Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ В ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ФОРТ КРЫМ"'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ В ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ФОРТ КРЫМ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТЫ С ПЕРСОНАЛОМ / МЕТОДИКА УЧЕТА / КОНТРОЛЬ / ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ФОРТ КРЫМ" / АУТСОРСИНГ / ГРЕЙДИНГ / PAYROLL / ACCOUNTING CONTROL / "LABORATORY FORT CRIMEA" OUTSOURCING GRADING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болог А.С., Колесникова Е.В.

В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета и контроля расчетов с персоналом в ООО «Лаборатория Форт Крым». На основании проведенного исследования определяются плюсы и минусы системы бухгалтерского учета и контроля расчетов с персоналом в данной организации. Даются рекомендации относительно совершенствования учета и контроля данных видов расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF ACCOUNTING AND CONTROL OF PAYROLL IN LLC "LABORATORY OF FORT CRIMEA"

The article discusses the features of accounting and control of payments to the staff of "laboratory Fort Crimea". On the basis of the conducted research the pros and cons of the system of accounting and control of settlements with the staff in this organization are determined. Recommendations are given to improve the accounting and control of these types of calculations.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ В ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ФОРТ КРЫМ"»

ресурс] URL:https://habr.com/company/percolator/blog/222765/ (дата обращения 05.05.2018)

4. Benchmark review of InfluxDB and Elasticsearch [Электронный ресурс] URL:https://www.slideshare.net/influxdata/lets-compare-a-benchmark-review-of-influxdb-and-elasticsearch (дата обращения 05.05.2018)

УДК 331.101

Болог А.С. студент 4 курса

факультет «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» научный руководитель: Колесникова Е.В., к. э.н.

доцент

кафедра «Учет, анализ и аудит» КФУ им. В.И. Вернадского Институт экономики и управления Россия, г. Симферополь РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ В ООО «ЛАБОРАТОРИЯ ФОРТ КРЫМ»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета и контроля расчетов с персоналом в ООО «Лаборатория Форт Крым». На основании проведенного исследования определяются плюсы и минусы системы бухгалтерского учета и контроля расчетов с персоналом в данной организации. Даются рекомендации относительно совершенствования учета и контроля данных видов расчетов.

Ключевые слова: расчеты с персоналом, методика учета, контроль, ООО «Лаборатория Форт Крым», аутсорсинг, грейдинг.

Bоlog A.S. student

4 course, faculty «Accounting, analysis and audit»

KFU them. V. I. Vernadsky Institute of Economics and management

Russia, Simferopol Scientific supervisor: Kolesnikova E. V. candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of «Accounting, analysis and audit»

KFU them. V. I. Vernadsky Institute of Economics and management

Russia, Simferopol RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF ACCOUNTING AND CONTROL OF PAYROLL IN LLC "LABORATORY

OF FORT CRIMEA»

Abstract: the article discusses the features of accounting and control of payments to the staff of "laboratory Fort Crimea". On the basis of the conducted research the pros and cons of the system of accounting and control of settlements with the staff in this organization are determined. Recommendations are given to improve the accounting and control of these types of calculations.

Key words: payroll, accounting control, "Laboratory Fort Crimea" outsourcing grading.

Общество с ограниченной ответственностью (Далее - ООО) «Лаборатория Форт Крым» является одной из ведущих компаний Крыма на рынке IT-технологий, успешно работающей с 1999 года. Организация имеет статус официального партнера фирмы «1С», а также филиалы и представительства во многих городах Крыма, что позволяет оперативно обслуживать клиентов почти на всей его территории. Основной работой данной компании является продажа и обслуживание программного обеспечения, предназначенного для учета и управления, а также выполнение работ по обеспечению его нормального функционирования. Организация является субъектом малого предпринимательства, применяет упрощенный порядок бухгалтерского и налогового учета, находится на упрощенной системе налогообложения и составляет упрощенные формы бухгалтерской отчетности [1].

В ООО «Лаборатория Форт Крым» расчеты с персоналом достаточно разнообразны. Основные виды расчетов с персоналом данной организации представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные виды расчетов с персоналом в ООО «Лаборатория

Форт Крым»

Правила ведения бухгалтерского учета в организации, в том числе и расчетов с персоналом, представленных на рис. 1, закрепляются в Учетной политике организации.

