Научная статья на тему '«Третий возраст» в философских и религиозных традициях Востока и Запада'

«Третий возраст» в философских и религиозных традициях Востока и Запада Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
674
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ГЕРОНТОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ / PHILOSOPHY / GERONTOLOGY / RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меднис Наталья Вольдэмаровна

В статье рассматриваются проблемы старения общества и их решение в религиозных и философских традициях Востока и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «third age» in philosophical and religious traditions of East and West

The article discusses the challenges of aging society and their solution in religious and philosophical traditions of East and West.

Текст научной работы на тему ««Третий возраст» в философских и религиозных традициях Востока и Запада»

6. Баженов Е.С. Развитие населения Китая: новые аспекты по итогам XVIII съезда КПК (повышение жизненного уровня и борьба с бедностью на пути построения общества «малого благоденствия») / 18 съезд КПК: новые задачи и перспективы развития / Официальный сайт Института дальнего Востока РАН // [Электронный ресурс] - URL: http://www.ifes-ras.ru/announce/685-18-sezd-kpk-novye-zada chi-i-perspektivy-razvitiya. (дата обращения: 25.03.14).

7. Куприянов Т. Китайская мечта / Чита.ги - городской портал. [Электронный ресурс] - URL: http://review. chita.ru/48058/. (дата обращения: 25.03.14).

Бальчиндоржиева Оюна Баировна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: baoyu2008@yandex.ru Balchindorzhieva Oyuna Bairovna, candidate of philosophical sciences, senior lecturer, department of philosophy, Burayt State University, Ulan-Ude, e-mail: baoyu2008@yandex.ru

УДК 159.22.63 © Н.В. Меднис

«ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» В ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ ВОСТОКА И ЗАПАДА

В статье рассматриваются проблемы старения общества и их решение в религиозных и философских традициях Востока и Запада.

Ключевые слова: философия, геронтология, религия.

N.V. Mednis

THE «THIRD AGE» IN PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS TRADITIONS OF EAST AND WEST

The article discusses the challenges of aging society and their solution in religious and philosophical traditions of East and West.

Keywords: philosophy, gerontology, religion.

В современном мире осознание идивидом себя как личности невозможно без уточнения, кем он является по сути: родителем, создающим мир для потомков, либо ребенком, сражающимся с этим миром. Социальная защищенность европейца сыграла с ним злую шутку - большинство до последних дней ощущают себя не созидателями, а, скорее, пользователями благ, которые им обязан предоставить «родитель» - общество. Нежелание «взрослеть», всю жизнь воспринимать себя «молодым», за которым стоит старшее поколение, а отсюда и право на ошибку и эгоизм молодости - ментальность европеизированной части населения. Даже моралист Лабрюйер более 400 лет назад считал, что смерть, предупреждающая дряхлость, является более кстати, чем смерть оканчивающая собою дряхлость. Сейчас, если задать вопрос 20-ти летнему, как он собирается жить после 50, то, к сожалению, не так уж и редок ответ, что лучше и не дожить. Осознание себя в «третьем возрасте», то есть имеющим внуков, - вообще трудноусвояемо для современного представителя «золотого миллиарда». Престижно быть в сорок «молодыми родителями», недавно родившими первенца. Это подразумевает осознанность поступка, материальную обеспеченность и вместе с тем психологическую молодость, в отличие от тех, кто в этом возрасте уже имеет внуков.

Ученые считают, что в большинстве случаев социальное старение происходит гораздо раньше физического.

Независимо от происхождения и вероисповедания каждому предстоит готовиться к тому, что его жизненная позиция будет одной из четырех, описанных геронтопсихологами:

1. Конструктивная. Люди с такой позицией не боятся дряхления и умирания, активны, настроены на помощь другим.

2. Зависимая. Характерна для людей, неуверенных в себе. Старея, ищут помощи и, не получая, чувствуют себя обиженными.

3. Защитная. Человек категорически не принимает свое старение, отгораживается от общества, чтобы себя «не выдать» в сравнении с более молодыми.

4. Враждебная. Недовольство окружающим миром, нереализация амбиций; люди чувствуют себя одинокими и ненужными и считают жизнь неудавшейся [6, с. 250].

Надо отметить, что первый тип, как правило, имеет место в больших семьях, живущих недалеко от старших, что характерно для восточного образа жизни, где успех жизненного пути измеряется количеством потомков. Остальные типы достаточно распространены в европейском мире, несмотря на социальную защищенность и наличие обеспеченных детей и внуков.

