Научная статья на тему 'РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗАСТРОЕННЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗАСТРОЕННЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛАНИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ АРЕНДНОЕ ЖИЛЬЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Загороднов Е.И.

Рассматриваются вопросы освоения застроенных территорий на базе реконструкции устаревшего пятиэтажного, панельного жилого фонда, на основе массового применения малоэтажного домостроения с точки зрения решения градостроительных задач по обеспечению населения доступным жильем, на базе решения следующих задач: - внедрение в практику реконструкции застроенных территорий инновационных градостроительных разработок c использованием преимущественно малоэтажных типологий для городского жилищного строительства; - создание нового предложения на жилищном строительном рынке - сектора государственного арендного жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗАСТРОЕННЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 711.4.001.63

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗАСТРОЕННЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Е.И. Загороднов

Рассматриваются вопросы освоения застроенных территорий на базе реконструкции устаревшего пятиэтажного, панельного жилого фонда, на основе массового применения малоэтажного домостроения с точки зрения решения градостроительных задач по обеспечению населения доступным жильем, на базе решения следующих задач:

- внедрение в практику реконструкции застроенных территорий инновационных градостроительных разработок с использованием преимущественно малоэтажных типологий для городского жилищного строительства;

- создание нового предложения на жилищном строительном рынке - сектора государственного арендного жилья.

Ключевые слова: градостроительство, инновационная планировочная система, государственное арендное жилье, государственно-частное партнерство, государственный заказ, государственное регулирование.

Уплотнительная или точечная застройка в условиях современного мегаполиса все более приобретает характер неизбежной катастрофы. Несмотря на все заверения городских властей, точечная и уплотнительная застройка никуда не делись. Они продолжаются. С двойным упорством и тройной наглостью новостройки впихиваются в наши дворы, в наше общественное пространство. Уничтожают их уникальность и самобытность. Уничтожаются детские площадки, разрушаются исторические памятники, тысячами вырубаются деревья и кустарники, на месте вырубленного и уничтоженного возникают жилые башни с подземными автостоянками а чаще без них.

Более того, в процессе строительства разрушаются близлежащие дома, создается угроза жизни многих людей. Конечно, все это происходит не из каких-то садистских побуждений, а просто ради наживы конкретных, вполне определенных лиц. И не случайно точечная застройка уже давно стала притчей «во языцех» в градостроительной практике российских городов.

Задача по сокращению и окончательному искоренению точечной застройки глобальная. Она и на завтра, и на послезавтра. Она навсегда.

У нас есть генплан и развитие города должно идти по нему. Точечная застройка -это, как правило, не массовое дешевое жилье, а как раз дорогое жилье, которое сейчас на рынке не является наиболее востребованным и в своем большинстве простаивает. Также точечная застройка очень часто - это офисные центры, которых и так уже переиз-

быток на рынке. в результате - большинство из заявленных на комиссию точечных объектов не вписывается в архитектурный стиль или дает излишнюю нагрузку на инфраструктуру. А сколькие из них прошли процедуру публичных слушаний?! А вообще то, согласно Градостроительному кодексу, застройка в уже существующих границах микрорайона возможна только после публичных слушаний. Это значит, что решение данного вопроса во многом зависит от желания самих граждан. Пожалуйста, если сможете убедить граждан в необходимости такой застройки, то нет вопросов. А в противном случае, это явное и грубое нарушение градостроительной политики и градостроительного законодательства.

Давайте на минуту представим, что в силу особого положения строительной отрасли власти откажутся от своих популистских заявлений и разрешат строительство всех объектов, признанных точечными. Проекты точечной застройки начнут «вклиниваться» в полноценные районы со сложившейся инфраструктурой. Часть из них будет возведена на территории детских площадок и зеленых зон.

Предположим, за счет этого рынок или субъекты рынка получат дополнительно в ближайшие несколько лет десятки тысяч квадратных метров и миллионы рублей в карман, но вряд ли это повлияет на статистику, разве что на уровень коррупции. Все-таки дома строятся не на 1-2 месяца, а на десятки лет, и потом их нельзя будет просто взять и переставить в другое место. Строительство должно подниматься не с точечной застройки, а с комплексной реконструкции кварталов.

Кроме того, точечное строительство - не значит более дешевое. Когда речь идет о развитии кварталов, то город берет на себя часть финансовых обязательств, которые существенно помогают застройщикам реализовать тот или иной проект. То есть комплексная застройка реализуется не только за счет инвесторов, но и за счет городской казны. А вот точечная застройка - всегда только за счет инвесторов. При этом она, как правило, обременена очень большими ограничениями, которые удорожают строительство примерно на 20%. Например, нельзя строить по ночам, значит, у тебя не может быть трехсменной работы, а это увеличивает сроки строительства.

Почти всегда при точечной застройке встает вопрос посадки домов на уже существующие сети. Крупные города и так уже «трещат по швам» с инженерией и не факт, что частный инвестор сможет потянуть перекладку этих сетей. Таким образом, комплексное строительство как раз выгоднее. Поэтому говорить о том, что город или отрасль что-то потеряет от запрета точечной застройки неверно. Скорее несколько инвесторов потеряют недополученную прибыль и только лишь. По этой причине запрет на «точку» должен стать не исключением, а правилом в работе органов власти.

