Научная статья на тему 'Методические рекомендации по определению потребности вузов в инвестиционных ресурсах Материалы рабочей группы'

Методические рекомендации по определению потребности вузов в инвестиционных ресурсах Материалы рабочей группы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по определению потребности вузов в инвестиционных ресурсах Материалы рабочей группы»

Методические рекомендации по определению потребности вузов в инвестиционных ресурсах Материалы рабочей группы

Введение

Планом действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. (раздел "Реформирование образования"), утвержденным Распоряжением правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. № 1072-р, поставлена задача активизации инвестиционной деятельности во всех отраслях народного хозяйства, включая сферу образования как важнейшую отрасль социального сектора. Г лавным направлением инвестиций в высшую школу признана инновационно-технологическая модернизация системы высшего профессионального образования. Реализация этой задачи возможна лишь в условиях активного и эффективного использования всех доступных для этого финансовых, материальных и иных ресурсов, при условии их сосредоточения на решении наиболее значимых для развития вузов проблем и нацеленности на достижение конечных результатов.

Государство при этом должно сохранить функции прямого инвестора для реализации инвестиционных проектов в системе высшего профессионального образования, привлекая как ресурсы самой сферы образования, так и других инвесторов.

Во исполнение плана действий правительства Российской Федерации принято Распоряжение правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. № 944-р, определяющее порядок проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов учреждений высшего профессионального образования. Порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов требует предоставления необходимых расчетов, подтверждающих потребность в инвестиционных ресурсах.

Существующая практика разработки и исполнения инвестиционных проектов связана с финансированием капитального строительства. Однако специфика системы высшего образования обусловливает необходимость инвестирования ресурсов не только в объекты строительства, но и в основную деятельность - образовательный и научный процессы. Для решения таких задач необходима разработка инвестиционных проектов, которые предусматривали бы комплексное вложение ресурсов во все составляющие деятельности вузов с учетом их специфики и были бы направлены на достижение конкретных целей, получение полезных результатов для отдельных вузов и всей системы высшего профессионального образования.

В связи с вышеизложенным, целью настоящей работы является создание методических рекомендаций для проведения расчётов потребности учреждений высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах и подготовки инвестиционных проектов.

Общие положения

1.1. Назначение методических рекомендаций

Методические рекомендации (далее - Рекомендации) содержат методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах (ИР) учреждений высшего профессионального образования (УВПО).

Рекомендации предусматривают:

• унификацию терминологии и классификацию инвестиционных ресурсов по источникам формирования и направлениям использования;

• систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к проектным материалам;

• определение основных принципов и разработку методов расчёта потребности в инвестиционных ресурсах учреждений высшего профессионального образования и Минобразования России в целом.

Рекомендации предназначены для учреждений высшего профессионального образования и соответствующих структур Минобразования России и могут быть использованы в качестве основы для дальнейшей разработки нормативно-методических документов инвестиционных и инновационных проектов.

1.2. Основные термины и определения

В настоящих Рекомендациях используются следующие основные термины и определения.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в учреждения высшего профессионального образования и (или) осуществляемую ими деятельность в целях получения полезного эффекта (результата).

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект - обоснование экономической и (или) социальной целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектносметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиционные ресурсы (ИР) - объём инвестиций, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Участник проекта (исполнитель) - учреждение высшего профессионального образования, подведомственное Министерству образования РФ, имеющее государственную аккредитацию. В число соисполнителей проекта могут входить также другие субъекты инвестиционной деятельности, перечисленные в Федеральном законе от 25.02.99 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Инвестор - юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты.

Неопределенность - неполнота и/или неточность информации об условиях реализации проекта, осуществляемых затратах и достигаемых результатах.

Риск - неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе осуществления проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность.

1.3. Основные принципы и методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах

При разработке методических рекомендаций расчета потребности учреждений высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах применялись следующие общие и частные принципы:

Общие принципы и их назначение: а) комплексность; б) непрерывность; в) определенность.

Принцип комплексности (полноты). Предусматривает представление в обобщенной форме всего комплекса проблем учреждения высшего профессионального образования по всем направлениям инвестиций в соответствии со стратегическим планом его развития (деятельности).

Принцип непрерывности. Предполагает обеспечение последовательности всех этапов расчета потребности в инвестиционных ресурсах - от предварительного (прогнозирования) до составления инвестиционного проекта.

Принцип определенности. Предполагает направленность, нацеленность на решение конкретных задач основной деятельности УВПО.

Частные принципы:

• реализуемость для любого типа и масштаба учреждения высшего

профессионального образования;

• прозрачность, т. е. возможность открытого анализа и контроля процесса

формирования бюджетной заявки и последующего распределения инвестиций;

• достоверность исходных данных, обеспеченная использованием существующих форм бухгалтерской и статистической отчетности;

• оперативность.

При расчете потребности учреждения высшего профессионального образования в

инвестиционных ресурсах возможно применение следующих методов:

• нормативного;

• прямого счета;

• укрупненных расчетов;

• экстраполяции на основе достигнутых результатов;

• экспертной оценки;

• прочих.

Все инвестиционные ресурсы можно подразделить на три группы:

1) полностью определяемые по нормативному методу расчета;

2) частично определяемые по нормативному методу расчёта;

3) не определяемые по нормативному методу расчёта.

Расчет инвестиционных ресурсов, относящихся к группам 2 и 3, производится с использованием совокупности методов, включающих как прямой счет, так и экстраполяцию (прогнозирование) на основе достигнутых результатов, фактических среднеотраслевых данных и экспертных оценок.

1.4. Нормативно-правовые основы расчета потребности в инвестиционных ресурсах

Данные методические рекомендации основываются на следующих нормативных документах РФ:

Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 г. № 145 (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа 2001 г.)