6(1) /2014

Европейское общество заметно мусульмани-зируется, что связано с трудовой миграцией и демографическим приростом именно этой части населения, в отличии от коренного.

Старость в мусульманской традиции - это обязательно забота и уважение со стороны детей. И, несмотря на второстепенную роль женщины в мусульманской семье, Коран предписывает любить мать и уважать отца. «У Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения? То есть дружбы, уважения, доброго отношения. Кто же этого более достоин? Друг, коллега, партнер в торговле? Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Твоя мать». Благонравия, приятного обращения, хорошего отношения более всего на земле достойна мать. «А затем кто?» - «Твоя мать». - «А затем кто?» - «Твой отец» [10]. То есть отец даже не на первом месте, а на третьем.

Пророк Мухаммад в одном из хадисов говорит: «Параллельно старению человека, у него молодеют две вещи: желание жить долго и привязанность к мирским богатствам и имуществу» [10].

В исламе нет упоминаний о ценности старости, но хорошее отношение к родителям связано с признанием Всевышнего, с поклонением Господу и Единобожием. Создание комфортной жизни старикам, помощь престарелым - основной долг мусульманина. «Одним из видов возвеличивания Аллаха является почитание мусульманина, обладающего сединами» [1]. Самому же человеку, вступающему в «третий возраст» рекомендуется творить добро до последнего мига жизни, до тех пор, пока Аллах пробуждает его утром в здравии, силе и трезвом уме.

В современном благополучном западном обществе все больше уделяется внимание «искусству жизни» - умению жить интересно и насыщенно весь отпущенный срок. Подобные тренинги становятся очень популярны и коммерчески результативны, но они ориентированы на то, чтобы занять состоятельных людей, дать им возможность найти новый интерес, заменить потерю физических возможностей некими материальными благами. Обеспеченная личным и желательно избыточным состоянием старость, которую он не может потратить самостоятельно и оставляет наследникам, - идеал европейца.

В восточной традиции буддизма, наоборот, минимизация желаний приводит к достижению гармонии.

В русской религиозной философской традиции есть размышления на эту тему. И.А. Ильин, например, высказывает следующее мнение:

«Всю жизнь нам грозят лишения. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных "потерях", "убытках", унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом -подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, - есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни» [7, с. 275].

Но Ильин предлагает не отказ от избыточности, а, скорее, философское отношение к невозможности обладать желаемым.

Одна из основных западных ценностей -карьера, позволяющая приобрести максимальное количество благ, как гарантию счастья, буддизм же предлагает отказ от них - как приносящих страдания. Но как противостоять вихрю технической цивилизации, позволяющему максимально насыщать жизнь новыми впечатлениями, отвлекать от страданий, которые «облагораживают душу»?

Н.А. Бердяев считает, что современная техническая цивилизация, эксплуатируя деятельные силы человека, порабощает его дух, его личность: «Этот актуализм, порожденный технической цивилизацией, в сущности, означает не активность, а пассивность человеческого духа. Человек пассивно подчиняется ускорению времени, требующего от него максимальной активности, как функции технического процесса, а не как целостной личности. Эта активность разрушает личность, целостный образ человека и сопровождается совершенной духовной пассивностью, замиранием духа и духовности. Созерцание же является активностью духа, сопротивлением человека по отношению к истерзывающе-му его процессу технического актуализма. Это связано с отношением времени и вечности, с возможностью пережить мгновение, выходящее из потока времени» [3, с. 134].

Самое распространенное времяпрепровождение пенсионеров среднего класса - путешествия. Комфортабельный транспорт, тщательно проработанные маршруты и режим путешествия - это то, на чем специализируется большое количество западных туристических фирм. В России пока самые востребованные маршруты для этой категории путешественников: Иерусалим и Мекка. Надо отметить, что паломничество в монастыри в средней полосе России становится все более распространенным, а молодежь «воцер-ковленной», то есть посещающей храмы, что требует от старшего поколения относительно кардинального изменения мировоззрения, сфор-

мированного в советское время, чтобы общаться с внуками в единой системе понятий.

Диффузия восточной и западной ментально-стей в формировании поколения «третьего возраста» становится «коктейлем Молотова» в современном социуме. Западная христианская цивилизация основана на идеалах человеческого духа, для чего почти два тысячелетия возводятся монастыри, мусульманство же отрицает нужность такого служения, считая, что человек может быть угоден Богу только в семье, но ежесекундно должен себя ограничивать; буддизм в европейской трактовке предлагает синтетический вариант отстраненного духовного поиска, подстроенный под каждого конкретно.

