Научная статья на тему 'Долгожительство как элемент национальной идеи России'

Долгожительство как элемент национальной идеи России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
313
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ / ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОГРАФИЯ / АGEING / LONGEVITY / DEMOGRAPHY / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Меднис Наталья Вольдэмаровна

Рассматриваются социальная и демографическая проблемы старения современного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Longevity as Element of Russia National Idea

The article deals with society and demography ageing problems

Текст научной работы на тему «Долгожительство как элемент национальной идеи России»

УДК 159.22.63

Меднис Наталья Вольдэмаровна Natalia Mednis

ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ РОССИИ

LONGEVITY AS ELEMENT OF RUSSIA NATIONAL IDEAA

Рассматриваются социальная и демографическая проблемы старения современного общества

Ключевые слова: старение, долгожительство, современное общество, демография

The article deals with society and demography ageing problems

Key words: аgeing, longevity, demography, modern society

В настоящее время российскими учёными, философами, политиками ведётся национальный дискурс о приемлемом для жизни обществе, его ценностях, идеалах, экономической основе и качестве жизни, о путях будущего развития России. Идея дискурса заключается в формировании понятия социального блага при всем многообразии его социально-философских трактовок. Стремительное старение общества в развитых странах выявляет одну из самых актуальных проблем — необходимость пересмотра роли «зрелого» возраста в развитии современного общества.

«За историю развития жизни на Земле было более 150 млн видов, осталось около

1,5 млн. Все виды стремительно исчезают, а человек размножается неимоверными темпами, потому что он самый приспособленный. В IX тысячелетии до н.э. на Земле было 10 млн чел. Для удвоения населения требовались сначала тысячелетия, потом столетия. Последнее удвоение произошло за 50 лет: в 1950 г. было 3 млрд чел., а в 2000 г. — уже 6 млрд. Предполагается, что следующее (и это будет окончательное) удвоение произойдет в середине текущего века. В 2050 г. численность человечества достигнет 12 млрд.

Средняя продолжительность жизни в России резко сократилась. Если в 1987 г.

она составляла 7 2 года (7 5 лет для женщин, 69 для мужчин), то сейчас мужчины живут в среднем 58 лет, а женщины — 72 года). Если учесть, что в развитых странах законодательный пенсионный возраст постепенно приближается к границе 70 лет, а средняя продолжительность жизни к 90, то можно констатировать, что в России необходима государственная программа, направленная на увеличение продолжительности жизни и сохранения трудоспособности на долгое время.

Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности — все это еще не стало предметом специальных социологических исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии — геронтосоциологией. В настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального фено-

мена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации всего спектра социального знания.

В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни: уменьшаются возможности выбора в сферах жизнеобеспечения, коммуникации, рекреации. Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции. Предполагается, что источником напряженности в отношениях между поколениями во многих обществах может служить физическая деградация стариков и связанная с этим потеря ими социального статуса и переход на роль иждивенцев.

По прогнозам ООН и ВОЗ, к середине века 50 % населения Земли будет старше 60 лет. Если население Земли увеличивается двукратными темпами, число пожилых — четырехкратными, а долгожителей (90 лет и старше) — еще быстрее. В России в 1997 г. долгожителей было 228 тыс. человек, а согласно переписи 2002 г., их стало 412 тыс., 100-летних граждан было 6 тыс., а стало 29 тыс. Это происходит потому, что раньше эволюция нуждалась в наращивании общей «биомассы человечества», а теперь — в носителях интеллектуальной материи высшего развития, т.е. людях «возраста мудрости».

Как показывает история философии, старость, достигающая мудрости в том или ином ее значении, причислялась мыслителями прошлого к элитарной форме человеческого бытия, оказываясь уделом лишь немногих. Вывод Цицерона: старости, как слабости, надо сопротивляться. Это сопротивление согласуется с природой человека, как борьба человека с болезнью.

Отношение между поколениями основано на различии между возрастами, и М. Мид, в зависимости от этого, выделяет три

типа культуры: постфигуративную, где дети учатся у своих предшественников, кон-фигуративную, где обучение происходит от сверстников, и префигуративную, где взрослые учатся у своих детей [7; С. 322]. Исследования показывают, что в информационном обществе преобладает префигу-ративный тип культуры. А это несет отпечаток снисходительного отношения к более старшему поколению. Антропологическое старение является составляющей демографического. Демографическое старение учитывает только хронологический возраст людей, от которого зависит его репродуктивная, трудовая и социальная активность [10; С. 267]. В истории философии и культуры выделяется три признака антропологического старения:

1) истощение человеческой физической природы;

2) ухудшение духовно-нравственного состояния;

3) ослабление и притупление чувств, отмеченное К. Лоренцом как «тепловая смерть чувств» [5].