Согласно Положению об оплате труда работников ООО «Лаборатория Форт Крым» в организации установлена повременно-премиальная система оплаты труда, включающая оплату за фактически отработанное время (должностной оклад) и премии за интенсивность и высокие результаты работы. Обобщение информации о расчетах с работниками по заработной плате осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

по каждому сотруднику.

Так как от эффективности использования труда в процессе производства во многом зависят показатели объема производства, себестоимость и качество выпускаемых товаров, возникающий в связи с этим финансовый результат и, в конечном счете, экономический потенциал организации, необходимо проводить анализ эффективности использования фонда оплаты труда. Проведение данного анализа позволяет предоставить информацию для принятия управленческих решений в области повышения эффективности использования ресурсов на оплату труда.

При проведении анализа необходимо сопоставить темп роста средней заработной платы и темп роста производительности труда (табл. 1).

Таблица 1

Анализ эффективности использования фонда оплаты труда ООО

«Лаборатория Форт Крым»

Показатель 2016г./2015г. 2017г./2016г.

Индекс заработной платы, % 95,86 117,42

Индекс роста годовой выработки, % 73,94 120,23

Коэффициент опережения, % 77,14 102,39

Экономия (перерасход) фонда оплаты +2 697,58 -288,51

труда, тыс. руб.

Как видно в табл. 1, в 2016 году по сравнению с 2015 годом наблюдается перерасход фонда оплаты труда в сумме 2 697,58 тыс. руб., что связано со снижением объемов производства на 26,06% по сравнению с индексом снижения заработной платы на 4,14%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается экономия фонда оплаты труда в сумме 288,51 тыс. руб., что связано с опережающим ростом объемов производства на 20,23% по сравнению с индексом роста заработной платы на 17,42%.

Дополним анализ расчетом показателей выручки, прибыли от продаж и чистой прибыли на 1 рубль заработной платы (табл.2).

На основании данных, представленных в таблице 2, можно сказать, что в ООО «Лаборатория Форт Крым» эффективность расходов на оплату труда в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась, т.е. на 1 рубль заработной платы в 2015 году приходилось 3,908 руб. выручки, а в 2016 году - 3,014 руб.

Таблица 2

Дополнительные показатели эффективности использования фонда _оплаты труда ООО «Лаборатория Форт Крым»_

Показатели Единица измерения 2015г 2016г 2017г Изменения (+;-)

2016 / 2015 гг. 2017 / 2016 гг.

Абсолютные Темп прирост а (снижен ия) % Абсолютные Темп прирост а (снижен ия) %

Выручка тыс. руб- 39 186 35 561 37 214 -3 625 - 9,25 +1 653 +4,65

Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб. 2 821 1 243 (2 072) -1 578 -55,94 -3 315 -266,69

Чистая прибыль (убыток) тыс. руб. 2 184 865 (1 886) -1 319 -60,39 -2 751 -318,03

Фонд оплаты труда тыс. руб. 10 028 11 797 12 056 +1 769 +17,64 +259 +2,20

Выручка на 1 рубль заработной платы руб. 3,908 3,014 3,087 -0,894 -22,88 +0,07 3 +2,42

Прибыль (убыток) от продаж на 1 рубль заработной платы руб. 0,281 0,105 -0,172 -0,176 -62,63 -0,277 -263,81

Чистая прибыль (убыток) на 1 рубль заработной платы руб. 0,218 0,073 -0,156 -0,145 -66,51 -0,229 -313,70

Однако, в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается снижение эффективности расходов на оплату труда, о чем говорит увеличение показателя выручки на 1 рубль заработной платы на 0,073 руб. или на 2,42%. Показатели прибыли на 1 рубль заработной платы за 2015-2017гг. значительно снизились, что говорит о снижении эффективности расходов на оплату труда.

Анализ эффективности использования фонда оплаты труда ООО «Лаборатория Форт Крым» показал, что организации необходимо разработать меры по улучшению эффективности использования фонда

оплаты труда.

