Научная статья на тему 'Международный форум по проблемам образования коренных народов'

Международный форум по проблемам образования коренных народов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный форум по проблемам образования коренных народов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

В первой декаде сентября 2003 г. в Якутске прошел IX Форум партнеров по образованию в циркум-полярноых странах Севера. Международная конференция собрала в столице Республики Саха (Якутия) много людей из разных стран и регионов России: педагогов, ученых, организаторов образования. Форум в государствах циркумполярного Севера проводится раз в два года. На этих встречах обсуждаются актуальные проблемы образования в современных условиях, намечаются пути взаимодействия региональных систем обучения и воспитания.

В этом году организатором форума являлось Министерство образования РС(Я). Среди участников якутского форума были г-жа Ханифа Мезуи - директор

отдела Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, Вильям Деммерт- председатель международного оргкомитета конференций министров образования циркумполярных стран, Рей Барнхардт - директор Центра кросс-культурных исследований Университета Аляски, Дякиева Раиса - заместитель министра образования Республики Калмыкии, а также представители из Румынии, Норвегии, Дании и Канады. Програм-

Л. И. Винокурова,

кандидат исторических наук

ма форума была насыщенной. Плотный график его работы включал встречи и рабочие заседания, круглые столы и обмен мнениями. Во время рабочей части форума делегаты выезжали на р. Лену. Для республиканских СМИ в Доме печати состоялась пресс-конференция, на которой животрепещущие вопросы в сфере образования - финансирование, ЕГЭ, ГИФО - были заданы участнику форума, начальнику отдела Министерства образования РФ Смирновой Ю. В.

Встрече в г. Якутске предшествовала большая совместная работа сотрудников Министерства образования РС(Я), Института повышения квалификации работников образования и Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН: к обмену мнениями и опытом

готовились учителя, ученые и организаторы образовательного процесса. Вынесенные на форум вопросы отражали практически все актуальные проблемы современного обучения и воспитания, которые волнуют российское общество. Это трансформация образования в современных условиях, психолого-педагогические проблемы, преемственность в системе образования, вопросы роста квалификации педагогов в новых услови-

Беседа северян России и Норвегии.

Советник Президента РС(Я) по международным делам И. В. Рожин (в центре) знакомит г-жу А. Соломон (Канада) с директором Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, академиком АН РС(Я) В. А. Роббеком.

Участница форума -директор отдела Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, госпожа X. Мезуи.

ях, использование отечественных традиции и этнокультурного компонента в мире глобализации. Спецификой форума явилось то, что проблемы образования рассматривались в тесной связи с возрождением и развитием культуры и языков коренных народов Севера.

Министр образования РС(Я) Ф. В. Габышева в своем приветствии к участникам форума сказала, что сегодня в содержании образования, подходах и отношениях, в педагогическом менталитете происходит смена образовательной парадигмы. Содержание обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики, индивидуализацией образовательных программ.

Как выжить в модернизирующемся мире новым поколениям северян? Как получить образование, адекватное требованиям времени и полезное в реальной жизни? Ответы на эти и другие вопросы пытались найти теоретики и практики из различных научных и учебных учреждений Якутии. Так, директор Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, академик АН РС(Я) В. А. Роббек - педагог с более чем тридцатилетним стажем - считает, что сегодня рождается новая концепция развития арктических и субарктических территорий, а это

диктует совершенно новое отношение и к культуре северных народов. По мнению Василия Афанасьевича, народы Севера желают сохранять и развивать свою самобытную культуру и язык, поэтому особым направлением в системе образования должны быть воспитание и обучение молодых лидеров из среды коренных народов Севера.

Организаторы образования Якутии смело включаются в эксперименты и внедряют новейшие технологии.

Г-жа Анна Соломон из Канады (справа) передает церемониальный бубен министру образования РС(Я) Габышевой Ф. В.

Для сотен участников образовательного процесса стран Севера требуется развитие новых форм обучения, прежде всего, дистанционной. В последние десять лет компьютеризации школ РС(Я) уделялось особое внимание, в результате чего практически все школы сегодня имеют компьютеры. Накоплен богатый опыт инновационных школ, успешно функционируют саха-французская, корейская, бельгийская, канадская школы, в которых обучаются и представители коренных народов Севера.

Как подчеркнул в своем выступлении на форуме вице-президент республики Александр Акимов, международное образование, интернациональные педагогические коллективы, международные олимпиады, международные детские спортивные игры "Дети Азии", международные конкурсы юных талантов - эти понятия и события за последние 10 лет стали для нас привычными. По его мнению, подобные мероприятия необходимы для молодежи, поскольку способствуют взаимному обогащению и достижению взаимопонимания между всеми людьми.

Председателем Международного форума партнеров в образовании на два ближайших года избрана министр образования РС(Я), доктор педагогических наукФ. В. Габышева. Отличительным знаком действующего председателя форума партнеров по образованию в странах Севера является бубен. В г. Якутск его привезли из Канады, где проходил предыдущий форум. Г-жа Анна Соломон - сотрудник канадского центра "Ребенок и семья коренной национальности" - провела церемонию пробуждения бубна. В этом древнем обряде - глубинная символика мысли и воля людей, их помыслы и желания

Обмен мнениями в перерыве между заседаниями.

могут и должны объединяться во имя общего блага и просвещения. Кому, как не народам Якутии, издревле живущим в мире с природой, в уважении к предкам, традициям и ко всем соседям, не знать этого?! Ведь Север всегда был жив общностью забот, единством людей труда разных кровей и судеб.

Еще до начала работы форума республиканским Институтом повышения квалификации работников образования был подготовлен и издан сборник материалов, включающий тезисы докладов, статьи ученых, аспирантов, практических работников образования, представителей различных профессий, интересующихся проблемами образования коренных народов Севера. Готовится также второе, дополненное издание материалов девятого форума.

Винокурова Л. И. Север: общество, этносы, человек. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2003. ■ 100 с.

В книгу вошли статьи, посвященные актуальным проблемам прошлого, настоящего и будущего Якутского Севера. Затронуты вопросы истории, геополитики и развития коренных этносов Республики Саха (Якутия), нашли отражение современные социально-экономические и культурные процессы.

Книга предназначена для обществоведов, студентов и широкого круга читателей.

Эпос олонхо и эпическая поэзия саха (якутов) / АН РС(Я). Ин-т гуманит. исслед.; Сост. Д. Сивцев-СуорунОмоллоон; Отв. ред. В. Н. Иванов. -Якутск, 2003. - 292с.

Все лучшие чаяния и мечты народа саха особенно полнокровно отразились в олонхо -энциклопедии мудрости, искусства и поэзии. В нем во всей своей величавой красе воспета радость жизни, радость торжества идей человечества. В данную книгу вошли переведенные на русский язык тексты и фрагменты олонхо, произведения эпической поэзии саха (якутов).

В книге использованы репродукции из изданий: Р. К. Маак. "Верхоянский округ" (М., 1994); "Нюргун Боотур Стремительный" (Якутск, 1975); Сергей Халанский. "Дикий Север" (М., 2002); "Ювелиры Якутии на рубеже веков" (М., 2002), "Лена - голубой меридиан Якутии" (М., 1982), "Дети земли Олонхо" (М., 1999), "Одежда Севера" (Якутск, 1994), "Россия-Якутия"(Якутск, 2002).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.