Научная статья на тему 'Реконструкция Екатеринбургской телебашни'

Реконструкция Екатеринбургской телебашни Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
223
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШНЯ / ОБОЛОЧКА / СИМВОЛ / АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА / КОНЦЕПТ / СТРУКТУРА / КОМПОЗИЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / АНАЛОГ / TOWER / SHELL / SYMBOL / ARCHITECTURAL FORM / CONCEPT / STRUCTURE / COMPOSITION / EXPERTISE / ANALOGUE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коротич Андрей Владимирович, Долгов Александр Владимирович

В статье изложена экспертная композиционная оценка одного из предложенных архитектурных решений по реконструкции Екатеринбургской телебашни, включая выявление основных объективных характеристик предложенной формы и ее сравнение с существующими ближайшими аналогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONSTRUCTION OF EKATERINBURG TELEVISION TOWER

In article is considered the compositional expertise of offered architectural solution of recon-struction of Ekaterinburg television tower, including the revealing of basic objective characteristic features of proposed form and the comparison it with nearest built analogs.

Текст научной работы на тему «Реконструкция Екатеринбургской телебашни»

УДК 72.01

КОРОТИЧ А. В.

ДОЛГОВ А. В.

Реконструкция Екатеринбургской телебашни

В статье изложена экспертная композиционная оценка одного из предложенных архитектурных решений по реконструкции Екатеринбургской телебашни, включая выявление основных объективных характеристик предложенной формы и ее сравнение с существующими ближайшими аналогами.

Ключевые слова: башня, оболочка, символ, архитектурная форма, концепт, структура, композиция, экспертиза, аналог.

Коротич

Андрей

Владимирович

доктор архитектуры, член-корр. РААСН, Заслуженный изобретатель РФ, зав. лабораторией «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: [email protected]

Долгов

Александр

Владимирович

кандидат архитектуры, профессор, член-корр. РААСН, Заслуженный архитектор РФ, директор института «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: [email protected]

KOROTICH A. V.

DOLGOV A. V.

RECONSTRUCTION OF EKATERINBURG TELEVISION TOWER

In article is considered the compositional expertise of offered architectural solution of reconstruction of Ekaterinburg television tower, including the revealing of basic objective characteristic features of proposed form and the comparison it with nearest built analogs.

Keywords: tower, shell, symbol, architectural form, concept, structure, composition, expertise, analogue.

Неоднократные конкурсы по реконструкции знаменитой на всю Россию недостроенной Екатеринбургской телебашни стали уже каким-то традиционным архитектурным ритуалом для нашего города. Пожалуй, сегодня не найдется ни одного известного екатеринбургского архитектурного бюро, которое бы не поучаствовало в одном из конкурсов по ее реконструкции. Причины называются самые разные — от ведомственной принадлежности недостроя, не позволяющей использовать этот высотный объект как собственность города или коммерческих компаний, до отсутствия солидных инвесторов/ подрядчиков, способных обеспечить ритмичное финансирование/ реализацию проекта и создать в итоге яркий архитектурный символ города-миллионера, стоящего на стыке Европы и Азии.

В Лабораторию актуальных проблем архитектурного формообразования института УралНИИпроект Некоммерческой организацией «Благотворительный фонд “Уральский витязь”» и авторским коллективом представлен проект «Глобальный маяк», предусматривающий реконструкцию недостроенной телебашни Екатеринбурга и получивший премию на Международном конкурсе проектов 2013 г.

Проект в виде альбома графических компьютерных изображений объекта представлен для проведения архитектурной экспертизы объективных структурно-композиционных характеристик и новизны концептуального решения экспертами Лаборатории института.

Объект, представленный в проекте, позиционируется авторами и инвесторами как новаторский архитектурный символ/образ/знак города Екатеринбурга и Урала, сооружаемый

в преддверии крупных перспективных международных мероприятий, которые могут быть проведены в самое ближайшее время в Евразийской зоне. Это сооружение, по мнению авторов, призвано олицетворять промышленную мощь и научный потенциал гигантского российского региона.

Представленное на экспертизу концептуальное решение преследует цель архитектурно-художественного оформления собственно бетонного ствола башни, что соответствует основной задаче Международного конкурса 2013 г.