Наиболее приемлемым вариантом считаем внедрение системы грейдов в установлении должностных окладов работников. В настоящее время большинство компаний устанавливают базовые оклады исходя из субъективного мнения руководителя о том, какая должна быть необходимая и достаточная сумма вознаграждения за выполненную работу. Довольно часто размер оклада устанавливается в зависимости от факторов, не имеющих никакого отношения к ценности и важности данной должности. Например, «пробивная сила» работника, умение торговаться за размер вознаграждения, сложившиеся традиции в оплате труда и т.д. Такая ситуация приводит к демотивации сотрудников. Они не могут понять, по какой причине у работников, находящихся на близких по важности должностях, существенно отличаются оклады, какие действия необходимо предпринять, чтобы рассчитывать на повышение оклада, а также каким критериям должен соответствовать работник, находящийся на высоко- и низкооплачиваемых рабочих местах. Данные проблемы решает система грейдов.

Грейдинг (от англ. grade - уровень, степень, ранг, класс) - это упорядоченная система оценки и ранжирования всех должностей организации, результатом, которого является расположение их по группам (грейдам) в соответствии со сложностью работы и их ценностью для организации. Система грейдов является наилучшей и единственно оправданной системой начисления должностных окладов, так как учитывает интересы как работодателя, который пытается минимизировать издержки на оплату труда, так и работника, который стремится получать как можно больше. Грейдирование должностей похоже на тарифную систему оплаты труда, так как они представляют собой иерархическую структуру должностей, в которой оклады выстраиваются по нарастающему признаку [2]. Однако, выделяются существенные отличительные признаки (рис. 2).

2. Допускает возможность пересечения частей двух ближайших грейдов, т.е. для работника низшего грейда, за счет своего профессионализма, может быть установлен более высокий должностной оклад, чем для специалиста, находящегося в грейде рядом стоящего высшего порядка.

3. Построен на весе должности, рассчитанному в баллах.

4. Выстраивание должностей по принципу важности для организации.

Рис. 2. Отличительные признаки тарифной системы и системы грейдов

Система грейдов, представленная на рис. 2, может быть внедрена как в маленькой, так и в средней и крупной компании, однако не всегда это может быть экономически обоснованно. Руководству ООО «Лаборатория Форт Крым» сначала необходимо сопоставить затраты на внедрение системы грейдов с эффектом, который она может принести. На фоне сложной организационной структуры, наличия проектных групп и постоянно меняющейся численности работников, которая может превышать 50 человек, по нашему мнению, затраты на внедрение данной системы будут значительно меньше, чем эффект от нее. Основные этапы внедрения системы грейдов заключаются в:

1. Определении основополагающих факторов:

- необходимость управления персоналом и их количество;

- степень ответственности за конечный финансовый результат деятельности организации;

- наличие внешних связей.

2. Определение критериев оценки для каждого фактора и присвоение им баллов (табл. 3).

Таблица 3

Критерии оценки факторов_

Фактор Критерии Уровень сложности Баллы

Необходимость Отсутствие в подчинении работников A 1

управления персоналом и их количество Управление рабочей (проектной) группой на 2-3 человека B 2

Управление группой людей C 3

Степень ответственности за конечный финансовый результат деятельности организации Выполнение только своей работы A 1

Работа непосредственно связана с финансовым результатом деятельности организации B 2

Принимаемые решения влияют на доходы организации C 3

Наличие внешних связей Отсутствуют внешние контакты A 1

Необходимость ведения переговоров с представителями других организаций B 2

Непосредственный контакт с руководителями других организаций C 3

3. Оценка, на основании табл. 3, каждой должности с учетом ценности каждого критерия для данной должности. Баллы по ценности выставляются по пятибалльной шкале (табл. 4).

4. Выстроенную иерархию должностей, на основании табл. 4, необходимо разбить на категории (грейды) близких по полученным оценкам должностей.

Так как ООО «Лаборатория Форт Крым» субъект малого предпринимательства, не имеет смысла проводить градацию на много групп, достаточно 5 групп.

Таблица 4

Оценка должности

Критерии по

Фактор уровню сложности Ценность критерия Общий балл

A B C

Главный бухгалтер:

Необходимость управления 2 4 8

персоналом и их количество

Степень ответственности за

конечный финансовый результат 3 5 15

деятельности организации

Наличие внешних связей 2 2 4

Общий балл: 27

Инженер по сервисному обслуживанию программного обеспечения

Необходимость управления 1 1 1

персоналом и их количество

Степень ответственности за

конечный финансовый результат 2 2 4

деятельности организации

Наличие внешних связей 2 3 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий балл: 11

Приблизительно градация осуществляется следующим образом:

- 1-й грейд: от 3 до 10 баллов;

- 2-й грейд: от 11 до 18 баллов;

- 3-й грейд: от 19 до 26 баллов;

- 4-й грейд: от 27 до 34 баллов;

- 5-й грейд: от 35 и выше баллов.