Население развитых стран стремительно стареет. В 1990 г. в развитых странах 18 % населения было старше 60 лет. В 2030 г. этот показатель должен подняться до 30 % [3; С. 487]. Современное российское общество еще психологически не готово к межпоколенной социальной гармонии. Иллюстративным является возрастная дискриминация при приеме на работу, трудности при устройстве на работу специалиста с высшим образованием после 50 лет, т.е. даже не достигшим пенсионного возраста. Это ведет к психологической неустойчивости, депрессии, желанию скрыть свой возраст. Социальная гармония является всеобщим принципом организации социальной жизни, будучи важнейшим онтологическим принципом существования человеческого общества и являясь основой взаимообусловленности и взаимозависимости различных сфер, элементов общественной жизни, социальная гармония выражает идею целостности системы человек-общество и мирового общества в целом.

Идея социальной гармонии, как ос-

нова гармоничного устроения общества и идеального государства, находила своё воплощение во взглядах мыслителей разных исторических эпох. Так, по мнению Платона( 427-347 гг. до н.э.), недостаточно пользоваться только принципом единства противоположностей при определении социальной гармонии, «гармония возникает только тогда, когда привлекается нечто идеальное, потому что только из слияния идеального и реального и возникает гармония [8; С. 40].

Теологическим путём достижения социальной гармонии в обществе, по мнению богословов-философов, является путь приобщения к религиозной культуре. «Надо взыскивать подлинную, святовоинствующую церковную культуру, которая только одна может противостоять надвинувшейся на Россию и на весь мир культуру всеобщей злобы и самообоготворения»[6; С. 52]. В настоящее время можно выделить два крайних пути, которым выбирает субъект, пройдя этап молодости: религиозный и плотский. В случае выбора религиозного, человек, перейдя в стадию зрелости, погружается в какую-либо религию, воспринимая окружающий мир, как нечто несовершенное, которое закончится в момент его смерти и далее последует нечто, более соответствующее его религиозным заслугам. Как правило, основные современные религии не исключают субъекта из социальной жизни, декларируя, что труд на пользу обществу и забота о будущих поколениях — благо. «Что же касается старения, то с самого дня нашего рождения мы оказываемся лицом к лицу с перспективой будущей старости и утраты юношеской гибкости... Если нам удастся прожить достаточно долго, мы можем дойти до такой степени дряхлости, что другим и смотреть- то на нас противно, хотя как раз в это время мы сильнее всего нуждаемся в помощи» [11; С. 139]. Достаточно негативному взгляду лидера буддистов на старость противоречит демографический показатель увеличения продолжительности жизни, как благо, в развитых странах. В частности, в Японии одним из факторов социального развития является прогрессирующее коли-

чество долгожителей.

Альтернативой религиозного пути можно считать феномен «неонарциссизма» в европейской культуре [14; С. 61]. «Приходит новая стадия индивидуализма: нарциссизм означает возникновение нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе, своему телу» [4; С. 78]. Человек стремится сохранить свое тело идеально прекрасным и здоровым не для того, чтобы как можно дольше приносить пользу обществу, сохраняя трудоспособность, а из страха остаться аутсайдером и попасть в разряд «старых». И уровень благосостояния направлен не на репродукцию, а на некий «муляж» — сохранение индивида, внешне способного на репродукцию.

«Факторный анализ показал: чем более состоятельными являются респонденты, тем ниже у них репродуктивные ориентации, а также они менее ориентированы на материнство, отцовство» [12; С. 245].

Цицерон утверждает целую систему наслаждений, поддерживающих человеческую жизнь, и делающую ее счастливой. И если взглянуть на старость не с начала, а с конца с ее полнотой и длительностью, то все предшествующие возрасты выглядят как недостаток [13]. Ф. Петрарка представляет старость как «болезнь тела, здоровье души» [9; С. 660]. Немецкая классическая философия меняет представление и, по Гегелю, мудрыми становятся все индивиды, обладающие развитым самосознананием к моменту завершения жизни.

В 60-е гг. XX в. наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: «великий разрыв» и «ничего нового». Разговор пока шел, в основном, о конфликтах и их причинах в отношениях поколений, но исходным при этом, как бы ни располагались «фигуры» в данный момент, является преемственное в развитии рода человеческого [2; С. 90].

