Научная статья на тему 'РЕЛЕВАНТНОСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ РЕБЕНКА К ЗАНЯТИЯМ КОННЫМ ВИДОМ СПОРТА'

РЕЛЕВАНТНОСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ РЕБЕНКА К ЗАНЯТИЯМ КОННЫМ ВИДОМ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / КОННЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мосина Н.В., Бондарева А.А.

Проведенная оценка предрасположенности детей к занятиям конным спортом на начальном этапе спортивной подготовки, с помощью различных методик позволила определить уровень общей и специальной физической подготовки, морфологический статус спортсменов, психофизиологические и личностные особенности детей, а также уровень выносливости сердечной мышцы. Однако при сравнении показателей, направленных на оценку задатков ребенка к занятиям конным спортом, у детей с высоким уровнем предрасположенности к данному виду спорта выявлены различия в уровнях сформированности многих показателей. В свою очередь сочетание не всегда высоких оценок по некоторым показателям дают положительный результат в предрасположенности детей к занятиям избранным видом спорта. С помощью экспертной оценки тренеров по конному спорту определено соответствие существующих методик запросам начальной спортивной подготовки в конном виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мосина Н.В., Бондарева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF THE EXISTING METHODS OF ASSESSMENT OF A CHILD'S PREPOSITION TO RUNNING SPORTS

The assessment of the predisposition of children to equestrian sports at the initial stage of sports training, using various methods, made it possible to determine the level of general and special physical fitness, the morphological status of athletes, psychophysiological and personal characteristics of children, as well as the level of endurance of the heart muscle. However, when comparing the indicators aimed at assessing the inclinations of a child for equestrian sports, in children with a high level of predisposition to this sport, differences in the levels of formation of many indicators were revealed. In turn, the combination of not always high ratings for some indicators gives a positive result in the predisposition of children to engage in the chosen kind of sport. With the help of an expert assessment of equestrian sports coaches, the correspondence of existing methods to the requirements of initial sports training in equestrian sport was determined.

Текст научной работы на тему «РЕЛЕВАНТНОСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ РЕБЕНКА К ЗАНЯТИЯМ КОННЫМ ВИДОМ СПОРТА»

РЕЛЕВАНТНОСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ РЕБЕНКА К ЗАНЯТИЯМ КОННЫМ ВИДОМ

СПОРТА

Н.В. Мосина, канд. пед. наук, доцент А.А. Бондарева, магистрант Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOLЮ.24412/2500-Ю00-2021-Ю-2-Ю6-Ш

Аннотация. Проведенная оценка предрасположенности детей к занятиям конным спортом на начальном этапе спортивной подготовки, с помощью различных методик позволила определить уровень общей и специальной физической подготовки, морфологический статус спортсменов, психофизиологические и личностные особенности детей, а также уровень выносливости сердечной мышцы. Однако при сравнении показателей, направленных на оценку задатков ребенка к занятиям конным спортом, у детей с высоким уровнем предрасположенности к данному виду спорта выявлены различия в уровнях сформированности многих показателей. В свою очередь сочетание не всегда высоких оценок по некоторым показателям дают положительный результат в предрасположенности детей к занятиям избранным видом спорта. С помощью экспертной оценки тренеров по конному спорту определено соответствие существующих методик запросам начальной спортивной подготовки в конном виде спорта.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, морфологический статус, общая физическая подготовленность, специальная физическая подготовленность, спортивная одаренность, конный спорт.

Введение. Конный спорт предъявляет к начинающим всадникам определенные требования: психологические, анатомические, физические. Поэтому на начальном этапе спортивной подготовки задача тренера состоит в том, чтобы выявить индивидуальные особенности ребенка для дальнейшего качественного отбора в специализированные группы (конкур, выездка). Так как качественный отбор юных конников в дальнейшем является фундаментом для подготовки конников высокой квалификации [1].

Наиболее лучшее начало для занятий конным спортом - это возраст 9-12 лет, так как анатомо-физиологические и психологические особенности детского организма обеспечивают более эффективное по сравнению со взрослыми освоение приобретаемых навыков овладения элементами техники верховой езды. Пластичность нервной системы детей и подростков позволяет более успешно воспитывать у них координационные способности, чувство

равновесия, ловкость, быстроту и точность двигательных реакций [2].

