Научная статья на тему 'Рекомендации воз по рациональному использованию лекарственных препаратов'

Рекомендации воз по рациональному использованию лекарственных препаратов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2311
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ / СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / RATIONAL APPLICATION OFPHARMACEUTICALS / SYSTEM OF INFORMATION / SYSTEM OF INFORMING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ростова Наталья Борисовна, Кудряшова А. И.

Одним из актуальных и своевременных решений в сфере лекарственного обеспечения населения является создание системы рационального назначения и использования лекарственный: средств. Экспертами ВОЗ было сформулировано понятие "рациональное использование лекарств", а также 12 ключевых положений, способствующих рациональному использованию лекарств, одним из который: является развитие системы независимой информации. Анализ всех 12 положений показал, что их эффективная реализация невозможна без создания четко структурированной системы информации и системы информирования специалистов системы здравоохранения и населения о лекарственных средствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ростова Наталья Борисовна, Кудряшова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The WHO guidelines on rational using of pharmaceuticals

The development of system of rational prescription and application of pharmaceuticals is one of actual and timely solutions in sphere of pharmaceutical support of population. The WHO experts formulated concept of “rational application of pharmaceuticals" and as well 12 key provisions supporting rational application of pharmaceuticals, including development of system independent information. The analysis of all 12 provisions demonstrated that their effective realization is impossible without development of neatly structured system of information and system of informing specialists of health care system and population about pharmaceuticals.

Текст научной работы на тему «Рекомендации воз по рациональному использованию лекарственных препаратов»

2. Баранов А.А., ред. Профилактическая педиатрия. М.: Союз педиатров России; 2012.

3. Шигабутдинова Т.Н. Роль пренатального воспитания в снижении осложнений беременности, родов, перинатальных потерь: Дисс. Казань; 2007.

4. Чимарев В. Как родить счастливого ребенка. Тюменские известия. Парламентская газета. 2011; 13 (5221): 1.

5. Отчет деятельности акушерско — гинекологической службы ГБУРС(Я) "ЯГКБ"за 2014 год. Якутск: ЯГКБ; 2015.

6. Лазарев М.Л. Мамалыш. Рождение до рождения. М.: ООО Издательский дом Кодекс; 2009.

Поступила 01.04.2015

REFERENCES

1. Akhmina N.A. Prenatal Formation of Health of the Child. [Pre-natal'noe formirovanie zdorov'ya rebenka].- Moscow: MEDpress-

inform; 2005. (in Russian)

2. Baranov A.A., ed. Preventive Pediatrics. [Profilakticheskaya pedi-atriya]. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2012. (in Russian)

3. Shigabutdinova T.N. Role of Prenatal Education in Decrease in Complications of Pregnancy, Childbirth, Perinatal Losses. [Rol' prenatal'nogo vospitaniya v snizhenii oslozhneniy beremennosti, rodov, perinatal'nykhpoter': Diss.]. Kazan'; 2007. (in Russian)

4. Chimarev V. How to give birth to the happy child. Tyumenskie iz-vestiya. Parlamentskaya gazeta. 2011; 13 (5221): 1. (in Russian)

5. The Report of Activity of Obstetric Gynecologic Service State Budgetary Institution RS (Ya) YaGKB for 2014. [Otchet deyatel'nosti akushersko-ginekologicheskoy sluzhby GBU RS (Ya) "YaGKB" za 2014god]. Yakutsk: YaGKB; 2015. (in Russian)

6. Lazarev M.L. Mamalysh. The Birth Till the Birth. [Mamalysh. Rozh-denie do rozhdenija]. Moscow: OOO "Izdatel'skiy dom "Kodeks"; 2009. (in Russian)

© Ростова Н.Б., Кудряшова А.И., 2015 УДК 614.2:615.2/.3.03

Ростова Н.Б., Кудряшова А. И.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЗ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

ГБОУ ВПО "Пермская государственная фармацевтическая академия", 614990, г. Пермь, Россия

Одним из актуальных и своевременных решений в сфере лекарственного обеспечения населения является создание системы рационального назначения и использования лекарственных средств. Экспертами ВОЗ было сформулировано понятие "рациональное использование лекарств", а также 12 ключевых положений, способствующих рациональному использованию лекарств, одним из которых является развитие системы независимой информации. Анализ всех 12 положений показал, что их эффективная реализация невозможна без создания четко структурированной системы информации и системы информирования специалистов системы здравоохранения и населения о лекарственных средствах.

Ключевые слова: рациональное использование лекарственных средств; система информации; система информирования специалистов.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 29—32.