Особенности структурно-композиционного построения архитектурной формы объекта

Внешний облик представленного в проекте объекта (Иллюстрация 1) определяется следующими основными структурно-композиционными характеристиками:

• выполнением оболочки, окружающей бетонный ствол башни, в форме двоякораструбной поверхности типа однополостного гиперболоида (имеющей два разнонаправленных соосных раструба, расширяющихся от наиболее узкой серединной горловины к противоположным концам); при этом нижняя часть оболочки, примыкающая к основанию, снабжена волнообразными складками, которые сглаживаются к горловине;

• выполнением очерковой образующей двоякораструбной поверхности в виде кубической параболы;

• конструктивным выполнением верхней части двоякораструбной оболочки в виде однонаправленного решетчатого каркаса, закрученного вокруг бетонного ствола;

Иллюстрация 1. Архитектурный концепт «Глобальный маяк» реконструированной Екатеринбургской телебашни (2013), представленный Некоммерческой организацией «Благотворительный фонд “Уральский витязь”» и авторским коллективом

• остеклением нижней части двоякораструбной оболочки треугольными стеклопакетами по линиям ее триангуляционной аппроксимации (вариант сооружения, представленный в рекламном буклете, предусматривает полное остекление оболочки по всей ее высоте);

• выполнением стеклопакетов из разнотонного стекла и компоновкой их в виде чередующихся однонаправленных спиралевидных полос;

• обрамлением нижней зоны основного двоякораструбного объема двумя кольцевыми навесами-козырьками, выполненными в виде соосных волнистых пологих оболочек с синусоидальными кромками, расположенных друг над другом и по своему очертанию аналогичных волнообразным участкам нижней краевой зоны основной двоякораструбной оболочки;

• сопряжением нижней зоны сооружения (включая оба кольцевых навеса) с наземным трехэтажным призматическим объемом стилобата, в центральной части которого сформирована входная группа;

• завершением основного двоякораструбного объема сооружения композиционной группой остроугольных цилиндрических спиралевидных объемов, установленных на верхней круговой площадке;

• наличием наклонного моста/ перехода/галереи, восходящего от наземного двухэтажного объема к верхнему кольцевому навесу нижней зоны сооружения.

Общая композиционная оценка архитектурной формы объекта

Основной двоякораструбный объем оболочки сооружения имеет изящный силуэт и удачное завершение. Весьма выразительны кольцевые навесы-козырьки в нижней зоне сооружения.

Однонаправленный решетчатый спиралевидный каркас верхней части двоякораструбной оболочки, а также спиралевидные полосы остекления оболочки в варианте сооружения придают объекту визуальную динамичность — эта характерная черта визуального образа всех торсионных оболочек удачно использована в проекте.

При этом следует отметить, что волнообразные гофры-складки нижней части основной двоякораструбной оболочки практически никак не участвуют в формировании своеобразного и уникального силуэта сооружения при восприятии его с дальних дистанций (если бы она была вся гладкая, визуальное восприятие общего силуэта удаленного от зрителя сооружения было бы точно таким же).

Общее композиционное решение сооружения является достаточно целостным; при этом явным диссонансом звучит наземный призматический трехэтажный объем, который смотрится убогим и примитивным, никак композиционно не сочетаясь с основным двоякораструбным объемом.

Композиционно неудачно и весьма схематично решение наклонного моста/перехода/галереи к верхнему кольцевому ярусу нижней зоны сооружения (непонятно его принципиальное функциональное назначение, а также какая-либо иная необходимость появления такой конструкции) — в общей композиции объекта данный элемент смотрится явно чужеродным.

Новизна архитектурной формы объекта(сопоставление с ближайшими более ранними аналогами)

Поставленная авторами цель требует создания своеобразного и неповторимого визуального образа/ облика объекта, определяющего имиджевый уровень сооружения в региональном или мировом масштабе.

Следует помнить общую формулу новизны/ оригинальности любого высотного архитектурного объекта: оригинальная, новая ФОРМА = неповторимый и уникальный СИЛУЭТ + своеобразная ФАКТУРА оболочки (в меньшей степени).

Именно уникальный силуэт определяет мгновенную узнаваемость таких имиджевых всемирно известных высотных объектов, как Эйфелева башня в Париже, Останкинская и Ша-

боловская башни в Москве, телевизионная башня в Сиэтле, конические башни в Кувейте, башня «Куранты» в Каракасе, Венесуэла, наклонная спиралевидная башня III Интернационала В. Татлина, а также уникальная по своим архитектурным формам башня К. Мельникова (памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго) и др.

При этом следует отметить существенное распространение в различных странах мира башен, имеющих общую двоякораструбную форму (типа однополостного гиперболоида), напоминающих градирни. Несмотря на своеобразный выразительный силуэт — их основную отличительную композиционную характеристику, — такие башни, предложенные В. Г. Шуховым еще в позапрошлом

Иллюстрация 2. Телевизионная башня в г. Гуанчжоу, КНР. 2010 г. Проект ARUP

Иллюстрация 3. Телевизионная башня Aspire Sports City Tower, г. Доха, Катар. 2008 г. Арх. Хади Симаан

веке (выставка в Нижнем Новгороде, 1896 г.), уже давно не являются чем-то оригинальным, являясь по сути естественным «дежурным» решением для любого башенного высотного объекта. Среди наиболее известных двоякораструбных башен следует отметить такие, как башня Tabung Haji, г. Куала-Лумпур, Малайзия; Aspire Sports City Tower, г. Доха, Катар; Tornado Tower, г. Доха, Катар; Burj Al Alam, г. Дубай, ОАЭ; телебашня в г. Гуанчжоу, КНР; телебашня в г. Кобэ, Япония.