5. Определение размера должностного оклада. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать рынок труда и осуществить сбор информации о размере средней заработной платы аналогичной должности в других организациях. Необходимо установить диапазон окладов для каждого грейда, т.е. нижнюю и верхнюю границу, который позволит поддерживать карьерный рост и другие ценности организации. Таким образом, диапазон окладов может выглядеть следующим образом:

- минимальный должностной оклад устанавливается на уровне среднерыночного значения;

- средний должностной оклад устанавливается на уровне минимального + + 15% от минимального должностного оклада;

- максимальный должностной оклад устанавливается на уровне среднего должностного оклада + 15% от среднего должностного оклада.

Установление минимального должностного оклада на уровне среднерыночного, позволит ООО «Лаборатория Форт Крым» повысить авторитет и конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, 30-ти процентный диапазон повышения оклада в рамках одной должности выступит сильнейшим мотивационным фактором.

Таким образом, структура заработной платы после внедрения системы грейдов будет выглядеть следующим образом (рис. 3).

Заработная плата

+

Надбавки и доплаты по законодательству

Постоянная часть +

- премии за результативность и качество работы индивидуально-личностных показателей;

- премии по итогам работы подразделения;

- поощрения по итогам работы всей компании за отчетный период;

- бонусы за личное участие в проектах компании.

Переменная часть

Рис. 3. Структурные составляющие заработной платы после внедрения

системы грейдов

Внедрение системы грейдов позволит ООО «Лаборатория Форт Крым»:

- повысить эффективность фонда оплаты труда за счет оптимизации расходов на персонал в среднем на 20%;

- снизить текучесть кадров за счет повышения уровня мотивации и понимания сотрудником его значимости для организации;

- отсеять «ленивых» сотрудников;

- с легкостью определять размер базового оклада вновь вводимых должностей;

- способствовать профессиональному росту работников.

С целью определения соответствия действующим нормативным актам принятой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения расчетов с персоналом, а также выявления имеющихся ошибок и степени их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен осуществляться контроль данных расчетов. В ООО «Лаборатория Форт Крым» служба внутреннего контроля отсутствует. Функции внутреннего контроля выполняет главный бухгалтер ООО «Лаборатория Форт Крым» на регулярной основе по следующим направлениям (рис. 4).

Рис. 4. Направления внутреннего контроля расчетов с персоналом в ООО «Лаборатория Форт Крым»

По рис. 4 можно сказать, что обязанности главного бухгалтера достаточно обширны и трудоемки, в связи с чем проводить комплексный внутренний контроль бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в части расчетов с персоналом не всегда возможно. Кроме того, среднесписочная численность работников на 01.01.2018 г. составляет 47 человек, поэтому объем работы конкретно по расчетам с персоналом занимает достаточно много времени и усилий. В связи с этим, возникает необходимость организации внутреннего контроля расчетов с персоналом в форме аутсорсинга, передав функции по расчету заработной платы, составлению отчетности и других функций, непосредственно связанных с данным участком учета, аутсорсинговой компании.

К основным выгодам от применения аутсорсинга расчетов с персоналом по оплате труда можно отнести:

- перенос рисков и ответственности на аутсорсинговую компанию;

- предоставление аутсорсинговой компанией в оговоренные договором сроки необходимых документов, отчетов и др.;

- исключение риска утечки информации о величине окладов сотрудников и руководства;

- передача функций по взаимодействию с налоговыми органами;

- полное соответствие расчетов и отчетности актуальным требованиям законодательства за счет того, что в штате аутсорсинговой компании находятся специалисты, которые специализируются в различных областях бухгалтерского и налогового учета.

При этом, у главного бухгалтера освободится рабочее время, которое можно направить на предоставление помощи высшему руководству по улучшению финансового состояния ООО «Лаборатория Форт Крым».

Использование аутсорсинга предполагает обмен документами между организацией-заказчиком и аутсорсером-исполнителем. Для этого аутсорсинговой компанией составляется график документооборота, который

позже утверждается руководителем организации-заказчика. График документооборота содержит информацию о формах, сроках и способах передачи документов от заказчика к исполнителю и обратно, а также ответственных лиц за процесс обмена документами. Следует отметить, что отсутствие графика документооборота приводит к несвоевременному поступлению информации от аутсорсера в организацию из-за отсутствия сроков движения документов и, как следствие, к снижению оперативности принятия управленческих решений.

