Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ СЕДЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» первый этап – 19–21 мая 2009г., г. Челябинск; второй этап – 4–6 июня 2009 г., Санкт-Петербург'

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕДЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» первый этап – 19–21 мая 2009г., г. Челябинск; второй этап – 4–6 июня 2009 г., Санкт-Петербург Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ СЕДЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» первый этап – 19–21 мая 2009г., г. Челябинск; второй этап – 4–6 июня 2009 г., Санкт-Петербург»

РЕКОМЕНДАЦИИ

СЕДЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» первый этап - 19-21 мая 2009г., г. Челябинск; второй этап - 4-6 июня 2009 г., Санкт-Петербург

19-21 мая 2009 г. в Челябинске (первый этап) и 4-6 июня 2009 г. в Санкт-Петербурге (второй этап) прошла Седьмая международная конференция «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития» Ее базовые организаторы - Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Южно-Уральский государственный университет и Институт теории и истории педагогики Российской академии образования.

В работе конференции приняли участие депутаты национальных парламентов, представители законодательных и исполнительных государственных органов, учебных заведений и общественных организаций государств - членов Евразийского экономического сообщества, а также видные ученые и специалисты в области непрерывного образования, представители крупнейших учебных заведений из Белоруссии, Болгарии, Германии, Казахстана, Киргизии, Польши, России, США, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Финляндии, которые плодотворно занимаются вопросами теории и практики непрерывного образования.

Участники международной конференции обсудили вопросы становления и развития непрерывного образования как общемирового процесса, отметив при этом, что концепция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития» последовательно переходит из сферы теоретических дискуссий в область практических действий, а все большее число стран рассматривают этот процесс как самостоятельное направление не только в сфере образования, но и как часть государственной политики. Присоединение стран к Болонскому процессу открыло дополнительные возможности практического осуществления данной концепции, способствовало формированию общего образовательного пространства. Вместе с тем участники конференции отметили, что усиление процессов глобализации в сфере образования не всегда отвечает национальным интере-

61

сам и культурным традициям многих стран. В ходе состоявшихся дискуссий, обсуждались направления и перспективы интеграционного взаимодействия в области непрерывного образования в рамках единого образовательного пространства как стран-участниц ЕврАзЭС, так и всего мирового сообщества.

На предыдущих конференциях отмечалось, что переход к непрерывному образованию оказывает позитивное влияние на все стороны образовательного процесса, способствует сохранению конкурентоспособности работника на протяжении всей его жизни. Однако начавшийся мировой экономический кризис показал, что системы образования многих стран не готовы к профессиональной диверсификации, что усложнило ситуацию на рынках труда этих стран. Имеющиеся модели непрерывного образования оказались не всегда дееспособны в условиях экономического кризиса. В тоже время, отмечают участники конференции, непрерывное образование открывает новые возможности для использования инновационных образовательных технологий в образовательной деятельности.

В процессе обсуждения и дискуссии участниками конференции было отмечено:

в области начального образования ведутся работы по психологической и педагогической подготовке детей к последующему уровню образования - школьному; однако, в ряде случаев, отмечается низкий уровень педагогического образования воспитателей детских учреждений;

в области школьного образования отмечается достаточный уровень подготовки школьников во многих специализированных лицеях и низкий уровень их подготовки в массовых школах, что вызвано несогласованностью программ обучения с требованиями последующих потребителей школьного образования - вузами, техникумами, училищами и отсутствием педагогов необходимой квалификации;

в области высшего образования отмечаются существенные практические шаги по реализации Болонского процесса; вместе с тем, наряду с совершенствованием методов реализации образовательного процесса, отмечается низкий уровень подготовки абитуриентов, оцениваемых на основе ЕГЭ, что приводит к существенному отсеву студентов на первых курсах (особенно по техническим специальностям), причем уровень отсева с каждым годом растет; двухуровневая профессиональная подготовка (бакалавры и магистры) в странах, перехо-

62

дящих на принципы Болонской декларации, не получила ответной востребованности у бизнес-сообщества;

на всех уровнях образовательной деятельности отмечается старение преподавательского корпуса, трудности его пополнения, особенно преподавателями, которые имеют ученые степени, в частности, по техническим направлениям;

Обсудив наиболее важные вопросы становления и развития непрерывного образования, в том числе и в рамках единого евразийского образовательного пространства и всего международного сообщества, участники конференции

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Приоритетным направлением при формировании непрерывно-

го образования считать сближение образовательных стандартов с профессиональными требованиями, предъявляемыми бизнес-

сообществом, в том числе и к двухуровневой системе профессиональной подготовки.

2. Поддерживая в целом принципы Болонской декларации, необходимо учитывать сложившиеся национальные традиции в области образования, рассматривая их как национальное достояние этих стран, что требует особого к ним отношения.

3. Продолжить работу по разработке, проведению сравнительноправового анализа законодательств и их гармонизации в государствах в области образования, в том числе членов Евразийского экономического сообщества и Евросоюза, с целью создания международноправовых основ системы непрерывного образования. Положительный опыт подобной работы накоплен в ЕврАзЭС.

4. Для унификации понятийного аппарата в области образования

целесообразно продолжить работу, начатую Научно-

исследовательским институтом социально-экономических и педагогических проблем Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина по созданию полиязычного терминологического словаря по непрерывному образованию для стран - членов ЕврАзЭС.

5. Органам управления образования стран-членов ЕврАзЭС:

• интенсифицировать работы по созданию учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, другого учебного и учебно-

63

методического инструментария на электронных носителях для различных уровней профессионального образования;

• разработать критерии оценки качества освоения программы соответствующего уровня и выдачи соответствующего документа государственного образца;

• разработать сетевые программы непрерывного образования, совместно реализуемые несколькими организациями, в том числе с участием иностранных учебных организаций и тренинговых центров;

• разработать комплекс мер по конкурсной поддержке инновационных программ подготовки специалистов для высокотехнологичных производств и непрерывного профессионального образования среди образовательных учреждений и иных организаций, регулирующих программы непрерывного профессионального образования;

• содействовать созданию открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых информационных технологий.

6. Органам власти и управления стран-участниц ЕврАзЭС:

• принять меры для развития информационнокоммуникационных технологий с возможностью их адаптации к потребностям непрерывного образования взрослых;

• разработать совместно с министерствами образования, работодателями и другими заинтересованными сторонами модели софинансирования обучения граждан за счет различных финансовых источников: бюджетов разных уровней, средств работодателей и самих граждан;

• сформировать систему достойной оплаты труда работников образования различных уровней, способствующую сохранению специалистов высокой квалификации в сфере образования и привлечению в эту сферу талантливой молодежи.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.