Федеральный закон "Об образовании" от 13.01.96 № 12;

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации (с изменениями на 05.08.00)" от 15.08.96 № 115.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 № 125;

Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39;

Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 № 97;

Федеральный закон от 07.08.2000 № 122 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации";

Постановление правительства РФ от 19.08.94 г. № 967 "Об исполнении механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов";

Постановление Минтруда России от 08.12.97 №№ с 61 по 70 "Типовые отраслевые нормы выдачи рабочим и служащим спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты";

Постановление СМ СССР от 22.10.90 г. № 1072 "Об единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР";

Приказ Минобразования России от 24.04.2001 № 1868;

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 107н;

Письмо Минэкономики России № М13-32/6-51 от 17.01.2000 г. "О применении механизма ускоренной амортизации на персональные компьютеры"; Решение коллегии Минобразования России от 10.04.2001 № 8/1;

Решение Аккредитационной коллегии Минобразования России от 10.10.2001 № 6-2001;

Методические рекомендации, утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 № ВК 477;

Санитарные нормы Минздрава Российской Федерации № 6 149-90 "Условия содержания и организации работы детских оздоровительных загородных лагерей";

Письмо Минобразования России от 09.11.2001 № 21-51-99 ин/10 "О введении показателя экономической устойчивости образовательного учреждения при его лицензировании и аккредитации";

СП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состав обоснование инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений";

СНиП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".

При расчете потребности в инвестиционных ресурсах также могут быть использованы другие существующие СП и СНиП, действующая экономическая классификация расходов бюджета, документы, отражающие налоговые и иные правовые нормы, но не дублирующие их.

По мере появления новых нормативных документов, отдельные приведенные в рекомендациях положения и процедуры могут потребовать корректировки, однако принципы и методы расчета потребности и оценки инвестиционных ресурсов при этом сохранятся.

Классификация инвестиционных ресурсов

Инвестиционные ресурсы учреждений высшего профессионального образования можно классифицировать по различным признакам:

• по характеру объекта вложения;

• по источникам образования;

• по направлениям использования.

По характеру объекта вложения среди инвестиционных ресурсов различают:

• материальные - инвестиции в реальные активы (здания, транспортные средства, оборудование, оргтехнику, земельные участки и др.);

• нематериальные - интеллектуальные инвестиции: вложение средств в

приобретение патентов, лицензий, ноу-хау и др.;

• финансовые: инвестиции в финансовые активы.

По характеру источника образования инвестиционные ресурсы разделяются:

• на средства федерального бюджета (в том числе федеральных целевых программ);

• средства бюджетов других уровней;

• внебюджетные средства.

По направлениям использования инвестиционные ресурсы разделяются на следующие средства:

• для развития и модернизации учебного и научного процессов;

• развития материально-технической базы учреждений высшего профессионального образования;

• организации подготовки специалистов по новым направлениям, специализациям и их учебно-методическое обеспечение;

• разработки и внедрения современных образовательных технологий и их обеспечение;

• осуществления мероприятий, направленных на улучшение социальноэкономических условий для работников учреждений высшего профессионального образования и обучаемых.

Расчет потребности в инвестиционных ресурса

Методические рекомендации устанавливают порядок:

• расчета минимальной годовой потребности подведомственных Минобразованию России высших учебных заведений в инвестиционных ресурсах;

• исчисления годовой потребности в инвестиционных ресурсах на развитие высших учебных заведений, подведомственных Минобразованию России.

Расчет потребности в ИР производится по статьям экономической классификации расходов бюджета (ЭКР).

3.1. Расчет минимальной потребности в финансировании капитальных вложений в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основные фонды (240000)

3.1.1. Расчет минимальной потребности в финансировании на приобретение и модернизацию непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений (240120). Исходными данными для расчета потребности является информация об основных средствах УВПО:

010. Здания;

011. Сооружения;

012. Передаточные устройства;

013. Машины и оборудование;

015. Транспортные средства;

016. Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь;

017. Рабочий и продуктивный скот;

018. Библиотечный фонд;

019. Прочие основные средства.

Потребность в финансировании по данной статье устанавливается по формуле

Нво (Соб1Киз + Свыч техКиз выч техУГрКиф

где Соб1 - балансовая стоимость машин, оборудования, передаточных устройств и других видов основных средств за исключением зданий, сооружений, средств вычислительной техники, библиотечного фонда, рабочего и продуктивного скота (по данным из формы № 5 бухгалтерской отчетности);

Киз - коэффициент износа, принимается равным 0,15, исходя из предполагаемого физического и морального устаревания учебно-лабораторного оборудования;

Свыч тех - балансовая стоимость средств вычислительной техники;

Киз выч тех - коэффициент износа вычислительной техники. Принимается равным 0,25 в соответствии с Письмом Минэкономразвития России № М13-32/6-51 от 17.01.2000 г. "О применении механизма ускоренной амортизации на персональные компьютеры", Постановлением правительства РФ от 19.08.94 г. № 967 "Об исполнении механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов";

Тр - темп роста бюджета по данному виду расходов на следующий год;

Кинф - коэффициент инфляции на следующий год.

Коэффициенты Тр и Кинф определяются из проекта бюджетной заявки Минобразования России на следующий финансовый год, представляемой в Минфин России и согласуемой с Минэкономразвития России, и доводится до образовательных учреждений Минобразованием России.

3.1.2. Расчет минимальной потребности в финансировании расходов на капитальный ремонт жилого фонда (240310). Расчет потребности в финансировании по данной статье устанавливается по формуле

где Сжзд - балансовая стоимость жилых зданий (по данным формы № 5 бухгалтерской отчетности); Киз1 - коэффициент износа жилых зданий, принимается равным 0,007 согласно Постановлению СМ СССР от 22.10.90 г. № 1072 "Об единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР";

Кпов - повышающий коэффициент, учитывает ветхость, сильный износ, большой срок службы зданий и принят равным 10;

Тр - темп роста бюджета по данному виду расходов на следующий год;

Кинф - коэффициент инфляции на следующий год.

