Научная статья на тему 'Практика применения и особенности учета услуг по лизингу персонала'

Практика применения и особенности учета услуг по лизингу персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / ПЕРСОНАЛ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / АУТСОРСИНГ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / PERSONNEL / HUMAN RESOURCES / OUTSOURCING / ACCOUNTING / LEASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольховская Оксана Александровна

В статье рассматриваются проблемы лизинга персонала, а также специфика бухгалтерского учета операций по лизингу персонала. Приводится пример отражения в бухгалтерском учете услуг по найму временного персонала для аудиторской проверки. На основе данных проведенного автором исследования определяются преимущества использования лизинга персонала в компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical applications and features of the account service staff leasing

The problems of staff leasing, as well as the specifics of the accounting operations staff leasing are considered in the article. As a result of the study is the example of reflection in accounting of services in hiring of the time personnel for auditor check. Based on data from studies conducted by the author defined the benefits of using leasing staff in the company

Текст научной работы на тему «Практика применения и особенности учета услуг по лизингу персонала»

Оксана Александровна Ольховская — кандидат экономических наук. В 1998 г. окончила Ставропольскую сельскохозяйственную академию. Автор 20 научных работ.

Сфера научных интересов — бухгалтерский и налоговый учет.

О.А. ОЛЬХОВСКАЯ

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА УСЛУГ ПО ЛИЗИНГУ ПЕРСОНАЛА

Последние пятьдесят лет в мире наблюдается возникновение компаний и технологий, предоставляющих нетрадиционные услуги, помогающие эффективнее строить бизнес, снижать риски, оптимизировать бизнес-процессы.

В условиях жесткой конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счет высокого качества продукции, товаров, работ или услуг. В связи с этим перед многими организациями встает вопрос: выгодно ли содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала, или стоит передать их работу, специализированной компании? Оказывается, иногда дешевле предоставить часть своих повседневных вспомогательных функций стороннему исполнителю, чем осуществлять их самостоятельно.

Само явление лизинга персонала появилось в России после кризиса 1998 г. (за рубежом — в 60-х годах прошлого века). Первопроходцами, а точнее, его проводниками стали западные компании, решившие, несмотря на дефолт, продолжать свою деятельность в России. Штаты таких компаний резко сократились, а работы меньше не стало. Возникла необходимость искать обходные пути, и практически у всех они сошлись в так называемых кадровых агентствах (опять-таки иностранных), которые занимались привлечением и работников, и работодателей, выдавая обычный договор подряда за то, что на Западе носит название «лизинг персонала». Едва оправившиеся от кризиса фирмы получили возможность маневрировать трудовыми ресурсами, списывая расходы по их содержанию на другие статьи бюджета и самоустраняясь от выполнения социальных обязательств.

Трудовые договоры временных работников заключались с кадровыми агентствами, они же вели всю бумажную работу (кадровое делопроизводство, расчет заработной платы), несли риски, связанные с трудовыми спорами и выплатой компенсаций в случае расторжения отношений. Хотя на деле они вообще ничего не вели, так как просто не знали, как это делать, а главное — зачем. Причина тому — чудовищное правовое невежество. Вместе с тем работники, которые формально числились в кадровом агентстве, исполняли возложенные на них обязанности на конкретном предприятии. Это и есть классический пример лизинга персонала (staff leasing).

Кроме того, существует temporary staffing (подбор временного персонала). Необходимость в нем возникает тогда, когда нужно срочно заменить работника, который, к примеру, заболел, или найти персонал под конкретный, ограниченный по времени проект (выставка, маркетинговое исследование и т. п.), требующий дополнительных ресурсов.

В запасе тех, кто задумал сделать свою работу чужими руками, есть также outstaffing (выведение персонала за штат) и outsourcing (передача определенных задач работникам другой фирмы). К первому варианту прибегают тогда, когда необходимо сократить расходы на службу персонала (ее обязанности берет на себя аутстаффинговая компания), ко второму — когда компания решает избавиться от непрофильных для себя функций.

В настоящее время на законодательном уровне лизинг персонала не регулируется. Ни в одном законодательном акте — федеральном или субъекта РФ — нет упоминания данного термина. В различных нормативных правовых актах предусмотрена возможность привлечения организацией специалистов из других организаций. Так, в

ГРНТИ 06.35.31

© О.А. Ольховская, 2011

О.А. Ольховская

47

соответствии с пп. «в» п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Кроме того, организация имеет право прибегать к услугам уполномоченных представителей в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 16, 29 НК РФ).

В рамках гражданско-правовых отношений договор предоставления персонала регламентируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель (фирма-аутсорсер) обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Поскольку содержанием договора является использование труда «заемных» работников, именуемое лизингом рабочей силы (персонала), то такой договор, видимо, должен относиться к категории трудовых. Трудовой кодекс допускает регулирование разнообразных отношений в сфере труда с участием работников, работодателей и их представителей, закрепляет возможность существования «иных непосредственно связанных» с трудовыми правоотношений, особо выделяя отношения по «организации труда и управлению трудом» (ст. 1 ТК РФ).

Работники, нанимаемые кадровыми агентствами, имеют, как правило, двух нанимателей, а возникшее правоотношение носит трехсторонний характер. При этом возникает комплекс отношений, регламентируемых нормами трудового права в сочетании с гражданско-правовыми нормами. Это объясняется наличием двух предметов регулирования: имущественных отношений и трудовых отношений.

