Научная статья на тему 'РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА - МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ЧАСТЬ I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ'

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА - МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ЧАСТЬ I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЦ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чуев Виктор Андреевич, Высочин Юрий Васильевич, Шапошникова Валентина Ивановна

Технология специальной релаксационной подготовки направлена на повышение спортивной и профессиональной адаптации человека в условиях напряженных физических нагрузок. Эта технология достаточно проста, эффективна, не требует больших материальных затрат, расширяет функциональные возможности организма и повышает физическую работоспособность человека за счет введения релаксационных мероприятий, повышает адаптацию человека к различным экстремальным воздействиям и неблагоприятным условиям внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чуев Виктор Андреевич, Высочин Юрий Васильевич, Шапошникова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELAXATION PREPARATION - METHODOLOGY AND PRACTICE PART I: THEORETICAL BASIS

The technology of special relaxation preparation is directed to increase of sports and professional adaptation of a person in the conditions of intense exercise ( physical) stresses. This technology is rather simple, effective, does not demand big material inputs, expands functionality of organism and increases physical working capacity and also raises adaptation opportunities of the person to various extreme influences and adverse environmental conditions.

Текст научной работы на тему «РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА - МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ЧАСТЬ I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ»

Сферы развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, разнообразные ролевые игры, применение инфо-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов и многое другое способствуют эффективному формированию интеллектуально -творческой сферы дошкольника на основе принципов, определяемых федеральными государственными требованиями к предметно-развивающей среде образовательного учреждения, как то:

- принцип информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- принцип вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

- принцип полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

- принцип педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- принцип трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющей, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Реализация данных принципов в интеллектуально-творческой среде иноязычного общения в дошкольном возрасте позволяет развивать такие способности ребенка как понятие, суждение, умозаключение, обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей; делает ребенка более активным; приучает его к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, развивает ребенка интеллектуально и эстетически [5].

Таким образом, в процессе обучения иностранному языку у дошкольника формируется не только правильное грамматическое предложение и ясно выраженная мысль, но и богатое творческое мышление, позволяющие решать задачи на данном жизненном этапе.

Литература:

1. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. -218 с.

2. Ноздриенко Е.А., Карлова О.А., Пантелеева И.А. Теория и практика креативной деятельности. - Красноярск: Изд-во «Проспект», 2015.

3. Протодьяконова Н.В., Куликовская Н.Э. Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2015. — .№3. — С. 844-846.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. http://in-

fourok.ru/doklad tehnologiya razvitiya intel-lektualno- tvorcheskih_sposobnostey_doshkolni-kov sredstvami-322108.htm

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА - МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА _ЧАСТЬ I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ_

Чуев Виктор Андреевич

кандидат педагогических наук, тренер-преподаватель по мини-футболу СДЮСШОР № 2 Невского района Санкт-Петербурга

Высочин Юрий Васильевич доктор медицинских наук, профессор г. Санкт-Петербург Шапошникова Валентина Ивановна кандидат педагогических наук, профессор г. Санкт-Петербург

RELAXATION PREPARATION - METHODOLOGY AND PRACTICE PART I: THEORETICAL

BASIS

Chuev Victor Andreevich

Candidate of Pedagogical Sciences, mini-football trainer SDUSSHOR № 2 Nevsky district of Saint Petersburg Vysochin Yuri Vasilievich Doctor of Medical Sciences, Professor Saint Petersburg Shaposhnikova Valentina Ivanovna Candidate of Pedagogical Sciences, Professor

Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

Технология специальной релаксационной подготовки направлена на повышение спортивной и профессиональной адаптации человека в условиях напряженных физических нагрузок. Эта технология достаточно проста, эффективна, не требует больших материальных затрат, расширяет функциональные возможности организма и повышает физическую работоспособность человека за счет введения релаксационных мероприятий, повышает адаптацию человека к различным экстремальным воздействиям и неблагоприятным условиям внешней среды.

ABSTRACT

The technology of special relaxation preparation is directed to increase of sports and professional adaptation of a person in the conditions of intense exercise (physical) stresses. This technology is rather simple, effective, does not demand big material inputs, expands functionality of organism and increases physical working capacity and also raises adaptation opportunities of the person to various extreme influences and adverse environmental conditions.

Ключевые слова: релаксационная подготовка; спортивный результат; физическая работоспособность; функциональное состояние; полимиография; релаксационные характеристики мышц.