3.1.3. Расчет минимальной потребности в финансировании расходов на капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капитальный ремонт жилого фонда

(240330). Потребность в финансировании по данной статье устанавливается по формуле

Ннф КинфТр(Сзд Сжзд)Киз2Кпов,

где Сзд - балансовая стоимость зданий (из формы № 5 бухгалтерской отчетности);

Сжзд - балансовая стоимость жилых зданий (из формы № 5 бухгалтерской отчетности);

Киз2 - коэффициент износа зданий нежилого фонда, принимается равным 0,01 согласно Постановлению СМ СССР от 22.10.90 г. № 1072 "Об единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР";

Кпов - повышающий коэффициент, учитывает ветхость, сильный износ, большой срок службы зданий. Для зданий, относящихся к памятникам архитектуры, повышающий коэффициент принимается равным 10, для остальных зданий нежилого фонда - 5;

Тр - темп роста бюджета по данному виду расходов на следующий год;

Кинф - коэффициент инфляции на следующий год.

3.1.4. Расчет минимальной потребности в финансировании расходов на прочий капитальный ремонт (240350). Расчет потребности производится по формуле

Нпкр

где Стр - балансовая стоимость автотранспортных средств, машин и оборудования (из формы № 5 бухгалтерской отчетности);

Кит - коэффициент износа транспортных средств, принимается равным 0,1 исходя из средних норм износа транспортных средств, машин и оборудования, установленных в соответствии с Постановлением СМ СССР от 22.10.90 г. № 1072 "Об единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР";

Гр - темп роста бюджета по данному виду расходов на следующий год;

Кинф - коэффициент инфляции на следующий год.

3.1.5. Расчет минимальной потребности в капитальных вложениях на строительство

(240230). Расчет потребности в финансировании по данной статье производится при имеющемся недостатке в учебных площадях в предположении, что функционирование УВПО осуществляется без увеличения численности студентов. Расчет выполняется по формуле

Нпл = (Нпл. у - Нпл. р)8^

где Нпл. у - установленный (как средняя или рекомендуемая величина) норматив площадей, приходящихся на одного студента, в системе высшего профессионального образования;

Нпл. р - реальная площадь учебных корпусов УВПО, приходящаяся на одного студента;

8 - средняя цена одного квадратного метра нежилого фонда в данном регионе (варьируется по регионам с учетом их специфических особенностей);

N - численность студентов в УВПО.

3.1.6. Расчет минимальной потребности в капитальных вложениях на жилищное строительство (240210). Расчет потребности в финансировании по данной статье производится в случае, если количество обучающихся, проживающих в общежитиях, не увеличивается и существует недостаток в жилой площади. Расчет выполняется по формуле

Нпл. ж. (Нпл. ж. у Нпл. ж. р)SжNИн,

где Нпл. ж. у - установленный санитарный норматив площадей, приходящихся на одного проживающего в общежитиях, в данном регионе;

Нпл. ж. р - реальная жилая площадь общежитий УВПО, приходящаяся на одного проживающего;

8ж - средняя цена одного квадратного метра жилого фонда в данном регионе (варьируется по регионам с учетом их специфических особенностей);

Кин - численность иногородних обучающихся в УВПО.

3.2. Расчет дополнительной потребности в инвестиционных ресурсах

С учетом специфики сферы образования инвестиционные ресурсы, предназначенные для развития УВПО, не всегда имеют характер капитальных расходов по коду экономической классификации 200 000. Так, открытие новых специальностей, факультетов, филиалов требует не только определенных затрат на капитальное строительство, но и значительных расходов на оплату труда всех категорий работников по созданию учебно-методического комплекса, расходов на приобретение дополнительной литературы, учебно-лабораторного оборудования; пуск в эксплуатацию новых общежитий требует закупки мягкого инвентаря и т. д.

В данном разделе не учитываются потребности УВПО в инвестиционных ресурсах на объекты начатые, но не завершенные строительством, которые рассчитываются на основе соответствующих методик.

Кроме того, в настоящем разделе не рассмотрены дополнительные потребности УВПО в финансировании по ряду кодов экономической классификации, так как обычно их величина находится на уровне погрешности определения более крупных составляющих.

3.2.1. Расчет дополнительной потребности в капитальных вложениях на строительство объектов непроизводственного назначения, исключая жилищное строительство (240230). Расчет дополнительной потребности в финансировании по данной статье производится:

1) при открытии новых специальностей (направлений подготовки). В этом случае расчет осуществляется по формуле

Нпл. разв. - Нпл. у 8(АК - А^),

где Нпл. у - установленный (как средняя или рекомендуемая величина) норматив площадей, приходящихся на одного студента, в системе высшего профессионального образования;

АК - численность студентов, обучающихся по вновь открытым специальностям;

АК - уменьшение численности студентов, обучающихся по существующим специальностям;

8 - средняя цена одного квадратного метра нежилого фонда в данном регионе (варьируется по регионам с учетом их специфических особенностей).

2) при прокладке дополнительных каналов связи (оптоволоконных, телефонных и др.) к учебным корпусам. В этом случае потребность определяется по формуле

Нсвязи Sкан.R,

где 8кан. - средняя стоимость прокладки одного километра канала связи; Я - протяженность каналов связи, км;

3.2.2. Расчет дополнительной потребности в капитальных вложениях на жилищное строительство (240210). Расчет дополнительной потребности в финансировании по данной статье производится в следующих случаях:

1) при увеличении численности иногородних обучающихся. Расчет выполняется по формуле

Ндд. разв Ндд. ж. у8жД^Ин,

где Нпл. ж. у - установленный санитарный норматив площадей, приходящихся на одного проживающего в общежитиях, в данном регионе;

8ж - средняя цена одного квадратного метра жилого фонда в данном регионе (варьируется по регионам с учетом их специфических особенностей);

БКн - прирост численности иногородних обучающихся в УВПО.

