РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ ЭКОНОМИКИ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ «КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 г.»*
Устойчивое и эффективное функционирование системы высшего профессионального образования (ВПО) Российской Федерации является стратегической государственной задачей, от решения которой непосредственно зависят социальная стабильность и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Процесс модернизации ВПО в России должен отвечать целям формирования национального человеческого капитала как главной производительной силы, обеспечивающей реализацию инновационно-ориентированной модели экономики - необходимого условия качественного экономического роста, основанного на прогрессивных знаниях.
Следует признать, что сфера образования в России требует прогрессивной реструктуризации, для чего необходимы совместные усилия государства, общества и бизнеса. Рост численности студентов при низком нормативном финансировании вузов не создает надлежащих условий повышения качества ВПО,
* В прошлом номере нашего журнала (Экономическая наука современной России, 2005. №1. С. 156-158) был напечатан отчет о состоявшемся 18 января с.г. заседании Секции экономики ООН РАН, которое было посвящено совершенствованию «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.». В результате обсуждения были сформулированы и приняты публикуемые рекомендации Секции экономики.
порождает относительное перепроизводство и структурные перекосы в подготовке специалистов. Модернизация должна затронуть все стороны системы ВПО: человеческий капитал, технологии, информационную базу, институциональную и организационную стороны. Для решения поставленных задач необходим системный подход в понимании природы данной сферы как естественной монополии, обеспечивающей стратегические возможности страны на всем ее социально-экономическом пространстве в соответствии с требованиями времени и связанной со всеми сторонами жизни и развития общества.
Реструктуризация должна коснуться числа и размеров учреждений ВПО с целью достижения наиболее эффективного соотношения учреждений высшего профессионального образования (УВПО) и государственных автономных некоммерческих организаций (ГАНО) в данной сфере. Структурные реформы в образовании должны обеспечиваться адекватными объемами финансирования, при этом весьма важную роль играет экономия бюджетного финансирования вузов за счет сокращения числа его получателей. В последнее десятилетие в России наблюдался бурный рост числа государственных (на 15%) и негосударственных (в 2 раза) вузов и их филиалов (соответственно, 1371 и 326). Целесообразно объединение однопрофильных и мелких государственных вузов в регионах для достижения средней величины контингента студентов в одном вузе -20—40 тыс. чел. Разумная концентрация капитала в сфере ВПО, характерная на современном этапе для всех развитых стран, может дать до 30% сокращения расходов, а также числа вузов. Необходимо «уплотнение», а не «размывание» единого образовательного пространства.
Реформа предполагает создание в сфере ВПО некоммерческих организаций и преобразование в ГАНО ныне действующих государственных учреждений. Наиболее распространенной формой для государственных вузов должны стать государственные автономные некоммерческие организации, которые, в отличие от учреждений, могут иметь расчетные
Рекомендации Сещии экономики Отделения общественных наук РАН.
счета в банках и иных кредитных организациях, участвовать в капитале хозяйственных обществ, создавать собственные дочерние организации. Это существенно расширит права государственных вузов, укрепит их хозяйственную самостоятельность, откроет возможность становления университетов как крупных науч-но-образовательных и инновационных комплексов, имеющих в своем составе как образовательные и научные структуры, так и производственные ^инновационные предприятия.
Вместе с тем возникают значительные риски, которые должны быть учтены и минимизированы в ходе реализации реформы ВПО. Так, вероятность приватизации ГАНО за счет скупки их долгов и частных инвестиций создает угрозу выполнению необходимых требований к подготовке студентов.
Следует признать целесообразными следующие меры по корректировке и уточнению Концепции.
1. При недостатке средств для обучения всех желающих граждан основой для получения публичного блага - образования должен остаться конкурсный отбор. Конкурс на основе ЕГЭ должен быть дополнен другими видами испытаний, например, собеседованиями в вузах для коррекции набора в необходимых случаях, как это осуществляется в ведущих университетах развитых стран.
2. Введение государственных индивидуальных финансовых обязательств (ГИФО) следует признать нецелесообразным, учитывая, в том числе, опыт США в 80-е гг. прошлого столетия. Эксперимент по введению подобных финансовых обязательств государства в сфере образования признан Конгрессом США в 1990 году негативным и социально деструктивным. Предложение о переводе государственных вузов на финансирование путем введения системы кредитования студентов в виде личного социального образовательного кредита, по всей вероятности, также не может быть реализовано из-за низкого размера таких кредитных средств. Кроме того, введение системы образовательных кредитов, оплачиваемых будущими работодателями, ухудшает конкурентоспособ-
ность выпускников на рынке рабочей силы. Предприниматели предпочтут принимать на работу специалистов, образование которых уже оплачено.