Не является исключением и представленное на экспертизу решение архитектурной реконструкции башни в Екатеринбурге, достаточно удачно продолжающее вышеприведенный список известных двоякораструбных башен. Естественно, в данном контексте можно говорить лишь

о существенных визуальных различиях в отношении новой оригинальной фактуры оболочки башни, а также нового очертания контурных линий, создающих изящный силуэт сооружения, при констатации очевидного визуального сходства общей композиции объекта с вышеперечисленными аналогами.

Действительно, сравнительный анализ представленного проекта «Глобальный маяк» и уже давно функционирующей башни в г. Гуанчжоу (Иллюстрация 2), показывает их значительное визуальное сходство. В обоих случаях основной элемент всей высотной композиции — оболочка двоякораструбной решетчатой башни (Екатеринбург — высота объекта примерно 220 м; Гуанчжоу — примерно 600 м). При этом в первом случае оболочка башни образуется однонаправленными спиралевидными трубами, а во втором — однонаправленными прямолинейными стержнями.

Весьма сильное визуальное сходство предложенное решение имеет и с хорошо известной башней в г. Кобэ, Япония, а также с очень изящной по силуэту телебашней Aspire Sports City Tower, г. Доха, Катар (Иллюстрация 3).

Основное композиционное отличие проекта «Глобальный маяк» от вышеприведенных аналогичных решений, в своей основной массе аппроксимирующих форму линейчатого однополостного гиперболоида, заключается в том, что в качестве очерковой образующей основной двоякораструбной формы оболочки авторами использована именно

кубическая парабола. Этим и определяется изящество силуэта представленного на экспертизу проектного решения.

В этой связи необходимо отметить очевидный факт: широко используемые в архитектурно-строительной практике известные гиперболические оболочки характеризуются тем, что кривизна раструбов постепенно исчезает по мере удаления от горловины к противоположным концам, превращая их в сопряженные встречные конусы; в результате краевые спрямления очерковой образующей снижают общее изящество силуэта известных аналогичных сооружений.

Принципиальное решение приведенной в проекте формы двоякораструбной оболочки башни, в сущности, определяется двумя общими независимыми параметрами:

• волнообразной кольцевой кромкой нижнего основания (плоской или пространственной — для общей схемы формообразования это не является существенным);

• характером вогнутой контурной кривой (очерковой образующей), по которой происходит сглаживание поверхности от волнообразной складчатой внизу до гладкой кольцевой в срединной и верхней зонах оболочки. Несмотря на то, что данная параметрическая волнистая

поверхность принципиально известна с 1980-х гг. и не является новой (см., например: Михайленко В. Е., Сазонов К. А., Ковалев С. Н. Формообразование большепролетных покрытий в архитектуре. Киев, 1987. С. 65-66, рис. 25, б), авторами проекта удачно произведена ее архитектурно-художественная и геометрическая интерпретация с использованием кубической параболы в качестве очерковой образующей.

Следует положительно отметить факт тщательного математического моделирования оболочки сооружения авторами проекта.

Заключение и рекомендации

1 Совокупный объем новизны представленного на экспертизу предпроектного архитектурного решения реконструкции Екатеринбургской телебашни «Глобальный маяк» позволяет сделать однозначный вывод о том, что оно является оригинальным и имеет имиджевое значение для города-миллионера Екатеринбурга, а также индивидуальную образную/смысловую авторскую трактовку.

2 Архитектурная выразительность представленного решения обеспечивается приданием силуэту башни определенных геометрических характеристик с использованием современных компьютерных технологий системного параметрического моделирования поверхностей; при этом компьютерная визуализация оболочки башни также выполнена на высоком современном уровне.

3 Представленное в проекте концептуальное решение может быть взято за основу дальнейшего проектирования, но, безусловно, требует определенной композиционной доработки в ряде аспектов:

• необходимо усилить новаторство общего решения двоякораструбной оболочки путем осуществления оригинальных плоских или неплоских сечений базовой формы, а также ее параметрического преобразования;

• необходимо переработать схематичное и неудачное решение стилобата до приемлемого композиционного уровня, желательно в нескольких вариантах (в числе возможных путей — изменение высоты и очертания основания, например, конический или полусферический холм с развитой подземной инфраструктурой и т. п.).

Последний пункт требует самого пристального внимания также по причине того, что ряд уже построенных зданий закрывает нижнюю часть существующего ствола башни и препятствует ее полноценному обзору со стороны городской плотины (основной видовой ракурс).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.