Научная статья на тему 'Реконструкция образа человека как личности на основе его непроцессуальных и процессуальных характеристик и идиостиля'

Реконструкция образа человека как личности на основе его непроцессуальных и процессуальных характеристик и идиостиля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1744
1560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ИДИОСТИЛЬ / SYSTEMIC AND FUNCTIONAL APPROACH / HUMAN IMAGE / SELFHOOD / IDIOSTYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Игнатов Иван Александрович

Работа посвящена созданию объективной реконструкции образа человека при помощи анализа языкового материала. Исследование является продолжением работы кировских лингвистов по реконструкции образа человека, который рассматривается как совокупность непроцессуальных и процессуальных характеристик. В данной работе подход к реконструкции образа человека несколько изменён. Во-первых, в качестве основы реконструкции используется личность человека, которая рассматривается как интегративная, динамическая, социально обусловленная и исторически развивающаяся система свойств и качеств человека как индивидуума. Во-вторых, доминантные характеристики личности выявляются через посредство анализа не только непроцессуальных и процессуальных характеристик, но также речевого поведения, включающего характеристику манеры говорить и прямой речи как формы реализации коммуникативного намерения человека (идиостиля].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstruction of the human image as a person on the basis of its non-procedural and procedural characteristics and idiostyle

The article is devoted to the creation of an objective reconstruction of the human image through the analysis of language material. The investigation continued the work of Kirov linguists on the reconstruction of the human image, which is considered as a set of non-procedural and procedural characteristics. In this paper, the approach to the reconstruction of the human image has been somewhat changed. At the first, as the basis of reconstruction, the person's selfhood is used, which is viewed as an integrative, dynamic, socially conditioned and historically developing system of the properties and qualities of the human as an individual. At the second, the dominant characteristics of the personality are revealed through the analysis of not only non-procedural and procedural characteristics, but also speech behavior, including the characterization of the manner of speaking and direct speech as a form of realization of the communicative intention (idiostyle).

Текст научной работы на тему «Реконструкция образа человека как личности на основе его непроцессуальных и процессуальных характеристик и идиостиля»

УДК 811.161.1'23

И. А. Игнатов

Реконструкция образа человека как личности на основе его непроцессуальных и процессуальных характеристик

и идиостиля

Работа посвящена созданию объективной реконструкции образа человека при помощи анализа языкового материала. Исследование является продолжением работы кировских лингвистов по реконструкции образа человека, который рассматривается как совокупность непроцессуальных и процессуальных характеристик. В данной работе подход к реконструкции образа человека несколько изменён. Во-первых, в качестве основы реконструкции используется личность человека, которая рассматривается как интегративная, динамическая, социально обусловленная и исторически развивающаяся система свойств и качеств человека как индивидуума. Во-вторых, доминантные характеристики личности выявляются через посредство анализа не только непроцессуальных и процессуальных характеристик, но также речевого поведения, включающего характеристику манеры говорить и прямой речи как формы реализации коммуникативного намерения человека (идиостиля).

The article is devoted to the creation of an objective reconstruction of the human image through the analysis of language material. The investigation continued the work of Kirov linguists on the reconstruction of the human image, which is considered as a set of non-procedural and procedural characteristics. In this paper, the approach to the reconstruction of the human image has been somewhat changed. At the first, as the basis of reconstruction, the person's selfhood is used, which is viewed as an integrative, dynamic, socially conditioned and historically developing system of the properties and qualities of the human as an individual. At the second, the dominant characteristics of the personality are revealed through the analysis of not only non-procedural and procedural characteristics, but also speech behavior, including the characterization of the manner of speaking and direct speech as a form of realization of the communicative intention (idiostyle).

Ключевые слова: системно-функциональный подход, образ человека, личность, идиостиль.

Keywords: systemic and functional approach, human image, selfhood, idiostyle.

В современном языкознании выделяются две ярко выраженные тенденции, обусловленные общими для науки в целом направлениями развития: 1) фокусировка на человеке, то есть изучение языка как специфического феномена, созданного человеком и функционирующего исключительно в человеческом обществе, а также описание человека как феномена средствами языка (антропоцентрическое направление); 2) расширение в науке о языке объекта изучения, выход за пределы чисто лингвистических исследований, и, как следствие, заимствование методов других дисциплин, прежде всего, смежных (системно-функциональное направление) [1].

Обе эти тенденции пересекаются и находят своё явное выражение в проблеме воспроизведения образа человека на основе фактов языка, которой в России исследователи заняты уже более четверти века. Когда и у кого впервые возникла мысль о возможности восстановления облика человека по языковым данным, в настоящий момент сказать трудно. Во всяком случае, уже В. В. Виноградов обращается к ней [2]. Однако широкий интерес к этой проблеме возник в 8090-е гг. ХХ в. вследствие распространения в русской лингвистике антропоцентризма. В это же время стало возможным её комплексное решение, благодаря системно-функциональному направлению, которое является связующим звеном для ряда наук.

Работы по воссозданию образа человека лингвистическими методами ведутся преимущественно в двух направлениях: реконструируется образ человека вообще, находящий своё выражение в соответствующем концепте и присущий определённому народу определённой эпохи [3]; реконструкции подвергается отдельный человек, индивид [4]. Разумеется, и то и другое направление не могут существовать порознь, поскольку для того чтобы верно описать образ конкретного человека, необходимо провести его сличение с представлениями о человеке вообще, и, наоборот, для правильного построения концепта ЧЕЛОВЕК важными являются данные о конкретных людях, их особенностях, индивидуальности. В данных исследованиях предметом изучения становится речевая или предметная, целенаправленная деятельность человека, отдельные его характеристики (параметры по Ю. С. Степанову) или их совокупность, в результате чего рисуется портрет человека как такового или человека как индивида.