В понимании сущностной природы и, соответственно, поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два существенно отличных подхода: функциональный и хронологический. Первый, функциональный, отразил многовековую

специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности и, следовательно, способности к материальному самообеспечению. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым и, соответственно, его переход на чье-то иждивение — таково широко распространен -ное как в отечественной, так и зарубежной науке понимание и определение социальной старости. При этом нельзя не увидеть, во-первых, чисто качественного характера этого подхода, исключающего всякие формально-возрастные, т.е. количественно выраженные границы старости. И, во-вторых, обращает на себя внимание высокая степень социальной однородности выделяемой таким качественным образом социально-демографической группы стариков.

Второй, хронологический подход к пониманию природы социальной старости складывается в условиях индустриальноразвитого общества XX в. и отражает рождение в нем принципиально нового социального института: пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. Объективность этого требования очевидна, но столь же очевидно и другое — нивелирование этими формально вводимыми «возрастами старости» людей, очень разных по своей реальной активности, работоспособности, здоровью и т.д. Другими словами, в хронологическом подходе оказался начисто утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, следствием чего и явилась высокая степень социальной неоднородности, выделяемой на основе такого подхода группы стариков [3; С. 63]. Проблема самореализации в пожилом возрасте стоит так же актуально, как и в предыдущих: детском и молодом, и решение должно учитывать специфические особенности: потерю ряда социальных связей и снижение психофизиологических способностей.

Но традиционное восприятие старости требует и социального переосмысления.

В настоящее время в развитых странах в большинстве случаев можно говорить о физической старости, т.е. возрасте, когда человек нуждается в постоянном уходе в случае возраста 90+. До этого времени люди, как правило, социально независимы, и их проблемы, связанные со здоровьем, ничем не отличаются от таких же проблем в более молодой период с теми же заболеваниями. К сожалению, происходит психологическая дискриминация, когда сам факт возраста выводит людей в разряд «доживающих», неперспективных членов общества, что особенно характерно для процесса урбанизации. Вне города человек имеет возможность заниматься сельскохозяйственной деятельностью и оценивать свое физическое состояние и социальную значимость только по результатам труда. Более того, нелогичное поведение в мегаполисах присуще больше более молодому поколению, но традиционно поведение более молодого в сравнении со старшим будет иметь больше оправдания в общественном мнении. Примером может служить предпочтение в продвижении по карьерной лестнице, хотя это не всегда обусловлено реальными деловыми качествами, но общественное мнение несостоятельность оправдает неопытностью, в то время как ошибка более зрелого человека будет восприниматься как деградация. Таким образом, долгожительство, как элемент национальной идеи, может быть достижимо путём адекватной регуляции общественных отношений и взаимодействия системы с природной средой, одухотворённой деятельности людей и формирования духовного стержня каждой личности.

В настоящее время назрела необходимость выработки новых этических норм и переосмысление важности значимости присутствия и воспитательной роли более старшего поколения в современном обществе. Человека нужно морально готовить с юных лет к тому, что его жизнь должна быть долгой и социально-активной, но практически это осуществится, когда он сам увидит, что пожилые люди уважаемы и социально значимы.

Литература

1. Геронтопсихология / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб., 2007. — С. 31.

2. Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы. — 1996.— № 2/4. — С.86-95.

3. Ключарев Г.А., Кононыгина Т.М. Образование пожилых как философская проблема // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-25 мая 2005 г.): в 5 т. Т.4. — М.: Современные тетради, 2005. — С. 487.

4. Липовецки Жиль. Эра пустоты. — СПб.: Владимир Даль, 2001. — С. 332.

5. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Оборотная сторона зеркала. — М., 1988. — ГлУ. — С. 393.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М.: Фолио-Аст, 1998. — С. 624.

7. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства. — М., 1988. — С. 322.

8.Основы отношения к властям, обществу и государству. — М.: Казак; Благо, 1998. — С.

52.

9. Петрарка Ф. Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. — М.: РОСАД, 1996. — С. 736.

10. Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии. — СПб.: Алетейя, 2006. — С. 288.

11. Тензин Гьяцо (Его святейшество Далай-лама XIV). Этика для нового тысячелетия. — СПб.: Нартанг, 2005. — С. 139, 238.

12. Узик А. В. Ценностные отриентации и семейное поведение городского населения современной России / Демографические исследования: сборник // Отв. ред. А.И. Антонов. — М.: КДУ, 2009. - С. 239-245.

13. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. — М.: Наука, 1974. — С. 247.

14. Lasch Chr. The culture of narcissism. — NY.: Warner books, 1979.

Коротко об авторе________________________________________________Briefly about the author

Меднис Н. В., канд. филос. наук, доцент, Калининградский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики [email protected]

N. Mednis, Candidate of Philosophy, assistant professor of Kaliningrad branch of St. Petersburg government economic and service University

Научные интересы: социальная геронтология

Scientific interests: gerontology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.