Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВМЕСТНОМУ ОБУЧЕНИЮ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВМЕСТНОМУ ОБУЧЕНИЮ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / СПИННОМОЗГОВАЯ ГРЫЖА / ТАНЕЦ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / АДАПТАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / РЕПЕРТУАР / INCLUSION / MUSCULOSKELETAL DISORDERS / CEREBRAL PALSY / SPINAL DISC HERNIATION / DANCE / SPECIAL CONDITIONS / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / SOCIOCULTURAL ANIMATION / ART THERAPY / ADAPTATION / TOLERANCE / CREATIVE PRODUCT / REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонек Анна Олеговна

В статье описаны рекомендации по совместному обучению танцам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без нарушений на примере работы инклюзивного танцевального проекта «Преодолей-ка». Раскрыто положительное влияние инклюзии в обучении и личностном развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также раскрыто значение инклюзии в развития адаптивных способностей у детей с нормальным двигательным развитием. Описываются причины, приводящие к двигательным нарушениям, специальные условия, необходимые для работы и требования к педагогам, способным работать в таком коллективе. Перечислены и раскрыты необходимые методы обучения, а также условия для достижения положительных реабилитационных результатов и успешного создания танцевальных номеров с участием детей с двигательными нарушениями. Приведены примеры хореографических постановок из репертуара проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонек Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR JOINT TEACHING OF DANCE ACTIVITIES FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH NORMAL AND IMPAIRED MOTOR DEVELOPMENT

In the article, the concept of “inclusion” is defined. The author describes the positive influence of this phenomenon on the learning and personal development of children with musculoskeletal disorders and proves how important inclusion is for the development of adaptive abilities in children with normal motor development. The author also names the reasons for motor impairments, special conditions necessary for working with these children and requirements for teachers to work with inclusive groups. The article contains the description of teaching methods and conditions for achieving positive rehabilitation results and the successful creation of dances to perform by the participation of children with motor impairments. There are examples of choreographic performances from the repertoire of the inclusive dance project «Preodoley-ka» in the text. The author gives recommendations to organize inclusive dance training for children with musculoskeletal disorders and healthy children and illustrates them by the examples from the work of this project group.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВМЕСТНОМУ ОБУЧЕНИЮ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Рекомендации по совместному обучению танцевальной деятельности детей и подростков с нормальным и нарушенным двигательным развитием

Гонек Анна Олеговна,

аспирант кафедры «Логопедия», Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет (МГПУ) E-mail: angonek@yandex.ru

В статье описаны рекомендации по совместному обучению танцам детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без нарушений на примере работы инклюзивного танцевального проекта «Преодолей-ка». Раскрыто положительное влияние инклюзии в обучении и личностном развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также раскрыто значение инклюзии в развития адаптивных способностей у детей с нормальным двигательным развитием. Описываются причины, приводящие к двигательным нарушениям, специальные условия, необходимые для работы и требования к педагогам, способным работать в таком коллективе. Перечислены и раскрыты необходимые методы обучения, а также условия для достижения положительных реабилитационных результатов и успешного создания танцевальных номеров с участием детей с двигательными нарушениями. Приведены примеры хореографических постановок из репертуара проекта.

Ключевые слова: инклюзия, нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, спинномозговая грыжа, танец, специальные условия, доступная среда, социокультурная анимация, арт-терапия, адаптация, толерантность, творческий продукт, репертуар.

о с

U

сэ см о см см

За последние годы в России сильно изменилось отношение государства к людям с инвалидностью. Повсеместно делается очень много для создания доступной среды. В понятие доступной среды входит и возможность заниматься различными видами деятельности, которые ранее считались посильными только здоровому человеку. Сейчас мы видим уже много примеров танцующих людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Изменяется и отношение в самом обществе к людям с инвалидностью. Все чаще, такие инициативы как, люди, танцующие на сцене на колясках или с опорными тростями находят поддержку в обществе.

