Научная статья на тему 'Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей'

Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
708
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захаров Евгений Александрович

Автор статьи исследует некоторые аспекты религиозных взглядов секретного общества «Тяньдихуэй». В статье рассматриваются различные версии возникновения и деятельности секретного общества. Автор обращает внимание на важность религиозной доктрины как одного из основных компонентов существования секретных обществ в Китае в XVIII-XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Religious Doctrine of the Secret Society «Tiandihui» in the Works of Russian and Western Historians

The author of the article investigates some aspects of the religious views of the secret society «Tiandihui». The different versions of foundation and motivations of the activity of the society are examined in the article. The author pays attention to the importance of the religious doctrine as one of the main components of the existence of secret societies in Chine in XVIII-XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей»

история

Е.А. Захаров

Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей

Общество «Тяньдихуэй» («Общество Неба и Земли»), известное также как «Саньхэхуэй» («Общество трех Гармоний»), «Саньдяньхуэй» («Общество трех точек»), «Хунмэнь» («Учение Хун»), является, по признанию большинства современных исследователей, самым старым и самым влиятельным тайным обществом Китая, относящимся к так называемым хуэйдан, т.е. «союзам», отличным от «сецзяо» или «цзяомэнь» - «еретических учений», имеющих еще более древнюю историю и ведущих свое начало, по всей видимости, от «Байляньцзяо» («Учение Белого лотоса»). Основное отличие между «сецзяо» и «ху-эйданами» заключается в том, что «секты выросли из определенного религиозного кредо или выполнения религиозных служб, тайные общества - из нужд крестьянской самообороны и были политическими организациями» [1, с. 158].

«Общество Неба и Земли» возникло в XVIII в. на юге Китая (по всей видимости, в провинции Фуцзянь) [2, р. 177-178; 3, с. 9-15], достаточно быстро распространив свое влияние на другие районы страны. В 1787 г. на Тайване происходит первое крупное восстание при активном участии, а по мнению некоторых исследователей, - под руководством этого общества [4, р. 52-56; 5, с. 202-204]. Стремительно разросшиеся по всей стране «филиалы» и отделения «Тяньдихуэй» на протяжении всего периода истории традиционного Китая оказывали заметное влияние на оппозиционные движения в китайском обществе, участвуя в ряде массовых народных выступлений, в том числе таких масштабных, как восстание тайпинов (причем как на стороне восставших, так и против них) [6, с. 40], восстание ихэтуаней, Синьхайская революция. В республиканский период, особенно после прихода к власти коммунистической парии, «Тяньдихуэй», как и другие тайные общества, выродилось в ряд разрозненных криминальных сообществ (известных на Западе как «Триады»), действующих по преимуществу на Тайване, в Гонконге, странах Юго-Восточной Азии, а также в среде китайской диаспоры Америки и Европы [7, с. 249-250].

Учитывая важность роли «Общества Неба и Земли» как в китайской истории, так и в истории собственно тайных обществ, своеобразным «родоначальником» которых и стало «Тяньдихуэй», западные синологи уделяли его изучению значительное внимание начиная уже с колониального, а китайские ученые -с республиканского периода. Однако вплоть до 60-х гг.

XX в. исследования происходили главным образом в области описания культовых и обрядных аспектов деятельности общества, а также роли «Тяньдихуэй» в Тайпинском восстании и Синьхайской революции. Начиная с 60-х гг. в Китае увеличивается объем исследования тайных обществ, расширяется круг вопросов и проблем, касающихся истории возникновения, характера деятельности, социального состава «хуэйданов» [8, с. 164-165]. «Культурная революция» прервала исследования тайных обществ в Китае до конца 70-х гг., но в этот период появляется ряд работ западных исследователей, посвященных тайным обществам, в том числе «Тяньдихуэй». Наиболее крупной и влиятельной научной школой становится группа исследователей под руководством Жана Шено (Jean Chesnaux), автора фундаментальных работ и редактора ряда сборников по истории «хуэйда-нов» [9-11]. Ведется изучение «хуэйданов» в СССР В 80-х гг. наблюдается новый всплеск активности в исследовании истории тайных обществ, как в Китае, так и за его пределами, что стало следствием изменения внутреннего положения в КНР, и выразилось в директивах КПК о важности интенсификации исторических исследований и обеспечении доступа к центральным и региональным архивам страны китайских и зарубежных ученых [12, p. 10-11].