© Игнатов И. А., 2017

Несмотря на то что накоплен большой теоретический и эмпирический материал, связанный с описанием человека, представления о нём как носителе личностных качеств в большинстве своём до сих пор являются общими и неопределёнными.

Мы ставим перед собой цель составить схему объективной реконструкции образа человека как личности на основе языковых фактов. Объективной реконструкцией мы называем такую, по которой возможна идентификация определённого лица.

Для того чтобы образ получился объективным и непротиворечивым, языковые факты, в которых отражены те или его стороны, должны быть взяты в системе. Такое системное описание было разработано С. В. Черновой, которая в основу положила деятельностный подход: человек изучается в деятельности, выраженной языковыми средствами. Деятельность рассматривается как «сцепка», интегрирующая различные сведения об объекте исследования, которые распределяются в две группы: непроцессуальные и процессуальные характеристики [5].

Сведения о человеке охватывают всю его жизнь и потому должны собираться последовательно, выстраиваться в линию, которую можно представить в виде жизненного пути [6], пройденного человеком, и исследователь должен повторить этот путь вслед за объектом своего изучения.

Для того чтобы реконструкция оказалась максимально приближенной к «оригиналу», необходима объективная основа. Такой объективной основой служит личность, запечатлённая в языке, как важнейшая составляющая, доминантная характеристика человека, - высшая интеграционная система, отражающая его индивидуальный путь развития в обществе.

Рассмотрим далее личность как лингвистический и экстралингвистический феномен и параметры её характеристики.

Личность как лингвистический и экстралингвистический феномен

Личность является относительно поздним продуктом исторического развития общества. Понятие «личность» в русском языке возникает в Новое время - не ранее второй половины XVII в. [7], и лишь к середине XIX в. в слове личность конституируются основные характеристики, присущие этому понятию и представленные в том или ином виде в сознании современного носителя русского языка [8]. Так, в 40-50-е гг. XIX в. слово личность «начинает прилагаться не только к лицу, сознающему себя, стоящему на известной ступени своего духовного развития, но и вообще ко всякому отдельному человеку как особи» [9]. Современное словоупотребление показывает, что личность превращается в индивида, который выступает в качестве носителя прав и обязанностей и в определённой степени противопоставляет себя обществу, коллективу [10], то есть слово личность используется для номинации всякого человека как носителя личностных (индивидуальных] характеристик. Каждый человек - личность [11].

Объектом научного изучения личность становится в XX в. Под разными углами зрения личность рассматривается представителями различных направлений и течений в психологии, философии, социологии и других науках, в том числе и лингвистике. Дать обзор всех существующих на сегодняшний момент концепций личности, пусть и ограниченных рамками хотя бы одной дисциплины, - задача непростая и претендующая на роль самостоятельного исследования. Мы ограничимся некоторыми, с нашей точки зрения, наиболее важными, доминантами этого понятия.

На основе работ отечественных исследователей, а также обобщающих определений, представленных специализированными словарями [12], мы составили следующее определение личности. Личность - это (1] высшая интегративная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств индивида, которая (2] формируется в процессе его социокультурного развития (3] в результате конкретной деятельности (труда].

Именно это определение личности позволяет избрать для её описания общее для лингвистики и смежных с ней дисциплин основание - системно-функциональный анализ объекта научного познания. Такой подход предполагает, что при характеристике человека как личности необходимо рассматривать совокупность его личностных (= индивидуальных] свойств и качеств как систему, определённым образом структурированную и функционирующую под контролем сознания человека и сообразно его деятельности в тот или иной период его жизни.

В определении мы выделили три ключевые характеристики личности. Во-первых, личность есть результат, на данный момент - конечная точка онтогенетического развития человека

[13]. Во-вторых, личность не является врождённой системой, - это продукт общества и эпохи

[14]. Вне общества личности не существует. Но и в обществе, у каждого народа и у одного и того же народа в разные периоды его исторического развития - понятие о личности своё. Изучая личность, её жизненный путь, мы изучаем и общество, и культуру, в которые она включена, и социально-политическую и социально-экономическую ситуацию и т. д. - в целом эпоху, историко-58

культурную реальность. В-третьих, важнейшим условием формирования личности является деятельность [15]. Личность формируется в результате конкретной деятельности (труда), что предполагает и обратное - деятельность является выразителем особенностей личности, по деятельности, по труду личности можно выявить основные её характеристики, на основе изучения деятельности можно представить саму личность.

Человек, развитие которого происходило в обществе и который достиг высокого уровня психического развития, является личностью. Можно сказать, что каждый человек - личность. Однако один человек как личность отличается от другого человека, также являющегося личностью, степенью развития психической сферы и уровнем социализации. В связи с этим мы будем исходить из следующей посылки: каждый человек - личность с определённым, соответствующим норме, уровнем психического развития и социализации. Личности различаются именно степенью отклонения от стандарта, принятого в данном обществе, социальной группе в определённый период развития общества.