Keywords: relaxation preparation; sports result; physical efficiency; functional condition; polymiography; the relaxation characteristics of muscles.

Повышение спортивного мастерства спортсменов в любом виде спорта неразрывно связано с такими вопросами теории и методики спортивной тренировки, как совершенствование системы отбора, выбора специализации, оптимизации режимов подготовки юных и взрослых спортсменов на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. Эффективность построения тренировочного процесса, в конечном итоге, определяется спортивным результатом, показанным спортсменом. Спортивный результат, в свою очередь, зависит от множества факторов и является обобщенным показателем функциональных возможностей организма.

Проблема физической работоспособности и устойчивости организма к физическим перегрузкам в экстремальных условиях профессиональной и спортивной деятельности относятся к числу наиболее актуальных проблем физиологии труда и спорта. Несомненно, что высокий уровень физической работоспособности предопределяется функциональными свойствами и состоянием всех систем организма, и одно из главных мест отводится центральной нервной, нейроэндокринной и нервно-мышечной системам [7,11,15,29 и др.]. При этом центральная нервная и нейроэндокринная системы выполняют важнейшие управленческие и регулятор-ные функции, а главным исполнителем центральных команд, через который опосредуется взаимодействие организма с внешней средой, является опорно-двигательный аппарат и нервно -мышечная система, деятельность которой, в свою очередь, обеспечивается за счет попеременного сокращения и расслабления скелетных мышц.

Попытки решения задач достижения спортивного результата путем обычного наращивания интенсивности на фоне больших объемов тренировочных нагрузок или уровеня атлетизма приводят лишь к резкому увеличению явлений перетренированности, повышению спортивного травматизма и заболеваемости [10,12,13,27]. Неслучайно отмечается и малая совместимость достижения высоких спортивных результатов одновременно в показателях силы и выносливости [7]. Это, конечно, ни в коей мере не означает, что сократительные свойства мышц не играют никакой роли в механизмах работоспособности. Напротив, они чрезвычайно

важны, поскольку именно сокращение мышц обеспечивает выполнение физической работы. А вот продолжительность этой работы, то есть физическая выносливость и, соответственно, специальная физическая работоспособность, так же как и умственная, в значительно большей мере зависят от функциональной активности тормозных систем ЦНС и релаксационных характеристик скелетных мышц [11,14].

Не оправдывает надежд и широкое использование всевозможных реабилитационно-восстано-вительных мероприятий. На первый взгляд это весьма полезное и даже необходимое дополнение к тренировочному процессу, поскольку без восстановительных мероприятий спортсмены просто не выдерживают напряженных тренировок. Однако при более глубоком анализе механизмов физиологического действия восстановительных средств и физиологических механизмов адаптации организма к физическим нагрузкам между ними обнаруживаются явно выраженный антагонизм. Дело в том, что с физиологической точки зрения утомление при различных видах физической деятельности человека это нормальный, более того - необходимый физиологический феномен, на основе которого формируются и совершенствуются двигательные навыки, функциональная и биохимическая адаптация [8,30]. «Неподлежит оспариванию та истина, что работа добывается не иначе как ценою траты тех или иных источников энергии. Но столь же несомненно и то, что живое вещество характеризуется могучей способностью ассимиляции, которая постоянно восполняет текущие траты» [30,с. 117]. Накопление промежуточных и конечных продуктов обмена является главным фактором, который в послерабочем (восстановительном) периоде приводит к адаптивному синтезу ферментов, структурных и сократимых белков и т.д., т.е. к устойчивым морфологическим адаптационным изменениям, которые постепенно переводят организм на качественно новый более высокий уровень адаптиро-ванности к физическим нагрузкам или тренированности. В то же время, быстрое выведение из организма промежуточных и конечных продуктов обмена с помощью восстановительных средств неизбежно приводит и к снижению интенсивности

адаптационных процессов. То есть, в данном случае восстановительные средства выступают как прямые антагонисты адаптации и частично или даже полностью купируют тренировочный эффект

[3].

В результате исследований с использованием метода полимиографии [9] установлено, что спортивный результат и специальная физическая работоспособность в значительной мере зависят от релаксационных характеристик мышц. Это подтвердил и целый ряд диссертационных исследований: с гимнастами [1], с фигуристами [2], с легкоатлетами [4,5,6], с лыжниками [24], с футболистами [22,33]. При этом установлено, что значимость скорости произвольного расслабления мышц в прогрессе спортивных результатов, особенно на этапах высшего спортивного мастерства, существенно превышает значимость сократительных свойств мышц.

