буддистов. Иудаистами назвали себя только 8%о евреев, что составляет около 20 гыс. человек. Это свидетельствует о том, что большинство евреев не считают себя иудаистами. Ученые, отмечая сложность оценки общего числа приверженцев этой религии, по самым максимальным показателям, называют численность не более 50 тыс. человек8.

Всероссийские социологические опросы дают показатель приверженцев буддизма около 1% населения. Подсчет «культурных» буддистов затрудняет отсутствие опросов религиозной принадлежности бурят, калмыков и тувинцев. Среди бурят и тувинцев много шаманистов. Около 1% опрошенных в Москве. Санкт-Петербурге, Самаре назвали себя буддистами. В целом по критерию культурной религиозности эксперты называют численность около 550 тыс. буддистові

Кроме традиционных, в современной России существуют и новые религиозные движения (НРД). Самая крупная из этих организаций - свидетели Иеговы, в конце XX в. насчитывавшая 255 тыс. человек. Общество Сознания Кришны (вайшнавы) и Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны) объединяют до 10 тыс. верующих. Около двадцати НРД включают от I до 4 тыс. членов. Всего насчитывают не более 300 тыс. россиян, входящих в организации НРД, но среди новых течений очень много неорганизованных10.

В нашей стране широко распространены оккультные, языческие, псевдохристианские верования. Популярны и примитивизирован-ные восточные верования, заимствования из буддизма, индуизма. Они существуют и распространяются через консультативно-информационные центры, семинары, клубы и ассоциации, Широко распространены и псевдонаучные идеологии. Гак, россияне верят в НЛО (70% опрошенных), снежного человека, контакты с внеземными цивилизациями. Более 60% горожан доверяют астрологическим 11

предсказаниям .

Вышеприведенные данные свидетельствуют о высокой степени религиозной самоидентификации населения Российской Федерации. Таким образом, для утверждения, что в современной России не существует проблемы религиозности населения как таковой, оснований нет. Можно, если в этом есть необходимость, спорить о степени ее распространенности, уровне и содержании.

Подсчеты религиозных предпочтений россиян по методике «культурной» религиозности дают более точную картину в сравнении с другими. Все показатели, выявленные по данной методике, ниже тех, которые названы по принципу этничности. Но нельзя забывать, что и в рамках этого критерия данные зависят от характера вопроса. Так, например. в категорию верующих попадают и истинно верующие и те, которые себя таковыми считают.

По мнению исследователей, собственно уровень религиозности определяется численностью практикующих верующих, которые «разделяют определенное вероучение, соблюдают предписываемые религиозные практики» Опыт священнослужителей и исследования ученых свидетельствуют, что число людей, полностью разделяющих вероучение и исполняющих требуемые практики (совершение молитвы, участие в богослужении. причащение, исповедь), ничтожно мало. В современной науке продолжается дискуссия: кого же можно считать верующим? Каков тот минимум соответствия религиозным требованиям, с которого человека можно считать принадлежащим к религиозному течению? Вызывает споры ученых и определение самого понятия «практикующий верующий».

На круглом столе «Историческая память населения России» 2002 г. были приведены следующие данные. Верующими и соблюдающими религиозные обряды во время социологического опроса признали себя 11.7% россиян. Безразлично относятся к религии только 5,3%о. Убежденными атеистами себя назвали 5,3%>. Затруднились определить свое отношение к религии 9,7%' \

Сколько же в России практикующих верующих по конфессиональной принадлежности?

Расширяя или сужая строгость критериев, к практикующим православным в России можно отнести от 2 до 10% населения, то есть от 3 до 15 млн человек. Ученые отмечают. что «сама православная религиозность современных россиян настолько зыбка и не структурирована - организационно, догматически и идеологически, что любые критерии ее измерения и цифры, полученные на их основе, носят в принципе условный харак-

14 „ '

тер» . Условность относится и к исчислению практикующих верующих других конфессий, так как нет обобщенных данных по стране. Все же на основании подсчетов существующих местных религиозных организаций в России насчитывают, кроме названной численности православных. 50 -80 тыс. староверов, 60-200 тыс. католиков, более 1,5 млн протестантов, 30 тыс. иудаистов, не более 2,8 млн мусульман, не более 500 тыс. буддистов.