Для нормального функционирования строительного комплекса, есть и другие меры. Например: наиболее актуальными становятся вопросы реновации старого жилого фонда (пятиэтажек и даже девятиэтажек), развитие территорий комплексной застройки.

Программа сноса (реновации) некомфортного жилья, это тоже, в каком-то смысле тоже точечная застройка, но только «правильная точечная застройка» на которую городские власти могут и должны возлагать свои главные надежды и чаяния. При этом под снос пойдут ни много ни мало, а миллионы квадратных метров, а на их месте появится современное комфортное жилье. То есть строительные компании получат свободные участки с инфраструктурой под застройку, а часть компаний получит еще и бюджетное финансирование. Реальная альтернатива точечному беспределу - комплексная жилая застройка на базе реновации застроенных территорий.

Одна из самых актуальных проблем крупных городов - устаревший пятиэтажный панельный жилищный фонд. Поэтому вопросы сноса пятиэтажек или реконструкции многочисленных микрорайонов, капитального ремонта жилых домов, сегодня в центре

внимания. Но проблема включает не только снос или реконструкцию ветхого и строительство нового жилья.

Нам нужно делать кварталы, соответствующие современным требованиям по всему комплексу - по социальной сфере, детским садам, школам, магазинам, спортивным сооружениям - что практически не подразумевает капремонт пятиэтажного фонда.

Необходимо сформулировать задачу, в соответствии с которой большая часть пятиэтажек в городе должна быть снесена. По трем причинам.

Первая - достаточно дорого капитально ремонтировать дома, которые стоят по 40-50 лет.

Вторая - при капремонте мы ничего не можем сделать внутри с планировками. Как была кухня пяти «квадратов», так она и останется.

И третья - проведя капремонт пятиэтажек, мы кварталы, застроенные ими, не сможем насытить инфраструктурой, необходимой по современным требованиям.

Дома стоят близко друг к другу, очень плотная застройка. Ремонт одной стандартной пятиэтажки обходится примерно миллион долларов. К тому же лет через 20 возникнет ситуация, когда придется не только инженерию менять и утеплять фасады, а и «влезать» в перекрытия, поскольку они тоже рассчитаны на определенный срок.

Однозначно, можно считать этот проект не реальным хотя бы потому, что по новому Жилищному кодексу для того, чтобы начать подобные работы в доме, требуется получить согласие всех до единого жильцов, что практически невозможно. А уж если прийти с таким предложением к людям, которые на опыте своих родных или знакомых знают, как ведутся такого рода стройки у нас, то никакие коврижки уговорить их не помогут.

Действительно перспектива месяцами над головой у себя вместо потолка видеть открытое небо! То есть если мы сегодня не начнем эффективно сносить пятиэтажный жилищный фонд, то создадим колоссальную проблему своим детям, которые через 25-30 лет будут жить и работать в наших городах.

В чем же сложность реконструкции? Одно дело - застраивать свободную поляну. Лишь бы были коммуникации, а так ставь дома и ставь. Чего проще? Дело в том, что заниматься обновлением жилья власти планируют за счет инвесторов. Но денежным людям, до сих пор не исключающим возможности строить не по дому, а целыми кварталами, надо представлять, что 2-3 этажа, кото-

ЗАГОРОДНОВ Е.И.

рые можно надстроить над реконструируемыми пятиэтажками, после продажи в них квартир едва-едва позволяют отбить вложенные деньги.

Если и затеваться с обновлением архаичной застройки, то ее надо вести по госзаказу и с другими более капитальными целями. На деньги из совокупного бюджета заказать проектную документацию на комплексный проект обновления (реновации) выбранных кварталов. Но рассчитывать только на средства из бюджета - значит заранее обречь программу на провал.

Понимая это надо создать инвесторам наиболее привлекательные условия участия в программе. Для успешного старта, необходимо предоставить самые выгодные кварталы, где вместо снесенного квадратного метра жилой площади можно построить возможно большее количество квадратных метров. Но при этом надо узаконить право переселенцев остаться в своем районе.

Поразмыслив, большинство горожан, узнав, что ссылка в любой другой спальный район им не грозит, разумно рассудив, что новая квартира есть новая квартира, согласятся на временный неудобства связанные с непродолжительным проживанием во вполне комфортном государственном арендном жилье (не коммерческая аренда). Таким образом для сноса пятиэтажек надо развивать маневренный фонд в виде государственного арендного жилья с доступной арендой не выше эксплуатационных затрат собственного жилья.

Но откуда взять деньги на акцию подобного масштаба? Просто из одной любви к народу все пятиэтажки снести очень сложно. Городской бюджет - не бездонная бочка. Основой программы является несложная схема - поэтапное государственно частное партнерство. Город выделяет застройщику пустой земельный участок, тот на свои средства строит на нем жилое здание. В этот дом или его часть переселяет жильцов одной или нескольких "хрущевок", которые планируется снести первыми и затем осуществляет заключительный 3-й этап - реконструкцию собственно квартала (микрорайона). После завершения всего цикла (строительство - переселение - реконструкция) фирма-застройщик получает следующий земельный участок, под расселение пятиэтажек, так происходит так называемое волновое переселение.

