Научная статья на тему 'Рекреационная роль философии в геронтологическом аспекте современной педагогики'

Рекреационная роль философии в геронтологическом аспекте современной педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ГЕРОНТОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / PHILOSOPHY / GERONTOLOGY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меднис Наталья Вольдэмаривна

В статье рассматриваются проблемы старения общества и их решение путем введения философии в систему образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECREATIONAL ROLE OF PHILOSOPHY IN GERONTOLOGICAL ASPECT OF MODERN PEDAGOGY

The article considers the problems of aging of the modern society it is supposed to fix by means of inti oduction in the education of the subject of philosophy.

Текст научной работы на тему «Рекреационная роль философии в геронтологическом аспекте современной педагогики»

Н.В. Медные. Рекреационная роль философии в геронтологическом аспекте современной педагогики

нания критического состояния нашего существования мы можем взглянуть в глубины собственного сознания и найти там основание для целостной культуры, которая не только не будет рубить корни нашего существования, но и сделает его более осознанным и счастливым. В переходе от дискретной культуры к целостной, по-видимому, следует обращаться не только и не столько к руководящим структурам, сколько к собственному неравнодушному Я.

Литература

1. Глинчикова А.Г. Кризис ишхустриальной распределительной модели и перспективы развития информационного общества // Мир России. -2003. 1. - С. 109-120.

2. Гуревич U.C. Расколотость человеческого бытия. -М.:ИФ РАН, 2009.

3. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. Т. 2. -М: Мысль, 1991.

4. Джохадзе И.Д. Демократия после Модерна. — М.: Праксис, 2006.

5. Добрынин А.И.. Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитной экономике: формирование, оценка эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999.

6. Керимов А.Д. Сильное государство: ответ на вызов современной эпохи. - M.: Nota bene, 2009.

7. Кочаргин Ю.А. Человеческий капитал - что это такое и почему капитал? - [Электронный ресурс]. -http://www.lerc.ru/?part=artic]es&art=3&page=20.

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2007.

9. Ллойд Д. Идея права. - М.: Югона, 2002.

10. Мачеринскене И., Минкуте-Генриксон Р., Симана-вичене Ж. Социальный капитал организации: методология исследования. - Социс. - 2006. - № 3. - С. 29-39.

11. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: ACT, 2004.

12. Философия права: учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная и др.; под ред. О.Г. Данильяна. - М.: Эксмо, 2007.

13. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. - М.: ACT, 2006.

14. Экопсихологические исследования / К 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник; под ред. В.И. Панова - М.: изд-во УРАО; СПб.: Нестор-история, 2011.

15. http://interaffairs.ru/read.php?item=8664. - [Электронный ресурс].

16. http://w\vw.youtube.com/watch?v=rOHHUk4ySjs. -[Электронный ресурс].

17. http://www.ted.com. - [Электронный ресурс].

Гомбоева Лидия Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления, г.Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Пристенский Владимир Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского института Министерства внутренних дел России, г.Воронеж, e-mail: [email protected]. Gomboeva Lidia Vicktorovna, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy, Easten-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]. Pristenskiy Vladimir Nikolayevich, candidate of philosophical science, associate professor, department of social-humanities and economical disciplines, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, e-mail: [email protected].

УДК 159.22.63 © Н.В. Меднис

РЕКРЕАЦИОННАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье рассматриваются проблемы старения общества и их решение путем введения философии в систему образования.

Ключевые слова: философия, геронтология, педагогика.

N.V. Mednis

THE RECREATIONAL ROLE OF PHILOSOPHY IN GERONTOLOGICAL ASPECT

OF MODERN PEDAGOGY

The article considers the problems of aging of the modern society it is supposed to fix by means of inti'oduction in the education of the subject of philosophy.

Key words: philosophy, gerontology, pedagogy.

Начало XXI тысячелетия принесло человечеству новую проблему стремительно стареющего общества. Долголетие в развитых странах значительно увеличивается. В Германии пожилых людей 14,95% населения, во Франции - 14,5%, в

США - 12,6%, в Японии - 12,55%, а в России -более 20% [6, с. 53].