Различные методики дают расходящиеся данные по численности верующих в России как в целом, так и по конкретным конфессиям. Некоторые ученые считают, что в настоящее время данных опросов, официальной и конфессиональной статистики недостаточно для точных и полноценных выводов. Принимая это утверждение (квалифицированным специалистам виднее), трудно согласиться с мнением, что «значение религиозного фактора в светском секуляризованном обществе, в котором вера стала для многих просто культурным символом, относительно невелико»15.

Об этом красноречиво свидетельствуют данные 2006 года. В этом году Институт общественного проектирования представил результаты социологического исследования «Реальная Россия», в рамках которого были опрошены 15 тыс. респодентов. В ответ на вопрос: «Какую религию вы исповедуете?» -62%о опрошенных отнесли себя к православным, около 8%о - к мусульманам, 15%о назвали себя атеистами. 14%> ответили: «В Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию»; 1,2%о респондентов социологи причислили к категории «другое»16.

В целом за последние 15 лет, с 1991 по 2006 г,, в религиозной составляющей мировоззрения россиян проявилось несколько тенденций.

Во-первых, за этот период число атеистов в России уменьшилось наполовину.

Во-вторых, количество верующих в стране увеличилось с 34% в 1991 г. до 62% в 2005 г.

В-третьих, наблюдается устойчивая динамика роста православных. В 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. - уже две трети. По данным исследования, из 62% православных - 8,5%о активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются). 20,8%о - умеренных (в храме - 1 раз в месяц и реже). 21,3%о - пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Социологи пришли к выводу, что количество воцерковлен-ных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов. Среднему активному православному сейчас 48.6 лег и на 75% это женщины.

В-четвертых, число мусульман за эти годы резко не меняется. Среди активных мусульман больше мужчин (60,5%). а средний возраст примерно 45,6 лег1

В-пятых, самоопределение граждан современной России лежит скорее в области исторической и этнокультурной, нежели религиозной. При всем этом следует признать серьезные изменения в верованиях россиян, особенно учитывая показатели «культурной» религиозности. Красноречивы не столько сами эти показатели, а то, что остается за вычетом. Например, заставляют серьезно задуматься показатели 94,7% россиян, неравнодушных к религии, или 90,3% определившихся в своем отношении к ней ". Зти данные свидетельствуют, что религиозный фактор стал важной составляющей «светского» общественного сознания.

Если недостаточно статистики, как пишут специалисты, для «точных и полноценных выводов», то приведенные нами данные позволяют определить тенденции, происходящие в нашей стране, и констатировать, что такие характеристики изменений массового сознания не могут не отразиться на духовной культуре и политическом процессе России. Как известно, поли гику делает активное меньшинство. Кроме того, следует задуматься и над тем, в каком направлении будут развиваться наметившиеся процессы. При этом нельзя не учитывать социальную и образовательную дифференциацию современной России.

С религиозной точки зрения современная ситуация не имеет аналогов в истории. Высокий уровень религиозности наблюдался и в прошлом. В поликонфессиональную страну Россия стала динамично превращаться с середины XVI в., когда были завоеваны исламские ханства, образовавшиеся в ходе распада Золотой Орды, прежде всего Казанское. Астраханское, Сибирское и Ногайская Орда. Но. несмотря на это. страна оставалась, с точки зрения численности славян и положения остальных религий, православной.

В ходе церковной реформы Петра 1 православная церковь была включена в структуру государства, и православие получило. по сути, статус государственной религии. С приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. Россия стала официально воин-стующе атеистической страной, в которой не было места религии, воспринимавшейся властью как пережиток и «опиум для народа». В Советской России религия была отделена от государства и школа от церкви.

Демократические процессы в СССР периода перестройки с 1985 г. и 1990-х гг. в России после распада единого государства изменили положение граждан страны. Расширение политических прав и свобод отразилось и на положении верующих людей. В стране стало реализовываться право на свободу совести и свободу вероисповедания. Одним из направлений реализации этих прав стало создание верующими религиозных организаций.

Принципиальная новизна современной ситуации состоит в действительной реализации принципа свободы совести, в политикоправовом равноправии зарегистрированных религиозных объединений. За 1990-е гг, и в начале XXI в. в России наблюдается тенденция увеличения их численности (табл.1)1'.