При заключении договоров аутсорсинга рекомендуется учитывать следующее: в договор необходимо включить все существенные условия, а предмет договора должен быть четко указан. Кроме того, следует детально прописать обязанности сторон, определить конкретный перечень операций, которые будет выполнять сторонняя организация, разработать и утвердить график документооборота и установить сроки выполнения обязательств. В договоре следует особо оговорить ответственность сторонней организации за ошибки, допущенные при ведении учета или составлении отчетности [1].

В тексте договора надо дословно использовать терминологию НК РФ. Операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены, подтверждены документами (договор; если необходимо — копия лицензии; счет-фактура; акт об оказании услуг, подписанный обеими сторонами договора).

В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета специализированной организацией признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности (п. 4, 7 ПБУ 10/99).

Пример. ООО «Атлантида» заключило с аудиторской фирмой ООО «Гефест» договор возмездного оказания услуг, предметом которого являются ведение бухгалтерского и налогового учета, а также представительство в налоговых органах. Ежемесячная стоимость услуг аудиторской фирмы составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Атлантида» должны быть сделаны следующие записи (см. табл.).

Таблица

Фрагмент журнала регистрации хозяйственных операций ООО «Атлантида»

№ Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.

п/п Дебет Кредит

1 Перечислены денежные средства аудиторской фирме 60 51 59 000

2 Приняты к учету оказанные услуги по ведению бухгалтерского и налого-

вого учета на основании ежемесячного двустороннего акта приемки-сдачи 26 60 50 000

оказанных услуг

3 Учтена сумма НДС на основании счета-фактуры аудиторской фирмы 19 60 9000

4 Принята к вычету сумма НДС со стоимости приобретенных услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета 68 19 9000

В налоговом учете расходы на аудиторские услуги (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ), а также на услуги по ведению бухгалтерского учета сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ) являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией. Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль расходы по ведению бухгалтерского и налогового учета аутсорсерами признаются в полном объеме в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии соблюдения норм ст. 252 НК РФ (расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).

Возможна ли полная материальная ответственность работника-исполнителя по договору лизинга персонала в случае утраты работником материальных ценностей заказчика?

Материальной ответственности работника непосредственно перед заказчиком в данной ситуации не возникает. Дело в том, что ст. 238 ТК РФ, устанавливающая материальную ответственность, касается сторон трудового договора. А предоставленный по договору лизинга персонал никак не связан трудовыми отношениями с заказчиком. С другой стороны, заказчик все же может возместить причиненный чужим работником ущерб, если, согласно договору, исполнитель отвечает за неправомерные действия (например, утрату вверенных работнику ценностей) своего персонала. В свою очередь владелец рабочей силы впоследствии имеет все основания взыскать с виновного работника ту сумму, которую по его вине пришлось перечислить на расчетный счет клиента. Сделать это позволяет та же ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник несет ответственность «и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам».

По признанию исследователей, занимающихся проблемой лизинга персонала, такая форма «оптимизации работы» до сих пор не нашла распространения среди российских предпринимателей. Подавляющее большинство ее потребителей (обычно называются цифры от 80 до 95 %) — так называемые «западные» компании [3].

Вместе с тем имеют место и серьезные недостатки использования рабочей силы при таких схемах. Так, в стоимость самой услуги по предоставлению рабочей силы входят сумма заработной платы работников, налоговые отчисления и комиссионное вознаграждение лизинговой организации, которое обычно составляет 15-25 % от суммы всех затрат. Реально сэкономить получится только в том случае, если лизинг персонала сопровождается сокращением персонала, выполняющего работу с кадрами (ведение бухгалтерского учета).

Сумма лизингового платежа рассчитывается так: ФОТ (З/П + НДФЛ) + отчисления на социальные нужды + вознаграждение организации-провайдеру + ХНДС.

Кроме того, исполнитель, не являясь штатным сотрудником организации-заказчика, не может быть направлен ею в командировку для решения производственных задач; выполнение каких-либо ответственных поручений возможно только на основании специально оформленной доверенности [2]. По такой схеме затруднена работа водителей и экспедиторов в организации-заказчике, поскольку сопровождение груза или его перевозка посторонним для организации лицом сопряжены с трудностями, возникающими при оформлении документов.

Стоит отметить, что налоговые органы, как правило, считают, что организации заключают рассматриваемые договоры с целью уклонения от налоговых платежей — налога на прибыль, НДФЛ. Причем судебная практика по данному вопросу крайне неоднозначна: суды выносят решения как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов.

Таким образом, лизинг персонала есть инструмент, позволяющий выразить эффективное приложение труда, особых знаний и умений. Он дает возможность выполнить работу самым эффективным способом. Концепция лизинга персонала (аутсорсинга) позволяет развивать навыки, концентрировать усилия на сильных сторонах и конкурентных преимуществах. Аутсорсинг — это элемент специализации. Специализация — элемент роста производительности труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефимова С., Пешкова Т., КоникН., Рытик С. Аутсорсинг. М.: ООО «Журнал "Управление персоналом"», 2006.

2. Иванов А.К. Занятость и перспективы подготовки кадров для малого бизнеса // Известия СПбУЭФ. 2010. № 6. С. 94-96.

3. СенниковН.М. Влияние финансового кризиса на трудовые отношения // Трудовое право. 2009. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.