Для корреспонденции: Ростова Наталья Борисовна, N-Rostova@mail.ru

RostovaN.B., KudriashovaA.I.

THE WHO GUIDELINES ON RATIONAL USING OF PHARMACEUTICALS The Perm state pharmaceutical academy, 614990 Perm, Russia The development of system of rational prescription and application of pharmaceuticals is one of actual and timely solutions in sphere of pharmaceutical support of population. The WHO experts formulated concept of "rational application of pharmaceuticals" and as well 12 key provisions supporting rational application of pharmaceuticals, including development of system independent information. The analysis of all 12 provisions demonstrated that their effective realization is impossible without development of neatly structured system of information and system of informing specialists of health care system and population about pharmaceuticals.

Keywords: rational application ofpharmaceuticals; system of information; system of informing of specialists

Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 29—32.

For correspondence: Rostova Natal'ya, N-Rostova@mail.ru

Received 22.12.2014

Вопросам рационального использования лекарственных средств (ЛС) национальные регулирующие органы и наднациональные институты в сфере обращения лекарств в последние годы уделяют особое внимание [1, 2]. Регламентирующим документом Минздрава РФ от 13 февраля 2013 г. № 66 определена стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 г. Анализ целей настоящей стратегии показал, что одной из первых является создание системы рационального назначения и использования ЛС, для достижения которой предусмотрено решение ряда задач.

Изучение нормативных правовых актов и иных регламентирующих документов в РФ показало, что понятие "рациональное использование лекарств" не определено ни одним документом.

Анализ международных рекомендаций наднациональных институтов в сфере обращения ЛС, которым,

безусловно, является Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), показал, что экспертами ВОЗ в 1985 г. данное понятие определено следующим образом: "Рациональное использование ЛС означает, что пациенты их принимают надлежащим образом в соответствии с клинической необходимостью, в дозах, отвечающих их индивидуальным потребностям, в течение адекватного периода времени, при этом стоимость ЛС минимальна для пациентов и для общества в целом" [1, 2].

Часто для нерационального использования лекарств имеются вполне определенные причины: недостаток знаний и умений, отсутствие независимой информации о лекарственных препаратах (ЛП), неограниченная доступность препаратов, чрезмерная занятость персонала, неадекватная реклама ЛП, финансовая мотивация их продаж и др.

В исключении причин, способствующих нерациональному использованию лекарств, определяющее значение имеет реализация на уровне государства системных мер, способствующих рациональному использованию лекарств.

ВОЗ выдвигает и рекомендует для реализации на национальном уровне 12 ключевых положений, способствующих рациональному использованию лекарств. Анализ всех положений ВОЗ показывает, что качественная их реализация невозможна без четко организованной и регламентированной системы информации о ЛС и информирования потребителей о ЛП [1—3].

1. Наличие межведомственного государственного органа, координирующего принципы назначения лекарств. ВОЗ подчеркивает необходимость создания на национальном уровне независимых многопрофильных органов контроля за ЛП, которые будут принимать решения относительно годности новых ЛС, предназначенных для сбыта, а также регулярно анализировать используемые ЛС. Данные органы призваны составлять соответствующую информацию, понятную не только врачам и фармацевтам, но и другим участникам процесса обращения ЛС, разрабатывать организационную систему фармацевтической информации, способствующую ее доведению до конкретного потребителя. Национальным регламентирующим органам рекомендовано осуществлять обмен информацией между собой. В результате более интенсивного обмена технической информацией между национальными органами контроля можно не только эффективно использовать имеющиеся данные, но также провести основательный пересмотр законодательства по ЛС в тех странах, которые в большей степени зависят от импорта фармацевтических продуктов. Национальные регламентирующие органы, которые будут освобождены от необходимости проводить независимый технический анализ на предмет готовности каждого ЛС для сбыта и у которых, возможно, нет финансовых и технических возможностей для проведения подобного глубокого анализа, будут иметь большие возможности для решения вопросов о том, как можно использовать каждое ЛС в местных условиях, а также как можно проконтролировать наличие соответствующей информации для всех категорий врачей [1, 2].

2. Использование клинических руководств. Разработка клинических руководств должна осуществляться для каждого уровня здравоохранения и с участием практических врачей. При этом они должны быть легко читаемы, выверены путем аудиторских проверок и обратной связью с пользователями и должны внедряться только после официального утверждения экспертным органом.

3. Использование списка необходимых лекарств, составленного на основе лучших стандартов лечения. Документация, сопровождающая ЛП, должна содержать всестороннюю информацию, позволяющую сделать рациональный выбор, назначение и использование ЛП для всех категорий потребителей информации, особенно по ЛП, входящим в перечень основных (жизненно-необходимых) ЛС.