а о л и ц а

Общее количество зарегистрированных религиозных организаций в СССР и Российской Федерации ‘ в 1985-2005 гг.

985

\ 990 ! 2000 2001

Годы

20021 200?

2004 ! 2005

СССР

Российская Федера!щя

\ 16990 1

| (из них | |7427 ! 5494 ! 20215 20441 21448

в РСФСР;

2251

В начале XXI в. налицо активизация религиозных организаций. Практически все они при разнице внутренней структуры имеют вертикальный принцип построения и централизованный характер руководства. С точки зрения религиозных практик, каждая из религиозных организаций, по сути, является их основным организационно-структурным воплощением. Они объединяют верующих, руководят ими, определяют не только их религиозное мировоззрение, но и зачастую, а в некоторых религиях и в целом, позицию по светским вопросам.

Сегодня религиозные организации в силу политико-правовой институционализации и собственной сущности и состава входят в политическую систему и не могут не участвовать в политическом процессе. Ученые отмечают, что «в общественной и политической жизни нашей страны заметны прежде всего лидеры «этнических» религий»20.

При анализе численности религиозных организаций и их реального влияния необходимо учитывать, что религии по-разному подходят к регистрации своих местных организаций. да и власти без промедления регистрируют одних, но создают проблемы другим.

Русская православная церковь (РПЦ) без труда регистрирует свои приходы. Реальное же число старообрядческих общин в 2,5-3 раза больше формального, так как они не считают регистрацию для себя принципиально необходимой. Затруднения с регистрацией испытывают католики. Кроме того, они не регистрируют общины, если не имеют постоянного священника. Наибольшее число незарегистрированных общин у протестантов. С одной стороны, некоторые протестантские конфессии принципиально не регистрируются, а с другой - власти не спешат их регистрировать21.

По мнению ученых, еще сложнее подсчитать мусульманские общины. Они легко проходят регистрацию. Стремясь продемонстрировать большую численность, часто регистрируются общины в небольших населенных пунктах, не имеющих ни имамов, ни помещения для богослужений. На Северном Кавказе власти, опасаясь исламского экстремизма, не торопятся регистрировать мусульманские общины, к тому же патриархальное

сельское мусульманское общество не видит необходимости в регистрации. Иудаистские общины без затруднений проходят регистрацию, и списки Министерства юстиции отражают реальную численность общин этого вероисповедания22.

В целом, несмотря на регистрационную специфику, в России начала XXI в. наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества религиозных организаций, о чем красноречиво свидетельствует составленная нами табл.2.

Г а б л и ц а 2

Численность религиозных организаций ведущих конфессий"'’ в РФ (2000-2005 гг.)2"1

і ІаимснсканиеІ конфессии "

1000 г.

2005 г

Числен-. % от обще- | Числсп- ! % от обще-ность I го числа ! носів го числа

РПЦ

Ислам

Буддизм

РЬдаизм

9236

52,998

3098

176

.009

! 30

0.746

1!4

54.25

3668

16,29

197

0.88

284

1.26

17 427

72.5.“

2251

72.68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая численность религиозных организаций в 2000-2005 гг. увеличилась с 17427 до 22513. то есть на 5086. Это свидетельствует об активизации организационного оформления традиционных конфессий. Увеличилось количество организаций всех конфессий, приведенных в табл.2. Однако самый большой прирост наблюдался в РПЦ - на 2978 религиозных организаций.

Как видно из табл.2, в 2000 г. традиционные религии составляли 72,53% от общего числа религиозных организаций России. В 2005 г. их удельный вес незначительно увеличился до 72,68%>. По сравнению с данными на 1 января 2004 г., в 2005 г. процент неканонических православных юрисдикций и новых религиозных движений несколько уменьшился. В частности, стало меньше баптистских. сальвационистских и кришнаитских общин, в то время как харизматические церкви по-прежнему имеют тенденцию к росту. Доли остальных вероисповеданий заметных изменений не претерпели26.

Таким образом, за последние 15 лет (1991-2006 гг.) в религиозной составляющей мировоззрения россиян произошли серьезные изменения, что стадо одним из результа-

тов реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания. Число зарегистрированных конфессиональных направлений возросло с 20 до 64, что свидетельствует о существенном изменении конфессионального спектра действующих в России религиозных объединений, численность которых в стране, по сравнению с 1990 г., увеличилась в 4 раза и составляет сегодня 22513. Нами подсчитано, что в 2004 г. количество религиозных организаций христианского вероисповедания увеличилось до 17309, что составило 79,9% от общег о числа27.