3. Следует решить вопрос о единстве цен (нормативных субсидий) госзаказа на обучение студентов, аспирантов, докторантов в разных ГАНО при наличии единых государственных стандартов. Дифференциация нормативного финансирования на подготовку одного студента в рамках одного направления подготовки приведет к региональному сепаратизму, социальной дискриминации, деградации регионального образования и политическим конфликтам.
4. Необходима разработка и внедрение новых нормативов числа студентов на 10000 населения для государственного заказа и финансирования, основанных на возможностях и потребностях экономики России. При этом должны быть учтены предстоящие изменения в законодательстве о воинской обязанности в 2008 году. Сокращение госзаказа возможно в пределах 20% от современного уровня, что даст соответствующую экономию и позволит обеспечить прирост нормативного финансирования на оставшийся контингент. Базовый норматив госбюджетного финансирования в ВПО должен составлять не менее 60 тыс. руб. в год на одного студента на ступени бакалавриата.
5. Необходимо повысить уровень межведомственной координации при подготовке Правительством РФ нормативных правовых актов модернизации сферы образования. Целенаправленные изменения системы образования должны быть согласованы с другими экономическими и социальными программами Правительства РФ. Необходимо повысить социальный статус работников ВПО, уровень оплаты их труда, пенсионного обеспечения и социальной защиты (в настоящее время более 75% работников ВПО получают месячную зарплату меньше 5000 руб.). Необходимо установить законодательно минимальный уровень оплаты труда различных категорий работников в сфере образования в соответствии со средними уровнями заработной платы работников и специалистов по народному хо-
Рекомендации Секции экономики Отделения общественных наук РАН..
зяйству, промышленности и системе государственной службы.
6. В концепции реформирования высшей школы следует определить источники и механизмы мобилизации финансовых ресурсов, сохранив косвенные финансово-экономические рычаги государственной поддержки вузов в виде налоговых и иных преференций.
7. Следующие мероприятия могут быть рекомендованы для решения проблем финансирования организаций ВПО:
а) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, (может дать до 12 млрд долл. США). Даже третья часть этих средств позволит в 2 раза увеличить государственные субсидии в сферу ВПО. Этот подход будет более справедливым, чем обложение предприятий маркированным налогом на использование специалистов. Предприниматели будут стремиться или не брать не выплативших маркированный налог специалистов, или предлагать им самостоятельно путем спонсорских взносов в предприятие погашать платежи маркированного налога предприятия;
б) использование индивидуального дивиденда за счет ренты на национальное имущество, переданное во владение частному капиталу. По подсчетам отечественных экономистов, на одного гражданина России такой дивиденд только от природной ренты мог бы составить до 400-500 долл. США в год. При накоплении к 18 годам на одного гражданина приходилось бы только его собственных средств до 7-9 тыс. долл., часть которых возможно направить на оплату образования.
8. Реформирование сферы образования предполагает, кроме непосредственных изменений законодательства в области образования, внесение изменений и дополнений в бюджетное, налоговое, трудовое и гражданское законодательство, поэтому целесообразно объединить усилия министерств соответствующего профиля и сформировать межведомственную комиссию.
9. Важной является финансовая поддержка мероприятий по интеграции образования
и науки, в том числе путем оснащения вузов научным оборудованием через центры коллективного пользования совместно с РАН.
10. Целесообразно рассмотреть возможность возвращения УВПО и ГАНО таких прав, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) и Федеральным законом (ФЗ) РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) как права свободного распоряжения доходами от своей деятельности; осуществления любых предусмотренных в их уставах видов деятельности; оперативного распоряжения денежными средствами, их размещения на счетах в коммерческих банках и иных кредитных организациях; права участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ, в том числе научно-производственных и инновационных; освобождение от уплаты всех видов налогов при условии реинвестирования полученных доходов в образовательный процесс и др.
11. Необходимо внести изменения в статьи 252-270, 321.1 Налогового кодекса РФ, по которым расходы УВПО на приобретение основных средств, текущий и капитальный ремонт зданий, находящихся в федеральной или областной собственности, и капитальное строительство не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Необходимо сформулировать целостную систему видов преференций для УВПО и ГАНО, внеся одновременно соответствующие дополнения в ФЗ РФ «Об образовании», а также в Бюджетный, Налоговый, Таможенный, Земельный кодексы РФ, иные законодательные акты, регламентирующие правоотношения в системе ВПО.
12. Необходимо предусмотреть законодательные нормы, исключающие возможность «негативной» приватизации ГАНО.