Для того, чтобы аутсорсеру осуществлять расчет заработной платы организации-заказчику необходимо ежемесячно предоставлять данные об отработанном времени работниками за текущий месяц, больничных, отпускных и другую информацию, связанную с расчетом заработной платы. Наиболее удобным способом передачи информации является организация совместной работы в программе по учету заработной платы на сервере аутсорсера. Преимуществом данного способа является то, что нет необходимости тратить время на передачу и проверку данных. Работнику кадровой службы ООО «Лаборатория Форт Крым» предоставляется доступ к программе, где он может вести кадровый учет, а аутсорсер может войти в программу и взять все необходимые сведения. При этом ответственность за обновление программы лежит на исполнителе, то есть на аутсорсинговой компании.

На основании вышесказанного предлагаем следующий график обмена информацией между ООО «Лаборатория Форт Крым» и аутсорсером по расчетам с персоналом по оплате труда (табл.5).

Согласно табл. 5, предлагается следующая схема действий. Дважды в месяц кадровый работник ООО «Лаборатория Форт Крым» передает данные для расчета на сервер аутсорсера за 3 дня до выплаты аванса и заработной платы.

Таблица 5

График обмена информацией между ООО «Лаборатория Форт Крым»

и аутсорсером по расчетам с персоналом по оплате труда

Наименование документа Ответственный за оформление Сроки предоставления Периодичность составления

Табель учета рабочего времени и другие документы для расчета Кадровый работник ООО «Лаборатория Форт Крым» Выгрузка на сервер аутсорсера за 3 дня до выплаты либо по запросу Дважды в месяц

Расчетные ведомости, платежное поручение в банк-клиента Аутсорсер До 30 числа - если аванс, до 15 числа - если заработная плата Дважды в месяц

Справка 6-НДФЛ и другая квартальная отчетность Аутсорсер Зависит от вида отчетности. Для 6-НДФЛ - в течение месяца по итогам Для 6-НДФЛ - квартал, полугодие, 9 месяцев, год

отчетного периода; по окончании года - не позднее 1 апреля

Расчетные листки Аутсорсер При окончательном расчете Раз в месяц

Справка 2-НДФЛ Аутсорсер Не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным Раз в год

После получения информации аутсорсером проводится расчет, после чего расчетная ведомость и платежное поручение в банк на выдачу заработной платы направляется в ООО «Лаборатория Форт Крым».

Сумма отпускных рассчитывается по запросу, не позднее трех рабочих дней до начала отпуска. Квартальная отчетность сдается исполнителем в сроки, предусмотренные для каждого вида отчетности. Расчетные листки оформляются один раз в месяц при окончательном расчете и хранятся в программе, следовательно, ООО «Лаборатория Форт Крым» может самостоятельно зайти в программу и их распечатать. Подготовленная справка 2-НДФЛ при запросе от ООО «Лаборатория Форт Крым» направляется на электронную почту сотрудника, который запросил данную справку. После окончания расчета каждый месяц из программы выгружаются проводки и документы и передаются в ООО «Лаборатория Форт Крым» для загрузки в бухгалтерскую базу.

Идеальным вариантом для ООО «Лаборатория Форт Крым» была бы полная передача бухгалтерского учета на аутсорсинг, что позволило бы сократить расходы на заработную плату собственного бухгалтера, однако специфика деятельности не позволяет отказаться от бухгалтерской службы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что применение предложенных рекомендаций положительно отразится на уровне конкурентоспособности и общем финансовом состоянии ООО «Лаборатория Форт Крым». Внедрение системы грейдов должностных окладов повысит востребованность ООО «Лаборатория Форт Крым» на рынке труда, а использование услуг аутсорсинга расчетов с персоналом по оплате труда степень прозрачности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Использованные источники:

1. Коротко о фирме ООО «Лаборатория Форт Крым» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fort.crimea.com/about/company.html (дата обращения: 29.04.2018).

2. Болог А.С. Система грейдирования как инструмент управления персоналом / А.С. Болог, Т.В. Ляшенко // Nauka-rastudent.ru. - 2017. - № 03 (039) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/39/4144/ (дата обращения: 05.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.