Но будет ли человек в преклонном возрасте в состоянии аскезы интересен обществу?

По мнению Н.А. Бердяева, истинная аскеза лишь средство, она призвана освободить дух из плена плотских страстей для служения нравственным идеалам, например, для служения любви и сострадания ближним. Однако «аскеза как жизневраждебное и мировраждебное понимание христианства, как постоянное сознание греховности человека и его бессилия, есть срыв и соблазн в духовном пути, измена Духу...» [3, с. 77]. Но необходимо отметить, что определенная «светскость» и популяризация буддизма в европейских странах, как, надо признаться, и один из успешных коммерческих проектов, уводит в тень многовековую христианскую идею монашества и, в частности православную - старчества.

Представляет интерес точка зрения С.С. Хо-ружего: «Как репрезентант традиции, русский старец выполняет в структуре социума некоторую социальную, или социокультурную, роль, и хотя эта роль заведомо не главная в его служении, о ней также надо сказать. Суть этой роли раскрывается достаточно ясно, если мы выберем для сопоставления две референтные фигуры в этой структуре: фигуру священника и фигуру знахаря, колдуна. Отличие старца от священника - прежде всего, в непременном обладании личным (а не только делегированным Церковью) моральным и духовным авторитетом, личной харизмой: духовными дарами, претворенными в духовную высоту, в опыт личного приобщения Божественной реальности. Именно это делало старцев столь нужными, столь искомыми в русской религиозной жизни, ибо именно этого остро недоставало русскому белому священству (разумеется, в среднем, как сословию, не говоря о многих достойных исключениях) [13].

Если мы рассмотрим роль старца в русской религиозной традиции, то это, прежде всего,

наставник, чья старость является не антропологическим угасанием, а, наоборот, победой духа над телом ежедневным приближением к бессмертию. И старец не может существовать без послушника. «Что же до служения послушника, то его главный и определяющий принцип, стержень самой диады старец-послушник, есть установка абсолютного повиновения или послушания старцу. Послушание - ключевая установка для первых шагов в монашестве» [12, с. 28].

В силу того, что семейные связи в современном европейском обществе стали заметно слабее, поскольку дети, как правило, заводят самостоятельную жизнь практически сразу после окончания школы, в отличие от восточной «большой семьи», возможность «взросления» западные социологи видят в реализации возрастного патронажа по принципу «всегда есть те, кому нужна твоя помощь». В настоящее время сложился определенный набор практик межпоколенного взаимодействия: 1) волонтерская работа для людей старше 60-ти лет с детьми младшего возраста, имеющих умственную задержку; 2) взаимодействие с детьми из неблагополучных семей, нуждающихся в особом понимании и уходе, воспитанниками детских домов; 3) работа со студентами в той отрасли, где пожилой человек является специалистом; 4) помощь еще более пожилому человеку [6, с. 250].

То есть мы видим упрощенную модель «старца и послушника» как решение вопроса социальной значимости и активного образа жизни. Таким образом, христианская религия предлагает возможность лидирующего социального положения в преклонном возрасте путем духовного роста и наставничества.

Это совпадает с учениями индуистов. В современном мире представитель неоиндуизма Ошо рассматривает старение как взросление души: «Человек либо стареет, либо вырастает. Тот, кто лишь стареет, не живет вообще. Он проводит время, но не живет. Вся его жизнь -это не что иное, как подавление. Я же учу вас не стареть. Это не значит, что вы не станете старыми; я лишь даю вам новое измерение: не стареть, а расти. Конечно, вы будете стареть, но это будет касаться только тела. Ваше сознание, вы сами стареть не будете; вы будете только расти, проходить ступени зрелости... Старик знает, что его детские желания оказались действительно детскими. Он знает, что молодость и все беспокойства уже позади. Ему кажется, что после мощного шторма наступила полная тишина. Эта тишина может быть неописуемой красоты, глубины, богатства. Если старик действительно зрелый - а это очень редкий случай, - то он бу-

6(1) /2014

дет прекрасен. Но проблема в том, что, старея, люди не вырастают» [9, с. 115].