Далее такая схема повторяется то количество раз, которое указано в договоре между застройщиком и городом. Каждый раз застройщик получает определенное число

квартир в каждом построенном им новом доме на месте сносимого, а также безвозмездно земельный участок для строительства коммерческих зданий, а государство соответствующую долю в этом построенном жилье. По данным специалистов, городу достается не менее трети квартир в возводимых по приведенной выше схеме домах, а жильцы снесенных строений получат бесплатно новое благоустроенное жилье с улучшенными характеристиками в местах их постоянного проживания.

Получить у города земельный участок под строительство - дело трудное и недешевое. Поэтому застройщику легче отдать городу треть квартир в новых домах, чем не строить вообще. Кроме того, учитывая, что общая жилая площадь новостройки на реконструированной территории будет превосходить площадь снесенной пятиэтажки, можно не сомневаться в очевидной обоюдной выгоде, получаемой как городом, так и застройщиком.

Впрочем, чтобы горожане стали настоящими союзниками программы, нужен еще один шаг: издать распоряжение об обязательных публичных слушаниях, на которые должен выноситься проект реконструкции каждого квартала. Что это значит? Раньше жителей лишь информировали о том, что власть затевает в районе их проживания, а теперь к реализации проекта приступают, лишь получив законные основания. Просто надо перевести эту проблему в несколько иную плоскость. Но деваться некуда, надо приводить в порядок кварталы.

При реконструкции кварталов несколько увеличивается численность жителей микрорайона, но главное условие, объем нового строительства при реконструкции должен быть больше сноса, чтобы решать проблемы не только переселенцев, но и новоселов.

Остается главный вопрос. Чем заменить сносимые пятиэтажки? Ответ дает государственная программа перехода на преимущественное домостроение малоэтажного городского жилья - освоение застроенных территорий проводить путем реновации, как правило, за счет вновь образуемых малоэтажных кварталов и повышения плотности застройки, до нормативно допустимой, без ущерба для качества среды обитания.

Высокоплотная и высокоэффективная малоэтажная застройка типа «КоловоротЪ» характеризуется более низкой ресурсоемко-стью (земельной, энергетической, материальной), интенсивной социальной жизнью и возможностями для обеспечения безопасности жизни.

Выход полезных площадей при прочих равных условиях у системы «КоловоротЪ» значительно выше обычного пятиэтажного панельного домостроительства, в среднем до 40% (таблица 1. п. 6)), и существенно выше, чем при традиционном многоэтажном, многоквартирном - более 20%, в зависимости от типов применяемых домов серии «Колово-ротЪ».

При этом, что принципиально важно, с выполнением всех, я подчеркиваю всех, нормативных требований по площадям придомовых территорий и количеству парковок. Это преимущество достигается за счет более

мягких нормативных требований к планированию дворовых территорий при малоэтажном домостроительстве и как следствие, более эффективного использования городских земельных участков, а также оптимального объемно-планировочного решения реконструируемых жилых кварталов в системе «КоловоротЪ».

Загородное Е.И. - профессор, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: e. zagorodnov@gmail.com

Таблица 1 - Эффективность типов реконструкции застроенных территорий

№ Наименование показателей градостроительных систем Многоквартирный пятиэтажный панельный жилой, серия 1 -335 Многоквартирный малоэтажный жилой дом. сер. «Коловорот» Многоквартирный многоэтажный монолитный жилой дом типа «Квадро» (24х 24 м)

1 Площадь расчетного зе- 1,0 (типовой квартал 1,0 (4 типовых 1,0 (квартал

мельного участка - микрорайона (га) 100х100м) квартала «КоловоротЪ» 100x100 м)

2 Допустимое количество строений (секций), (шт.) 2 ж. дома (8 секций) 16 ж.домов 1 жилой дом (1 секция)

3 Количество жителей (чел/га) 312 374 364

4 Количество квартир (шт.) в т.ч. 1К, шт. 2К, шт. 3К, шт. 120, в т.ч. 40 (1 к = 30 м2) 40 (2 к = 41 м2) 40 (3к = 55 м2) 144, в т.ч. 48 (1 к = 30 м2) 48 (2 к = 47 м2) 48 (3к = 68 м2) 140, в т.ч. 28 (1кс = 28,9 м2) 28 (1к = 37,9 м2) 28 (1к = 50,8 м2) 28 (2к = 56,8 м2) 28 (2к = 60,0 м2)

5 Количество этажей расчетное, (шт.) 5 3 14

6 Общая площадь к-р (м2) 5040,0 6928,0 5645

7 Количество м/мест треб. / факт. (шт.) 100 / 12 120/128 126/ 126

8 Придомовая территория факт. всего / на 1 жителя, (м2) 3089 / 9,9 7696 / 12.87 7488/ 11,5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.