Эти цифры увеличиваются с каждым годом. Население так называемого «третьего возраста», то есть уже имеющее внуков, очень часто занимает рабочие места наравне не только с детьми,

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

14А2П12

но и с детьми детей. Информационное общество, предполагающее занятость рабочими местами в сфере информации более 50% населения, дает возможность полностью нейтрализовать мышечный физический перегруз на рабочем месте, что приводит к практически идеальному здоровью при достижении пенсионного возраста; интеллектуальная деятельность и информационная доступность, возможность переобучения в немолодом возрасте практически уравнивают социальные возможности всех трех поколений. Более того, часто старшее поколение находится в более выгодном материальном положении в силу обеспеченности жильем и источниками дохода и часто с интересом продолжает трудовую деятельность. Но достаточно редко можно встретить человека в этом возрасте, который считал бы себя полностью счастливым.

«Наша хозяйственная деятельность едва ли обнадеживает в большей мере. Мы живем в такой экономической системе, где слишком высокий урожай зачастую оказывается экономическим бедствием, - и мы ограничиваем продуктивность сельского хозяйства в целях «стабилизации рынка», хотя миллионы людей остро нуждаются в тех самых продуктах, производство которых мы ограничиваем» [5, с. 8]. «Золотой миллиард» европейцев уже работает не из-за необходимости выживать, а из-за поддержания привычного социально-экономического положения. Достаточно частый случай, когда «третье поколение» ни в чем не желает уступать «второму», и количество зарабатываемых денег имеет значение не в плане удовлетворения материальных запросов, а как некая «статусность» и нежелание выглядеть «старым».

«Существующий сегодня страх перед старостью и смертью является составным элементом неонарциссизма: безразличие к будущим поколениям усиливает страх смерти, в то время как ухудшение условий жизни лиц преклонного возраста и постоянная потребность человека в том, чтобы его ценили, восхищались его красотой и обаянием, делают невыносимой мысль о старости. Из этого следует, что процесс персо-нализации, систематически выводя за рамки трансцендентальность всяческих явлений, обусловливает существование без цели и смысла, а также без головокружительного воздействия самообольщения. Индивид, запертый в своем «гетто» предназначений, отныне оказывается лицом к лицу с перспективой смерти, не имея никакой «трансцендентальной» поддержки (политической, моральной или религиозной)» [2, с. 94].

Сам термин «старый» на сегодня едва ли не самый оскорбительный в нашем обществе, более того совершенно невежливо даже для второго «поколения» назвать визави его истинный возраст, даже если ему не больше 30-ти. «Хорошими манерами» в случае «третьего возраста» будет уменьшить его лет на десять, а еще лучше на двадцать, если известно, что человек уже пользуется услугами пластической хирургии. Не будет преувеличением назвать одним из самых массовых психозов нашего времени курс на «омоложение», заменивший понятие «оздоровление». Наличие возрастных морщин на лице становится социальным сигналом, что у человека нехватка материальных средств для их удаления. Это результат искусственно заданной социальной ущербности, порожденный коммерцией на рынке пластической хирургии и косметологии.

«Спиноза очень четко сформулировал проблему социально заданной ущербности. Он писал: «...когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, честолюбец - ни о чем, кроме славы, и т.д., то мы не признаем их безумными, так как они обыкновенно тягостны для нас и считаются достойными ненависти. На самом же деле скупость, честолюбие, разврат и т.д. составляют виды сумасшествия, хотя и не причисляются к болезням». Эти слова были написаны несколько столетий тому назад; они и до сих пор верны, хотя в настоящее время различные виды ущербности наперед заданы обществом в такой степени, что обычно уже не вызывают раздражения или презрения» [5, с. 22].

Сейчас современный индивид находится в своеобразной вилке псевдоуспеха «молодость -богатство». Пока молод - торопись разбогатеть, разбогател - покупай «молодость». Человек совершенно не готов смириться с природной цепочкой детство - юность - молодость - зрелость - старость. Последние два звена для него необходимо удалить. Невзирая на доводы рассудка, что ум и интеллект - тоже показатель возраста и выглядеть в 50 лет на 35 аналогично тому, что в 20 выглядеть на 5, то есть быть умственно недоразвитым, он усиленно молодится, дабы удержать внешнее подобие сексуальности. Люди стремятся казаться счастливыми, выглядеть здоровыми. «Люди не захотели больше веровать, потому что они уверили себя, будто вера есть противоразумное, научно несостоятельное и «реакционное» состояние души. Люди отреклись от сердца, потому что им стало казаться, что сердце мешает инстинкту, что оно есть разновидность «глупости» и сентиментальности, что оно подрывает человеческую деловитость и

H.В. Медиис. Рекреационная роль философии в геронтологическом аспекте современной педагогики

ставит человека в смешное положение; а «умный» человек больше всего боится показаться смешным; он желает «делать дела» и утверждаться в земной жизни. <...>Голодное самочувствие, тщеславие и честолюбие соединяются здесь с робостью перед «общественным мнением» [1, с. 6].