В свою очередь скорость произвольного расслабления скелетных мышц существенно зависит от функционального состояния центральной нервной системы и, естественно, психофункционального состояния спортсмена. Отрицательные эмоции, повышенный уровень возбуждения, психоэмоциональная напряженность, низкая активность (слабость) тормозных систем или прием фармакологических средств, повышающих возбудимость центральной нервной системы, сопровождаются появлением выраженных нарушений процесса расслабления, резким снижением его скорости и как следствие ухудшением регуляции, координации и техники движений, повышением энергетических затрат и снижением скорости восстановительных процессов во время двигательной деятельности, ухудшением работоспособности и спортивных результатов. Кроме того, нарушения процесса расслабления и снижение его скорости приводят к дис-координации в работе мышц антагонистов, появлению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а при более или менее продолжительных тренировках на фоне низкой скорости расслабления мышц - к появлению перенапряжений и заболеваний сердца, сердечно-сосудистой системы и других органов и систем организма [1,13,17].

Все это убеждает в необходимости проведения мероприятий по нормализации функционального состояния центральной нервной системы, коррекции психофункционального состояния и совершенствования релаксационных характеристик мышц спортсменов.

Следует также отметить, что все наиболее эффективные методы психорегуляции,

саморегуляции, эмоциональной устойчивости, аутотренинга и так далее основаны именно на расслаблении [26,32,34 и др.].

Установлено, что функция расслабления мышц хоть и является генетически детерминированным фактором, но поддается улучшению с помощью соответствующих педагогических приемов в процессе специальной тренировки и при использовании специальных воздействий. [6,11,16,21,25,31,33]. К таким воздействиям относятся как сама физическая нагрузка максимальной

интенсивности, так и широкое использование различных нетрадиционных средств спортивной тренировки (гипоксические, барокамерные, гипертермические и прочие воздействия), способствующих повышению уровня физической работоспособности занимающихся.

Назаров А.В. [28] показал, что при применении специальных упражнений в течение 9 недель у групп спортсменов удалось добиться достоверного повышения показателя расслабления.

Результаты проведенных исследований со спортсменами разного пола, возраста и квалификации [18,19,20,23] указывают на возможность значимого улучшения релаксационных характеристик мышц тренирующихся и в более сжатые сроки (начиная от 5-6 дней до 3-4 недель), что является весьма существенным для спортивной практики. При этом было установлено, что положительные сдвиги в функциональном состоянии организма спортсменов происходят в зависимости от интенсивности и объема применяемых средств релаксационной поготовки.

Под термином «релаксационная подготовка» понимается овладение специальными знаниями о миорелаксационных процессах, происходящих в организме человека, а также приобретение умений и навыков использовать произвольное расслабление мышц в спортивной и профессиональной деятельности, а также в обыденной жизни.

Ценность и практическая значимость разработанной технологии специальной релаксационной подготовки в том, что она достаточно проста, эффективна и не требует больших материальных затрат. Она позволяет обеспечить:

- расширение функциональных возможностей организма и повышение физической работоспособности человека за счет введения релаксационных мероприятий;

-снижение необходимости больших тренировочных нагрузок, для достижения высоких спортивных результатов;

- снижение вероятности перенапряжений организма, травм и заболеваний;

- повышение адаптации человека к различным экстремальным воздействиям и неблагоприятным условиям внешней среды.

Особая практическая значимость результатов исследований состоит в том, что они также могут быть использованы при работе c инвалидами любого профиля (ампутанты, слепые, глухие и т.д.).

Список литературы

1. Ажищенко А.А. Развитие координации движений у юных гимнастов на этапе отбора и начальной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1987. - 22с.

2. Азбакиева Х.А. Исследование функциональных эффектов локальной декомпрессии при интенсивной мышечной работе: Автореф. дис. . канд. биол. наук-М., 1977.-24с.

3. Азбакиева Х.А., Высочин Ю.В. Влияние баромассажа на динамику функционального состо-

яния нервно-мышечной системы и работоспособность фигуристов. //Теория и практика физ. культуры. - 1977. - №4. - С.33-36.

4. Александров, О.И. Исследование средств прыжковой и беговой подготовки и их соотношений на этапе начального обучения юных прыгунов в длину: Дис. ... канд. пед. наук/ О.И. Александров;

- Л., 1974. - 169с.

