УДК 82-92
РЕКРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ
© К. В. Голикова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 68 74.
Email: [email protected]
В статье даны определения понятию «глянцевый журнал». Уточнена формулировка понятия «женский глянцевый журнал» как специфичного гендерно-ориентированного печатного издания в контексте массовой культуры. Вместе с тем проанализированы термины «рекреативная» и «развлекательная» функции СМИ в рамках женской глянцевой журналистики, раскрыто содержание этих функций. Кроме того, изучены и проанализированы работы исследователей в области глянцевой журналистики вообще и женских глянцевых журналов в частности. Предложено к осмыслению и пониманию семантическое наполнение слова «рекреация». Дано определение понятию «рекреативная функция» с учетом художественного и интеллектуального уровня «глянца», направленности материалов печатного издания и полного соответствия его высоким стандартам глянцевой печати. Определена категориальная принадлежность понятия «рекреационные процессы» и даны краткие характеристики каждому подвиду рекреационных процессов, в частности понятиям «досуг», «отдых», «развлечение», «игра», которые не являются синонимичными. Цель данной статьи - обнаружить и уточнить разницу между понятиями «рекреативная функция» и «развлекательная функция» женских глянцевых журналов путем дефиниции семантических категорий данных понятий. Объектом данного исследования стал женский глянцевый журнал. В качестве предмета изучения выступает рекреативная функция женских глянцевых изданий. Новизна данного исследования заключается в презентации концепта «рекреативная функция женских глянцевых журналов» с учетом специфики и направленности периодического печатного издания. Актуальность данной работы заключена в том, что женский глянцевый журнал -неотъемлемый атрибут современной массовой культуры, успешно реализующий рекреативные функции, которые регулируют интеллектуальную, эмоциональную, физическую жизнь человека, способствуют эмоциональной разрядке, поддерживают душевное равновесие и нормальный психический тонус, формируют вкус, развивают воображение, интеллектуальные и творческие способности.
Ключевые слова: глянцевый журнал, индустрия досуга, рекреативная функция СМИ,
развлечение.
Рекреативная функция женских глянцевых журналов очевидна, но так ли она при этом развлекательна? Прежде всего необходимо уточнить определения некоторых понятий.
Журнал - это периодическое печатное издание, содержащее стабильную рубрикацию и статьи по различным литературно-публицистическим материалам [17]. Термин «глянцевый журнал» предполагает наличие двух определений. Во-первых, - это иллюстрированное периодическое печатное издание, высочайшего полиграфического качества и самой разнообразной тематики, т.е. вид журналов, отпечатанных на глянцевой бумаге. Во-вторых, - это продукт массовой культуры, который рассчитан на отдых читающего, поэтому он полностью избегает серьезных тем, аполитичен и создает так называемые «гламурные» стандарты жизни. Здесь предпочитают наиболее выигрышные темы, из поля зрения удалены все проблемы и сложности, у читателя, таким образом, создается иллюзия о собственной «глянцевой» жизни. Глянцевые журналы не читают, а смотрят. Окружающая среда современного человека представляет собой особое визуальное пространство, все тяготеет к
наглядности. А в глянцевых элитарных журналах это является доминирующей чертой [15].
Классификация глянцевых журналов осуществляется путем анализа их содержательной направленности. Многие журналы ограничены тендерными рамками [5], т.е. адресованы аудитории определенного пола [15].
Женский глянцевый журнал - это периодическое издание, рассчитанное на женскую или преимущественно женскую аудиторию. Женские глянцевые журналы могут быть специфичными по направленности (например, журнал с «говорящим» названием «Fashion Collection»). [3, с. 34-47]. Но в большинстве своем они содержат разделы, посвященные множеству вопросов: общественно-политической жизни женщин, домашнему хозяйству и педагогике, медицине и косметологии - и массу другой увлекательной и полезной информации.