2) при прокладке дополнительных каналов связи (оптоволоконных, телефонных и др.) к общежитиям. В этом случае потребность определяется по формуле

Нсвязи, 2 SканRобщ,

где Иобщ - протяженность каналов связи, км;

8кан - средняя стоимость прокладки одного километра канала связи

3.2.3. Потребность в инвестициях на развитие культурно-массовой и физкультурнооздоровительной работы со студентами, расширение библиотечного фонда. Потребность в инвестициях на развитие культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, расширение библиотечного фонда (приобретение дополнительно библиотечного оборудования, периодических изданий и книг, учебников и учебно-методических пособий) определяется по формуле

Нкм фоб (Нкульт + Нфо + адКи^

где Нкульт, Нфо - потребность в инвестициях на развитие соответственно культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы;

Нб - потребность в инвестициях на расширение библиотечного фонда (приобретение дополнительной периодической, учебной, нормативно-справочной литературы);

Кинф - прогнозируемый коэффициент инфляции;

Тр - темп роста бюджета по соответствующему виду расходов.

Составляющие Нкульт, Нфо, Нб устанавливаются на основе метода прямого счета.

3.2.4. Потребность в дополнительных инвестициях на приобретение непроизводственного оборудования. Потребность в дополнительных инвестициях на приобретение непроизводственного оборудования устанавливается по формуле

Нво НобТрКинф,

где Ноб - стоимость приобретаемых машин, оборудования, передаточных устройств и других видов основных средств за исключением зданий, сооружений, библиотечного фонда, рабочего и продуктивного скота;

Кинф - прогнозируемый коэффициент инфляции;

Тр - темп роста бюджета по соответствующему виду расходов.

Величина Ноб устанавливается на основе метода прямого счета.

3.2.5. Дополнительная потребность высшего учебного заведения в инвестициях на медицинское обслуживание. Дополнительная потребность высшего учебного заведения в инвестициях на медицинское обслуживание устанавливается на основе метода прямого счета с учетом потребности в организации медицинских пунктов, поликлиник, профилакториев, детских оздоровительных центров (санитарные нормы Минздрава Российской Федерации № 6 149-90 "Условия содержания и организации работы детских оздоровительных загородных лагерей"), а также в соответствии с требованиями и нормами охраны труда.

3.2.6. Дополнительная потребность в создании запасов оборотных активов. Дополнительная потребность в создании запасов оборотных активов, в том числе мягкого инвентаря и обмундирования, устанавливается по формуле

Нм о Нм + Нс

. обм

где Нм - дополнительная потребность в инвестициях на приобретение мягкого инвентаря;

Нсп. обм - дополнительная потребность в инвестициях на приобретение спецодежды и обмундирования.

Инвестиции, необходимые для приобретения дополнительного мягкого инвентаря, вычисляются по формуле

Нм = ЛК(Спк + См)ТрКинф, где ЛК - прирост количества койкомест в общежитиях;

Спк - средняя цена постельного комплекта (постельное белье, одеяло, подушка);

См - средняя цена матраца;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кинф - прогнозируемый коэффициент инфляции;

Тр - темп роста бюджета по соответствующему виду расходов.

Дополнительная потребность в инвестициях на спецодежду и обмундирование устанавливается по нормам охраны труда и утвержденным нормам обеспечения спецодеждой и обмундированием, в том числе по подразделениям охраны:

Нсп. обм ТрКинф(Л^спецНспСсп + ЛNобмНобмСобмКспец),

где ЛКспец - прогнозируемый прирост количества сотрудников, имеющих право на получение спецодежды (чел.);

Нсп - норматив обеспеченности спецодеждой, в комплектах (по нормам охраны труда);

Ссп - средняя цена комплекта спецодежды (р.);

ЛКобм - прогнозируемый прирост количества сотрудников, имеющих право на получение обмундирования (чел.);

Нобм - норматив обеспеченности обмундированием (комплектов);

Собм - средняя цена обмундирования (р.);

Кинф - прогнозируемый коэффициент инфляции;

Тр - темп роста бюджета по соответствующему виду расходов.

Нормативы обеспеченности спецодеждой и обмундированием определяются на основании постановлений Минтруда России от 08.12.97 № 61-70 "Типовые отраслевые нормы выдачи рабочим и служащим спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты".

3.2.7. Потребность в дополнительном фонде оплаты труда по всем категориям персонала при создании нового учебно-методического комплекса. Дополнительный фонд оплаты труда определяется по формуле

ЛНфот = КмесТрзпКинф(ФОТппс + ФОТувп + ФОТпоп + ФОТауп),

где ФОТппс - месячный фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава;

ФОТувп - месячный фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала;

ФОТпоп - месячный фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала;

ФОТауп - месячный фонд оплаты труда административно-управленческого персонала;

Трзп - темп роста бюджета по заработной плате, предусмотренный на следующий год;

Кинф - коэффициент инфляции на следующий год;

^ес. - количество месяцев, необходимых для создания научно-методического комплекса (обычно принимается равным 12).

Месячный фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава:

ФОТгаЕ = МгаЕ-ЗПгаЕ

ятт

где гак - средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС);

Кпс - расчетная численность профессорско-преподавательского состава, выраженная в ставках, при работе Кмес над созданием учебно-методического комплекса.

Средняя заработная плата ППС определяется выражением

ЗП^ =1,4С15К^1+3-РБ, где С15 - ставка 15-го разряда единой тарифной сетки, р.;

РБ - расчетная база - базовая сумма (100 р.), установленная Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2000 № 122 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".

Коэффициенты 1,4 и 3 учитывают надбавки за должность доцента и ученую степень кандидата наук соответственно.

Квуза - коэффициент приведения уровня средней заработной платы ППС в соответствие с законодательно установленными нормами.

Коэффициент Квуза рассчитывается следующим образом:

где ЗПпрои _ средняя заработная плата по промышленности.

Средняя зарплата по промышленности доводится до вузов Министерством образования по данным Г оскомстата РФ на 1 января года, предшествующего расчетному.

Коэффициент Квуза может быть скорректирован Минобразованием РФ в соответствии с уровнем финансирования, установленным законом о федеральном бюджете.

Месячный фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала вычисляется по формуле

где 0,8 - коэффициент, учитывающий сложившееся соотношение численности УВП и ППС вузов.