Коллектив «Преодолей-ка» был создан для развития инклюзивного танцевального направления в хореографическом творчестве. А также социальной и физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством введения в коллектив детей с сохранным здоровьем, формировании и повышении авторитета социально-активных детей-инвалидов в обществе и развитии чувства толерантности у детей с сохранным здоровьем. [4,7,9]

Инклюзия

Инклюзия - вовлечение в общественную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная работа призвана обогатить человечество особыми качествами. Человек с инвалидностью волей судьбы находится в уникальных жизненных обстоятельствах - самой своей жизнью вынужден решать неординарную проблему. Умение решать ее в реальном времени необычайно важно для каждого человека. Поэтому, работа бок о бок со здоровыми детьми не только помогает ребенку с инвалидностью перенести его тяготы, но и помогает приобрести здоровым участникам коллектива устойчивость к различного рода трудностям. [10,13,14]

Нарушения опорно-двигательного аппарата

К наиболее часто встречающимся причинам, приводящим к инвалидности можно отнести детский церебральный паралич (ДЦП), врожденную спинномозговую грыжу позвоночника (спина би-фида), различные травмы позвоночника и конечностей, последствия онкологических заболеваний.

Детский церебральный паралич - это нарушения работы различных отделов головного мозга, приводящие к спастике (скованность мышечной деятельности), гиперкинезам (непроизвольные аритмичные сокращения различных групп мышц), а также нарушениями функций, управляемых головным мозгом. [3,12,15,18,20]

Спинномозговая грыжа - нарушение развития ребенка, сбой, недоразвитие позвоночника, которое приводит к выходу фракций и тканей спинного мозга из позвоночного столба. Убирается оперативным путем. Основные последствия - потеря чувствительности нижней части тела (нижних конечностей), паралич с невозможностью восстановления.

Травмы позвоночника также приводят к параличу различных зон тела в зависимости от высоты разрыва.

Травмы конечностей могут привести как к неполной функциональности конечности, так и к ампутации.

Онкологические заболевания могут повлечь любые из вышеперечисленных признаков. [11]

Человек с инвалидностью и танец

Для достижения реабилитационных результатов и успешного создания танцевального номера благоприятно влияет:

- Включение в группу здоровых исполнителей (инклюзия).

- Свобода в способе движения, музыки и стиля танца.

- Отсутствие привязки исполнителя к коляске и другим техническим средствам реабилитации или полная свобода использования этих средств.

- Использование любой возможности движения исполнителя.

- Творческий потенциал исполнителя является основной составляющей работы. [2,5,6,8]

Специальные условия

Для успешной деятельности по совместному обучению детей с двигательной патологией и нормальным двигательным развитием должны быть созданы специальные условия. При оборудовании зала для занятий следует обеспечить беспрепятственный доступ детей с НОДА в здание и помещение для занятий. При необходимости в здании должен быть лифт, пандус и поручни при входе. Необходимо соблюдение санитарно-бытовых требований с учетом общих (специфических) потребностей детей (гардероб, санузел, место личной гигиены, кушетка для смены памперсов). [16]

Для занятий танцами желательно оборудовать студию различными по размеру и функциям танцевальными колясками. В остальном, при необходимости, в работе используются личные средства технической реабилитации (артезы, опорные трости, протезы и т.д.).

Требования к помещению. Танцевальный зал должен быть не менее 70 м2. Желательно, чтобы в зале были потолки выше трех метров. Особое внимание уделяется полу, так как значительная часть работы с детьми проходит в партере. В проекте «Преодолей-ка» пол деревянный, покрыт специальным лаковым покрытием, предотвращающим скольжение.

Зал оборудован зеркалами по всей длине одной стены и хореографическими станками по всей длине противоположной стены.

Дополнительное оборудование: активно используются гимнастические коврики, кубики и мячи, обручи, маты, гимнастическая лестница.

Необходима музыкальная аппаратура.

Требования к педагогам

С детьми работают педагоги-хореографы и специальные психологи.

Следует учесть, что с расширением состава участников танцевального коллектива мы одновременно повышаем требования к квалификации педагогов, способных работать в таком коллективе. Балетмейстер в инклюзивном коллективе должен быть грамотным специалистом, получившим соответствующее системное образование.

График занятий

Работа в инклюзивном коллективе требует особого режима. Детям с физическими особенностями в равной степени нужны как индивидуальная, так и групповая работа. Детям с сохранным здоровьем больше подходит групповая работа, но с расширенными задачами. Хороший инклюзивный коллектив должен удовлетворить интересы всех своих участников, а не жертвовать интересами одних ради других.