Однако сторонники негативного отношения к женским глянцевым журналам объясняют свою позицию тем, что данная периодика не отражает реальный ход жизненных событий [1, с. 115], а формирует собственное мировидение, способствует созданию и тиражированию мифов, отвлека-
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. №4
1063
ющих внимание аудитории от реально важных событий [12].
Уточним содержание термина «рекреативная функция» журналистики. Н. А. Федотова помогает осмыслить семантическое наполнение слова «рекреация». Оно образовано от латинского гесге-айо, которое является производным от глаголов «обновлять» и «восстанавливать». Толковый словарь В. И. Даля определяет рекреацию как «отдых, праздники, каникулы» [18, с. 8].
Рекреативными, по словам Н. А. Федотовой [18, с. 11-12], следует называть функции, которые регулируют интеллектуальную, эмоциональную, физическую жизнь человека, способствуют эмоциональной разрядке, поддерживают душевное равновесие, позитивный настрой и нормальный психический тонус, формируют оптимальное для активной жизни эмоционально-психическое состояние, развивают вкус, воображение, интеллектуальные и творческие способности человека. Кроме того, они могут содействовать активной и успешной реализации других функций СМИ.
Получается, что рекреация - это не только отдых, но и снятие напряжения и поддержание душевного равновесия. То есть рекреативную функцию вполне можно назвать психологической разрядкой для человека. При этом особый смысл имеет художественный и интеллектуальный уровень материалов журнала, направленность материалов печатного издания и полное соответствие высоким стандартам.
В научной литературе рекреационные процессы и явления тесно связаны с понятиями «досуг», «отдых», «развлечение», «игра», которые отнюдь не синонимичны.
Характеристика слова «досуг» в словаре В. И. Даля расширяет его понятийные границы. Досужий человек - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, мастер на все руки. Досуг издревле рассматривается как способ удовлетворения разнообразных потребностей [об этом: 18, с. 11-12]. Однако сегодня досуг приобрел форму демонстративной праздности потребления [10].
Отдых - процесс восстановления умственной и физической работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей утомление. Различают пассивный и активный отдых. Пассивный предусматривает полный физический покой организма, активный - смену деятельности [21].
Что касается понятия «развлечение», то его словарные трактовки подчеркивают, что это «занятия, отвлекающие от чего -то, доставляющие удовольствие, дающие возможность приятно и весело провести время» [13, с. 675]. Словарь В. И. Даля дает такое определение: «Развлекаться - значит забавляться, потешаться чем-либо, заниматься для забавы; отвлекаться умственно от
одного предмета, внезапно переходя к другому, быть рассеянным и невнимательным» [8, с. 555].
Общепризнанным видом развлечений является игра, которая выполняет прежде всего компенсаторную и развивающую функции [9]. Игра обеспечивает сохранение и развитие человеческих качеств, данных от природы, но не востребованных в реальной жизни. Особую группу составляют игры интеллектуальные, которые предполагают огромное количество вариантов, учитывающих разный уровень потребностей, интересов и способностей к умственной деятельности (например, шахматы).
Подведем промежуточный итог. Мы выяснили, что [18, с. 11-18]:
- досуг, по сути, - смена деятельности;
- отдых - процесс восстановления психофизиологического баланса человеческого организма;
- развлечение - способ времяпрепровождения, который близок к отдыху, но содержательно вполне самостоятелен;
- игра - способ смены впечатлений, имитации «острых», в том числе и опасных ситуаций, мобилизации физических и психологических (интеллектуальных и эмоциональных) ресурсов человека.
Сейчас собственно функция развлечения набирает обороты. Развлекательные издания представлены спортивными, компьютерными, интеллектуальными играми, кроссвордами, гороскопами, гаданиями. Среди них много изданий, в которых большую часть объема занимают изображения. Весьма успешный способ привлечения аудитории -использование юмора.