Выражение или идиома «третий возраст» в русском языке соответствует в индийском буквально «возраст случился», то есть трактуется как закономерное природное явление. Согласно древнеиндийским представлениям, индус проходит через четыре жизненные стадии (ашрамы): ученичество (брахмачари), домохозяйниче-ство (грихастха), лесное отшельничество (ва-напрастха) и странничество (санъяси). Эта идеальная схема подразумевала, что «возраст случался» после завершения первых двух стадий, и призывала готовиться к неизбежному концу. Уход в лес и/или странничество диктовали изменение социального поведения и постепенный отказ от того, что составляло смысл предыдущей стадии, - от материальных и чувственных привязанностей, или майи. При этом главную роль играли внешние, а не внутренние (биологические) факторы: человек, вырастивший детей, сыгравший их свадьбы и дождавшийся внуков, считался готовым к последним ашрамам. Он перекладывал дела на плечи сына, а укрепившая свой статус рождением наследника невестка прибирала к рукам домашнее хозяйство. Если к тому же у домохозяина появлялись седые волосы, то уже не оставалось сомнений в том, что он должен расстаться с главной ролью в семье. Ранние браки и небольшая продолжительность жизни вели к тому, что обычно «возраст случался» у тех, кто приблизился к сорока: «В двадцать - знания, в тридцать - богатство, в сорок - конец» (маратхская пословица). И сейчас в бенгальских деревнях появление невестки в доме автоматически изменяет статус старших женщин, которые из обслуживающих превращаются в обслуживаемых. Они рассчитывают, что невестки будут растирать им уставшие ноги и выдергивать первые седые волоски, а в более дряхлом возрасте кормить рисом и убирать за ними нечистоты, поэтому матери с нетерпением ждут, когда сыновья женятся [4].

С. Лэмб в книге «Белые сари и сладкие манго: старение, пол и тело в Северной Индии» сообщает, что в бенгальской деревне женщины, став свекровями в возрасте от 35 до 60 лет, начинают продвижение к «охлаждению» и «сухости», т.е. к старости [14]. «Свекровь перестает носить яркие наряды и в конце концов облачается в белое. В Индии белый цвет связан с воздержанием и обузданием - наиболее выразительно это проявляется в белых одеждах траура и вдовства. Присутствие юной супружеской пары под одной крышей со старшими диктует последним отказ от секса даже в тех случаях, когда

свекровь еще не достигла возраста менопаузы. Наступление же пострепродуктивного периода окончательно переводит женщину в иную возрастную и социальную категорию: она не только теряет «жар», характеризующий женскую природу во всех ее проявлениях - от ежемесячных истечений до деторождения, но, в отсутствие интимной жизни, утрачивает физиологическую «открытость» и приобретает «закрытость». Женщина, а потом и ее супруг, постепенно исключают из пищи все, что несет с собой «жар» -мясо, рыбу, лук, чеснок, - и переходят на охлаждающие продукты: молоко, некоторые виды овощей, фрукты. Далеко не сразу, а поэтапно передавая в руки молодых семейный бизнес и заботы по дому, деревенские свекор и свекровь отодвигаются на периферию, хотя, пока у них хватает сил, они помогают по хозяйству, присматривают за внуками и выступают арбитрами в спорах. Отказываясь от привычного, но продолжая желать «сладкое манго», старики должны начать борьбу с майей, чтобы достойно подготовиться к смерти [4]. В Индии по ведической культуре рекомендуется с появлением первых внуков покинуть жилище и семью и уйти в ашрам для духовного созревания и подготовке к смерти. В древнем Китае конфуцианство породило совершенно иное отношение к пожилым людям. Модель «император - отец, народ - семья», вжившаяся в само общество, породило беспрекословное и благоговейное состояния младшего к старшему. Старший - учитель во всем. Эта модель, которая тоже ассоциируется со старчеством как ответственностью наставника перед послушником.

Надо отметить, что в Китае отношение к старости переходит все границы почитания. В 1906 г. В.М. Алексеев - позже знаменитый востоковед - в дневнике опишет следующую ситуацию: «Утром приходит поболтать какая-то старуха. Лодочник галантно осведомляется, сколько ей лет: "Небось, уже восемьдесят скоро!". Старуха, весьма польщенная, скромно заявляет, что ей всего только пятьдесят шесть. "Ну и счастье тебе, старуха! Выглядишь, ей-ей, на все восемьдесят!"... Дело ясно. В патриархальном Китае возраст всегда заслуживает уважения! Поэтому понятия "старый" и "уважаемый" выражаются у китайцев одним словом лао. Я могу только бесконечно обрадовать человека, дав ему (хотя бы и неискренне) больше лет, чем следует. Я как бы хочу этим преувеличением сказать ему: "Я должен вас уважать, как старшего"» [2, с. 47-48]. Даосизм в отношении к старости не соперничал с конфуцианством, а, скорее, углубил позиции почитания старших, по-

М.В. Думинская. Особенности постижения многомерной целостности человеческого бытия

скольку даосы полагали дух более ценной субстанцией, чем тело, ибо жизненная сила зависит от духа. Тело для даосов выступает условием функционирования духа, «колесницей духа». Как написано в старинной классической книге по китайской медицине, «если тело повреждено, дух его покидает; если дух его покидает, наступает смерть».