Рекомендовано для детей с инвалидностью од-но-два индивидуальных занятия в неделю и од-но-два групповых и мелкогрупповых инклюзивных занятия.

Для детей с сохранным здоровьем - два групповых занятия полнообъемной системной хореографии, два занятия спортивными гимнастическими дисциплинами и одно инклюзивное занятие в общей группе.

В работе необходимо учитывать возраст детей и разделять, по возможности, младший, средний и старший состав.

Методы обучения

Метод показа. Демонстрация педагогом движений, дает детям возможность увидеть художественное воплощение образа.

Словесный метод. Словесные объяснения должны быть точными, краткими, конкретными и образными. Необходимо обращать внимание на интонацию и на тональность речи. Все танцевальные движения, совершаемые на занятии

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

необходимо считать. Каждое действие равно одному счету, всего в хореографии принято считать до восьми.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми отпрядённого танцевального материала и танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но предлагает уже более сложный вариант.

Игровой метод. Использование педагогом различных атрибутов, активных игр, эстафет, использующих технические средства реабилитации, игр - превращений. Всего что может развить фантазию и воображение, сгладить различия между детьми.

Импровизационный метод. Следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому как подсказывает музыка. Дети должны попытаться сами найти нужные движения, для создания заданного образа.

Метод иллюстративной наглядности. Педагог знакомит обучающихся с историей и многообразием танца, посредством просмотров видеофильмов, фотографий, чтения книг. В последнее время активно используется танцевальный материал из интернета.

Концертная деятельность

Результатом работы любого хореографического коллектива является проявление определенной стилистики танца в виде хореографических номеров и концертная деятельность. Реабилитация не является главной задачей инклюзивного танцевального коллектива, но во многом хореография и тематика номеров определяется той социальной и реабилитационной работой, которая ведется в проекте с детьми с инвалидностью. [17,19]

Успешная работа проекта «Преодолей-ка» на протяжении десяти лет говорит о том, что это очень хороший опыт и подобные коллективы стоит открывать в домах творчества. В 2019 году при поддержке Фонда Президентских Грантов Российской Федерации была выпущена книга: методика работы инклюзивного хореографического коллектива «Системная хореография при системных нарушениях опорно-двигательного аппарата» более подробно раскрывающая опыт работы проекта «Преодолей-ка». Данное пособие рекомендовано для хореографов и специалистов, планирующих или уже работающих в подобных коллективах. [1]

Описание номеров из репертуара коллектива

«Мама, с днем рождения!», 2011 г. (Исполнители -все участники коллектива) ^ Танец возник на базе детского танцевально-с= го коллектива, созданного хореографом проекта ~ при школьном танцевальном кружке вне всякой сэ связи с проектом «Преодолей-ка». Основной со-~ став - дети 7 лет. В этой постановке мы впервые г решили осуществить интеграцию нашего проекта

с коллективом здоровых детей. Танец поставлен на лексике современного стиля Хип-хоп, адаптированного для детей 7 лет. Песню исполняет замечательный детский эстрадный коллектив «Барба-рики». Тема любви к маме объединила и уравняла всех детей, и каждый выразил ее всеми доступными ему средствами. Любой новый исполнитель, которого мы вводили в этот номер, легко входил в коллектив, начинал играть и активно общаться с другими детьми.

«Надежды свет», 2014 г. (солист Даниил Ш. 9 лет, диагноз: ДЦП, спастическая диплегия)

Эту постановку мы готовили специально для выступления на Паралимпиаде 2014, в городе Сочи.

С первого нашего урока все четыре года с нами наш первый ученик - Даниил. Для нас очень важно было знать, что мы трудимся не напрасно и та душа, и те силы, которые мы отдаем детям, сделают их сильнее, преобразят их, совершат чудо, освободив от оков инвалидности. И чудеса происходят! Наш Даня начал ходить. С каждым днем все больше и лучше. Этому значительному событию в жизни нашего проекта мы посвятили постановку «Надежды свет». В ней Даня невероятно реально совершает преображение от инвалидной коляски к первым самостоятельным шагам. Все, что мы видим на сцене - это не игра актера, это сама жизнь. Кружащиеся и плавно скользящие образы звездных фей сопровождают нашего героя в одиноком плавании по океану жизни. Они манят его, сулят надежду, ускользают и снова оказываются рядом в нужную минуту. Использование в постановке движений классического танца и необычных самокатов придает танцу сказочно романтический характер. И мы продолжаем верить в чудеса...