Журнал же можно назвать исключительно развлекательным, если он целиком удовлетворяет потребности:
- в азарте;
- в уходе от реальности (эскапизме);
- в снятии напряжения, эмоциональной разрядке;
- в приятном заполнении свободного времени;
- получении удовольствия и позитивных эмоций;
- получении эстетического наслаждения.
В СМИ даже появилось понятие инфон-тейнмент, которым обозначают стиль преподнесения серьезной информации в форме развлечения.
Предполагаем, что вся вышеизложенная информация о развлечении не имеет отношения к женским глянцевым журналам. Ведь даже самые узкоспециализированные из них (например, журнал с «говорящим» названием «Fashion Collection»), кроме многокрасочных иллюстраций (тоже тематических) содержат постоянную рубрикацию и статьи по различным литературно-публицистическим, информационно-справочным и рекреативным материалам [20].
Характерный атрибут женского глянца -псевдодраматизация жизни. Этот эффект возникает как следствие появления на журнальных страницах бесчисленных «женских историй» [4]. Сложность жизни здесь доказывается посредством наблюдения за чужой жизнью. А ведь лицо каждого журнала зависит только от того, на какую именно аудиторию он работает, что косвенно подтверждает теория потребностей Абрахама Маслоу [7].
Сегодня в женских глянцевых журналах присутствует множество материалов, обозревающих и тенденции моды и красоты [1], и социально-психологические аспекты жизни человека, и литературно-публицистические новинки; публикуются эксклюзивные интервью с интересными и знаменитыми людьми; ведутся репортажи занимательных событий [14]. Материалы для изданий пишут и редакторы журналов, и известные блоггеры и профессиональные журналисты.
Следовательно, функциональные стороны женского глянцевого журнала естественным образом связаны с феноменом культуры и являются продуктом индустрии досуга. [2] Однако реализуются они весьма нетривиально, по сути, в зависимости от социальной позиции и различных общественно-политических ориентаций отдельно взятых изданий [16].
ЛИТЕРАТУРА
1. Азизбекова Н. С. Женская пресса: типология, становление, развитие / Филологические науки // Вопросы теории и практики, №3(33). 2014.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
3. Боннер-Смеюха В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. 2005. .№2.
4. Буряковская В. А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление. Волгоград. 2012. URL: https:// docviewer.yandex.ru/view/ 304244292/?*=rPEwvnmL96MNVipYWXNiUWStoxJ7InVy bCI6Imh0dHA6Ly9qb3VybmFscy51c3B1LnJ1L2F0dGFjaG1 lbnRzL2FydGljbGUvMTA3L1BMXzIwMTJfMV8yNS5wZG YiLCJ0aXRsZSI6IlBMXzIwMTJfMV8yNS5wZGYiLCJ1aW Qi0iIzMDQyNDQy0TIiLCJ5dSI6IjIzMjk3MTM3MTE0MjI 1MjI5MzkiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMi0jE1MTE4M j E0NTI5 0TB9&lang=ru
5. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001. 708 с.
6. Гевиннер И. Гендерные стереотипы: о чем свидетельствуют имиджи женщин в популярных женских журналах СССР и ГДР? URL: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/ n/gendernye-stereotipy-o-chem-svidetelstvuyut-imidzhi-zhenschin-v-populyarnyh-zhenskih-zhurnalah-sssr-i-gdr
7. Голиков С. В. Духовное пространство современной России: монография. Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 2013. С. 201.
8. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000.
9. Ильин В. И. Игра как социальное явление. URL: http:// www.consumers.narod.ru/book/game.html.
10. Кара-Мурза Е. С. Коммерсантъ Weekend: типологический эскиз к портрету любимого издания. // Медиа. Демократия. Рынок. Ч. 2: Функционирование средств массовой информации в сфере досуга: мат-лы Междунар. научно-практ. конф. Под. ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: Астерион, 2010. 230 с.
11. Кирилина А. В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания: сб. ст. М., 2000.
12. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2010). М., 2011.
13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-е изд. М.: Русский язык, 1988.