В этом смысле важной характеристикой личности, на наш взгляд, оказывается её социальная зрелость / незрелость, которая детерминируется уровнем личностного развития индивида как результатом социализации, в ходе которой он интернализует общественные ценности и становится полноценным членом общества. Шкала зрелости / незрелости выстраивается по степени развития мотивационной сферы личности, эстетических и интеллектуальных способностей, по степени активного участия в жизни общества [16]. Так, зрелой личностью называют человека как полноценного субъекта общественной деятельности со сложившейся иерархической мотиваци-онно-потребностной сферой, в которой доминируют высшие духовные потребности [17]. По логике вещей, незрелая личность - та, которая не обладает всеми или некоторыми из перечисленных выше признаков зрелой личности.

От личности к образу через деятельность

С. В. Чернова рассматривает реконструкцию образа человека на основе анализа его деятельности [18], которая фиксируется в фактах языка как непроцессуальные и процессуальные характеристики.

Непроцессуальные характеристики - это вербализованные сведения о человеке, в которых проявляются индивидуальные его особенности, проявляется личность человека (внешний вид, предметное окружение, система ценностей и т. д.], а также это предпосылки становления личности человека (генетические особенности, социокультурная среда, в которой происходит формирование человека, социальное окружение и т. д.], «содержащие информацию, так или иначе влияющую на модель поведения человека в разного рода ситуациях на протяжении его жизненного пути» [19].

Непроцессуальные характеристики указывают на те свойства, которые делают человека неповторимой индивидуальностью, отличающей его от других индивидуумов. Они служат как бы маркерами, которые есть проявления неповторимых личностных свойств и по которым можно отличить одну индивидуальность от другой, а в совокупности дают внешнее представление о личности.

Набор непроцессуальных и процессуальных характеристик может быть очень широк, поэтому при воссоздании личности необходимо вычленять наиболее значимые из них, отражающие результат культурного, социального развития индивида. Непроцессуальные характеристики иерархически неоднородны. Наибольшую значимость, на наш взгляд, представляет система ценностей, которая является «квинтэссенцией» остальных непроцессуальных характеристик. Ср.: «Система ценностных ориентаций занимает ведущую позицию в структуре личности человека и обнаруживается в его целях, убеждениях, идеалах, установках, интересах и других личностных проявлениях... В процессе человеческой деятельности ценностные ориентации выступают основными регуляторами поведения и социальной активности личности» [20].

Анализ процессуальных характеристик представляет собой последовательное изучение компонентов, составляющих в совокупности деятельность человека (мотив, цель, предмет, операции, действия, средства, условия, результат] и выраженных в языковых формах. В итоге исследователь выстраивает лингвистическую модель поведения человека на протяжении его жизненного пути [21]. С. В. Чернова дает следующее определение данного понятия. Ср.: Модель поведения - «это отраженная в языковых формах схема его целенаправленной деятельности от замысла до осуществления замысла, в основе которой лежат мотивы и цели, обусловливающие разные виды этой деятельности» [22]. Наиболее полной такая модель получается, если анализ деятельности производится посредством изучения ключевых ситуаций [23]. Это те ситуации, которые

определяют направление жизненного пути человека и в которых наиболее ярко обнаруживает себя типичная для конкретного индивида модель поведения.

Ключевыми ситуациями можно назвать наиболее значимые события в жизни субъекта, которые требуют принятия сложного решения, мобилизации его умственных и духовных сил и в которых совершаются исключительные по своему значению поступки и, следовательно, оказываются решающими для понимания личности субъекта.

Поведение отдельного человека в ключевых ситуациях индивидуально, обусловлено его неповторимыми личностными свойствами. Поведение человека в разных ключевых ситуациях будет различным, если различны цели деятельности в этих ситуациях и различны задачи. Последние определяют выбор определённых тактик поведения. Тактика поведения - это совокупность средств и приёмов, избираемых в соответствии со способностями и возможностями человека, направленная на поиск решения в определённой ситуации и её разрешение.

Особым параметром характеристики личности при реконструкции образа оказывается речевое поведение.

Кировские лингвисты относят речь и к непроцессуальным (коммуникативные навыки, речевая культура, языковой вкус], и к процессуальным характеристикам (речевое поведение, речевой этикет, выбор языковых средств для конкретного акта коммуникации, коммуникативные тактики, языковая компетентность] [24], что представляется вполне логичным.

Действительно, речевая деятельность, если проводить исследование в её важнейшей функции - коммуникативной, является частной проблемой по отношению к деятельности человека вообще и представляет собой «процесс использования языка для общения во время какой-то другой человеческой деятельности» [25], а значит, содержит в себе языковые данные, которые могут быть эксплицированы посредством непроцессуальных и процессуальных характеристик. Разумеется, существует такой специфический вид речевой деятельности, как общение ради общения, который, очевидно, представляет собой заслуживающий внимания яркий элемент образа человека, но самостоятельным объектом характеристики быть не может, поскольку понятия «общение» и «деятельность» являются соподчинёнными, а значит, общение как самоцель следует отнести к процессуальным характеристикам.

Ничем иным как непроцессуальными характеристиками являются речевые навыки, умения, которые позволяют осуществлять эффективную коммуникацию; физические свойства речевого сигнала, свидетельствующие об анатомо-физиологических особенностях индивида; особенности в области фонетики, лексики, морфологии, словообразования, позволяющие определить, откуда родом человек, в какой социальной среде воспитывался, средства невербальной коммуникации; вокабуляр, индивидуальный тезаурус: разговорные штампы, шаблоны, фразеологизмы, фразеорефлексы и т. д. и т. п., которые свидетельствуют о принадлежности человека к определённой социальной группе и очерчивают его кругозор.