4. Наличие лекарственных и терапевтических комитетов в регионах и больницах. Лекарственные и терапевтические комитеты (ЛТК), также известные как формулярные комитеты или комиссии, являются ответственными за разработку политики рационального выбора и использования лекарств на различных уровнях (медицинской организации, района, города и др.). Членами ЛТК должны быть представители основных медицинских специальностей и администрации, они должны быть независимыми и официально заявить об

отсутствии у них каких-либо конфликтов интересов в отношении ЛП. ЛТК содействует разработке программ, нацеленных на удовлетворение нужд медицинского персонала в полной информации по вопросам обращения лекарств, а именно ЛТК являются консультационной службой для медицинского персонала по всем вопросам, связанным с использованием лекарств. ЛТК занимаются разработкой и наполнением информацией формулярного справочника, формированием систем образования сотрудников и др. Таким образом, ЛТК формирует информационную систему на своем уровне.

5. Обучение фармакотерапии проблемно-ориентированным методом в рамках вуза. Базовое образование в области фармакотерапии в обучении будущих врачей оказывает существенное влияние на рациональное использование ЛП. Обучение рациональной фармакотерапии на основе рекомендуемых клинических руководств, особенно по препаратам, входящим в списки необходимых ЛП, способствует формированию ключевых навыков назначения ЛП. Эффективность обучения становится выше, если оно проводится на конкретных клинических примерах (проблемно-ориентированный метод), учитывает знания и навыки студентов, а также направлено на формирование у них самостоятельного критического подхода к назначению ЛП. Реализация рационального выбора и использования ЛП во многом зависит от качества информации по ЛП и создания систем доступа к получению объективной и независимой информации.

6. Постдипломное медицинское образование как требование для лицензирования/аттестации медицинских работников. Лица, назначающие ЛС, должны получать необходимую информацию для рационального выбора и использования. В современном постоянно обновляющемся рынке ЛП для рационального назначения и использования, а также консультирования пациентов им необходимо своевременно получать объективную и достоверную информацию о ЛП, что во многом определяется квалификацией и образованностью медицинского персонала.

В России подтверждение профессиональной компетентности (обязательное повышение квалификации специалистов не реже одного раза в 5 лет) — необходимое условие осуществление профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических специалистов. При повышении квалификации в содержании и тематике программ и учебно-тематических планов образовательных стандартов профессиональной подготовки медицинских специалистов при обучении на циклах интернатуры, переподготовки, сертификационного (аттестационного) усовершенствования специалистов с высшим медицинским образованием государственного образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки любых врачебных специальностей должны быть предусмотрены вопросы, связанные с обращением и информацией по ЛС и аспектами рационального их использования.

7. Проведение надзора, аудита и обеспечение обратной связи при контроле использования лекарств. Надзор за применением ЛС должен включать персональное общение проверяющих с медицинскими работниками, сбор информации о потреблении и использовании ЛП. Только при систематическом наблюдении возможно получить более точное представление относительно преимуществ, факторов риска и относительного действия различных ЛС в рамках одного класса лекарств. Необходимо проведение оценки использования лекарств, которая заключается в аудите выписки лекарств с предоставлением обратной связи со стороны

надзорного органа, а также обсуждением результатов лечения с коллегами и повышением уровня образованности специалистов здравоохранения в области фармакотерапии. Наличие и доступ к объективной и достоверной информации о ЛС играют ключевую роль в формировании эффективной работы по аудиту использования лекарств.

8. Независимая информация о лекарствах. Согласно рекомендациям ВОЗ, возможны различные способы доведения информации до специалистов и потребителей (создание центров информации о лекарствах, разработка лекарственных бюллетеней и др.), однако они должны соответствовать основным требованиям:

♦ быть независимыми от посторонних влияний, включая финансовые и прочие конфликты интересов;

♦ основываться на данных и результатах доказательной медицины.

Согласно позиции ВОЗ, ответственность за подготовку независимой и объективной информации по рациональному использованию ЛС должна возлагаться на государственные органы или национальные комитеты, осуществляющие контроль за ЛС. Стратегией ВОЗ предусмотрено, что государственные органы лекарственного контроля должны регулярно следить за поступающей информацией из других стран относительно качества, безопасности и эффективности ЛС, а также осуществлять постоянный контроль за составлением объективной информации на упаковке ЛС и за их распределением. В резолюциях ВОЗ отмечалось, что информация должна давать сравнительные данные относительно ценности ЛС по отношению к другим препаратам той же терапевтической группы, так как лица, назначающие ЛС, должны знать, какое ЛС больше подойдет данному пациенту. Также им необходима подробная информация о правилах приема данного ЛП, мерах предосторожности, поскольку данную информацию они должны сообщать. ВОЗ предлагает правительству взять на себя расходы по публикации данной информации в медицинских журналах [1, 2].