14. Свитич Л. Г. Женская пресса и перспективы ее развития. М.: АСТ - Пресс, 2002. 67 с.
15. Слепцова А., Ромах О. Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/glyantsevyy-zhurnal-kak-zhanr-sovremennoy-massovoy-kultury.
16. Слепцова А., Ромах О. Содержание и структура глянцевых журналов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glyantsevyy-zhurnal-kak-zhanr-sovremennoy-massovoy-kultury.
17. Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ. URL: https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%96%D1 %83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB&from=xx&to=r u&did=ruwiki&stype=
18. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ. [Элект-роннный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / Н. А. Федотова. Минск : БГУ, 2014. 106 с.
19. Чернова Ж. В. Медиа репрезентация пола: Российские варианты // Сайт: Ecsocman.hse.ru URL: http://ecsocman. hse. ru/iprog/topic/16226805/1621703
20. Шабалина Н. А. Прецедентные феномены в материалах гендерно-ориентированных изданий России. 2006. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. Челябинск. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-fenomeny-v-materialah-genderno-orientirovannyh-izdaniy-rossii
21. Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Советская энциклопедия. 1982-1984 гг. URL: ttps:// dic.academic.ru/dic.nsf'enc_medicine/21577/%D0%9E%D1% 82%D0%B4%D1% 8B%D1 %85.
Поступила в редакцию 28.11.2017 г.
ISSN 1998-4812
BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2017. T. 22. №4
1065
RECREATIVE FUNCTION OF THE WOMEN'S GLOSSY MAGAZINES
© K. V. Golikova
Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 273 68 74.
Email: [email protected]
In the article, a definition of the concept of the "glossy magazine" is given. A definition of the concept of "women's magazine" as specific gender-focused print publication in the context of mass culture is clarified. The concepts of "recreational" and "entertainment" functions of the media in the context of women's glossy journalism are analyzed, the content of these functions is revealed. The point of view of researchers in the field of glossy journalism in general and of women's magazines in particular was analyzed. Special attention is payed to analysis of the semantic content of the word "recreation". Taking into account the artistic and intellectual level of "glossy" press, the definition of "recreational function" is given in compliance with its high publishing standards. Categorical identity of the concept of "recreational process" id defined and a brief description of each subspecies of recreational processes, in particular the concepts of "leisure", "recreation", "entertainment", and "game", which are not synonymous, are given. The purpose of this article is to detect and clarify the differences between the concepts of "recreational function" and "entertainment function" of women's glossy magazine through the definition of semantic categories of these concepts. The object of this study is women's glossy magazines. The subject of the study is "recreational function" of women's glossy magazines. The novelty of this study lies in the presentation of the concept of the concept of "recreational function of women's magazines" focusing on the specificity of a periodical publication. The relevance of the theme of this article lies in the fact that women's magazine, an essential attribute of modern mass culture, successfully implementing the recreational functions, which regulate the intellectual, emotional, and physical human life, promote emotional discharge, maintain mental balance and normal mental tone, form taste, imagination, intellectual and creative abilities.
Keywords: glossy magazine, leisure, recreational function, media, entertainment.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Azizbekova N. S. Voprosy teorii i praktiki, No. 3(33). 2014.
2. Bodriiyar Zh. Obshchestvo potrebleniya [The consumer society]. Moscow, 2006.
3. Bonner-Smeyukha V. V. Filologicheskii vestnik RGU. 2005. No. 2.
4. Buryakovskaya V. A. Glyantsevyi zhurnal kak fenomen massovoi kul'tury: rechevoe i pragmaticheskoe predstavlenie. Volgograd. 2012. URL: https:// docviewer.yandex.ru/view/304244292/?*=rPEwvnmL96MNVipYWXNiUWStoxJ7InVybCI6Imh0dHA6Ly9qb3VybmF scy51c3B1LnJ1L2F0dGFjaG1lbnRzL2FydGljbGUvMTA3L1BMXzIwMTJfMV8yNS5wZGYiLCJ0aXRsZSI6nBMXzIwMTJfMV8y NS5wZGYiLCJ1aWQi0iIzMDQyNDQy0TIiLCJ5dSI6IjIzMjk3MTM3MTE0MjI1MjI5MzkiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMi0jE 1 MTE4Mj E0NTI5 0TB9&lang=ru
5. Vvedenie v gendernye issledovaniya: ucheb. posobie [Introduction to gender studies: textbook]. Ed. I. A. Zherebkinoi. Khar'kov: KhTsGI, 2001.