Вместе с тем те особенности речи, которыми наградила человека природа, и те её особенности, которые человек приобрёл в социуме, превратившиеся в речевые способности, сами по себе малозначимы, если отсутствует умение применять их в соответствии с конкретной ситуацией. Такое умение осуществлять отбор средств и ресурсов языка для того, чтобы коммуникация оказалась максимально эффективной, есть языковая (речевая] компетентность, которая может быть вполне отнесена к процессуальным характеристикам, поскольку выбор средств языка - что человек использует и почему - достаточно определённо характеризуют его модель поведения и, в целом, колоритно описывают индивидуальность.

Рассматривая речевую деятельность в когнитивной функции, мы неизбежно сталкиваемся с самим механизмом осуществления процесса мышления. «Мыслительный процесс представляет собой конкретную мыслительную деятельность, то есть оперирование словесно оформленными мыслями... Материальным носителем идеального процесса мышления является внутренняя речь» [26]. Этот аспект речевой деятельности, несомненно, важен для воссоздания целостного образа человека, поскольку, анализируя мыслительный процесс, мы можем взглянуть на деятельность человека (т. е. рассмотреть процессуальные характеристики] под иным углом зрения -увидеть не отдельные поведенческие акты, составляющие деятельность человека извне, а заглянуть в когнитивный ход их развития.

Итак, доводы, которые представлены кировскими учеными, мы находим убедительными.

Однако речевую деятельность мы будем относить к отдельному аспекту анализа образа человека, исходя при этом из следующих оснований.

Во-первых, речь человека содержит языковые единицы и синтаксические конструкции, которые уникальны для каждого индивида, и, на наш взгляд, не столько характеризуют человека, сколько служат идентификации его личности, а потому их невозможно отнести ни к процессу-60

альным, ни к непроцессуальным характеристикам. Такие лексические и синтаксические единицы (функциональные слова, частотная лексика, т. е. «любимые» слова, текстовые аномалии, авторские знаки пунктуации, распределение длины предложения и т. д.] используются, например, для идентификации авторства текста [27], а для нас они представляют интерес, поскольку представляют собой отпечаток личности человека.

Во-вторых, анализ непроцессуальных и процессуальных характеристик требует от нас пристального внимания к содержанию текста, который содержит ответы вопросы о том, что персонаж говорит, что говорят о нём, что именно он делает и т. д. Основным приёмом анализа при этом является исследование ключевых слов и словосочетаний, высказываний и даже определённых фрагментов текста - значительный по объёму языковой материал. Объектом анализа при такой характеристике является повествовательный текст и от третьего, и от первого лица. Анализ того, как человек говорит, как устроена его мыслительная деятельность требуют экспликации не меньшего объёма данных, а объектом анализа становится, прежде всего, прямая речь. И уже только поэтому анализ речевой деятельности должен быть произведён отдельно.

Выделяя речевую деятельность в отдельный раздел анализа образа человека, мы, прежде всего, ставим перед собой задачу экспликации в речевой деятельности человека социальных и индивидуальных черт, которые могут быть определены как индивидуальный речевой стиль персонажа (идиостиль), при этом следуем подходу, созданному В. В. Виноградовым, Л. В. Щербой и Г. О. Винокуром и предполагающему широкий филологический анализ. Ср.: Идиостиль - это «совокупность языковых и стилистико-текстовых особенностей, свойственных речи писателя, ученого, публициста, а также отдельных носителей языка» [28].

Примерная схема анализа человека как личности может быть такой.

1. Непроцессуальные характеристики:

- сведения, в которых проявляется личность человека;

- органические, заложенные природой и воспитанием условия для формирования личности.

2. Процессуальные характеристики:

- цель жизни (генеральная линия жизни);

- мотивы действий и поступков;

- принятие решений;

- поведение в ключевых ситуациях;

- верификация.

3. Идиостиль:

- интериоризованный дискурс;

- внешняя речь [29].

Итак, реконструкция и интерпретация образа человека как личности, на наш взгляд, включает в себя три структурообразующих элемента: речевая деятельность (идиостиль], непроцессуальные и процессуальные характеристики.

Процессуальные характеристики являются важнейшим членом этой триады, позволяющей выполнить поставленную пред исследователем задачу воссоздания образа. Анализ идиостиля позволяет нам уточнить характеристики, составляющие личностные свойства человека и эксплицируемые посредством анализа непроцессуальных и процессуальных характеристик, и выделить идентифицирующие речевые особенности, являющиеся теми мазками, которые завершают целостный его образ.

Предложенная нами методика анализа человека как личности, свойства и качества которого эксплицируются через посредство анализа языкового материала, как нам кажется, позволит приблизиться к созданию реконструкции целостного образа человека. Характеристика человека как личности в соотнесении с понятием «образ человека» и с опорой на языковые факты позволит объективировать его описание, даст в руки исследователей конкретный материал, позволяющий выявить его доминантные характеристики. Это откроет путь к более глубокому познанию человека как личности не только в лингвистике, но в других науках.

Примечания

1. См., напр.: Дуличенко А. Д. О перспективах лингвистики XXI века // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1996. № 5. С. 124-131; Алефиренко Н. Ф. Перспективы развития науки о языке // Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2007; Чернова С. В. Лингвистика и ее место в междисциплинарном научном пространстве / / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3(2]. С. 8-13.

2. Виноградов В. В. О художественной прозе. М.; Л., 1930.

3. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка (попытка системного описания] // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-67; Интерпретация образа человека. Опыт лингвистического описания собира-

тельного образа человека. Образ жителей г. Кирова. Киров, 2011; Калинина Л. В. Семантика и функционирование существительных «человек», «человечество», «человечина» и «человечность» в современном русском языке // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2007. № 17. С. 81-86; Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2010; Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986; Сергиева Н. С. Пространство и время жизненного пути в русском языковом сознании. СПб., 2009; Уфимцева Н. В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 2000; Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ Киров, 2008; Чернова С. В., Калинина Л. В. Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 2-2. С. 8-12; Чернова С. В. Образ человека: толкование термина, источники для изучения, множественность интерпретаций, лингвистический анализ // Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема: материалы Междунар. конф. 5-7 октября 2011 года / отв. ред. С. В. Чернова, Л. В. Калинина. Киров, 2011. С. 9-24; Чернова С. В. Процессуальные и непроцессуальные характеристики человека как основа для реконструкции его образа // Рациональное и эмоциональное в русском языке: Междунар. сб. науч. тр. М., 2012. С. 554-558; Чернова С. В. Понятие «образ человека» как лингвистический термин // Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Меж-дунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г.: в 7 ч. М., 2013. С. 24-25 и др.

4. Закирова О. В. Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2007; Интерпретация образа человека. Образ публичных людей г. Кирова / [науч. ред. С. В. Чернова]. Киров, 2012; Наумова Н. Г. Языковые средства создания образа П. И. Чичикова (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»]. Киров, 2010; Панов М. В. История русского литературного произношения XVШ-XX вв. / отв. ред. Шмелёв. М., 1990; Хлупина М. А. Особенности языковой личности С. Д. Довлатова: дис. ... канд. филол. наук. М., 2014; Шибанова А. Н. (Глухих А. Н.] Языковые средства создания образов А. В. Суворова и М. И. Кутузова в исторической прозе Р. М. Зотова // Проблемы языковой картины мира в синхронии и диахронии: сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф. молодых ученых. Вып. 13. 2016 г. Н. Новгород, 2016. С. 199-203. и др.

5. Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ...

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 237; Сергиева Н. С. Указ. соч. С. 152-153.

7. Виноградов В. В. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. // История слов. М., 1994. С. 271.

8. Там же. С. 273; Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка в 30-90-е годы XIX века. М.; Л., 1965. С. 204.

9. Там же.

10. Игнатов И. А. Семантика слова личность и её отражение в языковом сознании современного человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: науч. журн. 2011. № 1 (2]. С. 18-21; Игнатов И. А. Слово личность и особенности его функционирования в русском языке // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 146-148.

11. Там же. С. 147.

12. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980; Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984; Бехтерев В. М. Психологическое определение личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Л. В. Куликов [сост.]. М.; СПб., 2009. С. 17-18; Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1997. Волков В. Н. Онтология личности: дис. ... д-ра филос. наук. Иваново, 2001; Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка // Психология личности. Т. 2. Самара, 2002. С. 160-164; Ильенков Э. В. Что же такое личность? // Философия и культура. М., 1991; Кон И. С. Социология личности. М., 1967; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977; Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Психология личности. Т. 2. Самара, 2002. С. 165-196; Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т. 2. С. 3-16; Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995; Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40-46. Рубинштейн С. Л. Указ. соч.; Большой психологический словарь / сост., общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2002; Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность и личность // Психология личности. Т. 2. Самара, 2002. С. 177-178.

14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. С. 235-236.

15. Рубинштейн С. Л. Указ. соч. С. 41.

16. Кон И. С. Социальная психология. М., 1999. С. 177.

17. Семёнов М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. С. 13.

18. Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ...

19. Чернова С. В. Процессуальные и непроцессуальные характеристики человека как основа для реконструкции его образа. С. 555.

20. Мальцев В. А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2001. С. 4.

21.Чернова С. В. Процессуальные и непроцессуальные характеристики человека как основа для реконструкции его образа. С. 557.

22. Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ... С. 118.

23. Там же. С. 119.

24. Интерпретация образа человека. Опыт лингвистического описания собирательного образа человека; Интерпретация образа человека. Образ публичных людей г. Кирова; Наумова Н. Г. Языковые средства создания образа П. И. Чичикова (на материале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»); Шибанова А. Н. (Глухих А. Н.) Языковые средства создания образов А. В. Суворова и М. И. Кутузова в исторической прозе Р. М. Зотова.

25. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. С. 27-28.

26. Сергеева Ю. М. Внутренняя речь как особая форма языкового общения (на материале англоязычной художественной литературы): дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009. С. 536.

27. См., напр.: Романов А С. Методика и программный комплекс для идентификации автора неизвестного текста: дис. ... канд. техн. наук. Томск, 2010.

28. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. Е. А. Баженова, М. П. Котю-рова, А. П. Сковородникова. М., 2003. С. 95.

29. Данная методика была нами апробирована и дала положительные результаты в исследовании: Игнатов И. А. Личность: лингвистический анализ (семантика и функционирование слова личность в русском языке; человек как носитель личностных характеристик и его отображение в художественном тексте): дис.....канд. филол. наук. Киров, 2013.

Notes

1. See, eg.: Dulichenko A. D. O perspektivah lingvistiki XXI veka [About the prospects of linguistics of the XXI century] // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 9. Filologiy - Herald of Mosk. Univ. Ser. 9. Philology. 1996, No. 5, pp. 124-131; Alefirenko N. F. Perspektivy razvitiya nauki o yazyke [Prospects for the development of the science of language] // Alefirenko N. F. Teoriyayazyka. Vvodnyj kurs [Theory of language. The introductory course]. M. 2007; CHernova S. V. Lingvistika i ee mesto v mezhdisciplinarnom nauchnom prostranstve [Linguistics and its place in the interdisciplinary space] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State Humanities University. 2008, No. 3(2), pp. 8-13.