«Little man», 2014 г. (солистАлеша К., 7лет, диагноз: спина бифида, передвигается с использованием коляски)

Это шуточный танец. И в то же время он концептуален. Два разных истока движения - прыжок и качение - дают рождение двум мирам, разделившим наших героев, которые могут существовать рядом в одно и то же время, не соприкасаясь. Но они обязательно соприкоснутся, потому что дети хотят дружить, играть, познавать всё вокруг. Просто смотрите, как наши талантливые дети легко и непринужденно решают проблемы коммуникации в необычной жизненной ситуации, и вам станет понятно, зачем мы и почему мы вместе.

Литература

1. Агентство стратегических инициатив, Тиражирование инклюзивного танцевального проекта «Преодолей-ка» в регионы России, М., 2014.

2. Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: материалы научно-практ. семинара с междунар. участием, 28-29 марта 2013 г. [сост.: О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова, О.В. Титова, Е.В. Ушакова]. -М.: МГПУ, 2013. - 211 с.

3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровья, 1988. - 328 с.

4. Богданова Т.Г., Гусейнова А.А., Назарова Н.М. Педагогика инклюзивного образования. Учебник / Под редакцией Н.М. Назаровой. М., 2016.

5. Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. - Издание хореографического техникума. - Ленинград, 1925.

6. Гонек А.О., Ёлкин Е.А. Системная хореография при системных нарушениях опорно-двигательного аппарата. - М.: ЭМС, 2020. -114 с.

7. Грибанова М.Б. Творческая реабилитация как путь адаптации детей-инвалидов в обществе. - М., 2004.

8. Гусейнова А.А. Особенности познавательной деятельности и личности детей старшего дошкольного возраста с проявлениями детского церебрального паралича // Современная психология. - 2005. № 2. С. 23-28.

9. Гусейнова А.А. Специфика оказания психолого-педагогической помощи детям с двигательной церебральной патологией и их семьям в современном образовательном пространстве // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд. II Всероссийский съезд дефектологов. 2018. С.152-156.

10. Гусейнова А.А. Включение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивное пространство // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехиной. 2019. С. 88-92.

11. Жигорева М.В. Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. - М., 2016.

12. Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза // Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: материалы научно-практического семинара с международным участием, 28-29 марта 2013 г. - М.: МГПУ, 2013.

13. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Левченко И.Ю., При-ходько О.Г. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

14. Левченко И.Ю. Евтушенко И.В., Никольской И.А. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр, 2013. - 336 с.

15. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилита-

ция больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. - М., 1991.- С. 21-44.

16. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилито-логия (избранные очерки). - М.: Издательский центр МБН, 1997. - 279 с.

17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008. - 219 с.

18. Семёнова К.А. Актуальные вопросы проблемы детского церебрального паралича / Семёнова К.А., Левченкова И.Ю. // Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: материалы научно-практического семинара с международным участием, 28-29 марта 2013 г. - М.: МГПУ, 2013.

19. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2014.

20. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич: Монография. - СПб.: Дидактика плюс; М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. -271 с.

RECOMMENDATIONS FOR JOINT TEACHING OF DANCE ACTIVITIES FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH NORMAL AND IMPAIRED MOTOR DEVELOPMENT

Gonek A.O.

Moscow City University

In the article, the concept of "inclusion" is defined. The author describes the positive influence of this phenomenon on the learning and personal development of children with musculoskeletal disorders and proves how important inclusion is for the development of adaptive abilities in children with normal motor development. The author also names the reasons for motor impairments, special conditions necessary for working with these children and requirements for teachers to work with inclusive groups. The article contains the description of teaching methods and conditions for achieving positive rehabilitation results and the successful creation of dances to perform by the participation of children with motor impairments. There are examples of choreographic performances from the repertoire of the inclusive dance project «Preodoley-ka» in the text. The author gives recommendations to organize inclusive dance training for children with musculoskeletal disorders and healthy children and illustrates them by the examples from the work of this project group.