6. Gevinner I. Gendernye stereotipy: o chem svidetel'-stvuyut imidzhi zhenshchin v populyarnykh zhenskikh zhurnalakh SSSR i GDR? URL: KiberLeninka: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-stereotipy-o-chem-svidetelstvuyut-imidzhi-zhenschin-v-populyarnyh-zhenskih-zhurnalah-sssr-i-gdr
7. Golikov S. V. Dukhovnoe prostranstvo sovremennoi Rossii: monografiya [The spiritual space of modern Russia: monograph]. Ufimsk. gos. aviats. tekhn. un-t. Ufa: UGATU, 2013. Pp. 201.
8. Dal' V. I. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. Sovremennaya versiya [Explanatory dictionary of the Russian language. Modern version]. Moscow, 2000.
9. Il'in V. I. Igra kak sotsial'noe yavlenie. URL: http://www. consumers.narod.ru/book/game.html.
10. Kara-Murza E. S. Media. Demokratiya. Rynok. Pt. 2: Funktsionirovanie sredstv massovoi informatsii v sfere dosuga: mat-ly Mezhdu-nar. nauchno-prakt. konf. Pod. red. L. R. Duskaevoi. Saint Petersburg: Asterion, 2010.
11. Kirilina A. V. Gender kak intriga poznaniya: sb. st. Moscow, 2000.
12. Kuznetsov I. V. Istoriya otechestvennoi zhurnalistiki (1917-2010) [The history of national journalism (1917-2010)]. Moscow, 2011.
13. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. 20 ed. Moscow: Russkii yazyk, 1988.
14. Svitich L. G. Zhenskaya pressa i perspektivy ee razvitiya [Women's press and its development prospects]. Moscow: AST - Press, 2002.
15. Sleptsova A., Romakh O. Glyantsevyi zhurnal kak zhanr sovremennoi massovoi kul'tury. URL: https://cyberleninka.ru/article/nlglyant sevyy-zhurnal-kak-zhanr-sovremennoy-massovoy-kultury.
16. Sleptsova A., Romakh O. Soderzhanie i struktura glyantsevykh zhurnalov. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glyantsevyy-zhurnal-kak-zhanr-sovremennoy-massovoy-kultury.
17. Slovar'-spravochnik terminov normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii. FZ ot 10 yanvarya 2002 g. No. 7-FZ. URL: https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%96%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB&from=xx&to=ru&did=ruwi ki&stype=
18. Fedotova N. A. Rekreativnye funktsii SMI. [Elekt-ronnnyi resurs]: ucheb.-metod. Kompleks [Recreational functions of the media. [Digital source]: educational-methodical complex] / N. A. Fedotova. Minsk: BGU, 2014.
19. Chernova Zh. V. Sait: Ecsocman.hse.ru URL: http://ecsocman.hse. ru/iprog/topic/16226805/1621703
20. Shabalina N. A. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki. Chelyabinsk. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnye-fenomeny-v-materialah-genderno-orientirovannyh-izdaniy-rossii
21. Entsiklopedicheskii slovar' meditsinskikh terminov. Moscow: Sovet-skaya entsiklopediya. 1982-1984 gg. URL: ttps://dic.academic. ru/dic.nsf/enc medicine/21577/%D0%9E%D1%82%D0%B4%D1% 8B%D1%85.
Received 28.11.2017.