2. Vinogradov V. V. O hudozhestvennoj proze. [About the prose]. M.; Leningrad. 1930.

3. Apresyan YU. D. Obraz cheloveka po dannymyazyka (popytka sistemnogo opisaniya) [Image of man according to the language (an attempt of system description)] // Voprosy yazykoznaniya - Problems of linguistics. 1995, No. 1, pp. 37-67; Interpretaciya obraza cheloveka. Opyt lingvisticheskogo opisaniya sobiratel'nogo obraza cheloveka. Obraz zhitelej g. Kirova - Interpretation of the image of man. Experience of linguistic descriptions of the collective image of man. The image of the inhabitants of the city of Kirov. Kirov. 2011; Kalinina L. V. Semantika i funkcion-irovanie sushchestvitel'nyh «chelovek», «chelovechestvo», «chelovechina» i «chelovechnost'» v sovremennom russkom yazyke [Semantics and functioning of the nouns "person", "humanity", "human flesh" and "humanity" in the modern Russian language] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State Humanities University. 2007, No. 17, pp. 81-86; Karaulov YU. N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnost' [Russian language and linguistic personality]. M. 2010; Kolesov V. V. Mir cheloveka vslove Drevnej Rusi [The human world in the word of Ancient Rus]. L. 1986; Sergieva N. S. Prostranstvo i vremya zhiznennogo puti v russkomyazykovom soznanii [Time and space life course in the Russian language consciousness]. SPb. 2009; Ufimceva N. V. YAzykovoe soznanie i obraz mira slavyan. [Language consciousness and image of the world of the Slavs] // Language consciousness and image of the world: collection of articles / ed. N. V. Ufimtseva. M. 2000; CHernova S. V. Deyatel'nost': lingvisticheskij analiz [Activity: linguistic analysis] Kirov. 2008; CHernova S. V., Kalinina L. V. Interpretaciya obraza cheloveka kak lingvisticheskaya problema [Interpretation of the image of man as a linguistic problem] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of Vyatka State Humanities University. 2010, No. 2-2, pp. 8-12; CHernova S. V. Obraz cheloveka: tolkovanie termina, istochniki dlya izucheniya, mnozhestvennost' interpretacij, lingvisticheskij analiz [The image of man: the interpretation of the term, the sources for the study, the multiplicity of interpretations, linguistic analysis] // Interpretaciya obraza cheloveka kak lingvisticheskaya problema: materialy Mezhdunar. konf. 5-7 oktyabrya 2011 goda - Interpretation of the image of man as a linguistic problem. Proceedings of the International Conf. October 5-7, 2011 / ed. by S. V. Chernova, L. V. Kalinina. Kirov. 2011. Pp. 9-24; CHernova S. V. Processual'nye i neprocessual'nye harakteristiki cheloveka kak osnova dlya rekonstrukcii ego obraza. [Procedural and non-procedural characteristics of the person as the basis for the reconstruction of its image] // Racional'noe i ehmocional'noe v russkom yazyke: Mezhdunar. sb. nauch. tr. - Rational and emotional in Russian language: coll. of scient. works. M. 2012. Pp. 554-558; CHernova S. V. Ponyatie «obraz cheloveka» kak lingvisticheskij termin [The concept of "image of man" as a linguistic term] // Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 29 noyabrya 2013 g.: v 7 ch. - Prospects of development of science and education: coll. of scientific. works according to the materials of Intern. scientific-pract. Conf. November 29, 2013: in 7 pts. 2013. Pp. 24-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zakirova O. V. Kachestvennye prilagatel'nye kak sredstvo sozdaniya obrazov personazhej romana L. N. Tol-stogo «Vojna i mir»: dis.... kand. filol. nauk. [Qualitative adjectives as a means of creating images of the characters in the novel L. N. Tolstoy's "War and peace": dis. cand. filol. sciences. Kazan. 2007; Interpretaciya obraza cheloveka. Obraz publichnyh lyudejg. Kirova - Interpretation of the image of man. The image of public figures g. Kirova / [scient. ed. S. V. Chernova]. Kirov. 2012; Naumova N. G. YAzykovye sredstva sozdaniya obraza P. I. CHichikova (na materiale poehmy N. V. Gogolya «Mertvye dushi») [Linguistic means of creating the image P. I. Chichikov (based on the poem by N. Gogol's "Dead souls")]. Kirov. 2010; Panov M. V. Istoriya russkogo literaturnogo proiznosheniya XVIII-XX vv. [History of the Russian literary language of XVIII-XX centuries] / ed. by Shmelev. M. 1990; Hlupina M. A. Osobennostiyazy-kovoj lichnosti S. D. Dovlatova: dis.... kand. filol. nauk [Peculiarities of language personality of S. D. Dovlatov: dis. cand.

philol. sciences]. M. 2014; SHibanova A. N. (Gluhih A. N.) YAzykovye sredstva sozdaniya obrazov A. V. Suvorova i M. I. Kutuzova v istoricheskoj proze R. M. Zotova [Linguistic means of creating images of A. V. Suvorov and M. I. Kutu-zov in the historical prose by R. M. Zotov] // Problemyyazykovoj kartiny mira v sinhronii i diahronii: sb. st. po materi-alam Vseros. nauch. konf. molodyh uchenyh - Problems of linguistic picture of the world in the synchrony and dia-chrony: collection of articles on materials of all-Russia scientific conf. of young scientists. Is. 13. 2016. N. Novgorod. 2016. Pp. 199-203. etc.