Keywords: inclusion, musculoskeletal disorders, cerebral palsy, spinal disc herniation, dance, special conditions, accessible environment, sociocultural animation, art therapy, adaptation, tolerance, creative product, repertoire.

References

1. Agency for strategic initiatives. Replication of the idea of an inclusive dance project "Preodoley-ka" in other regions in Russia, Moscow, 2014.

2. Current problems of an interdisciplinary approach to the stage-by-stage comprehensive rehabilitation of children with cerebral palsy: materials of the scientific practical seminar with international participants, March, 28-29, 2013. [Prihodko O.G., Gusey-nova A.A., Titova O.V., Ushakova E.V.]. - M. 2013. - 211 p.

3. Badalyan L.O., Zhurba L.T., Timonov O.V. Cerebral palsy. - Kiev: 'Health', 1988. - 328 p.

4. Bogdanova T.G., Guseynova A.A., Nazarova N.M. Pedagogy of inclusive education. Textbook / Ed. by Nazarova N.M. - Moscow: Higher Education. Bachelor course, 2016.

5. Volynskiy A.L. Book of jubilation. ABC of classical dance. - Published by choreographic technical school. - Leningrad, 1925.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

6. Gonek A.O., Elkin E.A. Systemic choreography for systemic musculoskeletal system disorders. - Moscow: "EMS", 2019. -114 P.

7. Gribanova M.B. Creative rehabilitation as a way to socialize disabled children. - Moscow, 2004. - 66 p.

8. Guseynova A.A. Features of preschool children's with cerebral palsy cognitive activity and personality // Current Psychology. -2005. - № 2. - P. 23-28.

9. Guseynova A.A. Peculiarities of providing children with motor cerebral pathology and their families with psychological and pedagogical assistance // Development of Russian defectology and practice in the current educational environment: a new point of view. Second Russian Congress of Defectologists. 2018. P. 125-156.

10. Guseynova A.A. On involvement of children with musculoskeletal disorders in an inclusive space // Inclusive education: continuity and continuity. Materials of the Fifth International Scientific and Practical Conference / Ed. by Alehina S.V. - 2019. - P. 8892.

11. Zhigoreva M.V., Levchenko I.Y. Children with complex developmental disorders: diagnosis and support. - Moscow, 2016.

12. Levchenko I.Y. Cerebral palsy as a mixed variant of dyson-togenesis // Current problems of an interdisciplinary approach to the stage-by-stage comprehensive rehabilitation of children with cerebral palsy, 28-29 March 2013, MCU. - Moscow, 2013.

13. Levchenko I.Y. Technologies of education and upbringing of children with musculoskeletal disorders / Levchenko I.Y., Pri-hodko O.G. - Moscow: "Academia", 2001. - 192 p.

14. Levchenko I.Y., Evtushenko I.V., Nikolskiy I.A. Distance education: for teachers about students with disabilities. - Moscow,

2013. - 336 p.

15. Levchenko I.Y. Features of mental development of children and adolescents with cerebral palsy // Medical and social rehabilitation of patients and disabled people with cerebral palsyro - Moscow, 1991. - P. 21-44

16. Lilin E.T., Doskin V.A. Rehabilitation of children (selected papers). - Moscow: "MBN", 1997. - 279 p.

17. Mamaichuk I.I. Psychological assistance to children with developmental problems. - Saint-Petersburg: "Rech", 2008. - 219 p.

18. Semenova K.A. Current issues on cerebral palsy / Semenova K.A. Levchenko I.U. // Current problems of an interdisciplinary approach to the stage-by-stage comprehensive rehabilitation of children with cerebral palsy: Materials of the scientific and practical seminar with international participants, March 28-29. -Moscow, 2013.

19. Tkachova V.V. About families with a disabled child. - Moscow,

2014.

20. Shipicina L.M., Mamaichuk I.I. Cerebral palsy: Monograph. -Saint-Petersburg: "Didactics Plus"; Moscow: "Institute of General Humanitarian Research", 2001. - 271 p.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.