Популяризация клише молодости и сексуальности ведет к тому, что семейные отношения в большинстве случаев прекращаются, и нередко после сорока лет мужчины стремятся «обновить» семьи с более молодой женщиной, чтобы почувствовать себя более социально уверенными.

«...под влиянием неофеминизма значительно ухудшились отношения между мужчиной и женщиной, поскольку и тот, и другая оставили за бортом умиротворяющие правила галантности. Женщина, с ее сексуальными требованиями и невероятной способностью к многократному оргазму<...> становится в глазах мужчины угрожающим, пугающим и вызывающим страдания партнером: «Призрак полового бессилия преследует воображение современного мужчины». Согласно последним докладам, эта мужская импотенция будет усиливаться из-за страха перед женщиной и ее свободной от всяких ограничений сексуальностью. <.. .^Одновременно феминизм вызывает в женщине ненависть к мужчине, приучает ее к мысли, что он ее враг, источник угнетения и разочарований, при этом предъявляя мужчине гораздо больше требований, чем тот способен удовлетворить. В результате взаимные ненависть и упреки превратились в sexual warfare (сексуальную войну), характерную для нашего времени» [2, с. 106]. Здесь очевиден животный атавизм, когда способность к размножению давала возможность стать альфа самцом или альфа самкой. Из понимания человеческой природы исключено, что человек, в отличие от животных, осознает конечность своей жизни и ее закономерную этапность, как благодать. Человек интуитивно, по-животному боится смерти, ассоциируя ее со старостью. «И все же с утвердительным ответом спешить не стоит: старость и смерть качественно разнятся меж собой, они, как это понятно, совсем не суть одно и го же. Старость - этап жизни, бытия человека. Смерть - уход из жизни, погружение в небытие. <...>И если мы убегаем от старости, то не обкрадываем ли самих себя в собственной жизни? Не оказываемся ли в таком случае этакими неполноценными людьми, не ощутившими всей полноты жизни? Ведь природой человеку предназначена старость как его естественное состояние, которого он должен достичь..» [3, с. 7].

Как же возможно прекратить этот массовый психоз молодящихся старцев? Мировые религии, веками убеждающие человечество в возможности духовного бессмертия, в настоящее время никоим образом не влияют на общественное сознание по реальному восприятию старения. Понятие «духовности» у современного человека ассоциируется чаще с некоей культурностью — походами в театр, чтением книг. Те, кто разочаровался в этой бесполезной гонке за ста-тусностью, но не привык к духовной работе, становятся жертвами различных сект, где им поднимают самооценку.

Вероятно, единственным выходом может быть введение философского курса в общеобразовательные программы, когда еще с начальных классов человеку будут объясняться не только нормы морали и обучение практическим навыкам, но и представления об основных ценностях жизни, рассчитанные на очень длительный срок. Сейчас, рассматривая ценности, предлагаемые современному школьнику, нельзя не упомянуть написанные более пол) века назад слова великого русского философа И.Ильина: «Современный человек, чувствуя, что ему грозит бедность с ее лишениями, и, ослепляясь мнимой мощью капитала, старается как можно больше нажить и как можно меньше утрудить себя. Он гонится за «прибылью», он желает получать и иметь много, но не желает давать со своей стороны. Он хочет жить долго и наслаждаться много» [1, с. 17]. Если современного студента спросить о смысле его жизни, то ответ будет, как правило, следующий: получить образование - сделать карьеру, чтобы обеспечить будущую семью - вырастить и дать образование детям. То есть обычн)то норму жизни он воспринимает как высшую цель человеческой жизни — не более, чем воспроизведение себя в потомках, что в общем- то ничем не отличается от животного уровня. Осознание себя несколько иным, нежели братья наши меньшие, предлагает русская религиозная философия: «Христианство открывает нам совершенно новые горизонты бытия; оно дополняет видимый земной мир - который мы склонны отождествлять с бытием, с реальностью вообще - указанием на некий невидимый «иной» мир. С точки зрения так называемого здравого смысла это кажется чем-то вроде помешательства, искусственным погружением человеческого духа в призрачную область снов и фантазий» [4, с. 158].