5. CHernova S. V. Deyatel'nost': lingvisticheskij analiz... [Activity: a linguistic analysis...]

6. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii: v 2 t. [Fundamentals of general psychology: in 2 vol.] Vol. 2. M. 1989. P. 237; Sergius N. C. Op. cit. Pp. 152-153.

7. Vinogradov V. V. Iz istorii slova «lichnost'» v russkomyazyke do serediny XIX v. [From the history of the word "identity" in the Russian language until the middle of XIX century] // Istoriya slov - History of words. M. 1994. P. 271.

8. Ibid. P. 273; Sorokin YU. S. Razvitie slovarnogo sostava russkogo literaturnogoyazyka v 30-90-e gody XIX ve-ka [Development of the vocabulary of Russian literary language in 30-90th years of XIX century.] M.; L. 1965. P. 204.

9. Ibid.

10. Ignatov I. A. Semantika slova lichnost' i eyo otrazhenie vyazykovom soznanii sovremennogo cheloveka [Semantics of the word personality and its reflection in the linguistic consciousness of the modern person] / / Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta: nauch. Zhurn. - Herald of Vyatka State Humanities University: scientific magazine. 2011, No. 1 (2), pp. 18-21; Ignatov I. A. Slovo lichnost' i osobennosti ego funkcionirovaniya v russkom yazyke [Word identity and features of its functioning in the Russian language] / / Iniciativy XXI veka - Initiatives of the XXI century. 2012, No. 3, pp. 146-148.

11. Ibid. P. 147.

12. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti.[Activities and personality psychology]. M. 1980; Asmolov A. G. Lichnost' kak predmet psihologicheskogo issledovaniya [Personality as a subject of psychological research]. M. 1984; Bekhterev V. M. Psihologicheskoe opredelenie lichnost [Psychological definition of the personality] // Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov: hrestomatiya - Personality psychology in works of domestic psychologists: a reader / L. V. Kulikov [comp.]. M.; SPb. 2009. Pp. 17-18; Bozhovich L. I. Problemy formirovani-ya lichnosti [Problems of identity formation]. M.; Voronezh. 1997. Volkov V. N. Ontologiya lichnosti: dis. ... d-ra filos. nauk [The ontology of the person: dis. ... Dr philos. sciences]. Ivanovo. 2001; Vygotskij L. S. Razvitie lichnosti i miro-vozzreniya rebyonka [Development of the personality and outlook of the child] // Psihologiya lichnosti - Psychology of personality. Vol. 2. Samara. 2002. Pp. 160-164; Il'enkov EH. V. CHto zhe takoe lichnost'? [What is a person?] // Filosofiya i kultura - Philosophy and culture. M. 1991; Kon I. S. Sociologiya lichnosti [Sociology of personality]. M. 1967; Leont'ev A N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. M. 1977; Leont'ev A. N. Deyatel'nost' i lichnost' [Activity and personality] // Psihologiya lichnosti - Personality Psychology. Vol. 2. Samara. 2002. Pp. 165-196; Lomov B. F. Lichnost' v sisteme obshchestvennyh otnoshenij [Personality in the system of social relations] // Psihologicheskij zhurnal - Psychological journal. 1981, vol. 2, pp. 3-16; Myasishchev V. N. Psihologiya otnoshenij: izbr. psihol. tr. [Psychology of relationships: selected psyc. works] / edited by A. A. Bodalev. M.; Voronezh. 1995; Petrovskij A. V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv [The Person. Activity. Team]. M. 1982; Petrovskij V. A. Kponi-maniyu lichnosti v psihologii [To the understanding of personality in psychology] // Voprosy psihologii - Questions of psychology. 1981. No. 2, pp. 40-46. Rubinshtejn S. L. Op. cit.; Bol'shoj psihologicheskij slovar' - Big psychological dictionary / comp., general ed. by B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. SPb. 2002; Filosofskij slovar' - Philosophical dictionary / edited by I. T. Frolov. 6th ed., rev. M. 1991.

13. Leont'ev A. N. Deyatel'nost' i lichnost' [Activity and personality] // Psihologiya lichnost - Personality psychology. Vol. 2. Samara. 2002. Pp. 177-178.

14. Anan'evB. G. CHelovek kak predmetpoznaniya [Man as an object of knowledge]. SPb. 2001. Pp. 235-236.

15. Rubinstein S. L. Op. cit. P. 41.

16. Kon I. S. Social'naya psihologiya [Social psychology]. M. 1999. P. 177.

17. Semyonov M. YU. Osobennosti otnosheniya k den'gam lyudej s raznym urovnem lichnostnoj zrelosti: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk [Peculiarities of attitude to money of people with different levels of personal maturity: abstr. dis. cand. psychol. sciences]. Yaroslavl. 2004. P. 13.

18. CHernova S. V. Deyatel'nost': lingvisticheskij analiz... [Activity: a linguistic analysis.]

19. CHernova S. V. Processual'nye i neprocessual'nye harakteristiki cheloveka kak osnova dlya rekonstrukcii ego obraza. [Procedural and non-procedural characteristics of the person as the basis for the reconstruction of his image... ] P. 555.

20. Mal'cev V. A. Sistema cennostej social'nogo rabotnika i psihologicheskie osnovaniya ee ehffektivnogo stanovleniya: dis. ... kand. psihol. nauk [System of values of a social worker and psychological foundations of effective formation: dis. cand. psychol. sciences]. Kemerovo. 2001. P. 4.