Месячный фонд оплаты труда прочего обслуживающего персонала вычисляется по формуле

где Кпоп - численность прочего обслуживающего персонала (рассчитывается по площади, занимаемой сотрудниками при создании учебно-методического комплекса, по сложившимся нормам), выраженная в ставках;

0,8 - коэффициент, учитывающий приведение уровня заработной платы прочего обслуживающего персонала вуза к средней заработной плате соответствующей категории работников промышленности.

Месячный фонд оплаты труда административно-управленческого персонала вычисляется по формуле

где КАУП - расчетная численность административно-управленческого персонала, за исключением ректора;

1,5 - коэффициент, учитывающий приведение уровня заработной платы административноуправленческого персонала вуза к средней заработной плате соответствующей категории работников промышленности

Расчетная численность административно-управленческого персонала устанавливается на уровне 10 % от общей расчетной численности остальных категорий персонала вуза, принимаемой в расчете дополнительного фонда оплаты труда:

Кауп = 0,1^

ппс + Кувп + N поп).

3.2.8. Дополнительная потребность в финансировании начислений на оплату труда (единого социального налога-взноса), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (110200).

Дополнительная потребность в финансировании начислений на оплату труда (единого социального налога-взноса), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при создании нового учебно-методического комплекса рассчитывается по формуле

Ннач = ЛНфотЕСН,

где Л НФОТ - дополнительный фонд оплаты труда (р.);

ЕСН - ставка единого социального налога, установленная законодательством.

Расчет потребности системы высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах

Определение потребности системы высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах может быть выполнено по методу прямого суммирования потребностей вузов или на основе метода укрупненного расчета.

4.1. Метод прямого суммирования

Определение потребности системы высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах по методу прямого суммирования осуществляется путем нахождения суммы потребностей вузов, вычисленных с использованием формул раздела 3 настоящих методических рекомендаций.

4.2. Метод укрупненного расчета

В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов, соответствующего уровням потребностей личности и общества, на основании решения коллегии Минобразования России от 10.04.2001 № 8/1 и приказа Минобразования России от 24.04.2001 № 1868, разработана научно обоснованная методика расчета стоимости реализации профессиональной образовательной программы высшего учебного заведения и филиала. Эта методика утверждена решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 10.10.2001 № 6-2001.

В соответствии с расчетами, проведенными по данной методике (письмо Минобразования России от 09.11.2001 № 21-51-99 ин/10 "О введении показателя экономической устойчивости образовательного учреждения при его лицензировании и аккредитации"), определены пределы годовой стоимости обучения группы студентов из 25 человек по различным направлениям.

Эти данные являются основанием для укрупненного расчета потребности в инвестициях учреждений высшего профессионального образования для достижения нормативного уровня финансирования.

Укрупненный расчет потребности учреждений высшего профессионального образования предлагается проводить по формуле

Нин Ннор Н^ре^

где Нин - потребность в инвестиционных ресурсах УВПО для достижения нормативного уровня финансирования;

Ннор - нормативная величина финансирования УВПО,

Нреал - реальная величина финансирования УВПО.

Нормативная величина финансирования (Ннор) согласно упомянутой выше методике определяется как

Н = (С * N + С * N + С б * N б + С * N )/25

А^нор ч'-'гс, по ІЛ,гс, по 1 '-/э, ми 1Л(э, ми 1 '-/е, мб ІЛ,е, мб 1 '-/тех ІЛ,тех/'

где Сгс, по - средняя стоимость обучения 25 студентов в год по гуманитарно-социальным и педагогическим образовательным программам (450 000 р.);

Сэ, ми - средняя стоимость обучения 25 студентов в год по экономическим математикоинформационным образовательным программам (490 000 р.);

Се, мб - средняя стоимость обучения 25 студентов в год по естественнонаучным и медикобиологическим образовательным программам (760 000 р.);

Стех - средняя стоимость обучения 25 студентов в год по техническим образовательным программам (900 000 р.);

^с, по - количество студентов, обучающихся по гуманитарно-социальным и педагогическим образовательным программам;

N ми - количество студентов, обучающихся по экономическим и математико-информационным образовательным программам;

N мб - количество студентов, обучающихся по естественнонаучным и медико-биологическим образовательным программам;

Мгех - количество студентов, обучающихся по техническим образовательным программам.

Рекомендации по обоснованию инвестиционных проектов учреждений высшего профессионального образования

Рациональное использование инвестиционных ресурсов, особенно в условиях недостаточного бюджетного финансирования, предполагает конкурсную основу распределения инвестиций между отдельными учреждениями в сфере высшего профессионального образования. Поэтому каждый вуз неизбежно сталкивается с проблемой подготовки инвестиционных проектов и их тщательного обоснования, в том числе обоснования потребности в привлекаемых инвестиционных ресурсах. В этой связи представляется важным рассмотреть вопросы определения хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиционных проектов, а также общие вопросы инвестиционной политики УВПО.

5.1. Общие вопросы инвестиционной политики учреждений высшего профессионального образования

Инвестиционная деятельность в вузе реализуется в ходе осуществления инвестиционной политики. Разработка данной политики индивидуальна для каждого учреждения и определяется рядом факторов. К основополагающим относятся:

• динамика спроса и предложений на подготовку специалистов, научно-техническую продукцию, иные услуги, работы и товары, производимые высшим учебным заведением;

• качество и цена "продукции" вуза;

• особенности общей стратегии вуза;

• финансово-экономическое положение образовательного учреждения;

• возможность получения поддержки (из бюджетов других уровней, юридических и физических лиц, иностранных инвесторов);

• наличие собственных финансовых инвестиционных ресурсов;

• наличие достаточного кадрового, материально-технического и интеллектуального потенциала для реализации инвестиционных проектов;

• наличие современной системы управления и информационной инфраструктуры.

Конкретные направления и объекты инвестирования непосредственно связаны с "производственной" стратегией вуза (стратегическим планом развития), процесс выработки которой складывается из пяти основных этапов:

1. Определение концепции долгосрочного (на 3-10 лет) развития вуза.