9. Обучение и информация о лекарствах для населения. Для рационального использования населением ЛП, особенно отпускаемых без рецепта врача, необходимо наличие инструкций по использованию, которые должны быть четкими, легко читаемыми, а также содержать ответы на вопросы ежедневного использования ЛП (предостережения относительно неосторожного использования или хранения, совместимость с приемом пищи и другими ЛП, соотнесение приема ЛП со временем суток и др.).

Важным аспектом влияния на мнение и знания населения об использовании ЛС является реклама. В связи с этим регулирование и контроль рекламы должен быть обеспечен с соблюдением этических принципов и непредвзятости. Все утверждения в рекламах должны быть достоверными, точными, правдивыми, информативными, сбалансированными, современными, без неточностей, недоговоренностей или утверждения, которые невозможно проверить, акцент должен ставиться на факте, а заявление подкрепляться достаточными научными результатами, основанными на данных доказательной медицины.

Кроме этого, ВОЗ рекомендует проведение образовательных компаний для населения в целях обучения рациональному применению и использованию лекарств.

10. Предотвращение реализации корыстных финансовых интересов. Вопрос информации о ЛС является многосторонним в связи с обширным количеством участников данного процесса, и в то время как врачи заинтересованы в получении новой информации, про-

изводители заинтересованы в обеспечении распространения информации именно об их препаратах, при этом целью производителя является реализация ЛП. Существует риск формирования производителем финансовой мотивации у специалиста, что в свою очередь влияет на рациональное или нерациональное использование ЛП:

♦ врачи, которые получают материальную выгоду от продажи ЛП, в связи со своей личной заинтересованностью могут способствовать назначению более дорогостоящих препаратов и в большем количестве, чем те специалисты, которые не получают материального поощрения за выписку ЛС;

♦ тарифы за назначение препарата как процент от стоимости лекарства способствуют продаже более дорогих ЛП; по этой причине необходимо формировать тариф, который не будет зависеть от стоимости ЛП;

♦ пациенты в связи со стремлением экономить денежные средства оказывают давление на медицинских специалистов, вынуждая их выписывать те препараты, которые предоставляются бесплатно либо компенсируются страховой компанией [1, 2]. Возникает необходимость формирования системы возвратов, при которой возмещается стоимость только тех ЛС, которые назначены в соответствии с клиническими руководствами, составленными на основе лучших обоснованных доказательствах эффективности и безопасности ЛС.

11. Соответствующее четкое регулирование использования лекарств. Одним из ключевых положений, содействующих рациональному использованию ЛС, согласно рекомендаций ВОЗ, является четкое регулирование деятельности всех субъектов обращения ЛС. По мнению ВОЗ, к регуляторным мерам, способствующим рациональному использованию ЛС, относятся:

♦ регистрация ЛП с целью разрешения применения в медицинской практике только безопасных и эффективных препаратов высокого качества, запрещение использования неэффективных и небезопасных ЛП;

♦ определенные ограничения применения некоторых препаратов, включая отпуск ряда ЛП только по рецептам;

♦ образовательные стандарты и нормы поведения медицинского персонала;

♦ лицензирование розничных и оптовых организаций продажи ЛП с целью поддержания стандартов хранения и отпуска лекарств;

♦ аттестация специалистов здравоохранения (врачей, медсестер) с целью повышения их квалификации в диагностике заболеваний, а также по рациональному применению лекарств;

♦ соблюдение этических принципов и непредвзятости при регулировании контроля распространения информации о лекарствах. Реклама должна быть достоверной, точной, правдивой, информативной, современной, основанной на данных доказательной медицины [1, 2].

Эффективной реализации данных мер, безусловно, будет способствовать четко организованная система информации о ЛС и информирования специалистов и населения о ЛС.

12. Достаточное государственное финансирование, обеспечивающее доступность лекарств, подготовку и работу медицинского персонала. Государство является основным источником финансирования системы лекарственного обеспечения населения, деятельности регуляторных органов в сфере обращения ЛС, подготовки специалистов здравоохранения в рамках базового и постдипломного образования.