5. Аллой Л.М. Зависимость квалификации спринтеров женщин от функционального состояния нервно-мышечной системы //Средства и методы повышения специальной работоспособности и технического мастерства юных и взрослых спортсменов: Сб. науч. тр. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - 1983. - С.26-33.

6. Болдырев Ю.В. Повышение специальной работоспособности бегунов на короткие дисстан-ции на основе навыков произвольного расслабления мышц: Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1989. - 125с.

7. Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 97с.

8. Виноградов М.И. Руководство по физиологии труда. - М., 1969. - 300с.

9. Высочин Ю.В. Полимиография в диагностике функционального состояния нервно-мышечной системы и изучении этиопатогенеза некоторых специфических травм и заболеваний у спортсменов: Дис... канд. мед. наук - Тарту, 1974. - 240с.

10. Высочин Ю.В. Специфические травмы спортсменов: Учеб. пособие. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1980. - 43с.

11. Высочин Ю.В. Физиологические механизмы защиты, повышения устойчивости и физической работоспособности в экстремальных условиях спортивной и профессиональной деятельности. -Дис. д-ра мед. наук.- Л.,1988,-499с.

12. Высочин Ю.В. Использование метода полимиографии для прогнозирования повреждений мышц у спортсменов: Методические рекоменда-ции/ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1990. - 20 с.

13. Высочин Ю.В. Причины и физиологические механизмы перенапряжений и повреждений при больших физических нагрузках/Ю.В. Высо-чин//Спорт и здоровье нации: Сб. науч. тр./Под ред. Ю.В. Высочина. - СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.,

- СПб., 2002. - Гл.1. - С.9-74.

14. Высочин Ю.В., Аллой Л.М., Морозов Ю.А. Использование метода полимиографии в тренировочном процессе футболистов высшей лиги //Научные основы разработки и совершенствования технических средств обучения и спортивной тренировки: Сб. науч. тр. ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта -Л., 1979. - С.136-138.

15. Высочин Ю.В., Денисенко Ю.П., Чуев В.А. Физиологические основы специальной подготовки футболистов // Монография. - Набережные Челны: КамГИФК, 2007. - 176 с.

16. Высочин Ю.В., Лукоянов В.В. Активная мио-релаксация и саморегуляция в спорте: Монография. -СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 85с.

17. Высочин Ю.В., Сальников Е.М. Недостаточность функции расслабления мышц как одна из

причин перенапряжения сердца спринтеров //Резервы повышения эффективности подготовки юных и взрослых спортсменов на различных этапах становления спортивного мастерства: Сб. науч. тр.

- Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1981. - С.147-153.

18. Высочин Ю.В., Шапошникова В.И., Чуев В.А. и др. Разработка принципов построения комплексной ситемы улучшения здоровья и повышения эффективности спортивной деятельности юных и взрослых спортсменов на основе целенаправленного формирования рациональных типов долговременной адаптации средствами специальной физической и функциональной подготовки. -СПБ., 1998,- Деп. в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, -№ ГР 01920006827,- С. 42.

19. Высочин Ю.В., Шапошникова В.И., Чуев В.А. и др. Разработка методики гипобарической ги-поксической тренировки // Разработка принципов построения комплексной системы улучшения здоровья и повышения эффективности спортивной деятельности юных и взрослых спортсменов на основе целенаправленного формирования рациональных типов долговременной адаптации средствами специальной физической и функциональной подготовки / Отчет о НИР- СПб., 1999.- Деп. в СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта,- № ГР 01920006827.- С. 5-12.

20. Высочин Ю.В., Шапошникова В.И., Чуев В.А. и др. Методика предсоревновательной подготовки с использованием физических и гипоксиче-ских нагрузок .- СПб., 1999.- Деп. в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- № ГР 01920006827.- С. 13-24

21. Гомберадзе К.Г. Формирование навыков произвольного расслабления мышц и их влияние на развитие двигательных функций у подростков и юношей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1965. - 18с.

22. Денисенко, Ю.П. Миорелаксация в системе подготовки футболистов: автореф. дис. . д-ра биол. наук / Ю.П. Денисенко. М., 2007. - 46 с.

23. Денисенко Ю.П., Высочин Ю.В., Чуев В.А., Гордеев Ю.В. Влияние релаксационных и сократительных характеристик мышц на рост спортивной квалификации футболистов. /Теория и практика физ. культуры. - 2003. - №6. - С.23-25.