Однако нужно отметить, что на протяжении практически всего периода исследований «Тяньдихуэй» наблюдается доминанта социологического подхода, т.е. в первую очередь историки рассматривают социальные и политические аспекты существования и деятельности этого общества, тогда как доктринальные и религиозно-мистические воззрения либо не охватываются вовсе, либо в весьма незначительной степени, что является, видимо, следствием устоявшейся концепции об изначально мирском характере возникновения и целях деятельности «хуэйданов». Причем данная позиция характерна как для отечественных исследователей, находящихся в советский период под безусловным влиянием «марксистколенинского» метода исторического исследования (Е.Б. Поршнева, например, в одной из своих статей отмечает, что «Тяньдихуэй» «на первых порах являлось чисто религиозным братством», но далее не рассматривает религиозную доктрину общества [13, с. 226]), так и для западных историков - представителей школы Жана Шено и «школы архивов» (в настоящее время наиболее авторитетной в Китае и за его пределами).

Религиозная доктрина тайного общества ^ТяньдихуэйС в работах.

Так, один из наиболее известных представителей «школы архивов» профессор Диан Маррей (Dian Murray) в своей работе «Происхождение Тяньдихуэй: китайские Триады в легенде и истории» в главе «Тянь-дихуэй в мифах и легендах» [14, p. 151-176] детально исследует комплекс мифических представлений, сложившийся вокруг общества, в частности, легенду о Си Лу, не делая привязки этих мифов к религиозным воззрениям членов «Общества Неба и Земли».

Другой крупный исследователь «Тяньдихуэй» профессор Монреальского университета Дэвид Оунби (David Ownby) в своей содержательной монографии, посвященной «хуэйданам», «Братства и тайные общества в раннем и среднецинском Китае: формирование традиции» в главе «Тайные общества и народная религия в Западной и Восточной Цзянси» [15, p. 105-144] более подробно рассматривает роль религиозных, в частности мессианских воззрений членов общества, но прежде всего в контексте социальных возмущений, участие в которых приняло «Тяньдихуэй».

Среди отечественных историков наибольший вклад в изучение этого общества внес Б.Н. Новиков, автор диссертации «Антицинское тайное общество Неба и Земли (Тяньдихуэй): проблема происхождения и начало деятельности» [16], а также ряда статей по этой теме, опубликованных в том числе в Европе, США и Китае. В своих работах Б.Н. Новиков останавливается и на религиозных аспектах «Тяньдихуэй», в частности культа Неба и Земли, ритуальных практиках, однако не ставя своей задачей формирования их единой концепции, утверждая, что идеи антицинской борьбы и восстановления минской династии являлись однозначно ведущими в идеологии тайного общества [17-20].

Вместе с тем поверхностное рассмотрение религиозной концепции «Тяньдихуэй» - тайного общества, существовавшего в традиционном Китае, т.е. в среде, где всякое социальное образование неизбежно было скреплено определенной религиозно-этической доктриной, не могло не привести к заполнению этого своеобразного научного «вакуума». Общие декларации о принадлежности членов общества к синкретическим и народным верованиям не могли более удовлетворять потребности науки о китайских тайных обществах. Детальное изучение религиозной концепции, сформировавшейся внутри «Общества Неба и Земли» и являвшейся по сути мистической предпосылкой для его мирской программы и практической деятельности, в ряде своих работ произвел профессор Лейденского университета Баренд тер Хаар (Barend ter Haar) [21-23].

Согласно его исследованиям сутью религиозной доктрины «Тяньдихуэй» является «демонологическая мессианская парадигма». Ее основными особенностями Баренд тер Хаар называет преимущественно

устную форму распространения, важность системы символов, куда входят символические числа (особенно 9 и 10000), слово «хун», благоприятные даты, относящиеся к традиционному китайскому циклу, символика «плодов долголетия» (в особенности сливы и персика), а также красного цвета [22, p. 21-23].

Сущностью демонологической мессианской парадигмы является идея о грядущих апокалиптических бедствиях, угроза которых создается наличием и деятельностью демонических существ, вызывающих стихийные бедствия (землятрясения, засухи, наводнения), различные эпидемии и т.п. Баренд тер Хаар отмечает, что подобные воззрения характерны для китайской религиозно-мистической традиции, но если в верованиях буддийских сект предотвращение грядущих бедствий осуществляется ненасильственным путем (молитвы, посты и т.п.), то для религиозной парадигмы «Общества Неба и Земли» свойственна идея насильственных действий, т.е. борьбы с демоническими силами с помощью таких же демонических сил. Эта борьба осуществляется на мистическо-ритуальном уровне «божественными князьями», имеющими свои «божественные армии», управляемые «божественными генералами» и «божественными советниками». Данная парадигма оказывала безусловное влияние и на «земные» действия членов тайного общества, так как борьба с маньчжурами и несправедливыми чиновниками, которые ассоциировались у членов «Тяньдихуэй» с земным воплощением демонических сил, являлась проекцией мистической борьбы «божественных князей» с демонами. Баренд тер Хаар, анализируя показания участников тайваньского восстания 1787-1788 гг., делает вывод, что «вожаки» этого восстания, на которых ссылались захваченные в плен рядовые повстанцы, на самом деле не существовали в реальности, а были мифическими «божественными генералами», которые вынужденно обрели реальный облик при пытках участников мятежа [22, p. 21; 23, р. 269]. Немаловажным аспектом религиозной концепции «Тяньдихуэй» было существование «Ивового города» - мифического места, где избранные обретут спасение в случае, если демонические силы все же возьмут верх и разразится мировая катастрофа. При этом обряд вступления в общество содержал символику вхождения в «Ивовый город» [22, p. 23].