21. CHernova S. V. Processual'nye i neprocessual'nye harakteristiki cheloveka kak osnova dlya rekonstrukcii ego obraza.... [Procedural and non-procedural characteristics of the person as the basis for the reconstruction of his image... ] P. 557.

22. CHernova S. V. Deyatel'nost': lingvisticheskij analiz... [Activity: a linguistic analysis...] P. 118.

23. Ibid. P. 119.

24. Interpretaciya obraza cheloveka. Opyt lingvisticheskogo opisaniya sobiratel'nogo obraza cheloveka; Inter-pretaciya obraza cheloveka. Obraz publichnyh lyudej g. Kirova - Interpretation of the image of man. Experience of linguistic descriptions of the collective image of man; Interpretation of the image of man. The image of public figures

of Kirov; Naumova N. G. YAzykovye sredstva sozdaniya obraza P. I. CHichikova (na materiale poehmy N. V. Gogolya «Mertvye dushi») [Linguistic means of creating the image of P. I. Chichikov (based on the poem by N. Gogol's "Dead souls")]; SHibanova A. N. (Gluhih A. N.) YAzykovye sredstva sozdaniya obrazov A. V. Suvorova i M. I. Kutuzova v is-toricheskoj proze R. M. Zotova[Linguistic means of creating images of A. V. Suvorov and M. I. Kutuzov in the historical prose by R. M. Zotov].

25. Leont'evA. A. YAzyk, rech', rechevaya deyatel'nost' [Language, speech, speech activity]. M. 1969. Pp. 27-28.

26. Sergeeva YU. M. Vnutrennyaya rech' kak osobaya forma yazykovogo obshcheniya (na materiale an-gloyazychnoj hudozhestvennoj literatury): dis.... d-ra filol. nauk [Inner speech as a special form of linguistic communication (in English literature): dis. ... Dr philol. sciences]. M. 2009. P. 536.

27. See, eg.: Romanov A. S. Metodika i programmnyj kompleks dlya identifikacii avtora neizvestnogo teksta: dis. ... kand. tekhn. nauk [Methods and software complex for identification of the unknown author of the text: dis. cand. tech. sciences]. Tomsk. 2010.

28. Stilisticheskij ehnciklopedicheskij slovar' russkogo yazyka - Stylistic encyclopedic dictionary of Russian language / under edition of E. A. Bazhenova, M. P. Kotyurova, A. P. Skovorodnikov. M. 2003. P. 95.

29. This method was tested and gave positive results in the study: Ignatov I. A. Lichnost': lingvisticheskij analiz (semantika i funkcionirovanie slova lichnost' v russkom yazyke; chelovek kak nositel' lichnostnyh harakteristik i ego otobrazhenie v hudozhestvennom tekste): dis. .... kand. filol. nauk [Identity: a linguistic analysis (semantics and functioning of a person in the Russian language; man as a carrier of the personal characteristics and display it in a fiction text): dis.....cand. philol. sciences]. Kirov. 2013.

УДК 821.161.1

Д. В. Кротова

Феномен творческой личности в понимании В. Шаламова

В статье раскрывается осмысление В. Шаламовым феномена творческой личности. Помимо собственно художественной одаренности Шаламов выдвигает в качестве первостепенно значимого условия подлинного творчества «судьбу» поэта, т. е. пережитой им драматический опыт. В размышлениях о творческой личности Шаламов большое значение уделяет вопросу о моральном долге, полагая нравственную цель высшей для искусства. Исследуется вопрос о соотношении документального и художественного начал в шаламовской концепции творчества и творческой личности. Рассматривается специфика представлений Шаламова о лирике, которая понимается им, с одной стороны, как диалог двух субъективных сознаний -поэта и читателя, с другой - как объективное выражение переживаний тысяч людей. Существенная грань шаламовской концепции творческой личности заключается в утверждении глубоко национальной природы дарования художника, и поэта в особенности.

In the article is revealed V. Shalamov's understanding of the phenomenon of the creative personality. Besides the artistic talent Shalamov selected as the primary significant condition of true creativity the "fate" of the poet, that is his dramatic personal experience. In thinking about the creative personality Shalamov paid much attention to the question of moral obligation, treating the moral purpose as the highest for art. The specific of Shalamov's idea of poet is determined by the fact that the lyrics in his understanding is on the one hand a dialogue between two subjective minds - of the poet and the reader, and on the other hand is an objective expression of the experiences of thousands of people. A significant facet of Shalamov's concept of the creative personality is the affirmation of the deeply national nature of artistic talent, and poetic in particular.

Ключевые слова: Шаламов, русская литература, литература ХХ в., творческая личность, концепция творчества, документализм, национальное в искусстве.

Keywords: Shalamov, Russian literature, literature of the twentieth century, creative personality, the concept of creativity, documentary in literature, national in the art.

Осмысление природы творчества и феномена творческой личности - проблема, которая встает перед каждым писателем и поэтом. В чем заключается основа и сущность художественного дара? Что представляет собою творческий процесс, какова его логика? Какой смысл заключает в себе понятие творческой личности? Этот комплекс вопросов неизменно актуален для всякого, кто занимается искусством. Особенную значимость эта проблематика приобретает в ХХ в., когда творчество понимается столь различно, когда границы его безмерно расширяются, и у художника возникает особенно острая потребность и в саморефлексии, и в самоопределении.

© Кротова Д. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.