24. Ларионов А.С. Сочетание видов подготовки у лыжников-двоеборцев старших разрядов на различных этапах годичного тренировочного цикла: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ А.С. Ларионов; Л., 1983. - 23с.

25. Ловицкая И.В. Обучение произвольному расслаблению мышц в процессе физической подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1959. - 22с.

26. Лукоянов В.В. Познай себя. Энергетика красоты, здоровья и долголетия. - СПб.: Изд-во «Чернышева», 1993. - 66с.

27. Меерсон Ф.З., Капелько В.И. Современные представления о механизме сокращения и расслабления сердечной мышцы //Успехи физиолог. наук.

- 1978. - № 2. - С.21-41.

28. Назаров А.В. Произвольное мышечное расслабление и его изменения в зависимости от возраста и двигательной деятельности: Автореф. дис... канд. биолог. наук. - М., 1973. - 18с.

29. Солодков А.С. Функциональные состояния и восстановление футболистов / А.С. Солодков // Искусство подготовки высококлассных футболистов: Научно-методическое пособие / Под ред. проф. Н.М. Люкшинова - М.: Советский спорт, 2003. - Гл.22. - С.246-272.

30. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. - Л.: Практическая медицина. 1927. - 168с.

31. Федоров В.Л. К механизму и значению мышечных расслаблений в спорте: Дис. ... канд. биолог. наук /ЦНИИФК/ - М., 1955. - 201с.

32. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 48с.

33. Чуев В.А. Гипоксические и релаксационные средства тренировочных воздействий в подготовке футболисток: Дис. ... канд. пед. наук/ В.А. Чуев; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2004. - 157с.

34. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка /Пер. с нем. - М.: Медицина, 1985. - 81с.

ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИИ И ИСКУССТВ В обучении СТАРШИХ _ПОДРОСТКОВ._

Чилингарова Диана Нораировна

аспирантка 2-го года обучения кафедры "образования и педагогических наук" Научный руководитель: зав.каф. дошкольного образования, доктор пед.наук, профессор

Ирина Эдуардовна Куликовская

АННОТАЦИЯ.

Одной из основных целей образования детей, является разносторонне воспитание, развитой личности, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры. Воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей и здесь не обойтись без искусства. В данной статье на основе исследования, рассматривается интеграция истории и искусств в обучении старших подростков. Обсуждается интеграция знаний, которая способствует повышению эффективности обучения в целом. Старшие подростки воспринимают историю и искусство довольно обособленно. Ведь реальность отражает по-своему каждый вид искусства, а интеграция активизирует познавательную творческую деятельность учащихся. История народа как его судьба есть осознаваемая и совершаемая им жизнь в пространстве национальной и мировой культуры, в единстве прошлого, настоящего и будущего времени. Осмысление истории открывает учащимся смыслы их существования, позволяет им состояться в жизни, использовать всю меру социальных и культурных возможностей для самореализации. Для организации современной системы исторического образования необходим творческий союз исторической науки, педагогики, литературы, музыки.

"Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить на них решения, быть готовым к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем он собирается стать " [17, С. 6-7] Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABSTRACT

One of the principal purposes of children education is all-around upbringing, development of personality focused on traditions of native and world culture. To bring up means to bring human values home to a child and the art will be of great help.

Basing on the research this article deals with integration of history and arts in education of senior teenagers. Integration of knowledge acting to raise learning efficiency in general is discussed. Senior teenagers perceive history and arts individually. After all each art form reflects the reality in its own way, and integration activates cognitive creative activity of the students. History of a nation, as well as its destiny is its reportable and actual life within national and world cultural space in unity ofpast, present and future. Understanding of history reveals for the students a reason for existence, enables them to actualize themselves, to apply all social and cultural opportunities for self-fulfillment. A creative union of historical studies, pedagogics, literature and music is essential for arrangement of modern historical education system.

"Modern society needs a man able to think individually, set himself and the society new tasks and solve them, be ready for individual and team work, realize the consequence of own actions for himself and for other people and the world around. The society needs a man-citizen regardless his environment and who he is going to become. " [17, P.6-7] Without doubts, a teacher rapt in his work dreams that his students will become men of great talents.

Ключевые слова:

Интеграция, искусство, история, творческая деятельность, наука, культура, урок, образование, мышление, образ.

Key word:

Integration,art, history,creative activity, science, culture, lesson, education, thinking, image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.