Научная статья на тему 'Ректор МГУ в Якутске'

Ректор МГУ в Якутске Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ректор МГУ в Якутске»

В ноябре 2003 г. по приглашению зам. Председателя Совета Федерации первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева г. Якутск посетил ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, академик Российской академии наук Виктор Антонович Садовничий. В день прибытия В.А. Садовничий побывал на открытии учебного корпуса физико-математического форума «Ленский край», посетил Высшую школу музыки, выступил на пленарном заседании конференции «Перспективы физико-математического образования в Республике Саха (Якутия)». На следующий день гостя принял вице-президент Республики Саха (Якутия) А.К. Акимов. На встрече обсуждались вопросы взаимного сотрудничества между Московским государственным университетом и Правительством РС(Я) в области высшего образования, подготовки высококвалифицированных специалистов для республики и целевого набора выпускников якутских школ в Московский государственный университет.

Очень содержательной была встреча Виктора Антоновича с научной общественностью г. Якутска, состоявшаяся в актовом зале Академии наук РС(Я). Гостя представил М.Е. Николаев, отметив, что Виктор Антонович как попечитель нашей республики оказал зна-

чительную помощь при разработке концепции подготовки инженерных кадров в РС(Я). В своем выступлении В.А. Садовничий сконцентрировал внимание присутствующих на проблемах отечественной науки. «Я считаю, что в Советском Союзе, - сказал он, - был взлет науки. Мы могли соревноваться в этом отношении с любой страной мира. Сегодня наша страна ставит задачу быть мощной державой, но без развития науки и, прежде всего фундаментальной, этого достичь нельзя». Для того, чтобы показать, насколько в настоящее время низок уровень финансирования отечественной науки, Виктор Антонович привел такой пример. В 2002 г. он был в США, где посетил научную лабораторию, сотрудники которой занимаются разработкой универсальной вычислительной техники, а также фундаментальными научными проблемами. Финансирование этой лаборатории -1 млрд. 200 млн. долларов в год. Годовое же финансирование всей академической науки в России сегодня составляет около 3 млрд. долларов.

Касаясь инновационной составляющей науки, В.А. Садовничий отметил, что сегодня она как никогда важна и актуальна. «Свертывание инновационной деятельности в постсоветский период привело, например, к тому, - сказал он, - что в настоящее время у нас

На фотографии вверху: встреча В.А. Садовничего с представителями законодательной и исполнительной властей РС(Я) в овальном зале Дома правительства республики.

практически нет ни одного электронного прибора, производимого в России». Развивать инновационную деятельность, по его мнению, следует осторожно, избегая ошибок и гармонично сочетая требования рынка с управленчески умными решениями.

В заключении встречи Виктор Антонович ответил на многочисленные вопросы, касающиеся отношения Российского правительства к науке, перехода институтов РАН на программно-целевой принцип планирования и финансирования научных исследований, путей развития вузовской науки и др.

Не менее интересной и содержательной была встреча В.А. Са-довничего со студентами и профессорско-преподавательским составом Якутского госуниверситета, Якутской государственной сельскохозяйственной академии и Якутского государственного инженерно-технического института, которая состоялась в Культурном центре ЯГУ. На встрече студенты имели возможность услышать мнение ректора главного вуза страны о современном состоянии науки и высшего образования в России. Виктор Антонович рассказал о достижениях российской науки в области изучения микро- и макромира, расшифровке генома человека, об изучении Вселенной. Он подчеркнул, что привлечение молодых людей в науку становится сегодня актуальным, поскольку молодежь начинает понимать, что без знаний и повышения интеллектуального уровня не может быть дальнейшего саморазвития личности, а значит - перспективы в будущем.

По мнению В.А. Садовничего, для молодежи уже недостаточно одной романтики в науке. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы студенты чувствовали себя комфортно и с удовольствием учились в высших учебных заведениях, с энтузиазмом занимались наукой. Он подчеркнул, что образование является «почвой» науки, а вместе они составляют основу жизни страны, ее экономической и духовной безопасности. Реформировать образование нельзя кардинально и быстро. В настоящее время, по словам ректора МГУ, идет попытка бездумного навязывания западной модели образовательной системы, в частности, переход на плат

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, член Президиума РАН, академик РАН Виктор Антонович Садовничий.

ное высшее образование и рост числа негосударственных вузов. «Меня, - подчеркнул Виктор Антонович, -очень беспокоит этот факт. Наша страна может и должна сохранить бесплатное высшее образование». Весьма категорично он высказался о негосударственных

В.А. Садовничий и зам. Председателя Совета Федерации, первый Президент РС(Я) М.Е. Николаев на встрече с научной общественностью г. Якутска.

Вице-президент РС(Я) А.К. Акимов вручает В.А. Садовничемунагрудный знак

«Гоажданская доблесть».

вузах: «Где они берут квалифицированных преподавателей? Что мы делаем? Ведь мы просто понижаем престиж высшего образования в стране». Не менее категорично Виктор Антонович говорил о своем негативном отношении к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) и Государственным индивидуальным финансовым обязательствам (ГИФО). По его мнению, в ЕГЭ не должны участвовать ведущие университеты страны, а также высшие учебные заведения в области культуры, искусства, спорта. ГИФО же он сравнил по своей сути с ваучером.

В овальном зале Дома правительства РС(Я) состоялась встреча ректора МГУ с представителями законодательной и исполнительной властей республики, на которой В.А. Садовничий подтвердил свое негативное отношение к ЕГЭ и ГИФО. Слушатели поинтересовались, какотносится ректор МГУкБолон-ской конвенции. Какизвестно, 19 июля 1999 г. в г. Болонье министры образования 29 ведущих стран Европы подписали декларацию, целью которой является выработка и принятие единых европейских стандартов высшего образования и взаимного признания дипломов высших учебных заведений разных стран, входящих в эту конвенцию. По мнению В.А. Садовничего, «оболонивание» России, переход на европейские

стандарты высшего образования могут понизить планку нашего, пока еще лучшего в мире, высшего образования. Дело не в том, считает ректор МГУ, что вместо пятибалльной системы предлагается ввести стобалльную. Опасение вызывает тот факт, что коренному изменению может быть подвергнута вся система отечественного образования, издавна славящегося глубиной и фундаментальностью своих учебных программ. Тем не менее, он отметил, что интеграция в европейское сообщество - это в целом положительное явление, хотя при этом надо стремиться сохранить наши лучшие образовательные традиции.

В завершение этой встречи вице-президент республики А.К. Акимов вручил Виктору Антоновичу Садовничему нагрудный знак «Гражданская доблесть» за выдающиеся заслуги в научной и педагогической деятельности, подготовку высококвалифицированных специалистов для республики и активную общественную работу по укреплению межнационального мира и согласия.

Фото Афанасия Васильева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.