Концепция эта формируется высшими органами управления вуза (ученым советом, ректоратом) с учетом тенденций развития системы образования, нахождения места в ней данного УВПО, определения круга потребителей образовательных услуг, научно-исследовательских работ, наличия стратегических партнеров и других факторов

2. Определение конкретных целей и постановка задач для их достижения.

В реализации этого этапа участвует не только центральное руководство, но и следующий уровень управления (факультеты, центры, научно-исследовательские институты в структуре вуза), которые разрабатывают среднесрочные и оперативные планы развития, обосновывают необходимость инвестиций, определяют их виды и направления.

3. Непосредственная разработка стратегии.

На данном этапе разрабатываются конкретные инвестиционные проекты структурными подразделениями, творческими коллективами вуза

4. Реализация выбранной стратегии.

Реализация выбранной стратегии предполагает как разработку, так и задействование механизмов, обеспечивающих достижение поставленных целей. К ним относятся организационные и экономические механизмы, формирующие внутреннюю политику вуза. Последняя охватывает все подразделения УВПО и направлена на выполнение разработанных мероприятий.

5. Контроль, анализ хода реализации стратегии.

Данный этап предусматривает мониторинг реализации стратегии и корректировку мероприятий в случае отклонения текущих результатов от конечных целей.

Необходимо отметить, что программы развития сферы высшего профессионального образования обычно имеют комплексный характер и охватывают сразу несколько направлений инвестиций. Сказанное относится в том числе к федеральным целевым программам, целевым программам Министерства образования, а также к международным программам поддержки и развития системы образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.2. Основные разделы и обоснование инвестиционного проекта

Инвестиционный проект должен, как правило, содержать ряд разделов, описывающих суть проекта, а также подтверждающих обоснованность и возможность его реализации.

5.2.1. Цель проекта, объекты инвестиций. Данный раздел должен содержать:

5.2.1.1. Обоснование выбора вида деятельности УВПО, развитие которого предусматривает проект (анализ состояния дел по выбранному направлению, актуальность проекта для развития системы образования).

5.2.1.2. Цель проекта и ее соответствие стратегическому плану развития вуза (сферы высшего профессионального образования), описание и обоснование выбора конкретных объектов инвестиций

5.2.1.3. Финансовые, организационные и правовые условия начала проекта (необходимость опубликования дополнительных нормативных актов, открытия структурных подразделений, регистрации юридических лиц, получения лицензий, предварительных финансовых поступлений до начала реализации проекта).

5.2.1.4. Внешние факторы воздействия и условия реализации проекта

5.2.2. Имеющийся задел у высшего учебного заведения - заявителя инвестиционного проекта. Данный раздел включает: 5.2.2.1. Описание имеющегося потенциала вуза для реализации проекта (площади, технические средства, научное, научно-методическое и учебнометодическое обеспечение, информационные и интеллектуальные ресурсы, кадры, региональные особенности, международные связи, стратегические партнеры, наличие свободных финансовых ресурсов и т. п.)

5.2.2.2. Подтверждение опыта выполнения проектов, аналогичных заявляемому, или работ, необходимых для подготовки к реализации заявляемого проекта.

5.2.3. Партнеры (соисполнители) и инвесторы проекта. В данном разделе приводится следующая информация:

5.2.3.1. Данные о наименовании, организационно-правовом статусе, финансовом состоянии и потенциале всех партнеров (соисполнителей) по инвестиционному проекту.

5.2.3.2. Данные о наименовании, организационно-правовом статусе инвесторов, наличие документов, подтверждающих возможность (в частности, финансовую состоятельность) и готовность их участия в софинансировании (в том числе путем передачи материальных ценностей и нематериальных активов) заявляемого инвестиционного проекта.

5.2.3.3. Объем внебюджетных средств вуза, выделяемых для реализации инвестиционного проекта.

5.2.4. Проектные решения и их обоснование. Данный раздел включает в себя:

5.2.4.1. Описание сути проектных решений, обеспечивающих достижение целей инвестиционного проекта.

5.2.4.2. Ожидаемые научные, учебно-методические, организационные, экономические, технические, технологические, социальные и иные количественные и качественные результаты выполнения проекта; оценка масштабности решаемых задач (отнесение проекта к глобальным, крупномасштабным, региональным, отраслевым, локальным).

5.2.4.3. Правовое обоснование проекта (соблюдение действующего законодательства России, норм международного права, требований стандартов, конвенций, патентной чистоты и др.).

5.2.4.4. Технико-экономическое обоснование проекта:

• Прогнозный расчет материальных затрат для реализации проекта, основанный на использовании действующих рыночных цен.

• Обоснование технической и технологической возможности реализации проекта.

• Характеристика архитектурно-планировочных решений, технологии,

оборудования, необходимых дополнительных научных разработок,

инфраструктуры.

Проектная документация на строительство объектов учебных заведений, представленная на конкурс инвестиционных проектов (второй этап), разрабатывается в соответствии с инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений - СНиП 11-01-95.

Потребность в расширении материально-технической базы вузов обосновывается в пояснительной записке и в разделе "Технологические решения" проектной документации.

Сметная стоимость строительства, реконструкции и расширения объектов определяется на основании действующей в настоящее время сметно-нормативной базы.

• Описание организационно-структурных изменений, осуществляемых в ходе осуществления проекта.

• Оценка предполагаемой потребности в кадровых ресурсах (по категориям персонала, профессиям, квалификации), расчет расходов на оплату труда.

• Составление укрупненной сметы расходов на реализацию проекта.

• Определение основных финансово-экономических показателей проекта (по возможности - расчет срока окупаемости затрат, рентабельности и других известных показателей экономической эффективности).

5.2.4.5. Научная значимость проекта (решение фундаментальных и актуальных прикладных научных проблем).