Согласно Федеральному государственному стандарту, конный спорт относится к видам спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях и включает в себя несколько спортивных дисциплин. Конкур, выездка и троеборье являются Олимпийскими видами спорта [3].

Результаты исследования. Цель данного исследования: провести оценку предрасположенности детей к конному виду спорта на начальном этапе спортивной подготовки.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе КСК «Мустанг» г. Ханты-Мансийска, в котором принимали участие 10 спортсменов из них 2 мальчика и 8 девочек в возрасте от 10 до 12 лет, занимающиеся конным спортом в группе начальной подготовки. В качестве экспертов выступили тренеры КСК «Мустанг».

Методы исследования: общая физическая и специальная физическая подготов-

ленность детей групп начального этапа спортивной подготовки оценивалась по нормативам федерального стандарта спортивной подготовки по конному спорту, оценка психофизиологических, психологических особенностей, физической работоспособности, морфологического статуса и уровня развития физических качеств проводилась с помощью АПК «Спортивная ориентация детей и подростков», позволяющая дать интегральную оценку и рекомендации по спортивной ориентации и успешной реализации способностей детей в конкретном виде спорта. Определение соответствия методик запросам начальной спортивной подготовки в конном спорте осуществлялось с помощью экспертной

оценки и вычисления коэффициент кон-кордации Кендалла.

Показатели общей физической и специальной физической подготовленности детей группы начальной спортивной подготовки представленные в таблице 1 говорят о том, что все юные спортсмены отлично справились с заданиями по оценке вестибулярной устойчивости, координационных способностей, силовой выносливости, с заданием на определение гибкости не справился 1 ребенок, что позволяет сделать вывод о выполнении контрольных испытаний и предрасположенности большинства детей к занятиям конным спортом.

Таблица 1. Оценка общей физической и специальной физической подготовленности детей, занимающихся конным спортом в группах начальной подготовки

(Нормативы Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта конный спорт)__

Физическое качество Спортсмены

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вестибулярная устойчивость, сек (норма 10 оборотов не более чем за 30 сек.) 12 15 10 14 13 12 10 14 10 15

Координационные способности, сек (норма не менее 5 сек) 7 15 10 14 12 15 13 9 6 12

Силовая выносливость, кол-во раз (норма не менее 5 раз) 20 29 25 20 21 26 19 22 27 18

Гибкость, см 11 23 15 3 15 14 10 12 7 11

Однако предрасположенность к определенному виду спортивной деятельности характеризуется не только высокими показателями физической подготовленности, но и индивидуальными психологическими и личностными особенностями ребенка и чем раньше эта одаренность выявляется, тем более эффективной может стать спортивная подготовка индивида.

Комплексная оценка предрасположенности ребенка к избранному виду спорта проведена с помощью АПК «Спортивная ориентация детей и подростков» [4].

В таблице 2 представлены результаты морфологического статуса ребенка, которые позволяют определить тип телосложения, конституционный тип скелета, конституционный тип мышечных волокон, степень соответствия массы и роста.

Таблица 2. Оценка морфологического статуса детей, занимающихся конным спортом в группах начальной подготовки АПК «Спортивная ориентация детей и подростков»_

Параметры Спортсмены

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вес, кг 31 37 36 48,5 43 38 30 41 44 42

Рост, см 141 150 145 164 150 152 132 150 148 155

Тип тело- гипосте- гипосте- гипосте- гипосте- гипосте- гипосте- гипосте- нор- нормосте- нор-

сложения ник (асте- ник (асте- ник (асте- ник (асте- ник (асте- ник (асте- ник (асте- мостеник ник мостеник

ник). ник) ник) ник) ник) ник) ник)

Конститу- средне- средне- средне- средне- средне- широко- широко- средне- широко- средне-

ционный костный костный костный костный костный костный костный костный костный костный

тип скелета

Конститу- спринтер- спринтер- спринтер- спринтер- спринтер- спринтер- спринтер- спринтер- спринтер- спринтер-

ционньш ский скии скнй скнй ский ский ский ский ский ский

тип мышеч-

ных волокон

Степень выражен- дефицит дефицит дефицит норма дефицит дефицит дефицит норма дефицит

соответ- ный де- масса тела масса тела масса тела массы масса тела масса тела масса тела массы тела масса тела

ствия массы фицит тела

и роста. массы тела

Результаты морфологического статуса детей показывают, что преобладает астенический тип телосложения, все 10 детей имеют спринтерский конституционный тип мышечных волокон, однако степень соответствия массы и роста находится в норме, только у 2 юных спортсменов.