Таким образом, более глубокое изучение религиозной доктрины «Тяньдихуэй» и других тайных обществ позволяет не только более полно понять движущие его участниками мотивы, характер и причины возникновения «хуэйданов», но ставит новые вопросы и проблемы, например правомерность жесткого разделения «хуэйданов» и религиозных сектантских объединений. Все это указывает на перспективность и необходимость дальнейшего более тщательного исследования данной темы.

история

Литература

1. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2000.

2. Murray D.H. Migration, Protection, and Racketeering: The Spread of the Tiandihui within China // Secret Societies Reconsidered: Perspectives on the Social History of Modern South China and Southeast Asia. - №w York ; London, 1993.

3. Новиков Б.М. Дискуссия историков КНР о происхождении тайного общества «Тяндихуэй» // Общество и государство в Китае. XIX. Ч. III. - М., 1988.

4. Ownby D. Chinese Hui and the Early Modern Social Order: Evidence from Eighteenth-Century Southeast China // Secret Societies Reconsidered: Perspectives on the Social History of Modern South China and Southeast Asia. - №w York ; London, 1993.

5. Новиков Б.М. Восстание 1787-1788 гг. на Тайване // Маньчжурское владычество в Китае. - М., 1966.

6. Кузес В.С. Шанхайское восстание «Союза малых мечей» (1853-1855 гг.). - М., 1980.

7. Костяева А.С. Тайные общества в новейшей истории Китая. Основные проблемы (1917-1949 гг.) // Социальные организации в Китае. - М., 1981.

8. Новиков Б.М. Публикация материалов об антицинском тайном обществе «Тяндихуэй» // Новое в изучении Китая: история и историография. - М., 1988.

9. Chesneaux J. Les SocieDteDs secre Dtes en Chine (19e et 20e sieDcles). - Paris, 1965.

10. Chesneaux J. (dir.) Mouvements populaires et socieDteDs secrates en Chine aux XIXe et XXe sieDcles. - Paris, 1970.

11. Chesneaux J. (ed.) Popular Movements and Secret Societies in China 1840-1950. - Stanford, 1972.

12. Ownby D. Introduction: Secret Societies Reconsidered // Secret Societies Reconsidered: Perspectives on the Social History of Modern South China and Southeast Asia. - №w York ; London, 1993.

13. Поршнева Е.Б. Подъем антиманьчжурского дви-

жения в Китае под руководством тайных обществ (конец XVIII - начало XIX в.) // Маньчжурское владычество в Китае. - М., 1966.

14. Murray D.H., Qin Baoqi. The Origins of the Tiandihui: The Chinese Triads in Legend and History. - Stanford, 1994.

15. Ownby D. Brotherhoods and Secret Societies in China in Early and Mid-Qing China: The Formation of a Tradition.

- Stanford, 1996.

16. Новиков Б.М. Антицинское тайное общество Неба и Земли (Тяньдихуэй): проблема происхождения и начало деятельности : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1976.

17. Новиков Б.М. Антиманьчжурская пропаганда тайных обществ в Китае в первой половине XIX в. // Тайные общества в старом Китае. - М., 1970.

18. Новиков Б.М. К оценке организационного характера конспиративного движения Хунмэнь в современной исторической литературе // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. - Л., 1980.

19. Новиков Б.М. Лозунг «Фань Цин фу Мин» в документах тайного общества «Тяндихуэй» и в практике народных движений в Китае // Филология и история стран зарубежной Азии и Африки. - Л., 1966.

20. Новиков БМ. Об организационном характере конспиративного объединения «Тяньдихуэй» // Фудань сюэбао.

- Шанхай, 1986.

21. Тer Haar B. Messianism and the Heaven and Earth Society // Secret Societies Reconsidered: Perspectives on the Social History of Modern South China and Southeast Asia.

- №w York ; London, 1993.

22. Тer Haar B. Myth in the Shape of History: Elusive Triad Leaders // Chinese Triads: Perspectives and Histories, Identities, and Spheres of Impact. - Singapore, 2002. - Р. 19-31.

23. Тer Haar B. The Ritual and Mythology of the Chinese Triads: Creating an Identity. - Leiden, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.