5.2.4.6. Социальная значимость проекта (повышение качества образования, подготовка специалистов по перспективным направлениям и специальностям для ключевых отраслей народного хозяйства, улучшение условий обучения, труда и отдыха, развитие социальной инфраструктуры, улучшение экологической обстановки, решение проблем здравоохранения и др.).

5.2.4.7. Сравнительная оценка эффективности проекта (количественный и качественный анализ альтернативных проектных решений при условиях их наличия и независимости).

5.2.5. Календарный план выполнения инвестиционного проекта. Включает в себя перечень основных этапов (мероприятий) с указанием сроков их выполнения, исполнителей, объемов финансирования, форм отчетности.

5.2.6. Г рафик платежей. Содержит информацию о сроках, объемах и условиях платежей в разрезе всех источников финансирования инвестиционного проекта

5.2.7. Учет факторов риска и неопределенности. В данном разделе приводятся следующие сведения:

5.2.7.1. Оценка рисков, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов.

5.2.7.2. Оценка влияния на выполнение проекта непредвиденного изменения нормативно-правовой базы.

5.2.7.3. Возможность возврата средств инвесторам в случае невыполнения инвестиционного проекта в полном объеме.

5.2.7.4. Оценка способности заявителя проекта своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательствам.

5.2.7.5. Предлагаемые меры организационного и экономического характера для снижения риска (создание резервов и запасов, распределение риска между участниками проекта, введение в структуру управления проектом координационного центра для синхронизации действий участников в процессе изменения условий реализации проекта и др.)

5.2.8. Управление инвестиционным проектом:

5.2.8.1. Организация управления проектом (распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между подразделениями, реализующими проект, создание новых структурных подразделений для реализации проекта).

5.2.8.2. Координация и мотивация исполнителей проекта (соизмерение целей и задач инвестиционного проекта с целями, задачами подразделений и их потенциальными возможностями, обеспечение заинтересованности подразделений в выполнении мероприятий по проекту).

5.2.8.3. Система контроля за выполнением проекта.

Предложения по использованию методических рекомендаций

Методические рекомендации по определению потребности вузов в инвестиционных ресурсах, описанные в разделах 1-4, применяются в ходе реализации важнейших этапов инвестиционной деятельности.

1-й этап. На первом этапе инвестиционной деятельности в сфере высшего профессионального образования формируются потребности отдельных учреждений с использованием методов, рассмотренных в пп. З.1, З.2 настоящих рекомендаций, исходя из стратегических (долгосрочных) планов развития вузов. Эти потребности определяются на двух уровнях:

а) уровне минимальных потребностей, связанных с необходимостью простого воспроизводства основных средств (раздел З.1);

б) уровне развития, или расширенного воспроизводства (раздел З.2), на котором формируются потребности, обеспечивающие выполнение стратегических планов развития вузов.

2-й этап. На этом этапе рассчитываются общие потребности системы высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах. Расчет производится по двум методам:

а) по методу прямого суммирования (раздел 4.1);

б) по методу укрупненного расчета (раздел 4.2).

В результате обобщения и сопоставления расчетов по двум методам формируются предложения Минобразования России по потребным инвестиционным ресурсам для системы высшего профессионального образования (ВПО), которые вносятся на рассмотрение в Минфин и Минэкономразвития России для подготовки проекта бюджета на следующий финансовый год, а также для формирования федеральных целевых программ.

3-й этап. На этом этапе принимаются (уточняются ранее принятые) федеральные целевые программы и программы Минобразования России, определяющие реальные инвестиционные ресурсы, выделяемые из бюджета для поддержания и развития сферы ВПО, а также для обеспечения интересов развития других отраслей и общегосударственных интересов. С целью реализации этих программ объявляются конкурсы инвестиционных проектов. Кроме того, Минобразования России аккумулирует средства для восполнения основных фондов вузов, которые могут расходоваться как на конкурсной основе, так и на основе отчислений всем УВПО с учетом их потребностей.

4-й этап. На данном этапе осуществляется подача УВПО конкурсных заявок в Минобразование России на выполнение инвестиционных проектов.

5-й этап. На данном этапе УВПО готовят инвестиционные проекты с использованием рекомендаций, описанных в разд. 5, и определяют свои потребности в качестве исполнителей (соисполнителей) этих проектов.

6-й этап. На данном этапе осуществляется реализация инвестиционных проектов, а также восполнение основных средств по заявкам УВПО.

Рекомендации по совершенствованию конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов вузов, имеющих государственную аккредитацию

7.1. Недостатки конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов вузов, имеющих государственную аккредитацию

Анализ конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов вузов, имеющих государственную аккредитацию, проведен с учетом Распоряжения правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. № 944-р. Анализировалось соответствие разработанного Минобразованием России конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов

вузов, имеющих государственную аккредитацию, представленного в правительство Российской Федерации и послужившего основанием для выпуска указанного Распоряжения правительства, требованиям действующих нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность высших учебных заведений.

Проведенный анализ выявил следующие недостатки разработанного Минобразованием России конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов вузов, подведомственных Минобразованию России и имеющих государственную аккредитацию:

• Распоряжением правительства Российской Федерации от 14.07.01 № 944-р оговорено, что конкурс инвестиционных проектов проводится в порядке эксперимента в течение ограниченного срока (начало проведения конкурса - 2001й год, представление предложений по продлению действия конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов и его совершенствованию - до 01.04.200З года и, следовательно, финансирование и реализация инвестиционных проектов - в течение 2002-го года). В то же время в разработанных Минобразованием России документах по конкурсному механизму финансирования инвестиционных проектов (Положение о конкурсном порядке финансирования инвестиционных проектов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, План-график реализации конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов, Порядок проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов высших учебных заведений, находящихся в ведении Минобразования России, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета) не учитываются ограничение срока проведения эксперимента, а следовательно, продолжительности реализации инвестиционных проектов;

• в разработанных Минобразованием России документах используется определение инвестиционной деятельности, не соответствующее имеющемуся в настоящее время в правовом обороте, в частности, оно не соответствует определению, введенному законом Российской Федерации от 26.07.1991 г. № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 19.06.1995 г. № 89 и Федеральным законом от 25.02.1999 г. № З9;

• в разработанных Минобразованием России документах используется термин "собственные средства вуза", что не соответствует нормам ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что образовательные учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Минобразования России и учрежденные в установленном порядке, не являются субъектами права собственности. Кроме того, применяемый термин не соответствует терминологии, введенной Бюджетным кодексом Российской Федерации;

• предложенный Минобразованием России План-график реализации конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов вузов не учитывает ограничения срока проведения эксперимента по конкурсному финансированию инвестиционных проектов вузов и соответственно срока реализации этих инвестиционных проектов.