Оценка физической подготовленности включает: бег на 30 м, челночный бег 3*10 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя, результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Оценка физической подготовленности детей, занимающихся конным спор-

Параметры Спортсмены

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Скоростные способности (Бег на 30 м), сек 7,26 6,09 6,56 5,29 6,21 5,82 6,87 6,75 7,44 6,21

Координационные способности (челночный бег 3*10), сек 10,4 8,86 9,27 10,01 8,55 8,57 9,29 9,69 12,49 9,54

Скоростно-силовые способности (прыжок в длину), см 122 181,5 182 148 180 186 156 144 150 146

Гибкость (наклон вперед из положения стоя), см 12,5 12 18 3 19 15 12 17 12 12

Из таблицы 3 видно, что высокие оценки координационных способностей выявлены у 2 спортсменов, скоростно-силовые способностей у 1 ребенка, с наклоном вперед из положения стоя справились на отлично 4 спортсмена. Высоких показателей скоростных способностей в группе нет.

Модуль для оценки выносливости сердечной мышцы и тренированности орга-

низма включает методику Гарвардский степ-тест, во время выполнения тестирования испытуемые не испытывали общего недомогания, не принимали препараты, оказывающие влияние на сердце, не болели острыми инфекционными заболеваниями и недугами опорно-двигательного аппарата. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Оценка выносливости сердечной мышцы и тренированности организма детей, занимающихся конным спортом в группах начальной подготовки АПК «Спортивная ориентация детей и подростков»_

Спортсмены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вторая минута восстановления ЧСС уд/мин 46 39 44 35 40 39 33 49 49 51

Третья минута восстановления ЧСС уд/мин 45 40 43 27 41 42 36 45 43 51

Четвертая минута Восстановления ЧСС уд/мин 44 44 40 30 43 45 35 45 45 50

Результаты таблицы 4 выявили высокий уровень выносливости у 5 спортсменов.

В таблице 5 представлены результаты психофизиологических тестов и личностных особенностей детей, направленные на определение времени простой сенсомо-торной реакции на свет, определение времени простой сенсомоторной реакции на

звук, определение времени реакции выбора, определение индивидуальной единицы времени (индивидуальной секунды), исследование психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, исследование объема внимания к зрительным раздражителям.

Таблица 5. Оценка психофизиологических и личностных особенностей детей, занимающихся конным спортом в группах начальной подготовки АПК «Спортивная ориентация

детей и подростков»

Участники № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Время реакции на звук 0,245 0,272 0,506 0,254 0,289 0,405 0,349 0,372 0,255 0,308

Время реакции на свет 0,391 0,430 0,543 0,486 0,877 0,636 0,519 0,664 0,432 0,479

Время реакции выбора 0,324 0,477 0,578 0,403 0,518 0,518 0,443 0,586 0,349 0,464

Эффективность работы (ЭР), сек. 29,72 38,72 56,45 32,69 49,26 49,23 37,09 55,15 76,65 80,28

Степень врабатываемости (ВР) 0,909 0,688 0,931 1,109 1,187 0,936 1,062 0,921 1,347 0,609

Психическая устойчивость (ПУ)(выносливость) 1,123 1,609 1,315 0,834 1,042 1,120 1,100 1,016 1,180 0,731

Высокой оценкой психофизиологических особенностей обладают 4 юных спортсменов, в личностных особенностях детей высокие оценки по показателям: эффективности работы выявлены у 4 спортсменов, степени врабатываемости определены у 6 спортсменов и психической устойчивости отмечаются только у 2 спортсменов.

В результате анализа результатов автоматизированной системы тестирования для спортивной ориентации детей и подростков АПК «Спортивная ориентация де-

тей и подростков» высокий процент предрасположенности к занятиям конным спортом выявлен у 4 спортсменов. Наибольший процент предрасположенности к занятиям спортом выявлен у 5 участника 87.5%, у 2 и 4 участников предрасположенность к занятиям конным спортом составляет 72.0 %, 83.3% соответственно. Участник № 6 с 62.5% предрасположенностью к конному спорту также попадает в группу детей, способных к данному виду спорта. Результаты представлены на рис..