Современному человеку, несмотря на технический прогресс, до сих пор в большинстве случаев свойственно религиозное мировоззрение либо античного человека - страх перед высшими силами, либо Ренессанса - технические сред-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

14А/2012

ства уравнивают с Богом. Он воспринимает мир как систему менеджмента, где он руководитель определенного звена и живет с подсознательным страхом кары свыше за плохие поступки, несмотря на то, что прошли уже сотни и тысячи лет, и пришло понятие богочеловека. «Можно сказать, что христианство впервые полностью раскрыло смысл богоподобия и богосродства человека, постигло всю значительность этой идеи и вытекающие из нее следствиям...> Это решающее открытие, в конце концов, прямо содержится в центральном догмате христианской веры в Бога как «отца». «Отец» есть не только любящее существо, на покровительство которого мы можем положиться, «Отец» есть именно отец - существо, от которого мы произошли, которому мы сродни, к «дому» которого мы принадлежим и «царство» которого нам уготовано от века» [4, с. 195]. Проблема донесения до человека христианских догм осложнена тем, что в настоящее время авторитет церкви катастрофически падает. Люди не доверяют священникам, видя откровенную коммерциализацию «святого» и нередко недостойное поведение служителей. В большинстве школ родители отказались от изучения какой-либо отдельной религии, выбрав общий курс ознакомления с различными религиями. И, тем не менее, в вере нуждаются не меньше, чем ранее. Эта потребность в духовной жизни используется различными сектами. В последнее время на рынок «духовных услуг» выходят так называемые «ведические» центры, спекулирующие на якобы древних ведических знаниях, имеющие, как правило.

рекламную заставку в виде обучения йоге и здоровому образу жизни. Возможно, популяризация и введение в обязательную программу философского наследия заполнит эту духовную пустоту. Но это должен быть очень адаптированный к восприятию современного ребенка и их родителей подход и особая подготовка преподавателей для воспитания мировоззрения современного индивида. Основная задача - показать еще в начале пути те этапы жизни, которые ребенку предстоит пройти, и объяснить всю важность каждого из них.

Литература

1. Ильин И. Путь к очевидности. - М.: ACT, 2007. -221 с.

2. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 331 с.

3. Рыбакова II.А. Феномен старости. - М., 20U0. -169 с.

4. Франк С. С нал* и Бог. - М: ACT, 2007. - 380 с.

5. Фромм Э. Здоровое общество / пер с англ. Т.Башкетовой. - М.: ACT, 2006. - 539 с.

6. Comparative Anomie Research: Hidden Barriers - Hidden Potential for Social Development / P.Atteslander, B.Granshow, J.Western (eds.) ' Swiss Academy for Development. - Aldershot; Brookfield, USA; Singapore; Sydney: Ash-gate, 1999. - 461 c.

Меднис Наталья Вольдэмаровна, кандидат философских наук, доцент Калининградского государственного технического университета, г.Калининград, e-mail: [email protected]. Mednis Natalia Voldemarovna, candidate of philosophical science, associate professor, Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, e-mail: [email protected].

УДК 115+164.02+612.833 © K.C. Мочалов

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА: МЕХАНИЗМ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ ЗНАКА-СИГНАЛА

В качестве механизма приведения событий к формату настоящего времени используется принцип симуль-танирования, реализация которого преобразует последовательные процессы, участвующие в формировании условного рефлекса в структуре знака-сигнала в одновременную симультанную «идеализированную» форму. Настоящее время, с одной стороны, симулътанно объединяет в знаке-сигнале отдельные «идеализированные» стороны рефлекторной деятельности, придавая им действенную силу; с другой — адекватно разделяет их посредством воплощения на разных уровнях, образованных парадоксальной структурой настоящего времени.

Ключевые слова: знак сигнач, условный рефлекс, настоящее время, симультанирование, децентрация.

K.S. Mochalov

THE PRESENT IN THE SIGN SYSTEM OF CONDITIONED REFLEX: MECHANISM OF FORMATION AND ITS ROLE IN THE ORGANIZATION OF STRUCTURE OF THE SIGN-SIGNAL

In the formation of the sign-signal's structure of the conditioned reflex the principle of simultaneous perception that transforms successive events into «idealized» form of the present is considered. The present, on the one hand simulta-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.