В связи с этим выделение достаточных средств на создание четкой структурированной системы информации о ЛС, а также системы доступа и обеспечения объективной профессиональной информацией о ЛС будет способствовать формированию системы подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения по вопросам рационального использования лекарств, обеспечению рационального использования ЛП в реальной клинической практике и повышению качества лекарственного обеспечения населения.

Анализ мер содействия рациональному использованию говорит о важности четко организованной системы информации о ЛС и системы информирования специалистов, без которой невозможна эффективная регламентация деятельности в сфере обращения ЛС, создание постоянных образовательных программ и ресурсов, содержащих необходимую специалистам здравоохранения всех уровней информацию, а также формирование системы рационального использования ЛС и повышения уровня образованности населения по вопросам использования лекарств и охраны здоровья в целом.

© Бадма-Гаряев М.С., 2015 УДК 614.2:008

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная организация здравоохранения. Содействие рациональному использованию лекарственных средств: ключевые моменты. Перспективы политики ВОЗ в области лекарственных препаратов. Женева; 2002.

2. Ргошой^ rational use of medicines. http://www.who.int/medicines/ publications/ policyperspectives/ppm05en.pdf.

3. Ростова Н.Б. Обоснование организационно-фармацевтических подходов к оптимизации лекарственного обеспечения населения на основе рационального использования лекарственных средств: Дисс. ... д-ра фармац. наук. Пермь; 2011.

Поступила 22.12.2014

REFERENCES

1. World Health Organization. Promoting Rational Use of Medicines: the Key Points. Prospects of WHO's Medicines. [Vsemirnaya organi-zatsiya zdravookhraneniya. Sodeystvie ratsional'nomu issledovaniyu lekarstvennykh sredstv: klyuchevye momenty]. Zheneva; 2002. (in Russian)

2. Рromoting rational use of medicines. http://www.who.int/medicines/ publications/ policyperspectives/ppm05en.pdf.

3. Rostova N.B. Justification Organizational and Pharmaceutical Approaches to Optimize the Supply of Drugs on the Basis of Rational Use of Medicines: Diss. Perm'; 2011. (in Russian)

Бадма-Гаряев М. С.

МНЕНИЕ ВРАЧЕБНОГО ПЕРСОНАЛА ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА УРОВНЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ

ГБУЗ Городская клиническая больница № 7, 115446, Москва, Россия

В статье представлены результаты изучение мнения врачей крупной многопрофильной больницы Москвы об эффективности реализации Программы модернизации здравоохранения и совершенствования материально-технического оснащения и влиянии их на повышение качества медицинской помощи.

Ключевые слова: Программа модернизации здравоохранения; эффективность реализации; мнение врачей.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (3): 32—34.

Для корреспонденции: Бадма-Гаряев Мерген Сергеевич, otdel-77@mail.ru

Badma-Gariaev M.S.

THE OPINION OF MEDICAL PERSONNEL ABOUT EFFECTIVENESS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF HEALTH CARE MODERNIZATION AT THE LEVEL OF MULTIFIELD HOSPITAL

The municipal clinical hospital №7, 115446 Moscow, Russia The article presents results of analysis of opinion ofphysicians of Moscow large multifield hospital concerning issues of effectiveness of implementation of the Program of health care modernization and development of its material technical equipment. The issues of increasing of quality of medical care were also touched upon. Keywords: Program of health care modernization; effectiveness of implementation; physician

Citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini 2015; 23 (3): 32—34.

For correspondence: Badma-Gariaev Mergen, otdel-77@mail.ru

Received 06.04.2015

Одним из приоритетов государственной политики РФ является сохранение и укрепление здоровья населения на основе совершенствования организации медицинской помощи, повышения ее качества и доступности, эффективного и рационального использования имеющихся ресурсов.

Пути решения этих задач определены региональными программами модернизации здравоохранения, которые включают укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем и стандартов оказания медицинской помощи в здравоохранение [1].

Уровень технической оснащенности медицинских учреждений, фондовооруженность медицинского персонала оказывают непосредственное влияние на каче-

ство, доступность, объем оказываемой населению медицинской помощи и эффективность деятельности всей системы здравоохранения.

В соответствии с Программой модернизации здравоохранения г. Москвы, утвержденной Постановлением правительства г. Москвы "О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011—2012 гг." от 07 апреля 2011 г. № 114-ПП и продленной до 2013 г., приоритетным этапом ее реализации стали мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, приведение ее в соответствие с требованиями порядка оказания медицинской помощи.

В современных социально-экономических условиях реформирования здравоохранения актуальным являет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.