7.2. Предложения по устранению недостатков, выявленных в документах по конкурсному механизму финансирования инвестиционных проектов вузов, имеющих государственную аккредитацию

Отмеченные выше недостатки могут быть устранены следующим образом:

• изменением редакции п. 11 Порядка проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов высших учебных заведений в части сроков реализации инвестиционных проектов. При этом целесообразно также изменить ограничения на минимальную величину стоимости инвестиционного проекта и предусмотреть возможность отбора для реализации более длительных (до трех лет) инвестиционных проектов в случае, если такие инвестиционные проекты могут быть разделены на целостные, но взаимосвязанные этапы, реализация которых формирует результат инвестиционного проекта в целом;

• приведением определения инвестиционной деятельности в соответствие с используемыми нормами соответствующего законодательства;

• изменением понятия собственных средств вуза на понятие, соответствующее нормам Г ражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации;

• изменением Плана-графика конкурсного отбора и реализации конкурсного механизма финансирования инвестиционных проектов высших учебных заведений путем корректировки сроков реализации каждого этапа таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований Распоряжения правительства Российской Федерации № 944-р, Порядка проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов высших учебных заведений и других нормативных правовых документов, регламентирующих конкурсные процедуры реализации инвестиционных проектов;

• учетом вышеперечисленных изменений во всех документах, регламентирующих проведение эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов высших учебных заведений на уровне Минобразования России (приказ Минобразования России, Порядок проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов высших учебных заведений, Положение о конкурсной комиссии, План-график проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов высших учебных заведений).

В соответствии с изложенным разработаны проекты соответствующих документов, в которых устранены выявленные в процессе проведенного анализа недостатки:

• Приказ Минобразования России "О проведении эксперимента по конкурсному отбору однопрофильных инвестиционных проектов высших учебных заведений, находящихся в ведении Минобразования России и подлежащих финансированию из средств федерального бюджета";

• Порядок проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов высших учебных заведений, находящихся в ведении Минобразования России, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета;

• Положение о Конкурсной комиссии Министерства образования Российской Федерации по конкурсному отбору однопрофильных инвестиционных проектов высших учебных заведений, находящихся в ведении Минобразования России и подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в 2002 году;

• План-график проведения эксперимента по конкурсному отбору однопрофильных инвестиционных проектов высших учебных заведений, находящихся в ведении Минобразования России и подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в 2002 г.

Заключение

Методические рекомендации позволяют рассчитать общие потребности системы высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах, как методом прямого суммирования запрашиваемых вузами инвестиционных ресурсов, так и укрупненным методом, с использованием

нормативных показателей Минобразования России. Расчеты базируются на стратегических (долгосрочных) планах развития вузов и определяются на двух уровнях:

• уровне минимальных потребностей, основанном на необходимости простого воспроизводства основных средств;

• уровне развития, или расширенного воспроизводства, на котором формируются потребности, обеспечивающие выполнение стратегических планов развития системы высшего профессионального образования.

Результаты обобщения и сопоставления результатов расчета по двум методам позволяют создать научно обоснованные заявки на инвестиционные ресурсы, которые могут передаваться в Минфин и Минэкономразвития России для учета в проекте бюджета на следующий финансовый год.

Представленные методические рекомендации по расчету потребности учреждений высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах предназначены также для вузов, планирующих участвовать в конкурсе инвестиционных проектов высших учебных заведений, находящихся в ведении Минобразования России.

Рекомендации позволяют подойти к подготовке и обоснованию инвестиционного проекта с единых методических позиций, что, в свою очередь, дает возможность провести обоснованную экспертизу проектов и отобрать наиболее значимые из них.

Экспертная группа по разработке методики определения потребности образовательных учреждений высшего профессионального

образования в инвестиционных ресурсах

Александров Игорь Борисович

руководитель Центра перспективного развития Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Арменский Александр Евгеньевич

начальник отдела Управления информационных технологий в образовании Демин Виктор Алексеевич

проректор по учебной работе Московского государственного индустриального университета

Иванов Андрей Викторович

проректор по экономике и финансам Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (Технического университета)

Кенина Екатерина Митрофановна

доцент Учебного центра подготовки руководителей, кандидат психол. наук Коваленко Алексей Анатольевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного технического университета Краюшкина Галина Александровна

проректор по экономике и финансам Череповецкого государственного университета Марущенко Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начальник Управления по использованию федерального имущества Московского государственного технического университета им.Н.Э.Баумана

Михайлова Елена Николаевна

начальник Управления бухгалтерского учета и финансового контроля, главный бухгалтер Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

Михайлова Светлана Алексеевна

кандидат эконом. наук, доцент Учебного центра подготовки руководителей Рогов Владимир Владимирович

зам. начальника отдела Управления развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений Министерства образования РФ

Рябов Вадим Федорович

проректор по развитию университетского комплекса Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ"

Смыслова Ирина Николаевна

кандидат эконом. наук, доцент Учебного центра подготовки руководителей Соколицын Александр Сергеевич

кандидат эконом. наук, доцент Учебного центра подготовки руководителей

Федотов Александр Васильевич

ректор Учебного центра подготовки руководителей, кандидат экономических наук, профессор

Методические рекомендации по определению потребности вузов в инвестиционных ресурсах Материалы рабочей группы // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. - № 1(20). С.55-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.