Эти данные и показатели «культурной религиозности», которые свидетельствуют не столько о принадлежности к той или иной конфессии, сколько о мировоззренческой, политической, нравственной, культурной ориентация человека, показывают, что по религиозному мироощущению современная Россия в основном христианская страна. Всего к христианам себя относит 85-95 млн человек. Большинство населения считает себя православным и не в первую очередь с точки зрения соблюдения религиозных практик, а по духовному складу, по культурной идентичности.

Судя по существующим и наметившимся тенденциям не только в религиозной, но и других сферах, этому современном}' состоянию России предстоят серьезные испытания. Современная поликонфессиональная структура России - это результат длительного исторического развития страны, которое не завершено и сегодня.

Примечания

1 См., например: каоршпшен к., Фурман Д Релштю ¡ность в России в 90-с голы // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / Пол ред. проф. К.Каарианнена и проф. Д.t.Фурмана. С По.; М.. 2000. Гл.1. С.7 48: Филатов С.Б.. Луикин P. П. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность /7 Сопис 2005. №6. С.44.

См., например: Отечественная история. 2002. JSh.v 1.200:

Социс. 2005. Луб. С.35-69; ПГ-РРЛИГИИ. 2000. 12 янв : 2003. 20 авг

Филатов С .Б., jIvhkuh P. И. Vicai. соч. С ..О-о о.

4 См.: Социс. 2005. №6. С.35-36.

' Там же. С.36.

" Гам же. С.36-37.

Гам же. С.37 -38.

^ ’Гам же. С.38.

1' Там же. С.38-39.

111 Там же. С.39.

11 Там же.

L Там же. С.40.

Историческая намять населения России: Материалы круглого стола в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 20 нояб. 2001 г. /7 Отечественная история. 2002. №3. С.200.

u См. подробнее: Филатов С.Б, Лункин P.II. Указ. соч. С.41-42. 44.

■' Там же. С.44.

|г' l)ttp://religion.so\a-centcr.ru/discussions. 1 Іросмотр сайта 4.12.2006.

: ’Гам же.

Is Эти данные нами получены в результате вычета показателей из источника: Историческая память населения России: Материалы круглого стола в Российской академии государственной службі.; при Президенте Российской Федерации 20 нояб. 2001 г. С.200.

“ Таблица составлена на основании данных. imp:/7v\u\v. archipclag.ru/ru mir/reiigio/statistics/said/statistics. І Іросмотр or 22 июля 20(16; htlp.//religion.sova-center.ni/d:scussions/

1 ВDDB2D/842F9AA. Просмотр сайта 4.12.2006.

0 Филатов СБ.. Лункин P.II. Указ. соч. С.44.

Гам же. С.42.

Гам же С.43

В число «ведч щих» мы включили четыре V традиционные» религии, представители которых входят в Межреди-гиозиый совет России. - православие (РІЩ как самая многочисленная православная организация), буддизм, ислам, иудаизм.

?4 Таблица составлена на основе данных количества религиозных организаций: http://\vvv\v.archipeîag.ru/ru niir/rcligio/ s г a t і s 11 с s. ’ s a i d / s t a t і s 11 с s - 2 f ) ( ) С) /. Просмотр сайта 22.07. 2006; hîip:,7religion.sova-center.ru/discussions/l BDDB2 D/8421-9A A.

1 Іросмотр сайта 4.12.2006.

•' Списки зарегистрированных религиозных организации конкретных конфессий 2000. 2004 и 200? г. можно посмотреть па следующих сайтах: http://vvww.archipeîag.ru/ru mir/rcligio/statislics/said/statistics-2000/; http://ww\v.archipelag ru ni !'nirTe!igio/statistics/said/.statistics-20047 http://religion. sox1a-center.ru/discussions/1BDPB2D/8421-9AA

" hltp://religion.sova-center.tu;discussions/lBÎ)DB2D/842b9AA.

і іросмот р сайта 4.12.2006.

" На основе данных: http://\v\vvv.archipeîag.ru/T'u mir/reiigio' statistics/said/slatistics-2004/. Просмотр сай га 22.07.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.