Рис. Предрасположенность детей, занимающихся конным спортом в группах начальной

подготовки

Анализируя результаты сдачи нормативов федерального стандарта спортивной подготовки по конному спорту и автоматизированной системы тестирования для спортивной ориентации детей и подростков можно отметить, что у всех детей, имеющих высокий процент предрасположенности к занятиям конным спортом на начальном этапе спортивной подготовки отличная вестибулярная устойчивость, координационные способности, силовая выносливость, средний уровень скоростно-силовых способностей, астенический тип телосложения и спринтерский тип мышечных волокон, уровень выносливости сердечной мышцы высокий либо выше среднего, темперамент определяется как меланхолический, так и сангвистический.

Релевантность (от англ. relevance - актуальность, уместность) - это степень соответствия результатов методов исследования. Если результаты разных методов совпадают, то данные методы релевантны [5].

Для подтверждения соответсвующего уровня спортивных задатков юных спортсменов, мы провели экспертную оценку и вычислили коэффициент конкор-дации Кендалла. За факторы успешности спортивной деятельности в конном спорте были приняты упражнения, определяющие первичные умения и навыки детей: езда без стремян (силовая выносливость ног), перемены направления (координация), ез-

да в полевой посадке (вестибулярная устойчивость), правильное положение шенкеля (гибкость). Анализируя оценки экспертов, отмечается, что наибольшую сумму в количестве 44 ранга получили спортсмены №2 и №5, 43 ранга выставлена участнику №6 и на четвертом месте спортсмен №4 с суммой рангов 42.

Заключение. Сравнивая результаты, полученные в рамках исследования, можно отметить, что дети, имеющие высокий процент предрасположенности к занятиям конным спортом по системе оценки АПК «Спортивная ориентация детей и подростков» также имеют и высокую экспертную оценку, что соответствует поисковому запросу о выявлении детей с высокой предрасположенностью к занятиям конным спортом. В свою очередь результаты сдачи нормативов федерального стандарта по спортивной подготовке конного спорта, не имеют данного соответствия.

Таким образом экспериментальным путем доказано, что автоматизированная система тестирования АПК «Спортивная ориентация детей и подростков» является релевантной для оценки предрасположенности детей к конному виду спорта, на начальном этапе спортивной подготовки и позволяет, определить те задатки юного спортсмена, которые станут основой для достижения высоких результатов и получения удовольствия от занятий избранным видом спорта.

Библиографический список

1. Лактионова В.О. Типы темперамента и особенности характера спортсменов-конников // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации : материалы VI Всерос. с междунар. участием науч.практ. конф. студентов и аспирантов, г. Томск, 19 апр. 2018 г. - Томск: STT, 2018. - С. 53-55.

2. Эзе, Э. Конный спорт. - М.: ЁЁ Медиа, 1983. - 256 с.

3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта конный спорт (утв. приказом Министерства спорта РФ от 18 июня 2013 г. N 402)

4. Нопин С.В. Разработка компьютерной программы "Спортивная ориентация детей и подростков" / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина, Г.Н. ТерАкопов // Современные вопросы биомедицины. - 2017. - Т. 1. № 1 (1). - С. 5.

5. https://kartaslov.m/карта-знаний/Релевантность

RELEVANCE OF THE EXISTING METHODS OF ASSESSMENT OF A CHILD'S

PREPOSITION TO RUNNING SPORTS

N.V. Mosina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.A. Bondareva, Graduate Student Ugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. The assessment of the predisposition of children to equestrian sports at the initial stage of sports training, using various methods, made it possible to determine the level of general and special physical fitness, the morphological status of athletes, psychophysiological and personal characteristics of children, as well as the level of endurance of the heart muscle. However, when comparing the indicators aimed at assessing the inclinations of a childfor equestrian sports, in children with a high level of predisposition to this sport, differences in the levels of formation of many indicators were revealed. In turn, the combination of not always high ratings for some indicators gives a positive result in the predisposition of children to engage in the chosen kind of sport. With the help of an expert assessment of equestrian sports coaches, the correspondence of existing methods to the requirements of initial sports training in equestrian sport was determined.

Keywords: psychophysiological characteristics, morphological status, general physical fitness, special physical fitness, sports talent, equestrian sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.