Таким образом, с совершенно иных исходных посылок, чем конфуцианство, даосизм пришел к той же фундаментальной для китайской картины мира идее о высочайшей ценности жизни и долголетии как ее наиболее полном земном воплощении. Даосских старцев - и тех, что уходили в отшельнические скиты, и тех, что жили среди людей, - почитали не только за знания алхимических премудростей, но и за почтенный возраст [11]. Далай-лама XIV, написав книгу «Этика для нового тысячелетия», уже будучи в «третьем возрасте», предлагает с увеличением возраста все больше уходить от собственного «я» как источника страданий: «Одним из наиболее многообещающих направлений развития современной науки являются квантовая теория и теория вероятностей. Представляется, что они, по крайней мере, в некоторой степени, поддерживают идею зависимого происхождения явлений. Хотя я не могу утверждать, что очень ясно понимаю эти теории, но то, что на субатомном уровне становится трудно провести четкое различие между наблюдателем и объектом наблюдения, по-видимому, демонстрирует движение в сторону такого понимания реальности, которое я обрисовал. Такое понимание реальности позволяет нам увидеть, что наше резкое разграничение себя от других возникает в основном в результате наложения условностей. И вполне можно представить, что для нас станет привычной расширенная идея собственного "я", благодаря которой личность включит свои интересы в интересы других. Например, когда некто думает о своей родине и говорит: "Мы - тибетцы", или: "Мы - французы", он воспринимает себя как личность в более широком смысле, не-

жели пределы собственного "я"» [5, с. 54]. Если проанализировать вышеупомянутое, то все религиозные источники и мыслители предлагают один путь для человека, имеющего внуков, - для собственного блага отказаться от желаний молодости и зрелости и посвятить себя служению обществу и духовному развитию.

Литература

1. Абу Дауд. - М., 2007. - 888 с.

2. Алексеев В.М. В старом Китае. Дневник путешествия 907 года. - М., 2012. - 512 с.

3. Бердяев Н.А. Дух и реальность. - М., 2007. - 381 с.

4. Глушакова И. «Возраст случился»: модель и антимодель индийской старости / Отечественные записки. -2005. - №3(24).

5. Далай-лама XVI. Этика для нового тысячелетия. -СПб., 2005. - 236 с.

6. Зобов Р.А., Келасьев В.А. Человекознание. Самореализация человека. - Спб., Изд-во СПбГУ, 2008. - 461 с.

7. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний / Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.3. - М., 1994. - С.275.

8. Лама Оле Нидал. Каким все является. Психология свободы - опыт буддизма. - М.: Эксмо. - 208 с.

9. Ошо. И здесь, и сейчас. О жизни, смерти, и прошлых воплощениях. - М.: София, 2012. - 256 с.

10. Сахих Аль-Бухари. - М.: УММА. - 2003. - 522 с.

11. Смирнов И. О «китайских церемониях», культе предков и старости в Китае // Отечественные записки. -2005. - №3.

12. Феномен русского старчества. Примеры из духовной практики старцев. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. - 272 с.

13. Хоружий С.С. Феномен русского старчества в его духовных и антропологических основаниях // Церковь и время. - 2002. - №4.

14. Lamb S. White saris and sweet mangoes: aging, gender, and body in North India. - Berkley: University of California Press, 2000 // [Электронный ресурс] - URL: http: //www. ufmsrb.ruwww. arc .cdlib.org.

Меднис Наталья Вольдэмаровна, кандидат философских наук, доцент Калининградского государственного технического университета, г. Калининград, e-mail: natalymednis@gmail.com Mednis Natalia Voldemarovna, candidate of philosophical sciences, associate professor, Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, e-mail: natalymed-nis@gmail.com

УДК 130.2 © М.В. Думинская

ОСОБЕННОСТИ ПОСТИЖЕНИЯ МНОГОМЕРНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Определены особенности конституирования многомерной целостности человеческого бытия с позиций системного иерархического и синергетического подходов. Обоснована необходимость их интегративного взаимодействия, расширяющего горизонты постижения глубинных онтологических принципов самоосуществления личности как сложноорганизованной системы бытийствования.

Ключевые слова: онтология, антропологическая синергетика, целостность, онтологическая структура, интегративный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.